Освобождение Халифата от Монголов
Эпизод 19
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
Это девятнадцатая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».
В прошлой Главе мы видели враждебное отношение татаро-монголов к Египетскому государству и их дерзкое письмо с угрозами, в содержании которого говорилось о завоевании Египта, чтобы продолжить идти дальше вглубь Африки; видели деятельность Кутуза, как он побуждал народ встать на путь Аллаха и вести джихад до победного конца, пока татаро-монголы не будут изгнаны из земель мусульман; мы видели яркую роль учёных, главным образом Аль-‘Изза ибн ‘Абдуссаляма, одного из крупнейших учёных мусульман во всей истории; мы рассказывали о значении великого джихада, которое сохранилось в сердцах египтян в это время и благодаря которому Кутуз смог убедить народ в его необходимости, напомнив им о светлой памяти Эль-Мансуры и Фарискура, а также остальных великих и легендарных дней из богатой военной истории мусульман.
Кутуз, да помилует его Аллах, убил монгольских послов, как мы узнали из прошлой части, хотя мы и сделали некоторую оговорку по поводу этого случая. Мы не оправдываем убийство послов, как бы то ни было, это было ошибкой великого человека.
Ведь, «велик тот человек, чьи ошибки можно сосчитать».
Моральная подготовка
Кутуз, да помилует его Аллах, думал о том, как можно поднять весь народ на войну.
Необходимо отметить, что не обязательно каждый человек должен вести войну с мечом в руках, но народ должен принять трудности войны, джихада на пути Аллаха, сложности, с которыми может столкнуться страна из-за продолжительной осады: экономические трудности; проблемы в обществе; проблемы со здоровьем, имуществом; проблемы со многими аспектами жизни.
Как Кутуз сможет убедить всех этих людей? Как он сможет заставить эмира, визиря или командира выйти с ним на сражение, тогда как вероятность смерти слишком высока? Как он может подготовить мать к тому, что она потеряет своего сына или жену, что она потеряет своего мужа? Как он может подготовить любого простого человека к тому, что он лишится своих кровных средств ради того, чтобы его страна стала крепче, и чтобы она могла поднять свою голову на международной арене?
Кутуз, да помилует его Аллах, использовал два крайне важных метода.
- Первый метод — воспитание на собственном примере.
Воспитание на собственном примере — это, в принципе, наиважнейший и наиболее эффективный метод обучения. Что сделал Кутуз, да помилует его Аллах?
На всеобщем собрании, в присутствии всех эмиров и визирей он встал и сказал им коротко и ясно:
«Я встречусь с татаро-монголами лично».
То есть, я (Аль-Малик Аль-Музаффар), находящийся на троне всего лишь несколько считанных месяцев, который ещё не извлёк пользу от своего трона, как это делают другие правители и султаны, не получил никакой мирской пользы, я встречу татаро-монголов лично. Я молодой человек, у которого впереди ещё длинная жизнь, как это принято, у меня впереди вся жизнь, полная удовольствий, власти и денег, но я решил лично встретиться с татаро-монголами.
Кутуз, да помилует его Аллах, поступает так, чтобы чётко и ясно показать, что он всецело посвящает самого себя этому делу ради Аллаха.
Эти слова, произнесённые Кутузом, да помилует его Аллах, затронули чувства многих эмиров и командиров армии. Когда он, да помилует его Аллах, сделал это, все поняли, что он добивается этим лишь довольства Аллаха, Всемогущий Он и Великий, потому как он не подверг бы себя такой смертельной опасности, выходя против самой крупной армии в мире на то время, если бы он не преследовал в своих действиях довольство Господа миров, Преславен Он и Возвышен, стремление в Рай и готовность принять мученическую смерть на пути Аллаха. Он понимал, что короткая жизнь с честью и достоинством лучше, чем вечная жизнь в унижении и презренности. Он на деле, на практике, своей жизнью и своим собственным примером доказал истинность известного высказывания:
«Действие одного человека оказывает больше эффекта на 1000 человек, чем слова 1000 людей на одного человека».
На самом деле, когда Кутуз начал с себя в деле подготовки к джихаду на пути Аллаха и не стал посылать армию воевать с татаро-монголами, отсиживаясь спокойно в своём дворце далеко от места сражений, таким образом, он воодушевил сердца многих мусульман.
- Во-вторых, он сказал им нечто весьма важное. Он обратился к ним:
«Дорогие эмиры мусульман».
