Урок 6
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел.
Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Посланник Его.
Предисловие к уроку
Прежде чем преступить к шестой лекции из серии лекций «Андалусия от завоевания до падения», поступили некоторые вопросы по поводу предыдущих лекций.
Во-первых, жалобы то, что слишком много всего: слишком много имен; слишком много дат. Вспомните, что мы проходим историю целых восьмисот лет из истории Ислама, и это всё за двенадцать лекций, т.е. мы всё даём очень сжато, в сжатые сроки. Поэтому, каждую лекцию можно слушать несколько раз, особенно если эта лекция касается какой-то аналитики, например: качество ‘Абдуррахмана ад-Дахиля. Или некоторые вещи, которые касаются нашего реального времени, например: «Как преодолеть те же проблемы, которые были раньше, и с которыми мы сталкиваемся в наше время?» и т.д.
Помимо этого, один брат сказал: – «Я считаю, что те походы, которые предпринимали бану Умайя — обычно каждое лето они выходили в походы – это было всего лишь ради того, чтобы направить энергию молодёжи в правильное русло, только ради того, чтобы не было восстаний самой Андалусии. Поэтому это был такой выход, для того чтобы энергию направить именно на врагов, а не внутри себя».
На самом деле, Пречист Аллах, очень жаль, что некоторые так думают, и почему каждое хорошее качество Омейядов превращают в плохое качество? Потому что, это мнение востоковедов, это мнение тех людей, которые не верят в то, что человек может делать что-то ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик или стремясь к Раю. Например, что было бы если бы династия бану Умайя не взяли такие государства как: Тунис, Алжир, Марокко, Ливия и всю Среднюю Азию. Всё это взяли во время правления бану Умайя. Афганистан и Индия – мусульмане там сейчас находятся только потому, что в своё время туда пришли войска Омейядов, и люди говорят: – «Нет, это были обычные завоевательные походы, только ради богатств, ради того, чтобы контролировать большую часть территории, не ради того, чтобы распространять Ислам». Например, Муса ибн Нусайр. Что говорят о нём востоковеды? – Они говорят, что он зашёл в Андалусию только из-за того, что он завидовал успеху походов Тарик ибн Зияда, или говорят, что ‘Абдуррахман ад-Дахиль пришёл только из-за того, что он очень любил власть, поэтому он нашёл такое время и такое место там, где он мог бы воплотить в жизнь свои планы. На самом деле, это всё искажение истинных ниятов (намерений) этих братьев мусульман, которые были в то время и которые шли искренне ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Потому что востоковеды видят, что творится в наше время в политике, т.е. политика грязное дело – все идут в неё только ради денег, ради постов. Все знают, что у большинства подавляющих политиков планы только ради того, что как бы обогатится, и они сравнивают с тем временем. Но, Пречист Аллах, Исламская Умма поразительно отличается от всех других наций и нет в истории таких правителей, какие были у мусульман, нет вообще таких. Поэтому, востоковеды никогда не поймут, что это значит, когда человек тратит своё богатство и свою душу ради достижения такой цели, как довольство Аллаха Всемогущ Он и Велик, или ради того, чтобы попасть в Рай. Есть основное правило:
Аллах говорит в Куране:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُصْلِحُ عَمَلَ الْمُفْسِدِينَ
«Воистину Аллах не исправляет деяний, распространяющих нечестие».
[Сура «Юнус», аят 81]
Т.е. поистине Аллах никогда не сделает так, чтобы дела тех, кто разводит порчу по земле, чтобы они преуспели. Любой человек, если у него плохое намерение, никогда его дело не преуспеет. Аллах не сделает так, чтобы преуспели те, у которых плохое намерение в сердце, те, которые делают это не ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик. В одном хадисе, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«إنَّ اللهَ طَيِّبٌ لا يَقْبَلُ إلا طَيِّباً»
«Поистине, Аллах Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого».
— Муслим (1015).
Т.е. Аллах принимает только хорошее – хорошие вещи, дела, хорошие намерения и т.д.
Если бы у династии бану Умайя был плохой ният (намерение), они смогли бы распространить Ислам на такие огромные расстояния? – Это невозможно, исходя из этого правила.
Мы видим, что в истории Ислама, все проблемы мусульман из-за ошибок в их сердцах. Если в сердцах искренне ради Аллаха – идёт победа, но как только какое-то искажение – сразу поражение. Т.е. не из-за того, что например: меньше мощи, меньше народу стало, меньше ресурсов каких-то, нет, всё это зависит от сердец. Вспомните битву Ухуд, какая была проблема, о которой Аллах сказал в Куране?
مِنكُم مَّن يُرِيدُ الدُّنْيَا
«Среди вас есть те, которые желают этот мир».
[Сура «аль-Имран», аят 152]
Сразу указывает на ошибки, т.е. поражение. Почему? – Потому что из вас есть те, которые хотят этот мир.
Битва Хунейн. Аллах говорит в Куране:
إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ
«Когда вы радовались своей многочисленности…»
[Сура «ат-Тауба», аят 25]
Когда вы не полагались на Аллаха, а полагались только на своё количество. Ошибка сердца и поражение, всегда. Даже в Куране: ошибка сердца, и сразу после этого поражение. Ошибка сердца, и какая-то проблема возникает, т.е. разве это не довод в поддержку династии бану Умайя? Их работа была доведена до результата и это указывает на то, что сердца их были чисты, или большинства из них. Были ошибки, но необходимо эти ошибки вспоминать, только если они действительно были крупными. Не надо раздувать до того, что ничего правильного в их жизни не было. Основа в том, что любой человек, который идёт неправильным путём, тот, который пытается распространить нечестие по земле – погибает в конце концов. Это был закон Аллаха, Всемогущ Он и Велик, на земле ещё до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах говорит в Куране:
لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ
«Аллах не любит распространяющих нечестие».
[Сура «аль-Касас», аят 77]
Это же правило действует и сейчас.
Один вопрос поступил по поводу Зирьяба, о котором мы говорили в прошлой лекции. По поводу того, что он начал распространять пение, музыкальные инструменты, поэзию и т.д. Некоторые спросили, как вообще принимается это искусство? – Само по себе искусство в Исламе не является абсолютно харамом и не является абсолютно халялем. Т.е. нельзя сказать, что полностью поэзия харам или нельзя сказать, что это абсолютно всё халяль. И, Пречист Аллах, как пример можно привести конец из суры «аш-Шу‘ара» — сура называется «Поэты», как раз в этих аятах Аллах, Всемогущ Он и Велик, делает исключение, т.е. есть стихи харамные (запретные), и Аллах делает исключение, какие стихи являются разрешёнными. Аллах в Куране говорит:
وَالشُّعَرَاءُ يَتَّبِعُهُمُ الْغَاوُونَ
«И поэты, за которыми следуют заблудшие.»
[Сура «аш-Шу‘ара», аят 224]
Т.е. здесь речь естественно идёт о неправильных поэтах.
أَلَمْ تَرَ أَنَّهُمْ فِي كُلِّ وَادٍ يَهِيمُونَ
«Разве ты не видишь, что они блуждают по всем долинам»
[Сура «аш-Шу‘ара», аят 225]
Имеется в виду, что они слагают стихи на любые темы – и разрешённые и не разрешённые.
وَأَنَّهُمْ يَقُولُونَ مَا لَا يَفْعَلُونَ
«И говорят то, чего не делают?»
[Сура «аш-Шу‘ара», аят 226]
Это Аллах, Всемогущ Он и Велик, описал те виды стихов, которые являются запретными. И затем, кроме каких поэтов?
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَذَكَرُوا اللَّهَ كَثِيرًا وَانْتَصَرُوا مِنْ بَعْدِ مَا ظُلِمُوا
«Это не относится к тем (из поэтов), которые уверовали и совершают праведные деяния, и многократно поминают Аллаха, и защищаются (своими стихами) после того, как с ними поступили несправедливо.»
[Сура «аш-Шу‘ара», аят 227]
Какие условия для того, чтобы искусство или поэзия были разрешены?
1. Чтобы не противоречил Иману (вере), Шариату, и добрым и правильным делам.
2. Чтобы не отвлекало от поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик, т.е. это должно быть основой и только в качестве исключения, иногда писать стихи, но только те, которые соответствуют Шариату.
3. Использовать эти стихи, в качестве защиты Ислама и мусульман. Были сахабы (сподвижники) поэты во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые защищали Ислам в своих стихах.
Помимо этого, поступил ещё вопрос по поводу предыдущих лекций, это:
– Какие были характеристики правителей из династии бану Умайя в период слабости, который длился от 238 по 300 года по Хиджре?
Удивительная вещь! Т.е. это период слабости Исламского государства. За это время сменились три правителя, это был: Мухаммад сын ‘Абдуррахмана II, мы знаем, что есть три ‘Абдуррахмана в истории Андалусии; потом его сын аль-Мунзир ибн Мухаммад и его брат ‘Абдаллах ибн Мухаммад. Что самое интересное – посмотрите качества этих правителей. Казалось бы, период слабости, значит правители должны быть с плохими качествами, грязные, те, кто не боятся Аллаха.
В истории приводятся качества первого правителя после ‘Абдуррахмана, это был – Мухаммад. О нём говорится:
«Он был очень разумным, сознательным, рассудительным человеком, сражался на пути Аллаха, пытался облегчить положение людей (т.е. снял часть налогов с людей) и ему очень сильно нравились учёные».
Второй правитель аль-Мунзир, про него говорится:
«Он был очень отважным всадником и очень сильной личностью, который объединял под собой всё».
Т.е. был очень хорошим руководителем. Но, к сожалению, он правил всего два года и умер при подавлении одного из восстаний на территории Андалусии.
Следующий был его брат ‘Абдаллах, смотрите, что говорится про него:
«Был очень справедливым, любящим людей, милостивым и сам разбирал жалобы людей».
Т.е. если кто-то был несправедливо обижен, он сам разбирал это.
Вопрос: получается, правители были на очень высоком уровне в то время, так почему же в эпоху слабости?
Смотрите, мы разбирали такого правителя как аль-Хакам ибн Хишам внук ‘Абдуррахмана ад-Дахиля. Мы говорили, что он очень жёстко подавлял восстание, сжигал дома восставших людей. И Пречист Аллах, хоть и был такой правитель, он очень сильно угнетал людей и, тем не менее, во время его правления государство не пало так сильно, как пало во время этих праведных правителей. Почему? Почему так происходит в истории? Т.е. аль-Хакам ибн Хишам — тот правитель, который очень несправедливо тиранил людей, но потом, сам изменился и покаялся, и целых два года провёл в покаянии.
Причины
- Первая причина – это то, что, да они богобоязненные, но им не хватало ещё одного качества – они были слабые руководители (т.е. не хватало этого качества). Однако аль-Хакам, который изначально угнетал людей, он был очень сильной личностью и очень хорошим руководителем. Т.е. необходимо, чтобы у руководителей было две вещи — это сильный характер и богобоязненность, а не только богобоязненность. Так же как и делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, т.е. он выбирал сподвижников по характеру, по их поведению, выбирал и посылал их в поход с армией. Например, посылал одного учить или призывать людей, другого он выбирал, например, чтобы он был хранителем его тайн и т.д. Он выбирал, именно смотрел по качествам, хотя сподвижники все были богобоязненные, но, тем не менее не каждого он посылал во главе армии.
- Вторая причина – это сам народ. Народ во время правления аль-Хакама ибн Хишама был воспитан наилучшим образом. Кто их воспитал? Как раз-таки ‘Абдуррахман ад-Дахиль, который приехал из Дамаска, он и учёные воспитывали народ. И даже сам правитель под влиянием народа сделал таубу, покаялся перед Аллахом и два года провёл в покаянии. Т.е. даже сам правитель изменился под влиянием благочестия и богобоязненности народа. А во время этих трёх правителей: Мухаммада, аль-Мунзира и ‘Абдуллаха народ привык к роскоши, богатству, к лени, погряз в любви к этому миру. Поэтому, даже эти правители, насколько бы они хорошими ни были, они ничего не смогли изменить.
Как спросили у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَهْلِكُ وَفِينَا الصَّالِحُونَ؟ قَالَ: «نَعَمْ، إِذَا كَثُرَ الْخُبْثُ»
«О Посланник Аллаха, так неужели мы погибнем, в то время как среди нас будут праведные люди?!» Он сказал: «Да, если пороки умножатся [скверного будет больше]».
— Аль-Бухари (3346), Муслим (2880), Ахмад (6/428, 429) и Ибн Хиббан (327). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (7176).
Если скверных людей будет больше, то вы погибнете все: и праведные, и скверные. Также было в Андалусии в то время, т.е. скверных было больше. И это указывает на роль воспитания самого народа, а не только лидера.
Продолжение истории Андалусии
Подошёл 300-й год по Хиджре, и как мы сказали, умирает последний правитель, его звали ‘Абдуллах ибн Мухаммад. Сына, которого он хотел, чтобы тот был халифом после него, убили ещё за 22 года до этого (убил родной брат). И Пречист Аллах, остальные дети ‘Абдуллаха ибн Мухаммада не захотели власти. Ещё бы, как бы они захотели власти, если вокруг сплошные восстания, всего лишь один город находится во власти самого правителя, все остальные уже давно отделились?! Никто не знает, кто станет во главе власти. Вспомните ситуацию, с Севера три государства христиан: Лион, Арагон и Навар. Они нападают постоянно на территорию Андалусии. С Юга, т.е. южнее через Гибралтар, появились Фатымиды — очень сильное государство шиитов и они тоже были очень враждебно настроены к правлению бану Умайи в Андалусии. Они поддерживали все возможные восстания против правительства Андалусии. И Пречист Аллах, сын халифа, которого убили 22 года назад (до 300-го года по Хиджре), у него как раз в то время был сын, т.е. получается внук этого халифа – ‘Абдуллах ибн Мухаммада. Когда убили сына ‘Абдуллаха, ему было всего 3 недели. И вот 22 года спустя, внуку исполняется 22 года (по Хиджре), его зовут ‘Абдуррахман. Если полностью проследить всю его родословную, то его имя ‘Абдуррахман сын Мухаммада сын ‘Абдуллаха сын Мухаммада сын ‘Абдуррахмана II, т.е. династия идёт от самого первого ‘Абдуррахмана. Этот человек, молодой парень, меняет полностью всё, т.е. он меняет историю — меняет слабость на силу, разрозненность на объединение мусульман и на единство, и униженность на величие. Удивительно, какой это человек! И Пречист Аллах, в этих лекциях идёт всего лишь малое указание на эту историю этого человека. Если кто-то хочет действительно узнать подробнее о нём, он может поискать в книгах, в историях ‘Абдуррахмана III.
‘Абдуррахман ан-Насыр
Такие события, как появление такого человека как ‘Абдуррахман, которому всего 21 год, и который изменил всё к лучшему, создал самое сильное государство в Европе или даже в мире на то время; т.е. это всё необходимо анализировать и смотреть, что он применял, как он действовал для того, чтобы повторить это возрождение в наше время. Посмотрите, какой потенциал и энергия молодёжи, которую мы не используем. Вспомните Муса ибн Нусайра, который хотел открыть Константинополь через Запад. Ему было 75 лет, но у него был такой пыл, которого можно сказать нет у многих людей. А теперь изучаем историю ‘Абдуррахмана, которому было 21 год, но, несмотря на это у него была мудрость стариков. Пречист Аллах, наоборот, молодой юноша, но такие мудрые решения, которые поражают. Откуда он взял такой опыт? Об этом мы узнаем ниже.
300-й год по Хиджре, этот молодой парень, юноша вступает в правление, когда все разрозненны, с двух сторон – с Севера и с Юга окружают враги, изнутри он контролирует только один город – Кордова, и начинается его история. Хотя, на самом деле, его история начинается еще до этого, его история начинается с его воспитания, т.е. он получил великолепное воспитание от своего деда. Мы знаем, что отца убили 22 года назад и дед, который в то время ещё был жив и правил, он воспитывал его.
Как сказано в хадисе:
مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلَّا يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ
«Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии (на фитре. Т.е. в основе на Исламе), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».
— Аль-Бухари 1358 и Муслим 2658. Хадис согласованный. См. «Мишкатуль-масабих» 90.
Или кого угодно, т.е. это всё воспитание. Поэтому если даже не мы сами, то пускай мы воспитаем таких сыновей, как ‘Абдуррахман ан-Насыр. Даже если сами не можем это сделать, то хотя бы воспитаем то поколение, которое может что-то изменить в мире. Например, кем станут наши дети? Когда исполняется нашим детям 7 лет, даём ли мы им указание на то, как читать намаз? Или наказываем ли своих детей за невыполнение намаза в 10 лет, как было в хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Что они больше знают: аяты из Курана или больше детских стихов или песен? Кем они хотят стать? – Такими как Халид ибн аль-Валид, такими как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, такими как ‘Абдуррахман ибн Ауфаль или как Майкл Джексон, Мухаммад Али – великим боксёром, или как Марадона – быть футболистом? Кем они хотят стать? Какие ценности мы вкладываем в своих детей уже с этих пор?
Как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
كلكم رَاعٍ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству».
— Аль-Бухари (2554, 5200, 7138), Муслим (1829)[1].
Каждый из нас, т.е. у нас есть дети, мы обязаны их воспитать, чтобы, если пожелает Аллах, если мы не можем изменить – то, чтобы они изменили.
И как мы сказали, ‘Абдуррахману было 3 недели, когда убили его отца и его воспитывал дед – он дал ему полное воспитание. Его дедушка дал учёных, которые его обучали, он также научился сражаться, т.е. вырос полноценным юношей, который много чего знал. Получил очень хорошее воспитание и был очень богобоязненный.
Первое качество, которое помогло ‘Абдуррахману — это стопроцентная уверенность в Аллахе, Пречист Он и Возвышен, то, что Аллах Всемогущ Он и Велик, поможет ему и не оставит его в этом деле.
Второе качество — то, что он был уверен и в своих силах; то, что он сможет это сделать с помощью Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
Эти два качества необходимы вообще любому человеку, не только лидеру:
1) Уверенность в Аллахе.
2) Уверенность в своих силах. С помощью Аллаха мы сможем сделать всё, всё получится.
Если бы не эта уверенность в Аллахе и после этого в самом себе, он бы и шагу не смог сделать, у него бы ничего не получилось. Но, несмотря на свой возраст, он взвалил на свои плечи такую миссию, которая может являться самой тяжелой в этом мире – как из слабого государства сделать сильное государство. Он начинает менять историю
1. Он начал зачистку. Очищать ряды визирей, министров: смотрел кто из них богобоязненный, достойный, у кого есть качества достойные занимать этот пост, а кто не достоин. Большинство из них поменял, убрал всех тех, которые были распутниками, заменил их на богобоязненных людей. Все центры абсолютно, т.е. военачальники армии, какие-то важные министры, любые ключевые места – он всех их поменял.
2. Он поднял роль учёных, и сам полностью подчинялся Шариату.
Был такой учёный в его время, очень знаменитый учёный Андалусии – аль-Мунзир ибн Са‘ид. Возможно, в то время он был самым великим учёным на территории Андалусии. Один раз на Джума, аль-Мунзир читал хутбу и халиф ‘Абдуррахман и все остальные люди сидели перед ним. Мусульманские, истинные учёные всегда очень жёстко относились к правителям и как раз ‘Абдуррахман ан-Насыр построил большой дворец и этот ученый, встав на хутбу, начал укорять его: «Ты такой-то, зачем делаешь столько исрафа (расточительство)?! Построил дворец!» — он продолжал укорять, но он не укорял конкретно его, а в общем, но понятно было, кого он имел в виду. ‘Абдуррахман очень сильно опечалился, вернулся к себе домой и сказал своим приближённым:
«Клянусь Аллахом! Он специально имел в виду именно меня и никого другого (в своей хутбе)! Он сильно меня укорил, очень сильно задел моё сердце и своим посохом готов был меня разрушить».
Т.е. безо всякой дипломатии, учёный сказал как есть — настолько сильным был укор. Затем, один из приближённых говорит: «Убери, если он тебе не нравится, ты же Амир». И что ‘Абдуррахман ему отвечает?
«Разве я могу убрать такого учёного, с такими знаниями и богобоязненностью, как Мунзир ибн Са‘ид?! Если я его уберу, то я это сделаю только из-за того, чтобы угодить своему нафсу. Клянусь Аллахом, этого не произойдёт!»
Затем он говорит:
«Клянусь Аллахом, я стесняюсь перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик, что у меня не будет такого защитника, который будет защищать меня в Судный день, как Мунзир ибн Са‘ид!»
Т.е. несмотря на то, что он меня укоряет, я надеюсь, что в Судный день, если Аллах пожелает, он будет меня защищать и будет делать за меня шафа‘ат (заступничество). Всегда учёные в Исламе были очень жёсткими по отношению к правителям, они же были и их воспитатели. Таким был ‘Абдуррахман ан-Насыр. И Пречист Аллах, Мунзир ибн Са‘ид продолжал укорять его ещё сильнее после этого и до самой смерти ‘Абдуррахман не убирал его. Так, этот учёный оставался до самой смерти правителя.
Следующей проблемой была: — С кого из бунтарей начать?
