Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 5
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
В прошлых Главах мы успели увидеть внушительные завоевания татаро-монголами Восточной части Исламского мира и падение её важнейших городов. Падение Бухары, Самарканда, падение Герата, Балха, Мерва, Кабула, падение множества мусульманских городов в нескольких Исламских странах. Ужасающее покорение Востока исламского мира практически без сопротивления. Лишь в нескольких отдельных регионах пытались дать отпор. Наверное, одним из самых известных таких случаев является борьба Джалалуддина сына Хорезмшаха в Афганистане. Но, как мы уже говорили, эта борьба велась ради личных выгод, добиваясь этим власти и имущества. Поэтому воины были лишены стойкости и в итоге потерпели разгромное поражение, поддавшись искушению получения трофеев и мирского имущества. Джалалуддин бежал в Индию, бросив свой народ, бросив даже свою семью, как было рассказано в предыдущей Главе.
Дальнейшее продвижение татаро-монголов
Татаро-монголы, естественно, после этого сражения продвинулись к городу Газни, основному городу, в котором Джалалуддин сын Хорезмшаха выстроил свою оборону и сделал его своей столицей, полностью уничтожив его. Затем они принялись за город Герат, который также уничтожили. Далее они взялись за иранский регион и западную часть Хорасана, бурей проносясь по нему, они достигли севера Ирана.
Если вы взглянете на карту вместе со мной, то увидите на севере Ирана Азербайджан. Азербайджан — это исламский очень большой регион[1], который также полностью был разгромлен, дорогие братья и сёстры, так, как прежде не знала история.
Ошеломительная экспансия. И всё, о чём мы сейчас говорим, происходит в 617 году Хиджры.
Пройдя Азербайджан, они дошли до границ Армении. Армения в то время была христианской страной, которая уже довольно продолжительное время в истории вела периодические войны с мусульманами. Татаро-монголы же завоевали её в мгновение ока. Армения стала их очередной добычей. Понятно, что татаро-монголы не делали различия между мусульманами и христианами или другими. Их целью было разрушение, разорение и расширение границ насколько возможно. И, конечно, всё это под руководством Чингисхана, величайшего лидера татаро-монгольской империи.
Мы говорим о 617 году по Хиджре, и представьте себе, первое появление татаро-монгольского государства было в 603 году. Т.е. всё, о чём мы говорили, произошло всего за 14 лет. Таков возраст татаро-монгольской империи (на данный момент). Империя без истории, но её развитие в то время просто поражало.
Затем, после взятия Армении, они подступили к государству Курдж. Курдж — это провинция, на сегодняшний день это страна известная как Грузия. В ней проживали многие христианские и языческие народы. И эта страна на протяжении своей истории также находилась в постоянных конфликтах и войнах с мусульманскими странами. Но татаро-монголы завоевали и её, присоединив к своей империи. Далее они направились к югу России и добавили его к своим завоеваниям.
Нечто невообразимое, дорогие братья. Представьте себе, какое огромное государство. Эта империя за один год прошла от границ Китая через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Иран, через большую территорию Азербайджана, всю Армению и Грузию, а также часть России.
Всего за один год. Это с трудом укладывается в голове. Да, именно так.
Ибн Аль-Асир в своей книге «Аль-Камиль» говорит:
«Это что-то неслыханное и невообразимое».
— Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль».
Однако это то, что реально случилось.
Одним из примеров того, что делали татаро-монголы в своих войнах, служит следующее: татаро-монголы вошли в город Мераге в составе большого региона Азербайджана с очень малочисленным войском. Настолько малочисленным, что историки, рассказывающие об этом, пишут, что: «Один монгольский воин»… — просто послушайте об этом, — «Один монгольский воин ступал на улицу, где находились сотни мужчин из мусульман и он убивал их всех, не встретив ни от кого из них сопротивления». Это показывает то состояние, до которого дошло мусульманское общество, исламская Умма, будь то правители или простой народ, будь то армия или обычные граждане. Это касалось каждого в исламской Умме. И согласитесь, что правители — это абсолютно естественные плоды своего общества. В каком состоянии был народ, такое же чувство одолевало и правителей, в то тяжкое время, через которое прошла исламская Умма.
У кого-то может возникнуть вопрос: «Для всего что случилось должны быть основания, свои причины». Да, чуть ранее мы говорили о грехах и пороках, роскоши и отсутствии подготовки и тому подобных причинах.
Политическое косоглазие
Я хочу вместе с вами перейти к следующему году. И, вступив в 618-й год, пронаблюдать за некоторыми явлениями, которые раскрывают нам характер мусульманского общества в то время.
618-й год по Хиджре, т.е. по прошествии года после вторжения татаро-монголов на исламские земли, мы столкнёмся с явлением, которое я называю феномен — «Политическое косоглазие».
Что означает «Политическое косоглазие»?
Это когда люди неправильно расставляют приоритеты; не отличают врага номер один от врага номер два; не делают различий между опасным и менее опасным врагом; не знают кто враг, а кто союзник; не различают между соседями и чужаками; ни в чём не разбираются – «Политическое косоглазие». Решения принимаются спонтанно, указы издаются необдуманно. Это всё никак не может указывать на разумный и рациональный подход в политике в Исламском мире в то время. Одним из примеров этого феномена — «Политического косоглазия» — является то, что случилось в 618 году, когда один из правителей мусульман — амир эмирата (провинции, княжества) Мосул по имени Ашраф ибн Аль-’Адиль…
И, конечно, имена у всех, ма шаа Аллах[2], громкие. Ашраф (почтеннейший), ‘Адиль (справедливый), Ан-Насыр (помощник; защитник) — очень статусные имена, однако они бессмысленны. Значение этих имён никак не проявлялось в жизни.
Итак, когда один из правителей увидел некоторую слабость региона Грузии… Эта слабость была следствием поражения татаро-монголов, которое они потерпели в России. Татаро-монгольское войско было однажды разбито булгарскими племенами. Это племена, жившие в России, не путайте с современной Болгарией. Да, они потерпели поражение, но это случилось из-за малочисленного войска татаро-монголов. Таким образом, татаро-монголы потеряли своё господство над многими землями. Они потеряли власть над Российскими землями, над Грузией, Арменией и частью Азербайджана и были вынуждены отступить со всех этих территорий, по сути, из-за того, что монгольское войско было не многочисленно.
А основные силы татаро-монгольской армии были сконцентрированы в Самарканде, как мы сказали, под руководством Чингисхана.
Когда случилось это поражение и татаро-монголы лишились своего положения в Грузии, этот правитель (Ашраф ибн Аль-’Адиль) взял своё войско и атаковал Грузию, вспомнив давнюю историю борьбы Грузии с мусульманами. Политическое косоглазие. Чья армия сейчас опаснее? Для чего нужно было мобилизовать наше войско, наших воинов и наши силы? Для войны с Грузией или для борьбы с татаро-монголами, которые тяжким бременем лежали на спине половины исламской Уммы? С самой восточной границы Казахстана вплоть до западной границы Ирана было оккупировано монгольским нашествием. Зачем воевать с Грузией и терять в этой войне свои силы? Наоборот, можно было заключить политический союз с Грузией в это время. Почему нельзя было заключить политический союз, не идя ни на какие уступки для совместного сопротивления татаро-монголам? Ведь и сама Грузия вкусила горечь татаро-монгольского ига.
Произошло ужасное сражение между мусульманами и жителями Грузии, на которое было брошено много сил и из-за которого пропала всякая надежда на взаимопомощь между этими соседями. Каждый из них теперь подстерегал другого. Татаро-монголы же после этого вернулись для того, чтобы завладеть ими обоими. Нет видения, дорогие братья; нет понятия; нет правильной оценки приоритетов; нет абсолютно никакой политической подкованности. Таковой была реальность, в которой проживала исламская Умма.
Другой, не менее удивительный случай, который мы можем отметить в 618 году, связан с появлением Гъаясуддина ибн Хорезмшаха в Иране.
Кто такой Гъаясуддин ибн Хорезмшах ясно из его имени. Гъаясуддин сын Мухаммада Хорезмшаха — это брат Джалалуддина, который бежал в Индию и сын Мухаммада Хорезмшаха, который скончался в Каспийском море. Гъаясуддин, воспользовавшись относительным простором, возникшим после отступления монгольских сил вслед за своим поражением от булгар, стал расширять территории своего влияния в Иране и Азербайджане. Конечно, мы скажем это отлично, что кто-то из мусульман старается увеличить силы мусульман на этих землях, готовясь однажды встать на пути татаро-монголов.
Что сделал Насыр лид-диниЛлях? Кто вообще такой Насыр лид-диниЛлях? Имя довольно громкое – «защитник, помощник религии Аллаха». Можно подумать, что это один из величайших людей Ислама, что это выдающийся лидер мусульман. Он действительно был халифом мусульман. Насыр лид-диниЛлях – был ‘Аббасидским Халифом мусульман в то время, но был он человеком несправедливым. Он завышал собираемые с народа налоги и подати. Он проводил жизнь в удовольствии, заботился лишь о своём богатстве и своей семье, и никоим образом не занимался административными, политическими, военными или любыми другими делами государства, коими обычно должен заниматься любой правитель мусульман.