— он обращается к эмирам и визирям, которые уже долгое время занимают свои высокие должности. Кто-то несколько месяцев, а кто-то уже очень много лет. И он говорит им:
«О, эмиры мусульман, много лет вы расходуете казённое имущество мусульман, а сейчас не хотите участвовать в сражении?»
— он говорит им, долгое время вы получали большие зарплаты, огромные богатства. Откуда вы собрали всё это богатство? Из казны мусульман! И после этого вы ещё отказываетесь от войны? Когда приходит время встать перед лицами врагов Уммы и противостоять этой ужасной монгольской оккупации, вы пятитесь назад и отказываетесь сражаться на пути Аллаха?
Он хорошенько встряхнул их, дорогие братья. Он видел их насквозь. Обязанности эмиров и визирей в это время потеряли всё своё значение.
После этого он сказал им:
«Я же отправляюсь».
То есть, «Я иду сам».
«Я же отправляюсь. Тот, кто изберёт джихад…»
Обратите внимание, он подчёркивает это слово, именно джихад.
«Тот, кто изберёт джихад, пусть идёт со мной, а тот, кто не выберет этот путь, пусть вернётся к себе домой.»
Затем он произнёс важные слова. Он сказал:
«И Аллах видит каждого из вас».
Видите, как он возвращает всех к правильным основам?! То есть, я не буду воевать из-за того, что Аль-Малик Аль-Музаффар Кутуз повелел мне это сделать и я не буду воевать из-за того, что стыдно перед людьми быть дезертиром, и я не буду воевать, защищая своё богатство, свою власть и своё место. Я сражаюсь, потому что Аллах, Всемогущий Он и Великий, наблюдает за мной. Аллах постоянно с нами, дорогие братья и сёстры.
Если предводитель смог добиться осознания народом, эмирами и визирями того, что Аллах, Всемогущий Он и Великий, смотрит на них и наблюдает за их действиями, то он добился успеха. Потому что Аллах, Всемогущий Он и Великий, с ними и в малом, и в большом, и днём, и ночью, и в каждом городе или селе в этом мире. Это так.
Кутуз сказал им эти слова и возбудил ревность в их сердцах, добавив:
«И вина за семьи мусульман, будет лежать на тех, кто не выйдет из вас».
Когда татаро-монголы войдут в страну и пленят женщин и детей мусульман, вина всего этого будет на шеях тех, кто не выйдет на джихад на пути Аллаха.
Он возродил в их сердцах любовь к Аллаху, Всемогущий Он и Великий, желание получить степень мученической смерти шахида на пути Аллаха и стремление в Рай; он напомнил им о божественном контроле за ними в каждый момент их жизни; он вызвал в них ревность к своим семьям и семьям мусульман. Говоря всё это, Кутуз всё больше и больше задевал чувства верующих, пока в итоге он ни встал и ни сказал следующие слова, после которых все мамлюки разразились плачем и ответили:
«Мы будем воевать с тобой на пути Аллаха».
Он произнёс золотые слова, слова, которые заслуживают быть принципом всей жизни. Он сказал:
«Кто же позаботится об Исламе, о эмиры мусульман, если не мы?!»
Дорогие братья и сёстры, если каждый мусульманин искренне и честно скажет эти слова, Исламская община никогда не придёт в упадок.
«Кто позаботится об Исламе, если не мы?!»
Это индивидуальная ответственность каждого человека. Во времена слабости, трусости, безропотности и упадка духа, считая, что помощь придёт откуда-то извне, придёт из соседнего дома, придёт из заграницы или даже и вовсе из чего-то внеземного. Ожидая какого-то чуда из чудес, всё ожидая и ожидая… и так прождав всю жизнь, дорогие братья и сёстры. Искренний же мусульманин, мусульманин дальновидный и сознательный прекрасно осознаёт значимость индивидуальной ответственности. Кто же позаботится об Исламе, если не мы? Кто же поддержит эту религию, если не пошевелишься ни ты и ни я, и ни каждый мусульманин ревностный к этой религии, дорожащий этим Шариатом, стремящийся распространить эту прекрасную религию во всех уголках Земли?
Переполнились сердца мамлюков чувствами, что они разразились плачем и встали вместе с Кутузом, да помилует его Аллах, объявив, что они будут вести джихад на пути Аллаха. Они сказали это искренне, дорогие братья.
Как вы думаете, все ли люди согласились вести войну? — Нет! Некоторые люди замешкались, некоторые испугались, некоторые скрылись, а некоторые и вовсе сбежали из Египта. Кто-то бежал в Судан, кто-то в Хиджаз, а кто-то в своём бегстве дошёл до Запада арабского мира — Марокко. Представьте себе, они бежали, бежали далеко от всей этой истории со сражением. От всего того, что называлось джихадом на пути Аллаха.
Как вы думаете, пытался ли Кутуз отговорить их от этого и вернуть их в строй? Думаете он обратился к этим беглецам, уклонявшимся от военного призыва и дезертировавших из армии, с требованием вернуться? — Нет.
В армии есть свои особые правила: никто в армии не должен воевать под принуждением, никого нельзя заставить. Воин должен сражаться по своему собственному волеизъявлению и желанию. Дорогие братья, если бы эти малодушные капитулянты находились в составе армии, они бы подрывали её устои изнутри, они бы стали помощниками врагов этой армии. Наш Господь, Преславен Он и Возвышен, говорит в своей священной Книге:
لَوۡ خَرَجُواْ فِيكُم مَّا زَادُوكُمۡ إِلَّا خَبَالٗا وَلَأَوۡضَعُواْ خِلَٰلَكُمۡ يَبۡغُونَكُمُ ٱلۡفِتۡنَةَ وَفِيكُمۡ سَمَّٰعُونَ لَهُمۡۗ وَٱللَّهُ عَلِيمُۢ بِٱلظَّٰلِمِينَ ٤٧
«Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает беззаконников»
[Сура «Ат-Тауба», аят 47]
В нахождении лицемера в рядах мусульман заключается серьёзный риск. Чревато неприятностями то, чтобы человек, поддерживающий джихад на словах, но в сердце скрывающий козни и заговоры против мусульман, выходил вместе с ними на сражение. Поэтому лучше, если такие люди сбегают до самого сражения. Если количество воинов в армии мусульман уменьшится и останутся лишь искренние и уверенные в обещании Аллаха, Всемогущий Он и Великий, то это намного лучше, чем многочисленная военная сила, не придающая Аллаху значения и не отдающая Ему должное. Поэтому Кутуз, да помилует его Аллах, не стал им препятствовать. Он довольствовался теми, кто пришёл по своей воле и желанию воевать с ним под знаменем Ислама и вести джихад на пути Аллаха.
Экономическая подготовка
Затем Кутуз, да помилует его Аллах, взялся за экономическую сторону подготовки армии. В Египте в это время сложилась крайне тяжёлая ситуация — глубокий экономический кризис. Что же делать? Нам необходимо подготовить оружие, нам необходимо подготовить крепости, армию и вооружить её, необходимо обеспечить средствами всех жителей. Татаро-монголы возможно возьмут страну в осаду на день, два, месяц, год. Мы ранее уже видели годы осады некоторых городов. Если это произойдёт, справится ли народ с этой тяжёлой экономической блокадой? Да, мы по максимуму подняли моральный и боевой дух народа, и это самый превосходный способ добиться желаемого — снисхождения помощи Аллаха мусульманам, но как Кутузу, да помилует его Аллах, подготовить свою армию материально? Откуда взять средства, чтобы подготовить армию качественно по-настоящему?
Кутуз, да помилует его Аллах, как обычно в таких ситуациях, созывает совещание из знати народа.
Каждую веху своей жизни, братья и сёстры, он согласовывал всё с советом. В этом совете сидели мамлюки-бахриты рядом с мамлюками-му’иззитами, эмиры с визирями, а также учёные и факихи. Все крупные фигуры страны в науке, интеллигенции, политике, администрации и в экономике. Он собирал этот консультативный совет перед каждым шагом в своей жизни. Он собрал всех и затем обратился к ним с вопросом:
«Перед нами большая проблема. Нам необходимо подготовить армию. Что нам делать?»
Затем он озвучил своё предложение. Он предложил обложить народ налогом для того, чтобы подготовить армию к этой благородной цели, это важная миссия — джихад на пути Аллаха — и в пользу обложения налогом в это время любой человек найдёт оправдание, Шариатское обоснование и понятное объяснение. Кутуз сказал это, но он ждал взгляд религии на это. Он ждал мнения учёных, и он не ждал их мнения лишь для того, чтобы дополнить общую картину.
Некоторые учёные издают фетвы согласно прихоти правителя, что бы он ни пожелал. Однако учёные во времена Кутуза, да помилует его Аллах, во главе с Аль-‘Иззом ибн ‘Абдуссалямом, да помилует его Аллах, не были подобны таковым и Кутуз, да помилует его Аллах, не был подобен правителям, которым нужно воображаемое поддельное Шариатское решение лишь в качестве приукрашивания выбранного курса правления. Поэтому Кутуз, да помилует его Аллах, прислушался прежде всего сердцем, а не только ушами ко мнению учёных в этом вопросе.
Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям в этот момент встал и произнёс ценную, блистательную речь. Смотрите, что он, да помилует его Аллах, сказал:
«Когда враги государства стоят у порога,»
— когда в страну приходят враги, в нашем случае татаро-монголы, пришедшие в Египет.
«… всему миру необходимо дать им отпор».
— всему Исламскому миру необходимо объединиться в борьбе против врагов, так как они вошли на земли мусульман. Мусульмане обязаны отразить наступление оккупационных сил. Нет в этом сомнения и все учёные солидарны с этим. Мусульмане обязаны освободить каждую пядь земли, которую оккупировали в их странах, сколько бы времени не прошло.
Это первая часть его фетвы. Затем он продолжил:
«И разрешено требовать от народа то, что поможет их оснастить…»
— дозволяется взять от жителей то, посредством чего будет вооружаться армия.
«с условием,»
Слушайте внимательно, тут Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям приводит удивительные условия. Обратите внимание, единственный налог в Исламском обществе — это закят. Мусульмане выплачивают лишь закят и ничего больше, кроме некоторых особых случаев, одним из которых является именно этот случай, о котором говорит сейчас Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям. Мы можем требовать от народа некоторое имущество сверх закята для определённой благородной и великой цели, однако и в этом случае нужно отвечать двум условиям.
«…чтобы в государственной казне не оставалось ничего…»
То есть, нельзя требовать денег от народа, а затем взять и положить это в казну, не вооружая с помощью них войска. Эти средства собираются лишь по мере необходимости и ничего из собранного нельзя откладывать в казну.
Второе и очень важное условие, Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям, да помилует его Аллах, говорит со всей строгостью и ответственностью, смело и решительно:
«… и вы должны продать…»
К кому он обращается? Он обращается к Кутузу, да помилует его Аллах, правителю Египта и ко всем эмирам и визирям. Он обращается ко всему правительству в целом и говорит им:
«… и вы должны продать всё ваше имущество, всю вашу собственность».
— у каждого из вас по дворцу или по два; у вас верховые животные; дорогие одежды; редкие драгоценности и много денег, и ещё много чего другого. Откуда всё это? Всё это из казны мусульман. На протяжении долгих лет вы получали высокие платы из казны мусульман. Так вот он сказал им:
«… и вы должны продать всё своё имущество, всю свою собственность. Каждый из вас должен ограничиться лишь своим конём и оружием. В этом деле вы должны скооперироваться с простым народом в равной степени. А если же вы возьмёте средства у простых жителей, оставив имущество и дорогую собственность в руках командиров армии, эмиров и визирей, то тогда нет.»
Посмотрите на эту строгую фетву, посмотрите на смелость, на величие этих слов, дорогие братья.
Мусульманский правитель не может обложить народ этим налогом, в то время как он вместе с правительством наслаждается всеми благами зажиточной жизни: прекрасными дворцами и огромным богатством, а людей, которые, итак, зарабатывают себе на жизнь тяжёлым трудом, ещё и обязывают уплатить налог, чтобы подготовить армию к войне на пути Аллаха.
Как отреагировал Кутуз, да помилует его Аллах?
Хотя мы и сказали, что это удивительно смелая фетва, но ещё более удивительна реакция на неё Кутуза, да помилует его Аллах. Он встал и необычайно уверенно сказал:
«Да, и я первый продам всё, чем я владею».
И он продал всё что у него было, да помилует его Аллах: он продал свой дворец; продал всё своё имущество, все драгоценности, которые были у него. Он пожертвовал всем своими средствами и оставил себе из всего своего богатства лишь своего коня и оружие. В этом за ним последовали и эмиры, и армия была подготовлена самым что ни на есть Шариатским образом.
Братья и сёстры, это победоносная армия. Армия, которая подготовлена и вооружена таким образом — эта армия непобедима.
Как вы думаете, что сделал Кутуз после этих необыкновенных, но важных шагов, после этой блестящей подготовки? Где он собирался сразится с татаро-монголами и как отреагировали мамлюки на выбор Кутузом места для сражения? Всё это и не только мы узнаем из следующей Главы.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов».
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует