Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 16
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
Это шестнадцатая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».
В прошлой Главе мы говорили о мамлюках, пытаясь понять, как они пришли к власти в Египте, и как они в дальнейшем будут противостоять огромной монгольской армии, которая покорила Исламский мир от Востока до Египта, как мы видели это в предыдущих эпизодах. Мы видели деятельность Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина аль-Айюби, как он воспитывал мамлюков в лоне богобоязненности и набожности, обучая фикху, наездничеству, командованию и многим другим, важным для солдат и их военачальников аспектам военного дела.
Мысли мамлюков о правлении
Мы видели смерть Наджмуддина аль-Айюби в Эль-Мансуре незадолго до начала самого сражения; мы видели также прибытие его сына Тураншаха из Хасанкейфа; видели, как он находился у власти всего лишь 70 дней. Далее произошёл серьёзный конфликт между ним с Шаджар Ад-Дур и эмирами мамлюков того времени: Фарисуддином Актаем и Рукнуддином Бейбарсом. И к большому сожалению, все проблемы у мамлюков решались мечом. Как мы пояснили ранее, мамлюки росли в боевой среде, и эта военная обстановка сказывалась на их частом прибегании к мечу. Решения о пролитии чьей-либо крови принимались без каких-либо колебаний. Они могли убить, как мы уже сказали, всего лишь по одному подозрению. Когда кто-либо только подозревал другого в замысле убийства, он, не дожидаясь действий второго, сам наносил первый удар, прежде чем тот успевал осуществить задуманное.
Несмотря на то, что сражением при Фарискуре номинально руководил Тураншах, уверенная победа была одержана лишь благодаря мамлюкам. Большинство военачальников и большинство солдат армии были мамлюками. Тураншах был убит в месяце Мухаррам 648 года по истечении всего лишь семидесяти дней после его прибытия из Хасанкейфа. Будто бы он приехал в Египет не править им, а быть тут похороненным.
Далее, после убийства Тураншаха, Шаджар Ад-Дур, Фарисуддин Актай и Рукнуддин Бейбарс оказались в сложном положении. В Египте возникла большая политическая неопределённость. В государстве на то время не осталось Айюбидов, которые могли им править, а Айюбиды на территории Шама, находились в серьёзной конфронтации с Египтом, и большинство из них, как мы говорили ранее, были предателями, которые напрямую сотрудничали сначала с крестоносцами, а затем и с татаро-монголами. Всё это можно увидеть в предыдущих Главах.
Какой же выход?
Мамлюки начали задумываться о власти:
«Всю жизнь мы составляем основную силу и мощь этой египетской армии. Мы никогда не думали о правлении, не стремились к власти. Однако, мы также никогда не были самой целью вражеских атак, но теперь, мы сами стали мишенью, как мы могли это видеть на примере Тураншаха».
Вдобавок к этому в Шаме часто звучали призывы снова присоединить к себе Египет, но под предводительством Айюбидского правителя Шама. Всё это сильно беспокоило и тревожило мамлюков, и тогда они стали задумываться о том, что же им могут преподнести дни ближайшего будущего? Впервые они боялись по-настоящему. Ведь всегда, когда умирал их предводитель, их султан, они переходили под подчинение нового.
В общем, мамлюки почувствовали для себя прямую угрозу. И что же им оставалось делать в такое время? Они задумались, впервые в своей жизни и вознамерились воссесть на трон правления, но они знали, что перед ними стоит большое препятствие – это то, что все они были мамлюками, рабами. Как народ сможет принять то, чтобы обширными территориями могучего Египта правили те, кого самих чуть ранее продавали и покупали на рынках работорговли? Необходим некий переходный период, который послужит предтечей мамлюкскому правлению.
Переходный период
Теперь мы ненадолго оставим мамлюков, чтобы поговорить о Шаджар Ад-Дур.
Шаджар Ад-Дур, как мы уже рассказывали, была своенравной женщиной. Она была энергичной и мудрой женщиной, обладавшей колоссальными управленческими навыками и интеллектуальными способностями. Она, также оценивая ситуацию размышляла:
«Ранее, после смерти Наджмуддина аль-Айюби я уже тайно правила этой страной. Почему бы мне не править сейчас ею открыто?»
Наверное, Шаджар Ад-Дур была одной из первых женщин в истории мусульман, которая думала о таком. Она задумала взойти на престол Египта в это время.
Она организовала встречу с Фарисуддином Актаем и Рукнуддином Бейбарсом, двумя самыми крупными военачальниками армии на то время и сообщила им о своём желании. Фарисуддин Актай и Рукнуддин Бейбарс посчитали, что Шаджар Ад-Дур как раз прекрасно подойдёт для переходного периода. Ведь она была из рода мамлюков; она была рабыней армянских кровей, которую купил Наджмуддин аль-Айюби. Он освободил её, а затем взял её себе в жёны. Так она стала женой правителя. Она была его второй женой. И если она придёт к власти, под предлогом того, что является женой Наджмуддина аль-Айюби, которого любил абсолютно весь народ, если она займёт трон, то сможет в дальнейшем подготовить почву для правления Фарисуддина Актая или Рукнуддина Бейбарса, для мамлюков, как таковых. Они согласились с этим решением.
Так вначале месяца Сафар 648 года (по Хиджре) Шаджар Ад-Дур была объявлена правительницей Египта.
С тех пор обстановка в стране оставалась напряжённой: повсюду вспыхивали волнения; в каждом уголке Египта происходили восстания; весь народ категорически отказывался это принять; люди толпами вываливались на улицы, среди них были и учёные, и другие авторитетные люди, все, кроме мамлюков, были против такого смелого решения.
Правительница Египта — Шаджар Ад-Дур — попробовала смягчить обстановку, назвав себя – правительница мусульман «Ас-Салихия». Тем самым она связывала себя с Аль-Маликом ас-Салих Наджмуддином аль-Айюби, которого любил весь народ. Однако это не принесло никакой пользы, восстания продолжались по всему Египту. Тогда она стала называть себя – правительница мусульман Ас-Салихия, мать правителя правоверных Аль-Халиля.
Аль-Халиль на то время был малолетним сыном Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина аль-Айюба. Она называла себя так, чтобы склонить чувства мусульман к тому, что она всего лишь ре̒гент (временный правитель) перед будущим эмиром, но и это не помогло. Тогда она стала называться – правительница мусульман Ас-Cалихия, мать султана Аль-Халиля сына султана Наджмуддина аль-Айюби Аль-Муста’асимия. «Аль-Муста’асимия» означало, что она относит себя к ‘Аббасидскому халифу мусульман Аль-Муста’асиму БиЛлях, о котором мы уже немало рассказывали.
Мы говорили, что он правил Багдадом с 640-го года по Хиджре, пока его не убили в 656-ом году. А события, о которых мы сейчас говорим, происходят в 648 году по Хиджре. То есть в период правления Аль-Муста’асима БиЛлях. Поэтому она назвалась его именем. Однако сам Аль-Муста’асим БиЛлях отказался это принять. Он отправил очень резкое письмо, в котором в достаточно грубой форме обращался к эмирам Египта того времени:
«Если в Египте больше не осталось мужчин, то сообщите нам, мы отправим к вам мужчину».
Восстания продолжились и становились всё ожесточённее день ото дня. Шаджар Ад-Дур понимала, что её нахождение на престоле правления в то время, когда изменения всегда происходили при помощи меча, означало убийство.
Что же ей делать? — Шаджар Ад-Дур не хочет отказываться от власти. Но в то же время она опасается переворота против себя как внутри Египта, так и за его пределами. Так что же она делает?
‘Иззуддин Айбек ат-Туркмани ас-Салихи
В итоге она пришла к довольно интересному решению. Она собирается выйти замуж за какого-нибудь человека, чтобы в его тени продолжать править страной. Конечно же, такой человек должен быть слабой личностью, человеком простым, из простой семьи, не то у него проснутся собственные амбиции к власти, и было бы прекрасно, если бы такой человек был мамлюком, так как фактической опорой власти в это время являлись мамлюки. Ей нужен был муж, который стал бы для неё Шариатским предлогом для её правления в Египте, поэтому она хочет, чтобы он был из числа мамлюков, ведь вся сила сейчас сконцентрирована в их руках. Но, она не хочет, чтобы это был кто-либо из крупных фигур мамлюков. Для этой роли не подходят Фарисуддин Актай и Рукнуддин Бейбарс. Она выбрала некого человека по имени ‘Иззуддин Айбек ат-Туркмани Ас-Салихи. Он был, конечно же, из числа «мамлюков ас-салихитов», как это ясно из его имени. Он был человеком, который не имел каких-либо политических амбиций и желания власти. По крайней мере так казалось Шаджар Ад-Дур. Она вышла за него замуж и уступила ему трон правления.
Таким образом, ‘Иззуддин Айбек ат-Туркмани ас-Салихи был объявлен правителем Египта, прозвищем которого стало Аль-Малик аль-Му’изз.
Фактически, это был первый человек из числа мамлюков, который непосредственно взошёл на престол правления в Египте. Хотя некоторые считают, что мамлюкский период начался с самой Шаджар Ад-Дур так как она имела мамлюкские корни. Однако она правила всего лишь семьдесят дней, не больше.
В общем, к власти в Египте пришёл Аль-Малик аль-Му’изз ‘Иззуддин Айбек, а Шаджар Ад-Дур, действительно, как и планировала, начала руководить страной в его тени. Но вот только её оценка Аль-Малика аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека была недостаточно точной. Видимо он всё-таки был немного более хитрым, чем она предполагала и более мудрым, чем она могла себе представить. Он медленно и размеренно собирал всю силу в свои руки, покупал своих собственных мамлюков, а также собирал отовсюду тех, кто имел отношение к нему лично, а не к «мамлюкам-бахритам» или к Шаджар Ад-Дур.
Конечно, Фарисуддин Актай, Рукнуддин Бейбарс и все остальные мамлюки-бахриты высоко ценили и уважали Шаджар Ад-Дур. Почему? — Потому что она была женой Аль-Малика ас-Салиха Наджмуддина аль-Айюби, которого они все очень любили, которого они называли «аль-устаз» (наш учитель) и жену которого они называли «женой аль-устаза».
Аль-Малик аль-Му’изз ’Иззуддин Айбек начал собирать мамлюков, которых называли «мамлюками-му’иззитами» по его прозвищу. Мамлюки-му’иззиты принадлежали Аль-Малику аль-Му’иззу.
Так, в Египте с течением времени стали формироваться две группы: «мамлюки-бахриты», во главе которых стояла Шаджар Ад-Дур и «мамлюки-му’иззиты», которыми командовал Аль-Малик аль-Му’изз ‘Иззуддин Айбек.
По истечении четырёх месяцев правления ‘Иззуддина Айбека на Египет напали сирийские эмиры Айюбиды. Аль-Малик аль-Му’изз дал им отпор и одержал над ними большую победу в том же 648 году, в котором он пришёл к власти. Это усилило его влияние внутри Египта. Однако, он продолжил также медленно собирать мамлюков.
В 651 году по Хиджре, спустя три года его правления, сирийцы атаковали Египет во второй раз и вновь Аль-Малик аль-Му’изз их победил и вновь его значение в Египте возросло.
Всё это время Фарисуддин Актай относился к ‘Иззуддину Айбеку предельно пренебрежительно. Фарисуддин Актай большой военный стратег с богатой историей: победа при Эль-Мансуре, победа при Фарискуре. Он является военачальником армии уже довольное долгое время и обладает немалым авторитетом, а ‘Иззуддин Айбек был человеком, который не был известен и не обладал особым весом внутри Египта, пока не женился на Шаджар Ад-Дур. Между ними нарастала взаимная ненависть. Фарисуддин Актай настолько не считался с Аль-Маликом аль-Му’иззом ‘Иззуддином Айбеком, что называл его просто по его имени — Айбек, не упоминая его прозвищ и титулов — вроде Аль-Малик аль-Му’изз и др. Это вызывало гнев у Аль-Малика аль-Му’изза, но он продолжал спокойно укреплять свою власть.
В 652 году Фарисуддин Актай решил усилить свои позиции внутри Египта. Мы уже знаем о его богатой военной биографии, он был главнокомандующим Египетской армией уже много лет. Он решил добавить к этому ещё кое-что — женитьбу на Айюбидской принцессе. Когда Шаджар Ад-Дур взошла на престол по причине того, что она была женой Аль-Малика ас-Салиха Наджмуддина аль-Айюба, то почему Фарисуддин Актай не может прийти к власти, как муж предыдущей Айюбидской принцессы? Он добился этой женитьбы, о которой узнал Аль-Малик аль-Му’изз ‘Иззуддин Айбек. Он посчитал это попыткой совершить военный переворот против него. Ведь он знал, что в руках этого лидера — Фарисуддина Актая, сконцентрирована вся власть над «мамлюками-бахритами». В добавок к этому женитьба на Айюбидской принцессе не оставляет сомнений, что он стремится завладеть властью. Аль-Малик аль-Му’изз стал подозревать его в этом и поэтому пришёл к решению, о котором мы уже рассказывали ранее — он устроил заговор об убийстве Фарисуддина Актая, который был главой Египетской армии в это время. И действительно, Аль-Малик аль-Му’изз осуществил задуманное, он убил Фарисуддина Актая 3 Ша’абана 652 года по Хиджре, тем самым избавив себя от оппозиции в Египте.
После убийства Фарисуддина Актая мамлюки-бахриты тут же, стали бежать из Египта, подозревая, что их ждёт та же участь. Среди первых сбежавших из страны был Рукнуддин Бейбарс, ведь он знал, что следующей мишенью может стать именно он, потому как он был вторым человеком среди мамлюков-бахритов.
Рукнуддин Бейбарс бежал в Дамаск, где его встретил правитель Ан-Насыр Юсуф аль-Айюби, о котором мы говорили ранее. Мы рассказывали, что он сотрудничал с крестоносцами и с татаро-монголами, а также то, что во время его правления Алеппо и Дамаск были завоёваны татаро-монголами. Так вот он сбежал туда. Также поступили и остальные главы мамлюков-бахритов. Большинство самих мамлюков-бахритов также сбежало в Палестину, Иорданию, Сирию, Турцию, Ирак и во многие другие места Исламского мира.
Казнь Шаджар Ад-Дур
Путь для абсолютного самодержавия Аль-Малика аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека был расчищен. Роль Шаджар Ад-Дур во власти свелась к нулю. Предательское убийство точило её сердце, и оно наполнялось всё большей ненавистью. Но она ничего не могла поделать, потому что почти все мамлюки-бахриты, на которых она всецело полагалась, сбежали из Египта.
В 655 году по Хиджре Аль-Малик аль-Му’изз ‘Иззуддин Айбек решил укрепить свою власть в Египте путём заключения важного союза с эмиром Мосула.
Эмиром Мосула в это время был Бадруддин Люълюъ. Бадруддин Люълюъ, как мы упоминали ранее, был личностью не вызывающей доверия. Он был то с мусульманами; то с татаро-монголами; то с крестоносцами. Он был ненадёжным человеком и Аль-Малик аль-Му’изз ‘Иззуддин Айбек знал об этом. Поэтому он хотел подкрепить этот союз прочным договором и нерушимым соглашением.
В чём заключалось нерушимое соглашение? — В браке.
Аль-Малик аль-Му’изз ‘Иззуддин Айбек решил посвататься к дочери Бадруддина Люълюъа для того, чтобы с эмирами данного региона у него сложились хорошие отношения. Конечно же, об этом узнаёт Шаджар Ад-Дур. Когда Шаджар Ад-Дур узнала о желании Аль-Малика Аль-Му’изза жениться на дочери Бадруддина Люълюъа, её сердце переполнилось ревностью и потому она решила убить Аль-Малика аль-Му’изза, как обычно люди в это время привыкли решать проблемы при помощи меча. Шаджар Ад-Дур помогла нескольким мамлюкам-бахритам устроить заговор.
Убийство Аль-Малика аль-Му’изза произошло в 655 году по Хиджре (1257 по Григорианскому), на седьмом году его правления. Он находился у власти 7 лет: с 648 по 655 год (1250-1257гг.).
После убийства Аль-Малика Аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека мамлюки-му’иззиты поспешили ко дворцу, в котором его убили и схватили Шаджар Ад-Дур. Не было никого, кто бы ей помог или защитил. Было принято решение о её казни. И, наверное, это был первый случай Шариатски обоснованной казни во всей этой истории. Ранее мы видели убийство Фарисуддина Актая, Тураншаха, Аль-Малика аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека. Во всех этих случаях убийство противоречило Шариату. Тут мы впервые видим казнь человека, имеющее под собой правовой подтекст. Она была казнена согласно справедливому возмездию, так как убила Аль-Малика аль-Му’изза, не имея на то право по Шариату, однако, бесспорно, то, что способ казни Шаджар Ад-Дур никоим образом не являлся Шариатским, потому что они предоставили возможность её убийства первой жене Аль-Малика аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека — матери Нуруддина ‘Али, который должен был стать наместником Аль-Малика аль-Му’изза. Она, как это известно из истории, передала её своим служанкам, которые забили Шаджар Ад-Дур до смерти тяжёлыми деревянными башмаками в одной из бань. Таким образом, завершилась история Шаджар Ад-Дур в Египте, в 655 году по Хиджре (1257г. по Григорианскому).
Сайфуддин Кутуз
Правителем Египта был назначен Нуруддин ‘Али, сын Аль-Малика аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека. Но Нуруддин ‘Али на то время был ещё совсем юным подростком пятнадцати лет, который не мог управлять страной, поэтому его ре̒гентом (временно исполняющим обязанности) был назначен другой человек.
Кто же был этим регентом государства? — Глава мамлюков-му’иззитов этого времени – Сайфуддин Кутуз. Это впервые, когда имя этого известного Исламского героя – Кутуза — появляется в истории.
Кутуз, глава мамлюков-му’иззитов, был взят на службу Аль-Маликом аль-Му’иззом ‘Иззуддином Айбеком, чтобы усилить позиции мамлюков-му’иззитов. Он был одним из самых доблестных рыцарей во всей Исламской истории.
Кем был Кутуз, да помилует его Аллах?
Его звали Махмуд сын Мамдуда сын Хорезмшаха. Пречист Аллах! То есть мы вновь возвращаемся к началу истории.
Махмуд сын Мамдуда был маленьким мальчиком, сыном сестры Джалалуддина сына Хорезмшаха. Представьте себе! Сын сестры Джалалуддина сына Хорезмшаха. Когда Джалалуддин сын Хорезмшаха убежал в Индию, если вы помните начало истории в 617 году по Хиджре, было пленено некоторое количество детей, среди которых был Сайфуддин Кутуз. Татаро-монголы продавали этих детей на разных рынках работорговли. Сайфуддин Кутуз был продан в Дамаске одному из Айюбидских эмиров. Далее оттуда он попал в Египет пока, наконец, не оказался у Аль-Малика аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека. То есть те, кто привёл Кутуза, да помилует его Аллах, из Афганистана в Египет были татаро-монголами. Именно они привели его сюда. Это в подтверждение словам Аллаха, Пречист Он и Возвышен:
وَمَكَرُواْ مَكۡرٗا وَمَكَرۡنَا مَكۡرٗا وَهُمۡ لَا يَشۡعُرُونَ ٥٠
«Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого.»
[Сура «Ан-Намль», аят 50]
Получается, татаро-монголы привели его в Египет для того, чтобы он, да помилует его Аллах, стал тем, кто впоследствии положит конец татаро-монголам и их империи.
Как это произошло? Как Кутуз, да помилует его Аллах, подготовил египтян к войне с татаро-монголами, и какая участь постигла татаро-монголов от рук этого великого и отважного героя? Это мы узнаем из следующей Главе.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует