Чингисхан и государство Хорезм

Чингисхан и государство Хорезм

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 2

В прошлой Главе мы говорили об общей обстановке в мире, в начале седьмого века по Хиджре.

Мы сказали, что мир был поделён на две основные силы:

  • сила Исламского мира, которая была раздроблена. Во главе неё был Османский халифат, было и много других независимых стран, все они были слабыми;
  • второй большой силой была власть крестоносцев, предводителем которой была западная Европа, и она тоже претерпевала период своей слабости в начале седьмого века по Хиджре.

В это самое время на Востоке возникла сила, невероятным образом изменившая положение дел. Это изменение произошло всего за несколько десятков лет. Этой новой силой была сила монголо-татар.

Появление монголо-татар

Первое появление монголо-татар упоминается в 603-м году по Хиджре, на севере Китая, в пустыне Гоби. Эта пустыня находится сейчас на территории Монголии. Это была группа племён, очень большая группа, ведь вы знаете высокую плотность населения в этой местности. Эта группа известна нам как племена монголов, это название народа или одного из этносов[1]. Среди них появился человек, обладавший невероятными организаторскими способностями, превосходными лидерскими качествами, отличительными чертами полководца, исключительным даром организовывать и мобилизовать войска, первоклассным военно-стратегическим мышлением. Он начал объединять разрозненные племена монголов. Это известный и очень популярный человек в истории — Чингисхан.

Чингисхан — это прозвище. Его значение – «завоеватель мира» или «сильнейший человек в мире», в зависимости от различных переводов монгольского языка. Его настоящее имя — Тэмуджин. Это абсолютно самая кровавая личность во всём мире, это на самом деле так, хотя об этом говорится не так часто.

Чингисхан был родом из одного племени монголо-татар, которых называли моголы. Поэтому после того, как Чингисхан собрал все племена татар, вся общность татар стала известна под именем одного из своих племён. И далее если мы говорим татары или говорим моголы (монголы), мы имеем в виду одно и то же государства татаро–монголов (или монголо-татаров).

Несмотря на то, что это государство возникло в 63-м году, пресвят Аллах, в течении десяти лет или даже меньше, оно смогло захватить власть над всем Китаем.  Взгляните на карту и вспомните площадь Китая — это около 9 миллионов квадратных километров, колоссальные размеры. Они также завоевали Таиланд, Камбоджию, Корею, обширные территории Монголии, некоторые районы в Сибири и стали заглядываться на следующий страны. Этот регион находится на востоке Исламского мира. Если вы помните, то в прошлой Главе мы рассказывали о большом государстве Исламского мира — королевстве Хорезмшахов. Это королевство находилось непосредственно на западе Китая, то есть первое государство на западе Китая — это исламский Казахстан, который был частью королевства Хорезмшахов.

Чингисхан стал заметно расширяться с помощью примыкавших к нему территорий. Его воины имели отличительный характер, колоссальное количество участников, выверенный план, военная мощь. Однако, он также отличался крайне жестокими войнами, в которых не находилось ни малейшего места состраданию. Чингисхан устраивал бессердечные воины. Достаточно увидеть в какой-либо из его битв, например, то, что когда он входил в какой-то город, то истреблял всё его населения. Для него это было весьма обыденно, он убивал и мужчин, женщин и детей и это повторялось почти во всех его войнах. Также он отличался тем, что никогда не принимал чужую сторону, никакая другая сила не должна была быть рядом с силой Чингисхана. Никакой дипломатии и политики, только войны, войны и войны, постоянно. Такой была позиция Чингисхана. И, к слову, такие качества всегда встречаются в армиях, лишенных нрава и религии. Мы видели это в войнах вероотступников, войнах язычников, персов, римлян, в войнах современной колонизации Исламских стран. Мы видели это в войнах с мусульманами и не мусульманами. Природа такова, что, когда войсками не руководят нравственные религиозные люди, то обычно такая армия не гнушается преступлением против человечества, как это было у Чингисхана. Хотя он и является лидером в этом плане. Его войны были беспрецедентно крайне отвратительными и продолжают ими оставаться и по сей день.

Планы Чингисхана для завоевания исламских земель

Чингисхан планировал завоевать Ирак. У него было твердое намерение установить контроль над землями Ирака. Но тут он столкнулся с большой проблемой, эти земли принадлежали ‘Аббасидскому халифату.

‘Аббасидский халифат — это очень громкое название, это название вселяло страх в сердца многих мировых лидеров. Почему? — Их истории 500 лет. Обратите внимание, государству татаро-монголов всего десять лет, тогда как ‘Аббасидскому халифату уже целых пятьсот лет.

