Урок 5
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, просим у Него прощения и просим Его вести нас прямым путем, и прибегаем к Нему от зла наших душ и наших плохих деяний. Поистине, тот кого поведет Аллах прямым путем, никто не собьет, а тот, кого Он сбивает с пути истинного, ты не найдешь для него ни покровителя, ни наставника. И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад раб Его и посланник, отправивший его с истиной, добрым вестником и предостерегающим увещевателем перед Судным днем и затем:
Сегодня, братья, пятая лекция под названием «Андалусия: от открытия до падения».
Ислам мог бы исчезнуть с земель Андалусии, если бы не ‘Абдурахман ад-Дахиль
На прошлой лекции мы остановились на том, что Андалусия дошла до такой стадии, что историки говорили:
«Ислам мог бы исчезнуть с земель Андалусии, если бы не ‘Абдурахман ад-Дахиль», историю которого мы рассказали в прошлой лекции.
Как мы уже рассказывали в прошлой лекции, Абу Джафар аль-Мансур организовал покушение на ‘Абдурахмана, но он дал отпор.
Теперь предположим, если бы ‘Абдурахман сдался, что тогда произошло бы?
Его бы убили, и он это знал. Это для него было вопросом жизни и смерти. По причине этого он воевал с ними до конца и отделился от халифата. Хотя ‘Аббасидское правление начало очень жёстко, но в последствии они стали более мягкими в правлении. И даже Абу Джафар аль-Мансур в конце своего правления стал совсем другим. Стал намного мягче. ‘Аббасиды потеряли много сил и крови из-за своего неправильного подхода. Когда можно было использовать ресурсы Омейядов, они их уничтожали. Как говорится, сила не в своем месте порождает только насилие, и кровь, пролитая не в своем месте, порождает большее количество крови. Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَأَنَّ هَٰذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ ۖ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ ۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّاكُم بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ٣٥١
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь.»
[Сура «Аль-Анам», аят 153]
Теперь вопрос: Имел ли право, по Шариату ‘Абдурахман ад-Дахиль, войдя в Андалусию, воевать с бунтарями?
На тот момент все хотели его правления. Имам Муслим приводит хадис в своем сборнике, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَن أتاكُمْ وأَمْرُكُمْ جَمِيعٌ علَى رَجُلٍ واحِدٍ، يُرِيدُ أنْ يَشُقَّ عَصاكُمْ، أوْ يُفَرِّقَ جَماعَتَكُمْ، فاقْتُلُوهُ
«Если к вам пришёл человек, в то время как вы едины, и этот человек пришел нарушать ваше единство, то убейте его»[1].
То есть в приоритете это единство мусульман. Если в единое общество мусульман приходит человек, который хочет разъединить их, то его следует убрать по хадису посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
С начала правления ‘Абдурахмана, со 138 г. по 142 г. по Хиджре почти все города, которые мусульмане взяли во Франции, были потеряны. Юг Франции 47 лет находился под сенью Ислама. Это закон Аллаха. Когда мусульмане заняты разборками друг с другом, то они терпят поражение от своих врагов.
‘Абдурахман начал создавать заново сильную армию, чтобы укреплять государство. В основном упор делал не на арабов и берберов, а на местных, т.е. жителей Андалусии, которые приняли Ислам. Затем уже на арабов, берберов и йеменцев. Третья часть армии состояла из пленных рабов-христиан, которых купил ‘Абдурахман ад-Дахиль в христианских странах.
Он уделял большое внимание армии и к концу правления его она состояла из 100 000 всадников. Также ‘Абдрахман уделял большое внимание распространению знаний, установил везде суды, правившие по Шариату, создал специальные центры по побуждению к одобряемому и запрету порицаемого. Также он построил в Кордобе большую мечеть, которая до сих пор там находится в наше время, но уже в статусе христианского храма. Было потрачено 80 000 золотых динаров на постройку этой мечети.
После него ещё восемь правителей расширяли эту мечеть, пока она не превратилась в одну из самых больших мечетей в мире. Затем он начал строить мосты, здания и крепости, связал все части Андалусии дорогами. Построил первый монетный двор, где чеканили местные монеты Андалусии. Также построил самый большой сад, который назвали Расафа по примеру своего деда Хишама ибн ‘Абдульмалика, который построил такой же сад в Сирии. Он привозил туда плодородные деревья со всех уголков Земли.
Основными врагами являлись государство Леон и Франция. ‘Абдурахман поставил три пограничных поста на севере: первый был Сарагоза, вторым был город Салим (в Тулейтуле) и третий был со стороны Леона. Были летние походы, которые назывались «Саваиф». Каждое лето осуществлялись военные походы на Францию.
Весь бюджет страны он делил на три части: первую треть он тратил полностью на армию, вторую треть он тратил на нужды государства и третья часть это был запас как резервный фонд. Создал оружейные мастерские для мечей и катапульт. Также создал очень сильный флот и портовые города, такие как Тартуш (Тортоса), Альмария (Альмери́я), Ишбилия, Барселона и так далее. И по воле Аллаха, если бы этот человек не пришел на территорию Андалусии, то Ислам бы закончился там.
Как говорит историк ибн Хайян аль-Андалусий:
«Он был очень разумным человеком, кротким, знающим, проницательным, решительным, он обладал всеми необходимыми качествами лидера. Он был далёк от беспомощности. Был легким на подъем, постоянно был в движении, никогда не было бесполезного отдыха, был очень активным, также у него было глубокое понимание дела. Был очень щедрым, добрым, был великолепным оратором, хорошим поэтом, очень красноречивым, и у него была величие, его боялись враги и уважали друзья. Вместе с этим он посещал похороны, совершал заупокойную молитву, также совершал с мусульманами пятничную и праздничные молитвы, проводил проповеди и навещал больных. Несмотря на обширность его знаний, он никогда не принимал решение единолично, не посоветовавшись с окружением. И даже если большинство мнений противоречило его мнению, он решительно принимал сторону большинства».
Удивительно положение нынешней молодёжи. Ведь в тот момент, когда ‘Абдурахман Ад-Дахиль зашёл в Андалусию, ему было всего лишь 25 лет. А сейчас люди в его возрасте большое количество времени проводят за такими бесполезными вещами, как компьютерные игры, телевизор.
‘Абдурахман выходил к народу без телохранителей и ему посоветовали, чтобы он так не делал, дабы люди не потеряли уважение к нему. Тогда он вспомнил слова об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе:
حكمتَ فعدلتَ فأمنتَ فنمتَ يا عمرُ
«Ты правил и правил по справедливости, поэтому ты спишь в безопасности, о ‘Умар»[2].
Был случай, когда у ‘Абдурахмана один человек попросил что-то в присутствии других людей и он сразу выполнил его просьбу, сказав:
«Если ты будешь в чем-то нуждаться, то в следующий раз пиши нам на бумаге, чтобы другие не знали какая у тебя проблема. Но это ты сделаешь после того, как протянешь его нашему Владыке с искренней мольбой и правильным намерением».
Воспитывая тем самым людей, чтобы они просили в первую очередь у Аллаха, а потом уже у людей.
Передается, что как-то раз к нему зашёл обычный воин и начал разговаривать с ним не вежливо, повышая на него голос. На что ‘Абдурахман ад-Дахиль ответил ему:
«О такой-то, поистине я не хочу, чтобы ты был невеждой! Если ты обращаешься, то говори с уважением. В этот раз тебя защитило то, что мы одержали победу. В следующий раз будь учтивым и обращайся спокойно. Поистине я боюсь, что в следующий раз, когда не будет победы, я разгневаюсь на тебя и накажу», — на что тот воин ответил ему:
«О правитель правоверных, я прошу Аллаха, чтобы он сделал каждую мою ошибку тебе победой. Чтобы эта победа была заступником для моей ошибки».
Услышав это, ‘Абдурахман сказал, что это не оправдание невежды. Потом он назначил его офицером.
С возрастом ‘Абдурахман начал приглядываться к тому, кого он сделает наместником после себя. У него было два сына: Сулейман и Хишам. ‘Абдурахман долгое время испытывал своих сыновей, чтобы узнать кто из них лучше. Наконец он выбрал младшего сына Хишама.
В 172 году по Хиджре после 34 лет правления, наместником становится его сын Хишам ибн ‘Абдурахман ад-Дахиль.
Эпоха правления Омейядов была со 138 года по 316 года по Хиджре. Первая часть, которая началась с правления ‘Абдурахмана, продлилась 100 лет. Это эпоха силы Омейядов. Вторая часть длилась 62 года. Это была эпоха слабости и упадка Омейядов. И третья часть, которая длилась всего 16 лет, о ней мы поговорим позже.
Правление после смерти ‘Абдурахмана Ад-Дахиль
После ‘Абдурахмана на троне сменилось три правителя:
- Первый из них это был его сын Хишам, который правил cо 172 г. по 180 г. по Хиджре. Был известен своим знанием, любовью к знаниям, поэтому окружил себя учёными. Сыграл огромную роль в распространении арабского языка в Исламе. Настолько что арабский язык стали преподавать в иудейских и христианских учебных заведениях. Он распространил маликитский мазхаб вместо мазхаба аль-Аузаи.
- Вторым правителем был его сын аль-Хакам ибн Хишам, который правил со 180 г. по 206 г. по Хиджре. Он был прямой противоположностью Хишаму, был очень жёстким человеком, обложил свой народ налогами, очень сильно любил стихи и охоту. Упоминается, что, когда случился бунт, он с жестокостью подавлял его и даже сжигал дома бунтарей и выгонял их за пределы страны. Случилось одно известное восстание народности рабат, проживающие возле столицы Кордоба. Он жестоко подавил это восстание, сжег дома и выгнал их из страны. Те же сели на корабли и поплыли на остров Крит и основали там Исламское государство на 100 лет. Несмотря на свою жестокость, он продолжал военные походы на север.
Посмотрите на мудрость Аллаха. Этот человек был жестоким по отношению к своему народу, и Аллах сделал так, что именно в его время пали некоторые города в Андалусии. Одним из этих городов была Барселона. На месте этого города и его окрестностях христиане образовали государство Арагон. Однако Аллах оказал милость ему и в конце своей жизни перед смертью он покаялся. Попросил прощения у своего народа и поставил наместником после себя своего сына ‘Абдурахмана. - В истории он более известен как ‘Абдурахман II (или Абхурахман средний). Правил он с 206 г. по 238 г. по Хиджре. Это был конец эпохи силы. О нём говорится, что он был очень хорошим человеком, мягким, любил знания и учёных. При его правлении большое внимание уделялось знаниям. В его эпоху жил большой учёный ‘Аббас ибн Фирнас, учёный математик.
Он (‘Аббас ибн Фирнас) был первым учёным, который пытался сделать управляемый полёт на искусственных крыльях. 20 лет он работал над первым дельтапланом. Изобрёл лупу и водяные часы, также разработал технологию изготовления стекла из песка.
Новый правитель ‘Абдурахман II начал привозить учёных отовсюду, даже из Багдада. Он же основал ядро великой библиотеки в Кордобе. В его правление процветала торговля и богатства, и не было попрошаек. В то же время появились доселе незнакомые в Андалусии вымощенные улицы, система орошения, сады, строение дворцов.В период его же правление произошли походы викингов. Субхана Аллах, пришли скандинавы и напали на территорию Андалусии. Это были варвары, а основной их целью были грабежи и разрушения. В 230 году по Хиджре они нападают на город Ишбилия, полностью разрушив и ограбив этот город. После чего они захватили такие города как Сазуна, Альмария, Мурсия. Тогда ‘Абдурахман II подготовил армию и выступил против них. В течение 100 дней продолжались кровопролитные битвы, пока мусульмане не одержали победу над ними.
Теперь посмотрите какова же была реакция ‘Абдурахмана II на эти походы викингов:- первое что он сделал — это воздвиг большую стену вокруг города Ишбилия, так как это был портовый город, то он был легкодоступен для любого флота.
- также он создал два сильнейших флота: один флот был в Атлантике, а другой в Средиземном море.
Период слабости
После чего наступает эпоха слабости, в период с 238 г. по 300 г. по Хиджре. В это время правили три правителя: первым правителем был его (‘Абдурахмана II) сын Мухаммад, затем правили два его сына — это Мунзир и ‘Абдулла.
Удивительно как после такого расцвета во всех сферах жизни наступил упадок. Это закон Аллаха. Не бывает падения без причин. Если вы помните, мы анализировали причины падения в эпоху наместников. Мы сказали, что из причин падения было богатство этого мира, национализм, а также то, что люди перестали выходить в военные походы.
Причины слабости
И чтобы понять причины слабости, необходимо вернуться к эпохе силы Омейядского правления:
- Открылась эта мирская жизнь и ее богатства.
Упомянем хадис Пророка, где он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
فَواللَّه مَا الفَقْرَ أخْشَى عَلَيْكُمْ، وَلكِنِّي أخْشَى أنْ تُبْسَط الدُّنْيَا عَلَيْكُمْ كَمَا بُسِطَتْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَتَنَافَسُوهَا كَمَا تَنَافَسُوهَا، فَتُهْلِكَكُمْ كَمَا أهْلَكَتْهُمْ
«Я не боюсь для вас бедности, однако я боюсь, что богатства этого мира откроются для вас также, как они открылись для тех, кто был до вас, и вы начнёте соревноваться в благах этого мира также, как соревновались те, кто были до вас, — и также мир вас погубит, как погубил тех, кто был до вас».
— Аль-Бухари (3158), Муслим (2961).
В другом же хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إنَّ لكلِّ أُمَّةٍ فتنةً وإنَّ فتنةَ أُمَّتي المالُ
«Поистине у каждого народа есть свое искушение, а искушение моей общины — это богатство».
— Ахмад (4/160), аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» (957), ат-Тирмизи (2336), Ибн Хиббан (3223), аль-Хаким (4/318) и аль-Къуда’и в «Муснад аш-шихаб» (1/86).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занижал ценность этой мирской жизни. В одном из хадисов он, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
مَا الدُّنْيَا في الآخِرَةِ إِلاَّ مِثْلُ مَا يَجْعَلُ أَحَدُكُمْ أُصْبُعَهُ في اليَمِّ ، فَلْيَنْظُرْ بِمَ يَرْجِعُ
«Поистине этот мир по отношению к вечной жизни подобен тому, как один из вас опускает палец в море и пусть же посмотрит с чем он вернётся».
— Муслим (2858), ат-Тирмизи (2323), Ибн Маджах (4108), Ибн Хиббан (4330, 6159), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (8/145). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (7100), «Сахих Ибн Маджах» (3332).
То есть не надо цепляться за эту мирскую жизнь, основные блага будут в будущей жизни.
- Человек по имени Зирьяб.
Он был певцом в Багдаде. Его учителем был Ибрахим аль-Мусыли, он также был певцом. Когда Зирьяб начал петь халифам, его голос всем понравился. Ибрахим приревновал своего ученика к халифу и хитростью сделал так, что этого человека выгнали из Багдада. После чего Зирьяб отправился в Андалусию и там он получил широкую известность. Начал обучать пению, музыке и моде. Это продолжалось до тех пор, пока сердца людей не привязались к нему, к его песням.
В это время широкое распространение получило пение, музыка и певцы. Затем распространились танцы, сначала среди мужчин, потом среди женщин. Люди стали слушать Зирьяба больше, чем слушать хадисы или учёных того времени. Даже стали его слушать больше, чем слушать Куран.
Такое уже происходило раньше, вспомните, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, жил в Мекке, был человек, которого звали Надр ибн Харис. Когда этот человек увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал Куран, люди удивляются Курану. Тогда Надр ибн Харис отправился в Персию. Наслушавшись местных рассказов о Рустаме, он взял двух певиц и вернулся назад в Мекку. И когда он слышал, что кто-то слушает Куран, он посылал к этому человеку своих певиц, которые начинали петь ему свои персидские сказки, дабы отдалить человека от Курана. Это продолжалось пока Аллах ниспослал о нём аят в суре Лукман:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْتَرِي لَهْوَ الْحَدِيثِ لِيُضِلَّ عَن سَبِيلِ اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَيَتَّخِذَهَا هُزُوًا ۚ أُولَٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ مُّهِينٌ ٦
«Среди людей есть такой, который покупает потешный речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения.»
[Сура «Лукман», аят 6]
‘Абдулла ибн Мас’уд сказал:
«Клянусь Аллахом, этот аят был ниспослан по поводу пения и музыки»[3].
Аллах говорит в Коране про шайтана:
ثُمَّ لَآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَائِلِهِمْ ۖ وَلَا تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ ٧١
«А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдёшь большинство из них благодарными.»
[Сура «Аль-А’араф», аят 17]
Чем больше у людей интерес к Исламу, тем больше усердствует шайтан чтобы сбить их.
Если мусульманин знает больше песен чем Коран, то это опасно для него, и также если мусульманин знает больше фильмов и сериалов чем Коран, то это очень опасно для него.
Упоминается случай, когда один человек рассказывал про Андалусию и среди присутствующих было много выходцев из Алжира, Туниса и Марокко, он упомянул имя того певца Зирьяба с буквой «д», т. е. Зирьяд. Тогда после лекции к нему подошел один алжирец и поправил его, сказав, что его зовут Зирьяб, а не Зирьяд. На что лектор поблагодарил его. Через некоторое время к нему подошел один тунисец и сказал то же самое, что и алжирец. Лектор и его поблагодарил. Однако через некоторое время к нему подходит ещё один человек и говорит то же самое что и предыдущие двое. А как вы знаете алжирцы, тунисцы и марокканцы — это потомки тех людей, которые проживали на территории Андалусии, которые впоследствии переселились снова в северную Африку. То, что они приходили и поправляли его, это указывает на то, что Зирьяб, к сожалению, до сих пор популярен в этих странах. Его стихи до сих пор воспеваются в странах северной Африки. К сожалению, многие мусульмане не знают имени ‘Абдурахман ад-Дахиль и многих выдающихся мусульманских правителей, и учёных, однако знают кто такой Зирьяб.
Удивительно положение тех людей, которые заявляют, что те, кто бежал из Андалусии во время испанской инквизиции, могли оставить нам в наследие скрипку, песни Андалусии. Субхана Аллах!
- Человек по имени ‘Умар ибн Хафсун[4].
Он жил в Андалусии и был местным мусульманином. Этот человек был разбойником. Затем он начал бунт — восстание на юге Андалусии. Люди его очень боялись. Он продолжал пока не взял под свой контроль весь юг Андалусии. Через некоторое время он принимает христианство, в 286 году по Хиджре, и называет себя Самуил. Затем ему стали помогать христиане, проживающие на севере Андалусии.
Получается, у Андалусии большие проблемы. Государство Леон — христиане севера, Самуил — христианин с юга, и в то же время мусульмане оставили походы на север, то есть люди забыли, что такое война, что такое сражаться на пути Аллаха.
Отойдя ненамного от темы, вспомним, что такая же ситуация происходила в двухтысячных годах в Судане. Противостояние южного Судана и северного. Там был человек, которого звали Джон Ганг, которого поддерживали США и Израиль в борьбе против северного Судана.
Также поступили в Андалусии. То есть человек, являющийся мусульманином принимает христианство, после чего ему помогают другие христианские страны в борьбе против этих же мусульман. Также во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступили курайшиты, которые переписывались с главой лицемеров ‘Абдулла ибн Убай ас-Салюлем, они готовили заговор против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В 300 году по Хиджре стало большое количество восстаний, которые невозможно было сосчитать. Самуил взял полностью все южные территории Андалусии такие как Джайян, город Гранада, Устуджа и поставил свою столицу в городе Бербештр, на берегу Средиземного моря. Ишбилия отделилась от Андалусии, на востоке отделилась Валенсия, на северо-востоке Андалусии отделилась Сарагоза, Тулейтула тоже отделилась. Почти все города отделились от центрального управления. Омейяды контролировали только город Кордобу и её окрестности. Все они сражались только из-за этой мирской жизни, из-за власти.
Произошло ещё одно событие. От государства Леон отделилась провинция Наварр (Наварра), современные баски в Испании. Уже три христианских государства находится на севере Андалусии и все они начали атаку с севера на мусульман Андалусии.
Правителем на тот момент был ‘Абдулла ибн Мухаммад ибн ‘Абдурахман второй, и он поставил после себя своего сына Мухаммада, который был убит своим братом. В самой Кордобе начались проблемы: брат убивал брата только ради того, чтобы завладеть правлением в Андалусии.
Кроме того, в странах северной Африки появилось государство Фатымидов, крайних шиитов. Оно образовалось в 296 году по Хиджре. Они убили почти всех суннитских учёных на этих территориях. Это государство началось с Марокко, Туниса, Алжира потом дошло до Египта и даже взяли под свой контроль территорию Хиджаза и Сирии. Было огромное шиитское государство. В это время весь исламский мир был полностью расколот: Египет и Шам находились под рукой Ихшидийцев; Мосул в Ираке им правил ибн Хаддан; была также секта карамитов, которая правила Бахрейном и Ямамой. Город Исфахан был под властью бану Бувейх, Табаристан под властью Дейлям, Хурасан тоже был отдельно. Аль-Ахваз, Карман — все были отдельно друг от друга. Неоткуда ждать помощи. Но Аллах дал новое чудо. Пришел другой человек, который снова исправил все положение и в его время Андалусия стала самым сильным государством во всём мире.
[1] В другой версии «…отрубите ему голову кем бы он ни был». Муслим 1852.
[2] Это сказал посол Кисы.
[3] В «Тафсир ат-Табари» (18/534) приводятся следующие слова: «Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) спросили об этом аяте, на что он ответил: «Это — песни, клянусь Тем, кроме которого нет истинного божества!», повторив это трижды».»
[4] Примечание: Если хотим понять, что человек был местным выходцем из Андалусии, принявшим Ислам,то можно посмотреть на окончании его имени. Обычно оно заканчивалось на «уун», «ун», как например Хафсун, Амрун или «ус», как например Хафсус и т.д.