Урбан II
Доктор Рагиб ас-Сирджани
✻✻✻
Европейцы пребывали в сложном экономическом положении и в религиозном и научном застое, и мечтали избавиться от этих условий и начать жизнь в новом месте. В этот сложный для Европы период появилась одна из самых громких личностей в истории не только Европы, но и всего мира – Папа Урбан Второй. Какие цели он преследовал, и какие шаги делал на пути их достижения узнаем в этой Главе.
✻✻✻
Приветствуем вас в четвертой главе из цикла «Крестовые походы на исламский мир».
Просим Аллаха сделать эту благодатную встречу из числа наших благих деяний на весах Судного дня.
В прошлой главе мы узнали о жизни европейцев перед началом крестовых походов. Мы рассказали об общественно-политическом строе, о религиозных убеждениях, о сложном экономическом положении, которое заставило европейцев разных слоёв населения задуматься над тем, чтобы изменить свою жизнь. В тот момент европейцы были разделены, воевали друг с другом и не были готовы к войне с общим врагом. Но появилась личность, которая оказалась способна объединить все эти слои европейцев в одну армию. В армию с единым мышлением, с единой целью, для единого крестового похода на Восточные земли мусульман. Звали эту личность Урбан II.
Урбан II, ставший папой Римским после Григория VII, о котором мы рассказывали в прошлой главе, является одной из самых опасных фигур в истории, не только Европы, но и всего мира. Он собрал огромное войско, издал страшные указы. Всё это привело к колоссальным изменениям в мире на период в два столетия. Следы этих походов, которые он начал, остались даже по сей день. Они сильно изменили жизнь не только в Европе, но и во всем мире. Это была очень яркая личность, оставившая огромный след в истории Европы и мусульман. Как мы увидим далее, ему удалось совершить то, что считали непосильным для одного человека.
Цели Урбана II и возращение церковной власти
Урбан II, как мы ранее упомянули, стал папой Римским после Григория VII. Он правил начиная с 1088 по 1099 год, т.е. 11 лет подряд в конце XI века. В его правление начались крестовые походы.
К приходу Урбана II к власти, церковь, которая имела очень большое влияние: духовное, политическое и даже военное, начала терять доверие людей и, следовательно, терять свою власть. Священники, как мы рассказали в прошлой главе, убедили людей в том, что приблизился Судный день. По их словам, он должен был произойти в 1033 году. Но, этот год прошёл, прошло 10 лет, двадцать, пятьдесят лет, но с миром ничего не случилось. Из-за чего люди начали сомневаться в церкви и в том, что рассказывают её служители. Люди начали понимать, что всё это было лишь для того, чтобы собрать их богатство: некоторых заставить заплатить церкви, некоторых отправить в паломничество. И что, за счёт этого они полностью овладели их разумом и имуществом. Это стало причиной сильного ослабления церковной власти. Также этому способствовал раздор в европейских странах и междоусобные войны. Как мы рассказали ранее, каждая страна была разделена на множество княжеств, которые воевали друг с другом и которые во всём, кроме названия, являлись отдельными суверенными государствами. Весь этот хаос, все эти волнения явно ослабили власть церкви. Папа Урбан II, видевший всё это, мечтал объединить все эти государства в одно единое, которым будет править он, и тем самым восстановить утраченную веру европейцев в церковь и их доверие. Но пока это была лишь мечта.
Ждавший удобного случая или точнее возможности осуществить свои намерения, Папа получил призыв о помощи, который являлся тем самым случаем, которым он удачно воспользуется. В прошлой главе мы рассказали, что известный Византийский император Алексей Комнин, империя которого разрушилась от рук Сельджуков, непрерывно нападавших на византийские земли, обратился за помощью к Папе Римскому Григорию VII. После учащения этих нападений, Алексей Комнин обратился к Западу во второй раз, на этот раз к Урбану II, в марте 1095 года. Воспользовавшись этим, и собрав войско для войны с мусульманами вместе с византийцами, Урбан II сможет достичь всех своих целей. Как? Византийский император – православный, церковь в Константинополе – православная. Православные христиане имеют давнюю непримиримую вражду с католической церковью. Как может папа, помогая заклятым врагам, достичь всех своих целей?
Давайте вместе посмотрим, как поразмыслил в этом случае Папа Урбан.
- Первое, что он получал – это возвращение церкви былую силу и славу.
Христианам, желающим очиститься от грехов, кто, заплатив деньгами, кто совершив паломничество, он придумал новый способ прощения грехов и зарабатывание Рая — это поход в Палестину, которая после многочисленных паломничеств в течение несколько десятков лет стала родной для всех христиан. Придумав для них этот способ, церковь могла вернуть себе уважение и власть.
- Второе – европейцы получают единого правителя, который будет управлять всей армией, в лице кого вы, наверное, поняли.
Это было очень важным для Папы. В прошлой главе мы говорили о том, что каждая страна в Европе была разделена на княжества, которые воевали друг с другом. Каждый правитель, желавший иметь как можно больше земель, от которого зависела их сила и власть, конечно, будет заинтересован в этом походе. Если Папа сможет издать свой личный указ, которым он сможет подчинить себе всех правителей, собрать их в одно войско, над которым будет стоять он, и в этом указе будет интерес для каждого правителя, то Папа сможет стать единым европейским правителем и взять под свой контроль войско европейцев.
Всё это он и сделал. Он начал призывать всех правителей, обещая им богатые земли Шама, что вызвало у них огромный интерес и в то же время, дало папе власть над ними всеми. Тем самым он возвращал церкви управление войском.
Папа Урбан II также сыграл в одну очень интересную игру.
В то время в Европе был такой строгий общепринятый обычай: когда умирал правитель, или любой владелец земли, все наследство, полностью переходило к старшему сыну, ни к среднему и ни к младшему. Они не получали ничего. Этим они стремились к тому, чтобы богатство и земли сохранились у одного человека. Как мы говорили ранее, авторитет, власть и богатство династии зависело от размера владеемой ими земли. И, конечно, было очень много потомков правителей, которые не имели ничего. Которые родились вторыми, третьими, или десятыми. Не имевшие надежды, что у них когда-нибудь будут свои собственные владения. Папа вызвал у них интерес выйти в поход, обещав, что они будут иметь свои владения, свои эмираты. В итоге под власть церкви перешли многие потомки правителей, которые не имели своих владений в Европе, но получат их в Шаме.
- Третье – улучшение материального положения, в первую очередь своего и церкви.
Этим он, конечно, вызвал интерес у простых людей, живших на краю нищеты, которые составят большую часть войска христиан. Как мы рассказывали в прошлых главах, за 10 лет до начала похода, Европу, точнее север Франции и запад Германии постиг страшный голод, который забрал жизни огромного количества простых жителей. И, конечно, было важным воспользоваться этим: они находятся в нищете, если умрут на войне, то ничего страшного, потому что они, итак, скоро умрут от голода, важно их вывести в поход дав им шанс. Ведь этот поход, если он окажется удачным, улучшит положение всех европейцев, улучшится положение торговцев с юга Италии и Франции, положение правителей, и конечно же, улучшится жизнь папы Урбана II.
- Четвертое – война с мусульманами, заклятыми врагами христиан в то время.
Папа Урбан особенно отличался ненавистью к мусульманам. Он ненавидел мусульман, правивших землями, в которых родился Иса, мир ему, и также ненавидел западных мусульман, которые захватили Испанию и Португалию, важные для европейцев земли. По его инициативе была оказана поддержка испанцам в войне с мусульманами незадолго до начала крестового похода. Было множество причин его ненависти к мусульманам. Аллах свят Он и велик говорит в Коране:
وَلَا يَزَالُونَ يُقَٰتِلُونَكُمۡ حَتَّىٰ يَرُدُّوكُمۡ عَن دِينِكُمۡ إِنِ ٱسۡتَطَٰعُواْۚ
«…Они не прекратят сражаться с вами, пока не оттолкнут вас от вашей религии, если смогут…»
[Сура «Аль-Бакара», аят 217]
Непременно, мусульманам, которые правят землями Палестины, в которых родился пророк Иса, мир ему, предстояло сразиться с христианами, как того особенно желал папа Урбан II. К тому же, это был шанс для папы объединить обе церкви, иными словами, взять православную церковь под свой контроль.
Объединение с православной церковью и призыв к «Священной войне» против мусульман
Православная церковь обращается за помощью к католикам. Если папа Урбан воспользуется этой возможностью обе церкви могли объединиться под властью папы Римского, впервые за всю историю христиан. Урбан II имел прекрасную возможность добиться всех своих целей. Некоторые случаи, как этот, могут быть единственной возможностью для этого. Возможно, христиане не получили бы такой возможности ещё очень долгое время. Он имел прекрасную возможность объединить всю Европу в одно войско под своим руководством для войны против мусульман, для, так называемой, священной войны.
Как священной? — То есть для войны, в которой они спасают православных христиан в Шаме от мусульман. Вы думаете католики правда переживали о православных христианах? Они правда готовили священный поход для спасения христиан? Между ними всегда была ярая вражда и даже войны. Были даже войны внутри одной из этих групп, между группами внутри католиков и православных. Это делалось, на самом деле, для поднятия всех христиан под лозунгом «Священная война, во имя спасения христиан от мусульман». Была у этой войны ещё одна цель, которую провозгласил папа Урбан по предложению императора Алексея Комнина — это обеспечение свободного паломничества христианам, к которым мусульмане Шама якобы плохо относились. Это, конечно, как и первое, было ложью, не имеющей никаких доказательств и не подтвердившимся ни одним случаем. Наоборот, мусульмане относились к ним с огромной добротой. В последующих главах мы приведём несколько цитат из книг самих христиан, которые расскажут, как на самом деле относились мусульмане к их паломникам. Но папа, воспользовавшись полным невежеством христиан, которые были лишены всякой информации о происходящем в мире, сумеет этой ложью вселить в их сердца ненависть к мусульманам. Таким образом, постепенно, Урбану удастся собрать огромное войско, в котором будут европейцы всех слоёв населения.
Конечно, он не мог начать поход, не дав этой войне удовлетворяющее и оправдывающее описание. Что это значит? Вы заметили, братья и сёстры, что все, кто начинает войны, даже лжецы, во всю стараются описать войну святостью и справедливостью? Для чего это делается? Для того, чтобы люди шли на жертвы. Чтобы они жертвовали собой и своим имуществом. И для всего этого нужно какое-то оправдание. Если папа, подняв столько людей, собрав такое огромное войско, проиграет, то он полностью лишится своего места и может даже своей жизни. Помните историю Романа IV, которую мы рассказали в прошлой главе? Он лишился императорского трона Византии из-за того, что проиграл в битве при Манцике́рте против Альп-Арслана. Огромное войско, которое он собрал было разрушено, чего ему не простил никто.
Поэтому Папе нужно было придумать для этой войны оправдание. Чтобы люди описывали её святостью, даже если крестоносцы проиграют. Чтобы никто не упрекал, а наоборот, говорили: «Урбан собрал храбрых крестоносцев для освобождения христиан». Это в точности то, что сделали Соединенные Штаты Америки, когда их войско нагло захватило Ирак — «Ядерная война, оружие массового уничтожения и нападения…». Для чего это всё? Ради жертв! Ни для кого не секрет, что очень много американцев погибло в этой войне. Народ прощает это, не снимает его с поста, потому что, как он говорит, он начал священную войну или войну во благо народа. Вот весь план Папы Урбана, который он начал претворять в жизнь.
К нему начали приходить делегации от Алексея Комнина. Пречист Аллах, посмотрите на проницательность этого человека. Он встретился с этими делегациями, обсудил положение с мусульманами-сельджуками, но призывать народ выйти в поход и отправлять своих священников он не стал. Сами эти делегации православных христиан вышли к людям и обратились ко всем. Дабы люди не подумали, что там кроются какие-то личные планы Алексея Комнина и Папы Урбана. Чтобы они видели самих православных христиан, как они жалуются на жизнь, на трудное положение из-за мусульман-сельджуков; видели, как жалуются паломники на притеснения, слышали их крики о помощи. Затем, чтобы Папа сказал: «Моё мнение таково, а что думаете вы?».
Клермонский собор
Урбан отправил группы в разные части Европы и все единогласно сошлись на том, что необходимо срочно собрать войско для спасения православных христиан на востоке Европы. Позже он созвал собор, на который призвал самых важных епископов, правителей и даже простых людей. Это очень удивительное решение Папы, показывающее насколько он был умён. Он собрал всех в одном месте. Чтобы лично обратиться к беднякам и богатым, торговцам и правителям, к монахам и к женщинам, ко всем людям в одном собрании. Этот собор состоялся 27 ноября 1095 года, в городе Клермон на юге Франции.
Почему Франция? И почему Клермон?
Франция была самой раздробленной страной в Европе. Король Германии Генрих IV, король Англии Уильям Завоеватель, Роберт Гвиска́р в Италии. Это были сильные правители с достаточной властью и силой. С такими у Папы могли возникнуть разногласия, как возникли между его предшественником Григорием VII и Генрихом IV. Вместо этих стран, Папа отправился во Францию, в слабую страну, со слабым королём. Филипп первый был очень слаб и назывался королем формально. Все вопросы решались правителями отдельных графств. И во избежание всякого возможного вмешательства короля Филиппа, Урбан созвал собор не в Париже, а в городе Клермон, далеко от короля. К тому же, это место находится недалеко от Тулузы, откуда был граф Рэймонд IV Тулузский — один из графов Франции, считавший себя религиозным человеком, который также был почти ровесником Папы.
Урбан понял, что если созвать собор в том месте, куда придёт такой граф с немалым войском и этот граф первым примет предложение Папы, то это подтолкнёт и остальных правителей вступить в ряды крестоносцев.
Так Урбан выбрал лучшее место для собора и лучший способ. К тому же, Францию как мы ранее рассказали, постиг голод. Поэтому бедняки Франции нуждались в этом походе, чтобы выйти из этого трудного положения и были готовы вступить в войско без всяких раздумий, и именно они составят большую часть армии крестоносцев.
В ноябре 1095 года, Папа собрал огромное количество людей. Передаётся, что переполнены были не только улицы Клермона, но и близлежащие сёла. Несмотря на сильный холод, люди вышли на улицы, чтобы послушать проникновенную проповедь Урбана, который был человеком мудрым, красноречивым и остроумным, умеющим приводить аргументы. В добавок к этому он обращался к народу абсолютно неграмотному, не имеющему никаких знаний. В своей проповеди Урбан использовал разные способы для вдохновения людей. Самым основным и частым приёмом было то, что он якобы говорит не от себя, а от самого Бога. Что он говорит от имени Маси́ха Исы, мир ему, которого, как мы знаем они считают Богом. Пречист Аллах от всего, что они Ему приписывают! Этим он и начал свою проповедь:
«Не я, а Наш Господь, призывает вас вступить на эту стезю́! И Он вас сохранит! Вступайте же на путь освобождения Иерусалима, дабы помочь своим братьям христианам».
Затем он использовал второй способ, который заденет их братские чувства:
«Иноземное племя, чуждое Богу, захватило эти земли. Они притесняют наших братьев, забирают их имущество и жестоко убивают».
Этой ложью он сумел вызвать у невежественных христиан ненависть и злобу к мусульманам. Затем он привёл цитаты из Евангелие и Торы, в которых говорится, что эта земля течет молоком и мёдом, то есть богатая. Там много питья, еды, фруктов, там торговля, там спасение от голода. То есть он прямо говорит в проповеди, что в Иерусалиме много богатства и величия, которые спасут бедняков от голода и улучшат их жизнь. Урбан, конечно, не забыл и правителей, мечтавших о новых землях. Он напомнил им о власти и владениях, которые их там ожидают. Европа – это маленькая территория, с трудными условиями жизни. Здесь холода, здесь леса и горы. Отправляйтесь в Палестину. Чем воевать здесь друг с другом, отправляйтесь в Шам и заберите обширные земли у врагов.
Таким образом, вдохновив всех и вызвав в них храбрость: в земледельцах, нищих, правителях — он подготовил огромное войско для похода на земли мусульман. Урбан обещал возместить долги каждому кто выйдет в поход. Дойдёт он до Палестины или умрёт в дороге, все долги будут возмещены. Также он обещал снять налоги со всех. А налоги, наложенные церковью, были огромными. Он вдохновил и поднял даже преступников:
«Да станут ныне воинами и те, кто раньше являлся грабителем и сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат».
Всякий вынесенный судом приговор снимался, будь это казнь или тюрьма.
Каждому кто вышел в поход было обещано прощение грехов и рай. Право прощать грехи и пускать в Рай было в чьих руках? — Папы!
«Всякий, кто выйдет в поход, даже если он умрёт по дороге от голода, станет обитателем Рая», — как обещал Папа Урбан II.
Теперь представьте, братья и сестры, какое воздействие на них оказала эта проповедь. Все в один голос вскричали: «Де́ус вульт (Так желает Бог!)». Это выражение позже стало боевым кличем крестоносцев. Эта реакция народа шокировала даже самого Папу. Он сам не ожидал, что его проповедь окажет такое воздействие на них. С этого места многие бедняки тотчас разошлись по домам, забрали жён и детей и с голыми руками отправились в Палестину в поисках новой жизни, которую им обещал Папа Урбан II. Он говорил:
«Мы не выходим сражаться, мы выходим жить в этих святых землях».
Папа, разумеется, не остановился на проповеди. Позже им были предприняты чёткие, последовательные шаги к подготовке армии. Ему удалось собрать войско, о котором не слышала Европа, и подобную которой не встречали мусульмане. Что сделает Папа дальше, чтобы укрепить это дело? Это мы узнаем в следующей главе.
Я прошу Аллаха дать нам понимание его путей. Одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать с них пользу.
Поистине Он владеет этим и только Он способен на это.