Чингисхан не решается воевать с ‘Аббасидским халифатом или с Исламскими странами в общем, но случилось нечто удивительное, дорогие братья и сестры. Мы говорили ранее, что мир был поделён на две главенствующие силы – силу Исламского мира и силу крестоносцев. Представьте себе, крестоносцы, которые были слабы в это время, отправили делегацию. Эта делегация выдвинулась из Франции в столицу Монголии, то есть расстояние равное примерно 12 000 километров. Это делегация проделала такой огромный путь для того, чтобы татаро-монголы согласились начать войну с Исламским миром. Хотя крестоносцами в то время были, конечно же, христиане, а татаро-монголы были безбожниками. У них была одна странная религия, которую для них придумал Чингисхан. Некое сочетание Исламской религии, буддизм и христианства, с некоторыми вкраплениями, придуманными самим Чингисханом. Он создал для них религию, которую назвал «Яса» («Великая Яса»), а также священную книгу, которой они следовали, то есть эта религия полностью отличалась от религии христианства. Однако, пречист Аллах, сила крестоносцев в это время объединилась с татаро-монгольской силой в войне против мусульман или, по крайней мере, крестоносцы подстрекали их к войне с мусульманами. Тут есть один нюанс, мы можем это заметить и это удивительно, если мы вспомним пути Господа миров на земле, Его правление рабами, творениями, то мы можем найти, что большинство сил неверных, когда ведёт войну с Исламской Уммой, объединяется между собой. Ранее мы видели, как иудеи объединялись с многобожниками в войне против мусульман. Мы видели, что даже персы сплотились с римлянами, чтобы воевать против мусульман, несмотря на всю вражду между двумя этими империями. Мы видели много таких союзов, будь то в новой истории или старой, которые, несмотря на различия, заключали мир ради борьбы с мусульманскими странами. Однако, как мы уже сказали, Чингисхан не желал ни от кого, помощи. Он не хотел ни с кем заключать союз или вести дипломатию. Он принял идею от крестоносцев, согласился завоевать Исламский мир и стал обдумывать то, как он это сделает.

Королевство Хорезмшахов по сравнению с государством татаро-монголов, очень слабое королевство, к тому же заботами Хорезмшаха, которым тогда был Алаад-Дин Мухаммад II, были только собирание имущества, богатств и увеличение власти. Его нисколько не заботило установление исламского Шариата или вселении страха в сердца врагов Уммы — королевства Хорезмшахов.

Чингисхан хочет завоевать исламский мир. Он мог просто собрать всю свою армию, двинуться с ней прямиком на мусульман. Однако, пречист Аллах, он пожелал получить некое подобие разумного оправдания для себя, для своего народа и для остального мира, чтобы начать завоевание Исламского мира. Он хотел добиться повода, с помощью которого он мог войти в Исламский мир. Но для чего ему повод?

Мы спросим: «Сильный лидер, сильная армия, огромное количество солдат, мощное современное оригинальное оружие, зачем он думает о поводе для того, чтобы начать войну со слабой страной?» А теперь обратите пожалуйста всё своё внимание. Сильным лидерам, всегда, даже в наше время, необходим повод, пусть и не самый состоятельный, для того чтобы вторгаться в оккупируемые ими страны. Зачем?

  • Во-первых, для того, чтобы сломить моральный дух захваченных народов.
    Ведь если будет всякий повод для войны с Исламским миром, мусульманские народы будут чувствовать некую обескураженность. «Как мне защищать свою страну, когда она изначально не права? Она совершила ошибку в отношении татаро-монгольского государства, сделала то-то и то-то. Как об этом заявляет Чингисхан или как он это представляет». И тот, кто видит себя в таком положении, чувствует слабое желание и волю.
  • Во-вторых, когда татаро-монгольский народ увидит убедительный довод, он станет принимать на себя жертвы.
    Неважно на какие жертвы придётся пойти татаро-монгольской армии: 10 тысяч, 20 тысяч, 100 тысяч. Люди, они пойдут на эти жертвы, потому что они воюют, как им говорят, ради благородной возвышенной цели. Будь то ради защиты родины или её границ, ради сохранения устоев общества и тому подобной пропаганды, которую обычно ведут в таких ситуациях.
  • В-третьих, международное позиционирование.
    Изменить текущее положение мирового порядка или добиться её нейтральной позиции, как минимум, а как максимум — склонить мировую общественность на сторону татаро-монголов в войне с мусульманами.

Итак, Чингисхан искал повод. Подходящего повода не было, но, пречист Аллах, предопределённое Всевышним преподнесло ему подарок.

Каким был этот повод? Некоторые монгольские или татаро-монгольские торговцы посетили Исламский город Отрар. Этот город был расположен на востоке Исламского мира, в современном Казахстане в наши дни. Эти торговцы прибыли по кое-каким своим торговым делам и были убиты в чертах этого мусульманского города. О причине их убийства передаётся множество различных версий и предположений. Некоторые говорят, что правитель приказал  убить их, подозревая их в татаро-монгольском шпионаже; другие говорят, что Чингисхан сам отправил людей убить их на территории мусульман, чтобы добиться повода развязать войну с Исламскими странами; третьи твердят, что убийцами были разбойники посягнувших на их имущество. Версий много, но важно то, что монгольские торговцы были убиты в мусульманском городе Отрар.

Этот город был во власти Хорезмшаха Мухаммада. Мухаммад Хорезмшах стал разбираться в этом вопросе, почему они были убиты на территории исламского города. Чингисхану не понравилось его решение по этому вопросу. Он хотел, чтобы Хорезмшах Мухаммад передал убийц ему для произведения суда над ними в столице Монголии в татаро-монгольском государстве. Хорезмшах Мухаммад отказался, пояснив, что это противоречит международному правопорядку, принятому у них ещё в то время точно так же, как это принято и сейчас в наши дни.

Когда совершается преступление в какой-либо стране, разве преступника высылают в другую страну или судят по законам этого государства, в котором было совершено преступление? — Реальность такова, что любая страна судит того, кто совершил преступление на её территории по своим законам. Хорезмшах Мухаммад заявил, что состоится суд над убийцами или над подозреваемыми в убийстве этих монгольских торговцев. Если будет доказана их причастность к этому преступлению, то они будут наказаны согласно Исламскому закону — Шариату, практикуемому в Исламском мире. Естественно, Чингисхан не был доволен таким решением и тем самым был найден соответствующий повод. Он мобилизовал войска и действительно начал кампанию против Исламского мира.

Чингисхан и государство Хорезм

Это было в конце 616 года по Хиджре, что примерно соответствует началу 13 века по Григорианскому календарю.

Чингисхан собрал громадную армию и вошёл в восточную часть Исламского мира. В городе Отрар, что к востоку от реки Сырдарья случилось большое столкновение между его армией и армией Хорезмшаха Мухаммада. И как мы уже сказали, в наши дни это место находится на территории мусульманского Казахстана. Казахстан — это одна из стран Исламского мира, которая была во власти Советского Союза, но по воле Аллаха стала независимой в 90-х годах, как об этом всем известно.

Чингисхан привёл свою огромную армию, случилось ужасное побоище между ним и Хорезмшахом Мухаммадом, которое продолжалось четыре дня подряд. Пало намертво неимоверное большое количество жертв с обеих сторон, было сражено около 20 000 из числа мусульман в этой битве. В армии татаро-монголов было убито ещё большее количество людей, но татаро-монгольским войскам не было счёта, невероятное количество. Вы ведь знаете Китай и Монголию, и близлежащие страны, то есть это действительно огромное количество людей и те значительные потери в армии татаро-монголов не повлияли на её силу. Несмотря на страшные цифры убитых, эта армия, как ни в чём не бывало продолжала наступать и поджимать Исламскую армию. Хорезмшах Мухаммад после четырёх дней сражения отдал приказ к отступлению, он отступил со своим войском к городу Гургандж (нынешний Кёнеургенч).

Город Гургандж был столицей государство Хорезмшахов, это город, находившийся на территории современного Туркменистана[2].

Отступление Хорезмшаха Мухаммада в город Гургандж принесло множество крупных проблем. Город Гургандж, как мы уже сказали был столицей, располагался он в глубине Исламского мира в центре королевства Хорезмшахов. При отступлении к нему он оставил несколько больших городов и множество других небольших под прямой угрозой татаро-монголов.

Почему Хорезмшах Мухаммад не обезопасил эти города, почему не оставил в них свои войска, почему он позаботился лишь о городе Гургандж, но бросил все остальные города и сёла? — На самом деле это действие несёт страшную военную ошибку, но также в большей степени это нравственная ошибка из-за привязанности его сердца. Ведь самой основной заботой Хорезмшаха Мухаммада было гарантировать безопасность тому городу, в котором находились его дети, его семья и родственники, а также его богатство, имущество и сокровища. В этой столице он хранил всё накопленное за годы жизни богатство, его нисколько не волновало восточная часть Исламского мира, восточная часть королевства Хорезмшахов, в котором существовало несколько крупнейших Исламских городов, таких как Бухара, Самарканд, Талукан, Газни, Герат и другие исламские города. Ведь, как вы помните, мы говорим о государстве, которое правило несколькими нынешними странами, то есть в его владения входили бы сегодня несколько стран современного мира, как: Пакистан, Афганистан, Казахстан, Туркменистан — это всего лишь некоторые страны в составе королевства Хорезмшахов. Он бросил их всех и отправился укреплять город Гургандж, потому что самым важным для правителей того времени было сохранить принадлежавшее им имущество и обеспечить безопасность своей семье и ближайшим родственникам, и даже более дальним родственникам и знакомым они не уделяли особого внимания. Конечно, это дало большую фору для Чингисхана при завоевании Исламского мира и первым городом, столкнувшимся вначале с татаро-монгольским натиском, был город Бухара. Это город великого имама Аль-Бухари, да помилует его Аллах. Произошло это в 616 году по Хиджре.

Чингисхан подошёл к городу Бухара и держал его в осаде, а население города, у которого не было своего войска, находилось в чрезвычайно опасном положении.

Тогда жители города разделились во мнениях – «что предпринимать?» Небольшая доля жителей утверждала, что нужно воевать, вести джихад на пути Аллаха и защищать город. К этой группе людей относились в основном ученые ‘алимы города, а все остальные жители пришли к решению впустить татаро-монголов в город при условии предоставления жителям гарантии безопасности. Учёные (‘алимы, факихи) говорили им, что у татаро-монголов нет чести, что они не держат свое слово, однако люди с призрачной надеждой на пощаду решили открыть врата татаро-монголам, а учёные и воины тем временем забаррикадировались в одной из крепостей города Бухара. Действительно татаро-монголы дали обещание пощадить их, но это была всего лишь уловка. Таким образом после того, как люди открыли им ворота, татаро-монгольские войска заполонили этот большой город — Бухара. Пречист Аллах, после вторжения татаро-монголов Чингисхан предъявил странное требование к жителям города и, несмотря на всю парадоксальность этого требования, жители города приняли его. Что же такого он от них потребовал?

Он настаивал помочь ему во взятие крепости, в которой находились войны и ученые (‘алимы). Почему они должны были помогать ему в этом? — Потому как они утверждали, что это экстремистская крепость, нарушающая международный порядок, решившая бороться с самым влиятельным лидером в мире и так далее. Мы должны засыпать окопы, разрушить ограды и взять крепость, чтобы передать Чингисхану этих взбунтовавшихся мятежников и тогда вы получите полную амнистию для всех жителей города.

Удивительно, дорогие братья и сестры, но жители города подчинились этому приказу и начали в одном ряду с татаро-монголами засыпать окопы вокруг крепости и принимать с татаро-монголами участие в штурме крепости. Мусульмане захватывают мусульманскую крепость, это что-то немыслимое. В итоге крепость пала, и всех находившихся в ней казнили. Тогда татаро-монголы нарушили свое слово, как это и ожидалось, они устроили крупнейшую резню в истории человечества — истребление народа Бухары. Были убиты мужчины, женщины и дети, убивали всё, что движется в городе Бухара.

Я зачитаю вам описание этих событий, которые сделал Ибн Касир, да помилует его Аллах, в книге «Аль-Бадайя уа ан-Нихайя»:

«Они убили жителей города Бухары, в количестве, которое знает только Аллах. Пленили женщин и детей, совершили мерзости с женщинами на глазах их семей. Затем татаро-монголы предали огню улицы Бухары, мечети и школы и всё вокруг, и оставили её разгромленной и опустошенной».

Нет силы и мощи кроме как у Аллаха!

Вы думаете это конец истории? — Нет, мои братья и сестры, это только начало. В следующей Главе мы узнаем, что сделали татаро-монголы в 617 году по Хиджре, в году, который считается самым отвратительным во всей истории мусульман.

Прошу Господа даровать нам способность вынести урок из истории, даровать понимание Его путей, обучить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Подробнее тут.

  • [2]

    Подробнее можно прочесть в тут и тут. В одной из историй говорится, что «В XVII веке был основан Новый Ургенч (Новоургенч) переселенцами из левобережного Ургенча (на его руинах потом появился Кёнеургенч). В 1929 году город был переименован в Ургенч».

Новое на сайте