Было огромное количество восстаний и ‘Абдуррахман решил начать с ‘Умара ибн Хафсуна или как он сам себя называл – Самуил. Этот бунтарь, который принял христианство и взял огромное количество крепостей, был очень сильным противником. Он выбрал именно его, так как с ним сражаться было обязанностью, потому что он вышел из Ислама. И второе, здесь для мусульман было всё ясно — с одной стороны мусульмане, а с другой стороны не мусульмане. Здесь все понимают, что это необходимо. Другой мог бы сказать: «эти бунтари всё равно ведь мусульмане», а здесь всё будет ясно. Поэтому он собрал, сколько смог, войско Кордовы. Всего через два месяца после того, как он сел на трон взял у Самуила город Устунджа. Вернул этот город, который был очень укреплён. Затем, через 2-3 месяца сам возглавил поход, который уже длился 3 месяца: месяц Ша‘бан, Рамадан и Шаууаль, это тоже был 300-й год по Хиджре. Он вернул себе город Джайян, тоже очень большой город. Мы упоминали этот город в то время, когда Тарик ибн Зияд шёл править в Андалусию. В одном городе Джайян было более 70-ти крепостей — только в одном городе, т.е. настолько огромным и укреплённым был этот город. Этого вероотступника, Самуила, поддерживали Фатымиды (шииты) с Юга через Гибралтар – посылали пищу, одежду, оружие. Также его поддерживали христиане с Севера – они посылали корабли, которые тоже переправлялись через Гибралтар, и затем с Южных портов поставляли ему оружие. К тому же, город Ишбилия (нынешняя Севилья), в котором правил один из сыновей Хаджаджа, тоже помогал Самуилу.
Теперь, ‘Абдуррахман хочет сделать так, чтобы отрезать Самуила от любой поддержки. Он смотрит, кого выбрать, т.е. на кого напасть? – На христиан, на Фатымидов или на город Ишбилия. Он выбирает город Ишбилия, потому что это мусульманский город несмотря на то, что он отделился от них. В нём большая мусульманская армия, и если он сможет подчинить этот город, то очень большая армия перейдёт на его сторону, тем самым он сможет с большими силами напасть на Самуила. И действительно, он взял город Ишбилию, и вместе с этим увеличилось его войско. Затем он снова пошёл на Юг, в сторону Самуила – у него уже не было поддержки от города Ишбилии. ‘Абдуррахман взял гору Ранда, затем город Шадуна, Кармуна и пока не добрался до Гибралтара. Когда он добрался до Гибралтара, тем самым он отвёл Самуила от любой помощи, которая поступала от Севера или через Гибралтар от государства Фатымидов (шиитов), которые в то время правили в северной Африке. После того, как он так сделал Самуил сразу попросил перемирие и сказал: «Если ты со мной заключишь перемирие, я тебе отдам 162 крепости», на что ‘Абдуррахман согласился. Он получил 162 крепости и согласился на временное перемирие.
Во власти у ‘Абдуррахмана теперь: Кордова, Ишбилия, Джайян, Устунджа и много крепостей, т.е. примерно 1/6 часть Андалусии в его руках. Самуил находится на Юго-Востоке Андалусии – контролирует всё ещё некоторые территории. Теперь вся Андалусия (302-й год по Хиджре) состоит из 6 частей — это Тулейтула на Севере; Сарагоса на северо-востоке; Балансия на востоке; Самуил как мы сказали на Юго-Востоке и ‘Абдуррахман аль-Джалляки на западе. Что теперь выберет ‘Абдуррахман ан-Насыр, на кого пойдёт из этих шести?
Он снова всех удивил, он берёт войско и направляется на Север в сторону христиан, т.е. оставляет их всех. Он узнал, что христиане атаковали территорию мусульман, правда, в то время бунтари, те, которые восстали против ‘Абдуррахмана. Тем не менее, он направляется с войском, чтобы защитить бунтарей от христиан, которые шли с Севера. На этот поход у него ушло целых 2 года. После успеха, после нескольких побед, с огромным трофеем он возвращается в Кордову. Т.е. он как будто бы этим самым хотел объяснить всем мусульманам, что основной враг — это христиане на Севере, которые ждут, чтобы мы начали между собой воевать и, использовав этот момент, напасть на нас. Также он тем самым опозорил лидеров восстаний перед своими народами, дал повод другим народам думать, что, вот ‘Абдуррахман настоящий руководитель – идёт и сражается с христианами, в то время как вы не знаете, чем вы занимаетесь. Т.е. лидер это тот, кто заботится о защите от настоящих врагов и решает настоящие проблемы. Это также и пример для нас, и такие вещи известны в политике. Если есть какой-то внешний враг — это объединяет население. Мусульмане сейчас очень сильно разрозненны, возьмите любое государство, 2-3 государства мусульман – обязательно, специально поставили спорные территории, из-за которых постоянно происходит война или конфликты. Возьмите Западную Сахару между Магрибом и Мавританией – до сих пор конфликты идут из-за этого. Везде, специально сделали какие-то проблемы для того, чтобы мусульмане «грызлись» между собой.
Пречист Аллах, ‘Абдуррахман, которому было 22 года показал блистательный пример для всех мусульман. И как результат, через два года (в 304-м году по Хиджре) он возвращается, и как подарок от Аллаха, Всемогущ Он и Велик, из-за того, что он так поступил, город Сарагоса добровольно сдаётся и примыкает к ‘Абдуррахману ан-Насыру – добровольно, без войны.
В 306 году, через 2 года ещё один подарок от Аллаха, Всемогущ Он и Велик – Самуил умирает, человек, который восстал, вышел из Ислама и принял христианство, он умирает в возрасте 66 лет христианином. ‘Абдуррахман использует момент – нападает на территорию Самуила и подчиняет всю Юго-Восточную Андалусию. Он дал 3 дня тем, кто вышел из Ислама вместе с Самуилом – если кто-то вернётся в Ислам, то он готов был взять их в своё войско, чтобы они были воинами вместе с ним. Те, кто не вернулся в Ислам – были убиты. Из них была дочь Самуила, которая до последнего говорила: «Не предавайте религию своих отцов», т.е. христианство, её также убили.
Затем в 308 году по Хиджре был поход на город Тулейтула на Севере, в то время ‘Абдуррахману было всего 30 лет, он взял этот город. В самом начале мы говорили, что, когда Тарик ибн Зияд взял город Тулейтула, сказали, что этот город со всех сторон, кроме Южной части (а на Юге огромная крепость) было очень сложно взять, но, несмотря на это, он не устоял и поэтому взяли этот город. В этом же году, в 308 году, снова был поход против христиан на Север. Эта битва называлась «Большая битва Муб‘адж» против объединённых войск христиан Лиона и Навара. Через три месяца опять победа, трофеи и он обратно вернул под свой контроль город Салим, который взяли христиане.
В 312 году по Хиджре – поход на государство Навар и берёт столицу Мамбалюна. Полностью это государство христиан он взял под свой контроль.
В 316 году по Хиджре берёт под свой контроль Восточную часть Андалусии, такие города как Балансия (Валенсия). Затем, дальше идёт на Запад против ‘Абдуррахмана аль-Джалляки, тоже был один из восставших, и полностью заканчивает объединение Андалусии под свой контроль.
За 16 лет он полностью подчинил себе всю территорию Андалусии – подавил все восстания, вернул все города и даже взял некоторые государства христиан. В то время ему было всего 38 лет – он объединил полностью всё государство, которое уже было готово рухнуть.
В то время в Ираке правил и вообще во всём мире правила династия ‘Аббасидов, но они были очень слабы и правитель ‘Аббасидов – аль-Мукбиль ‘Абдиллях был убит. Его убил правитель турков аль-Му‘мин бин Уакр, и на самом деле, теперь турки правили ‘Аббасидами. Они для вида делали так, что якобы ‘Аббасиды всё ещё правят, но на самом деле в то время уже правили турки.
На Юге Фатымиды (шииты) объявили халифат в Северной Африке, и назвали себя: «Правители правоверных».
Посмотрев на это всё, ‘Абдуррахман сказал:
«У меня больше прав называться правителем правоверных».
Он назвал себя правителем правоверных и объявил уже не правительство Омейядов, а Омейядский халифат в Андалусии.
Начало эпохи Омейядского государства
С этого начинается новая эпоха – эпоха Омейядского халифата в Андалусии, с 316 по 400-го года по Хиджре.
В 319 году по Хиджре, он предпринимает поход против Фатымидов (шиитов) в Северную Африку, и взял два города, с чего начиналось завоевание, это – Танджа и Сабта. Эти города, которые как раз с другой стороны пролива Гибралтара. Гибралтар уже полностью был под его контролем. Он помогал суннитам в Северной Африке – оружием, провизией, но дальше этого он не пошёл, потому что у него была опасность с Севера — от христиан, и поэтому он дальше не стал углубляться в Северную Африку.
Посмотрите на характер ‘Абдуррахмана ан-Насыра.
В 323 году по Хиджре, правитель города Саракоста (Сарагоса), которого звали Мухаммад ибн Хишам ат-Таджиби, предал ‘Абдуррахмана и объединился с христианами. Объединился с государством Леон против ‘Абдуррахмана ан-Насыра. ‘Абдуррахман моментально берёт войско, выдвигается и берёт одну из крепостей на подступах к этому городу и сразу казнит всех лидеров, всех командиров этой крепости перед этим городом. Когда Мухаммад ибн Хишам увидел это, он сдался и покаялся. И ‘Абдуррахман ан-Насыр принял его покаяние и снова вернул его, сделал его губернатором провинции Саракоста. Хотя другой никогда в жизни не вернул бы его обратно. Вспомните, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал курайшитам, когда зашёл в Мекку:
اذهبوا فأنتم الطُّلَقاءُ
«Идите, вы свободны».
— Хадис слабый[2].
Т.е. не было никакого чувства мести. Также и ‘Абдуррахман вернул его на пост, после такого предательства и после этого, уже ни разу не было предательства, люди полюбили его. Решительный, когда это необходимо, и может прощать, даже когда может наказать. Действительно, Пречист Аллах, качества, которые очень мало у кого есть.
В 325 году по Хиджре, он совершил поход на государство Арагон. Мы говорили, что появилось маленькое государство Арагон на Северо-Востоке. Он полностью завоевал это государство и вернул город Барселону под свой контроль.
В 327 году по Хиджре, он идёт во главе большого войска – около сто тысяч всадников, на государство Леон. Происходит битва «аль-Хандак» («Битва у рва» или ещё её называют «Битва у Самура»), в которой ‘Абдуррахман делает огромную ошибку. Он зашёл на эту битву и увидел своё войско – сто тысяч всадников, огромное войско. Можно даже не делать ду‘а, которое обычно делают перед каждой битвой: просить у Аллаха, Всемогущ Он и Велик, победы. Они действительно увидели, насколько это войско большое, и напоминание о битве Хунейн повторяется заново. Когда ошибаются сердца мусульман, всегда их преследует поражение. Ни у кого нет родственных связей с Аллахом, Всемогущ Он и Велик. Если человек ошибается, Аллах Всемогущ Он и Велик, не смотрит на то, кто ты, чей ты потомок, чей ты предок – Аллах берёт и наказывает тебя за эту ошибку. Их ошибка вылилась в то, что из этого войска было убито и казнено где-то пятьдесят тысяч мусульман, хотя войско было огромным по тем временам. ‘Абдуррахман с остальным войском покинули место боя, вернулись в Кордову. Его воспитывали как воина – и он понял, в чём была причина провала. Он снова начал работу, начал делать наставления, призыв народу. Учёные начали объяснять ошибку, объяснять акиду (вероубеждение) – то, что нужно полагаться только на Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
С 329 по 335 года по Хиджре шли походы на Север. Враги проигрывали, просили перемирия и соглашались платить джизью. Все 3 государства христиан платили джизью ‘Абдуррахману, также и государства Навар, Арагон, Леон с 335 по 350 года платили джизью. Это то, что касается походов или политики.
Государственное управление
Помимо этого, ‘Абдуррахман ан-Насыр создал новое министерство, новую администрацию. Если возникала какая-либо проблема, в министерство он ставил руководителя. Он создал город Захра, где-то к Северо-Западу от Кордовы. Он создал этот город для того, чтобы принимать делегации. Очень много делегаций начало приезжать из разных стран всего мира. В этом городе было 3 уровня:
- Нижний уровень: для охраны, писцов, работников.
- Средний уровень: для министров.
- Высший уровень: дворец халифата – для приёма больших королей, для больших гостей.
Для постройки этого города он привёз материалы из Константинополя, Багдада, Туниса, из Европы. Построил дворец, который назывался «Касру аз-Захра», ему не было подобных во всех мусульманских странах. Возможно, по сей день нет ничего подобного этому дворцу. Это одно из чудес того времени. Приезжали из Европы и Азии только ради того, чтобы увидеть этот дворец. В то время, этот дворец был популярен на весь мир. Столица Андалусии, город Кордова в то время – полмиллиона жителей, т.е. это второй город в мире, по величине после Багдада (в Багдаде, в то время было 2 миллиона жителей). В нём было 13 тысяч дворов, т.е. дом вместе с участком; 28 больших парков и садов; 3 тысячи мечетей. Поэтому в то время этот город называли: «жемчужиной, драгоценностью всего мира».
‘Абдуррахман очень сильно расширил мечеть в Кордове. Михраб мечети был полностью из одного монолитного куска гранита, который привезли из Италии (его использовали в качестве михраба). Зоопарки были по всей Андалусии – привозил птиц, животных. Флот был более 200 судов. Как мы сказали, в год было только более сотни тысяч всадников. Создал оружейные мастерские в каждом городе. Очень сильно процветало земледелие. Начал сеять: хлопок, лён, пшеницу, фрукты, овощи – всё было в достатке. Добывали золото, серебро, медь; делали кожаные изделия; лекарства – всё абсолютно.
Очень многие вещи они экспортировали в другие страны Европы. Открывал базары, т.е. были базары по специальностям (категориям): там, где медные вещи отдельный базар, для мясников отдельный, был даже базар отдельно для цветов. Жили в невиданной, до тех пор, роскоши. Бюджет страны, за год, был 6 миллионов золотых динаров – огромные деньги для тех времён. Он так же, как свой предок – ‘Абдуррахман I (‘Абдуррахман ад-Дахиль), который приехал из Дамаска, делил весь бюджет на 3 части:
- Для армии.
- Для правительства.
- Резервный фонд.
Была дневная, ночная полиция, полиция в торговле, морская полиция. После очень усердной работы полицейского департамента уже не было никаких восстаний до конца правления ‘Абдуррахмана ан-Насыра.
Он создал апелляционные суды, т.е. если кого-то неправильно засудили – он мог подать апелляцию.
Расширил библиотеку в городе Кордова – в этой библиотеке было около 400 тысяч книг, в то время, когда не было типографии, не печатались книги. Представляете? Т.е. писали 400 тысяч книг, самых разных. Появились новые профессии, о которых до этого никто не знал – такие как «Ан-Нассах» — тот, кто переписывает книги. Например, ты богатый человек и хочешь, чтобы определённая книга была у тебя дома, ты идёшь в библиотеку Кордовы, платишь, её переписывают, и ты получаешь копию этой книги. Раньше книги не издавались тиражами, каждая книга была в одном экземпляре, каждый, кто хотел переписывал её.
Также появилась профессия «аль-Бахис» – исследователь. Например, ты хочешь исследовать какой-нибудь вопрос по фикху, по акиде или по сире Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, идешь и даёшь задание этому исследователю. Он берёт информацию из книг в библиотеке Кордовы, и затем даёт информацию. Результат такой, что, скорее всего, по данному вопросу предпочтительно мнение таких-то учёных. Это была целая отдельная профессия «аль-Бахис» – те, которые исследуют. Эти исследования были во всех сферах: почта, инженерия, медицина и т.д. Сейчас легко добыть информацию, нажав лишь на одну кнопку, а раньше это были люди.
Делегации шли со всей Европы: из Германии, Италии, Франции, Англии, из Византии даже – из Константинополя. Прибывали с подарками, и все хотели дружбы с королём ‘Абдуррахман ан-Насыром. Из Византии привезли огромный драгоценный камень, который он поставил в центре своего дворца. Однажды пришло письмо от короля Англии – он просит у ‘Абдуррахмана ан-Насыра обучить 4-х учёных из Англии в Андалусийском университете, в Кордове, и подписал:
أنا خادمك المُطيع
«Ваш покорный слуга – король Англии».
‘Абдуррахман ан-Насыр – был самый великий правитель средних веков в Европе.
В 1961 году в Испании был праздник, испанцы христиане исправляли 1000 лет со дня смерти ‘Абдуррахмана ан-Насыра. Почему они праздновали? – Потому что он был самым великим королём Испании, хотя был мусульманином, арабом, а не испанцем. Тем не менее, он увековечил имя Испании на века. Это было самое сильное и самое просвещённое государство в мире, в то время.
‘Абдуррахман правил с 300 по 350 год по Хиджре. Ни смотря на всю свою власть, ни смотря на всю мощь этого государства он очень быстро каялся, очень быстро возвращался к Аллаху, Всемогущ Он и Велик, ни смотря на то, что он обладал этими богатствами и властью.
Один раз, был случай, когда была сильная засуха в Андалусии и люди вышли в поле для того, чтобы прочитать намаз «салят аль-истиска» — молитва прошения дождя у Аллаха. Во главе людей вышел учёный аль-Мунзир ибн Са‘ид (тот, о ком упоминали выше). Они посмотрели и заметили, что нет халифа, тогда Мунзир послал мальчика во дворец, чтобы он нашёл его. Мальчик зашёл во дворец и нашёл ‘Абдуррахмана во дворе дворца в уединении. Он сидел на земле, одев шерстяную грубую одежду, борода его была мокрая от слёз, он делал ду‘а. Он взывал к Аллаху со словами:
«О, мой Господь! Вот этот мой хохол – в Твоих Руках! Неужели из-за меня грешника, ты будешь наказывать весь мой народ несмотря на то, что Ты – самый Мудрый из мудрейших! О Аллах, не наказывай же мой народ из-за моих грехов!»
Когда этот мальчик услышал эти слова, он вернулся к учёному аль-Мунзиру и рассказал обо всём что видел. Тогда Мунзир ответил:
«О, мальчик, возрадуйся! Иди к людям и неси дождь с собой, потому что Аллах, Всемогущ Он и Велик, уже разрешил дождю пролиться на землю. Если подчинился и покорился великий человек в этом мире, то Великий Создатель наделяет Своей милостью людей».
«Аль-Джаббар» Великий, Могущественный – это одно из имён Аллаха.
У Мунзира появился страх перед Аллахом, поэтому он говорит: «Джаббар этого мира», т.е. на этой земле. И аль-Джаббар, Который на небе, Он проявит милость ко всем.
В 350 году по Хиджре ‘Абдуррахман ан-Насыр умирает, ему было 72 года. Когда он умер, открыли его дневник и в нём были указаны все события и были те дни, которые он пометил как свободные дни. Когда посчитали эти дни, то оказалось, что у него было всего 14 дней за всю жизнь, когда он мог отдохнуть. Вся его жизнь была в борьбе.
Аль-Хакам ибн ‘Абдуррахман
После него садится на трон его сын аль-Хакам ибн ‘Абдуррахман ан-Насыр, который правил 16 лет — с 350 по 366 года по Хиджре. Он сел на трон, когда ему было 47 лет.
Пречист Аллах, во время правления сына ‘Абдуррахмана ан-Насыра (аль-Хакама) произошёл подъем всех наук, и такого ещё не было в истории.
Сам аль-Хакам был учёным, его называли «влюблённый в книги». Он создал ещё одну библиотеку, которая называется «аль-Мактабатуль Амауия» — Омейядская библиотека. Она была на уровне Багдадской библиотеки или библиотеки Кордовы. Книги привозили со всего мира, он платил 1000 динаров, не глядя за любую книгу. Её привозили и сразу ставили в Омейадскую библиотеку. Были люди, которые только и занимались этим – привозили, переводили любые книги по различным наукам. Во время правления аль-Хакама ибн ‘Абдуррахмана книги переписывали женщины. Мужчины были заняты походами, строительством, а женщины Андалусии переписывали книги, занимались распространением знаний. Женщины андалусийки были известны своим почерком, во всём мире узнавали их почерк. Очень сильно распространилось производство бумаги и чернил, переплётов для книг. Даже Ватикан — Папа Римский, закупал бумагу в Андалусии для того, чтобы писать Библию на этих бумагах. Бедных обучали бесплатно, все андалусийцы уже практически умели читать и писать в то время — это 1000 лет назад. Кордовский университет создали во время аль-Хакама ибн ‘Абдуррахмана.
Он был первым, кто начал выплачивать зарплату учёным. Раньше учёные параллельно занимались каким-то бизнесом. Но аль-Хакам сказал, чтобы учёные занимались знаниями, тем самым выплачивая им зарплату. Когда христиане из Севера узнали, что ученые занимались только знаниями, они вышли военным походом на аль-Хакама. Аль-Хакам моментально взял войско, показал, что мусульмане всё ещё сильны в то время, и все обратно согласились платить джизью.
Аль-Хакам во время своего правления пошёл походом на Северную Африку, переплыл через Гибралтар и подчинил себе все страны Магриба: Марокко, Алжир, Тунис.
Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя.