Андалусия: От открытия до падения. Урок 11

Андалусия: От открытия до падения. Урок 11

542-643 годы по Хиджре

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел.

Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Посланник Его.

‘Абдуль-Му’мина ибн ‘Али и положение дел в Андалусии

Сегодня 11 лекция, из серии лекций «Андалусия от открытия и до падения». И на прошлой лекции мы остановились на том, как пало «государство палаточников» и как Мухаммад ибн Тумирт со воим близким другом ‘Абдуль-Му’мином ибн ‘Али создали новое государство, которое они назвали «Даулятуль-мууаххидин» («государство единобожников»). Оно было создано в 541 году по хиджре. ‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али встал во главе этого государства.

Сам ‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али был очень сильным человеком, основал очень сильное государство и участвовал в военных походах. Имам аз-Захаби описывал его в своей книге «Аль-‘Ибар», также ибн ‘Имад, описывая его в своей книге, сказал:

«Он был справедливым царём, хорошим политиком, на нем было одеяния величия царей, очень активным и религиозным. Очень мало подобных ему было. Каждый день он прочитывал 1/7 часть Корана. Он сторонился одевать шёлк (хотя в то время это было обычном для царей). Он держал пост каждый понедельник и четверг. Поддерживал военные походы на пути Аллаха. Он был словно создан для управления государством».

Дальше имам аз-Захаби и ибн Касир добавили следующее качество, которое не складывалось с описанным выше:

«И он любил проливать кровь тех, кто выступал против него». И это то, что он унаследовал от своего друга Мухаммада ибн Тумирта, как об этом писал Ибн Касир в «аль-Бидая уа н-Нихая».

Мухаммад ибн Тумирт он учил своих сподвижников этому и сам если он видел что они смотрят на добычу или трофей с вожделением, то он брал и сжигал все трофеи! Для того чтобы они боролись не за этот мир, а за следующий мир. Если кто-то пропускал Киямуль Лейль (ночное стояние, или же ночные молитвы) он бил его. Естественно, это противоречит Сунне Пророка ﷺ. Но после смерти Ибн Тумирта, ‘‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али никогда не призывал людей к тем ошибкам в вероубеждении, о которых заявлял Ибн Тумирт, что он безгрешен и он является Махди. Но и не призывал людей отказаться от этих ложных идей. Потому что опасался восстания, т.к. большинство людей было на этих убеждениях.

В 542 году произошло падение города аль-Мария (Альмерия)[1].

Андалусия: От открытия до падения. Урок 11

Аль-Мария находится на побережье Средиземного моря, т.е. совсем на юге, далеко от Франции, далеко от христианских стран, которые находятся на севере. Как могли упустить этот город?!

На него напали со Средиземного моря, пречист Аллах. Тысячи мусульман пали в бою и около четырнадцати тысяч юных дев мусульман пленили.

Андалусия: От открытия до падения. Урок 11

В 543 году пали два города. Сначала Тартуша, затем Лябда, находящиеся в северо-восточной провинции Испании Сарагоса. И сильно расширилось государство Португалия. Мало того, в этом же году христиане также захватили Тунис.

После всего этого, первым делом ‘‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али снял цензуру с ученых, построил множество медресе и люди теперь могли изучать религию Ислам, ибо до этого внедрялись лишь идеи Мухаммада ибн Тумирта, которые были полны ошибок.

Второе, и это было одно из его качеств, он никогда ни с кем не советовался и полагался только на своё мнение как ибн Тумирт. Он построил множество мечетей и специализированные учебные заведения, где готовил политиков и военачальников. Он также создал искусственное озеро в Марокко для обучения ведению боя в море. Он открыл много оружейных мастерских и складов. Т.е. через какое-то время Государство единобожников стало одним из самых сильным в этом регионе, но Андалусия не была в его планах.

В 543 году один из больших учёных Андалусии — Ибн уль-‘Араби аль-Малики приехал из Андалусии в Морокко к ‘Абдуль-Му’мину ибн ‘Али, даёт ему присягу и просит помочь Андалусии. То, что такой большой суннитский учёный приезжает и дает присягу — это говорит нам о том, что видимо этот человек (‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али) оставил те искажения в вероубеждении, которые были у его предшественника.

‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али соглашается и собирает армию, с которой пересекает Гибралтар. Таким образом, до 545 года он вернул большинство потерянных территорий, которые были под «палаточниками».

В 552 году по Хиджре он возвращает под свой контроль город аль-Мария.

В 555 году возвращает Тунис и проходит ещё дальше, захватывая Ливию. Это то, что было впервые в истории, даже у «палаточников» не было Ливии на карте как государство.

И ввиду такого успеха у него появляется идея объединить всех мусульман под одним государством – Государством единобожников, но в 558 году ‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али умирает и оставляет после себя 22-летнего сына Юсуфа ибн ‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али.

Юсуф тоже сражался на пути Аллаха, но не был настолько хорошо, как его отец. Он правил с 558 по 580 годы по Хиджре. Он был сильным и хорошим полководцем, но, как и свой отец, он ни к кому не прислушивался и всё делал только по-своему. В одной из битв в Португалии он допустил ошибку и в 580 г.х. был убит на поле боя, после того как сам убил шестерых христиан.

Я’куб аль-Мансур аль-Муваххиди

После него к власти пришёл уже его сын — Абу Юсуф Я’куб аль-Мансур аль-Муваххиди. Он правил с 580 по 595 годы. Он был примерно такого же уровня как Салахуддин аль-Айюби (на Востоке), но только на Западе.

Эти 15 лет были золотыми годами для «Даулят уль-Муваххидин».

Я’куб аль-Мансур аль-Муваххиди вступил на престол, когда ему было 25 лет. Будучи правителем, он был имамом в мечети; приказывал добро и запрещал зло; был справедливым и кротким; боролся с распространением спиртного; сжёг большинство книг по философии, отменил дискуссии и бесполезные споры между учёными. Сжёг много исламских книг, в которых было слишком много ответвлений и сказал, чтобы опирались только на Коран и Сунну. Закрывал долги неимущих. Он сам раздавал деньги учёным, чтобы те полностью посвятили себя знаниям. Он построил город Рибат (Рибат уль-Фатх)[2]. Он построил множество больниц с прекрасными садами. Раздавали деньги на лекарства больным.  В один из праздников, он однажды раздал семьдесят тысяч баранов бедным в виде милостыни. И он был одним из первых правителей, кто объявил об ошибках в акыде Мухаммада ибн Тумирта.

Имам аз-Захаби говорил о нём:

«Он знал наизусть Коран и много хадисов, хорошо разбирался в фикхе, сам был красноречивым, одежда его была подобна одежде учёных и аскетов, но в то же время он был великим царём».

Ему было всего 25 лет.

Я’куб аль-Мансур аль-Муваххиди укрепил границы Андалусии и сам лично сражался в боях. Самым сильным противником для него были государство Португалия и Кастилия.

В 585 году по Хиджре начинается восстание из племени бану Гъания, которое жило на Балеарских островах, поддерживающие «палаточников». Очень много сил мусульман ушло на подавление восстания. Воспользовавшись моментом, Португалия в союзе с Германией и Англией дошла до города Ашбилия с Запада и начинает свой натиск на мусульман. Казалось бы, зачем нужно было восставать сейчас? Когда у власти Я’куб аль-Мансур, он отменил ошибки в акиде своих предков, исправил все искажения и заблуждения, и был на правильном пути.

Тем временем, Абу Юсуф Я’куб аль-Мансур аль-Муваххиди подписывает с Кастилией договор о перемирии на 10 лет и начинает бои с Португалией. После того, как он отгоняет португальцев, Кастилия нарушает договор и нападает на слабо защищённый Север Андалусии. В то время, во главе Кастилии был Альфонсо VIII. Он написал Я’кубу очень грубое письмо, после прочтения которого Я’куб абу Юсуф порвал его и на клочке бумаги написал аят, в котором Аллах, Свят Он и Велик, сказал:

ٱرۡجِعۡ إِلَيۡهِمۡ فَلَنَأۡتِيَنَّهُم بِجُنُودٖ لَّا قِبَلَ لَهُم بِهَا وَلَنُخۡرِجَنَّهُم مِّنۡهَآ أَذِلَّةٗ وَهُمۡ صَٰغِرُونَ ٣٧

«Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными.»
[Сура «Ан-Намль», аят 37].

Итак, после этого, в 590 году он объявляет всеобщую тревогу по всей Северной Африке и публикуют во всех мечетях то письмо, что ему написал Альфонсо VIII, дабы все люди видели подлость короля Кастилии. Люди побежали за доспехами, берут в руки мечи и копья, и готовятся к бою.

За 7 лет до этих событий (в 583 году) Салахуддин аль-Айюби нанёс сокрушительное поражение крестоносцам на Востоке. Эти события всё ещё свежи в памяти людей, которые собрались на битву против португальцев.

Битва «аль-Арак»

Итак, целый год уходит на подготовку мусульман к бою с Кастилийцами и в 591 году армия мусульман под руководством Я’куба абу Юсуфа аль-Мансура пересекает Гибралтар и выдвигается к крепости на Юге Тулейтулы. Там произошла битва, которая в истории носит название «аль-Арак». Она произошла 9 Ша’бана 591 года по Хиджре.

В то время эта крепость была границей между Кастилией и Андалусией.

В этой битве Альфонсо VIII собрал армию в 225 тысяч человек, взяв помощь от Леона, Навара, Англии, Голландии, Германии и других стран. Франция снабжала их оружием. Также в этом войске находились торговцы иудеи, которые планировали покупать пленных мусульман затем продавать их в Европе.

Я’куб аль-Мансур аль-Муваххиди собрал около 200 тысяч воинов, и перед самой битвой он собирает совет (шура), чем очень сильно отличается от всех предыдущих правителей, которые никогда никого не слушали. Мало того, он берет советы даже от местных андалусийцев, у которых был командир Абу Абдуллах ибн Санадид. И они придумывают план действий на поле боя, который был очень похож на стратегию Юсуфа ибн Тышфина. Половину армии поставили перед противниками, а другую половину спрятали за холмами. На этом сражении полководцем выступал Абу Яхья ибн Абу Хафс, а над жителями Андалусии, вышедшими сразиться против Кастилии, стоял Абу Абдуллах ибн Санадид. Самой первой частью войска была регулярная армия Африканцев из «государства единобожников» вместе с Андалусийцами, которых поставили на правый фланг. Центр этой армии был из единобожников Африки, а левый фланг был из арабов. А уже вторая часть войска состояла из добровольцев.

Перед битвой Я’куб аль-Мансур написал письмо армии:

«Поистине, ваш амир говорит вам: «Простите ему, поистине, это место прощения! Так простите же, и вы друг другу, и сделайте так, чтобы души ваши были приятны друг другу и ради Аллаха сделайте искренними ваши намерения».

После этого все заплакали, обнялись друг с другом, попрощались и обратили сердца к Аллаху Всевышнему.

Когда дело дошло до битвы, христиане сначала находились на холмах и первый удар пришёлся сверху и этот удар был очень сильным и болезненным для мусульманской армии. Первая часть армии мусульман начало отступать и тут Я’куб аль-Мансур один спустился с холмов и сам начал подбегать к каждой части войска и кричать:

«Обновляйте ваши намерения, устремитесь к Аллаху и сражайтесь вашими сердцами!».

Затем, последующая атака крестоносцев пришлась на центральную часть армии и в ней убили полководца Абу Яхью ибн Абу Хафса, да помилует его Аллах.

Альфонсо с десятью тысячами всадников вступили в бой и бросились в центр и здесь, тут как тут, мусульмане с правого фланга обходят их и наносят атаку крестоносцам. После этой атаки кастилийцы дрогнули. Битва была очень долгой: не было ничего, кроме пыли, скрежета металла и такбиров (возвеличивания Аллаха словами: «Аллаху Акбар!») со стороны мусульман.

И когда Я’куб увидел напуганные глаза кастилийцев, он повёл на поле боя оставшуюся часть армии с белыми флагами, на которых было написано: «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад Расулюллах, Ля гъалиба илля Ллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха, и нет победителя, кроме Аллаха). Мусульмане разгромили армию Кастилии. Говорят историки, что эта победа была подобна победе в битве «Залляко» (скользящая битва) или даже больше. Эта новость о победе облетела весь Исламский мир и радости не было предела. Т.е. всего через 8 лет после победы Салахуддина аль-Айюби при Хиттине, случилась эта победа на Западе.

Те из историков, которые преуменьшают потери крестоносцев, говорят, что погибло 30 тысяч человек. Но, по некоторым данным, из войска христиан, которое состояло из 225 тысяч погибло 146 тысяч человек. Около двадцати тысяч христиан были пленниками, которых Я’куб отпустил без выкупа. Трофеи были многочисленны: восемь тысяч коней, около ста тысяч мулов, количество палаток было просто не счесть. Я’куб аль Мансур муаххиддин всё разделил как положено по шариату. ⅕ часть он оставил в казну, ⅘ частей разделил трофей на те войска, которые участвовали в этой битве. То, что он оставил в казне пошло на строительство мечети в городе Ашбилия, в которой минарет был высотой в 200 метров. И до сих пор этот минарет существует, но сейчас это церковь в Испании.

Ситуация была такова, Салахуддин аль Айюби обладал большой силой на Востоке, Я’куб аль Мансур муаххиддин на Западе. У них даже появилось намерение объединить всех мусульман. Но, к сожалению, Я’куб ибн Мансур аль муваххидин, после этого скоро умер.

После поражения крестоносцев, Кастилийский король Альфонсо обвинил в поражении государства Навар и Леон. После чего, между нами стала разрозненность и испортились отношения правителей. И к Я’кубу ибн Мансуру аль Муваххиди стали приходить послы, делегации со всей Европы с предложением союза и дружбы государств.

Город Сарагоза вновь перешёл в руки мусульман, но город Тулейтулу так и не смогли взять, хотя осаждали целыми годами.

После всего этого, подписали перемирие с Кастилией с 595 года по 605 года. Но через некоторое время (в 595 году), внезапно умирает Я’куб аль-Мансур умирает, в возрасте 40 лет.

Было подписано перемирие с Кастильей на 10 лет — с 595 г. по 605 г.

Краткая хронология:

  • 512 г. по Хиджре начался призыв Мухаммада ибн Тумирта;
  • 541 г. появилось «Государство единобожников»;
  • По 580 г. идёт неуклонный подъём этого государства;
  • С 580 по 595 гг – «золотой век»;
  • В 595 г. по Хиджре умирает Я’куб аль-Мансур в возрасте 40 лет.

После смерти великого полководца Я’куба аль-Мансура аль-Муваххиди к власти приходит его 18-летний сын ан-Насыр ли ДиниЛлях Абдуллах абу Мухаммад. Однако он был не таким, как его отец, хотя был одним из сильнейших и отважных людей. Он не обладал такой мудростью, в свои 18 лет.

Падение «Государства Единобожников»

Итак, смерть Я’куба аль-Мансура изменило многое: племя бану Гъания вновь поднимает восстание, и в течение 9 лет Абдуллах абу Мухаммад подавлял эти восстания. Что в итоге и сделал.

Тем временем, Альфонсо VIII поклялся, что не приблизится ни к одной женщине и не сядет на верховое животное и не поднимет крест, пока не отомстит мусульманам. И 9 лет перемирия он готовился к мести. За год до окончания мирного соглашения, Альфонсо нарушает договор.

Сын Я’куба аль-Мансура аль-Муваххиди не принимал ничьего мнения и основывался только на своём личном мнении. Также у него был министр (визирь), которого звали Абу Саид ибн Джамиа, о котором были сомнения у историков. Говорилось, что возможно он был предателем. Потому что настолько все его советы были против мусульман и ан-Насыр ли ДиниЛлях принимал только его советы.

Итак, Альфонсо VIII выдвигается с войском, в котором участие принимали даже священники (и сам Папа Римский), а также византийцы и многие воины со всей Европы. Армия была количеством в 200 тысяч человек. У государства Навар тоже был договор с мусульманами, но Папа Римский настоял на том, чтобы он был нарушен.

Насыр ли ДиниЛлях, узнав о готовившемся войске против него, объявляет войну, собирает огромную армию со всей Северной Африки в 500 тысяч мусульман (в других версиях 260 тысяч человек, а христиан было 160 тысяч) и переплывает Гибралтар к месту аль-‘Икаб, что в переводе с арабского означает наказание. Такое название получил старый древний дворец в этой местности. И это место стало наказанием для мусульман.

Почему же это случилось, хотя было численное превосходство мусульман над крестоносцами?

  1. Насыр ли ДиниЛлях никого не слушал, кроме своего визиря;
  2. Мусульмане погрязли в роскоши;
  3. Восстания со стороны племени бану Гъания отняли много сил у армии мусульман.

Итак, мусульмане, переплыв Гибралтар, первым делом начинают осаждать крепость Сильбатра, которая была очень сильно укреплена, но воинов там очень было мало. Полководцы и военачальники посоветовали Абдуллаху абу Мухаммаду идти дальше и оставить крепость, потому что она не несёт потенциальной угрозы для мусульман, но правитель не послушал их, а послушал своего визиря, который велел осаждать крепость. И на осаду этой крепости у них ушло целых восемь месяцев и много мусульман погибло из-за холодной зимы и нехватки припасов. Крестоносцы собрали три армии: Армия из Европы, армия Арагона и Армия самая большая Костилии (там же Леон, Португалия и Навар).

Христиане тем временем осадили крепость «Рабах». Во главе этой крепости стоял человек, один из самых сильнейших полководцев в то время, Абу аль-Хаджадж Юсуф ибн Кадис. После длительной осады, он увидел, что стены крепости вот-вот готовы рухнуть и он решил договориться с крестоносцами и предлагает им следующее: «Я оставляю крепость с продовольствием и оружием на ваше пользование, но вы дадите нам пройти к армии мусульман». Альфонсо соглашается на это предложение. Однако христиане возмутились на его соглашение и около пятидесяти тысяч крестоносцев вернулись в Европу ещё до начала битвы, мол они пришли проливать кровь мусульман, а не отпускать их живыми к своей армии. И когда Юсуф ибн Кадис со своей небольшой армией пришёл к армии мусульман, визирь-помощник правителя приказал убить Юсуфа ибн Кадиса, и удивительно, Абдуллах абу Мухаммад внимает этому скверному совету и убивает такого хорошего полководца за то, что тот оставил крепость христианам, хотя это было самым верным решением. Ведь сколько примеров было после смерти Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, когда был Абу Бакр Сиддык, да будет доволен им Аллах, полководцы совершали ошибки, никогда не убивали мусульманина. Могли наказать и вернуть на поле боя.

И эти двое — Насыр ли ДиниЛлях Абдуллах абу Мухаммад и его скверный советчик словно не читали историю: они делят армию на две части и в первую часть войска, которую пускают принимать первый удар, ставят 160 тысяч добровольцев из числа простых мусульман Северной Африки, а во вторую часть войска ставят воинов, подготовленных для сражений. Обиженных и разозленных андалусийцев, подчиненных Юсуфа ибн Кадиса, правитель ставит на правый фланг в первой части войска. Сплошные ошибки происходили до начала боя. Тактика была просто ужасной. Прекрасно зная, что сейчас испытывают андалусийцы, которые лишились своего амира, он поставил их вперёд. И что же они сделали? — Они просто бежали с поля боя, дабы не сражаться под руководством того, кто убил их полководца. И последняя ошибка, Абдуллах абу Мухаммад положился на количество людей, а не на Всевышнего Аллаха. И битва при Хунейне повторяется. Аллах, Велик Он и Возвышен, говорит:

لَقَدۡ نَصَرَكُمُ ٱللَّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٖ وَيَوۡمَ حُنَيۡنٍ إِذۡ أَعۡجَبَتۡكُمۡ كَثۡرَتُكُمۡ فَلَمۡ تُغۡنِ عَنكُمۡ شَيۡـٔٗا وَضَاقَتۡ عَلَيۡكُمُ ٱلۡأَرۡضُ بِمَا رَحُبَتۡ ثُمَّ وَلَّيۡتُم مُّدۡبِرِينَ ٢٥

«Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 25].

И чем же закончилась великая битва аль-‘Икаб (битва наказания)?

Христиане разгромили первую часть армии — добровольцев и пошли на центр армии. И только в первый день 70 тысяч мусульман погибло. Африканцы смогли дать отпор, но дух их был сломлен, ведь перед ними убили тысячи добровольцев. Альфонсо сровнял силы. Убегая с поля боя, правитель мусульман Насыр ли ДиниЛлях воскликнул:

«Правду сказал Аллах (имея ввиду аят про Хунейн) и неправду сказал шайтан (когда внушил положиться на количество)».

И ошибки на этом не закончились. Убегая назад, он оставил 2 крепости (Байаса и Убадда) без укрепления и поддержки. Христиане осадили г. Байаса и перебили всех без исключения. Затем они 13 дней осаждали г. Убадда. Они пообещали им безопасность, и когда мусульмане поверили им и отдали город, крестоносцы убили всех до единого, и около 60 тысяч мусульман погибло.

Насыр ли ДиниЛлях оставил даже город Ашбилия, бежал назад в Северную Африку, заперся у себя во дворце и оставил вместо себя сына, которому было всего 10 лет. Через год он умирает в возрасте 34 лет. Остаётся его сын, 11 летний. История снова повторяется. Это была одна из причин начала раздора власти в Андалусии, но хвала Аллаху, после битвы аль-‘Икаб, у кастилийцев в армии появились какие-то болезни, которые вынудили их вернуться назад.

В 614 году звезда «Государства Единобожников» падает и вместо него появляется новое суннитское государство из племени «Заната», которое в истории получило название «Даулятуль бану Марин» (Государство племени Марин). Но беды после такого сильного поражения всё ещё продолжаются.

В 620 году — Балеарские острова пали. Около 20 тысяч людей было убито воинами из государства Арагон. В этом же году племя Бану Хафс отделяется от «Государства Единобожников», Мустаз АбдиЛлях сын Насыр ли ДиниЛлях, которому тогда уже было 21 год умирает и начинается яростная борьба за власть.

В 625 году — появляется новое небольшое государство на Юго-Восточной части Андалусии под предводительством Ибн Худа. Про него говорилось:

«Он был очень сильным невеждой и не имел он своего мнения, и Аллах не дал ему и его армии, которые он возглавлял против христиан, ни одной победы».

В 633 году — другое племя бану Зайан отделяется вместе с Алжиром. В этом же году пал город Куртуба — столица Андалусии. Хоть и просили в то время помощи и подкрепления у Ибн Худа, он был занят разборками с другим правителем. Около тринадцати тысяч домов и трёх тысяч мечетей — всё стало под властью крестоносцев. Священники настаивали на убийстве абсолютно всех мусульман, которые сдались с этим городом, но Фильнада III, который тогда был у власти Кастилии, отказался от убийств. Куртуба была столицей более пяти ста лет. Самая большая мечеть Андалусии 23 Шавваля 633 года по Хиджре стала церковью и по сей день существует на землях современной Испании.

В 635 году — племя бану Аль-ахмар отделились от Андалусии.

В 636 году — пал город Валенсия. Жителей этого города осаждали около пяти лет. После захвата этой крепости пятьдесят тысяч мусульман бежали в Северную Африку. Все мечети были превращены в церкви. Племя бану Хафс в Тунисе попытались помочь в провизии или оружии, но не смогли туда пройти. Это было тогда основным правилом христиан — «или смерть или ссылка в Северную Африку».

В 641 году пал город Бания.

В 643 году пал город Джайан.

Осталось всего 2 города — Ашбилия и Гранада.

Ещё за десятки лет до этого, началом всего была несправедливость:

  1. Ещё во времена Мухаммада ибн Тумирта были распространены ложные идеологии, ошибки в вероубеждении; 80 тысяч мусульман погибло только в распрях между ними, которые не заслужили смерти. Поэтому шейх Ибн Теймийа говорит:

«Аллах, Свят Он и Велик, устанавливает справедливое государство, даже если оно государство неверных. Аллах не установит несправедливое государство, даже если это будет государство мусульман».

  1. Были распри и междоусобицы в народе; искажения в вероубеждениях мусульман и восстание племени бану Ганийя;
  2. Ошибки Ибн Тумирта и других последователей после него, которые не слушали никого, а если и слушали, то глупых и подлых визирей;
  3. Вражда государства единобожников со своими братьями мусульманами из государства палаточников (мурабитов).

Но даже после этого Ислам был на территории Андалусии ещё на протяжении 250 лет.

©Источник
Iceberg
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Альмери́я (исп. Almería) — город на юго-востоке Испании и столица одноимённой провинции. Wikipedia

  • [2]

    Раба́т -  столица Марокко.

Новое на сайте