Крестовые походы на Исламский мир. Глава 1

Крестовые походы на Исламский мир. Глава 1

Борьба с Исламом

Доктор Рагиб ас-Сирджани

✻✻✻

В этой Главе уважаемый шейх коротко расскажет о борьбе между мусульманами и христианами. К началу пророческой миссии Мухаммада мир ему и благословение, христиане были разрознены и разбросаны по всей Европе. В известном мире главенствовали Византийская и Сасанидская империи. Первая, будучи наследницей Римской империи, считалась хранителем христианской веры. Борьба между последователями двух религий началась в местностях Мута и Табук, и не прекращалась во времена праведных халифов и после них. Итогом стало освобождение мусульманами таких важных земель, как Андалус. Но позже мусульман постиг упадок, пользуясь которым христиане начали крестовые походы.

✻✻✻

С именем Аллаха, Милостивого Милосердного!

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу.

Просим Аллаха сделать эти мгновения из числа наших благих деяний на весах Судного дня. Приветствуем вас на первой части из цикла «Крестовые походы на Исламский мир».

Прежде чем приступить к подробностям самих крестовых походов, мы решили, в качестве введения, рассказать историю начала противостояния мусульман и христиан в Европе.

К моменту начала пророчества нашего господина Мухаммада, мир ему и благословение, христиане проживали во многих частях Европы. И, наверное, государством, которое несло знамя христианства, и являлось защитником христианства была Византия или Византийская империя, также известная как Восточная Римская империя.

Крестовые походы на Исламский мир. Часть 1

Почему Восточная? — Потому что, приблизительно за 100 лет до начала Ислама пала Западная Римская империя, в 476 году по григорианскому летоисчислению. В этот период Византия владела огромной территорией в Европе и в Азии. В неё входила почти половина Восточной Европы: территория стран балканского полуострова, нынешняя Чехия, Словакия, Польша и Анатолия (территория современной Турции). Также она захватила часть Азии: всю территорию Шама (ныне Сирия), Иордания, Ливан, Палестина и также часть Современной Африки: Египет, Ливия, Тунис, часть Алжира. Византия владела почти всем побережьем Средиземного моря. Из-за того, что оно было окружено огромными землями Византии, его называли Римским морем, то есть византийским.

В момент начала Ислама, Византия наряду с Персидской империей была самым большим и сильным государством в мире. Но это были не единственные христиане. Они также проживали в западной Европе, но находились на относительно низком уровне развития. Можно выделить государства Франков, Англосаксов, Лангобардов, которые владели севером Италии и некоторые германские племена.

Крестовые походы на Исламский мир. Часть 1

Христиане западной Европы были католиками, в то время как Византийцы придерживались ортодоксального христианства. И в большинстве захваченных империей земель люди исповедовали ортодоксальное христианство. Помимо этих больших христианских государств в Европе, были также племена, в основном проживающие рядом с Византией, которые также исповедовали христианство. Такие племена были даже на Аравийском полуострове. Например, к югу от Мекки, на границе с Йеменом проживали христиане Наджрана. К Северу проживали христиане Шама, которые были под влиянием соседней Византии. Такие племена как Гассаниды, Таглиб и другие. То есть это были арабские племена, проживавшие на севере Аравийского полуострова и принявшие христианство. У них были хорошие отношения с Византией, так как они имели с ними союз. И эти арабы позже выступили против мусульман вместе с Византией.

Также была ещё одна известная христианская страна в Африке — Эфиопия. Ею правил Наджаши, возле которого, как его описал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любой чувствовал себя в безопасности.

Таково было географическое расположение христиан перед началом Ислама.

Послание Ислама было направлено ко всему миру. Как говорит Аллах, Свят Он и Велик:

وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ

«Мы послали тебя только как Милость для миров».
[Сура «Аль-Анбийа, аят 107]

И сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

كَانَ النَّبِيُّ يُبْعَثُ إِلَى قَوْمِهِ خَاصَّةًوَبُعِثْتُ إِلَى النَّاسِ عَامَّة

«Каждый Пророк отправлялся к какому-то отдельному народу. Я же был послан ко всем мирам».

— Бухари (335), Муслим (521).

Из-за повеления распространить религию во всём мире, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал отправлять своих послов к правителям, призывая их к вере в Аллаха. Он отправил письма к правителям всё больших государств, в том числе христианам.

Правителем Византии в тот период был Ираклий I. В книгах мусульман его называют Ираклий Цезарь. Видимо в тот период этот титул ещё сохранился. Помимо него, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил письма к Мукавкису — правителю Египта, к Наджаши — правителю Эфиопии, к Шурахбилю — одному из предводителей племён Гассанидов, к Хосрову II — правителю Персии и ко многим другим. Не станем упоминать всех, т.к. нас интересуют отношения между мусульманами и христианами период, который был незадолго до крестовых походов.

