Андалусия: От открытия до падения. Урок 3
Римский мост

Андалусия: От открытия до падения. Урок 3

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху; Его мы восхваляем, просим у Него прощения и просим Его вести нас прямым путем, и прибегаем к Нему от зла наших душ и наших плохих деяний. Поистине, тот кого поведет Аллах прямым путем, никто не собьет, а тот, кого Он сбивает с пути истинного, ты не найдешь для него ни покровителя, ни наставника. И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад раб Его и посланник, отправивший его с истиной, добрым вестником и предостерегающим увещевателем перед Судным днем и затем.

Сегодня третья лекция из серии лекций — «Андалусия: От открытия до падения».

В прошлой лекции мы узнали о том, что Муса ибн Нусайр послал своего полководца Тарик ибн Зияда c семитысячным войском для завоевания Испании, район Андалусии. И мы рассказали о той, битве, которая произошла в месте, под названием Вади аль Барбат, в которой мусульмане с двенадцатитысячным войском одержали победу над вестготами, численность которых была равна 100 000. После этого Тарик ибн Зияд продвинулся на север и занял там самый крупный город южной Испании Ишбилию. В страхе город был сдан и люди согласились платить джизью. Субхана Аллах, многие интернет ресурсы и источники признали тот факт, что на тот момент Испании было выгодно платить дань мусульманам, нежели оставаться в том положении, в котором они были до прихода мусульман. Источники также отмечают, что не было принуждения в религии. Подтверждение этому сообщается что Пророк ﷺ сказал:

«Тот, кто несправедливо обидел человека, заключившего договор с мусульманами или же, возложил на него то, что не по силам. Я буду враждовать с ним в судный день».

— Абу Дауд (3052)[1].

Тарик ибн Зияд стал забирать дальше города на юге Испании. Например, после яростного сопротивления и долгой обороны мусульмане взяли город Истуджа[2]. Армия сдала крепость согласившись выплачивать джизью. И была видна их хитрость, так как изначально они захотели сразиться, а когда увидели, что проигрывают, согласились на выплату джизьи, сохранив при этом своё имущество и жизнь.

Дальше Субхана Аллах, Тарик ибн Зияд начинает посылать небольшие отряды в разные места для покорения других городов юга Андалусии. Всего осталось примерно 9 000 воинов, и он посылает отряды, в каждом из которых не больше 700 воинов. А сам Тарик ибн Зияд идёт с основной армией на север для покорения столицы Испании Тулейтула. Отряд из 700 человек берёт очень большой город Кордоба (Куртуба). Все мы знаем тафсир имама Аль-Куртуби. Малька, Гранада, Мусия — это название самых известных городов, которые были захвачены небольшими отрядами.

Тарик ибн Зияд идёт со своей армией вглубь на север и берёт город Джаян, окружённый сильной крепостью. Похоже на то, что Муса ибн Нусайр, когда посылал войско во главе с Тариком ибн Зиядом приказал ему сильно не углубляться на север, дальше города Джаян или дальше города Куртуба. Опасаясь, что мусульманская армия зайдёт слишком далеко, вглубь вражеской территории, и враг может окружить и ударить мусульманскую армию с тыла. Но, Тарик ибн Зияд увидел, что дорога на север фактически открыта, после того как основная часть войска Родриго была разбита, подумав он решил продолжить, ослушавшись приказа Мусы ибн Нусайра, двигаясь на столицу Испании Тулейтула. Город на тот момент был самой укреплённой крепостью из всех крепостей Испании. Эту крепость окружали горы с трёх сторон с севера с востока и с запада. И единственный путь на эту крепость был с юга со стороны откуда шла исламская армия там была равнина и не было гор и стояла очень укрепленная стена.

Конечно, Тарику ибн Зияду надо было посоветоваться со своим командиром Мусой ибн Нусейром, но видимо не было времени или он увидел, что позиции врага очень слабы и не стал упускать возможности взять этот город. Муса ибн Нусейр находился на тот момент в северной Африке он узнал, но не смог остановить или послать весточку пока Тарик ибн Зияд не подошел к воротам крепости Тулейтула и Субхана Аллах люди, находившиеся в самой сильной крепости на тот момент, сдались без боя согласившись платить джизью. И Муса ибн Нусейр послал очень жёсткое письмо Тарику ибн Зияду, чтобы он остановился в этом городе и дожидался армии подкрепления, которая придёт с северной Африки во главе с Мусой ибн Нусейром. И действительно он в это время в Африке подготовил большую армию. Мы знаем, что первый отряд, который он послал для взятия Испании состоял из 7 000 человек потом в качестве помощи послал ещё 5 000 человек, основная битва была 12 000 мусульман против армии 100 000 христиан испанцев того времени. Субхана Аллах Муса ибн Нусейр подготовил 18 000 воинов, откуда они взялись? Во всей северной Африки не было такого количества воинов, мусульмане со всех земель узнали, что открылся фронт в Испанию и все захотели участвовать в новом походе.

Первое войско в основном состояло из племён берберов, не арабов, а вторая часть войска, которая пришла с Мусой ибн Нусейром — это 18 000 воинов в основном арабы с территории Йемена, Аравийского полуострова, Ирака и Сирии. Они проплыли пролив Гибралтар, интуиция и опыт не подвели Мусу ибн Нусейра. начали продвигаться к городу Ишбилия, которые договорились с мусульманами, что будут выплачивать джизью – как оказалось предали субхана Аллах и начали готовить войско, чтобы ударить в тыл Тарика ибн Зияда, который находился на севере. И только они хотели выставить отряд на север, смотрят перед ними находятся 18 000 воинов Мусы ибн Нусейра, как раз они дошли вовремя.

Осада Ишбилии проходила несколько месяцев было непросто они стояли до конца, и в конце концов опять открыли ворота и согласились платить джизью.

Европейские источники указывают, что Муса ибн Нусайр позавидовал Тарик ибн Зияду по причине открытия им Испании. Но это не так, ведь по причине призыва Мусы ибн Нусайра Ислам принял Тарик ибн Зияд и все деяния Тарик ибн Зияда будут на чаше весов Мусы ибн Нусайра.

И после того, как Муса ибн Нусайр взял Ишбилию, дальше выдвинулся на север, но уже зашёл не в те районы, где был Тарик ибн Зияд, а начал брать другие районы западнее, для того, чтобы закончить завоевание Испании, дойдя до крепости Марда, осаждая её несколько месяцев. А Тарик ибн Зияд все ещё ждал на севере крепости Тулейтула. И наконец в конце месяца Рамадан в Ид аль Фитр открыли эту крепость. Открыли её без боя и те согласились выплачивать джизью.

После этого Муса ибн Нусайр отправляет своего сына ‘абдуль-‘Азиза еще западнее и тот за короткое время открыл всю западную часть Андалусии. В нынешнее время это территория Португалии. И лишь через год войско Мусы ибн Нусайра встретились с войском Тарик ибн Зияда в крепости Тулейтула.

Опять-таки в некоторых европейских источниках указывают, что Муса ибн Нусайр был очень зол на Тарик ибн Зияда и заковав его в цепи наказал его плетью. Но на самом деле он мягко его поругал, хотя встреча была очень радостной, так как два года не виделись. Целый год Тарик ибн Зияд воевал, а ещё один год Муса двигался к нему. Завоевание Андалусии проходило два года с 92 года по Хиджре по 94 год.

Объединившись, они двинулись на север взяв город Барселона. После чего дальше они захватили город Сарагоса — это самый большой город на северо-востоке Испании. Затем продвинулись на север и на северо-запад. Они практически взяли всю территорию Испании. Мы все знаем, что Испанию и Францию разделяют Пиренейские горы. Субхана Аллах Муса отправляет отряд через эти Пиренейские горы, чтобы они захватили город Нарбонна во Франции. И этот небольшой городок превратился в большую провинцию, где правили по Шариату. Этот город находится на побережье средиземного моря. И за три с половиной года они захватили всю территорию Испании и нынешней Португалии, всю Андалусию (примерно в конце 95 года по Хиджре). Лишь остался небольшой клочок земли на северо-западе Испании, который не подчинялся мусульманам и это нынешняя территория Басков. Но Муса решил захватить этот единственный клочок земли дабы не оставлять никаких шансов христианам. Но приходит письмо из Дамаска от халифа Валида ибн ‘абдуль-Малика в котором он потребовал срочное их возвращения в Дамаск. Муса был очень сильно опечален; тем самым захватив всю Испанию и Португалию оставался только небольшой клочок территории, и он был опечален этим известием.

Андалусия от открытия до падения. (Урок 2)
Нарбонна

Почему же Валид прислал это письмо?!

Возможно, он потребовал их возвращения чтобы мусульмане не продвигались дальше в Европу, ибо если не продвинуться, то останутся без помощи. Хотя он мог оставить их и сказать им чтобы они оставались и правили там по Шариату. Представляете Муса у него было намерение открыть такие страны как Франция, Италия, Югославия, Румыния, Болгария и Греция, и дойти до Константинополя (нынешняя Турция). В прошлой лекции мы говорили, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал, что «взять Константинополь можно только с моря».

Братья и сестры скажите, как вы думаете, сколько было лет полководцу Мусе ибн Нусейру?

Ему было 75 лет. А теперь сравните со стариком в наше время. В наше время человек выходя на пенсию думает, что его роль в этой жизни завершена.

Муса начал завоевывать северную Африку, когда ему было чуть больше 60 лет и так он воевал до семидесяти пяти лет и не останавливался на этом и хотел завоевать всю Европу.  Поэтому он сильно опечалился этому письму. И Муса, оставляя свою мечту завоевать Константинополь вместе с Тарик ибн Зиядом возвращаются в Дамаск и когда прибывают в Дамаск узнают, что Валид ибн ‘абдуль-Малик уже находится при смерти и через три дня умирает. После чего к власти приходит его брат Сулейман ибн ‘абдуль-Малик.

Через год после прихода к власти Сулейман решается отправиться в Хадж. И десятилетиями ведя бои на полях сражения Муса решает отправиться вместе с халифом Сулейманом в Хадж (в 97 году по Хиджре). И Муса ибн Нусайр сделал дуа Аллаху, в котором сказал:

«О Аллах! Если ты мне предопределил ещё прожить, то сделай так, чтобы я вернулся на землю Андалусии, и чтобы я стал шахидом, а если ты предопределил мне смерть, то умертви меня в городе Пророка ﷺ Медине».

И после того, как завершив хадж он отправился в Медину, где и умер.

Какие же были чистые сердца! Чтобы достичь таких же сердец, чтобы Аллах принимал его дуа, посмотрите сколько он сделал подвигов и сколько он сделал для исламской Уммы. Все мусульмане, которые проживали и проживают в северной Африки, в Испании, в Южной Франции обязаны ему тем, что они нашли истинный путь.

Интересно то, что после возвращения в Дамаск Тарик ибн Зияд не сохранено о нём никакой записи в исламской литературе, в исламской истории. Говорится, что он умер в 102 году по Хиджре.

Возвращаюсь снова в Испанию…

Этот клочок территории под названием Галисия был не под мусульманами, но Всевышний Аллах предопределил, что именно из этой территории начнёт разрастаться христианское государство и через столетия причиной падения исламского государства Андалусия будет именно этот клочок земли. Казалось бы, мелочь, но это будет колоссальным опытом для мусульман.

С возвращением этих двух выдающихся полководцев в Дамаск — Муса ибн Нусейр и Тарик ибн Зияд, заканчивается эпоха, которая носит название «Эпоха открытия Андалусии», и она длилась всего три с половиной года, с 92 года по Хиджре по 96 год. Эту эпоху завоевания называют чудом военного дела, потому что за три с половиной года взять такие территории — это просто невозможно. И после этого начинается новая эпоха, которая носит название «Эпоха наместников».

Это были наместники, которые правили в Андалусии, но они подчинялись Дамаску. Это эпоха длилась с 96 года по Хиджре по 138 год. И первым наместником это был сын Мусы ибн Нусейра ‘абдуль-‘Азиз по приказу халифа Сулеймана ибн ‘абдуль-Малика. Он очень был похож на своего отца Мусу, как говорил его отец (Муса), что «‘абдуль-‘Азиз очень много выстаивал молитву и очень много постился».

За всю 42 летнюю эпоху правления наместников сменилось 22 наместника.  Получается каждый наместник правил примерно по два года и это очень негативно отразилось на Андалусии.

Причины:

  • Одна из причин смены наместников была их гибель на поле сражения;
  • Другая же причина была в том, что они умирали из-за интриг и политических козней.

Поэтому можно сказать, что с 96 года по Хиджре по 123-й это была эпоха силы мусульман, а оставшиеся 15 лет (с 123-138 гг. по Хиджре) из-за казнь и интриг мусульмане Андалусии ослабели.

Мы не будем перечислять всех наместников, которые правили в это время, но остановимся на тех, которые были более известны в истории своим правлением.

Периоды правления

Первый период правления эпохи наместников — это был период распространения Ислама на землях Андалусии. У испанцев, проживающих там, не было никакого представления об этой религии Исламе. Испанцы нашли в ней абсолютно полную религию во всех сферах жизни. Было чёткое мировоззрение в Исламе, всеобъемлющие законы, скромность правителей, были все подробности в Исламе — как взаимодействовать с родителями, как с детьми, в обществе как себя вести, даже с врагами и пленными. К тому моменту испанцы привыкли к полному разделению между государством и религией. Законы сочинялись местными феодалами. Они когда увидели Ислам и каков он они не смогли устоять и заходили в Ислам толпами. Большинство городов были взяты договором, то есть договор между мусульманами и христианами, которые согласились выплачивать дань. Поэтому, когда они узнали Ислам стали принимать Ислам толпами. Тем самым большинство мусульман стало из бывших христиан испанцев. С приходом Ислама отменилось классовость, тем самым отменив рабство и крепостное право. Полная свобода вероисповедания. Мусульмане оставили все церкви, иногда они выкупали церкви за большие деньги и перестраивали их в мечети. Но если те не соглашались, то они оставляли церкви. И, конечно, это большая разница с той инквизицией, которую проводили католики во время падения исламской Андалусии, беспощадно убивая и наказывая мусульман.

Андалусия от открытия до падения. (Урок 2)
Римский мост

Мусульмане построили очень много мостов восстановив известный римский мост в городе Кордоба. Открыли огромные оружейные мастерские, также построили новый флот и дошло до того, что местные испанцы стали подражать мусульманам во всём, даже начали изучать арабский язык субхана Аллах. И даже христиане и иудеи, изучая арабский язык гордились этим. А сейчас всё наоборот. Мусульмане, которые говорят на английском или французском языках, гордятся этим и в нынешнее время в таких университетах исламских как в Малайзии преподают Ислам на английском языке, к сожалению. Хотя Аллах сделал этот арабский язык языком Курана.

Из значимых событий правления эпохи наместников — было перенос столицы из Тулейтула в Кордобу, по причине близкого нахождения Тулейтула с Францией и это было не безопасно.

Наместники

Сейчас же скажем о самых известных наместников, которые внесли большой вклад в историю мусульман.

Среди них Ассамх ибн Малик Аль-Хуляни, которого поставил наместником пятый праведный халиф Умар ибн ‘абдуль-‘Азиз, который правил с 99 года по Хиджре по 101-й. Субхана Аллах какой был сам Умар ибн ‘абдуль-‘Азиз таким же был его выбор, выбирая богобоязненных наместников. И Ассамх ибн Малик продолжил походы во Францию.

Как мы упомянули раньше на юге Франции был один город мусульман Нарбонна в районе побережья Средиземного моря. Ассамх взял всю территорию юго-запада Франции дойдя до города Тулуза. Этот регион раньше назывался Ситмания, сейчас же это называется побережье Ривьера, Лазурный берег. Сейчас же эта известная туристическая зона, в которую в год приезжают около 8 миллионов туристов, а раньше это была исламская территория субхана Аллах.

Ассамх ибн Малик продолжал участвовать в походах пока не стал шахидом в одной из битв день Арафата в 102 году по Хиджре.

Затем упомянем о другом наместнике, которого звали Анбаса ибн Сухейм, который правил со 103 года по Хиджре по 107-й. Ему оставалось дойти до Парижа всего 30 км, он взял почти 70% территории Франции субхана Аллах, и по пути домой в Андалусию он стал шахидом. После его смерти начало медленно всё меняться.

Затем прошла череда правителей, после чего пришел наместник, которого звали Аль-Хайсам аль-Фуляди. Он был известен своим национализмом.

Во время его правления начались сильные противоречия между берберами и арабами вплоть до военных стычек. И все было бы печально если бы на его смену не пришел новый наместник, которого звали ‘Абдур-Рахман аль-Гафики, который примирил всех.

Объединив всех, он отправился с войском на Францию. Он дошел до конца западной Франции полностью, пока не дошел до города Пуатье, который находится в 100 км. от Парижа на Запад. Войско ‘Абдур-Рахман аль-Гафики насчитывало пятьдесят тысяч воинов.

Ещё одной проблемой (причиной проигрыша) для мусульман — стали завоеванные трофеи. С каждым завоеванным городом были большие трофеи и мусульманам нужно было вернуться в Андалусию, чтобы оставить трофей и вернуться снова в походы. Мусульмане, видя эти трофеи их сердца все больше и больше привязались к этой мирской жизни.

Однако ‘Абдур-Рахман напомнил мусульманам, что они здесь не из-за трофеев, а для того, чтобы распространить религию. Однако между племенами среди мусульман вспыхнули разногласия, между берберами и арабами, по причине трофеев.

И наконец последняя причина падения мусульман — это стало обольщение многотысячной армией.

Мусульмане сказали: «Нас пятьдесят тысяч, как нас могут победить? Нас никто не разобьет по причине количества». И пример этому — это битва при Хунейне. Как сказано в Куране:

وَيَوْمَ حُنَيْنٍ ۙ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ تُغْنِ عَنكُمْ شَيْئًا وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُم مُّدْبِرِينَ

«… и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас несмотря на её просторы, и вы повернули вспять».
[Сура «Ат-Тауба», аят 25]

Несмотря на отличного, богобоязненного полководца много было факторов для поражения мусульман. Из истории завоевание мусульманами мы знаем, что мусульмане никогда не побеждали ни количеством, ни подготовкой к бою, а одерживали победу благодаря богобоязненности и подчинению Аллаху. И когда ‘Абдур-Рахман аль-Гафики стоял со своим войском у города Пуатье, к ним навстречу вышел полководец, которого звали Шарль Мартель, который в переводе означает «молоток». Так назвал его папа римский по причине его жёсткости. Он вышел из Парижа на встречу к мусульманам с четыреста тысячным войском.

И началась битва в месте под названием Балат. В переводе с латинского это означало «дворец». На этой территории находился заброшенный дворец. Впоследствии будет носить название «Балат Аш-шухада» из-за того, что там погибнет большое количество мусульман.

Битва длилась 10 дней. Вначале победа была за мусульманами, но в конце французы увидели большое количество трофеев у мусульман и напали на эти трофеи. Конечно, увидев это мусульмане повернулись и начали защищать свои трофеи. И по этой причине они проиграли сражение.

Европейские источники указывают что тогда погибло 375 000 мусульман, но мы знаем, что количество мусульман было 50 000 и от радости европейцы приписали завышенное количество погибших мусульман. И как говорят европейцы:

«Если бы мусульмане одержали победу в битве при Пуатье, то они взяли бы всю Европу и тогда в Оксфордском университете преподавали бы Куран».

Андалусия от открытия до падения. (Урок 2)
Битва при Пуатье

Хотя это было не такое разгромное поражение как это представляют европейцы. Указание на это является то, что мусульмане спокойно покинули поле боя и их никто не преследовал.

Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ ۖ فَلَا تَغُرَّنَّكُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا ۖ وَلَا يَغُرَّنَّكُم بِاللَّهِ الْغَرُورُ٥

«О люди! Воистину обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь и пусть соблазнитель не обольщает вас относительно Аллаха»
[Сура «Фатыр», аят 5].

Приводится в хадисе от ‘Амра ибн ‘Ауф аль-Ансарий, что Пророк ﷺ сказал:

فَواللَّه مَا الفَقْرَ أخْشَى عَلَيْكُمْ، وَلكِنِّي أخْشَى أنْ تُبْسَط الدُّنْيَا عَلَيْكُمْ كَمَا بُسِطَتْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَتَنَافَسُوهَا كَمَا تَنَافَسُوهَا، فَتُهْلِكَكُمْ كَمَا أهْلَكَتْهُمْ

«… Клянусь Аллахом, я не боюсь для вас бедности, но боюсь того, что эта мирская жизнь откроется для вас, также как Аллах открыл дары этого мира для тех, кто был до вас, и вы станете соревноваться в приобретении этого мира также как соревновались те, кто был до вас. И этот мир погубит вас также, как погубил тех, кто был до вас».

— Аль-Бухари (3158), Муслим (2961).

Субхана Аллах и это обычай Аллаха на земле! Это закон Аллаха на земле.

Любое мусульманское войско целью, которой будет являться лишь нажива или трофеи, или обольщения своей многочисленностью обязательно потерпит поражение какой бы ни был у них хороший богобоязненный предводитель.

И французы взяли много пользы для себя из этой битвы. Они узнали, как можно одержать победу над мусульманами, что может сбить с пути мусульман и используют это по сей день. Они узнали, как можно использовать национализм и как можно использовать расовую неприязнь к друг другу. И мы знаем, что они это использовали позже в 1830 году зайдя в Алжир и находились там вплоть до 1960 года, посеяв вражду между берберами и арабами сказав, что: «берберы — это арийская нация, а арабы — это семитская нация. Поэтому вы ближе к нам». Организовали для берберов специальные курсы для изучения французского языка в регионах, где проживают именно берберы. Но так и не смогли сделать того, чтобы берберы приняли христианство, и они остались мусульманами.

Есть такое племя у берберов- аль-Амазики. Они составляет 15% населения Алжира. И в 1967 году во Франции открыли академию по изучению амазикского языка берберов. Этот язык не имел письменности, и они специально изобрели для него письменность на латинице. Тем самым французы постепенно стали убирать арабские слова из языка.

Мы знаем, что за все время около 1400 лет 1300 лет арабский язык почти вошёл во все языки мира. И яркий тому пример — это турецкий язык, когда Ататюрк специально заменял арабские слова новыми турецкими словами. То есть смысл в том, чтобы люди как можно меньше знали арабские слова и как можно меньше понимали Куран.

Во Франции в 1998 году открыли международную академию берберского языка, для того чтобы берберы приезжали во Францию и изучали там свой язык. И это все что касается колоний, а если рассмотреть саму Францию, то в 1999 году премьер Франции Жуспан предложил предоставление статуса официальных языков. На что тогда президент Франции Ширак ответил:

«Ты хочешь превратить Францию в Балканы?! Ты хочешь нас разделить?!».

Когда это касается их страны, то они быстро реагирует на это, а когда касается мусульман, то они это используют.

И после поражения в битве при Пуатье звезда расцвета мусульман в Андалусии начала постепенно гаснуть.

©Источник
Iceberg
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Ибн Хаджа назвал его хорошим в «Муафикату-ль-Хабар» (2/184), Альбани назвал его достоверным в «Сахих Абу Дауд».

  • [2]

    Э́сиха (исп. Écija) — город и муниципалитет в Испании, на реке Хениль, на полпути из Севильи в Кордову. Входит в провинцию Севилья, в составе автономного сообщества Андалусия (Wikipedia).

Новое на сайте