Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел.
Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Посланник Его.
Сегодня седьмая лекция из серии лекций «Андалусия: от завоевания до падения». Мы закончили предыдущую лекцию на том, как правил один из самых великих королей Средневековья – ‘Абдуррахман ан-Насыр и его сын аль-Хакам ибн ‘Абдуррахман ан-Насыр, и на том, что это было самое сильное государство на земле, в то время.
Аль-Хакам ибн ‘Абдуррахман ан-Насыр совершил очень большую ошибку, прежде чем умереть. Несмотря на все его достоинства и хорошие поступки, прежде чем умереть, он оставляет преемника после себя, своего сына – Хишам ибн аль-Хакама, которому было на то время всего 12 лет. Всю территорию Андалусии и Северной Африки он оставляет человеку, который ещё не достиг совершеннолетия. В 366 году Хакам ибн ‘Абдуррахман умирает и престол занимает его сын Хишам ибн аль-Хакам. Естественно, он не мог править, и поэтому над ним поставили трёх опекунов:
- Его мать – Субх;
- Министр внутренних дел – Мухаммад ибн Аби ‘Амир. Этот человек был арабом, родом из Йемена;
- Премьер-министр – аль Хаджиб Джа‘фар ибн ‘Усман аль-Мусхафи.
Эти три человека опекали и помогали в делах 12-ти летнему халифу – Хишаму.
Междоусобные интриги и войны
Пречист Аллах, министр внутренних дел затеял козни: сначала хитростью посадил премьер-министра в тюрьму, а затем убил его. У халифа осталась только мать, которая большой опасности для него не представляла. Этот человек, который руководил всей полиции в Андалусии – Мухаммад ибн Аби ‘Амир, остался единственным человеком, который влиял на маленького халифа. Этот человек, Мухаммад ибн Аби ‘Амир, представляет самый большой вопросительный знак в истории всей Андалусии. Как человек, который кознями, интригами убивал тех людей, которые мешали ему царствовать, как это всё могло объединиться в одном человеке?! С одной стороны это были его минусы, с другой стороны очень большие плюсы и добрые дела он сделал для этого государства, и вообще для Ислама. Как мы сказали, мать этого маленького мальчика была слабой женщиной, поэтому не мешала ему. И в действительности, он (Мухаммад ибн Аби ‘Амир) был тем человеком, кто правил в Андалусии, а не этот двенадцатилетний мальчик.
Затем для того, чтобы ещё больше набраться власти, он взял в жёны дочь человека по имени Гъалиб ибн ‘Абдуррахман. Этот человек был военачальником всей Андалусии. Взял её в жёны для того, чтобы армия тоже была под ним. И когда отец дочери узнал и понял, что намерение Мухаммада не простые, а что он решил взять в подчинение всю Андалусию, он открыто объявил ему о том, что он знает о его планах. После этого Мухаммад убил своего тестя, и армия осталась без командира. Мухаммад ибн Аби ‘Амир позвал командира армии, которая была с Северной Африки, приблизил его –звали его Джа‘фар ибн ‘Али ибн Хамдун -, использовал его силу, влияние, а затем подставил и убил. Т.е. убил уже трёх человек на пути к своей власти. Затем он начал внушать маленькому халифу, что лучше всего не появляться на глаза людей, что делом халифа является поклонение Аллаху, Всемогущ Он и Велик, пускай занимается своими делами и пускай оставляет всё это опекунам и совету, которые бы правили вместо него. Поэтому, изначально, этот халиф был воспитан таким образом, что всю ответственность за халифат он оставлял на этого опекуна – Мухаммада ибн Аби ‘Амира.
В 371 году по Хиджре, Мухаммад ибн Аби ‘Амир назвал себя – аль-Хаджиб аль-Мансур. Вы знаете, что халифы часто называли себя, например: «НасабиЛлях» – тот, кто помогает с силой Аллаха; или «Мансур» — которому подаётся помощь от Аллаха, т.е. такие прозвища давали себе халифы. И здесь, получается не сам халиф, а его помощник называет себя таким прозвищем, которым обычно называли себя халифы. Затем по его приказу начали делать ду‘а не только халифу на минбарах, а вместе с именем халифа произносили и его имя тоже. Начали чеканить его имя на монетах Андалусии. Затем для того, чтобы тоже внести свой вклад, как мы знаем, ‘Абдуррахман ан-Насыр построил большой город для того, чтобы принимать делегации, которые приходят со всех стран, он назывался «Мадинатуль Захра» (город Захра), не далеко от Кордовы. Мухаммад ибн Аби ‘Амир взял и построил новый город на Востоке Кордовы, который назвал «Мадинатуль Захира», т.е. процветающий город. Все министерства перенёс в этот город и столицей Андалусии стал этот небольшой город Захира, не далеко от Кордовы.
В 381 году по Хиджре, он делает ещё одну вещь, наверное, первый в истории, кто сделал это. Мы знаем, что халифы оставляли своим преемником своего сына и т.д. А здесь он, не будучи халифом, а будучи опекуном халифа, говорит, что он оставляет своим преемником своего сына. Получается, опекунство уже тоже передаётся по наследству — своему сыну ‘Абдуль-Малику, впервые в истории халифата.
В 386 году, он назвал себя «аль-Малик аль-Карим» — добрый царь или добрый король. Т.е. он уже потихоньку приближается к тому, чтобы назвать себя халифом, хотя понимает, что назвать он себя так не может, потому что народ не привык, что кто-то кроме Омейядов, например: йеменцы или берберы, или кто-то другой, может стать халифом. Он начал назначать на все важные посты людей из племени бану ‘Амир (т.е. йеменцы, у которых основы были из Йемена). Поэтому вся эта эпоха Омейядского халифата, с 366 по 399 года по Хиджре, в истории называется, как «государство ‘Амиритов» (Даулюль ‘Амирийя), т.е. йеменцев.
Пречист Аллах, Мухаммад понимал, что ему нужна поддержка в армии, и он начал делать упор именно на берберов в армии, т.е. больше берберов в армию забирал, и уже остерегался опираться на племена бану Умайя, которые были в халифате.
В 392 году Мухаммад ибн Аби ‘Амир умирает.
Мы сейчас перечислили его политику в государстве, но, несмотря на все его минусы (он убил трёх невинных человек, только ради того, чтоб укрепить свою власть):
- Он был бойцом самого высокого уровня. Он не оставлял походы на Север вообще. В год, обычно, Омейяды делали один поход летом, а он делал два похода – зимой и летом, или весной и осенью. За всё время правления он совершил 54 похода и не в одном не потерпел поражения. На Севере, он дошёл своим завоеванием до тех мест, до которых мусульмане ещё не добирались. Тот клочок земли, который во время самого начала открытия Андалусии, когда Муса ибн Нусайр и Тарик ибн Зияд не смогли открыть этот клочок земли (на Северо-Западе), он взял его полностью и дошёл до Атлантического океана на Западе, подчинил полностью государство Леон. У бану Умайя, у Омейядов был такой обычай: «Ас-Сауаиф» — летние походы. А у него были два раза в год, назывались «Ас-Сауаиф» и «Аш-Шауати». «Сауаиф» от слова «صَيْف» – летние походы, «шауати» от слова «شِتَاء» – зимние походы.
- Однажды, он выдвинул всю армию ради того, чтобы вызволить из плена трёх мусульманских женщин. Правитель христианского государства Навар, как мы знаем платили джизью и одно из условий было то, что они не имеют права пленить никого из мусульман. Но один раз, посол Мухаммада ибн Аби ‘Амира заехал в государство Навар, передал письмо и затем, когда прогуливался по этому городу, зашёл в одно из церквей и нашёл там трёх женщин мусульманок, которые сказали, что их держат в плену. Тот очень сильно разгневался, доложил Мухаммаду ибн Аби ‘Амиру, и тот выдвинул всё своё войско. Король Навара очень удивился, когда увидел, что огромное войско окружает его. Он не знал, что произошло, по какой причине они прибыли, и когда Мухаммад сказал причину, они освободили их и попросили прощения. Т.е. это тоже свидетельствует о том, что этот человек на самом деле был благородным.
- Был один случай, когда Мухаммад ибн Аби ‘Амир вышел с армией в поход против христиан на Север, и эти христиане устроили ему засаду. Он прошёл между двумя горами и когда закончил свои дела, он захотел вернуться, там уже была засада, т.е. ему не дали пройти обратно, он попал в ловушку. Мухаммад ибн Аби ‘Амир прошёл севернее и занял один из городов христиан, который был на этой территории. Выгнал всех жителей, раздал все дома своему войску, укрепился там и начал посылать отряды в окрестности, чтобы те брали трофеи. Христиане поняли, что в ловушку попали они сами, потому что Мухаммад не собирался уходить оттуда: он посылал отряды, собирал трофеи. И христиане начали просить своего правителя избавиться от него. Они сказали ему, что готовы открыть ему проход, чтобы он ушел, на что он сказал, что не собирается уходить. Он сказал: «Через 6 месяцев будет летний поход, я лучше подожду здесь, чтобы объединить летний и зимний поход». Тогда христиане сказали: «Проси всё что хочешь, только уходи отсюда». И тогда, он поставил им три условия:
- Чтобы они открыли ему проход;
- Они должны очистить ущелья от трупов. (Когда он делал набеги на ближайшие территории, всех солдат, которых они убивали, выкидывали в это ущелье);
- Все взятые трофеи христиане должны будут нести до самой Кордовы, столицы Андалусии.
Христиане согласились на все его условия.
У Мухаммада ибн Аби ‘Амира была привычка, как только он возвращался с похода, он вытряхивал свою одежду и собирал эту пыль в сосуд. Он повелел перед смертью, чтобы этот сосуд закапали вместе с ним, чтобы это было свидетельством. Как говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
لا يجتمعُ غبارٌ في سبيلِ اللَّهِ ودُخانُ جَهَنَّمَ في جوفِ عبدٍ أبدًا
«Не соберётся на одном рабе пыль на пути Аллаха и огонь Ада.»
— Ат-Тирмизи (2311)[1].
Единственное в чём было различие — то, что это были просто вылазки, походы, которые не заканчивались присоединением каких-то новых территорий. Просто походы, брали трофеи и уходили, т.е. не было Исламского духа, не было Исламского призыва, не была поставлена задача, чтобы именно объяснять людям про Ислам. Поэтому, это только прибавило христианам злость против мусульман.
- Также, этот человек очень сильно расширил мечеть Кордовы. Сама мечеть была очень большая и он прибавил ещё такую же территорию к ней. Покупал всю эту территорию, которая рядом с мечетью у соседей за бешеные цены. Любую цену, какую бы они не попросили за этот дом, он платил. Даже был такой случай, что одна женщина жила рядом с мечетью и у неё был сад, и была пальма. Она сказала, что не уйдёт, пока ей не найдут такой же дом, с такой же пальмой. И он дал приказ, чтобы нашли такой же дом, даже если на покупку этого дома уйдет весь бюджет мусульман. Это была самая большая мечеть в то время, самый большой храм из всех, которые были.
- Также было поднятие знаний, торговли, ремесла, не было бедных, не было ни одного восстания во время правления Мухаммада ибн Аби ‘Амира. Он был очень справедливым.
У него был наместник, приближённый к нему, и один раз пришёл бедняк и пожаловался на судью, который не по справедливости принял решение против него. Когда Мухаммад позвал судью и спросил, почему он не справедливо поступил, он ответил: «Потому что этот бедняк вышел против твоего наместника». Тогда Мухаммад позвал наместника и сказал ему, чтобы он снял всю одежду, снял саблю, которая свидетельствует о его чине, вместо этого одел обычную одежду, а затем приказал снова судить между ними. И тот судья засудил то, что причитается и сказал, что необходимо наказать именно этого наместника Мухаммада ибн Аби ‘Амира. Затем, Мухаммад сказал: «То, что ты назначил ему в наказание, я ещё столько же назначу». Судья сказал, что не должно быть такого большого наказания, на что Мухаммад возразил, сказав:
«На это его подвело только то, что он мой приближённый, и я хочу, чтобы он знал, что его приближённость ко мне не поможет ему несправедливо относиться к народу».
В 392 году Мухаммад ибн Аби ‘Амир умирает, и так как он написал, что его преемником будет его сын, следующим опекуном становится его сын ‘Абдуль-Малик ибн Мансур — он правил до 399 года.
Как и отец, он совершал два раза в год походы. В то время халифу (Хишам ибн аль-Хакам) было уже 38 лет, и он привык к такой жизни, т.е. с 12-ти лет он привык, что у него нет никакой ответственности, он занимается своими делами.
Конец Омейядского государства
‘Абдуль-Малик умирает в 399 году в одном из походов и опекуном становиться его брат, которого звали ‘Абдуррахман ибн Мансур.
Он не был похож ни на своего отца, ни на своего брата. Как про него говорится:
«Он пил спиртное, занимался прелюбодеянием, был очень распутным человеком».
Народ его также ненавидел, потому что его матерью, была дочь короля государства Навар, т.е. была христианкой, и из-за этого его также ненавидели. Он уговорил халифа, сказав ему: «Сделай так, чтобы после твоей смерти халифат перешёл ко мне, чтобы я был не просто опекуном, а уже настоящим халифом», и халиф подписал всё это.
Народ (Омейяды) очень сильно разгневался, но у них не было сил. Но на самом деле, народ привык, что два раза в год они шли в поход и ‘Абдуррахману пришлось возглавить этот поход. Когда он ушёл вместе с войском в поход, люди (народ), использовав этот момент, зашли во дворец, свергли силой этого халифа, который был просто знаком (фигуркой). Они поставили на его место другого человека — правнука ‘Абдуррахмана ан-Насыра. Его звали Мухаммад ибн Хишам ибн ‘Абдуль-Джаббар ибн ‘Абдуррахман ан-Насыр. И вот, этим самым заканчивается период Омейядского государства, т.е. правил только отец и сын в качестве опекунов.
Когда ‘Абдуррахман возвращался назад, он понял, что его обманули и затем народ убил его, т.е. теперь полностью всё было в руках одного из правнуков ‘Абдуррахмана ан-Насыра – у Мухаммада ибн Хишама.
После этого начинается развал Андалусии, полностью.
Начало развала Андалусии
Всего лишь 50-60 лет назад, может даже пару лет назад это было очень сильное государство. Неужели это всё из-за того, что этот ‘Абдуррахман ибн Мансур, который любил пить вино, который любил совершать прелюбодеяние, неужели всё это из-за него, из-за того, что несколько месяцев он провёл у власти и в итоге вся Андалусия начала разваливаться?!
На самом деле, это не закон Аллаха, Всемогущ Он и Велик, у Аллаха нет такого закона, чтобы нация погибла из-за правления какого-то распутного человека, который правил всего несколько месяцев. Это значит, что всё началось ещё до этого. Когда это началось? – Это началось со времён правления ‘Абдуррахман ан-Насыра. Со времён ‘Абдуррахмана, который был самым великим королём в Средневековой Европе.
- Самая большая проблема – это очень большая роскошь. Был дворец «Мадинатуль Захра», который установил ‘Абдуррахман ан-Насыр, он назывался «Касру Захра» — дворец Захра. Изнутри дворец был полностью обделан золотом, т.е. не знали, куда девать золото и решили обделать изнутри золотом. А потолок был сделан из смеси золота и серебра. Понятно, что ‘Абдуррахман ан-Насыр, да помилует его Аллах, тратил и на все остальные вещи. Он тратил и на бедняков, на походы, армию и т.д., но сердца начали привязываться к этому миру. Как мы говорили, был самый большой учёный в Андалусии в то время — аль-Мунзир ибн Са‘ид, который постоянно укорял ‘Абдуррахмана ан-Насыра. Один раз, он зашёл к халифу ‘Абдуррахман ан-Насыру, тот сидел во дворце, потолки которого были покрыты серебром, внутри всё вымощено из золота. ‘Абдуррахман спросил: «Как ты находишь мой дворец?», и этот учёный (аль-Мунзир ибн Са‘ид) сквозь слёзы сказал:
«Я не думал, что шайтан тебя может на такое подбить, и это ни смотря на те блага, которые Аллах тебе даровал, и то, что Аллах вознёс тебя над многими из своих рабов. Шайтан настолько тебя подбил, что он вывел тебя на уровень неверующих».
Представьте, какого было удивление ‘Абдуррахмана ан-Насыра. Он говорит:
«Что ты такое говоришь?! Побойся Аллаха, как я могу быть на уровне неверующих?», и затем Мунзир ибн Са‘ид прочитал аят из Курана:
وَلَوۡلَآ أَن يَكُونَ ٱلنَّاسُ أُمَّةٗ وَٰحِدَةٗ لَّجَعَلۡنَا لِمَن يَكۡفُرُ بِٱلرَّحۡمَٰنِ لِبُيُوتِهِمۡ سُقُفٗا مِّن فِضَّةٖ وَمَعَارِجَ عَلَيۡهَا يَظۡهَرُونَ ٣٣
«Если бы люди не могли стать одной общиной неверующих, то Мы сделали бы в домах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши и лестницы, на которые они бы взбирались».
[Сура «аз-Зухруф», аят 33].
Смысл аята такой, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, создал всех людей ради милости Своей, а дальше, человек сам выбирает своё. Здесь говорится, что если бы были люди, которых Аллах создал для огня, которые изначально были бы неверующими с самого рождения, то зачем их наказывать в этом мире. «Мы бы сделали, для тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши у их домов.» — приводится пример, если бы это было бы так, хотя это не случится, т.е. в аяте говорится, если это было бы так, но такого никогда не будет.
И он (ученый), как бы тем самым говорит ‘Абдуррахману, что он это сделал, у тебя крыша из серебра. Т.е. в аяте говорится про те вещи, которые никогда не произойдут. Аллах говорит, что если бы некоторые люди были созданы для огня Ада изначально, и они были бы неверующими с самого начала, то Мы тогда бы дали все дары им в этом мире. Сделали бы так, чтобы у них были потолки из серебра. Но такого не произошло, а ‘Абдуррахман это сделал.
После этого ‘Абдуррахман был полностью поражён, начал плакать, приказал полностью убрать серебро и золото из дворца. Но через некоторое время опять любовь к этому миру зашла в сердце и опять дворец начали украшать и т.д.
Как Аллах говорит в Куране, опять же один из законов Аллаха во Вселенной. Всевышний Аллах говорит:
وَإِذَآ أَرَدۡنَآ أَن نُّهۡلِكَ قَرۡيَةً أَمَرۡنَا مُتۡرَفِيهَا فَفَسَقُواْ فِيهَا فَحَقَّ عَلَيۡهَا ٱلۡقَوۡلُ فَدَمَّرۡنَٰهَا تَدۡمِيرٗا ١٦
«Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью».
[Сура «аль-Исра‘», аят 16]
«Когда мы хотим погубить какое-то селение,» – т.е. не просто Аллах берёт и посылает какое-то наказание, нет. Аллах говорит: «то повелевали его изнеженным роскошью жителям …». Которые тратят свои богатства на вещи, которые недостойны того, чтобы на них тратить. «…повелевали… покориться Аллаху», чтобы они подчинились Аллаху, чтобы пошли по истинному пути, но они начинают только распутничать в своём селении и после этого «относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью».
Аллах не просто так берёт и уничтожает. Есть некоторые страны, которые уже не знают, куда девать эти деньги, например: построить здание ещё выше или сделать из золота самую последнюю модель. Клянусь Аллахом, это только указание на то, что, скорее всего над ними скоро сбудется наказание Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Наказание Аллаха очень близко к этим людям или к этому государству. Как Аллах говорит в Куране:
فَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ ٱللَّهِ تَبۡدِيلٗاۖ وَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ ٱللَّهِ تَحۡوِيلًا
«Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не найдешь возможности уклониться от установления Аллаха».
[Сура «Фатыр», аят 43]
- Вторая проблема – дали власть тому человеку, который не достоин её. Парню 12 лет, зачем давать ему такое сильное государство, что он может с ним сделать? – Только развалить. Как спросили у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о приближении Судного Дня? — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
.فَإِذَا ضُيِّعَتِ الأمَانَةُ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ، قالَ: كيفَ إضَاعَتُهَا؟ قالَ: إذَا وُسِّدَ الأمْرُ إلى غيرِ أهْلِهِ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ
«Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение /амана/» Бедуин спросил: «Как же это будет погублено?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так будет, если поддержание этого дела будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!»
— Аль-Бухари (59, 6496)[2].
Был даже случай во время СССР – был американский шпион, который работал в СССР. Когда его поймали, спросили, чем он занимается и какую он разрушительную работу провёл в СССР. Он сказал: «Я ничего не делал. Мне давали 5 человек на выбор для того, чтобы кого-нибудь поставить на какой-либо пост, и я выбирал самого недостойного, самого худшего из них, больше ничего». Т.е. он развалил систему тем, что он выбирал самых плохих людей и ставил их на те должности, которые они не достойны. Это тоже одно из причин, которая привела к развалу. Также и в Андалусии, т.е. как ты можешь ставить во главе такого крупного, сильного государства, человека, которому 12 лет?
- Третья проблема — можно указать то, что в битвах, которые вёл Мухаммад ибн Аби ‘Амир против Севера – не было духа призыва к Исламу и не было воспитания народа, чтобы они шли ради призыва, чтобы распространить Ислам. Они привыкли, что цель — это взять трофеи и вернуться обратно, т.е. им не важна была территория и не важно, принимают ли люди Ислам или нет.
Эпоха правления царей
Сейчас мы переходим к новому периоду в истории Андалусии – «Ахдуль мулук ат-тауаиф» — «Эпоха правления царей», т.е. разных царей, когда Андалусия раскололась на несколько государств.
Мухаммад ибн Хишам, которого поставили во главе, был тоже из бану Умайя. Он не был хорошим руководителем и вообще не понимал, что делать на посту. Он встал на престол после того, как закончилось опекунство, а мы знаем, что все эти опекуны на все важные посты поставили йеменцев из племени бану ‘Амир. И первое что он сделал — начал убивать всех этих йеменцев. Затем, как мы говорили, Мухаммад ибн Аби ‘Амир набирал в войско в основном берберов, Мухаммад ибн Хишам также начал убивать и их, начал устранять их с этих постов. Т.е. он развалил всех: и берберов, и йеменцев, и даже тех, кто были из племени бану Умайя. Берберы обиделись на нового халифа и привели своего человека из Севера, которого звали Сулейман ибн Хакам ибн ‘Абдуррахман ибн ан-Насыр. Этот человек был тоже из Омейядов и был внуком ‘Абдуррахмана ан-Насыра. Берберы поставили над собой этого человека, сказали, что он будет «Амир аль-Му‘минин» — наш предводитель, и началось противостояние между двумя правителями: Мухаммад ибн Хишамом и Сулейман ибн Хакамом.
Смотрите, что происходит дальше, т.е. история повторяется.
Берберы поняли, что силой не равны и попросили помощи у короля государства Кастилия. Кастилия была новым государством, которое было создано совсем недавно – в 359 году. Помните, мы говорили, что было три Северных государства христиан, одним из которых был Леон. В 359 году была очень большая гражданская война в государстве Леон и в конце концов оно разделилось на два государства: Леон на Западе и новое государство Кастилия на Востоке, или арабское название «Кишталя».
Эти берберы во главе с Сулейманом, решили попросить помощи у христиан против мусульман, против халифа, который был в Кордове. Т.е. Пречист Аллах, они берут помощь у неверующих против мусульман. И действительно, они побеждают. Таким образом Сулейман ибн Хакам становится правителем, который опять же берёт на себя имя «Просящий помощи у Аллаха», хотя он просил помощи не у Аллаха, а у христиан государства Кастилия.
За 22 года правления, т.е. с 399 по 422 года сменились 13 халифов, сменялись один за другим. Тот (Мухаммад ибн Хишам), который потерпел поражение, убегает в город Тартуша на Севере. Он не знает, что делать, т.е. его выгнали из Кордовы. Он встречает человека, который был одним из йеменцев, его звали аль-Фатах Уадих. Получается так, что он прибегает к тем людям, которых он недавно убивал и убирал со всех постов. Он уговорил его помочь ему свергнуть Сулеймана взамен на то, чтобы он снова поставил йеменцев на все посты, когда будет у власти. Этот йеменец и бывший халиф прибегают за помощью к другим христианам. Как мы знаем было еще христианское государство Арагон и все государства христиан платили джизью (дань) ‘Абдуррахману ан-Насыру, но после того, как ‘Абдуррахман ан-Насыр умер они набрались сил и снова взяли город Барселону в свои руки. Они (Мухаммад ибн Хишам и аль-Фатах Уадих) обратились за помощью к правителю Барселоны.
Правитель Барселоны согласился помочь, но со следующими условиями:
- За каждый день, который он проведёт в боях, для того чтобы им помочь, они должны ему выплачивать 100 золотых динаров. Т.е. неизвестно, сколько будет длиться эта война: день, два, может быть месяц – за каждый день 100 золотых динаров.
- Один золотой динар выплачивать каждому солдату, за каждый день, проведённый в боях против других мусульман.
- Все трофеи, которые будут брать – будут принадлежать ему.
- Город Салим, мусульмане должны будут отдать правительству христиан – Барселоне.
Через какое-то время они побеждают, но этот йеменец, который помогал бывшему халифу, восстал против него же и убил его. Т.е. в течение года — один убивает другого, берут помощь у христиан против мусульман, после поражения снова идут просить помощи у христиан. Это на самом деле, то, что мы видим в наше время. История сама по себе, она повторяется. Всё это только ради того, чтобы понять, в чём причины и как из этого найти выход.
Аль-Фатах Уадих (йеменец) сел на престол, но он понимает, что народ его не примет, потому что он не из племени бану Умайя, а из племени бану ‘Амир. Поэтому он думает, кого бы поставить, чтобы при этом оставаться халифом и править за его спиной. И он поставил снова Хишам ибн Хакама — выбрал того самого халифа, которому было 12 лет, когда он сел на трон. Он понимал, что лучше его не найти, потому что Хишам ибн Хакам не привык править, но привык, что вся ответственность на других.
В это время Сулейман, которого постигло поражение, опять обратился за помощью к королю Кастилии. Тот же ему сказал подождать ответ пару дней, а сам в это время поехал к халифу и сказал: «Сулейман просит моей помощи. Что ты мне дашь, чтобы я не помогал ему против тебя?» — он же (халиф) отдал все мусульманские крепости на Севере Андалусии. Представляете, просто так! Только ради того, чтобы король Кастилии не помог сопернику. Тем самым Кастилия очень выросла и стала даже больше, чем государство Леон, от которого она откололась изначально. Все эти события произошли всего за 3 года.
В 403 году по Хиджре, Сулейман набирается сил после того, как король Кастилии отказал ему, собирает берберов и нападает на столицу Андалусии – Кордову. И впервые в истории они убивают гражданское население и насилуют женщин. Т.е. сами мусульмане заходят так, как будто они сторонние враги. Они опять берут власть в свои руки. Этого халифа – Хишам ибн Хакама — выгнали, затем убили, и йеменцы убежали на Восток и взяли город Балансия (Валенсия).
С 403 по 407 года по Хиджре правит Сулейман ибн Хакам и вся его сила опирается на берберов. А берберы подумали, зачем он нам? – т.е. он вообще не из берберов, он из племени бану Умайя, он араб. Они решили восстать против него и поставить вместо него своего человека. И действительно, они восстали, свергли Сулеймана, затем убили его, и на трон сел впервые в истории Андалусии – бербер, которого звали ‘Али ибн Хамуд, который взял себе прозвище «Насиру Аллах» – «помогающий Аллаху». Он назначил своего брата аль-Касим ибн Хамуда, чтобы тот правил городом Ишбилия и до 407 года два бербера являлись правителями Андалусии.
В это время йеменцы, которые ушли на Восток не успокоились. Они нашли ещё одного человека из потомков ‘Абдуррахмана ан-Насыра, которого звали ‘Абдуррахман ибн Мухаммад. Они присягнули ему и сделали его своим амиром. Тот взял себе прозвище «Муртадъун билЛях» – «довольный Аллахом», или кем доволен Аллах. Они (вместе) пошли войной на берберов, в результате оба правителя были убиты – и с той, и с другой стороны. Но берберы победили и на трон встал брат убитого – Касим ибн Хамуд. Так продолжалось до 412 года.
Затем народ не выдержал, предводители племён, большие учёные собрались и сказали: «Что нам делать? Так больше невозможно, постоянные интриги, постоянные войны». Они решили, что будет править совет. Они сказали, что уже прошло то время, когда правители Омейядов могли что-либо сделать, и полностью отменили Омейядское правление. После этого, назначили совет, во главе которого стал Абу аль-Хазм ибн Джауаха. Но под контролем этого совета была только столица Андалусии – Кордова.
Распад Андалусии
Через 3-4 года, начался полный распад Андалусии на небольшие государства племён.
Вся Андалусия сначала раскололась на 7 основных провинций: город Ишбилия был под племенем бану ‘Аббад, это были местные андалусийцы; Южный город Гранада был под племенем бану Зири, это берберы; столица Кордова была под племенем бану Джауаха; на Востоке Балансия была под йеменцами, под племенем бану ‘Амир; весь Запад взяли тоже берберы, племя бану Афтос, и они затем создали отдельный эмират Батлайос; на Севере город Тулейтула взяли тоже берберы из племени бану Зиннун; Сарагосу взяли племя бану Ууд. И каждую из этих 7 провинций поделили ещё на несколько провинций поделили, в результате чего появилось 22 независимых государства на территории небольшой Испании и Португалии.
Смущает то, что 25% территории Андалусии взяли уже христиане на Севере, т.е., например взять полностью территорию Испании и Португалии – их площадь где-то 600 000 км2, из них у мусульман только 450 000 км2, т.е. это где-то пол Египта. Возьмите половину Египта и разделите на 22 небольших государств. Это то, что произошло.
Как после силы следует слабость? Как после такого величия Исламской Уммы в Андалусии, всего лишь через несколько лет, Аллах сделал так, что огромное, сильнейшее государство в Европе, превратилось в небольшие 22 государства, которые не имели ни силы, ни мощи.
Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, просим у Тебя прощения приносим Тебе наши покаяния.
Продолжение следует.