Освобождение Халифата от Монголов
Глава 18
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
Это восемнадцатая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».
В прошлой Главе мы рассказывали о беспокойствах, которые в итоге привели к восхождению Сайфуддина Кутуза, да помилует его Аллах, на престол правления в Египте. Сайфуддин Кутуз, да помилует его Аллах, с первого дня своего правления принялся готовить план по войне с татаро-монголами.
Дорогие братья и сёстры, для Кутуза, да помилует его Аллах, эта задача выглядела предельно ясно. В свой первый же день у власти он произнёс слова, которые затем подтверждал на деле всю свою оставшуюся жизнь. Он сказал:
«Я пришёл к власти ради единственной цели – войны с татаро-монголами».
Задача ясна. Он мобилизовал всё государство, всю Умму, всех мусульман, на Западе и Востоке ради этого единственного дела – сражения с татаро-монголами. Величайшая напасть – татаро-монгольское иго. Однако, Пречист Аллах, когда с напастью встречается мудрый человек, он объединяет всю Умму для её преодоления. В это время у многих было стойкое ощущение, что эта беда уничтожит, погубит и сотрёт Умму с лица земли. Но нет, дорогие братья, с какой бы тяжёлой ситуацией не сталкивались мусульмане, если к власти над мусульманами придёт искренний, честный человек, который начнёт объединять людей вокруг благородной и достойной цели — священной борьбы на пути Аллаха, Всемогущий Он и Великий, то тогда люди начнут объединяться. Они позабудут многое из своих мирских дел и пойдут на такие жертвы, которые они себе даже не представляли.
Именно так сделал Кутуз, да помилует его Аллах, который начал объединять людей на этом пути. Он, да помилует его Аллах, показал свою полную беспристрастность, когда амнистировал всех мамлюков-бахритов и отправил сообщения эмирам-айюбидам в разные страны и города. И действительно, он смог собрать большую часть мамлюков-бахритов во главе с Рукнуддином Бейбарсом, выдающимся полководцем, одержавшим 10 лет тому назад славные победы при Эль-Мансуре и Фарискуре.
Обратите внимание, сражения при Эль-Мансуре и Фарискуре произошли в 648 году по Хиджре (1250г.), а события, о которых мы сейчас говорим, разворачиваются в 658 году по Хиджре (1260г.) — спустя ровно 10 лет после победы в этих двух великих сражениях.
Также Кутуз, да помилует его Аллах, смог перетянуть на свою сторону войско Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби. Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби сбежал, а его войско смогло найти себе прибежище лишь в Египте, присоединившись к армии Сайфуддина Кутуза. Также эмир Хама̒, того самого города, ключи от которого были вручены татаро-монголам, пришёл с группой своих воинов и тоже присоединился к армии Кутуза, да помилует его Аллах. Аль-Ашраф Аль-Айюби, эмир Хомса и Алеппо, ясно и открыто объявил о своём переходе на сторону татаро-монголов. Также поступил Саид Хасан ибн ‘Абдульазиз, который был эмиром Банияса, он тоже принял сторону татаро-монголов. Все карты были раскрыты, всё тайное стало явным. В эти тяжёлые для мусульман дни, искренне верующие и лицемеры стали различаться, как никогда раньше. Перед Кутузом теперь стоит другая проблема — кризисное экономическое положение, в котором оказалась страна.
Мы сейчас говорим о ключевом периоде в истории Исламской Уммы, когда начались жестокие бои с самым свирепым и крупнейшим государством своего времени, единственной силой сложившегося однополярного мира — с Монгольской империей.
Что же делает Кутуз, да помилует его Аллах?
Экономический кризис и состояние народа
Давайте прежде, чем говорить о методах Кутуза, да помилует его Аллах, мы проанализируем экономический кризис и проследим за состоянием народа, с которым Кутуз будет работать.
До сих пор мы рассказывали о мамлюках-бахритах, мамлюках-му’иззитах, эмирах-айюбидов, об армии и её воинах. Но как обстояли дела у народа, которым правил Кутуз, да помилует его Аллах, и которых защищала эта армия? Давайте взглянем на настроения египтян этого периода.
На египтян на самом деле оказали большое влияние все эти волнения, заговоры, борьба за престол, имевшие место в последние несколько лет. Только за последние десять лет, как мы видели, было совершено несколько убийств, мотивом которых была борьба за власть. Всё это оставило свой отпечаток на настроениях жителей Египта и теперь они жили лишь светской жизнью, их точно также, как и их правителей интересовала лишь мирская жизнь. И обратите ваше внимание, мы часто раньше говорили:
«Правители — это естественное продолжение народа».
Простолюдины в это время также любили мирское, как и любили его последние правители. Как Кутузу изменит это положение?
Причины, изменившие настроение народа
Для начала нужно сказать, что по воле Аллаха у этого славного египетского народа в это время остались неизменными два немаловажных качества. Они не растеряли эти два качества с течением времени. Эти качества и сохранили для египетского народа силы и возможности, чтобы продолжить путь, несмотря на тяжести проблем и несчастий. Как вы думаете, какие это два качества?
- Первое качество: знания и уважение к учёным.
И это ни что-то новое. Оно берёт своё начало ещё со времён Салахуддина Аль-Айюби, да помилует его Аллах, когда он установил суннитскую школу Ислама в Египте после развала Фатимидского халифата, этого скверного шиитского государства с исмаилитской идеологией, которое правило Египтом. Вы конечно же знаете, что убеждения исмаилитов несли в себе крайнюю ересь.
Фатимиды правили Египтом больше двухсот лет и основали мечеть «Аль-Азхар», пытаясь посеять шиитскую идеологию внутри Египта и устранить суннитскую школу. Первое, что сделал Салахуддин Аль-Айюби — укрепил суннитский толк Ислама в Египте и превратил «Аль-Азхар» из шиитского в суннитский и с тех пор, вся хвала принадлежит Аллаху, со времён Салахуддина Аль-Айюби вплоть до сегодняшнего дня он оставался суннитским.
Таким он останется и до Судного Дня, по воле Господа Миров, религиозным центром с правильной суннитской идеологией.
Начав свою работу с этого, далее Салахуддин Аль-Айюби прививал народу любовь к учёным, которые вели свою деятельность в этой цитадели знаний — почтенном «Аль-Азхаре». В Египте действительно стала стремительно развиваться преподавательская деятельность и учёба, а айюбиды день ото дня и год от года поддерживали этот процесс. Далее, как известно, пришли мамлюки, возвеличивавшие ценность знаний.
Таким образом, возвысилась значимость знаний в целом у всех египтян. Поэтому слова учёных в Египте имели более весомое значение, чем слова правителей, эмиров и султанов. Когда говорил учёный, люди с особым пиететом (уважением) внимали его речи. Учёных в Египте в этом историческом отрезке времени никогда не арестовывали и не сажали в тюрьмы. Это позволило сохранить возможность мотивировать и воодушевлять людей, так как люди, которых подстёгивают кнутом, силой и насилием, при малейшем шансе обязательно увильнуть от эмира или султана и оставят его. А те, чьим стимулом является стремление в Рай, борьба на пути Аллаха, те, кого побуждают знания, Шариат и правильные Исламские основы, то такие люди стойко переносят самые тяжёлые испытания в самые непростые времена. Далее мы увидим, как слова учёных смогли повлиять на изменение позиции народа.
Обратите внимание, народ в это время уже участвовал в нескольких протестных движениях: был очевидцем смуты Шаджар Ад-Дур, негодования возрастали, но не один учёный не был взят под стражу. Также, когда учёные участвовали в восстании при восхождении на престол маленького мальчика Нуруддина ‘Али, ни один учёный не был взят под стражу. Пречист Аллах! Учёные действительно по-прежнему сохраняли свой авторитет. Это послужило причиной массовой эмиграции учёных из разных стран в Египет, в это время. Одним из таких учёных, иммигрировавших в Египет, был Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям.
✻✻✻
Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям, да помилует его Аллах – это один из крупнейших учёных в истории мусульман. Он был родом из Сирии, родился в Дамаске в 577 году по Хиджре. То есть, когда Кутуз пришёл к власти, да помилует его Аллах, ему было уже восемьдесят лет. Свою долгую жизнь он посвятил преподаванию, борьбе и справедливым словам в адрес преступных правителей. Он жил в Сирии. Некогда он выступил с резкой критикой в сторону союзника татаро-монголов Аль-Малика Ас-Салиха Исма’иля, если вы помните, брата Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина аль-Айюби. Он отдал им город Сайда (Сидон) и Хайфа, а также город Цфат (Сафд) и замок Бофор (Шакъиф). А чуть ранее он уступил им Байтуль Макъдис (Кудс). Когда Аль-эИзз ибн ‘Абдуссалям узнал об этом (в Дамаске) он встал на минбар и выступил с жёсткой критикой в адрес Аль-Малика Ас-Салиха Исма’иля, вследствие чего он был задержан и на долгий срок заточён в тюрьму. Это длинная история. Затем он был перевезён в Байтуль Макдис, где также содержался в заточении. И когда пришли войска мамлюков-салихитов во главе с Наджмуддином Айюбом, в 643 году, когда Байтуль Макъдис был снова освобождён, Аль-‘Изза ибн ‘Абдуссаляма вызволили из темницы и взяли с собой в Египет, где он в будущем станет верховным судьёй (кадий) египтян в мечети ‘Амра ибн Аль-‘Аса и одним из крупнейших учёных в истории мусульман, который был прозван «султаном учёных». Таким титулом его наделил его ближайший ученик Ибн Дакик Аль-‘Ид, да помилует его Аллах, который также был одним из крупнейших мусульманских учёных. Он прозвал его так за его непреклонность и смелость в диалогах с султанами, где бы он ни находился. Пречист Аллах, даже когда «султан учёных» Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям пришёл в Египет, он, в некоторых вопросах, порой придерживался противоположного мнения от взглядов Аль-Малика Ас-Салиха Наджмуддина аль Айюби в некоторых вопросах. Это правитель, который был известен своей богобоязненностью, набожностью, борьбой на пути Аллаха… Когда он совершал какие-то ошибки, Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям вставал напротив него, делал ему замечание и указывал на его ошибки. Именно он настоял на продаже мамлюков, как это широко известно, и поэтому его даже прозвали «продавцом эмиров». Это довольно интересная и забавная история, которую вы можете найти в книгах. Словом, Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям, да помилует его Аллах, занимал большое место в сердцах египтян, невзирая на то, что сам он египтянином не был.
✻✻✻
Когда к власти пришёл Кутуз, да помилует его Аллах, он предоставил большие полномочия Аль-‘Иззу ибн ‘Абдуссаляму, как «султану учёных» и наиболее достойному из них. Тогда этот учёный поднялся и стал велеть остальным учёным побуждать людей вставать на путь Аллаха, Всемогущий Он и Великий. Поэтому учёные шли в мечети, на рынки, в места сбора людей в целом и напоминали им о славных днях, знамениях Аллаха, Всемогущий Он и Великий. Они напоминали им о Бадре; об Аль-Ахзабе; об освобождении Мекки; о Кадисии и Ярмуке; о битве при Хаттине; они напоминали им об Аль-Мансуре и Фарискуре, которые имели место быть каких-то десять лет назад; они напоминали им об обещании Аллаха и о предводителях мусульман, которые посвятили свою жизнь борьбе на пути Аллаха, начиная от нашего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и заканчивая всеми праведниками после него, которые несли знамя Ислама искренне ради Аллаха, Всемогущий Он и Великий.
Произошла своего рода значительная научная и духовная реформация людей во всём Египте, и ни в последнюю очередь благодаря мечети «Аль-Азхар», который действительно осознал свою миссию и который действительно выполнял её неоднократно на протяжении Исламской истории. Будь то во времена Салахуддина Аль-Айюби, да будет доволен им Аллах, или Сайфуддина Кутуза, или в целом мамлюков после Сайфуддина Кууза, или во времена Османского халифата, или во времена французской и английской оккупации. Это значительная роль учёных, которым нужно отдавать должное и знать об их авторитете. Сохранение авторитета учёных, дорогие братья и сёстры, это самый действенный и короткий путь к сердцам людей. Люди прислушиваются к речам учёных, как было уже неоднократно сказано, охотнее, чем к речам правителей. Если общество умаляет достоинство своих учёных и понижает их значимость, то знайте — это общество потеряно. Оно идёт к погибели, к исчезновению, поражению, к состоянию незавидному для любого мусульманина на Западе и Востоке.
Итак, перед нами ясная картина того, как Кутуз, да помилует его Аллах, уважал и ценил учёных, и как это повлияло на возрождение Египта в это время. Это одна ценность, которую египтяне смогли сохранить.
- Второй сбережённой египтянами ценностью, несмотря на все проблемы, через которые проходила Умма, — был джиxaд на пути Аллаха.
Эта ценность, это слово нисколько не утеряло своего смысла для египетского народа. Почему? Потому что постоянные крестовые походы способствовали тому, чтобы народ Египта не забывал это слово, как это сделали остальные народы того времени. Большинство народов того периода, которые не подвергались постоянным крестовым походам в это время не знали, что такое война на пути Аллаха. Так, что они даже при разговоре о войне, о сражении использовали другие слова, игнорируя слово джихад. На слово джихад у многих правителей и эмиров была «аллергия». Они использовали такие слова как: борьба; бой; сражение; битва; противостояние. Любое слово кроме слова джихад на пути Аллаха. Слово, которое наводило страх на многих эмиров в истории мусульман. Это слово также пугало и их союзников, друзей и соратников — татаро-монголов и крестоносцев. Поэтому это слово пропало с лексикона большинства эмиров и правителей в мире на то время, кроме Египта, который отразил многочисленные крестовые походы. Поэтому, когда Кутуз, да помилует его Аллах, начал агитировать людей к джихаду на пути Аллаха, люди не увидели в этом слове нечто новое. Это то слово, которое выбрал наш Господь, Преславен Он и Возвышен, в своей священной книге. Около 35 раз встречается это выражение в Коране: «джихад на пути Аллаха». Повторите священный Коран. И если мы будем называть это другим словом, стесняясь или боясь его, то, что же нам делать с этими почтенными аятами в книге нашего Господа, Преславен Он и Возвышен?! Не говоря уже о хадисах нашего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Важно то, что в Египте сохранились эти две ценности: ценность знаний и ценность джихада на пути Аллаха. Два этих качества сделали народ Египта восприимчивым к назиданиям учёных и готовым к выходу на джихад. Что, собственно, и сделал Кутуз, да помилует его Аллах.
Объявление войны татаро-монголам
В то время как он пытается обучить народ, мотивировать и вдохновить его присоединиться к армии мусульман, именно в это время, Пречит Аллах, пришло отвратительное, полное желчи письмо от татаро-монголов, которые сейчас находятся в Газе.
Кутуз, да помилует его Аллах, находится у власти всего четыре месяца. К нему приходит это письмо во время этой большой подготовки. Ему нужно время, он хочет объединить ряды, консолидировать людей, он хочет воспитать, обучить, подготовить людей… Необходимо мобилизовать экономические, военные и политические возможности, но не тут-то было, дорогие братья и сёстры. Хочет ли этого народ или нет, хочет ли армия или нет, хочет правитель или нет, враги Уммы придут в страну мусульман. Внезапно для мусульман в это тяжёлое время пришли татаро-монголы. Пришли, неся с собой письмо, которое угрожающе и зловеще кричало мусульманам о завоевании всего Египта от начала и до конца. Это довольно длинное письмо.
Итак, в нём было большое унижение Кутуза, да помилует его Аллах, с самого его начала и явное объявление войны египтянам. В письме Кутузу отчётливо грозили устроить такую же участь, как и ‘Аббасидскому халифу в Багдаде два года тому назад. Это письмо принесли четверо монгольских посла. Когда Кутуз, да помилует его Аллах, уже принявший решение о войне с татаро-монголами, прочитал его, он побоялся, что народ станет колебаться; что эмиры станут сомневаться; что те, кто составлял костяк Египетской армии, в это время, проявят нерешительность. Поэтому в целях сжечь мосты и лишить их свободы выбора, он взял и убил этих послов. Он убил всех четырёх послов, в качестве своего явного объявления войны против татаро-монголов. Тем самым, для египтян не осталось никакого варианта для обратного пути. Война неизбежна, и египтяне с остальными мусульманскими союзниками вынуждены вступить в эту войну.
✻✻✻
Конечно же, мы должны обсудить тему убийства послов.
Лично я, проанализировав случившееся, отмечу: несмотря на то, что я очень люблю Кутуза, вы даже не представляете как, но я должен сказать со всей ответственностью, что это убийство было ошибкой Кутуза, да помилует его Аллах. Потому что убийство послов запрещено в Исламе и это несмотря на то, что сделали татаро-монголы до этого. Сколько бы мусульман они ни убили, мусульмане не нарушают договоры. Мусульмане, после того как предоставили кому-то, кто несёт письмо, гарантию безопасности, не убивают его. Так поступил и наш Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, когда к нему пришли два посла от вероотступников, которые отвернулись от Ислама, после того как были мусульманами, но, несмотря на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы вы не были послами, я бы казнил вас»[1].
Несмотря на то, что они вероотступники и заслуживают наказания, тем не менее, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сохранил им обоим жизни, так как они были послами.
Вместе с этим я скажу, что у Кутуза были большие основания для этого: убийство миллиона мусульман в Багдаде; пролитие крови миллионов и миллионов мусульман до и после Багдада; опустошение всего Шама; стояние на пороге Газы и открытое объявление войны! Всё это может носить оправдательный характер. Однако, в итоге я скажу: мусульмане ни в коем случае не должны втягиваться в грязные политические игры. Мусульманам постоянно следует придерживаться похвальных Исламских нравов, чтобы мусульмане всегда оставались эталоном и образцом для подражания всем жителям земли.
✻✻✻
Важно то, что Кутуз, да помилует его Аллах, тем самым открыто и бесповоротно объявил войну татаро-монголам.
Как вы думаете, как он подготовит свою армию, как соберёт людей? Какой будет реакция эмиров после убийства монгольских послов, и война стала теперь неизбежной? Всё это, и не только, мы узнаем по воле Аллаха в следующей Главе.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов.»
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует