Сражение при ‘Айн-Джалут

Сражение при ‘Айн-Джалут

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 22

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

Это двадцать вторая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».

Из прошлой Главы мы узнали, что мы рассказали о подготовке Кутузом театра военных действий в ‘Айн-Джалут. Мы видели, как он расположил правый и левый фланги, арьергард и основные силы армии; видели, как он всё предусмотрел на поле битвы, прежде чем прибыла татаро-монгольская армия; видели, как он всю ночь провёл в молитвах, взывая в своих дуа к Аллаху, Всемогущий Он и Великий; видели, как Господь, Преславен Он и Возвышен, послал гонца в очень неожиданное время,…

وَمَا يَعۡلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَۚ

«Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него…»
[Сура «Аль-Муддассир», аят 31]

 …который раскрыл некоторые детали о татаро-монгольской армии. Этот гонец прибыл от Саримуддина Айбека, как было сказано в предыдущей Главе.

Настало утро 25-го дня Рамадана 658 года по Хиджре. Хорошо запомните эту дату. Это один из величайших дней всей истории Ислама. Одна из самых важных дат во всей исламской истории. В этот день мусульмане поднялись очень рано, ещё до наступления времени утренней молитвы. Они продолжили совершать ночные молитвы, как и накануне, молить Бога в своих дуа о помощи. После наступления времени утренней молитвы, вся армия помолилась, а затем Кутуз, да помилует его Аллах, выравнивал ряды воинов пока не взошло солнце. После восхода солнца мусульмане вдалеке увидели татаро-монгольскую армию.

Сражение при ‘Айн-Джалут

Татаро-монгольская армия шла с заносчивостью, с тщеславием, высокомерием и решительностью. Это была крупнейшая армия в мире на то время, это крупнейшая Империя, которая когда-либо существовала на поверхности земли, Империя — от Кореи до Польши. Нечто невообразимое, дорогие братья. Эта армия покорила почти весь мир, завоевала половину Исламского мира, половину Европы, всю Русь. Эта армия, которая почти никогда не проигрывала сражений. Да и проигранные ею сражения были всего лишь локальными и временными, не имеющими большого значения относительно её военной мощи. И вот пришла эта армия во главе с Китбугу, опытным военачальником, другом самого Чингисхана. Представьте себе, он воюет со времён Чингисхана, является командующим армией; он уже довольно преклонного возраста, ему около шестидесяти или семидесяти лет на данный момент.

Кутуз, да помилует его Аллах, приказал приготовиться к этому великому моменту. Он велел авангарду своей армии спуститься к долине и направиться к северу, чтобы встретить татаро-монгольскую армию. Всё это было заранее тщательно запланировано и происходило поэтапно в три шага.

Поэтапный тактический ход битвы

Первая часть плана состояла в том, чтобы татаро-монгольскую армию встретил мощный авангард Исламской армии и стойко сражался с ней покуда хватит сил. Один лишь авангард, представьте себе! Этому мусульманскому авангарду нужно было принять на себя сильнейший удар татаро-монгольского натиска на промежуток, точное время, которое было известно лишь одному Аллаху. Этот авангард состоял из самых умелых бойцов Исламской армии, как вы знаете, и во главе него стоял Рукнуддин Бейбарс. Кутуз, да помилует его Аллах, приказал им скрыться за северным проходом. Когда вдалеке показалась армия Китбугу и стала приближаться к долине, Кутуз, да помилует его Аллах, приказал войску авангарда мусульман выйти им навстречу.

Обратите внимание, он не хотел, чтобы татаро-монгольская армия вошла в долину, пока она не увидит авангард мусульман. Почему? Он хотел показать им, что Исламская армия небольшая, что она представляет собой лишь этот авангард. Особенно потому, что татаро-монгольская разведка, которая была в Газе и потерпела поражение от мусульман, передала информацию Китбугу, что исламская армия состоит из стольких-то воинов, описывая лишь её авангард. Поэтому Кутуз, да помилует его Аллах, повелел этой группе показаться. А ещё чуть раньше, незадолго до этого, он приказал выйти группам мамлюкских военных музыкантов. Это были особые, специальные группы. Они подчинялись непосредственно приказам самого Кутуза. Каждый удар этих музыкантов по барабанам, по цимба̒лам, любая игра на трубе и остальных инструментах, каждый мотив что-то означал на поле боя: один удар означал движение правого фланга; второй удар означал движение левого фланга; третий удар означал спуск одной группы; четвёртый другое; одна тональность — означало наступление; вторая — отступление; некоторые звуки указывали на определённые тактики, а другие на альтернативные. Кутуз, да помилует его Аллах, при помощи этого военного музыкального оркестра руководил ходом всего сражения. И я хочу, чтобы вы представили себе эту атмосферу, представили как вы видите перед собой всё происходящее и слышите звуки музыкального сопровождения мамлюкского военного музыкального оркестра. В добавок ко всему этому это также вселяло сильный страх в сердца татаро-монголов, которые слышат эти громкие удары на поле боя. Они в первый раз в своей жизни видели подобное.

Итак, Кутуз, да помилует его Аллах, отдал указания, началось музыкальное сопровождение и группы мусульман стали спускаться друг за другом.

Первой спустившейся группой из авангарда мусульман была та, которая, Преславен Аллах, была одета, как это впоследствии описывал Саримуддин Айбек, который присоединился к армии мусульман к концу сражения, описывая эту группу он сказал:

«Спустилась группа в красно-белых одеждах».

Все члены группы были облачены в красно-белые одеяния и одеяния эти были крайне изысканы, роскошные наряды. Преславен Аллах, как будто они идут на военный парад. Никакого страха, волнения и беспокойства. Они идут абсолютно невозмутимые. И как описывает Саримуддин Айбек в своём рассказе:

«Они были облачены в роскошные, красивые доспехи».

Украшенное оружие, великолепная кольчуга, стройные лошади. Всё выглядело просто безупречно. Они смотрелись по-настоящему шикарно, не было похоже на то, что они боятся или опасаются татаро-монгольской армии. Настолько, что Саримуддин Айбек, комментируя изумлённую реакцию Китбугу, отметил:

«Китбугу потерял дар речи».

И это уже пол победы.

«Китбугу потерял дар речи. Также опешили и его монгольские воины.»

Татаро-монгольские солдаты тоже потеряли дар речи. Сражение ещё не началось, мечи всё ещё в своих ножнах, их разделяет расстояние, но армия татаро-монголов уже поражена.

وَنُصِرْتُ بِالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ يَقْذِفُهُ فِي قُلُوبِ أَعْدَائِي

«Мне была оказана помощь страхом, который охватывает сердца моих врагов, находящихся от меня на расстоянии месяца пути».

— Ахмад (5/248)[1].

— как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

После того, как эта группа спустилась, Китбугу начал расспрашивать Саримуддина Айбека:

«Чей это рунк?»

Рунк с персидского означает команда или же расцветка. Т.е. «Чья эта красно-белая расцветка?» И он ему ответил:

«Это отряд Сункъура Аль-Халяби».

Это один из мамлюкских отрядов, отряд Сункъура Аль-Халяби. К слову, мамлюки в Египте в своих военных учениях, да и в целом везде в своей жизни подразделялись на отряды, отличающиеся друг от друга различной расцветкой и на своё оружие, лошадей и дома они наносили знак отличительного герба, по которому можно было опознать к какому отряду принадлежит данный конкретный воин. С помощью этого они также различали между собой в сражениях и в подобных крупных мероприятиях.

И вот в этот момент, Китбугу спрашивает: «Чей это герб?», а Саримуддин отвечает: «Этот герб» или «Это отряд Сункъура Аль-Халяби». Затем, когда этот отряд уверено встал на своё место, снова раздались звуки музыкального оркестра и тут, начал спускаться другой отряд уже полностью в жёлтых доспехах. И он снова спрашивает:

«А это чей отряд?».

Он в страхе. Вы представляете? Этот опытный военачальник, завоевавший весь мир испытывает страх перед этими отрядами. Какими бы большими эти отряды ни были, они всё равно не столь многочисленны, это всего лишь часть авангарда мусульман в этом сражении, а ведь армия татаро-монголов в несколько раз превышала численность армии мусульман. Тем не менее.

Спустился отряд облачённых в жёлтые доспехи, и он снова спрашивает: «Сарим, а чей это отряд?».

Саримуддин отвечает: «Это отряд Бульбана Ар-Рашиди».

Ещё один эмир мамлюков. Далее спускались другие отряды и каждый отряд отличался своим цветом, и он продолжал расспрашивать: «А это чей отряд? … а это чей отряд?». Саримуддин же рассказывает:

«Я стал уже называть любые имена, приходившие мне в голову».

Он не знал названий всех этих групп, но он хотел устрашить Китбугу и продолжал отвечать: «Это отряд такой-то, а это отряд такой-то. Это сирийский отряд, а это отряд из Хама̒, это отряд из Египта и т.д.».

Китбугу видел перед собой коалицию мусульманских армий против него. Хотя вся эта коалиция представляла из себя всего лишь авангард Исламской армии. Спустился Рукнуддин Бейбарс, командир авангарда вместе с этими отрядами и встал напротив прохода в долину в ожидании Китбугу. Когда Китубгу окинул взглядом все эти отряды, составлявшие авангард, он увидел, что армия невелика и что его армия намного больше. Тогда он воодушевил своих солдат, издав принятые у них громкие боевые возгласы. Монгольские лошади бросились вперёд на Исламский авангард, мгновенно сокращая дистанцию. Рукнуддин Бейбарс, да помилует его Аллах, отдал приказ своим воинам сохранять ряды ровными и не двигаться, как будто бы они ничего не видят. Монгольские солдаты несутся издалека, пожирая расстояние, а они даже не двигаются, они не убегают, но и не атакуют. Преславен Аллах! Это насторожило татаро-монгольских всадников: «Что же они затеяли? Наверняка это какая-то ловушка». И как только татаро-монгольская атака по причине этих сомнений на мгновение захлебнулась, в атаку бросился Бейбарс вместе со своими воинами из авангарда мусульман. Стороны схлестнулись в отчаянной битве. Это сражение было одним из самых свирепых в истории. Представьте себе эту обстановку. Повсюду поднялась пыль и уже ничего кроме лязга и скрежета мечей, и ржания лошадей не было слышно. Всюду брызжет и проливается кровь на поле боя, и над всем этим слышны звуки такбира, которые доносятся из-за холмов от палестинских крестьян, которые окружили долину ‘Айн-Джалут.

Сражение, которое началось рано утром на рассвете продолжалось до полудня, а мусульмане стойко держали свои позиции. Преславен Ты о Господь! Представьте себе этот яростный натиск татаро-монголов на этот небольшой авангард, но мусульмане продолжали держаться.

Сражение при ‘Айн-Джалут

Выбор локации, дорогие братья, был также крайне удачен, потому что проход был узким и татаро-монгольские войска не имели возможности маневрировать и окружить мусульманское войско. Они были вынуждены сражаться с передними рядами мусульман и если мусульмане выстоят, то война продлится ещё очень долго.

Это было первой частью плана – максимально истощить силы татаро-монгольской армии, не двигаясь и продолжая стоять в этом месте столько, сколько это было возможно. И действительно, Рукнуддин Бейбарс, да помилует его Аллах, смог устоять здесь на довольно длительное время. Кутуз, да помилует его Аллах, наблюдал за всем этим издалека и вдруг раздались удары в барабаны мамлюкского военного оркестра, которые извещали мусульман о начале второго этапа их плана.

Вторым этапом плана предполагалось увести монгольскую армию вглубь долины ‘Айн-Джалут. Как это можно было осуществить? Бейбарс, да помилует его Аллах, вместе со своими воинами должен был продолжать вести жестокое сражение и при этом постепенно отступать в сторону Юга. Отступление должно быть именно постепенным, не таким быстрым, чтобы татаро-монголы не догадались о задуманном плане и не настолько медленным, чтобы весь авангард пал замертво под ударами татаро-монголов. Этот тонкий баланс нуждается в огромной поддержке Всевышнего Аллаха, Преславен Он и Возвышен. И этой армии, которая была подготовлена подобным образом, Аллах непременно окажет свою поддержку.

Сражение при ‘Айн-Джалут

Если вы вспомните историю, дорогие братья, вы увидите, что этот план был точным воссозданием плана Ан-Ну’умана ибн Мукъаррина, да будет доволен им Аллах, осуществлённого им в сражении при Нехавенде. Кутуз, да помилует его Аллах, человек сведущий в истории. Он знает об опыте мусульман, об их сражениях, о биографиях праведников и муджахидов на пути Аллаха. Точно такой же план использовал Ан-Ну’уман ибн Мукъаррин в 19-м году по Хиджре против Персидской армии. Исполнявшим роль Рукнуддина Бейбарса в том сражении был Кахках ибн ‘Амр Ат-Тамими, да будет доволен им Аллах, а в роли Кутуза выступал Ан-Ну’уман ибн Мукъаррин. В сражении при Нехавенде Персидская армия была полностью уничтожена, и мусульмане одержали разгромную победу. Эта же практика повторится и на земле ‘Айн-Джалут, чтобы по воле Аллаха, Всемогущий Он и Великий, мусульмане одержали ещё одну убедительную победу.

Татаро-монгольская армия шаг за шагом вошла в долину ‘Айн-Джалут. Мусульманское войско шаг за шагом заманивало их вглубь долины. Представьте как переживал Кутуз, да помилует его Аллах, когда видел, как его авангард разбивается монгольской армией, а он сидит и выжидает, пока не наступит подходящий момент, чтобы броситься на подмогу этим воинам.

Спустя некоторое время случилось несколько удивительных вещей, которые подтвердили правдивость того письма, которое чуть ранее было послано им Саримуддином Айбеком. Мусульмане обнаружили сильное преобладание правой стороны в монгольском наступлении. Выяснилось на деле, что правый фланг татаро-монголов, как описывал Саримуддин Айбек в своём письме, сильнее их левого фланга. Увеличилось давление на левый фланг Исламской армии, увеличилось число шахидов, воинов мусульман, павших на поле боя ‘Айн-Джалут и Кутуз, который наблюдал со стороны за всем происходящим, не нашёл другого решения после того, как послал все резервные силы одну за другой, кроме как спуститься самому к месту сражения. Преславен Аллах! Всё о чём он говорил раньше было правдой.

«Я сам лично встречу татаро-монголов».

Так он сказал на своей первой встрече с народом, с армией и эмирами мамлюков.

«Я сам лично встречу татаро-монголов».

Кутуз, да помилует его Аллах, спустился, сняв с себя свой шлем, указывая тем самым на свою готовность принять смерть на пути Аллаха и даже на стремление к этому. Он отбросил шлем и бросился на армию татаро-монголов. Мусульманские воины вдруг обнаружили, что верховный главнокомандующий находится среди них. Представьте, какое это подкрепление, какая это поддержка, какое величие Исламской армии в этом сражении. Кутуз, да помилует его Аллах, спустился и издал свой известный клич, который олицетворяет весь образ его жизни, говорит о всём его жизненном пути, да помилует его Аллах:

«Во имя Ислама! Во имя Ислама!».

Всё предельно ясно. Он не сказал: «За арабов, за нацию, во имя Египта, во имя короля…». Ничего подобного этим словам. Его позиция абсолютно ясная – «Во имя Ислама». Он стремится в Рай. Он спустился к воинам и начал сражаться вместе с ними так, как его ещё не видел никто из мусульман. Преславен Аллах! Вскоре после того, как Кутуз, да помилует его Аллах, спустился пущенная кем-то издалека стрела сразила наповал его коня. Тогда Кутуз, да помилует его Аллах, спешился и продолжил сражаться пехотинцем. Один из эмиров мусульман предложил ему своего коня:

«Возьми моего коня, сражайся верхом на нём».

Кутуз ему ответил:

«Я не собираюсь лишать мусульман твоей пользы. Бейся сам на своём коне, а я буду биться на земле, пока ко мне не прибудет лошадь из запаса».

И он продолжил сражаться пехотинцем на земле, пока ему не привели запасную лошадь. Один из эмиров упрекнул его за это:

«Да простит тебя Аллах, о правитель мусульман, если бы тебя убили, то Ислам прекратил бы своё существование. Почему ты не взял того коня?»

На что Кутуз, да помилует его Аллах, ответил с поразительной уверенностью и искренней верой, дорогие братья, он сказал ему:

«Что касается меня, то я бы отправился в Рай (если бы я был убит в этом сражении), а что касается Ислама, то у него есть Господь, Который не даст ему пропасть. Ведь были убиты такой-то, такой-то и такой-то…»

Он перечислил имена величайших лидеров мусульман, которые были убиты на пути Аллаха.

«…но Аллах нашёл им замену на тех, кто продолжил защищать и оберегать Ислам.»

Посмотрите на эту уверенность, которой он обладал. Да помилует его Аллах и да помилует Аллах всех муджахидов, которые участвовали вместе с ним в этом великом сражении, в битве при ‘Айн-Джалут!

Всё о чём мы до сих пор рассказали было лишь второй частью плана мусульман.

Сражение при ‘Айн-Джалут

Третий этап – это когда Кутуз, да помилует его Аллах, увидел, что воины начали медленно продвигаться вглубь долины ‘Айн-Джалут… Китбугу совершил, Преславен Аллах, серьёзную военную ошибку, обернувшуюся для него катастрофой. Этой ошибке невозможно найти никакого другого оправдания кроме одной единственной. Было ошибкой с его стороны послать все свои войска, всех своих солдат, не оставив ни одного человека снаружи долины. Для того, чтобы наверняка покончить с мусульманами, он со всем своим тщеславием и надменностью послал всех татаро-монгольских воинов вглубь долины ‘Айн-Джалут. Это грубейшая военная ошибка. В тылу армии обязательно должны быть те, кто прикроет их спины, те, кто не позволят окружить эту армию. А это ведь опытный военачальник, который уже несколько десятилетий успешно возглавляет сильнейшую армию в мире. Как он допустил такую ужасную ошибку?! Дорогие братья и сёстры, его подтолкнули к собственной смерти. Кто его подтолкнул? Господь миров, Преславен Он и Возвышен! По всем военным расчётам и существующим меркам невозможно найти оправдание той кошмарной ошибке, которую совершил Китбугу в этом сражении. Такую ошибку не совершает простой военный. Даже дети Китбугу не совершат такой глупой ошибки. Но вы вернитесь снова к истории. Абу Джахль подтолкнул язычников к своей смерти в сражении при Бадре. Шах Фирузан подтолкнул свою армию к гибели в сражении при Нехавенде. Вагьан подтолкнул римскую армию к гибели в сражении при Ярмуке. Вот так вот, дорогие братья. Они как ведомые марионетки. Господь, Преславен Он и Возвышен, толкает их к этому. Он ослепляет их взоры и затуманивает их разум, из-за чего они совершают такие грубые ошибки.

فَلَمْ تَقْتُلُوهُمْ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ قَتَلَهُمْ ۚ

«Не вы, о мусульмане, победили их, а Аллах убил их.»
[Сура «Аль-Анфаль», аят 17]

То есть, не вы, о мусульмане, победили своего врага в сражении (Бадр) своими силами, но их уничтожил Аллах, Который подарил вам помощь и поддержку и вселил в их сердца страх.

Что случилось в ‘Айн-Джалут с этой окружённой армией в таком тесном месте? Это мы узнаем из следующей Главы, по воле Аллаха. Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов.»
[Сура «Гъафир», аят 44]

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует.

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Также этот хадис передали ат-Тирмизи (1553), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (8001), аль-Байхакъи (1/340) и ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара».

Новое на сайте