Кутуз и объединение Уммы

Кутуз и объединение Уммы

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 17

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

Это семнадцатая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».

В прошлой Главе мы стали очевидцами больших волнений и смут, происходивших в Египте. В итоге, которых султаном Египта стал мальчик, сын Аль-Малика Аль-Му’изза ‘Иззуддина Айбека, которого звали Нуруддин ‘Али. Однако тем, кто по-настоящему правил Египтом от имени этого ребёнка был его ре̒гент Сайфуддин Кутуз – самый достойный и почтенный из мамлюков-му’иззитов.

Ведь именно он возглавлял мамлюков-му’иззитов, несмотря на свой ещё довольно молодой возраст – на то время ему было не больше 35 лет, да помилует его Аллах. Несомненно, это была одна из самых выдающихся личностей в Исламе: он с детства был обучен фикху и принципам Шариата; он прошёл обучение верховой езде, военному делу, планированию, командованию и управлению; был поистине всесторонне развитым человеком; он был такой личностью, которых очень редко можно встретить в истории.

Политическая, военная и экономическая обстановка в Египте

Кутуз некоторое время оставался регентом Нуруддина ‘Али. Его деятельность началась в месяце Зуль-Къа’ада в 655 году по Хиджре (1257г.) и продолжалась ровно два года, вплоть до 657 года (1259г.), того же месяца Зуль-Къа’ада. Естественно, в течении этих двух лет Айюбидские эмиры Шама ни раз давали знать о своих интересах насчёт Египта, потому как сейчас эта страна испытывает нестабильность, главным образом из-за того, что ею правит маленький мальчик.

Аль-Му’ис Фатхуддин ‘Умар — эмир аль-Карака в Иордании, сделал пару попыток завоевать Египет. Однако Кутуз встретил его своей мощной обороной и одержал над ним блестящую победу, тем самым укрепив свои позиции в регионе.

Далее события 656 и 657 года (1258-1259гг.) развивались стремительно быстро для всех мусульман. Обратите внимание, Кутуз стал регентом мальчика Нуруддина ‘Али в конце 655 года.

Что случилось в 656 году? — Пал Багдад, если вы помните, в месяце Сафар 656 года. Далее, в 657 году:

  • был завоёван весь Шам, как мы знаем;
  • затем была взята провинция Мияфарикъин (Сильван);
  • пал Алеппо;
  • пал Дамаск;
  • была завоёвана Палестина.

Шаги татаро-монголов были стремительны.

В этих условиях, дорогие братья, Кутуз осознал, что присутствие одного из мамлюков в лице пятнадцатилетнего султана Нуруддина ‘Али будет вызывать желание у врагов мусульман завладеть этой великой страной и единственной оставшейся силой в Исламском мире — завладеть Египтом.

Итак, не забываем, у нас проблемы:

  • с татаро-монголами;
  • с крестоносцами, которые потерпели поражение в сражениях при Эль-Мансуре и Фарискуре, и;
  • король Людовик IX был освобождён из плена, но он не переставал замышлять плохое, намереваясь захватить Египет со второй попытки, несмотря на то, что, когда его освободили, он заключил перемирие с египтянами, согласно которому он не должен был вести против них войну ровно десять лет. Однако он нарушил договор.

Как говорит наш Господь, Пречист Он и Возвышен, в Своей священной книге:

أَوَكُلَّمَا عَاهَدُوا عَهْدًا نَّبَذَهُ فَرِيقٌ مِّنْهُم

«Неужели всякий раз, когда они заключают договор, часть из них отбрасывает его?»
[Сура «Аль-Бакара», аят 100]

  • Угроза татаро-монголов;
  • угроза крестоносцев;
  • угроза эмиров Айюбидов — предателей правителей Сирии и Иордании того времени;
  • угроза со всех сторон и одновременно с этим нестабильность внутри самого Египта — Борьба мамлюков-бахритов с мамлюками-му’иззитами;
  • бегство предводителей мамлюков-бахритов в другие страны.

Все эти обстоятельства всецело убедили Кутуза, что присутствие этого мальчика на троне только увеличит проблемы, беспокойства и заговоры. Поэтому он решил низложить этого мальчика Нуруддина ‘Али и самому взойти на престол, чтобы самостоятельно править Египтом, начиная с 24 числа месяца Зуль-Къа’ада 657 года по Хиджре (1259г. по Григорианскому).

Естественно, мы можем представить какой была обстановка в Египте, когда он это сделал. На самом деле, ситуация была чрезвычайно удручающей:

  • страна находилась на пороге краха в результате предыдущих серий беспокойств;
  • политическое регулирование внутри страны было нарушено;
  • внешняя политика государства тоже оставляла желать лучшего;
  • отношения с соседними государствами Египта были разорваны;
  • также были оборваны связи с западными странами Африки, такими как Ливия, Алжир, Тунис и Марокко. Не было связей ни с Нубией, ни с Хиджазом;
  • отношения с Шамом были натянуты до предела.
  • не говоря уже о многочисленных врагах, о которых мы говорили;
  • на данном этапе, когда он принялся за дела государства, политическое положение страны испытывало масштабный коллапс;
  • экономическое положение страны тоже претерпевало большие трудности. Потому что эти продолжительные смятения и борьба за власть в последние годы в результате ввергли страну в крупный экономический кризис. Имущество государственной казны Египта сильно убавилось.

Таким образом, политическое положение было сложным, военное положение было сложным, вариант единения с различными странами Исламского мира не виделся возможным, а также сложная экономическая ситуация.

Что сделал Кутуз в такой сложной обстановке, в которой оказался Египет? — Он начал готовиться к войне с татаро-монголами, да помилует его Аллах.

Как такая крошечная по сравнению с Монгольской империей страна как Египет может воевать с татаро-монголами? Это мы узнаем из того, как Кутуз, да помилует его Аллах, подготовил египтян, мусульман к войне с татаро-монголами.

Вы знаете, что Монгольская империя правит от Кореи на Востоке до Польши на Западе. Это больше половины мира на то время. Они добрались до Газы, а Кутуз, да помилует его Аллах, пытается противостоять этой устрашающей, суровой силе.

Что такое Египет? Он не представляет и сотой доли от могущества этой великой империи.

Приход Кутуза к правлению

Кутуз и объединение Уммы

Давайте теперь посмотрим, что сделал Кутуз. Первым делом, он решил наладить внутренние дела Египта. Необходимо было сохранить стабильность внутри этого прекрасного государства. С чего начинается эта стабильность? — Нужно отбить желание людей в дальнейшей борьбе за власть. Все люди сейчас борются за этот престол.

Как же Кутуз, да помилует его Аллах, собирался это сделать?

Разные лидеры делают это по-разному: некоторые же путём подлога, убедив людей, что весь народ желает видеть именно его на этом посту, хотя в реальности может быть, что всё с точностью до наоборот; некоторые отбивают желание власти благодаря заговорам, козням, интригам и лжи.

Кутуз, да помилует его Аллах, ничего из этого не использовал. Он отбил у них желание продолжать бороться за власть, напомнив им об идеалах, о которых долгие годы со дня победы при Эль-Мансуре и Фарискуре не говорили ни слова. Что сделал Кутуз, да помилует его Аллах?

Он собрал верхушку власти в государстве на то время, а также некоторых мамлюков-бахритов, учёных, факихов, всех тех, кто активно участвовал в жизни страны. Получилось очень большое собрание, где он сказал им:

«Моим приходом к власти [к престолу], я преследую единственную цель — войну с татаро-монголами.»

Он сказал, что всё, что он делает, делает лишь для того, чтобы сразиться с татаро-монголами.

«И, если Аллах, Всемогущий Он и Великий, предписал нам победу над ними, я откажусь от власти, и вы сами решите, кого назначить правителем.»

Такие слова египтяне или даже все мусульмане на Востоке и на Западе слышат впервые. Очень мало правителей, такие как Аль-Камиль Мухаммад Аль-Айюби, да помилует его Аллах, и другие, водружали знамя войны. Большинство людей полностью покорились татаро-монголам. А Кутуз, да помилует его Аллах, с первого дня у власти наметил эту цель, сказав:

«Я пришёл к власти лишь для того, чтобы вести борьбу на пути Аллаха лишь для того, чтобы победить татаро-монголов (лишь для того, чтобы прогнать татаро-монголов с земель мусульман). И, если я одержу победу над монголами, я передам право всем мусульманам выбрать себе достойного правителя страны.»

✻✻✻

Кто-то может сказать, что это всего лишь политическая уловка, прибегнув к которой он хочет захватить власть и т.д. и т.п. Что обычно говорят о политиках, лицемерах и приспособленцах, использующих слова Аллаха в своих корыстных целях. Но истина в одном простом, но важном предложении, которое мы должны помнить, когда мы анализируем историю. И это то, что…

«Повествование нужно понимать в контексте жизнедеятельности того, о ком говорится в этом повествовании».

Если мы изучим биографию Кутуза, да помилует его Аллах, до и после; если мы взглянем на его деятельность по подготовке к военным действиям; если мы посмотрим на поведение Кутуза в самом сражении ‘Айн Джалют; если мы проанализируем всю его жизнь, то мы убедимся, что эти слова полностью соответствуют этой личности. Они соответствуют также его поступкам, которые он сделал в дальнейшем. Поэтому, не остаётся никаких сомнений в намерении Кутуза при произнесении этих слов.

Второй немаловажный момент и это один из законов Господа, Преславен Он и Возвышен.

إِنَّ اللَّهَ لَا يُصْلِحُ عَمَلَ الْمُفْسِدِينَ

«Аллах не исправляет деяний, распространяющих нечестие «
[Сура «Йунус», аят 81]

Если бы он был нечестивцем, если бы в его сердце было мирское, если бы в его намерения не входило то, на что он указал и что дал понять, то Аллах не помог бы ему. Однако мы видели, что Аллах, Всемогущий Он и Великий, даровал ему великую помощь и установил справедливость его руками и его языком, и освободил земли мусульман от татаро-монголов его руками.

Все эти признаки ясно указывают на то, что его слова соответствовали его намерениям и что он говорил именно то, что у него на сердце. Власть нужна была ему лишь для того, чтобы одолеть татаро-монголов и далее мы увидим его шаги.

✻✻✻

Когда он сказал это, все замолчали, потому что ни у кого не было такой силы и смелости сказать открыто то, что сказал сейчас Кутуз: воевать с врагами мусульман татаро-монголами, которые покорили весь мир, Запад и Восток, захватили мусульманские и остальные страны, и дошли до Центральной Европы, о чём мы рассказывали ранее.

Первым делом он отстранил Ибн бинт Аль-‘Азза, который в это время был главой министров. Он был полностью лояльным человеком к Шаджар Ад-Дур. Поэтому, боясь его присутствия в высших эшелонах власти, он его отправил в отставку. В то же самое время он оставил на должности командующего армией Фарисуддина Актая Ас-Салихи младшего. Конечно же, Фарисуддин Актай младший это не тот Фарисуддин Актай, который был убит в 652 году по Хиджре. Мы сейчас говорим о начале 658 года по Хиджре (1260г.), то есть спустя шесть лет после убийства Фарисуддина Актая I. Поэтому второго называли Фарисуддин Актай младший. И обратите ваше внимание на это прозвище – «Ас-Салихи». То есть Кутуз не был против того, чтобы Египетской армией командовал один из мамлюков-бахритов, которые не ладили с мамлюками-му’иззитами (к которым относился Сайфуддин Кутуз). Это один из главных признаков беспристрастности Кутуза, да помилует его Аллах. Он поручает работу тем, кто заслуживает её. Если этот человек достоин, если он способен сражаться, если он обладает набожностью и благочестием, необходимым для такой ответственной должности как командование Египетской армией, то пусть такой человек остаётся на своём месте, даже если он из мамлюков-бахритов. Хотя любой бы сказал, что в сердце правителя Кутуза в это время могли закрасться сомнения из-за опасения угрозы со стороны мамлюков-бахритов. Ведь они (мамлюками-му’иззиты) не так давно убили Фарисуддина Актая старшего. Кутуз не думал обо всём этом, он просто назначил на должность того, кто её заслуживает. Да помилует его Аллах!

Объединение армии

Кутуз и объединение Уммы

Далее он стал переманивать мамлюков-бахритов к себе довольно умным и уникальным политическим действием. Он объявил о подлинной амнистии всех мамлюков-бахритов, где бы они не находились.

Почему мы используем слово подлинный? Потому что многие политики точно также пытаются взять ситуацию под контроль, пообещав амнистию некоторым людям на определённое время, как это называют — «временный медовый месяц» — с несогласными, пока всё не наладится, после чего всё возвращается на круги своя.

Кутуз же, да помилует его Аллах, не знал такого рода лицемерную политику. Он был мусульманским политиком, который доказывал, что в Исламской политике нет притеснения, лицемерия, обмана и мошенничества. Такая политика отличается высокой нравственностью и моральными нормами. Это то, что по-настоящему отличает мусульманского политика от остальных политиков. Кутуз, да помилует его Аллах, объявил, что гарантирует им безопасность и призвал в Египет всех мамлюков-бахритов, которые ранее бежали из Египта, когда был убит Фарисуддин Актай старший. И самым известным из тех, кого привёл сам Кутуз был Аз-Захир Рукнуддин Бейбарс. На данный момент он пока ещё не был известен под прозвищем «Аз-Захир». Рукнуддин Бейбарс был самой крупной фигурой мамлюков-бахритов после, не так давно убитого, Фарисуддина Актая и его возвращение из Палестины было очень опасным мероприятием. Потому что Аз-Захир Рукнуддин Бейбарс был человеком, к которому мамлюки-бахриты прислушивались, его глубоко уважали за победу в сражениях при Эль-Мансуре и Фарискуре. В сердцах египтян он занимал особое место.

Так почему же Кутуз хочет привести в Египет своего потенциального конкурента?! Это также указывает на беспристрастность Кутуза, да помилует его Аллах. К тому же в этом кроется очевидный политический жест: если Кутуз приведёт в Египет Бейбарса, да помилует его Аллах, который имеет весомое влияние на мамлюков-бахритов, то тогда он сможет однажды объединить мамлюков-бахритов и мамлюков-му’иззитов, чтобы на данном этапе сформировать сильную египетскую армию.

Бейбарс в это время бежал из Дамаска, как вы знаете, когда в него вошли татаро-монголы. Также бежал Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби и вместе с ним вся его армия. Рукнуддин Бейбарс бежал тогда в Палестину. Он не знал, куда ему податься. Будучи в таком нелёгком положении, он не знал, куда ему идти. Он хочет воевать против татаро-монголов, но у него нет армии. Все люди разбежались кто куда. В это время к нему приходит письмо от Сайфуддина Кутуза, в котором он просит его приехать в Египет как почётный и уважаемый гость, с высоко поднятой головой. Помимо этого, он выделил ему город Кальюб со всем близлежащим регионом.

Провинция Кальюба — это большие территории земли, которые он полностью передал Рукнуддину Бейбарсу. Кутуз сделал его губернатором этой провинции, вдобавок к этому он назначил его главнокомандующим Египетской армией. Всё это, конечно, возвысило степень Рукнуддина Бейбарса и сподвигло мамлюков-бахритов возвращаться отовсюду и присоединяться к Египетской армии. Более того, воины эмира Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби, этого предателя, который предпочёл бегство защите своих владений и вместе с которым бежала и его армия, когда эти сирийские воины Дамаска увидели деятельность Кутуза, они отправились в Египет, чтобы присоединиться к армии Аль-Малика Сайфуддина Кутуза, да помилует его Аллах.

Сайфуддин Кутуз начал объединять всех воинов: мамлюков-бахритов, мамлюков-му’иззитов, воинов Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби. Пречист Аллах! Он производил настоящую реформу Египетской армии.

Кутуз, да помилует его Аллах, сделал ещё кое-что удивительное. Он стал рассылать письма к эмирам-айюбидам, с призывом примкнуть к нему в войне против татаро-монголов. Хотя Кутуз прекрасно знал, что большинство эмиров-айюбидов, которые жили на территории Шама, были предателями и агентами крестоносцев, а порой и татаро-монголов. Несмотря на это, он, добиваясь создания единого общего фронта, отправил послов с удивительными по содержанию письмами.

Клянусь Аллахом, дорогие братья и сёстры, он отправил письмо Ан-Насыру Юсуфу Аль-Айюби. Представьте себе! Этому вероломному предателю, который совершил столько всего скверного, он отправляет письмо. Это было весьма необычное письмо Ан-Насыру Юсуфу Аль-Айюби, который постоянно находился в бегстве. Он хочет объединить все силы и возможности Ан-Насыра Аль-Айюби, а также всего Шама с силами Египта, чтобы общими усилиями одолеть татаро-монголов.

Что же сделал Кутуз, да помилует его Аллах? — Он отправил ему письмо, в котором призывал его сплотиться с Египтом при условии, что правителем станет Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби. Представьте себе! Несмотря на то, что до этого Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби был довольно слабым правителем, он правил лишь одним Дамаском, да и оттуда он убежал. Однако, Аль-Малик Аль-Музаффар Сайфуддин Кутуз знал, что у него есть последователи не только в Дамаске, но и даже в Шаме в целом. Поэтому он хотел привлечь его на свою сторону, даже если ради этого придётся отдать ему власть над Шамом и Египтом. Значение Кутуза как правителя, в тысячу раз более могущественно, чем роль Ан-Насыра Юсуфа Аль-Айюби, но он всё равно пытается весьма деликатно сблизить обе стороны и говорит ему в своём письме:

«Если вы пожелаете, я буду вам служить».

То есть, если вы захотите, чтобы я стал вашим помощником и прибыл со своей армией к вам, я это сделаю. Я — правитель Египта, стану слугой правителя одного лишь города Дамаск. И всё это при его-то тёмной и вероломной репутации. Он обратился к нему со следующими удивительными словами:

«Если вы не доверяете лично мне, я отправлю к вам армию в качестве подкрепления перед встречей с татаро-монголами, с командирами, которых вы выберете сами.»

Пречист Аллах! О, Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби выбери сам любого командира Египетской армии, которого хочешь, которому ты доверяешь и на которого можешь положиться. Я отправлю его к тебе вместе с армией, чтобы помочь тебе в войне с татаро-монголами.

Чем же ответил Ан-Насыр Аль-Айюби? — Он полностью отказался, потому что вообще не намеревался воевать. Он не хотел воевать, не хотел встречаться с монголами. Его интересовало лишь собственное благополучие. Он продолжал своё бегство, куда только мог, но как мы рассказывали ранее, монголы схватили и убили его.

Аль-Музаффар Сайфуддин Кутуз, да помилует его Аллах, отправил помимо этого письма ещё одно письмо Му’ису Фатхуддину ‘Умару — правителю Аль-Карака, который дважды пытался взять войной Египет в то время, когда султаном ещё был Нуруддин ‘Али, а Сайфуддин Кутуз был ещё вице-султаном. И после этого он посылает ему письмо, призывая его к единству. Он также отправил письма эмирам Хама̒, Хомса и другим. Кто-то согласился, а кто-то отказался.

Так Кутуз, да помилует его Аллах, приступил к объединению разрозненных армий, пока не собрал внушительное количество воинов. Однако он столкнулся с одной из самых сложных и серьёзных проблем — это глубокий экономический кризис, в котором оказался Египет.

Как вы считаете, как Кутуз разрешил эту большую проблему, и как он подготовил воинов? Какие географические места выбраны Кутузом, да помилует его Аллах, для сражения с татаро-монголами, и чем ответили татаро-монголы? Это и многое другое мы узнаем в следующей Главе.

Прошу Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.

Новое на сайте