Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 15
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
Это пятнадцатая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».
В прошлой Главе мы рассказывали о стремительном завоевании татаро-монголами Сирии и Палестины и их приближению вплотную к границам Египта. Мы говорили, что Египтом в это время правили мамлюки, и чтобы лучше понять историю мамлюков мы вернулись немного назад к государству Айюбидов, которое непосредственно предшествовало Мамлюкскому султанату.
В нашем рассказе мы дошли до Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина Аль-Айюби, который на самом деле заслуживал своего прозвища — праведный правитель! Мы говорили о том, как Наджмуддин Аль-Айюби сформировал свою армию; как он осознал, что воины, которых нанимают за плату, которые стремятся к мирскому, ищут выгоду, преследуют свои интересы, никогда не будут стойкими на поле боя. Тогда он решил создать полностью Исламскую армию, выкупая рабов детей и подростков, и приводя их в Египет. Этих рабов (мамлюков) продавали на рынках работорговли, далеко у границ Исламского мира, отделявших его от окружавших языческих народов. Он привёл большое количество этих малолетних невольников в Египет и занялся их воспитанием.
Методы воспитания детей-мамлюков
Сейчас мы хотим поведать вам о методике, согласно которой Наджмуддин Аль-Айюби, да помилует его Аллах, воспитывал мамлюков.
- Во-первых, он постоянно находился среди них.
Великий предводитель Наджмуддин Аль-Айюби, да помилует его Аллах, никогда не отгораживался от своего народа. Напротив, он поддерживал с ними очень близкую связь. Многие люди могли беспрепятственно прийти и увидеться с султаном. Султан даже сам мог прийти и посидеть с маленькими мамлюками, со своими воспитанниками. Так он, да помилует его Аллах, приступил к их систематическому и упорядоченному воспитанию, согласно чётко составленному расписанию, известному всем учителям и воспитателям.
- Первое с чего начиналось их обучение – это арабский язык.
Вы знаете, что мамлюки были разного происхождения: они были родом из Анатолии (часть нынешней Турции), Армении, Европы и прочих мест, где не говорили на арабском языке. Поэтому первым делом он обучал их арабскому языку. А для чего он обучал их арабскому языку? Для того, чтобы в дальнейшем познакомить их со священным Кораном, пречистой Сунной и с книгами Исламского права (фикх). Таким образом, первый этап воспитания ребёнка-мамлюка в это время заключался в полноценном Исламском образовании: арабский язык, Коран, фикх, основы Шариата, этика, общие Исламские принципы; строгое соблюдение всех предписаний Ислама, первым из которых является пятикратная молитва.
Он сам лично контролировал это, да помилует его Аллах. Он взрастил поколение, которое очень любило изучение знаний и уважало учёных. Учёный, воспитывавший их, занимал большое место в сердцах мамлюков и это нам объясняет подчинение мамлюков в течение всего периода существования Мамлюкского султаната, а это (их повиновение словам учёных), между прочим, около трёхсот лет. Даже если порой позиция учёных могла пошатнуть государственный строй или заручиться поддержкой народа, они никогда не арестовывали учёного и не сажали его в тюрьму, как это было распространено до этого в Сирии и в королевстве Хорезм, которые пали под натиском татаро-монголов, как уже было рассказано. Это объясняет безусловное повиновение мамлюков учёным, каким бы высокопоставленным не был этот мамлюк, который порой мог быть главой всего Исламского государства.
Второе из того, что нам объясняет такое трепетное отношение к знаниям, это большое количество учёных в мамлюкском султанате. В течении трёх столетий существования этого государства процветала деятельность мусульманских учёных. К примеру, мы находим, что в это время жили такие учёные-теологи как: Аль-‘Изз ибн ’Абдуссалям, да помилует его Аллах, о котором мы ещё расскажем, по воле Аллаха; такие как имам Ан-Навави, Ибн Аль-Асир, Ибн Тахрибарди, Ибн Джама’а, Ибн Кудама, Ибн Хаджар, Ибн Касир, Аль-Макризи, Ибн Таймия. Огромное количество известных мусульманских учёных-богословов были современниками Мамлюкского султаната, благодаря признанию им значимости учёных.
Итак, первым этапом развития детей в Мамлюкском султанате под руководством Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина Аль-Айюби ближе к концу правления Мамлюкской династии заключалось в укоренении осознания ценности знаний и религии в их сердцах.
- Затем, когда мальчик взрослел, становился совершеннолетним юношей, его начинали обучать военному делу, верховой езде, мастерству фехтования и кавалерийским манёврам.
Мальчик-мамлюк с самого детства воспитывался стать способным кавалеристом, искусно владеющим мечом и тактикой ведения боя.
- Далее, в более зрелом возрасте его начинали обучать лидерству, управлению, командованию войсками и планированию стратегий.
Настоящая Исламская военная академия высшего порядка, которая выпускает поколение мамлюков, знающих о важности войны на пути Аллаха, стремящихся попасть в Рай, искусно и ловко сражающихся на высоком уровне, планирующих на высоком уровне, руководящих на высоком уровне. По-настоящему универсальная и мощная армия, подобно которой, наверное, в мире существовало лишь несколько.
И эта картина повторялась в каждый период определённой силы на протяжении нашей великой истории, начиная с жизни нашего любимого Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и заканчивая каждым лидером и новатором, изменившим ход истории в этой великой Умме.
Мамлюки-бахриты
Итак, мы перенесёмся на несколько лет вперёд, в 647-й год по Хиджре.
Мы сказали, что Аль-Малик Ас-Салих Наджмуддин Аль-Айюби пришёл к власти в Египте в 637-ом году по Хиджре и спустя ровно десять лет правления и воспитания мамлюков подобной прекрасной, развитой методикой, он сформировал из них группу, которую в дальнейшем называли «Мамлюки-бахриты».
Почему они были названы «бахритами»? Потому что для них была построена крепость, рядом с его дворцом в местности Рода, в Египте. Крепость называлась «бахритской» (морской), потому что находилась на побережье Нила, а Нил в это время называли словом «бахр» (большая река, море).
Таким образом, мамлюки, жившие во время Аль-Малика Ас-Салиха, да помилует его Аллах, были известны как мамлюки-бахриты. Также их называли мамлюки-ассалихиты, по прозвищу Наджмуддина Аль-Айюби — Аль-Малик Ас-Салих.
В 647 году по Хиджре мамлюков-бахритов ожидало настоящее тяжёлое испытание.
Смерть Наджмуддин Аль-Айюби и подготовка к сражению при Эль-Мансуре
Король Людовик IX, о котором, если вы помните, мы уже говорили в предыдущих Главах, тот самый, который хотел создать союз с татаро-монголами в войне против Исламского мира. Этот король Франции, Людовик IX, готовился к очередному (седьмому) крестовому походу. Он разбил свой лагерь на Кипре и отправил огромное количество французских воинов крестоносцев в порт Думьят.
Порт Думьят был самым важным портом на всём Восточном побережье Средиземного моря, включая Палестину, Сирию и остальные прибрежные страны. Этот порт в то время контролировал торговое и военное передвижение в регионе. Поэтому Людовик IX сконцентрировал на нём всё своё внимание и отправил туда огромное количество воинов.
К большому сожалению, из Каира пришли вести о тяжёлом заболевании Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина Аль-Айюби. Новости об этом, доходившие до Думьята, превращались даже в слухи о его смерти. Когда эти слухи дошли до Думьята, мусульманские пограничники впали в некое отчаяние и фрустрацию[1] из-за смерти, точнее из-за слухов о смерти Наджмуддина Аль-Айюби, и поэтому, Пречист Аллах, войска отступили от ворот города. В Думьят вошли воины-крестоносцы и славный город был уже фактически захвачен в 647 году по Хиджре. И было ясно, что король Людовик IX после этого вознамерится пойти на Каир, чтобы завоевать весь Египет.
Что же делал Наджмуддин Аль-Айюби, находясь в Каире, в ожидании этой армии?
Он утверждал, что эта армия наверняка будет передвигаться по руслу реки Нил, пока не доберётся до Каира. Эта огромная армия воинов, с подготовленными кораблями, наверняка сплавится по Нилу, по его восточному рукаву, пока не доберётся до Каира и не завоюет его наилегчайшим из возможных способов. Что делать Аль-Малику Ас-Салиху Аль-Айюби? Если он будет ожидать армию крестоносцев в Каире, это может обернуться большой бедой. Потому как, завоевание Каира будет означать падение всего Египта. Что же он предпринял?
Он со своим войском приготовился встретить армию крестоносцев в городе Эль-Мансура.
Город Эль-Мансура находится на реке Нил, на полпути между Думьятом и Каиром.
Аль-Малик Ас-Салих Наджмуддин Аль-Айюби, да помилует его Аллах, довольно точно рассчитал, что армия крестоносцев непременно пойдёт через этот город. Поэтому он начал готовиться к встрече с крестоносцами в решающей битве при Эль-Мансуре. Происходило это в конце 647 года по Хиджре.
Наджмуддин Аль-Айюби, несмотря на ухудшившееся состояние по причине сильной болезни, приказал привезти его в Эль-Мансуру, чтобы лично руководить ходом этого сражения.
Прибыв в этот город, он отдавал команды о расположении войск и, Пречист Аллах, ещё до прибытия армии крестоносцев, занимаясь организацией обороны, в ночь середины месяца Ша’абан, в 647 году по Хиджре Аль-Малик Ас-Салих Наджмуддин Аль-Айюби, да помилует его Аллах, скончался. Находясь на поле боя, страдая от сильной болезни, он проявил стойкое терпение вплоть до своего последнего вздоха, да помилует его Аллах.
Ибн Тагърибарди в своей хронике «Блестящие звёзды владык Египта и Каира» говорит:
«Если бы у праведного султана Наджмуддина Аль-Айюби не было других заслуг, кроме его стойкости в противостоянии врагам при Эль-Мансуре, будучи в тяжело-больном состоянии, кроме его смерти на пути джихада и защиты мусульман, то и это было бы для него вполне достаточно».
Затем он добавил:
«Каким же он был терпеливым и высокоблагородным человеком, да помилует его Аллах».
Шаджар Ад-Дур – жена Наджмуддина Аль-Айюби
Наджмуддин Аль-Айюби умер, а войска крестоносцев уже у порога. Это настоящая катастрофа, дорогие братья и сёстры. Что сейчас могут сделать мусульмане, когда они потеряли главу государства в таких тяжёлых обстоятельствах? Пречист Аллах, в этот час за руководство делами государства взялась жена Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина Аль-Айюби.
Женой Наджмуддина Аль-Айюби была Шаджар Ад-Дур. Достаточно известная женщина в истории.
Шаджар Ад-Дур (также известна как: Умм Халиль (أم خليل, мать Халила) – примечание редакции) была довольно своенравной женщиной. Женщиной очень умной, сильной и обладающей исключительными управленческими навыками. Она владела знанием политики, пониманием скрытой силы Египетского государства, ключей к изменениям в Исламском государстве; знала всех военачальников; она знала всё; была очень амбициозной особой, действительно очень умной и мудрой женщиной. Только, к большому сожалению, она сама всё это прекрасно понимала и знала себе цену, и даже была несколько самовлюблённой, что в итоге приведёт её ко многим неприятностям, как мы это увидим. Однако, в этих сложных обстоятельствах Шаджар Ад-Дур взялась за руководство страной.
- Первое, что она сделала – добилась того, чтобы смерть Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина Аль-Айюби осталась в строжайшем секрете.
Людей она заверила в том, что он всё ещё сильно болен, и она продолжает за ним ухаживать и, как только он исцелится, по воле Аллаха, он сам примется за дела. Так она смогла сохранить это в тайне.
- Затем она собрала главных военачальников Египетской армии.
Конечно же, все они были мамлюками. Во главе Египетской армии стоял выдающийся военный предводитель Фарисуддин Актай Ас-Салихи. Его имя – Фарисуддин Актай, эпонимом[2] его прозвища – «Ас-Салихи» — являлся Аль-Малик Ас-Салих Наджмуддин аль-Айюби. Он был из числа мамлюков-бахритов или по-другому мамлюков-ассалихитов. Сразу за Фарисуддином Актаем стоял Рукнуддин Бейбарс, его прямой заместитель. Она вызвала их обоих, чтобы обсудить с ними план построения фронта и тактики ведения боя в Эль-Мансуре.
- В это же время она отправила очень важное письму к Тураншаху.
Это не тот Тураншах, о котором мы говорили в истории об Алеппо. Этот Тураншах был сыном Наджмуддина Аль-Айюби, который правил городом Хасанкейф[3] (крепость Кифа). Этот город находился в Анатолии (часть нынешней Турции).
Она отправила ему письмо, в котором просила его срочно приехать, сообщила, что его отец умер и что он его наследный принц, его приемник и главный кандидат на правление Египтом. Тураншах был ещё довольно молодым человеком. Она отправила ему это срочное письмо, ведь его ещё должны были доставить в Анатолию, затем, на обратную дорогу уйдёт ещё немало времени. Но, тем не менее, письмо было тотчас же отправлено своему адресату.
- Одновременно с этим она начала заниматься административными задачами страны с Фахруддином Юсуфом, главным визирем Наджмуддина Аль-Айюби.
Она руководила государственными делами одного из великих королевств того времени, Египетского султаната – величайшей силы всего региона того периода.
Битва при Эль-Мансуре
Конечно же, крестоносцы в это время ещё не вошли в Багдад, как мы уже говорили.
В результате этой подготовки, устроенной Шаджар Ад-Дур; в результате основательной подготовки мамлюков; а также в результате очень грамотного командования Фарисуддина Актая и Рукнуддина Бейбарса, мусульмане схлестнулись с силами крестоносцев в страшном сражении при Эль-Мансуре 4-го числа месяца Зуль-Ка’ада 647 года по Хиджре.
Это сражение было одним из самых яростных в истории мусульман. В то же время, это одно из величайших и легендарных сражений. Это один из тех памятных дней, в котором мусульмане вписали в историю пример своего величия и доблести. Мусульмане одержали поистине триумфальную победу над крестоносцами в битве при Эль-Мансуре.
Людовик IX со своим войском обратился в бегство на Север, пока, отступая по руслу Нила, снова не вернулся в Думьят.
После этой крупной победы мусульмане заполучили большое количество трофеев. Но Шаджар Ад-Дур не ограничилась на этом. Она повелела мамлюкским военачальникам продолжать движение и преследовать сбежавших воинов армии крестоносцев. В сражении при Эль-Мансуре в плен попало лишь некоторое количество солдат. Большинство из них сбежало.
Тураншах – сын Наджмуддина Аль-Айюби
Приблизительно в это время уже прибыл Тураншах, предположительно 17-го Зуль-Ка’ада 647 года по Хиджре. Примерно спустя два месяца со дня смерти своего отца. Его отец умер 15-го Ша’абана 647 года, а он приехал 17-го Зуль-Ка’ада 647 года.
После прибытия Тураншаха, Шаджар Ад-Дур передала ему бразды правления после разгромной победы, одержанной в Эль-Мансуре. Эта победа произошла примерно за 13 дней до прихода Тураншаха, 4-го Зуль- Ка’ада, а он прибыл 17 Зуль- Ка’ада.
Тураншах приступил к делам. Он привёл с собой своих доверенных лиц, помощников и друзей из Хасанкейфа (из Анатолии). И несмотря на то, что Шаджар Ад-Дур послала за ним в Хасанкейф, уступила ему правление, создала для него все условия, одержала вместе с мамлюками победу в сражении при Эль-Мансуре, он не оценил ничего из этого и стал помышлять о том, чтобы смести их всех со своего пути. Он считал, что они скрывают большую часть отцовского имущества и хотят присвоить себе власть. Он обвинял их во множестве грехов и боялся их силы и власти, к которой они пришли в Египте. Поэтому он пытался противостоять им или, по крайней мере, так показалось Шаджар Ад-Дур, Фарисуддину Актаю и Рукнуддину Бейбарсу.
Шаджар Ад-Дур призвала Фарисуддина Актая и Рукнуддина Бейбарса и сказала им, что положение вызывает страх и беспокойство, и что есть большая вероятность того, что он всех сместит или даже убьёт, подозревая их в заговоре против него ради присвоения власти.
Я не могу найти толкового объяснения тому, почему Тураншах относился так чёрство к Шаджар Ад-Дур и к лидерам мамлюков-ассалихитов. Ведь именно они его сюда привели и сохранили для него его трон. Однако, таковым было положение и Тураншах действительно был легкомысленным, несерьёзным человеком, несведущим в политике и в управлении государством.
В общем, страх Шаджар Ад-Дур, Фарисуддина Актая и Рукнуддина Бейбарса подтолкнул их к поступку, который я считаю большой ошибкой и преступлением.
Что это был за поступок? — Решение убить Тураншаха. К большому сожалению, в период мамлюков было широко распространено убийство по подозрению.
Что означало убийство по подозрению? – Когда человека подозревали в намерении на убийство, его убивали.
Конечно же, этому нет никакого Шариатского обоснования. Для того, чтобы казнить человека в Исламском государстве его вина должна быть доказана уликами и свидетельствами. Затем его делом занимается Шариатский суд, который выносит решение и только после этого происходит казнь установленным в Шариате методом, и методы эти известны.
Но случилось так, что Тураншах, как мы сказали, был в конфронтации с Шаджар Ад-Дур, Фарисуддином Актаем и Рукнуддином Бейбарсом и они все сговорились убить его, и действительно произошло убийство Тураншаха.
Кстати, Тураншах был у власти всего около семидесяти дней. Его убили в месяце Мухаррам 648 года по Хиджре и произошло оно после крупной победы, которую они одержали над крестоносцами в битве при Фарискуре.
Сражение при Фарискуре произошло близ Думьята. В нём эмиры мамлюков, возглавляемые в этой битве Тураншахом, одержали безоговорочную победу над войсками крестоносцев. Мусульмане в этом сражении смогли не только победить крестоносцев, но и взять в плен короля Франции Людовика IX и всех остальных воинов крестоносцев. Всё это конечно же было ещё до заговора об убийстве Тураншаха. Итогом победы мусульман стало пленение Людовика IX и заточение его под арест в доме Фахруддина Ибрахима ибн Лукъмана в Эль-Мансуре.
Мусульмане потребовали от крестоносцев во Франции заплатить огромную сумму для того, чтобы освободить Людовика IX. Сумма составляла 800 тысяч золотых динаров, с условием заплатить 400 тысяч золотых динаров авансом, а остальные 400 тысяч после обмена. А также при условии сохранения в плену всех крестоносцев.
Блестящая победа, однако к большому сожалению, эта победа была омрачена убийством Тураншаха и началом больших волнений в Египте.
Как вы думаете, каким было положение после большой политической пустоты, создавшейся в Египте после убийства Тураншаха, последнего султана Египта из династии Айюбидов и что предприняла Шаджар Ад-Дур? Это мы узнаем, по воле Аллаха, из следующей Главе.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует