Первое столкновение

Первое столкновение

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 21

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

Это двадцать первая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».

Из прошлой Главы мы узнали, что Кутуз решил выдвинуться из Египта в Палестину для сражения с татаро-монголами. Мы упоминали о мотивах, сподвигших Кутуза на это: он считал это личной ответственностью, долгом и обязанностью по отношению к притеснённым мусульманам в Палестине, Сирии, Турции, Ираке и в других странах мусульман, и что необходимо освободить каждую пядь земли мусульман, даже если это не в родном Египте.

Кутуз повёл армию в направлении Палестины через Синайский полуостров. Этот поход состоялся в июле 1260 года по Григорианскому календарю, что соответствует месяцу Ша’абан 658 года по Хиджре, поэтому погода стояла жаркая, что напомнило о годовщине битвы при Табуке, джихаде мусульман и их славных, легендарных победах. Кутуз подошёл к Палестине, нейтрализовав до этого, как было сказано, крестоносцев в могущественном княжестве Акка (Акра). Он договорился с ними о временном перемирии, и чтобы они не выходили из своих крепостей, пока мусульмане не завершат сражение с татаро-монголами.

Тактические приготовления армии

Кутуз двигался во все оружии. Что это значит? — Армия двигалась в такой форме, в которой в любой момент могла встретить врагов. Если вдруг произойдёт внезапная атака на Исламскую армию, она была готова к сражению. Авангард на своём месте, правый фланг на своём месте, левый фланг, главные силы, арьергард, тыл — всё было упорядочено, армия шла в полной мобилизации так, как будто она уже на поле боя. Всю дорогу они были на чеку. Кутуз, да помилует его Аллах, использовал все средства. Он придумал новый, незнакомый доселе метод построения армии. Он полностью отделил авангард армии от остальных сил. Сам авангард был увеличен и в нём находились лучшие группы мусульман. Руководить этим войском он назначил Рукнуддина Бейбарса, да помилует его Аллах, лучшего полководца в Исламской армии. Он назначил его командиром этого отряда, увеличил количество воинов авангарда и отделил его от остальной армии.

Первое столкновение

Каковой была цель?

Цель заключалась в том, чтобы монгольские разведчики, патрулирующие дорогу, увидев авангард, посчитали, что это и есть вся армия и основываясь на этом небольшом количестве воинов, татаро-монголы начнут строить свои планы.

В то же время он выбрал лучших воинов, самых искусных воинов и командиров для этой группы для того, чтобы если ей вдруг придётся вступить в бой с татаро-монголами, она могла бы одержать верх, хотя бы временно, что в свою очередь несомненно поднимет боевой дух мусульман и окажет отрицательный эффект на моральный дух татаро-монголов.

Первая схватка и соблюдение договора с крестоносцами

В Газе находилась небольшая пограничная застава татаро-монголов. Основная часть монгольской армии базировалась в долине Бека̒а в Ливане на расстоянии около 300 километров от Газы.

Когда Кутуз, да помилует его Аллах, пересёкший Египетско-Палестинскую границу вместе с армией с идущим впереди авангардом, прошёл мимо городов Дейр-эль-Балах[1] и Хан-Юнис[2], и вплотную приблизился к Газе, монгольские разведчики обнаружили мусульманский авангард, и ровно как и планировал Кутуз, да помилует его Аллах, они посчитали, что это и есть вся Исламская армия. Тогда монгольские пограничники вступили в бой с авангардом мусульман.

Первое столкновение

Мусульманский авангард показал себя крайне уверенно и вступил в одно из величайших сражений, хоть даже само сражение было простым и небольшим. Мусульмане одержали в нём сокрушительную победу над татаро-монголами, часть из которых была убита, а остальные сбежали в сторону Севера с донесением Китбуге, находившемуся в долине Бека̒а[3], что мусульмане пришли воевать с татаро-монгольской армией. Хоть это и было небольшим достижением, но эта победа сильно подняла боевой дух мусульман.

Некоторые историки очень принижают значение этого сражения в Газе. Однако Пречист Аллах, это было одно из самых блестящих сражений в истории Ислама несмотря на то, что само оно было небольшим и длилось не больше пары часов. Почему? Потому что оно сломило тот психологический барьер, который был у мусульман. Они говорили:

«Если тебе кто-то скажет, что татаро-монголы терпят поражение, то не верь этому».

Такая молва ходила в Исламских странах. Сейчас же, если тебе кто-то скажет, что татаро-монголы терпят поражение, ты поверишь этому. Вот они, потерпели поражение в сражении при Газе, хоть это и был небольшой, локальный бой. Мы не умаляем значимость и таких мелких побед. Мы не приуменьшаем их значение. Ведь они положительно сказываются на армии мусульман и отрицательно на армии их врагов.

Группа спасшихся бегством солдат вернулась к Китбуге и доложила ему об Исламской армии, идущей с Юга и что она одержала победу в сражении в Газе. Китбуга был вне себя от ярости. Он тут же мобилизовал свою армию и решил пойти и сразиться с мусульманами. Больше всего Китбугу бесило то, как мусульмане вообще могли подумать о войне с татаро-монголами.

Пречист Аллах! Будто бы те, кто противостоят оккупации не правы в том, что они сопротивляются. Будто бы тот, кто поднял меч, чтобы защитить свою честь, своих детей, семью, город, свою родину и всё святое для него, совершает большую ошибку, когда делает это. «Правильнее» всего будет то, чтобы люди подняли свои руки и полностью подчинились воле татаро-монголов, которые завоевали земли мусульман.

Китбуга со своими воинами шёл и задавался вопросом, кто это может быть такой, кто поднимает знамя джихада против него?

Первое столкновение

Кутуз, да помилует его Аллах, вместе со своей армией направился в сторону Средиземного моря. Он прошёл мимо красивых мусульманских городов, таких как Яффа, просим Аллаха о её освобождении. Вы должны знать, город Яффа непосредственно к Северу от него сейчас находится город Тель-Авив.

Он прошёл мимо этого города Яффа, прошёл мимо городов Тулькарм[4], Ашкелон[5] (’Аскъалян) и был уже совсем близко к Акке (А́кра). Естественно, он не хотел встречаться с татаро-монголами вблизи Акки, но он хотел удостовериться, что договор, заключённый мусульманами с крестоносцами всё ещё в силе.

Ведь если крестоносцы нарушат его, мусульмане окажутся между татаро-монголами и крестоносцами, как между молотом и наковальней.

Он пришёл сюда и отправил делегацию из эмиров мусульман в город, чтобы удостовериться, что они продолжают держать своё слово. Крестоносцы убедили их, что они верны договору и что они не собираются вступать в войну на стороне татаро-монголов. Мусульманская делегация вышла из города и прибыла к Кутузу, да помилует его Аллах, который разбил свой лагерь к Востоку от Акки, на равнине, окружавшей это княжество. Когда они прибыли, они сказали ему нечто удивительное. Они сказали:

«Это наш шанс. Когда мы вошли, стало ясно, что княжество Акка сейчас…»

— это строго и исключительно военный взгляд самых лучших военачальников Кутуза, да помилует его Аллах.

«…княжество Акка сейчас находится в очень слабом состоянии. Будь то крепости или стены города, которые уже очень давно не восстанавливались, будь то воины, будь то моральный дух. Всё. Это очень хороший шанс взять Акку».

Что же ответил Кутуз, да помилует его Аллах? — Он дал строгий, ясный и однозначный ответ:

«Мы не нарушаем договоры!»

Аллах Велик! Взгляните на Кутуза, да помилует его Аллах. Он сам лично пошёл на то, чтобы заключить временное перемирие с крестоносцами, пока не решится вопрос с татаро-монголами. Сейчас он не хочет нарушать договорённость с крестоносцами, хотя этот мусульманский город был завоёван уже больше 166-ти лет и сами крестоносцы уже не раз нарушали договора. Ведь сам Людовик IХ собирался завоевать Египет, хотя ранее был принят пакт о десяти лет ненападении на мусульман. Несмотря на это, Кутуз продемонстрировал ясную Исламскую истину: политика в Исламе регулируется высоким Исламским нравом и этикой.

«Мы не нарушаем договоры!»

Он остался верным своему слову, даже по отношению к крестоносцам, которые уже очень давно находятся на захваченных ими мусульманских землях.

Долина ‘Айн-Джалут

Кутуз, да помилует его Аллах, начал подыскивать локацию, на которой произойдёт великое и легендарное сражение между ним и армией татаро-монголов. Он отошёл на Юг и нашёл, что лучшим место для сражения с татаро-монголами будет долина, под названием ‘Айн-Джалут.

Долина ‘Айн-Джалут находится посередине между двумя городами: Бейт-Шеан (Бисан) — на севере и Наблус – на юге. Город Бисан находится примерно в двадцати километрах к северо-востоку от ‘Айн-Джалут.

Первое столкновение

Что из себя представляет долина ‘Айн-Джалут?

Если вы взглянете на долину ‘Айн-Джалут, то в военном плане это был прекрасный выбор для сражения. Просим Аллаха освободить её. Сейчас она, конечно же, оккупирована евреями на землях Палестины.

Долина ‘Айн-Джалут похожа на лошадиную подкову. Она открыта с севера и окружена холмами с востока, запада и юга. Это довольно высокие холмы, покрытые деревьями, лесом. Это просто идеально подходило для засады и ловушек. Вся Исламская армия могла скрыться на этих холмах и оставить открытым вход с севера, чтобы заманить монгольскую армию и устроит сражение в этом месте, а затем окружить татаро-монголов всей армией.

Первое столкновение

Было выбрано это место и интуиция Кутуза, да помилует его Аллах, не подвела его. Именно в выборе и определении места сражения заключается уже половина победы.

Помощь Аллаха при подготовке к бою

Кутуз, да помилует его Аллах, начал подготавливать свою армию в этом месте. И было очень удивительно, что до сих пор татаро-монгольская армия всё ещё не прибыла в ‘Айн-Джалут. Ведь если взглянуть на карту, мы увидим, что расстояние между долиной Бека̒а и долиной ‘Айн-Джалут составляет около 100 километров.

Татаро-монгольская армия должна была пройти этот путь за два, максимум за три дня, но она прошла этот путь за месяц, дорогие братья. Целый месяц Китбуга, большой, опытный и искусный полководец шёл со своей армией, которая покорила почти весь мир, тяжёлыми и медленными шагами. Он никогда в жизни не представлял, что мусульмане сражаются, держа в руках мечи. Он всегда видел лишь спины мусульман. Он видел, как мусульмане бегут, как они спасаются, охваченные страхом, видел, как они вручают ключи от городов, которые татаро-монголы брали без намёка на сопротивление и без малейшего труда. Сейчас же, кто-то из них поднимает знамя джихада на пути Аллаха. Это вселило страх в сердце Китбуги и в сердца его монгольских воинов. Прав был наш любимый Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда сказал:

وَنُصِرْتُ بِالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ يَقْذِفُهُ فِي قُلُوبِ أَعْدَائِي

«Мне была оказана помощь страхом, который охватывает сердца моих врагов, находящихся от меня на расстоянии месяца пути».

— Ахмад (5/248). Также этот хадис передали ат-Тирмизи (1553), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (8001), аль-Байхакъи (1/340) и ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара».

То есть ещё до того, как Исламская армия дойдёт до поля боя, искренняя Исламская армия, которая поднимает ясное знамя Ислама (во имя Ислама), такой армии будет поддержка в виде страха, который будет вселяться в сердца их врагов ещё за месяц до того, как они встретят её.

Кутуз, да помилует его Аллах, завершал последние приготовления, выравнивал ряды, расположил правый и левый фронт на холмах, а основную силу вместе с арьергардом на южной стороне долины ‘Айн-Джалут и в это самое время, Пречист Аллах, происходят удивительные вещи.

К нему приходит огромное количество палестинских добровольцев, которые желают сражаться на пути Аллаха.

Где все они были, когда маленькое татаро-монгольское войско завоевало всю Палестину от севера до юга, вплоть до Газы, края Палестины?! Где все они были несколько месяцев назад?! Что заставило их выйти сейчас и почему они сидели до этого сложа руки, дорогие братья?!

Пример для подражания — это то, что имеет огромное значение. Урок на собственном примере. Когда они увидели настоящего правителя, молодого султана, который, пожертвовав всем, что у него есть, идёт сражаться на пути Аллаха — это воодушевило мусульман. В людях, братья мои, много хорошего. Клянусь Аллахом, в каждом мусульманине есть что-то хорошее. Просто им нужен тот, кто направит их и лучший способ сделать это — показать им собственный пример. Именно поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда был в первых рядах. ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Когда битва разгоралась со всей силой, и ситуация становилась очень сложной, мы прятались за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.»

Представьте себе, когда сражение ужесточалось «мы прятались за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», потому что он выступал впереди всех и сражался с врагами в первых рядах, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом есть множество рассказов. Этому у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучились и выдающиеся полководцы, личности, изменившие ход Исламской истории. У Халида ибн Аль-Валида, да будет доволен им Аллах, знаком к началу сражения было именно то, что он сам лично приступал к сражению и выдвигался в сторону врагов, кем бы ни были эти противники. Именно так выглядят победоносные армии.

Эти добровольцы (палестинские) в большом количестве хотели присоединиться к армии мусульман. Они не пошевелились до этого с Ан-Насыром Юсуфом Аль-Айюби, они не ударили палец о палец с любым из «пустых» лидеров, объявлявших джихад, намереваясь сбежать, как только приблизятся враги. Однако все они вышли вместе с Кутузом, да помилует его Аллах.

Кутуз, да помилует его Аллах, посмотрел на этих добровольцев и увидел, что большинство из них не обладают опытом ведения боя и военным искусством, поэтому он поручил им задачи по обслуживанию. Такие как переброска и перенос оружия, стрел и копий; уход за ранеными; подача провизии: еды и питья. За большим количеством важных дел, которыми должна была заниматься часть искусных воинов, теперь будут ответственны эти добровольцы, а все воины смогут посвятить себя своему делу — сражению на пути Аллаха. Даже те палестинские добровольцы, которые не могли сами сражаться или участвовать в обслуживании воинов нашли себе достойное и похвальное занятие для помощи Исламской армии. Знаете что они сделали?

Палестинские крестьяне, женщины и мужчины, Пречист Аллах, окружили долину ‘Айн-Джалут со всех сторон и спрятавшись вместе с укрывавшимися там воинами, ждали часа битвы, чтобы подняв руки к небу, молиться за эту сражающуюся армию и громко прославлять Аллаха, быть может Он ниспошлёт свою помощь этой великой армии, совершающей джихад на пути Аллаха. Естественно, эта картина глубоко тронула сердца мусульман, и они действительно устремились к мученической смерти на пути Аллаха.

Большая разница, клянусь Аллахом, дорогие братья и сёстры, между тем, кто сражается до смерти и тем, кто сражается, чтобы избежать этой смерти. Большая разница между тем, кто ищет смерти на пути Аллаха и тем, кто воюет, стремясь остаться в живых. Мусульманские воины сражались по принципу – «либо победа, либо смерть на пути Аллаха», а враги сражались по принципу – «либо победа, либо бегство». Вот чем отличались воины мусульман от остальных воинов.

Кутуз, да помилует его Аллах, вёл свою подготовку на 24-й день Рамадана, когда услышал, что татаро-монгольская армия подошла уже совсем близко к ‘Айн-Джалут. Таким образом мы говорим о 24-м дне месяца Рамадан. В день который предшествовал этой легендарной битве между мусульманами и татаро-монголами, Кутуз приложил немало усилий в расположении войск, их подготовке, в подготовке блестящего военного плана, используя таким образом все возможные средства, чтобы одержать верх в этой встрече. В то время как они были заняты подготовкой, к ним пришёл гонец от Саримуддина Айбека.

Кем был этот Саримуддин Айбек, знаете ли вы это? И никто в Исламской армии не знал этого человека. Его не знал ни Кутуз, ни его эмиры: мамлюки-бахриты, мамлюки-му’иззиты и ни эмиры Шама. Этот человек не был известен никому. Тем не менее от него пришло письмо. Что же говорилось в этом письме? В нём было следующее:

«Не бойтесь татаро-монгольской армии. Хулагу забрал с собой в Тебриз немалое количество умелых бойцов. То войско, которое осталось сейчас — это не та огромная армия, которая ранее покорила полмира.»

Конечно же, это была очень ценная информация. Она ещё больше укрепила боевой дух мусульман. Далее в своём письме он писал:

«И правый фронт татаро-монгольской армии сильнее, чем их левый фронт.»

Следовательно, левый фронт мусульман должен был быть сильнее чем их правый фронт, чтобы оказать достойное сопротивление этому опасному правому фронту монгольской армии. Далее он писал:

«И Ашраф Аль-Айюби изменил своё решение.»

Ашраф Аль-Айюби — эмир Хомса, которому Хулагу подарил Алеппо, этот эмир, который сотрудничал с татаро-монголами пересмотрел своё решение, и он займёт сторону мусульман. То есть он сделает вид, что он на стороне татаро-монголов, а непосредственно перед боем с мусульманами примкнёт к их армии.

Естественно, эту информацию никто не мог подтвердить и лишь Аллаху было известно о её достоверности, но это также послужило воодушевлению мусульман и поднятию их боевого духа.

Почему именно в это время? К чему вся эта поддержка? Пречист Аллах, всё это было признаком того, что Аллах, Всемогущий Он и Великий, доволен этой искренней группой воинов, готовых сразиться на Его пути. Они не знали правда это или ложь, но мы выясним далее, что вся эта информация правдива и что этот Саримуддин Айбек был одним из пленников татаро-монголов, который заставил их поверить, что он будет работать на них, хотя в душе он скрывал Ислам и как только он узнал о беспристрастной мусульманской армии он отправил им это письмо.

Эту великую ночь Кутуз, да помилует его Аллах, а вместе с ним и вся его армия провела в молитвах и мольбах к Аллаху, Всемогущий Он и Великий. И я почти уверен, что Кутуз, да помилует его Аллах, испытывал такие же чувства, как и Халид ибн Аль-Валид, да будет доволен им Аллах, в эти ночи, предшествовавшие джихаду на пути Аллаха.

Перед завершением этой Главы приведу вам слова Халида ибн Аль-Валида, да будет доволен им Аллах, которыми он описывал самые лучшие ночи и самые счастливые дни в его жизни. Он говорил:

«Ночь в которой ко мне приводят невесту, которую я люблю или ночь, в которой мне сообщают о моём новорожденном сыне, не является для меня более желанной…»

Слушайте внимательно, о мои братья!

«…не является для меня более желанной, чем суровая морозная ночь, в которой я вместе с группой мухаджиров собираюсь на рассвете атаковать врагов Аллаха.»

Самыми счастливыми ночами Халида ибн Аль-Валида, да будет доволен им Аллах, являются эти тяжёлые, холодные ночи, где он вместе с группой мухаджиров, небольшим войском простых и слабых людей, с которыми Всевышний Аллах, собирается выступить против врагов Аллаха. Это самые счастливые ночи Халида ибн Аль-Валида и самые счастливые ночи Кутуза, да помилует его Аллах.

Просим Аллаха, Всемогущий Он и Великий, даровать нам ночь из ночей Халида ибн Аль-Валида, ночь как накануне битвы при ‘Айн-Джалут. Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов».
[Сура «Гъафир», аят 44]

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Город в Палестине.

  • [2]

    Там же.

  • [3]

    Долина на Востоке нынешнего Ливана.

  • [4]

    Город в Палестине.

  • [5]

    Город на северо-востоке от Газы.

Новое на сайте