Что же сделал Насыр лид-диниЛлях, когда увидел, что Гъаясуддин набирает силу в своих краях? Знаете, что он сделал? — Он стал переписываться с И’аном Ат-Таиси. А кто такой И’ан Ат-Таиси? Ат-Таиси – это родной дядя Гъаясуддина сына Хорезмшаха. В своей переписке с ним, он подстрекал его и обещал оказать ему поддержку имуществом и армией, если он развяжет войну с Гъаясуддином сыном Хорезмшаха, Пречист Аллах!!! Где сейчас находится Гъаясуддин сын Хорезмшаха? Гъаясуддин находится на территории Ирана, т.е. он (по сути) является защитным барьером для ‘Аббасидского халифата от армии татаро-монголов.
Если Гъаясуддин потерпит поражение, то татаро-монголы вплотную приблизятся к ‘Аббасидскому халифату. Но он даже не думал обо всём этом. Ещё одно «политическое косоглазие» как мы его назвали.
Он пишет к И’ану Ат-Таиси для того, чтобы посеять смуту между ним и Гъаясуддином. Почему? Потому что в истории Хорезмского государства было соперничество с ‘Аббасидским халифатом, и теперь появилась возможность взять реванш у Гъаясуддина и его семьи. Эта идея понравилась дяде Гъаясуддина И’ану Ат-таиси. Он действительно собрал некоторых людей, собрал некоторые сбежавшие группы, некоторых наёмников и получив средства от ‘Аббасидского халифа, создал армию и начал войну. Войну с кем?! Со своим племянником Гъаясуддином сыном Хорезмшаха. И случилось ужасное сражение, в котором погибло большое количество мусульман. Разве такое укладывается в голове?! Разве разумно то, когда мусульмане воюют с мусульманами и когда мусульмане умирают от рук мусульман, в то время как татаро-монголы находятся у ворот?!
Когда мы видим подобные события, мы понимаем, как татаро-монголы смогли завоевать такие огромные территории. Почему Исламский мир пал так легко под натиском татаро-монголов. Всё из-за этих укрепившихся болезней в сердцах мусульман.
И’ан Ат-Таиси потерпел поражение в своём походе против Гъаясуддина, его войско пало. Гъаясуддин же остался единственным предводителем данного региона и продолжил расширять свои владения. Тогда Насыр лид-диниЛлях сотворил нечто ещё более отвратительное. Что, как вы думаете, он сделал?
Он стал переписываться с татаро-монголами для заключения союза с ними против Гъаясуддина. О Аллах!!! Как он может привести армию татаро-монголов, силу номер один в мире на то время, зная совершенно точно, что как только она покончит с Ираном, она непременно направится к Ираку для того, чтобы разрушить ‘Аббасидский халифат?! Как он смеет приводить их сюда и уговаривать их бороться вместе с ним против Гъаясуддина сына Хорезмшаха?! Даже если Гъаясуддин не прав или Джалалуддин не прав и многое из того, что они делали неправильно. Однако, Пречист Аллах, дорогие братья, правильный взгляд (на вещи) оказался полностью скрыт от глаз мусульман. Но татаро-монголам не было дела до Насыра лид-диниЛлях, они были заняты закреплением своих позиций на других территориях, оправлением после поражения от булгар и подготовкой своих сил для других экспедиций. Поэтому они не ответили согласием в это время.
Возвращение Джалалуддин сын Хорезмшаха и смерть Чингисхана
Джалалуддин сын Хорезмшаха, вы помните его? Пречист Аллах, конечно, вы ещё помните о нём. По прошествии нескольких лет он вернулся. Он вернулся в 622 году по Хиджре после того, как увидел, что его брат Гъаясуддин смог добиться власти над территорией Ирана. Тогда он решил снова вернуться для того, чтобы получить свою долю от потерянного королевства. Ведь он всё ещё жил в Индии и не в согласии и мире с гуридами-мусульманами, жившими там. Он решил вернуться, но прежде, чем он это сделал, Гъаясуддин сразился с ещё одним мусульманским лидером. Такое часто происходило, это было весьма обыденно в то время. Они делили между собой мирское, делили государство между собой. Произошло сражение между Гъаясуддином и Са’адуддином ибн Дакля, мусульманином, жившим на территории Пакистана. В то время эта местность называлась Керман. Произошло сражение между Са’адуддином ибн Дакля и Гъаясуддином.
И, ма шаа Аллах, имена у всех… Один Са’адуддин (Счастье религии), другой Гъаясуддин (Помощь религии), третий Джалалуддин (Величие религии), четвёртый Насыр лид-диниЛлях (Помощник религии Аллаха). И каждый ведёт войну с остальными.
Произошло сражение между этими двумя сторонами, и по пришествию некоторого времени Гъаясуддин заключил опасное соглашение с Са’адуддином. Они договорились поделить страну между собой, Пречист Аллах. Гъаясуддин забирает север Ирана, а Са’адуддин ибн Дакля получает юг Ирана и часть земель севера Пакистана.
Джалалуддин пришёл на эти земли из Индии прямо в это время, когда государство было поделено на две части между этими двумя лидерами. Они поделили всё, и даже сами жители местности были разделены. Многие семьи оказались в разлуке, часть из них на севере, а часть на юге. И это самые близкие люди, имевшие крепкую родственную связь. Всё из-за мирского удела. Почему бы не побороться за него? Таковыми, к сожалению, были реалии мусульман.
Что сделал Джалалуддин сын Хорезмшаха, когда пришёл на эти земли?
Он сделал самое последнее, что могло прийти вам в голову. Он объединился с Са’адуддином ибн Дакля для войны против своего брата Гъаясуддина. Конечно, это удивительно видеть, как брат воюет с братом, сын сражается против своего отца и т.д. Это удивительно, но это не просто происходит, а повторяется. И в истории для нас назидание.
Заключив союз, Джалалуддин и Са’адуддин начали войну против Гъаясуддина. Война длилась долго, пало много мусульман с обеих сторон. В итоге они заключили перемирие, но это перемирие было чисто формальным. Как только появлялась новая возможность, договор нарушался и разгоралась новая война и т.д. и т.п. А Джалалуддин вместо того, чтобы отправиться на восток, бороться с татаро-монголами, направился на запад для войны с ‘Аббасидским халифатом…
ДЛЯ ВОЙНЫ С АББАСИДСКИМ ХАЛИФАТОМ!!! Пречист Аллах!!!
Когда он подошёл к границам Багдада, Насыр лид-диниЛлях сделал ровно то же самое, что и делал до этого. Позвал на помощь татаро-монголов.
Ибн Аль-Асир в своей исторической книге «Аль-Камиль» комментирует этот поступок и говорит:
«Он совершил такой тяжкий грех, рядом с которым все другие грехи выглядят малыми».
И что это за грех? — Обращение за помощью к татаро-монголам, которые вырезали сотни тысяч мусульман до этого момента, и он просит у них помощи в борьбе против Джалалуддина сына Хорезмшаха.
Конечно, мы не защищаем Джалалуддина сына Хорезмшаха, дорогие братья и сёстры. Этот человек был грешником, нечестивцем и притеснителем. Он устраивал невообразимые бойни и кровопролития на землях мусульман. Большинство его войн было внутри Исламских государств и большинство людей, погибших от его рук, были мусульмане.
Положение, дорогие братья, было просто отвратительным. Оно продолжалось на Исламских землях с 617 года по 624 год — 7 лет подряд. Семь лет козней, заговоров, нападок, войн и убийств. То от татаро-монголов, то от рук Джалалуддина сына Хорезмшаха, то от рук Гъаясуддина сына Хорезмшаха и т.д. Так пали Исламские государства под ногами своих врагов.
В 624 году произошло большое событие для всего мира. В этом году скончался Чингисхан, лидер, создавший свою огромную империю на черепах людей. Большинство этих черепов принадлежало мусульманам.
Чингисхан умер и после него бразды правления принял человек по имени Угэдэй. Кончина Чингисхана покрыта разными тайнами и мифами.
Итак, Угэдэй хотел укрепить границы этой великой империи и поэтому прекратил дальнейшую монгольскую экспансию.
Как вы думаете, когда татаро-монголы прекратили свои завоевания по планете и их хватка в отношении Исламских государств ослабла? Что предприняли мусульмане в Ираке? А также как отреагировали на это мусульмане оккупированных стран на Востоке исламского мира и какие меры приняли мусульмане Леванта, Египта и других мусульманских стран исламского мира? Всё это, и не только, мы узнаем из следующих Главах, по воле Аллаха.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его назиданий (путей), научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил.
Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует