Завоевание Дамаска и Палестины

Завоевание Дамаска и Палестины

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 13

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

Это тринадцатая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».

В прошлых Главах мы говорили о падении Багдада в 656 году по Хиджре. Далее произошло завоевание Шама (Леванта). Однако завоевание Шама припозднилось на целых полтора года. Почему?

Мы рассказывали вам историю турецкой Исламской провинции Мияфарикъин (Сильван), которая оказала сопротивление во главе с Аль-Камилем Мухаммадом Аль-Айюби, да помилует его Аллах. Осада завершилась падением города в месяце Мухаррам 658 года по Хиджре. Она длилась 18 месяцев и как мы говорили в прошлой серии, никто из мусульман не оказал им и малейшей поддержки. Аль-Камиль Мухаммад Аль-Айюби был схвачен, ему отрезали голову и с этой головой, надетой на копьё, Хулагу обошёл всю территорию Шама, пока не дошёл до Дамаска и повесил её на городских воротах «Баб аль-Фарадис»[1], где она висела некоторое время. Затем её похоронили в одной из мечетей Дамаска, которая стала известной как «Мечеть головы».

Падение Алеппо

Как только пришли вести о падении города Мияфарикъин (Сильвана), жители осаждённого Алеппо, осада которого началась в месяце Мухаррам 658 года по Хиджре, окончательно потеряли свои силы и боевой дух. Они вышли и отдали ключи от города Хулагу, в надежде на то, что он помилует и оставит их в живых, кроме маленькой группы людей, ополчившихся в крепости и решивших воевать до конца. Хулагу вошёл в Исламский город всего после семи дней от начала осады и к большому сожалению, как этого и стоило ожидать, он не сдержал своё слово и перебил огромное количество населения города, приумножив тем самым горе и страдания мусульман как в Шаме, так и во всём Исламском мире.

Взятие крепости же заняло у него больше времени: около четырёх или более недель. В итоге крепость всё же пала и всех, кто в ней находился убили. Хулагу схватил предводителя укрывавшихся в крепости Тураншаха, пожилого человека, о котором мы рассказывали, что именно он поднял людей на войну на пути Аллаха. А также, что он приходился дядей Ан-Насыру Юсуфу Аль-Айюби, предателю, который сотрудничал то с крестоносцами, то с татаро-монголами, а теперь, находясь в Дамаске, объявил войну, как было рассказано в прошлой части.

Хулагу схватил Тураншаха, однако он не убил его. Некоторые историки объясняли причину этого тем, что он был восхищён доблестью и отвагой Тураншаха и поэтому оставил его в живых. Но я не считаю, что это убедительный аргумент для такой кровавой фигуры как Хулагу. Однако, возможно, он сохранил ему жизнь для того, чтобы не разгневать айюбидских правителей, которых было немало на территории Шама, и чтобы завоевание Шама в дальнейшем проходило легче. Ведь он только недавно убил Аль-Камиля Мухаммада Аль-Айюби. Сейчас убьёт Тураншаха Аль-Айюби, а затем взбунтовавшегося Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби в Дамаске. В таком случае против него восстанет весь Шам. Поэтому он решил не убивать его, чтобы оставить возможность вести переговоры с айюбидами и заключать с ними продолжительные союзы, и для того, чтобы в дальнейшем при походе на Дамаск у него был рычаг давления на Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби, племянника Тураншаха в Дамаске. В общем, Алеппо пал, случилась резня, как мы уже говорили.

Беспрецедентное решение Хулагу в Антакии

Хулагу вышел из Алеппо в направлении запада, в Антакью. Вы уже, конечно, знаете, что Антакья – это дружественное Хулагу княжество во главе, которого находился христианский князь Боэмунд. Это княжество располагалось на территории современного города Антакья в Турции. По пути в это княжество Хулагу завоевал одну из крупнейших крепостей в регионе, крепость Харим.

Завоевание Дамаска и Палестины

После взятия этой крепости он созвал большое совещание у стен города Антакья. На это собрание были созваны все его главные союзники: князь Боэмунд, правитель Антакьи царь Хетум l, правитель Армении, сельджукские эмиры мусульмане Кылыч-Арслан IV и Кей-Кавус II, которые, конечно, также были союзниками татаро-монголов. Также был приглашён Аль-Ашраф Аль-Айюби — эмир Хомса и ещё один союзник татаро-монголов. Собрание было проведено для регулирования ситуации на обновлённом среднем востоке согласно монгольскому видению.

Что же он сделал на этом собрании?

  • Во-первых, он вознаградил Хету̒ма короля Армянского государства за его помощь в завоевании Багдада, а затем Алеппо, передав в его распоряжение некоторые Исламские города Анатолии (часть нынешней Турции).

Естественно, Кылыч-Арслана IV и Кей-Кавуса II никто не спрашивал, но они и не смели возражать против этого решения. Они без проблем отдали эти города армянскому правителю.

  • Также он вознаградил князя Антакьи Боэмунда, безвозмездно подарив ему сирийский мусульманский город Латакию.

Ранее, в истории, Латакия уже была однажды захвачена крестоносцами, однако мусульмане перед нынешними событиями освободили её от оккупантов. И вот лишь по одному указанию Хулагу она была передана во владение Боэмунда.

  • Тогда же он отдал Ашрафу Аль-Айюби, одному из мусульманских эмиров, сотрудничавших с ним, эмират Алеппо, который он присоединил к уже находившемуся у него во власти эмират Хомс.

После всех этих щедрых вознаграждений и подарков для союзных сил, он сделал нечто удивительное. То, что он сделал, показалось странным для многих историков.

Он назначил нового патриарха Антакьи. Это очень странно. Ведь провинция Антакья – это провинция одного из его друзей, князя Боэмунда, это христианское крестовое княжество. И для чего Хулагу избирать нового патриарха для провинции Антакья? Это весьма странно. Ещё более странно то, что он назначил греческого, православного патриарха над католическим княжеством Антакьи. Как вам известно, основателями всех княжеств-крестоносцев в Леванте были западноевропейцы и все они были католиками. А Греция, на то время была в составе великой Византийской империи, столицей которой был Константинополь. Византийская империя полностью была православной. Так почему он назначил православного патриарха во главе католического княжества? Ведь это приведёт к замешательству. И вы прекрасно знаете, что Хулагу не был христианином. Он вообще не исповедовал никакую из Авраамических религий. Он исповедовал религию, недавним основоположником которой был Чингисхан.

Какова же причина такого странного поступка?

Жители Антакьи, конечно, были возмущены, но князь Антакьи — Боэмунд согласился с этим решением, считая это наиболее реалистичным сценарием. Сейчас нужно беспрекословно подчиняться новому властелину мира.

Зачем Хулагу сделал это?

  • Во-первых: для того, чтобы унизить Боэмунда и Хету̒ма. Хету̒м также был католиком (армяне были католиками). Таким образом он принижал их значимость и показывал им, что даже если они и являются его союзниками в этих войнах, то им ни в коем случае не стоит осмеливаться притязать на дружбу, на своё слово или самостоятельное решение. Во всём данном регионе последнее слово всегда будет за Хулагу. Даже в том, что касается назначения патриарха княжества Антакья. Это, во-первых.
  • Во-вторых: тем самым он хочет установить хорошие отношения с римским цезарем в Константинополе. Для того, чтобы держать подальше эту большую мощную империю от вмешательства в дела татаро-монголов, до поры до времени, пока он не осуществит свои ближайшие цели. И, несомненно, после этого, он намеревался завоевать и Византийскую империю. Но, тогда, когда представится для этого подходящее время. К тому же он назначает своего осведомителя внутри княжества Антакья, который будет доносить до него важные сведения.

Несмотря на все возражения всех крестовых княжеств, начиная от Акки на юге и заканчивая всеми остальными крестовыми княжествами, тем не менее Боэмунд согласился с назначением православного патриарха во главе католической церкви. Беспрецедентное историческое событие, которое, как я полагаю, так и осталось единственным в истории.

Путь в Дамаск

Итак, после этого Хулагу покинул эту землю и направился на юг, для встречи с мятежником, поднявшим знамя так называемого джихада в Дамаске, с Ан-Насыром Юсуфом Аль-Айюби.

Абсолютно беспринципным человеком, для которого не осталось ничего святого: то он с монголами; то с крестоносцами; то с мусульманами; то он за джихад; то за предательство. Как вы видели, он менялся в зависимости от выгоды.

И вот Хулагу идёт к нему со своим войском. Их путь пролегал через сирийский город мусульман Хама. Жители города Хама собрались в раздумьях: «Что им делать?» В итоге они все единогласно пришли к решению отдать Хулагу ключи от города. И действительно делегация города Хама вышла из города, направляясь на север, чтобы встретить Хулагу ещё на подступах к городу.

«Не утруждай себя, город открывает для тебя свои врата без малейшего намёка на сопротивление. Не утомляй монгольских лошадей, не напрягай монгольских воинов в длительной осаде вокруг города Хама. Бери ключи, открывай ворота».

Хулагу действительно взял ключи и дал настоящую гарантию сохранности жизней жителям Хама. И это один из немногих случаев, когда Хулагу сдерживает своё обещание сохранить жизни. Это для того, чтобы легче было завоевать Шам, так как он обнаружил, что количество населения на этих землях намного выше, тех регионов, через которые он до этого прошёл на востоке Исламского мира. Так он хотел оставить для всех городов в Шаме возможность капитулировать и открыть свои ворота без боя, чтобы поскорее перейти к следующим странам.

Итак, город Хама был взят татаро-монголами с их лидером Хулагу без никаких проблем. Далее в пути, к югу от Хама встречается город Хомс. Конечно же Хомс – это союзный город, город эмира Аль-Ашрафа Аль-Айюби, поэтому он пропустил этот город, не войдя в него и направился далее к Дамаску.

Расстояние между Хомсом и Дамаском равно всего лишь 120-ти километрам (приблизительно). Таким образом, они приблизились к городу на расстояние двух-трёх дней. Войско солдат обычно преодолевает от сорока до пятидесяти километров в день. И вот уже совсем скоро случится сражение с жителями Дамаска.

✻✻✻

Завоевание Дамаска и Палестины

Давайте теперь ненадолго, оставим Хулагу и перенесёмся в Дамаск к правителю Ан-Насыру Юсуфу Аль-Айюби и взглянем на то, что он предпринял, когда узнал о приближении татаро-монгольских войск к Дамаску.

Он созвал совещание, на котором присутствовали главнокомандующие армией Дамаска, большие министры и чиновники, а также знать, мнение которой также имело вес в городе.

Конечно, Дамаск – это большой и достаточно укреплённый город, один из величайших Исламских городов. Этот город ранее был столицей Омейядского халифата довольно долгое время. Затем, как вы знаете, халифат перешёл к ‘Аббасидам и столица Исламского мира была перенесена в Багдад. Тем не менее, город оставался научным центром, где было много учёных, где проживало большое количество населения, а также он был безусловно одним из самых богатых Исламских городов. В этом городе находилось всё богатство Ан-Насыра Аль-Айюби. Все его дворцы, вся его семья жила в этом регионе, ведь он правил им уже достаточно долгое время.

В общем, Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби собрал военачальников и стал спрашивать об их соображениях. Тогда встал Зайнуддин Аль-Хафизи. Зайнуддин в то время был главнокомандующим дамасской армии.

Вы уже знаете, что Дамаск и Алеппо были одной провинцией, правителем которой был Ан-Насыр Аль-Айюби. Алеппо уже целиком был взят под контроль, как мы видели, и остался только лишь один Дамаск. Конечно, это была весьма небольшая территория, но всё же он считал себя эмиром этого региона.

В общем, Зайнуддин Аль-Хафизи был реалистом, как считают многие аналитики и эксперты. Он заявил, что они не способны противостоять Хулагу и его армии и поэтому нужно поднять белый флаг и отдать ключи от города, как ранее это сделали другие лидеры, вручившие ключи Хулагу. Естественно, до них дошла новость о падении Мияфарикъина и они видели ужасную участь Аль-Камиля Мухаммада Аль-Айюби. К тому же они видели, какого положения добился Ашраф Аль-Айюби, предатель, который всё продал и сам продался, и отдал город Хулагу.

Итак, Зайнуддин Аль-Хафизи считал, что нужно капитулировать. Правитель Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби знал, что Хулагу пришёл мстить, так как, мы уже говорили, что Хулагу был очень зол на Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби за то, что последний потребовал от него помощи в завоевании Египта в своих интересах. Ан-Насыр Аль-Айюби боялся встретиться с Хулагу; боялся, что если даже Хулагу изначально и пообещает сохранить им жизни, то он может не сдержать своё обещание и убить его, также как ранее был убит Аль-Камиль Аль-Айюби. Он был в замешательстве.

В это время в армии находился один из крупных военачальников Аз-Захир Рукнуддин Бейбарс. Вы, конечно, знаете этого выдающегося полководца. Он был из числа мамлюков, проживавших в Египте. Он покинул Египет из-за обстоятельств, о которых мы ещё расскажем в следующих двух эпизодах. Он сбежал из Египта, прибыл в Дамаск и находился в армии Ан-Насыра Аль-Айюби.

Аз-Захир Бейбарс страстно желал участвовать в войне на пути Аллаха. Он был набожным, благочестивым человеком. Когда он увидел такое малодушие он встал и устроил большую революцию внутри дамасского дворца. Он настолько возмутился, что стал оскорблять Зайнуддина Аль-Хафизи. Он даже набросился на него с кулаками:

«Из-за тебя, из-за вашей трусости погибнут мусульмане. Необходимо выйти и сразиться с татаро-монголами на пути Аллаха. В Дамаске сосредоточены значительные силы, в нём проживает большое население, и сам город хорошо укреплён. Так почему же нам не сразиться с ними на пути Аллаха?!»

Однако, остальные не понимали значения этого нового для всего поколения понятия – джихад на пути Аллаха. Они были знакомы лишь с борьбой за престол. Никто его не поддержал. Все решили отступиться от города. Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби даже решил полностью покинуть город. Он решил оставить город без защиты, без порядка и контроля, без никакого присмотра и бежать самому со своей семьёй и имуществом на юг, где в пустыне он сможет скрыться от глаз татаро-монголов. То же самое сделал и Зайнуддин Аль-Хафизи, главнокомандующий армией, а также и сама армия. Все мусульманские войска бежали из Дамаска на Юг, в сторону Палестины. К большому своему сожалению Рукнуддину Бейбарсу пришлось также перебраться из Дамаска в Палестину, так как не осталось никого, кто бы сражался вместе с ним.

✻✻✻

Падение Дамаска

Делегация из знати Дамаска вышла из города, неся с собой ключи от города, чтобы вручить их Хулагу, и чтобы он вошёл в покорённый им, без боя, город. Хулагу получил ключи от Дамаска, когда находился всего в нескольких километрах от самого города. Однако, одновременно с получением ключей до него дошла очень важная новость из Каракорума, столицы татаро-монгольской империи в Монголии.

И что это была за новость? Умер Менгухан.

Менгухан был императором величайшей Монгольской империи.

Империя, которая, как мы говорили, расстилалась от Кореи на востоке до Польши на западе. Было оккупировано на то время уже больше половины территории мира.

Это событие имело чрезвычайную важность для Хулагу. Особенно потому, что Хулагу являлся одним из главных кандидатов на правление государством после смерти Менгухана. Естественно, ведь он был одним из братьев Менгухана, он завоевал ‘Аббасидский халифат, он покорил Левант (Шам). Его послужной список был богат успешными военными кампаниями. Он тотчас же собрался возвращаться в Каракорум, чтобы участвовать в избрании нового правителя Монгольской империи, в надежде на то, что именно он станет этим новым императором. Во главе монгольских войск он оставил христианина Китбугу, одного из самых крупных полководцев Монгольской армии.

Хулагу начал свой путь обратно в Каракорум, однако, ещё в пути, в Иране, в частности в районе Тебриза до него дошла весть, что народное собрание татаро-монголов избрало императором всей Татаро-монгольской империи одного из его братьев Хубилая. Конечно, эта новость сильно омрачила Хулагу, но он смирился с этим. Он не стал возвращаться в Дамаск, а остался в городе Тебриз.

Почему именно Тебриз? Потому что это центральная часть, из которой он может управлять делами огромной империи на среднем востоке и близлежащих территориях по сравнению со всего лишь несколькими городами и провинциями, оставленными в Шаме. Однако, он не забыл издать строгое указание схватить Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби, где бы он не находился и привезти его к нему живым или мёртвым.

И действительно, вышла монгольская экспедиция, преследовавшая Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби, который нашёл прибежище у Мугиса Фатхуддина ‘Умара, правителя города Эль-Карак, который находится сегодня в Иордании. Некоторое время он укрывался у него, а когда узнал, что монгольские воины идут в Иорданию, сбежал и оттуда подальше вглубь пустыни. Тем не менее, монгольские воины настигли Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби, они схватили и убили этого вероломного человека. Он лишился счастья иметь хоть что-то из того мирского, к которому стремился.

И как мы говорили ранее, Аль-Камиль Мухаммад Аль-Айюби, да помилует его Аллах, был убит с высоко поднятой головой, с честью в войне на пути Аллаха, а Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби был убит в таком унижении и презрении. Большая разница между этими двумя людьми.

Итак, Дамаск открыл свои ворота и монгольские войска вошли в город. Скорбь по Багдаду, который пал совсем недавно, приумножается скорбью завоевания и этого великолепного города. К тому же в город Дамаск сейчас входят три христианских правителя впервые с тех времён, когда Римская армия больше шести веков тому назад была выдворена из города Исламскими войсками. В город вошли:

  • Китбуга — христианский военачальник, руководящий татаро-монгольскими войсками;
  • князь Боэмунд, правитель Антакьи;
  • а также король Армении Хетум I.

Они гордо и важно, сидя верхом на своих лошадях вошли в город, вознося крест. Большие территории Шама были переданы в правление христианам, которых в Шаме было немало.

Во главе правления Шамом был назначен некто из татаро-монголов по имени Ибиль Сиян. Он не был христианином, хотя и стал правителем, который, как мы сказали, отдал обширные территории христианам во владение.

Ибн Касир даже пишет, что:

«Когда христиане вышли из резиденции Ибиль Сияна, куда они прибыли чтобы выразить ему свою покорность и повиновение, они несли с собой сосуды с вином и поливали им порог каждой мечети. Войдя в город через ворота Баб Тума[2] (Ворота Фомы), одни из семи ворот города, названные именем одного из апостолов, они, вознося крест над головой, повторяли: «Истинная религия взяла вверх – религия Мессии (Иисуса Христа)»».

Большое население мусульман, находившееся в городе Дамаск, было унижено и продолжало существовать в таком унизительном положении ещё некоторое время.

Падение Палестины

Совсем небольшая экспедиция из татаро-монгольского войска была послана покорять Палестину. И, Пречист Аллах, всего лишь за считанные дни эта экспедиция смогла завоевать всю Палестину от севера до самого юга, пока, наконец, не пала Газа — город который непосредственно граничит с Египтом.

И совершенно ясно, конечно же, дорогие братья и сёстры, что следующим шагом будет Египет.

Как вы думаете, каким был ответ Египта, и кто правил в то время Египтом? И в чём был секрет падения Палестины таким скоропостижным, стремительным образом под натиском татаро-монголов? Это и многое другое мы узнаем, по воле Аллаха, из следующей Главе. Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Ворота находятся в северной части старого города. реконструировались несколько раз, последняя перестройка была в 1241 г. См. фото.

  • [2]

    См. фото.

Новое на сайте