بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху; Его мы восхваляем, просим у Него прощения и просим Его вести нас прямым путем, и прибегаем к Нему от зла наших душ и наших плохих деяний. Поистине, тот кого поведет Аллах прямым путем, никто не собьет, а тот, кого Он сбивает с пути истинного, ты не найдешь для него ни покровителя, ни наставника. И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад раб Его и посланник, отправивший его с истиной, добрым вестником и предостерегающим увещевателем перед Судным днем и затем.
Уважаемы братья и сестры, сегодня у нас вторая лекция из серии лекций — «Андалусия: От открытия до падения».
На предыдущей лекции, мы рассказали, почему мусульмане должны изучать свою историю, и также рассказали, о тех причинах, которые побудили мусульман идти на огромные расстояния и призывать людей к Исламу и открывать новые территории. И как мы сказали уже в предыдущей лекции, что открытие и завоевание земель Андалусии (сейчас территория Португалии и Испании) это завоевание началось в 92 году по Хиджре. Мы начнем изучении намного раньше этой даты для того, чтобы узнать каким образом произошло завоевание Андалусии, мы должны посмотреть, что происходило на территории Северной Африки.
На территорию Северной Африки Ислам зашел еще 70 лет до начала вторжения в Андалусию, это был 23 год по Хиджре. То есть в 23-м году по Хиджре мусульманские войска начали завоевывать Северную Африку. Они приходили и призывали людей к Исламу, но как только мусульманская армия уходила в другое место или же продвигалось вперед, то эти племена отступали от своей веры. В основном кто жил на территории Северной Африки это были племена берберов, или как по-арабски их называют «барбар». То принимали Ислам, то бросали, потом опять принимали и снова бросали. И так происходило вплоть до 85 года по Хиджре, до прихода такого человека как Муса ибн Нусайр.
Кто же такой был Муса ибн Нусайр?
Муса ибн Нусайр был человеком из табиинов, то есть из тех людей, которые видели сподвижников Пророка ﷺ. И также он является передатчиком некоторых хадисов, которые он слышал от сподвижников Пророка ﷺ. Его отцом был человек по имени Нусайр, который был взят в плен во время битвы Айн Тамре, которым руководитель Халид ибн Валид, и ему было тогда 13 лет. Он был мальчиком, христианином, который изучал христианство в одной из церквей. И сахабы предложили ему принять Ислам, обучили его Исламу и тот принял Ислам. И вместе с ним в то же время и в том же месте был пленен такой человек как Сирин, который тоже принял Ислам. И этот человек по имени Сирин, был отцом одного из больших ученых мусульман, самым большим толкователем снов, у которого есть даже знаменитая книга-сонник[1], Мухаммад ибн Сирин.
Если бы не Халид ибн Валид, который пришел со своей армией, предложил принять Ислам, кем бы стал, мальчик 13 лет, которого звали Нусайр? Он бы был каким-нибудь монахом в какой-нибудь из церквей, про которого никто ничего бы не знал. То, что он и его сын стали большим учеными, и полководцами – все это на чаше весов благих деяний Халида ибн Валида и той армии, с которой он пришел. Как Аллах говорит в Куране:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ ٣٣
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?»
[Сура «Фуссылат», аят 33]
Нусайр изучал Ислам, приобретал знания по Исламу, пока не стал большим ученым, и также он был очень хорошим всадником, воином, и полководцем. Он даже настолько поднялся, что стал полководцем армии мусульман во время правления первого Правителя династии Омейядов (Бану Умейя).
Кто был первым султаном династии Омейядов? Это был сподвижник Пророка ﷺ — Муавия ибн Абу Суфьян, да будет доволен им Аллах. И как мы сказали, он стал полководцем и даже сын Нусайра — Муса, он стал воспитываться во дворе с детьми Муавии ибн Абу Суфьяна и с детьми остальных приближенных визирей, и его сын также воспитывался в боях, воспитывался в Исламе и приобретал очень большие знания. И затем, когда Муса сын Нусайра подрос, он также стал одним из предводителей Исламских армий династии Омейядов на территории Египта, как раз в это время Египтом правил наместник Абдуль Малика ибн Марвана – его брат Абдуль Азиз ибн Марван. И затем через какое-то время Муса ибн Нусайр стал наместником Омейядов во всей Северной Африке и именно он был тот человек, который закрепил Ислам на этой территории, это было примерно в 85 году по Хиджре. Как мы знаем Ислам проник на территорию Африки еще 70 лет до вторжения в Андалусию во время ‘Укбы ибн Нафи’а.
‘Укба ибн Нафи’а был полководцем, и он очень быстро взял всю территорию Северной Африки и распространил Ислам, но как мы сказали Ислам не закрепился на этих территориях. И теперь Муса ибн Нусайр стал анализировать почему же люди не заходят в Ислам, или заходят и потом сразу отступаются от веры. Даже первый призывник, который пришел на эту территорию ‘Укба ибн Нафи’а даже его убили вероотступники, когда он возвращался в город, который сам же основал. Город назывался Кайраван, который сейчас находится в Тунисе. Он был убил руками берберов.
Теперь Муса анализирует, какие же ошибки совершил ‘Укба ибн Нафи’а, и он нашел две ошибки, которые кажутся небольшими, но на самом деле эти ошибки просто огромные.
Первая ошибка ‘Укба ибн Нафи’а и той армии, которая была с ним – они открывали новые территории с огромной скоростью и не укрепляли свой тыл. То есть не закрепляли Ислам: они приходили, люди принимали Ислам, и она уходили на новые территории. И тогда Муса ибн Нусайр начал завоевание этих территорий, но очень медленно, с особой осторожностью, также как брал территории Халид ибн Валид. То есть проходит шаг вперед, завоевывает территорию и укрепляет тыл; следующий шаг вперед и опять укрепляет тыл. И так на протяжении семи-шести лет. Это как мы знаем ‘Укба ибн Нафи’а, предыдущий полководец, взял всю Северную Африку за несколько месяцев.
Вторую ошибку, которую нашел Муса ибн Нусайр — это то, что армия предыдущего полководца очень мало придавала значение воспитанию людей и обучению людей Исламу. Люди выходили из Ислама, потому что они не обучались Исламу, у них были очень плохие знания по Исламу. И он начал приводить ученых, тех ученых, которые видели сподвижников Пророка ﷺ. Он привозил их из территории Сирии, из территории Хиджаза, Аравийского полуострова и Йемена. И начал очень медленно, терпеливо обучать людей Исламу, пока Ислам не зашел в сердца людей и пока сами берберы ни стали войском Ислама. Затем Муса ибн Нусайр подумал про аят из Курана, в котором говорится:
قَاتِلُوا الَّذِينَ يَلُونَكُم مِّنَ الْكُفَّارِ
«Так сражайтесь же с теми, которые ближе к вам из неверующих».
[Сура «Ат-Тауба», аят 123]
И он дошел до Атлантического океана и подумал куда дальше идти? На юг – пустыни, а как мы знаем целью было не завоевание территорий, а распространение Ислама. Не было смыслом вторгаться в пустыню, так как там не было почти никого. Тогда он понял, что необходимо двигаться на север через пролив Гибралтар в сторону территорий Португалии и Испании. Он подчинил себе всю территорию Северной Африки, кроме одного города, это был портовый город, который как раз выходил на пролив Гибралтар — это город Себт (Сеута). Сейчас он находится на территории Марокко. Сам пролив Гибралтар в некоторых местах достигает 37 км, а в некоторых 13 км. в длину. И на территории Северной Африки есть два порта, которые выходят на этот пролив – это Танджа (Танжер) и Себт.
Город Танджа, мусульмане уже завоевали. Муса ибн Нусайр поставил очень хорошего командира для этого стратегически важного места для того, чтобы он находился постоянно в этом порту (Танджа) и контролировал ситуацию. Он поставил человека, которого звали Тарик ибн Зияд, который был бербером, он не был арабом.
Вообще кто такие берберы?
Это племена со светлой кожей, зеленые глаза, часто бывали рыжие волосы. Некоторые историки говорят, что это потомки северогерманских племен, которые пришли на территорию северной Африки и остались здесь.
Описание командира города Танджа: у него огромное тело, светлые волосы, синие глаза.
Вообще завоевание Андалусии не было новой идеей. Как мы знаем все мусульманские армии пытались взять город Константинополь, в настоящее время, который называется город Стамбул. Который, в конце концов, взяли во времена Османской империи. Но в то время, сколько бы не пытались, никакая из мусульманских армий не смогла взять Константинополь. И есть слова третьего халифа мусульман Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах. Он сказал:
«Поистине Константинополь можно взять только со стороны моря. И если вы возьмете территорию Андалусии, вы разделите награду тех, кто возьмет Константинополь».
То есть он имел в виду то, что сколько бы мы не пытались взять Константинополь со стороны востока, мы не смогли это сделать. Значит необходимо пройти к этом городу со стороны запада, то есть через территорию Испании, Португалии, Франции и т.д.
Муса ибн Нусайр решил выдвинуться на завоевание этой территории, но у него было большое количество проблем.
- Нет достаточно судов для переправы.
Большинство битв мусульманских армий в то время происходило на суше, за исключением нескольких битв, которые происходили в Средиземном море, например взятие Кипра и т.д.; - Были острова (Балеарские острова), которые находились в Средиземном море к востоку от Испании. И в то время эти острова населяли византийцы, которые тоже составляли большую силу.
Муса ибн Нусайр не хотел заходить с армией в Испанию, в то время как эти острова с византийцами оставались в тылу. То есть не хотел, чтобы была сила, которая могла бы ударить ему в тыл; - Единственный город, который мусульмане все еще не открыли на территории Северной Африки, который выходит в сторону Гибралтара, — это город Себте, которым правил правитель Юлион (Юлиан).
У этого правителя были очень хорошие отношения с предыдущим царем Испании, которого звали Гайташа. Но произошел переворот, и новый король Родриго убил предыдущего царя Испании и сел на трон. И Юлион, естественно, выступил против Родриго, и даже сыновья предыдущего короля убежали к Юлиону для того, чтобы он помог им против нового короля. Но ни у детей Гайташа, ни у Юлиона не было достаточно сил, чтобы выступить против нового короля Испании; - Силы армии, пришедшей из Шама, Йемена и Аравии были слишком небольшие и разбросаны по всей территории Северной Африки;
- Силы христиан в Португалии, Испании очень сильные. Там есть большие крепости;
- Никто из мусульман ничего не знает про эту страну.
Было большое количество гор, горных рек и озер. То есть очень много препятствий для прохождения войска.
Муса ибн Нусайр, начал потихоньку решать эти проблемы.
- Он начал строить суда, корабли и порты, которые выходят на сторону Средиземного моря. Хотя знал, что эта стройка займет у него много времени. Тем не менее он построил несколько портов. Самый большой из них — это порт Кайраван. То есть как раз тот город, который построил ‘Укба ибн Нафи’а;
- Он начал курсы для изучения Ислама, специально для берберов, и создавать отряды берберов.
Начал создавать армию из тех людей, которые только что приняли Ислам и за пару лет создали армию, которая стала воевать за Ислам. Например, когда французы зашли на территорию Алжира, оставив после себя много крови, много шахидов, почти больше два миллиона шахидов в Алжире после французов. И тем не менее после выхода французов из Алжира, почти все население осталось мусульманами. А здесь в Северной Африке появилась армия, которая в основном состояла из новообращенных мусульман, из берберов; - Он поставил во главе армии, которая направится на завоевание Андалусии, Тарик ибн Зияда. Того, кто был во главе завоеванного города Танджа. Он сделал из него командира армии, которая направится в Андалусию. Это был очень богобоязненный человек, отличный войн и полководец. Несмотря на то, что, он был бербером, он отлично знал оба языка — арабский и берберский. И заметьте, он поставил не араба во главе армии, а бербера, потому что армия состояла в основном из берберов, и не все берберы знали арабский язык. Необходимо было поставить человека, который знал берберский;
- Выдвинулся с армией и открыл Балеарские острова, которые был на пути в Испанию. Для того, чтобы не оставалось врагов атаковать тыл армии мусульман.
Но оставались некоторые проблемы. Основная из них — это город Себте, которым правил Юлион и который мусульмане еще не взяли. Разобрались с проблемой берберов и с кораблями, т.е. где-то в 87-88 гг. по Хиджре, все эти два года Муса ибн Нусайр строил корабли.
Но посмотрите, как Всевышний Аллах Сам решил оставшиеся проблемы Мусы ибн Нусайра.
То есть Муса ибн Нусайр сделал все причины, которые были необходимы. И как Аллах говорит в Куране:
وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ رَمَىٰ ۚ
«Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил,»
[Сура «Аль-Анфаль», аят 17]
То есть Аллах عَزَّ وَجَلَّ укрепляет тебя, дает баракат и дает тебе те необходимые причины, до которых ты сам никогда бы не дошел. В другом аяте Аллах говорит:
إِنَّ اللَّهَ يُدَافِعُ عَنِ الَّذِينَ آمَنُوا ۗ
«Поистине, Аллах охраняет тех, которые уверовали»
[Сура «Аль-Хаджж», аят 38]
Как Аллах عز و جل решил эти проблемы?
- Юлион, который правил этим последним бастионом христиан в Северной Африке, городом Себте, подумал: «ну сколько я смогу противостоять мусульманам, ну год, два, в конечном итоге, они все равно захватят город»;
- Также сыновья убитого короля Испании (Гайташа) находятся у него, и они хотят отомстить, но нет сил;
- У сыновей убитого короля Гайташа, есть огромное поместье в Испании;
- Сам Юлион ненавидит короля Родриго, который был большим диктатором и тираном, от которого народ Испании очень устал за это время.
И в один прекрасный день Тарик ибн Зияд сидит у себя в крепости (в городе Танджа) и к нему приходят гонцы Юлиона с предложением.
Какие же были предложения Юлиона?
- Он (Юлион) сказал, что освободит портовый город Себте;
- Поможет с кораблями, для переправы через Гибралтар. То есть, сколько бы Муса ибн Нусайр ни пытался достаточное количество кораблей, их все равно было недостаточно, и Всевышний Аллах открыл ему оттуда, откуда он и не предполагал;
- Он даст всю информацию про географию и жителей Андалусии.
Но в обмен на что?
Тарик ибн Зияд был очень обрадован этим предложением и сказал: «Что ты хочешь взамен этого?»
Юлион ответил, что хочет владения и поместья предыдущего короля, Гайташа (около 3 тысяч поместий, полей, садов). Все это он хотел взять в свои частные владения. То есть он будет частным владельцем этих территорий, хотя они будут находиться в рамках Исламского государства.
И Тарик ибн Зияд очень обрадовался!
Мусульмане никогда и не думали об этих богатствах, главное для них был призыв. Если люди принимают Ислам, то у них такие же права, как и у всех мусульман. Или же если платят джизью, то вся личная собственность остается им.
Тарик ибн Зияд срочно оповещает своего командира Муса ибн Нусайра. А тот в свою очередь посылает письмо халифу мусульман, которым в то время был Валид ибн Абдуль Малик. В свою очередь, халиф разрешает принять предложение Юлиона и начать военный поход в сторону Андалусии, но с одним условием.
Он сказал: «Сначала пошлите разведотряд. Не полагайтесь на информацию Юлиона. Отправьте небольшой отряд и проверьте действительно ли слова Юлиона соответствуют тому, что он сказал по поводу географии, людей Андалусии».
И, действительно, Муса ибн Нусайр собирает небольшой отряд из 500 человек, который возглавил Тариф ибн Мулюк (Тариф ибн Малик). Он (Тариф ибн Мулюк) также был из берберов и был одним из язычников. Потом стал мусульманином и одним из известных людей в истории Ислама. И в месяц Рамадан, в 91 году по Хиджре, он переправился через пролив Гибралтар и начал изучать территорию Андалусии (южной территории). Через некоторое время он вернулся и сообщил, что информация, которую сообщил Юлион соответствует истине. И после того, как вернулся этот небольшой отряд, еще целый год Муса ибн Нусайр и Тарик ибн Зияд готовились и в конце концов, они подготовили армию из 7000 бойцов для завоевания этих огромных территорий.
В месяц Шаабан в 92 году по Хиджре эта армия села на корабли и начала переправу через Гибралтар.
Корабли причалили возле большой горы, которая сейчас называется «гора Тарика» – «Джабаль Тарика» (от этого слова/словосочетания произошло название пролива – Гибралтар). Затем перешли на территорию, которая называлась «Джазиратуль Хадра», то есть «Зеленый остров». Там они встретились с небольшой армией Испании (на юге). Это была небольшая армия, поэтому Тарик ибн Зияд, как это было принято в Исламе, сделал им три предложения — принять Ислам; или же платить дань и все территории остаются у вас; или же вступить в бой. Те, естественно, не приняли предложения и начался бой, который закончился победой мусульман. Но командир испанцев успел послать письмо королю Испании Родриго. В то время столицей Испании был город Тулейтла (Толедо), примерно в центре Испании. Он (командир) написал письмо с содержанием:
«Поспеши к нам Родриго! Поистине мы не знаем (то есть к нам пришло такое племя, что мы не знаем) они из жителей земли или из жителей небес».
Субхана Аллах! То есть они в первый раз слышат, что приходят завоеватели и предлагают принять какую-то новую религию, и тогда всю собственность оставляют тебе. Они привыкли, что завоевания в те времена происходили совсем по-другому — армии приходили, завоевывали, брали, грабили, убивали, насиловали и проходили дальше. А здесь говорят: «принимаете Ислам – истинную религию — и мы оставляем все ваше имущество, вы наши братья и у вас такие же права, как и у нас». В те времена люди не привыкли (не знали) к таким предложениям.
И король Родриго собирает огромное войско, 100 000 из которых были всадников, а у Тарик ибн Зияда большинство было пехотинцев и очень мало конницы. Он срочно посылает письмо в Северную Африку Мусе ибн Нусайру для того, чтобы тот послал ему еще войско для помощи. Муса ибн Нусайр послал ему еще 5 000 мусульман, и в основном все были тоже пехотинцы, во главе с Тарифом ибн Маликом — с тем полководцем, который возглавлял отряд разведки.
Тарик ибн Зияд начал подыскивать подходящее место для боя.
Он нашел долину, которая называлась долина Барбат или Лякка (Лукка). Позиция была очень хорошая. Они находились на юге, а армия испанцев шла с севера. Тарик ибн Зияд нашел позицию, где сзади и справа были горы, которые защищали армию, а слева от армии мусульман находилось большое озеро. То есть открытой позицией был только север, откуда шла армия. Выбрав такую позицию, он знал, что армия испанцев не сможет обойти его и ударить в тыл. Единственное, он поставил Тарифа ибн Малика с небольшим отрядом на юге, где был небольшой проход.
И вот подходит огромное войско Родриго, еще он привел большое количество мулов, которые были нагружены веревками, для того чтобы пленить мусульман и связать их этими веревками. Он изначально был уверен, что победит мусульман. Он сидел на ложе из золота, которое тащили два мула, на нем была золотая корона и одежда, вся прошитая золотом. 28 Рамадана 92 года по Хиджре начался бой.
Субхана Аллах, посмотрите первый отряд зашел в Андалусию в месяц Рамадан и битва по взятии Андалусии тоже начался в месяц Рамадан. В то время месяц Рамадан для мусульман означал больше, чем поклонения, сидение в мечетях, чтение Курана. То есть люди работали ради Ислама.
Между этими войсками была огромная разница.
Целью испанцев было вернуться к своим семьям, а целью мусульман стать мучениками на пути Аллаха. В мусульманских рядах войска они стоят рядом с друг другом также, как и намазе, бедный рядом с богатым, перед Аллахом все равны, а у армии испанцев одни из них являются рабами других. Командир мусульман – один из лучших и богобоязненных людей своего времени Тарик ибн Зияд, а командир испанцев – король, тиран, диктатор. Армия мусульман в случае победы одну часть из этих трофеев в бюджет мусульман, а 4/5 оставляется армии, которая участвует в битве. Поэтому в то время большинство молодых людей мечтали попасть в армию, пойти на джихад. А войско испанцев ничего берет для себя, все уходит в казну короля. Можно сказать, что испанцы армия этого мира, а мусульмане — это армия следующего мира, для которой основной целью было последующая жизнь. Как сказал Всевышний Аллах:
كَتَبَ اللَّهُ لَأَغْلِبَنَّ أَنَا وَرُسُلِي ۚ إِنَّ اللَّهَ قَوِيٌّ عَزِيزٌ ١٢
«Аллах предписал: «Победу непременно одержим Я и Мои посланники!». Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный.»
[Сура «Аль-Муджадила», аят 21]
И как Аллах сказал в другом аяте из Курана:
وَلَن يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلً
«И никогда Аллах не устроит неверующим пути против верующих [не даст победу неверующим]!»
[Сура «Ан-Ниса», аят 141]
Битва началась 28 Рамадана, как Вы думаете, сколько продлилась эта битва?.. Эта битва продлилась 8 дней подряд, то есть закончился Рамадан, начался праздник Ид аль-Фитр, все дни праздника они воевали. Как Аллах говорит в Куране:
مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ ۖ
«Среди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чем они заключили с Аллахом завет [исполняют данное Аллаху обещание и проявляют терпение в сражении и трудностях]. »
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 23]
И в конце концов была победа за мусульманами.
Сам Родриго был убит, или же другой версии убежал, но после этого не было никакого упоминания о нем. Мусульмане взяли огромные трофеи, и самым большим трофеем была конница, после этого все войско мусульман превратилось в конницу. Из 12 000 мусульман погибло 3 000, четверть мусульманского войска погибли. Посмотрите, Ислам дошел до нас не просто. Были большие жертвы принесены, чтобы Ислам дошел до нас.
Есть предание о том, что Тарик ибн Зияд после того, как переправился на территорию Испании, он сжег все корабли. И сказал своему войску:
«Море позади, враг впереди, и для вас спасение сейчас только в мечах.»
Говорят, этим самым он поднял дух армии, которая умудрилась победить при такой разнице в численности войска. 12 000 пеших против 100 000 конницы. На самом деле это ложь, эта выдуманная ложь.
Почему это выдумка?
- Про эту историю, что сожгли корабли, нет достоверной информации в исламских книгах. В основном это история приводится в книгах европейцев.
- Это бюджетные корабли и поэтому обязательно должна была быть реакция со стороны Мусы или халифа, Валида ибн ‘абдуль-Малика
- Европейцам необходимо было объяснить почему такая маленькая армия победила их большую. Но они не знают, что в Куране говорится:
كَم مِّن فِئَةٍ قَلِيلَةٍ غَلَبَتْ فِئَةً كَثِيرَةً بِإِذْنِ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ
«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха! Ведь Аллах — с терпеливыми.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 249]
То есть это обычная практика в исламской истории. Мусульман в большинстве битв всегда было меньше, чем врагов. И наоборот в тех редких случаях, когда мусульман было больше, чем их врагов, обычно было поражение мусульман. Вспомните про битву Хунейн, которая произошла во время Пророка ﷺ сразу после взятия Мекки. Аллах говорит в Куране:
وَيَوْمَ حُنَيْنٍ ۙ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ تُغْنِ عَنكُمْ شَيْئًا وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُم مُّدْبِرِينَ
«и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 25]
- Не было необходимости в таком поощрении Тариком ибн Зиядом, потому что армия мусульман и так пришла чтобы распространить Ислам, они пришли ради того, чтобы быть убитыми на пути Аллаха. Это самая большая честь для мусульман. Хотя есть в истории, что именно так поступали со стороны неверующих, например, так поступили персы при взятии Йемена или же также поступили персы при войне против мусульман, когда вся армия персов была закована в цепи, для того чтобы не бежать с поля боя.
- Тарик ибн Зияд был очень хорошим полководцем, поэтому ни один хороший полководец не отрезает себе пути отступления. Даже Аллах говорит в Куране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا زَحْفًا فَلَا تُوَلُّوهُمُ الْأَدْبَارَ ٥١
«О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной.»
[Сура «Аль-Анфаль», аят 15]
И далее Он говорит:
وَمَن يُوَلِّهِمْ يَوْمَئِذٍ دُبُرَهُ إِلَّا مُتَحَرِّفًا لِّقِتَالٍ أَوْ مُتَحَيِّزًا إِلَىٰ فِئَةٍ فَقَدْ بَاءَ بِغَضَبٍ مِّنَ اللَّهِ وَمَأْوَاهُ جَهَنَّمُ ۖ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ٦١
«Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!»
[Сура «Аль-Анфаль», аят 16]
- Корабли, на которых приплыло войско мусульман, были не полностью их, некоторые корабли принадлежала Юлиону, и их нужно было возвращать после битвы. То есть он не мог сжечь корабли, которые не являлись его.
После победы Тарик ибн Зияд решил не упускать возможность закончить открытие земель Андалусии несмотря на то, что 3 000 мусульман стали шахидами. Тарик ибн Зияд берет войско и направляется дальше на север к городу Ишбилия (Севилья). И несмотря на то, что город Ишбилия был очень укрепленный, Аллах сделал так что жители сами открыли ворота и согласились выплачивать дань.
Как Пророк ﷺ сказал:
نُصِرْتُ بالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ
«мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути;»
— Аль-Бухари (335) и Муслим (521).
То есть Аллах наполнил сердца врагов страхом, и они сами открыли ворота.
Что такое джизия (дань)?
Джизия — это плата не мусульман мусульманам за защиту. То есть люди платят дань, и мусульмане в случае какой-то войны защищают их от внешних врагов и на этих людях, которые выплачивают дань, не лежит обязанность защищать самих себя. Если мусульмане не смогут защитить их, то мусульмане будут обязаны вернуть выплаченную дань. Эта дань берется только со здоровых мужчин, которые способны воевать. С больных, детей, инвалидов, женщин, монахов эта дань не берется. Не берется также с бедных. Наоборот, бедные имеют право брать из казны мусульман на то, что им необходимо. Эта дань очень небольшая, меньше закята — это 1 золотой динар в год с каждого мужчины. Если человек принимает Ислам, он не выплачивает дань. А если не мусульманин присоединяется к мусульманам в битве против какого-то врага, то ему выплачивают зарплату. Пророк ﷺ сказал:
مَنْ ظَلَمَ مُعَاهَدًا او كَلَّفَهُ فَوْقَ طَاقَتِهِ فَأَنَا حَجِيجُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Тот, кто несправедливо поступил с человеком, у которого есть договор с мусульманами, то я буду его врагом в Судный день.»[2]
— Абу Дауд (3052)[2].