Как мы сказали ранее это были письма с красивым призывом. Призывом принять Ислам. Но в Исламе нет принуждения. Поэтому эти письма содержали лишь мирный призыв ознакомится с религией Ислама. Но в 8 году по Хиджре случилось нечто неприятное. Пророк, мир ему и благословение, отправил своего сподвижника по имени Харис ибн Умайр, да будет доволен им Аллах, в качестве посла в Шам. Но, по дороге его схватили и убили люди Шурахбиля, одного из предводителей Гассанидов, христианских племён Шама, о которых мы упомянули ранее. Во все времена, будь то в прежние или же в нынешние, будь то у мусульман или же у немусульман, действует закон «нельзя убивать послов», какая бы ни была вражда.

К пророку, мир ему и благословение, однажды пришли два посла, один из которых был вероотступником, то есть раньше он был мусульманином, затем отошёл от Ислама, и Пророк, мир ему и благословение, сказал им:

«Если бы вы не были послами, я вас убил бы».

Почему убил бы? — Потому что они оставили Ислам и выступали против мусульман. Но тот факт, что они пришли с посланием, сделал их жизнь неприкосновенной. Таков был закон. Независимо от религии и обычаев. Но несмотря на это, посол Пророка, мир ему и благословение, был вероломно убит.

Пророк, мир ему и благословение, незамедлительно собрал трехтысячную армию и отправил её к вероотступникам, так как их действия несли в себе прямое объявление войны.

При местности Мута произошла великая битва, которую назвали «сражением при Муте». В этом сражении, бесспорно победа была за мусульманами, хотя мусульмане отступили. Мусульман было три тысячи, а византийцев вместе с арабами было двести тысяч. Три тысячи мусульман и двести тысяч неверных! Несмотря на такую разницу, из мусульман было убито не больше 17 человек. Что указывает на стойкость мусульман и на их высокий боевой дух. А двухсоттысячная византийская армия, из которых половина были арабы-христиане, вернулись и не стали преследовать мусульман. Это было первое сражение между мусульманами и христианами.

Конечно, это не значит, что была всеобщая вражда между мусульманами и христианами. Ведь были христиане, с которыми мусульмане были в мире. Христиане Наджрана, например, и другие. Но это сражение было началом вражды.

Позже, при Табуке, в 9 году по Хиджре, должно было произойти ещё одно сражение между тридцати тысячной армией мусульман и огромным войском византийцев, которое находилось в Шаме, но последние, узнав о приближении войска мусульман, решили не сражаться и вернулись, потому что они не забыли о том, что случилось при Муте за год до этого. Если то огромное войско не смогло справиться с тремя тысячами мусульман, то, что будет с тридцатью тысячами. Таким образом, византийцы отступили, хотя их количество в разы превышало количество мусульман.

После смерти Пророка, мир ему и благословение, во времена Абу Бакра Сиддыка, затем во времена Умара, да будет доволен ими Аллах, вражда между мусульманами и Византийцами приняла обороты. Византийская империя, как мы сказали ранее, несла знамя христианства в то время. Война шла с переменным успехом, но мусульмане одержали великие победы в таких местах как: Аджнадин, Бисан; одержали победу в сражении Ярмук, в котором 94 тысячам мусульман противостояло двухсот тысячное войско византийцев и которое было полностью сокрушено. Был освобождён Дамаск, Хама, Хомс, Антакия, самая сильная крепость византийцев, о которой мы далее ещё расскажем, и был освобождён Байтуль Макдис — Священный Кудс, во времена Умара, да будет доволен им Аллах.

На протяжении 7 лет шли войны во всех областях Шама. В Палестине, Иордании, Сирии, Ливан и в нескольких частях Турции. Была также захвачена Кайсери, последняя крепость Византийцев до горного хребта Тавр, который являлся границей между Турцией и Шамом. Мусульмане сумели освободить все эти земли, которые были во владении Византийцев, в течении лишь семи лет — с 12 по 19 год по Хиджре.

В 20 году, начался новый фронт войны мусульман с римлянами — в Египте, который к тому времени находился во владении римлян на протяжении 9 веков подряд.

Представьте себе, 9 непрерывных веков. Пока не пришли мусульмане и не освободили египтян от оккупации Византийцев, от чрезмерных налогов, невыполнимых обязательств и даже религиозного терроризма. Византийцы принуждали их исповедовать то, что угодно им несмотря на то, что египтяне были той же веры что и они. С приходом мусульман каждый получил полную свободу вероисповедания, так как в религии не должно быть принуждения. После этого была освобождена Барка, в Ливии. А позже, с 43 года, с начала правления Муавии, да будет доволен им Аллах, т.е. в начале Омейядской эпохи халифата была освобождена остальная Северная часть Африки: Тунис, Алжир, Марокко. Освобождение проходило под командованием Укба ибн Нафи, да смилуется над ним Аллах. Речь идёт об освобождении этих земель от рук Византийцев, т.к. север Африки, как мы сказали ранее, находился в их владении.

Крестовые походы на Исламский мир. Часть 1

В 92 году по Хиджре, случилось грандиозное событие: мусульмане освободили аль-Андалус, территорию Испании и Португалии в то время, и начался новый военный фронт на Западе Европы. Т.е. мусульмане воюют на ближнем Востоке с византийцами, в то же время началась новая война с западными европейцами. На западе, война в основном шла с испанцами, т.к. на севере Пиренейского полуострова сохранилось маленькое испанское королевство, с которым шли войны на протяжении восьми веков. Мусульмане не остановились на освобождении Испании, а решили продвинуться в центр Европы и сумели захватить южную часть государства франков, которые в этой войне помогали своим соседям-испанцам. Была освобождена не малая часть, т.к. до Парижа оставалось около 120 километров. Но в 114 году по Хиджре продвижение мусульман в центральную Европу остановилось после сражения известное как битва при Пуатье, в котором победа была за европейцами.

На Востоке война с византийцами продолжалась в течении всего периода правления Омейядов и Аббасидов и после них во времена Османов. Омейяды перенесли столицу в Дамаск, т.к. Шам считался самой важной территорией. Из-за близости столицы халифата к Византийцам, войны с ним не прекращались. Мусульмане даже предприняли не одну попытку захватить главный город византийцев — Константинополь, хотя все они были безуспешны. А Аббасиды, которые пришли к власти после Омейядов, в свою очередь назначили столицей Багдад, поэтому войны происходили реже. Но произошло несколько больших сражений.

Одна из них произошла возле города Аморий. После того как Византийский император Феофил разрушил город Забатра в Малой Азии, в котором родился халиф Му’тасим. Последний в ответ захватил и разрушил город Аморий. Почему именно этот город? — Потому что это был город, в котором родился Император Феофил. Таким образом продолжались арабо-византийские войны. Иногда они заканчивались победой мусульман, иногда победой византийцев. Но факт в том, что война между мусульманами и Византийцами была постоянной. Так же обстояло дело и на западе, где мусульмане вели войну с западными европейцами.

К 358 году по Хиджре, т.е. к середине ІV века, произошло два громких события, изменившие ход войны. Эти события дают ясные понимания тому, что происходило во время крестовых войн.

  1. Падение Антакии, которая, как мы знаем, была освобождена ещё во времена Умара аль Фарук, да будет доволен им Аллах.

Антакия пала от рук византийцев, что вызвало большой шум как среди мусульман, так и среди христиан. Потому что она считалась важным культурным и духовным центром. Византийцы были убеждены, что только они имеют право владеть этим городом и это прояснится в последующем, когда начнётся вражда между ними и крестоносцами, которые придут с Запада.

  1. Вторым событием, предрешившим ход крестовых походов, был захват Египта убайдитами или фатимидами, произошедшее в 358 году по Хиджре, который соответствует 969 году по григорианскому календарю.

Убайдиты, о которых мы будем ещё в последующем говорить, откололись от халифата в результате восстания в Западной Африке в 296 году по Хиджре и начали продвигаться на Восток пока не захватили Египет в 358 году. Период власти убайдитов сильно изменил Египет, т.к. он продолжался около двух веков.  Захватив Египет, убайдиты не остановились, а решили пойти дальше на Шам и захватили часть земель Палестины. Обо всём этом подробнее мы расскажем далее.

В конце V века, то есть через сто лет, после захвата Египта убайдитами, положение мусульман ухудшилось.

Как мы сказали ранее, войны мусульман с Византийцами на Ближнем Востоке и с испанцами, и франками на Западе не прекращались. Так вот, к концу V века мусульмане на Востоке утратили своё военное превосходство. О причинах слабости и упадка мусульман мы расскажем далее.

Крестовые походы на Исламский мир. Часть 1

На Западе всё шло иначе. Там образовалось государство Мурабитунов или Альморавидов (так их называли испанцы). Это государство считается одним из самых великих государств мусульман. Тот, кто изучает историю Африки, особенно западных стран, обязательно должен знать про эту великую страну. В 479 году по хиджре, т.е. в конце того же V века, мусульмане под предводительством Юсуфа ибн Ташфин, да смилуется над ним Аллах, одного из величайших предводителей мусульман, на равнине Залляке, память о которой сохранится вечно и в которой мусульмане одержали сокрушительную победу. Войско крестоносцев севера Испании и Франции насчитывало 60 000 человек, все из которых были убиты. Таким образом Запад мусульман процветал и усиливался в то время, как Восток ослабевал.

Христиане, которые размышляли о начале крестовых походов (что подтолкнуло их на эти размышления расскажем далее), видели сложным проход через Запад мусульман и в то же время, проходу мусульман в центральную часть Европы препятствовали такие королевства как Леон, Кастилия, Арагон, Португалия. То есть, крестоносцы чувствовали, что Запад в безопасности, в то же время не могли сразиться с мусульманами альморавидов после битвы при Залляке. Поэтому, впервые за всё время своей вражды с мусульманами, они решили поменять стратегию, перебросив все свои силы с Запада на Восток, т.к. Восток мусульман был в сильном упадке. Были некоторые другие причины и обстоятельства, которые подтолкнули крестоносцев направить силы на Восток, но сильное искушение вызвало именно слабость мусульман. Таким образом крестоносцы, преодолевая сотни милей, может быть и тысячи, направились войной на Шам. Около двухсот лет продолжались крестовые войны.

Это был эпизод из многовековой вражды между мусульманами и европейцами. Как мы сказали ранее, эта вражда продолжалась с начала пророчества господина Мухаммада, мир ему и благословение, с начала газавата Мута, затем Табук, до конца V века, т.е. пять веков подряд. После этого два века шли крестовые войны.

После завершения крестовых войн, вражда прекратилась? Нет!

После крестовых походов, в Испании произошли печальные события: в 636 году по Хиджре пала Кордова, через 10 лет, в 646 году пала Севилья. Всё это в начале VII века, т.е. эти события произошли в Испании вместе с завершением двухсотлетними крестовыми походами и за мусульманами сохранилась только маленькая провинция на юге Испании, королевство Гранада.

Крестовые походы на Исламский мир. Часть 1

В VIII веке по Хиджре, после крестовых походов, образовалась новая мусульманская страна — государство Османов. Впервые, они появились в Анатолии, т.е. в малой Азии, где сейчас находится Турция. С истечением времени они начали враждовать с Византией, которая хотела расшириться, захватить земли Анатолии и Шама. Османы продолжали развиваться и расширять свои границы, и в 857 году по Хиджре произошло событие, которое потрясло весь мир — Османы захватили столицу Византийцев — Константинополь (ныне это Стамбул).

Сбылось предсказание Пророка, мир ему и благословение, что Константинополь непременно будет освобожден[1]. После этого Османская Империя несла знамя Ислама и являлась его защитником в течении нескольких веков подряд. Но вскоре после освобождения Константинополя, в 897 году по Хиджре, т.е. через 40 лет, с Запада пришла печальная весть о падении Гранады, с которым завершилась власть мусульман в аль-Андалусе.

В период наивысшего влияния, в территорию Османской Империи входила почти вся Восточная Европа: Албания, Греция, Болгария, Македония, Югословакия, Польша. Даже император Австрии платил мусульманам налог.

Затем начался период расцвета Западной Европы, начались захваты земель, начался известный период колонизации исламского мира, начало которым положили испанцы и португальцы, затем присоединились голландцы и завершили период своими захватами французы, англичане и итальянцы.

Всем вам известно, что произошло в этот период с 12 по 14 века по Хиджре — почти все земли мусульман были оккупированы. Но в середине в 14 века начались освободительные движения в Ливане, в Сирии и так далее, и вскоре все мусульмане полностью освободились от захватчиков, за исключением Палестины и двух городов в Марокко: Сеута и Мелилья, которые остались во владении испанцев.

Посмотрите, братья и сестры, как со времён начала Ислама по сей день идёт вражда между мусульманами и христианами в Палестине, в Афганистане и в других странах. Скорее всего это будет продолжаться до Судного дня, потому что в некоторых хадисах говорится, что перед Судным днём будет война между мусульманами и римлянами. Это нам говорит о том, что вражда между мусульманами и неверными не является чем-то странным. Всевышний говорит в Своей книге:

وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لَّفَسَدَتِ الْأَرْضُ وَلَكِنَّ اللَّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَالَمِينَ

«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 251]

Как проходила эта борьба мусульман с христианами в период крестовых походов, мы узнаем в следующих лекциях.

Просим Аллаха дать нам понимание Его путей, одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать с них пользу. Поистине Он владеет этим и только Он способен на это.

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Это событие не относится к известному хадису. В хадисе упоминаются события, которые ещё не произошли (Муслим в своём «Сахихе», №2897) - Примечание редакции.

Новое на сайте