Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 1
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, чтобы он сделал эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
Наш разговор сегодня, братья и сёстры, пойдёт об истории татаро-монголов. Первая часть из истории о татарах, от начала и до событий ‘Айн Аль-Джалют.
Кто-то может спросить: «Почему мы вообще говорим об истории? Оставьте историю и давайте поговорим о наших реалиях». Я отвечу, что история в целом, и история Ислама в частности – это одна из самых важных вещей, которые должен изучать сознательный, рассудительный мусульманин. Наш Господь, Пречист Он и Возвышен, велит нам непосредственно в своём священном Куране изучать историю. Он сказал, Пречист Он и Возвышен:
فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«Рассказывай эти истории, — быть может они призадумаются.»
[Сура «Аль-‘Араф», аят 176]
Среди всех многочисленных событий, которые случились в истории нашей исламской Уммы в течении более 14-ти веков, я выбрал для вас одну из самых важных в нашей истории — это история государства татаро-монголов. История с самого начала до событий битвы при ‘Айн Аль-Джалют — знаменитого, известного сражения. Почему именно эта история? — Есть много других не менее важных, однако, именно эта история имеет особую важность. Эта история очень похожа на ту действительность, в которой мы сегодня живём. Тот, кто продолжит вместе с нами следить за событиями этой истории, в иной раз может посчитать, что она сфабрикована для того, чтобы соответствовать нашим современным реалиям. Но, Пречист Аллах, здесь нет ничего вымышленного. Действительно, происходит всё то же самое, с теми же деталями. Разница только в именах. И даже географически — всё те же места, в которых вращаются очень жаркие события в наши дни. Поэтому проницательный мусульманин может легко связать события минувших дней с тем, что мы переживаем сегодня и извлечь из сути этой истории назидание, как об этом нам повелел наш Господь:
فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«Рассказывай эти истории, — быть может они призадумаются.»
[Сура «Аль-‘Араф», аят 176]
Также Господь, Пречист Он и Возвышен, говорит в другом аяте:
لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِّأُولِي الْأَلْبَابِ ۗ
«В этих историях — наставление и поучение для людей разумных.»
[Сура «Йусуф», аят 111]
Хронология этой истории разворачивается с начала седьмого века по Хиджре, начиная с 600-го года и далее. Она очень удивительна. Поразительно то, что народы имели колоссальное развитие и сокрушительное падение в очень короткий промежуток времени. За считанные годы образовалось общество, величайшее общество, и за считанные годы оно распалось ужасающим образом. Никто не мог этого представить.
История поражает своими грандиозными масштабами в её событиях. Огромные цифры — сотни и сотни тысяч людей погибли, миллионы — в некоторых сражениях. Невообразимые цифры.
Поражает величина территорий, захваченных за несколько лет или даже месяцев. Пали огромные империи под натиском этого только возникшего государства, государства татаров.
Для того, чтобы понять историю успеха татаров, нам нужно вернуться и взглянуть на весь мир в начале седьмого века по Хиджре. Каким было положение всего мира в шестисотом году или в шестисот пятом? Если вы взгляните на история всего мира в шестисотом году, то найдёте, что почти весь мир был поделён на две основные силы:
- сила исламского общества;
- сила крестоносцев.
Положение мусульман до прихода монголов
Власть общины мусульман владела обширными землями в то время. Границы исламской общины растянулись от запада Китая до запада Марокко. Некоторые территории исламского правления были даже и в Европе — это Андалусия. В наше время — это Португалия и Испания. Огромные территории. Однако, к большому сожалению, вместе со всеми этими внушительными землями и со всеми теми неограниченными возможностями, которыми обладала исламская Умма, будь то экономические возможности, стратегические, демографические, интеллектуальные, со всеми этими возможностями исламская Умма пребывала в сильнейшем упадке.
Первое, что становится заметным при взгляде на исламскую Умму это то, что она была разделена, раздроблена. Да, территория большая, огромная, охватывает тысячи и миллионы километров, однако, к сожалению, каждый регион живёт сам по себе. И регионы эти не просто живут сами по себе, а ещё и противоборствуют друг с другом. Проанализировав положение исламской Уммы в то время, мы найдём в центре исламского мира, в сердце исламского мира ‘Аббасидский халифат. Конечно, это очень большое и громкое имя.
‘Аббасидский халифат в шестисотом году имел почти пятисотлетнюю историю. Он возник в 132-м году по Хиджре, после падения Омейядского халифата. Этот халифат обладал чрезвычайной силой. Он широко и очень быстро распространился по многим уголкам земли. Однако, Пречист Аллах, в это время, о котором мы говорим, в начале седьмого века по Хиджре, ‘Аббасидский халифат имел реальную власть только в некоторых районах Ирака. Он не правил всеми арабами, не управлял всеми ими. Его центром был Багдад, и он правил Багдадом и его пригородами — в центре и на юге Ирака. Даже север Ирака не входил в юрисдикцию ‘Аббасидского халифата.
Таким образом, ‘Аббасидский халифат носил громкое звание, звание Халифата, но этот халифат являлся всего лишь символом. Символ, который мусульмане хотели сохранить, потому что он олицетворяет для них воспоминания о прошлом, счастливом и великом прошлом. К тому же, хоть он и слабый, но рано или поздно он может снова окрепнуть. Поэтому формально мусульмане старались сохранить образ ‘Аббасидского халифата. Также, как и сейчас во многих странах, форма правления изменилась на республиканскую или демократическую, тогда как раньше была монархия, но до сих пор сохраняется звание короля. Он не влияет на решения, не имеет веса, он не осуществляет какие-либо дела в государстве, он служит как образ и напоминание людям о прекрасных минувших днях. Точно так же существовал и ‘Аббасидский халифат в то время и во главе его стоял халиф.
‘Аббасидский халиф на протяжении нескольких лет до этих событий был критически слаб. Его ничего не интересовало кроме приобретения имущества, унаследовании детей, сбора богатства всеми доступными методами. Он не имел своего личного слова, которое хоть каким-либо образом влияло бы на всемирную политическую динамику того времени. Таковым было положение ‘Аббасидского халифата в начале седьмого века по Хиджре. Если мы взглянем чуть шире, то найдём, что Египет, Левант (Шам), Хиджаз и Йемен, все эти территории были в руках правления амиров Айюбидов.
Амиры Айюбиды — это преемники, дети и внуки Салахуддина Аль-Айюби, да помилует его Аллах, великого героя Ислама. Однако, к большому сожалению, его потомки разительно отличались от своего прадеда, величайшего героя, Салахуддина Аль-Айюби.
Салахуддин Аль-Айюби оставил после себя большое, огромное королевство, которое охватывало такие страны как Египет, Левант (Шам), территории Ирака, те, что выше реки Евфрат, некоторые территории Турции, весь Хиджаз, весь Йемен, вся Ливия, часть территорий Нубии. Огромное государство.
Как только Салахуддин скончался, да помилует его Аллах, его дети начали делить эту большую империю между собой. Они поделили его на отдельные страны и больше того, даже стали вести яростные войны друг с другом. К большому сожалению, такое случалось неоднократно в истории нашей Уммы. И это неудивительно, потому как существует большое искушение, от которого нас предостерегал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует — и это искушение мирским (богатством). Этому искушению мирским и поддались потомки Салахуддина. Они поделили между собой все эти многочисленные, несметные богатства, что привело к борьбе, раздорам, разногласиям и поднятию оружия (мечей) против друг друга. Таким образом, хоть это наследие Салахуддина Аль-Айюби и было великим, но и оно было раздроблено.
Левант (Шам) отделён от Египта, Хиджаз и Йемен отделены от Египта и Леванта (Шама). И даже сам Левант (Шам) был поделён на несколько эмиратов (княжеств): эмират Алеппо, эмират Дамаска, эмират Хомса, эмират Хама, эмират Латакии, Пречист Аллах. Каждая маленькая область Шама была поделена среди правителей айюбидов. Таким было состояние центральной части исламского мира (халифата).
Давайте теперь взглянем на западную часть исламского мира. Тут пока ещё существовало государство Аль-Моха́дов (единобожников).
Государство единобожников — это одно из самых больших государств в истории исламской Уммы. Это государство правило от Ливии на востоке до Марокко на западе, и от Андалусии на севере до центра Африки на юге. Его границы охватывали больше 20-ти стран современного мира и вместе с этим в начале седьмого века по Хиджре государство единобожников пало. Развалилось ужасающим образом под натиском крестоносцев в известном сражении при Лас-Навас-де-Толоса (Аль-‘Икаб).
Сражение при Аль-‘Икаб названо так из-за крепости Аль-‘Икаб в Андалусии, близь которого произошла битва в 608-ом году по Хиджре.
Государство единобожников пало ужасным образом, было растерзано и развалено на части. Ливия осталась сама по себе, Тунис сам по себе, Алжир сам по себе, Марокко сам по себе и т.д. Андалусия также подверглась страшному испытанию при развале государства единобожников и её города один за другим перешли в руки крестоносцев.
Крестоносцы, о которых мы говорим в этой местности — это крестоносцы севера Испании, Франции, а также часть Англии и часть Италии, которые помогали Испании в борьбе с мусульманами в Андалусии. Таким было положение на западе исламского мира.
Посмотрим теперь на восточную часть исламского мира.
На востоке исламского мира, в Азии было очень много стран, подчинявшихся власти большого королевства, которое называли государство Хорезмшахов.
В государство Хорезмшахов входило большое количество стран. Оно правило от запада Китая до востока Ирана. Только представьте, в её власти были такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, большие территории Ирана, территории Азербайджана, некоторые территории Армении. Пречист Аллах, это было огромное государство. Однако, и оно, к большому сожалению, находилось в состоянии войны со многими исламскими государствами вокруг него. Т.е. оно воевало с ‘Аббасидским халифатом, воевало с Индией. А Индия, к слову, также была исламским государством в то время. Она правилась по Исламу несколько веков, а конкретно в это время она находилась в султанате Гури́дов. Индия вела продолжительную войну с королевством Хорезмшахов. Все эти исламские государства, пребывающие в постоянной борьбе друг с другом.
И последнее государство из исламского мира — Турция или Анато́лия. Ею правили Сельджу́ки. И всё те же проблемы, которые были у мусульман в других странах, имели место и Сельджуков, на территории Анато́лии. Хотя они и являлись потомками великого героя Ислама Альп-Арслана, одного из величайших правителей Сельджуков, но вместе с тем, Пречист Аллах, эти потомки и преемники крайне отличались от него и переживали настолько сильный упадок, который неприемлем для любого мусульманина, не говоря уже о том, чтобы такие люди были правителями мусульман.
Проблема в том, что исламский мир захлестнули беззаконие и грехи. Людьми одолевали грехи повсюду. Достаточно просто было встретить притеснения там и тут или встретить распитие опьяняющих напитков, разглядывание танцовщиц, занятие ростовщичеством, невыплату закята, либо встретить сотрудничество с иудеями и христианами, а затем и с татарами-монголами. Все эти болезни, распространившиеся в исламской Умме в то время, несомненно приведут к тем последствиям, которые мы увидим. Если мы проанализируем эту действительность и посмотрим на такую разрозненность, для нас не будет удивительным после этого ужасное нашествие татаро-монголов и свержение исламских держав одну за другой, как мы это выясним в следующих Главах.
Таким было положение исламского мира.
Положение Запада
Какой была вторая сила в мире? Как мы уже сказали — это сила крестоносцев.
Силы крестоносцев также были разбросаны в мире по нескольким территориям. Основная в мире сила крестоносцев в то время находилась на западе Европы. В неё входили, конечно же Франция, Италия, Германия, Англия и север Испании. Юг Испании, естественно, принадлежал мусульманам в Андалусии. Между этими обширными территориями на западе Европы и мусульманами были очень продолжительные войны.
Знаете ли вы, что крестовые войны против мусульман начались в 491-ом году по Хиджре, т.е. в конце пятого века по Хиджре и продолжались весь шестой век. Мы сейчас говорим о начале седьмого века, но крестовые походы продолжают терзать весь исламский мир.
Таким образом эти страны объединились друг с другом в войне с исламским миром, особенно в двух регионах — в Леванте (Шаме) и Египте, а также, конечно, с территориями Турции, как вы знаете. В Левант (Шам), о котором мы говорим, входят такие страны как Сирия, Ливан, Палестина и Иордания[1]. Итак, это была одна из сил крестоносцев.
Второй силой крестоносцев было королевство или империя Византии, которая находилась на территории современных Греции, Албании и соседних стран.
Конечно, история её вражды с мусульманскими государствами очень длинная, но именно в то время Византийская империя сильно ослабла и не вела войн с мусульманским Шамом и Турцией. Определённое время она сохраняла нейтралитет. Столицей её, конечно, был известный Константинополь.
Также в числе крестоносцев в то время мы найдём государство Армению. Армения, находящаяся на востоке Турции, тоже вела постоянную борьбу с исламским миром. Также Государство курджитов. Курджитское государство, которое теперь называется Грузией и которое ранее было одной из республик Советского Союза, оно также было в состоянии войны с исламским миром.
Существовала также очень важная и опасная часть среди стран крестоносцев в то время — это были крестовые княжества на территории Шама и Палестины. Самыми известными княжествами были княжество Акра, княжество Антакья (Антиохия), княжество Сайда (Сидон), княжество Бейрут, княжество Тарабулус (Триполи), Иерусалим. Множество княжеств, в которых поселились и жили крестоносцы. Вы помните, что мы говорим о начале седьмого века по Хиджре? А крестоносцы вошли в Левант в 491 году по Хиджре. Т.е. они уже больше века жили на мусульманских землях. Таковым было положение крестоносцев в мире в то время.
Появление татаро-монголов при истощении мусульман и крестоносцев
Велись постоянные войны между двумя основными мировыми силами того времени — между мусульманами и крестоносцами.
Конец шестого века по Хиджре, т.е. до начала седьмого века, был очень счастливым для мусульманского мира и крайне досадный для крестоносцев.
В конце шестого века по Хиджре было великое сражение при Хатти́не. Сражение при Хаттине под руководством большого героя Салахуддина Аль-Айюби, да помилует его Аллах, случилось в 583 году по Хиджре. Как мы знаем, это было на земле благословенной Палестины. Просим Всемогущего и Великого Аллаха о полном её освобождении. Это сражение было на её востоке. Мусульмане одержали в ней разгромную победу и после этого, в течении нескольких месяцев, в месяце Раджаб 583 года по Хиджре был освобождён Иерусалим, как всем об этом известно. Это было в восточной части. На западе, также конец шестого века, ознаменовался счастливой событием для мусульман в битве при Ала́ркосе в Андалусии. Победу над крестоносцами в ней одержал Аль-Мансур из династии Аль-Мохадов, правитель государства аль-Мохадов, в известном сражении при крепости Аларкос в 591 году по Хиджре. И хотя завершение шестого века по Хиджре и было таким благополучным, но как мы уже сказали, в начале седьмого века по Хиджре всё это благополучие испарилось из-за кризиса в исламском мире, из-за той его раздробленности, о котором мы упомянули. Но, обратите внимание, в то же время эти войны произошедшие у мусульман с крестоносцами в конце шестого века по Хиджре оставили силы крестоносцев в очень слабом, истощённом положении, как это ясно и известно.
И вот в это время, в этой сложившейся обстановке — слабости в исламском мире и бессилии на стороне крестоносцев, когда обе стороны выжидали друг друга, появилась новая сила на поверхности земли, в 603 году по Хиджре. Этой силой были татаро-монголы. Их восхождение было поразительным, невероятным. Их подъём в начале был постепенным, но затем случился молниеносный взрыв, охвативший весь мир. Это та сила татаро-монголов, которая позднее изменила географическую карту мира.
Как возникла эта сила? Кто создал её? Кто собрал её? Чем ответили мусульманские государства на появление государства татаро-монголов, примыкавшее к мусульманам? А также, чем ответили крестоносцы на появление государства татаро-монголов?
Всё это, по воле Аллаха, мы узнаем в следующей Главе.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его назиданий, научить нас тому, что принесёт нам пользу и сделать полезным для нас то, чему Он научил нас. Воистину Он Владыка всего, и Он на всё способен.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам и благословение Аллаха!