بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху; Его мы восхваляем, просим у Него прощения и просим Его вести нас прямым путем, и прибегаем к Нему от зла наших душ и наших плохих деяний. Поистине, тот кого поведет Аллах прямым путем, никто не собьет, а тот, кого Он сбивает с пути истинного, ты не найдешь для него ни покровителя, ни наставника. И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад раб Его и посланник, отправивший его с истиной, добрым вестником и предостерегающим увещевателем перед Судным днем и затем.
Вступление
Ин шаа Аллах, с сегодняшнего дня мы начнем давать лекции по истории — «Андалусия: От начала и до падения».
Вы, наверно, часто слышали само это название – Андалусия, но редко, кто может подробно описать или рассказать о том, что это или, хотя бы, где это находилось, на сколько долго мусульмане правили там и т.д.
Первый вопрос, который возникает перед тем, как начать саму историю Андалусии, это — зачем вообще изучать историю?
В общем и зачем конкретно нам, мусульманам, изучать историю именно мусульман? Как некоторые говорят:
«Зачем плакать по опрокинутому стакану, из которого уже вытекла вся вода?».
То есть это всё прошло, история прошла и всё, на этом всё закончилось. Субхана Аллах, Аллах عَزَّ وَجَلَّ сделал так, что треть Курана состоит из рассказов о тех вещах, которые происходили в прошлом. То есть, Аллах عَزَّ وَجَلَّ воспитывает нас через Свою Книгу. Получается, что треть воспитания, она вся в рассказах. Поэтому некоторые даже говорят, что треть обучения (воспитательных программ), как для наших детей, так и для нас самих должна состоять из поучительных рассказов. Очень много различных рассказов в Куране: про праведников, про грешников, про то, как те кто последовал за пророками عَلَيْهِ ٱلصَّلَاةُ وَٱلسَّلَامُ выиграли в этой жизни и в будущей и так же про тех, кто противоречили и поступили вопреки приказам Посланников Аллаха ﷺ и они потеряли всё и в этом мире, и в будущем.
Как сказал Аллах عَزَّ وَجَلَّ, в Куране:
فَٱقۡصُصِ ٱلۡقَصَصَ لَعَلَّهُمۡ يَتَفَكَّرُونَ ٦٧١
«Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются.»
[Сура «Аль-Араф», аят 176]
В другом аяте Аллах عَزَّ وَجَلَّ , говорит:
لَقَدۡ كَانَ فِي قَصَصِهِمۡ عِبۡرَةٞ لِّأُوْلِي ٱلۡأَلۡبَٰبِۗ
«Поистине, В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом.»
[Сура «Йусуф», аят 111]
Поэтому, Аллах عَزَّ وَجَلَّ, хочет, чтобы мы не просто читали, а чтобы мы призадумались над теми вещами, которые происходили до нас потому, что в них есть урок.
Сейчас мы начнем ин шаа Аллах переворачивать страницы истории, которые покрыты пылью времени. Найти те моменты, которые многие из историков пытались скрыть или же изобразить в другом виде нежели на самом деле. И самое важное, над чем нужно задуматься в этих лекциях по истории это обычаи. Задуматься над теми законами Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, которые действуют в обществе, так же как они действуют в обычном материальном мире. Так же, как мы знаем, что кипение воды происходит при 100 градусах по цельсию. И сегодня, и завтра, и так вплоть до судного дня. То есть это закон Аллаха, который действует в природе. Невозможно было бы жить, если бы она сегодня кипела при 30 градусах, завтра при 40, а послезавтра при минус 50. То есть просто невозможно было бы жить. И так же законы в обществе. Законы, которые Аллах عَزَّ وَجَلَّ поставил между своими творениями, между народами. Как Аллах عَزَّ وَجَلَّ, сказал:
سُنَّةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِي قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلُۖ وَلَن تَجِدَ لِسُنَّةِ ٱللَّهِ تَبۡدِيلٗا ٣٢
«Таково установление Аллаха, которое уже свершалось ранее, и ты не найдешь замены установлению Аллаха.»
[Сура «Аль-Фатх», аят 23]
То есть законам Аллаха, которые не меняются. Так же, как мы знаем, бывают исключения из правила. Так же как, например, Ибрахим, عَلَيْهِ ٱلسَّلَٰمُ, когда его бросили в огонь, и он уповал на Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, Аллах عَزَّ وَجَلَّ, сказал:
قُلۡنَا يَٰنَارُ كُونِي بَرۡدٗا وَسَلَٰمًا عَلَىٰٓ إِبۡرَٰهِيمَ ٩٦
«Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!»»
[Сура «Аль-Анбийа», аят 69]
Но искренний верующий основывается на правилах, а не на исключениях. Сейчас мы не можем засунуть руку в огонь и сказать, что я буду уповать, как Ибрахим, عَلَيْهِ ٱلصَّلَوٰةُ وَٱلسَّلَٰمُ.
Необходимо следовать за теми правилами, но, Субхана Аллах в истории очень мало людей, которые извлекают их для себя. Очень мало людей, которые читают историю и ещё меньше тех, кто извлекает из неё какие-то уроки для себя. И так же, человек, который хорошо читает историю и извлекает из неё уроки, он фактически может читать будущее потому, что удивительное качество истории в том, что она постоянно повторяется через какой-то период времени. Постоянно, те вещи, которые произошли, они будут происходить впредь вплоть до судного дня. И Аллах عَزَّ وَجَلَّ, поэтому даёт нам треть Курана рассказов для того, чтобы мы поняли, если мы последуем этим путём, то куда мы попадём и если мы последуем таким путём, то каким будет завершение наших дел.
Субхана Аллах, поражаешься, когда события, которые произошли тысячу или две тысячи лет назад, они повторяются в точности. Меняются только имена. При чём, даже повторяются в тех регионах, где они и были тысячу лет назад. Ин шаа Аллах, с этим мы и встретимся, изучая историю Андалусии. И самое главное, чтобы не совершить те ошибки, которые были совершены нашими предками.
Теперь второй вопрос. Почему мы начали изучать именно историю Андалусии?
Первое, это история более 800 лет правления мусульман. То есть мусульмане правили на этой территории более 800 лет. Это где-то две трети Исламской истории. Сейчас у нас 1400 с лишним лет со времени хиджры Пророка ﷺ, а это целых 800 лет Исламского правления на территории Андалусии. То есть это с 92 года по хиджре до 897 года по хиджре. Но большинство ничего не знают. Даже не знают, что мусульмане правили целых 800 лет на территории Европы.
Вторая причина, по которой мы изучаем историю Андалусии, это то, что очень легко проследить именно те законы Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, которые Аллах عَزَّ وَجَلَّ, поставил в обществе, между народами. То, что территория небольшая и очень огромное количество событий произошло на этой небольшой территории. Поэтому отслеживать их достаточно легко и просто. То есть очень много наций, которые поднялись в самой Андалусии за это время и многие нации пали. Большое количество государств было создано и большое количество государств было свергнуто. Были такие сильные, воинственные личности, лидеры и, так же, были трусливые предатели, которые возглавляли эти государства. Так же они были как и из простого народа, так и из власти, представители власти и представители ученных Ислама. И поэтому изучая и анализируя эти события мы получим большую пользу, ин шаа Аллах, в нашем настоящем и в нашем будущем.
Например, сколько из нас слышали о такой битве, как битва в долине Бербада (Вади Бербад). Эта битва сравнивается с такими битвами в Исламе, как Ярмук и битва Аль-Кадисия, это огромные битвы. И то есть это огромная битва, в ходе которой было открыто новое государство мусульман, Андалусия. Например, такой вопрос, тот, кто первым зашёл из мусульман на территорию Пиренейского полуострова, Тарик ибн Зияд, он сжёг свои корабли? Или же этот рассказ всего лишь выдумка? Говорят, что он сжёг свои корабли, чтобы воины сражались смело, чтобы они не могли вернуться назад. То есть, всё, корабли сожжены. Либо вам вперёд, либо вас ждёт смерть. И поэтому они сражались очень героически. Это реальная была история или нет? Если нет, то кем она была придумана и в каких целях.
Абдуррахман Аддахи, один из правителей Ислама в Андалусии, кто это такой, кем был этот человек, про которого историки говорят, что если бы не он, то Ислам закончился бы в Андалусии очень быстро. Кто такой Абдуррахман Аннасыр, человек является самым знаменитым, самым большим правителем всей средневековой Европы. То есть во все средние века среди всех королей Европы это был самый великий владыка мусульманин, Абдуррахман Аннасыр. Кто такой Юсуф ибн Ташфин? Кто такой Абу Бакр ибн Умар Алляйтуни, по причине которого Ислам зашёл в более, чем 15 стран Африки? Мы ничего не знаем про эти имена. Нам они ни о чём не говорят, хотя это очень знаменитые личности в Исламе. Кто такой Абу Юсуф Альякуб Альмансур, тот который победил в битве Альарак? Это были колоссальные огромные битвы, про которые мы ничего не знаем.
Что за государство, которое было создано, которое называлось государство палаточников? Что за государство, которое было создано в Андалусии, которое называлось Дуруль Мувахиддин, то есть государства, которые поклоняются только одному Аллаху? Представляете, даже названия государств были такими. Что за мечеть, которая до сих пор есть в Испании, которая в своё время была самой огромной мечетью в мире? Кардовия (Куртуба), Масджид Аль-Куртуба. И сейчас её переделали в церковь. И до сих пор она является церковью. Субхана Аллах. Мечеть Ашпилийя (Севилья), которая находится тоже в Испании. Огромная омейядская библиотека, библиотека омейядского правления, которая была самой большой в Европе. И можно сказать, что она стояла на втором месте во всем мире после Багдада.
Что за великолепный город был, который назывался Аз-Захра и там был дворец Аз-Захра, про который говорили легенды по всей Европе? Что был за город Аз-Захира и там же был красный дворец, о котором тоже шли легенды? Была битва, которую назвали Аль-Акаб, то есть битва наказания, в котором мусульмане потерпели огромное поражение, хотя они превосходили численностью? Во много раз превосходили неверующих, как будто битва Хунейн повторилась, которая была во время Пророка ﷺ, про которую Аллах عَزَّ وَجَلَّ, сказал, что Он ниспослал ваше превосходство, что вы начали полагаться на ваше количество и превосходство. Повторяется история, Субхана Аллах! Была битва Аль-Акаб, которую так и назвали — Битва наказания, в которой погибло 80 000 воинов мусульманских. В одной битве только. И про которую сказали, что после этой битвы и в Андалусии, и в странах Магриба в Северной Африки не было видно ни одного молодого мужчины, способного нести в руках оружие, то есть столько мусульман было перебито в этой битве. Хотя превосходство количественно и в оружии было на стороне мусульман.
Как же пало это государство? И какая причина падения государства Андалус, несмотря на то, что целых 800 лет там правили мусульмане. По каким причинам и как же сторониться тех вещей, которые стали причинами падения этого государства. Как Аллах عَزَّ وَجَلَّ, сделал так, что сразу после падения этого государства солнце Ислама взошло на востоке после того, как произошло падение на западе. Субхана Аллах. Пала Андалусия и сразу же взяли мусульмане Константинополь (настоящий Стамбул). Эти удивительные вещи мы все узнаем в этих лекциях. Мы узнаем как пало это государство, как произошло убийство 60 000 мусульман в городе Балансия, как ещё 60 000 было убито в городе Убадда. Как было убито 40 000 мусульман в Арбашта. Это всё конец этого государства Андалусия. И было взято в плен 7000 девочек мусульманок. Как-будто Босния и Герцеговина повторялись после этого. И как после всех этих падений мусульмане всё равно смогли подняться на ноги и противостоять? После всего этого. Как это произошло? Что они использовали? Каким образом? Поэтому история Андалусии это настоящий клад для тех, кто ищет знания. 800 лет это огромная история, поэтому многие вещи мы пропустим. Мы будем брать только основные вещи, те вещи, которые будут иметь пользу для нас.
Теперь некоторые вопросы, которые мы затронем до изучения истории Андалусии.
Первое — зачем мусульмане взяли в руки мечи и пошли завоевывать эту территорию?
То есть это вопрос первый, прежде всего волнующий не только неверующих, но и прежде всего мусульман. Зачем? Это было независимое государство. В то время эту страну заселяли северо-германские племена. Потом менялось большое количество, были другие завоеватели, но в то время, когда арабы зашли туда и зашли берберы мусульмане, её заселяли готы. То есть было такое племя готов и они заселяли эту страну. То есть независимая страна, суверенное государство. Если сейчас взять в современном понимании, то это будет нарушением границ суверенного государства. Пошли мусульмане, взяли мечи и зашли туда. По какой причине? И это большая проблема для тех, кто делает дава (призыв). Как вы говорите, нет принуждения в религии. Как же они взяли мечи и пошли на это государство? На суверенное государство. Как это объяснить всё? Это проблема для всех тех, кто начинает призывать к Исламу.
Начнём с того, что в Исламе есть два вида войны.
Первое, это оборонная война. Это когда мусульмане пытаются обороняться от внешнего противника, который пытается посягать на Исламское государство. Это всем понятно, все министерства военные называют министерствами обороны, изначально это оборона от внешнего врага. Наступление, нападение это уже считается нарушением прав.
Но есть в Исламе (и этот факт большинство или же не знают, или не придают значение, или пытаются как-то исказить) война нападения, в Исламе и в шариате. Начнём с того, что Ислам Аллах عَزَّ وَجَلَّ, послал как последнюю религию для всего человечества. Это не было чисто для арабов или для какой-то одной нации. И обычай Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, (Его закон) в том, что всегда есть такие люди, которые будут править другими народами, и этим людям будет невыгодно, чтобы эти люди принимали истинную религию. Всегда. То есть это обычай Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, это правило, которое есть среди народов. Обязательно будут те сильные люди, которые будут править другими народами и которым этот Ислам будет очень мешать. Которым будет мешать, когда люди будут принимать истинную религию. И поэтому Аллах عَزَّ وَجَلَّ, поставил в качестве закона для мусульман, чтобы они взяли свои мечи и направлялись с армиями для защиты Исламского призыва в этих государствах. Здесь получается, что она идёт не просто ради территорий, а чтобы защитить призыв к Исламу в этих государствах. Например, кто будет объяснять религию Ислам для тех, кто, например, в Индии. Там, где поклоняются коровам, животным, насекомым. Те, кто родились где-нибудь в Африке, которые ничего не знают об Аллахе. Знают только культ вуду, есть какие-то отдельные шаманистские представления по жизни. Кто донесёт им Ислам? А дойти туда невозможно без войска. В принципе, невозможно. Просто потому, что это невыгодно. Поэтому, Аллах عَزَّ وَجَلَّ, говорит, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ, сделал вас средней нацией, то есть вы как золотая серединка для всех для того, чтобы вы были свидетелями над другими и посланник Аллаха ﷺ будет свидетелем для вас. Будет спрошен мусульманин в Судный день, ты довёл ли эту религию или нет. То есть это целая нация, целая Умма, которую Аллах عَزَّ وَجَلَّ, послал для доведения Ислама до других. Представляете, на каждом мусульманине идёт такая обязанность. Как на каждом мусульманине, так и на всей Исламской Умме. В Судный день ты будешь говорить: «О, Аллах, я пошёл, я довёл до них всю информацию, я сказал, но они не последовали за мной (или же: они приняли Ислам и последовали за мной)». Вы будете свидетелями за или против остальных людей. Будете свидетельствовать, они пошли за вами или нет.
Но основа в том, что правителям невыгодно потому, что они сами выдумывают те законы, которые будут выгодны для них. Правильно? А если Ислам заходит на эту территорию, то все (и он, правитель, и подвластные ему люди) подчинятся только законом Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, которые не смотрят правители это или нет, которые не смотрят кому-то это выгодно или нет. Поэтому они будут до самого последнего стоять с мечами на пути распространения Ислама и мусульманам следует так же встать с мечом против них. На самом деле, нет такой вещи, которой бы мы стеснялись в своей религии. Многие говорят: «Нет, на самом деле это только оборона, нет, на самом деле Ислам, вообще, распространился через торговлю» и т.д. Нет таких вещей, которых мы должны стесняться в Исламе. Потому, что стесняемся Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, или законов Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, которые он установил. Мусульмане не воюют с народами. Они воюют только с теми, кто мешает донести призыв Ислама до тех народов. Так же, как сказал Умар ибн Аль Хаттаб, второй халиф мусульман, сподвижник Пророка ﷺ, своему войску: «Побойтесь Аллаха в крестьянах». То есть не обижайте обычных людей, которые занимаются своим ремеслом, которые не выступают против вас с оружием. То есть ваше дело просто пройти туда. Если будет какая-то армия противостоять, то сражайтесь с ними, но не трогайте обычных людей, тех, которые знают, что над ними какой-то правитель стоит, для них самое главное одеться, обуться, поесть. Их не интересуют остальные вещи. Побойтесь Аллаха в крестьянах, в обычных ремесленниках, сказал Умар ибн Аль Хаттаб, в тех, кто не имеет никакой силы в государстве.
Основа – это сражаться против армии правителей, которые поработили свои народы для того, чтобы они поклонялись кому-либо помимо Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ. Вот с ними идёт сражение. Некоторые спрашивают, а почему бы не послать группу дааватчиков, тех, которые поехали куда-то, разъяснила, как сейчас многие ездят и разъясняют Ислам. Почему так не сделали? Взяли визу, поехали в Америку, поехали в Европу. Нормально, никто же не запрещает этим заниматься. Почему так не сделал Пророк ﷺ в Персии или в Риме, в Византийской империи. Ведь распространился же Ислам в таких странах, как Малайзия и Индонезия, в районе Татарстана (Булгария). Ислам приняли только через торговцев, там не было никакой Исламской армии. Почему так невозможно? И ответ в том, что это просто нереально. Как мы сказали изначально, есть правила, а есть исключения. Есть какие-то правила и есть какие-то исключения. Но есть законы Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ, и есть такая вещь, она как бы противоречит законам Аллаха, عَزَّ وَجَلَّ. То есть это невозможно, на самом деле, теоретически. В подавляющее большинство стран Ислам зашёл с помощью армии. Есть очень небольшая часть, куда Ислам зашёл через торговлю. Например, возьмите Персию, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индия, вся средняя Азия (Таджикистан, Узбекистан, Бухару, например, в Узбекистане брали 3-4 раза, армия мусульман, брали, потом она опять восставала, потом опять брали). Возьмите Турцию 9Стамбул), Северную Африку, страны Средней, Центральной Африки. Там везде в подавляющем большинстве стран Ислам зашёл с помощью армии. Возьмите Болгарию, Венгрию, Австрию, Чехию, Словакию, Кипр, Мальта. Там было правление мусульман какое-то время. И все они зашли туда только с помощью армии мусульман. Испания, Португалия, часть южной Франции. Это всё было из-за того, что мусульмане встали, взяли мечи и шли защищать свой призыв на этих территориях. Поэтому мусульмане берут основу, берут правило. Хотя бывают и исключения, которые, естественно, допустимы.
Но, к сожалению, люди обольстились таким понятием как свобода слова в нашем мире. Говори всё, что хочешь. Сейчас у нас свобода слова. Можешь говорить, можешь призывать. И стали думать, что сейчас можно спокойно делать призыв, но они забывают, что вся эта свобода слова, она вся очень контролируется. И тебе дают свободу слова только до определенного уровня. После этого никакой свободой слова уже и пахнуть не будет. Эта свобода слов только до тех пор, пока у мусульман не появится достаточно сил, чтобы уже реально начать действовать на политику государства. Если мусульмане достигнут такого уровня, тогда не будет никакой свободы слова. То есть эта свобода слова только на словах и до определенного уровня. Если мусульмане (в любом европейском или немусульманском государстве) достигнут такого уровня, что будут влиять на политику государства, не будет никакой свободы слова. Там дальше просигналят сигнал и они уже будут разбираться конкретными очень жесткими методами. Как это и происходит, в принципе. Если они не позволяют создать Исламское государство за пределами их стран, то как они позволят создать этот призыв на территориях их государств.
Возьмите, например, такое государство, как Судан. Судан в 90-х годах попытался объявить шариат, хотя бы в некоторых частях, не полностью как бы, в некоторых районах. Моментально поднялись все страны Европы, за бомбили завод медикаментов, сказали, что там производилось химическое оружие. Была моментальная реакция. И что вы думаете эти же страны дадут вам свободно призывать к Исламу своих на своей территории? Возьмите Афганистан, возьмите Ирак, возьмите другие страны. Во Франции сейчас хиджаб, смотрите, мусульман стало настолько много, несмотря на все запреты, сказали хиджаб запрещено носить во Франции. Сейчас в России тоже самое, запрещено носить хиджаб. Почему запрещено носить хиджаб? Хотя это противоречит их основе, их свободе слова, свободе вероисповедания, но они поняли, что мусульмане дошли до такого уровня, что они начинают действовать на политику государства. Потому, что у них демографический кризис, а у мусульман, ма шаа Аллах, рождается больше детей, чем у них. И поэтому мусульман скоро будет подавляющее большинство в странах Европы, например. Во Франции, в Германии в частности. И поэтому после этого начинают принимать законы, которые бы уже жестко подавляли мусульман. В Америке, например, можно арестовывать любого по подозрению, если это касается безопасности страны. Хотя этот закон противоречит основному положению демократии – свобода слова, свобода действия, то, что ты имеешь право на личную жизнь, имеешь право на свободу и т.д. Какая свобода, если по любому подозрению тебя могут хватать, если ты угрожаешь безопасности страны или они думают, что ты угрожаешь безопасности страны. И даже если разрешают свободу слова или публикацию для мусульман, то ты выпускаешь одну книгу, против тебя выпускают 1000 книг для того, чтобы затушить это.
Некоторые говорят, что сейчас не время войн. Но действительность показывает обратное. Укоряют мусульман, что они открыли такие страны, как Испания, Франция и т.д. в своё время. А сами сейчас, например, Израиль нападает сейчас на территории Палестины, Ливана. Выгоняют из домов. Полно беженцев из Палестины везде. Всё нормально. Хотя они стремятся именно к территориям и местное население просто выгоняют. Тогда, как мусульмане приходили с просвещением, со знанием. И любой человек, который принимал Ислам он становился на один уровень с ними, с мусульманами. По отношению к ним те же права, как и у мусульман и те же обязанности. Мусульман абсолютно не волновала территория. Волновало только доведение Исламского призыва до народов. В своё время, как войны тех же крестоносцев это были просто грабёж, убийства, изнасилования и т.д. Как сейчас и происходит. Возьмите, например, Америку в Ираке, то, что происходит или в Афганистане.
Вспомните, как перед битвой Ярмук, большая битва была, один из сахабов пришёл к руководству персов, к Рустуму (Битва при Кадисии). Был такой сподвижник Рабия ибн ‘Амр, он сказал: «Аллах عَزَّ وَجَلَّ, нас послал, мусульман, чтобы мы вывели рабов из поклонения таким же рабам как они, чтобы они поклонялись только Господу рабов». Только Аллаху, عَزَّ وَجَلَّ. Представляете, ты раб, ты поклоняешься чему-то, Аллах нас послал, чтобы мы вывели вас из этой темноты, чтобы вы поклонялись только одному Аллаху, عَزَّ وَجَلَّ. «И чтобы мы вывели вас из несправедливостей разных верований к справедливости Ислама, и чтобы мы вывели вас из тесноты этого мира к свободе, к процветанию в этой жизни и в будущей». Представьте, насколько сподвижники понимали смысл этих слов. Как Аллах сказал в Куране:
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества,»
[Сура «Али-Имран», аят 110]
В тафсире этого аята Абу Хурайра сказал: «Вы самые лучшие из людей для других людей». Ты самый лучший из людей потому, что все люди получают от тебя пользу. Как сказал Пророк ﷺ, что самый лучший из людей тот, от кого больше всего пользы для других людей. Абу Хурайра продолжает: «Вы приводите их в цепях для того, чтобы они зашли в Ислам». То есть не хочет, его всё равно заводят в Ислам. Как, например, если какой-то сумасшедший хочет покончить жизнь самоубийством, он прыгает с балкона с 10-го этажа и ты его сзади хватаешь. Он царапает, ты пару ударов и положил его на землю, чтобы он не выпрыгнул. Можно ли укорить тебя зачем ты его сильно схватил, зачем повалил? Ты же сделал ему больно. Ты сделал это только ради того, чтобы он не упал, чтобы он не умер, не погиб, чтобы не упал в этот обрыв с 10-го этажа. А представляете, когда человек падает в обрыв джаханнама (в обрыв Ада), в котором он будет вечно. Разве можно сказать такому человеку, что ты слишком сильно его схватил? Как сказал третий халиф мусульман Усман ибн Аффан: «Поистине, иногда властью Аллах عَزَّ وَجَلَّ, может запретить больше, чем Кураном».
Есть люди, у которых слабый иман, ты читай ему Куран, не читай, он будет продолжать делать грехи, он будет продолжать бунтовать, бастовать против Ислама и против мусульман. Но когда у тебя есть власть, армия, человек будет прислушиваться. И это психология большинства народов. Если с тобой сила, они будут слушать твои слова, если у тебя нет силы, то большинство из народа не последует за тобой. Вспомните Посланника Аллаха ﷺ. Когда большинство последовали? Только когда у Посланника Аллаха ﷺ появилась сила, появилось государство, когда он выиграл пару битв. Только после этого народ начал толпами заходить в Ислам. И нет принуждения в религии. То есть, если ты хочешь принимать Ислам, принимаешь. Если нет, ты можешь платить джизью, оставаться в своей религии в рамках Исламского государства. А тот, кто хочет принять Ислам, тот принимает. То есть нет принуждения в религии после того, как мусульмане зашли в эту территорию, абсолютно.
Мир нуждается в Исламе. Например, возьмите такие цифры, как 20 миллионов человек погибло от СПИДа на протяжении 20 лет с 1980 до 2000-ых годов. На самом деле СПИД это нравственная болезнь потому, что общество стало очень распутным. И меньше всего показателей СПИДа в мусульманских странах. Потому, что хоть мало, но всё таки люди хоть как-то придерживаются постановлений Ислама. И 37 миллионов – носителей этой болезни. Пример один. Люди сами отвергают. Аллах عَزَّ وَجَلَّ, создал его, всё ему дал, а человек говорит: «Я не признаю тебя как создателя». Поэтому Аллах в Куране говорит:
إِنَّ ٱلشِّرۡكَ لَظُلۡمٌ عَظِيمٞ ٣١
«Поистине, многобожие является великой несправедливостью»
[Сура «Лукман», аят 13]
Теперь вопрос. Где располагалась территория этого государства Андалусия?
Это территория современных Испании и Португалии. Два государства. И какое-то время это ещё была южная часть Франции. Это Пиренейский полуостров, часть выходит на Атлантику, на атлантический океан и часть на средиземное море. Территория была всего 600 тысяч квадратных километров. То есть это где-то меньше, чем Египет. Это две трети Египта где-то. Так взять для сравнения, например, Франция, это 500 тысяч километров (пол миллиона).
И почему именно Андалусия, почему такое название интересное? Вообще, начиная 2000 лет назад эту территорию населяли варварские племена. Некоторые говорят, что это были северно-германские племена. Некоторые говорят, что они были со Скандинавии. Их назвали вандалы. Поэтому территорию назвали Вандалусия. Сначала была территория вандалов, Вандалусия. Потом потихоньку она перешла в название Андалусия. Даже сейчас есть, Субхана Аллах, термин «вандализм». Когда человек варвар, говорят, акт вандализма. То есть люди, которые населяли эту территорию, как бы были самыми варварами. Поэтому вандалы, Вандалусия. Андалусия произошла от слова вандал.
Теперь вопрос. Почему мусульмане пошли именно в Испанию? Не было других что ли территорий? Субхана Аллах, произошло так, что мусульмане дошли в своих завоеваниях до самой Атлантики. Они взяли Египет, Ливию, Алжир. И дошли до самого Магриба. И дальше была Атлантика, Атлантический океан после этого. И дальше у них был выбор: либо дальше идти на юг в сторону Центральной Африки, а там как раз была огромная пустыня, западная Сахара, либо же идти на север. На север нужно было переправиться через пролив Гибралтар и зайти в Испанию. То есть для мусульман самое главное было не сама территория, а люди, которые населяли данную территорию. Поэтому какой смысл заходить в пустыню. Там всё равно нет никого почти. Поэтому они взяли и переплыли и пошли завоёвывать новые страны, это Испания и Португалия.
Затем, если бы это всё получалось, они бы пошли во Францию, в Италию, Германию и т.д. Как Аллах сказал в Куране:
قَٰتِلُواْ ٱلَّذِينَ يَلُونَكُم مِّنَ ٱلۡكُفَّارِ وَلۡيَجِدُواْ فِيكُمۡ غِلۡظَةٗۚ
«Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 123]
Поэтому взяли территорию, приходят к следующей территории, которая следует за ней. Даже был случай, Битва Ярмук, битва против византийцев. Была переписка между сподвижником Муаз ибн Джабаль и между одним из командиров византийской армии. И византиец написал: «Зачем вы идёте на нас?. Вам же проще взять Эфиопию. Возьмите страны, которые полегче (Византийская империя была огромной. Были две огромные империи – Византийская и Персидская). Вы берёте тот кусок, который вы не сможете одолеть. Возьмите Эфиопию, маленькие страны, написал византиец. Зачем вы сразу идёте сражаться против нас. Имейте совесть». И, Субхана Аллах, Муаз Ибн Джабаль написал: «Аллах сказал в Куране: «Сражайтесь с теми, кто ближе к вам из неверующих». Когда мы возьмём вас, потом будет Египет, Эфиопия, мы до них доберёмся, не волнуйтесь. Даже была такая переписка. У мусульман было всё четко. Аллах сказал: «Те, которые следуют за вами». Следующая территория значит берите следующую территорию.
Когда было завоевание Андалусии?
Это был 92 год по хиджре, т.е. 92 года после переселения Посланника Аллаха ﷺ в Медину. Это было во время правления омейядов, династии Бану Умейя. И кто правил конкретно в это время? Это был Валид Абдуль Малик. Он как раз правил с 86 г. по хиджре до 96 г. по хиджре.
И, Субхана Аллах, в истории эта династия омейядов, они очень притесненные. Во всей истории. Все пытаются внушить, что не было никакой достойной истории у мусульман. Говорят, что во времена Бану Умейя что только не происходило. Многие авторы, даже те, кто причисляют себя к мусульманам, они пытались очернить эту историю. Особенно историю Бану Умейя, омейядов. Они сделали то, они сделали это. Их ошибки там, они несправедливо сделали это и т.д. Только для того, чтобы мусульмане сказали, даже если они не смогли сделать нормальное Исламское государство сразу после Пророка ﷺ и праведных халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. То как мы сейчас сможем? Хотя, на самом деле, у этой династии Бану Умейя, у них было очень огромное количество наград от Аллаха за те вещи, которые они делали. Представляете, всю Северную Африку открыли они. Это было в их династии, во время их правления, от Ливии до Магриба всё открыли они. Так же Испанию и Португалию взяли они, территорию Андалусии. Афганистан, Среднюю Азию полностью взяли они. То есть огромную территорию. Очень сильно расширились Исламские государства во время их правления.
Во время правления Династии Бану Умейя были обязательные походы. Военные походы были 2 раза в год, зимние и летние. Так называли. Зимники и летники. Специально, это было обычно. То есть это не что-то, какой-то поход. Это был обычный поход. А, ну, что там, когда начнётся зимний поход. А, вот, в январе или феврале. То есть это была обычная вещь для них. Шариат выполняли, хотя были ошибки. Ошибки бывают у всех, но шариат выполнялся на всей протяженности истории Бану Умейя. Эта династия правила 92 года. В 92-ом году открыли Андалусию и 92 года правила эта династия. Началась эта династия в 40-ом году по хиджре и продолжалась до 132 года по хиджре.
Первый правитель в этой династии был сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Муавия ибн Абу Суфьян, про которого тоже много чего плохого говорят или пытаются сказать. Хотя любой из нас, кто совершил бы целые горы добрых дел, он бы не дошёл до самой низшей степени Муавии ибн Абу Суфьяна. Так же были знаменитые личности, правители из правления Абу Умейя. Абдуль Малик Ибн Марван, потом его сыновья Валид, Сулейман, Язид, Хишам. Пятый праведный халиф Умар ибн Абдуль Азиз. Он был из династии омейядов. И только последние 7 лет из их правления у них были проблемы. И поэтому Аллах عَزَّ وَجَلَّ, заменил их на другую династию — династию Бани Аббас.
И, последнее, на чём мы закончим сегодня, ин шаа Аллах, это в каком положении находилась Европа, территория Европы, как раз Португалия и Испания. Это были нищие народы, которые часто продавались вместе со своей землёй. То есть были нищие народы, которые составляли, может, 90% и были 10% это вельможи, чиновники и т.д., которые поработили свои народы. Те, которые строили для себя замки, а народ в это время был в такой нищете, что не находили ничего, что бы одеть или поесть. То есть не выполнялись даже обычные нормы гигиены. Если человек мылся один раз в год, это было очень хорошо для него. Потому, что они считали грязь, которая на теле, что она лечебная для тела. Часто даже не было у них языка общения. Были люди, племена, например, такие как в Скандинавии, они общались между собой просто жестами, и всё. То есть была жестикуляция. Не было вообще языка общения. О письменности даже речи не идёт. И смотрите, когда вошёл Ислам, во что превратилась эта Европа. После того, как зашёл туда Ислам. И об этом мы поговорим, Ин шаа Аллах в следующей лекции, когда уже конкретно начнём историю, как началось завоевание Андалусии.