Урок 4
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху; Его мы восхваляем, просим у Него прощения и просим Его вести нас прямым путем, и прибегаем к Нему от зла наших душ и наших плохих деяний. Поистине, тот кого поведет Аллах прямым путем, никто не собьет, а тот, кого Он сбивает с пути истинного, ты не найдешь для него ни покровителя, ни наставника. И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад раб Его и посланник, отправивший его с истиной, добрым вестником и предостерегающим увещевателем перед Судным днем и затем:
Сегодня, братья, четвертая лекция под названием «Андалусия: от открытия до падения».
На прошлой лекции мы начали проходить эпоху наместников. Так мы сказали, была эпоха завоевания, когда Муса ибн Нусайр и Тарик ибн Зияд взяли территорию Андалусии (нынешняя территория Испании и Португалии) и затем пошли наместники, которых ставили Омейяды (правители Исламского халифата из племени бану Умейия), и эта эпоха делится на две части:
- Эпоха могущества и силы мусульман;
- Эпоха интриг, бунта, заговоров и так далее.
И как мы говорили ранее, была огромная битва под предводительством ‘Абдурахмана аль Гафикий с большим количеством мусульман против французов, которая носила название «Битва при Пуатье» или же в арабском звучании «Балат аш-Шухада» (дворец мучеников), рядом с которым пало большое количество мучеников из числа мусульман. Субхана Аллах после поражения в этой битве закончилась эпоха процветания и могущества Андалусии и начался её закат. И прежде, чем продолжить, я бы хотел напомнить, что в той битве был убит ‘Абдурахман аль Гафикий, в связи с чем армия вернулась в Андалусию.
Прежде чем продолжить, я бы хотел ответить на некоторые вопросы братьев, а именно:
Первый вопрос: Почему местное население не восстало против мусульман? -, при том, что количество мусульман начислялось около 24 000 воинов, 12 000 из них пришли с Тарик ибн Зиядом, 3 000 из которых стали шахидами в Вади аль Барбат, затем еще 3 000 погибли по дороге на север, то есть на момент взятия столицы Испании на тот момент города Тулейтула, у Тарик ибн Зияда было всего 6 000 воинов, после чего к нему пришел Муса ибн Нусайр со своими 18000 воинами.
И ответом на этот вопрос стало удивление: почему же люди не дали отпор такому количеству воинов? Посмотрите, как жили в те времена люди в Европе, люди 99,9% были крепостными: их грабили — они молчали, их унижали — они терпели. Феодалы жили в изобилии, а народ умирал с голоду; продавались и покупались вместе с землей, а другие пожинают плоды их труда, оставляя им какие-то остатки. И ради такой жизни им восставать?! А Ислам вернул им все права.
Мы знаем, что любой человек любит свою Родину, землю на которой он родился и любит он ее из-за тех приятных воспоминаний, как игры, питание, природа и так далее. Но тут у них не было хороших воспоминаний об этой Родине, потому что с рождения и до своей смерти являлись рабами. Поэтому, когда пришли мусульмане, им дали все права, не разделяя между цветом кожи. Разница была лишь в богобоязненности. Ценности человека не в его богатстве, а в его делах. При правлении мусульман, будучи мусульманином он платит 25% ежегодно, а не мусульманин — 1 золотой динар в год и никаких налогов после этого. Более того, если же не мусульманин является бедным человеком, то он ничего не платит, даже наоборот он может претендовать на свои необходимые нужды с казны мусульман. Ислам — это освобождение для всех народов. Причина этого Аллах указал в своей книге:
لَأَنتُمْ أَشَدُّ رَهْبَةً فِي صُدُورِهِم مِّنَ اللَّهِ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَّا يَفْقَهُونَ ٣١
«Воистину, они страшатся вас в сердцах сильнее, чем Аллаха, поскольку они являются людьми непонимающими».
[Сура «Аль-Хашр», аят 13]
Аллах дает величие мусульманину и люди начинают его бояться, но боятся не как тирана, а боятся с трепетом перед величием человека. И также мы приводили уже хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
نُصِرْتُ بالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ،
«… мне была оказана поддержка внушением ужаса (страха) в сердца врагов несмотря на то, что нас могло разделять расстояние в целый месяц пути;».
— Аль-Бухари (335 и 438), Муслим (521).
В другом аяте Аллах говорит:
فَأَتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ حَيْثُ لَمْ يَحْتَسِبُوا ۖ وَقَذَفَ فِي قُلُوبِهِمُ الرُّعْبَ ۚ
«Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх.»
[Сура «Аль-Хашр», аят 24]
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
اغْزُوا باسْمِ اللهِ في سَبيلِ اللهِ، قَاتِلُوا مَن كَفَرَ باللَّهِ، اغْزُوا وَلَا تَغُلُّوا، وَلَا تَغْدِرُوا، وَلَا تَمْثُلُوا، وَلَا تَقْتُلُوا وَلِيدًا،
«Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не обманывайте, не поступайте вероломно, не обезображивайте тела убитых (врагов) и не убивайте детей.»
— Муслим (1731), Ахмад (5/352), Абу Дауд (2613)[1].
В другой же ривае (риваяте) хадиса Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
ولا تقتُلوا شَيخًا فانيًا ولا طِفلًا ولا صَغيرًا ولا امرأةً
«… не убивайте старика, ребенка и женщину»[2].
У войны были свои правила. И теперь сравните это с тем, что случилось в Боснии, когда было убито 200 000 мусульман, большинство из которых были женщины и дети. И сравните это с аятом, где Аллах говорит:
لَّا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ ٨
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.»
[Сура «Аль-Мумтахана», аят 8]
В Андалусии на тот момент были суды для не мусульман, все церкви и синагоги были оставлены им для совершения обрядов, никто из мусульман не разрушал их. Потому что Аллах говорит о себе в Куране:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ
«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди».
[Сура «Гафир», аят 19]
Аллах, сотворив человека знает, что является благом для него, поэтому Ислам является исключительной религией и это сплошное благо для всего человечества.
Второй вопрос: Как мусульмане, поколение которых было так близко к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, могли допустить такие ошибки как национализм и любовь к трофеям?
Отвечая на этот вопрос скажем. Вы удивляетесь, что это произошло в 114 году по Хиджре, когда как тоже самое происходило в третьем году по Хиджре ещё при жизни Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Это была битва Ухуд. По поводу которой Аллах ниспослал аят в Куране:
مِنكُم مَّن يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنكُم مَّن يُرِيدُ الْآخِرَةَ ۚ
«Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь.»
[Сура «Али Имран», аят 152]
Как вы знаете при этой битве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил 50 стрелков лучников на горе, чтобы они охраняли тыл мусульман, но, когда они увидели, как убегают неверующие с трофеями они ослушались посланник Аллаха и спустились за трофеями. Они не спустились ни из-за чего-то (другого), но лишь по одной причине — это трофеи. Даже про сподвижников Аллах сказал, что: «Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь.». Как сказал ‘Абдуллах ибн Масуд:
«Я не знал, что кто-то из нас желает этой жизни пока не был ниспослан этот аят (до этого дня)».
— Упоминается в «Тафсир ат-Табари» к аяту 152 суры «Али Имран».
В битве при Ухуде победа была сначала за мусульманами, но после того, как произошла эта ошибка в сердцах мусульман Аллах обратил исход битвы, наоборот. Мусульмане потерпели поражение после того, как победа была очень близка. И дальше Аллах говорит:
وَلَقَدْ عَفَا عَنكُمْ ۗ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ
«Он уже простил вас, ведь Аллах оказывает милость к верующим».
[Сура «Али Имран», аят 152]
Ибн Касир говорит по поводу тафсира этого аята: «Аллах простил вас, то есть полностью не уничтожил в этой битве. То есть дал вам шанс чтобы вы поднялись после этой ошибки, после этой потери».
И этот шанс был предоставлен им сразу же на следующий день после того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал им на их ошибку и сказал, что это жизнь не интересует нас, они выдвинулись в поход под названием «Хамра аль Асад», в которой Аллах дал победу мусульманам.
Ещё более яркий тому пример битва при Бадре, по поводу которой Аллах ниспослал целую суру, которая так и называется «Трофеи («Аль-Анфаль»). В этой суре Аллах говорит:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَنفَالِ ۖ قُلِ الْأَنفَالُ لِلَّهِ وَالرَّسُولِ ۖ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَصْلِحُوا ذَاتَ بَيْنِكُمْ ۖ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ١
«Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими.»»
[Сура «Аль-Анфаль», аят 1]
То есть сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали спорить из-за трофеев после победы при Бадре. Но тогда с ними был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который мог всё исправить. Но как мы сказали история повторяется, и в этой битве Пуатье тот человек, который мог всё исправить — ‘Абдурахман аль Гафики, стал шахидом.
Есть большая разница между битвами при Ухуде и Пуатье. В битве при Ухуде Аллах сказал:
«Среди вас есть такие, которые желают этот мир,»
[Сура «Али Имран», аят 152]
В битве при Пуатье большинство желало этот мир.
Теперь что касается национализма.
Как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решал эти проблемы?
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью[3]. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь»»[4].
В версии, которая приводится у имама Ахмада Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Зарру:
«Пойми, что, поистине, ты не лучше ни белокожего, и ни чернокожего, если только не превосходишь его в богобоязненности».
— Ахмад (5/158).
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сразу исправлял такие ошибки и Абу Зарр понял свою ошибку и положил лицо на землю и сказал Билялю чтобы он поставил свою ногу на его лицо, но Биляль отказался и простил его.
Или вспомним эту фитну, которую посеял иудей Шас ибн Кайс, посеяв вражду между Аус и Хазрадж и каждый из них начал выкрикивать: «О Аус!», «О Хазрадж!» Услышав их, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Побойтесь Аллаха, вы призываете к невежеству в то время, как я среди вас?! Оставьте это! Поистине он зловонный»[5].
После смерти посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, появился такой человек, которого звали Мусайлима из племени бану Ханиф, который объявил себя Пророком. Тогда спросили у одного из его последователей: «Ты знаешь, что Мухаммад правдив, а Мусайлима лжёт?!» На что тот ответил: «Клянусь Аллахом я знаю, что Мухаммад правдив, а Мусайлима врёт, но лжец из моего племени ближе мне, чем правдивый из племени Мударр». Представляете какой степени национализм!
Посмотрите на этот интересный хадис, который приводит аль Байхаки от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда наступит Судный день, Аллах прикажет ангелу возвестить: «Я сделал связь, и вы сделали связь (подразумевая родственные связи). Я сделал лучшим из вас самого богобоязненного (то есть лучший из вас это богобоязненный), но вы отказались сказав, что «Он такой-то сын такого-то». А сегодня я подниму свою связь и оставлю вашу связь»[6].
Аллах говорит:
فَإِذَا نُفِخَ فِي الصُّورِ فَلَا أَنسَابَ بَيْنَهُمْ يَوْمَئِذٍ وَلَا يَتَسَاءَلُونَ١٠١
«А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга.»
[Сура «Аль-Муминун», аят 101]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О Фатима, дочь Мухаммада, я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха! Проси у меня чего хочешь из моего имущества, но я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха!».
— Аль-Бухари (2753) и Муслим (206)[7].
То есть нет никаких связей пред Аллахом, кроме как поступки и богобоязненность.
И вот после битвы при Пуатье наместником стал ‘Укба ибн Хаджадж Ассаляли, правивший в период 116–123 года по Хиджре. Он был последним правителем муджахидом этой эпохи наместников. Этому человеку предоставилась возможность быть правителем северной Африки или же Андалусии, он выбрал Андалусию по причине военных походов, которые были тогда там. За семь лет своего правления он сделал более семи походов во Францию. Он сам обучал пленных французов. По его причине 2 000 пленных французов приняли Ислам. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах:
فَواللَّهِ لأنْ يَهْدِيَ اللَّهُ بكَ رَجُلاً وَاحِداً خَيْرٌ لَكَ مِنْ أنْ يَكُونَ لَكَ حُمْرُ النّعَمِ
«И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами!»[8].
Эпоха слабости и раздоров
Затем начинается следующая эпоха слабости и раздоров.
Со 123 по 138 годов по Хиджре — это «Эпоха слабости». И причины этой слабости начались ещё в битве при Пуатье — этому стали трофеи, то есть блага этой мирской жизни. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
إنَّ ممَّا أخَافُ عَلَيْكُمْ مِنْ بَعْدِي مَا يُفْتَحُ عَلَيْكُمْ مِنْ زَهْرَةِ الدُّنْيَا وَزِينَتِهَا
«Поистине, чего я боюсь для вас после (моей смерти), так это блеска и украшений мира этого, которые будут вам дарованы!»[9].
Это повлияло на Иман людей. Когда Иман ослабевает, мусульмане начинает совершать много ошибок вследствие чего появился и национализм, например между арабами и берберами и даже между арабами начались межплеменные распри. Затем после них появились наместники диктаторы, которые наказывали свой народ.
Был такой правитель его звали ‘Абдуль Малик ибн Катн. Он наполнил землю Андалусии диктаторством и несправедливостью. Начал давать трофеи только тем, кто из племени Мударр. Также был наместник как Юсуф ибн ‘Абдурахман аль Фахри, который правил с 130 года по 138 год по Хиджре. Субхана Аллах этот человек отделился от халифата, которым правили бану Умейя, а затем бану Аббас. В его правление было около 20 или же 30 восстаний по всей Андалусии, и мусульмане оставили все походы. И как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Любой народ, который оставил сражение на пути Аллаха, они обязательно будут униженны»[10].
Как приводится в хадисе у Абу Дауда от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا تبايعتم بالعِينةِ وأخذتم أذنابَ البقرِ ورضيتم بالزرعِ وتركتم الجهادَ سلط اللهُ عليكم ذُلًّا لا ينزعُه شيءٌ حتى ترجعوا إلى دينِكم.
«Когда вы начнёте использовать в торговле ‘ина (один из видов ростовщичества), схватитесь за хвосты своих будете довольны тем, что сеете и пожинайте, оставив военные походы, то Аллах нашлёт на вас полное унижение, от которого не избавит до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии»[11].
Аллах послал мусульманина, чтобы он доводил истину до людей. Аллах говорит в Куране:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха.»
[Сура «Али Имран», аят 110]
Конец правления наместников
Теперь давайте посмотрим, что же было в конце правления этих наместников — это 138 год по Хиджре.
Все территории, которые завоевали мусульмане во Франции, были потеряны, кроме Септимании. Вследствие чего появилось новое государство Лион.
Произошло отделение от халифата бану Умейия и вся Андалусия была раздроблена межплеменными и межнациональными раздорами. Также среди всех этих раздоров появилась секта хариджиты. К ним же примкнули берберы.
В 132 году по Хиджре произошло крупное событие в Исламском мире — падение правления Омейядов. На их смену пришел ‘Аббасидский халифат. Это было кровавое падение, ‘Аббасиды перебили почти всех правителей Омейядов.
Как отмечают многие историки, в 138 году по Хиджре Исламское правление на территории Андалусии закончилось бы если бы не чудо, которым Аллах спас. И действительно это чудо свершилось.
Это произошло в месяц Зуль Хиджа в 138 году по Хиджре. Один человек зашел на территорию Андалусии — это был ‘Абдурахман ибн Муавия ибн Хишам ибн ‘‘Абдуль Малик. Он был внуком одного из правителей Омейядов. В 132 году по Хиджре, когда пришли к правлению ‘Аббасиды они стали убивать всех правителей Омейядов и лишь некоторые смогли убежать и среди них был ‘Абдурахман ибн Муавия, внук Хишама ибн ‘‘Абдуль Малика. Хишам ибн ‘Абдуль Малик правил в период 105–125 год по Хиджре. ‘Абдурахману было в то время всего 19 лет. Они жили в Ираке. У него был брат, которому было 13 лет, звали его Валид. В один из дней они сидели в доме и у ‘Абдурахмана болели глаза и в дом забежал его сын испуганный заплаканный, ему тогда было четыре года и ‘Абдурахман встал убедиться в чем причина его испуга и когда выглянул из дома увидел кругом чёрные знамена. Это были знамена ‘Аббасидов. И тогда он понял, что готовится на него покушение. Он взял деньги, взял своего брата, которому было 13 лет и оставил всю семью и ушел, потому что он знал, что ‘Абассиды не трогают женщин и маленьких детей. Они шли пока не добрались до реки Евфрат. Добравшись до неё, заметили, что вся река была окружена ‘Аббасидскими воинами. Они прыгнули в реку, чтобы переплыть её и перебраться на другой берег. ‘Аббасиды кричали им: «Возвращайтесь и вам будет дана безопасность».
Его брат Валид решил вернуться, потому что ему было тогда 13 лет, и он устал плыть ведь река была не маленькой на что ему ‘Абдурахман сказал: «Если ты вернёшься они тебя убьют». Он сказал: «Нет, они дали нам обещание, дали нам безопасность», — и он поплыл назад.
Когда Валид вернулся обратно, на берегу, ‘Абассиды его убили на глазах у ‘Абдурахмана. Переплыв реку ‘Абдурахман, отправился в сторону северной Африки (в сторону Магриба).
Причина выбора именно северной Африки была в том, что его мать была из берберов. Таким образом он прошел Аравийский полуостров, Египет, Ливию пока не добрался до города Хайраван (ныне в Тунисе). Там как раз происходило восстание хариджитов, руководил которым ‘Абдурахман ибн Хабиб. Он отсоединил всю территорию северной Африки от империи ‘Аббасидов. Хариджиты как ненавидели ‘Аббасидов также ненавидели Омейядов. И когда они узнали, что пришел ‘Абдурахман ибн Муавия, они захотели убить его. Ему пришлось бежать из этого города. Наконец он дошел до города Барка, который находится в Ливии и остался в этом городе на четыре года. С одной стороны его хотят убить ‘Аббасиды, с другой хариджиты.
Как появились хариджиты?
Они появились во время фитны между Али ибн Абу Талибом и Муавия бин Абу Суфьяном, да будет Аллах доволен ими обоими. Когда две противоборствующие стороны решили обратиться к Курану, чтобы разрешить проблему, тогда некоторые люди не захотели этого делать. Оттуда и появились хариджиты, вышедшие против Али и против Муавии.
Посмотрите, они были сначала с Али потом вышли против него и были против Муавии (изначально), так как он был первым из Омейядов. А ‘Абдурахман был последним из Омейядов, поэтому они его тоже ненавидели.
‘Абдурахман четыре года просидел в Ливии и не знал, что ему делать дальше. Вся огромная Исламская империя для него стала тесной. После чего он решил перебраться в Андалусию.
Во-первых, это самый дальний район от ‘Аббасидов, а во-вторых, между правлением ‘Аббасидов и Андалусией есть пролив, можно сказать, это отдельный материк.
Все что творилось в то время в Андалусии, способствовало тому, что туда было легко зайти. Это были сплошные восстания. Народ ненавидел тогдашнего правителя Юсуфа ибн ‘Абдурахмана аль-Фахри, который отделился от халифата. Лион — новое христианское государство с севера, хариджиты с юга. Всё было готово для того, чтобы зайти туда и постепенно захватить власть на этой территории.
Когда он (‘Абдурахман ибн Муавия) приехал в Андалусию ему было всего лишь 23 года, он начал действовать.
Первое, что он сделал — он отправил своего слугу, которого звали Бадр, чтобы тот разведал какая там ситуация. Второе, он начал переписку со всеми людьми, имеющими вес в Андалусии, которые были лояльны к Омейядам. И надо признать тот факт, что люди любили правления Омейядов. Первым правителем был Муавия. Он был правителем на территории Шама ещё при правлении халифа Умара ибн аль-Хаттаба, оставался им же при правлении Усмана ибн ‘Аффана и Али ибн Абу Талиба. Затем он стал халифом и стал основателем правления бану Умейя (Омейяды). На самом деле люди очень любили их, потому что они знали щедрость омейядских правителей, Омейяды были очень хорошими дипломатами. Во время правления Муавии не было ни одной фитны в течение 40 лет, пока он правил в Шаме. Было очень много военных походов во время правления Омейядов и границы Исламской империи расширились до огромных масштабов. Такая же ситуация была и в Андалусии, их очень любили там. Далее ‘Абдурахман вёл переписку даже с берберами. Смотрите какая мудрость к 23 годам. И он просит у них поддержки. Затем начал переписку со всеми оставшимися с бану Умейя. Он писал всем, от кого можно было ожидать поддержки. Посмотрите парень в 23 года сидит в Ливии и хочет стать правителем Андалусии, какая решимость?!
В 138 году по Хиджре его слуга Бадр отправляет посланника ‘Абдурахману в Ливию, сказав, что все готово и надо выезжать в Андалусию. ‘Абдурахман спросил у посланника Бадра: «Как тебя зовут?», — на что он ответил: «Галиб ат-Тамими» («галиб» образовано от слова «побеждать», а «ат-Тамими» от слова «заканчивать, завершать»). Посмотрев на него, он сказал: «Хвала Аллаху! Мы ин шаа Аллах победим и наше дело будет завершено».
Отправившись на корабле, Бадр встретил его на берегу после Гибралтара и вместе отправились в столицу Андалусии Кордоба. В это время наместник Юсуф был на севере, усмирял очередной бунт. Собрав возле себя берберов и тех, кто поддержал его, но всё равно этого было недостаточно, и он решил обратиться к йеменцам, которые на тот момент составляли большую силу в Андалусии, и они согласились.
Руководил тогда йеменцами Абу Субах аль-Яхсуби. В основном они проживали в городе Ишбилия. ‘Абдурахман лично поехал в этот город, чтобы договориться с ними. После того как он заручился поддержкой йеменцев, он написал послание правителю Юсуфу, написав следующее:
«Я ‘Абдурахман ибн Муавия, я внук Хишама ибн ‘Абдуль Малика, передай мне бразды правления и будь в моем подчинении».
Юсуф, конечно же, ответил отказом и выступил с огромным войском против него. И случилась битва, которая носит название аль-Мусара, произошедшая в месяц Зуль-Хиджа в 138 году по Хиджре.
С сожалением надо признать, что мусульмане воевали друг с другом. Но, на тот момент это было единственным решением проблемы.
Основной силой ‘Абдурахмана были йеменцы. И как-то раз йеменцы увидели ‘Абдурахмана на хорошем коне и сказали: «Этот человек чужестранец завтра он ускачет на своем коне, а мы одни останемся с Юсуфом». Эти слова дошли до ‘Абдурахмана. ‘Абдурахман лично отправился к их лидеру Абу Субаху и говорит:
«Этот конь слишком быстр и мне сложно стрелять из лука. Давай я тебе отдам своего коня, а ты отдашь мне своего мула».
Йеменцы были ошарашены этим предложением. Они сказали: «Это не поведение человека, который собирается бежать», — и остались с ним.
В этой битве ‘Абдурахман ибн Муавия одержал победу. Войско Юсуфа было разгромлено и йеменцы решили преследовать и добивать войско Юсуфа, на что ‘Абдурахман сказал:
«Не преследуете их, оставьте их. Полностью не уничтожайте ваших врагов, с которым вы захотите потом подружиться. Оставьте их для тех, которые будут враждовать с вами больше, чем они».
Субхана Аллах насколько он был дальновидный. Он надеялся, что вернёт то могущество, которое было у мусульман и вернёт правления бану Умейя. У него не было злобы к тем, которые совсем недавно хотели его убить. И то, что он приказал не преследовать войско Юсуфа указывает на его знания в Исламе. Ведь когда случаются такие войны, как подавление бунта, запрещено мусульманам добивать раненых, убивать пленных и запрещено брать трофеи. Всё это он прекрасно знал.
Сразу после битвы лидер йеменцев Абу Субах аль-Яхсуби сказал такую фразу:
«Сейчас мы победили наместника Юсуфа, а теперь пришло время победить остальных (имея в виду Абдурахмана)».
Но большая часть йеменцев отказались и сказали: «Поистине этот человек — не простой человек».
Это дошло до ‘Абдурахмана, но он ничего не сказал и не сделал, дабы избежать противоречий и разногласий в то время, когда очень необходимо единство мусульман. ‘Абдурахман все это время держал в себе этот момент и через 11 лет правления убрал его с должности.
После этой битвы он взял в подчинение Кордобу (столицу Андалусии) и полностью подчинил себе юг Андалусии. После этого его назвали ‘Абдурахман ад-Дахиль, означающий ‘Абдурахман зашедший. То есть он был не из Андалусии пришел в неё и подчинил себе всю Андалусию.
Эпоха правления Омейядов
Со 138 года по Хиджре начинается новая эпоха — эпоха правления Омейядов. Не халифат Омейядов, а правление Омейядов.
Дальше он начал усмирять бунты. С кем-то воевал, кого-то склонял мягкостью своей и за весь период его правления было около 25 бунтов и восстаний.
Он правил в период с 138–172 год по Хиджре, то есть 34 года правления. Когда он умер, он оставил после себя самое сильное государство в Андалусии. Субхана Аллах, он один пришел в Андалусию и смог создать очень сильное и крепкое государство.
Мы не будем подробно останавливаться на всех этих бунтах и восстаниях, однако остановимся на одном, потому что оно необходимо нам для того, чтобы понять некоторые вещи.
В 146 году по Хиджре было восстание и возглавлял это восстание человек по имени аль-Аля ибн Мудырр аль-Хадрамий. Его прислал второй халиф ‘Аббасидов Абу Джафар аль-Мансур. Он специально его послал, чтобы тот организовал бунт против ‘Абдурахмана с целью взятия контроля над Андалусией. Но ‘Абдурахман дал достойный отпор, и аль-Аля в одном из сражений был убит, а войско потерпело поражение. После чего Абу Джафар аль-Мансур сказал: «Мы послали этого бедного на явную смерть. Поистине у нас нет никакой надежды против этого человека (имея в виду Абдурахмана)». И даже сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал море в качестве преграды между нами и ним».
После этого не было ни одной попытки присоединить к себе Андалусию. И Абу Джафар аль-Мансур назвал ‘Абдурахмана «Соколом Курайшитов».
Однажды Абу Джафар аль-Мансур спросил у своих приближенных: «Вы знаете кто такой «Сокол Курайшитов»?», — они стали перечислять, но никто из них не назвал имя ‘Абдурахман ибн Муавия.
Сказал о нём его брат: «Он зашёл в Андалусию один. Из помощников было лишь только его мнение и его решительность. Он переходит пустыню, садится на корабль и переплывает море, пока не зашел на территорию не арабов. Затем он собрал там своих помощников, собрал войско и затем заново возобновил правление на той территории, на которой думали закончилось правление, и своим усердием и хорошим правлением он все восстановил».
Даже его враги признавали, что он был удивительным человеком.
А теперь вопрос: «Зачем ‘Аббасиды боролись против него? Не лучше ли было его использовать для блага?»
Вообще, в истории династия ‘Аббасидов совершила огромную ошибку — это отношение к предыдущей династии, династии Омейядов. Почему они не сделали также как сделал ‘Абдурахман, когда он сказал оставьте их и не преследуйте, возможно они нам понадобятся в войне против других? Или вспомните посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он зашёл в Мекку и сказал:
«Тот, кто зашёл в дом Абу Суфьяна, тот находится в безопасности.»
— Муслим (1193) в «Мухтасар Сахих Муслим».
А также, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал всех мушриков в Мекке и спросил: «Что вы думаете я сделаю с вами?». Они ответили: «Благо, ты благородный брат, сын благородного брата». На что он ответил: «Идите. По истине, вы свободны». И именно такие города как Мекка и Таиф после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставили Ислам. Потому что они знали каким был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каким он был мягким. Аллах говорит в Куране:
وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ ۖ
«А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя.»
[Сура «Али Имран», аят 159]
Но это мудрость посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а после мудрость ‘Абдурахмана. Но ‘Аббасиды этого не поняли и те ресурсы, которые оставили им бану Умейя, они их не использовали. Хотя они слышали хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не разрешается проливать кровь мусульманина, кроме как в трёх случаях: человек, совершивший прелюбодеяние, будучи женатым или замужем; в качестве мести, если человек убил кого-либо не по справедливости, в качестве мести его тоже убивают; или же тот человек, который оставляет свою религию и выходит против единства мусульман». Этот хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим.
— Аль-Бухари (6878) и Муслим (1676).