Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 6
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
В прошлых Главах мы видели ошеломляющее завоевание Исламского мира татаро-монголами. Мы видели падение большинства королевств в Восточной части света под натиском монголов и полное отсутствие сил на сопротивление. Также, мы были свидетелями нескольких из ряда вон выходящих примеров поведения правителей мусульман, основной целью которых было лишь обогащение, состязание в имуществе и борьба за власть. Дело доходило до того, что в войну между собой вступали родные братья. Как мы могли видеть на примере сражения Джалалуддина сына Хорезмшаха против Гъаясуддина сына Хорезмшаха. Это два родных брата, как вы уже знаете. Мы видели этот крах исламской Уммы. А также то важное событие, которое потрясло весь мир в 624 году по Хиджре, т.е. примерно после 21 года с возникновения Монгольской империи на мировой арене. И событие это — смерть Чингисхана.
После смерти Чингисхана к власти пришёл Угэдэй. Политика Угэдэя поначалу была направлена на стремление закрепить свои позиции на обширной территории империи. Он добивался усиления своей власти в больших странах и городах, большинство из которых были Исламскими. Таким образом, это было время относительного спокойствия — с 624 по 627 года или до начала 628 года, т.е. около 3-4 лет ситуация была относительно спокойной. За это время практически не было никаких завоеваний и нападений на исламский мир. И чем же, как вы считаете, ответил исламский мир на это? В действительности, исламский мир стал свидетелем бед и страданий. Это стало уже почти обыденно для этого периода времени.
Захир би амриЛлях
В 624 году умер Насыр лид-диниЛлях — в том же году, в котором скончался Чингисхан. Это был несправедливый ‘Аббасидский халиф, о котором мы уже упомянули. Он был у власти (правил государством), Пречист Аллах, сорок семь лет. Свой срок правления, как мы говорили, он наполнил несправедливостью, преступлениями, тиранией в попытке укрепить свою собственную власть над королевством и передачей этой самой власти (трона) по наследству своему сыну Захиру би амриЛлях.
Захир би амриЛлях получил правление в 624 году по Хиджре и по факту, он зеркально отличался от своего отца. Ситуация полностью переменилась. Он был справедлив, набожен, благочестив, любил свой народ, он осознавал важность борьбы на пути Аллаха. Этот человек будто бы был вовсе не из этого времени. Настолько, что, когда Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах, писал о его биографии, среди прочего он отметит:
«Если кто-либо скажет, что не правил мусульманами никто лучше него после жизни ‘Умара ибн ‘Абдуль’азиза, то он будет прав».
— Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль».
Так Ибн Аль-Асир оценил его.
Вы, конечно же знаете ‘Умара ибн ‘Абдуль’азиза. Он умер в 101 году по Хиджре. Это больше пятисот лет назад со времени, о котором мы сейчас говорим.
Затем он (Ибн Аль-Асир) сказал нечто удивительное в отношении Захира би амриЛлях… Как только Захир би амриЛлях вступил на престол, он начал свою деятельность с восстановления справедливости. Он принялся возвращать людям их долги из государственной казны. Он значительно понизил налоги и возобновил сбор закята, практика которого и вовсе была упразднена на тот момент. Он предостерегал от грехов, усиливал армию. Пречист Аллах, это была революция. Революция духовности, экономики, армии во всех городах. Естественно, во всех подконтрольных ему городах — это в Центральной и Южной части Ирака.
Ибн Аль-Асир говорит удивительное о Захире би амриЛлях:
«Я боюсь, что время его правления будет ограничено и что он скоро умрёт. Ведь люди того времени, в котором мы живём не заслуживают его.»
— Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль».
Пречист Ты, о Аллах! Посмотрите на этот уровень безнадежности у Ибн Аль-Асира, да помилует его Аллах, из-за положения исламской Уммы; из-за деградации нравов, ценностей и идеалов, охватившей практически всю Умму, а не только её правителей. До такой степени, что, когда в этом обществе появляется некто благочестивый, некто праведный и благородный, о нём говорят:
«Боюсь, что он проживёт недолгую жизнь. Не думаю, что он долго пробудет халифом. Кажется, он скоро покинет нас.»
И знаете что, дорогие братья и сёстры? Он умер по истечении шести месяцев. Пречист Аллах! Будто действительно люди того времени не заслуживали подобных ему личностей. Захир би амриЛлях покинул этот мир и у власти стал другой, бывший из числа таких же привычных правителей того времени.
Безмолвие исламский мира
Перед Джалалуддином сыном Хорезмшаха распростёрся весь мир. Монголы в относительном покое и перед ним раскрываются возможности расширения своих владений. Что он незамедлительно и делает на территории Азербайджана, Чечни, естественно на территории всего Ирана, а также Пакистана. Он останавливается у границ Афганистана, Туркменистана и Узбекистана, у Восточных границ Ирана. Почему он остановился у этих границ? Да потому что за этой чертой находятся татаро-монголы. Он расширяет свои владения за счёт мусульманских стран и не делает этого в монгольских владениях или землях мусульман, оккупированных татаро-монголами, хотя среди таковых были и земли Афганистана, земли его родины, которые были подвластны ему ещё во времена его отца. Но, несмотря на это, Пречист Аллах, он был полностью лишён здравых мыслей.
Также в это время Исламский мир застыл в полном безмолвии. Нет никакой реакции на устроенные на Востоке исламского мира бойню и резню. Ни в Шаме (Леванте), ни в Египте, ни в Западной части исламского мира, нигде. Будто бы эти события происходят не с мусульманами и будто эта кровь проливается не у мусульман и не на мусульманских землях. На самом деле, была абсолютная тишина. И тут мы должны сделать некоторую паузу и выяснить, в чём была причина такой тишины?
В данный период времени эти земли считались отдельными государствами:«В какой-то чужой стране какие-то проблемы. Что нам до этого? Главное у нас всё хорошо».
- Не оказалось мусульманина, чувствовавшего бы ревность за пролитую кровь и обладающего душой, толкавшей бы его на защиту проливаемой крови. Нет. «Это другая страна. Мы живём своей жизнью, а они своей». Так и жил Шам (Левант) своей жизнью, Египет своей, Ливия, Марокко, Тунис и так далее. Мусульманские страны жили сами по себе и не оказывали поддержку друг другу.
- Вторым не менее важным фактором служило то, что большинство пролитой крови принадлежало не арабам. Жители этих регионов были не арабами, и арабы считали, что им нет до них никакого дела. Этот раскол внутри исламской общины является опасной проблемой. Связь, которая объединяет исламскую Умму – это не принадлежность к арабам, персам, туркам или любой другой национальности. Связь, которая объединяет исламскую Умму – это религиозная связь, это вероубеждение.
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا ۚ
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.»
[Сура «Али Имран», аят 103]
Но мусульмане разделились по различным нациям, интересам, мирским целям и каждый стал заниматься удовлетворением лишь своих личных интересов, будь то правитель или народ. По этой причине они игнорировали всё то, что происходило в этих странах. Будто всё это не произойдёт и с ними через считанные дни. И даже если с ними такого не случится, дорогие братья, разве они не в ответе за погибших, которых они не защитили? Ведь это касается всех мусульман. Тут вопрос в религии, в Исламе. Эти люди продолжат убивать, пока полностью не сотрут религию Ислам с лица земли. Это то, чего они добиваются. Как об этом сказал наш Господь, Пречист Он и Возвышен:
وَلَا يَزَالُونَ يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىٰ يَرُدُّوكُمْ عَن دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُوا ۚ
«Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 217]
Мусульмане, что на Западе, что на Востоке не понимали эту простую истину в это тяжёлое время для исламской Уммы, и все эти города и страны пали друг за другом, как мы видели.
В это относительно спокойное время Джалалуддин расширяет свои владения на землях мусульман, а мусульмане, которые не проживают на этих землях, молчат и ничего не предпринимают. А татаро-монголы укрепляют границы своей империи на Востоке исламской Уммы.
Но такое положение дел длится не долго.
Новое и ошеломительное татаро-монгольское нашествие
Угэдэй, новоиспечённый преемник Чингисхана, укреплявший свою власть в империи вплоть до 628 года, вновь задумал о новом монгольском нашествии на исламский и остальной мир. И действительно, в 628 г. он начал подготавливать армию к нападению на исламский мир.
Разгорелась новая военная компания, в ходе которой они основательно подорвали боевой дух мусульман террористическими атаками, напомнившими им о том, что происходило во времена Чингисхана. Атаки отличались террором, вселявшим страх в сердца мусульман. В ходе этой кампании монголы завоюют Иран, вернее Западную её часть, так как Восток Ирана к этому времени уже в составе монгольской империи. А вот Западный Иран был в руках Джалалуддина сына хорезмшаха. Итак, они присоединят к своей империи Западный Иран, далее Азербайджан. Снова отвоюют земли Курдж (Грузии) и Армении, к слову, не являющиеся мусульманскими. Повторят попытку, на этот раз успешную, завоевать Россию и одержат вверх в реванше с булгарскими племенами, которые чуть ранее разбили отряд татаро-монголов. Затем они отправятся в поход против всей Европы.
Это был новый подъём, новая веха в завоеваниях татаро-монголов. И в планах этой новой военной кампании не было ‘Аббасидского халифата. И на это стоит обратить внимание. Удивительно, не правда ли? Удивительно то, что, достигнув до ‘Аббасидского государства, они не вторгаются в него. Пропустив его, они переходят к следующим странам. Почему они оставили в покое ‘Аббасидский халифат? Почему они, оставив Ирак, принялись за следующие государства?
Дело в том, дорогие братья, что татаро-монголы боялись ‘Аббасидского халифата. ‘Аббасидская империя – это звучало угрожающе. Как мы уже говорили, история этой империи к этому моменту насчитывает более пяти ста лет. Это немыслимо чтобы силы и возможности ‘Аббасидского халифата заключались лишь в том малом, что мы видим перед собой. Наверняка они скрывают у себя в Ираке огромное количество оружия, крепостей, башен и сильную армию. Ирак в их глазах выглядел недосягаемым. Они предпочли отложить, отсрочить встречу с ними. Они обязательно завоюют его, но не сейчас. Ирак был в осаде, к примеру. Были заключены союзы с прилегающими к Ираку мусульманскими городами. Сделано это было больше в качестве устрашения и угрозы. Для оказания давления на народ Ирака. Сюда же относятся периодические набеги на север или на юг Ирака для убийств определённых людей или для ограбления караванов и тому подобных действий, ослабляющих исламское ‘Аббасидское государство. Всё это своего рода подготовка к полноценному вторжению, которое наступит в ближайшее удобное время и когда позволят условия. Таким был план Угэдэя, и он действительно начал претворять его в жизнь. Мы говорим сейчас о 628 году.
Свирепое монгольское нашествие завоевало весь Иран за считанные дни. Это владения, как мы знаем, Джалалуддина сына Хорезмшаха. Когда он увидел наступающую армию татаро-монголов, он по своему обычаю и по обычаю своего отца обратился в бегство. Скитаясь между сёлами и городами, он повсюду встречал ненависть к себе, потому что он всегда воевал и причинял страдания мусульманским народам. В своём бегстве он достиг до некого села на севере Ирака. Его повстречал курдский крестьянин из жителей севера Ирака. Когда этот крестьянин, изумлённый количеством золота и серебра на нём, Пречист Аллах, спросил его, кто он… — естественно, убегая, он везёт всё своё богатство с собой, но с ним не было ни одного солдата –, все люди покинули его. И вот, когда он спросил его:
— «Кто ты?»
Он ответил: «Я правитель Хорезма».
Он сказал ему это, чтобы вселить страх в его сердце или по крайней мере, для того, чтобы вызвать желание получить часть богатства. Когда этот крестьянин услышал эти слова, он приютил его у себя, угостил его и позволил ему переночевать у него дома. Однако, Пречист Аллах, взгляните, как возвращаются дни на круги своя для притеснителей. Оказывается, брат этого курдского крестьянина был убит в войне, развязанной Джалалуддином сыном Хорезмшаха. Теперь у него появился шанс. Он оказал ему гостеприимство, как мы сказали, предоставил ему ночлег, а когда он заснул, этот курдский крестьянин взял и отрубил голову Джалалуддина топором. Так завершилась история Джалалуддина сына Хорезмшаха.
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
إنَّ اللَّه لَيُمْلِي لِلظَّالِمِ، فَإِذَا أخَذَهُ لَمْ يُفْلِتْهُ
«Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но когда Он схватит его, то уже не отпустит». А затем он прочитал (аят, в котором говорится):
وَكَذَٰلِكَ أَخۡذُ رَبِّكَ إِذَآ أَخَذَ ٱلۡقُرَىٰ وَهِيَ ظَٰلِمَةٌۚ إِنَّ أَخۡذَهُۥٓ أَلِيمٞ شَدِيدٌ ١٠٢
«Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!»
— Муслим (2583), аль-Бухари (4686).
[Сура «Худ», аят 102].
Ибн Аль-Асир, говоря о биографии Джалалуддина сына Хорезмшаха ещё при его жизни, сказал:
«Я не сомневаюсь, что Аллах покарает его. Аллах воздаст ему по его делам».
— Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль».
И действительно, он встретил такой же удел, как и большинство людей из его народа от рук татаро-монголов или от его собственных рук. История жизни Джалалуддина сына Хорезмшаха завершилась в 628 году по Хиджре.
Мусульмане снова начали слышать о татаро-монголах. Яростная атака на Иран, как уже было сказано, полное его завоевание, затем весь Азербайджан, Чечня и Дагестан, затем Армения и Грузия. После они направились на Россию (Русь). Всё это в 628 и в начале 629 года.
Военачальником в этом наступлении был Чормаган — один из самых сильных полководцев татаро-монгольских войск. После того как Чормаган установил свою власть на этих территориях, он пожелал остаться тут на некоторое время для того, чтобы совершать набеги на окрестности ‘Аббасидского халифата. Он не собирался вторгаться в ‘Аббасидский халифат и в Россию. Почему? — Он не хотел, чтобы с ним повторилась та неприятность, случившаяся с монголами от рук булгар. Он хотел привести большую армию, но прежде, чем сделать это, было необходимо закрепить свои позиции на столь обширных территориях.
Дорогие братья, речь идёт о нескольких странах, которые завоевали татаро-монголы за один год — с 628 по 629 года. Вот он и занялся укреплением занимаемых позиций на протяжении пяти полных лет — с 629 по 634 годы.
В 634 году Чормаган, по указанию Угэдэя, конечно же, решает пойти на Европу. Сначала на Россию, затем на Европу.
В Россию он вошёл с огромной, многочисленной армией. Это объяснимо, ведь в его голове были ещё свежи воспоминания о поражении от булгар. Поэтому он был решительно настроен устроить муки и страдания людям на этой земле, и так они выступили с армией, поражающей своим масштабом. Они вошли в Россию…
Территория России, как известно, кажется безграничной. Одна только Россия сама по себе занимает 17 миллионов квадратных километров. Это только сама Россия, не страны бывшего Советского Союза, а именно сама Россия.
Когда они вошли в эту страну, то город за городом, одно за другим Россия терпела поражение и ни единого поражения монголов. День за днём, месяц за месяцем, год за годом. С 634 по 635 годы, всего лишь за два года они полностью завоевали всю Россию. Вы только представьте себе эту бескрайнюю, колоссальную территорию — вся Сибирь, вся Россия. Они разрушили Москву до самого основания. Полностью всё уничтожили, не оставив ничего. Они стёрли с лица земли все большие города великой России и завоевали её, как мы сказали, всего за два года.
Далее — 636 год. В начале 636 года, покончив с Россией, они перешли к Украине. Это также огромная территория, около 600 тысяч квадратных километров занимает только одна Украина. Они разрушили Киев, столицу Украины и полностью прибрали её к рукам. Затем они двинулись дальше на запад. Захватили Венгрию, захватили Польшу. Правитель Польши, король, пытался заручиться поддержкой правителя Германии. Германия — это соседнее с Польшей государство. Объединённая польско-немецкая армия была сметена силами татаро-монголов.
Далее они спустились на юг, где завоевали Словакию, а затем Хорватию. И знаете, в каком году это произошло? Всё это произошло уже к 639 году по Хиджре. Поход начался в 634 году и продлился до 639 года. За пять лет они дошли до центра Европы.
Границы монгольской империи дошли до Германии, Франции и Италии. Католический Рим, находясь у себя дома, был под угрозой. Вот и всё, татаро-монголы уже входят в саму обитель католического христианства. Конечно же, все завоёванные страны до этого момента были православными. Ужасная резня, дорогие братья, миллионы людей были убиты. Европа прошла через всё то, что прошли мусульмане до этого. Пречист Аллах!
Эта пугающая экспансия завершилась в 639 году по случаю смерти Угэдэя — правителя Империи, приемника Чингисхана. Он скончался в 639 году в городе Каракорум. Каракорум был столицей Монгольской империи, находился он на севере Китая.
После смерти Угэдэя на трон взошёл Гуюк сын Угэдэя. Он получил огромное королевство.
Монгольская империя в начале периода правления Гуюка сына Угэдэя расстилалась от Кореи на востоке до Польши на западе. Абсолютно вся Азия с входящими в неё бывшими республиками Советского Союза, всей территорией Китая, Монголии и Исламских стран, Пречист Аллах. Нечто поразительное. Всё это принадлежало одному государству, во главе которого стоял Гуюк сын Угэдэя. Находясь в городе Каракорум, он правил всем этим гигантским королевством.
Гуюк прекратил расширение. Он считал, что эти обширные владения нуждаются в большем укреплении и упрочнении позиций. Надо признаться, что это была мудрая политика Гуюка сына Угэдэя.
Текущее положение мусульман и христиан
Приблизительно половина Исламского мира, как вы можете видеть, находится на данный момент в руках монголов:
- Центральная его часть: Ирак и его окрестности находились в состоянии постоянной борьбы и сражений между собой.
- Север Ирака: регион Мосула, который господствовал над курдами и был отделён от ‘Аббасидского халифата.
- В Западной части наблюдалась абсолютная разобщённость.
Проблема Леванта (Шама) заключалась в противоборствующих между собой братьях внутри самого государства. Происходили сражения между Алеппо и Дамаском, между Хама и Хомсом, между Латакией и Эр-Раккой. Все эти войны внутри самого Леванта.
Мусульмане докатились до такого уровня деградации, что они вручили Иерусалим, который до этого освободил Салахуддин Аль-Айюби, в качестве подарка крестоносцам. Они подарили его крестоносцам ради того, чтобы те помогли им в войне с Египтом. Представьте эту степень упадка, до которого дошла исламская Умма в это время. Горькое состояние кризиса Исламского мира. В это же самое время Андалусия терпела собственное бедствие. Действительно, это был мрачный период времени для Исламского мира. Первая половина седьмого века по Хиджре. Андалусия в это время лишились своей провинции Кордова — в 636 году по Хиджре. Позднее откололась также провинция Севилья — в 646 году. Они были безвозвратно отвоёваны. Эти провинции перешли во владения крестоносцев и больше не вернулись к мусульманам вплоть до сегодняшнего дня. И все её мечети, как вам известно, были превращены в церкви.
Христианская Европа, как вы можете видеть, испытала такие же страдания и беды, как и мусульмане. Но вместе с тем, их ненависть к мусульманам была больше, чем ненависть к татаро-монголам и это удивительно. Европейцы не перестают искать союза с монголами для войны с мусульманами. Хотя, было бы совершенно естественно для крестоносцев сейчас, в такое время объединиться с мусульманами против врага, который атакует всех, против татаро-монголов. Но нет же. В реальности татаро-монголы, разрушившие столько городов, нашли руку помощи, протянутую им со стороны крестоносцев и последовательные попытки заключить с ними союз против мусульман, несмотря на всё то, что случилось с христианскими странами в Европе.
Почему всё это, дорогие братья? — Потому, что война крестоносцев против Ислама носила под собой идеологический контекст, и это не было просто войной интересов и выгод. Это была религиозная война. А войны татаро-монголов, как вы видите — это разоряющие войны, которые не преследуют иных целей кроме расширения владений, сбора богатств и геноцида людей. Поэтому далее мы увидим очень удивительный союз между татаро-монголами и крестоносцами, несмотря на всё то, чего натерпелись крестоносцы от татаро-монголов. Всё это мы увидим, если пожелает Аллах, в следующих Главах.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его назиданий (путей), научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил
Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует