С именем Аллаха Милостивого Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел.
Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Посланник Его.
Сегодня 10 лекция, из серии лекций «Андалусия от открытия и до падения».
Мы закончили предыдущую лекцию на том, как мусульмане в Испании, выиграли одну из величайших битв в истории Ислама – это битва «Заллякъ». Мы сказали, что эту битву «Заллякъ» назвали – скользящая битва, так как она была проведена на скалистой местности. Кони и люди падали из-за того, что скала была орошена кровью, как тех, так и других. Из французов, христиан, крестоносцев, которые были на этой битве, осталось в живых всего 100 человек из 60-ти тысяч. И Пречист Аллах, Юсуф ибн Тышфин, который пришёл из Африки с 7-ю тысячами бойцов, оставил все трофеи местному населению, сказав, что мы пришли только ради Аллаха, ради защиты его религии.
Эта битва произошла в 479 году, и как мы сказали, произошли внутренние распри между правителями Андалусии из-за трофеев, из-за тех территорий, которые были освобождены. И под влиянием и решением учёных, Юсуф ибн Тышфин через 4 года, в 483 году, возвращается в Андалусию для того, чтобы полностью подчинить эту территорию и объединить её в одно огромное государство, которое начиналось с Юга Франции и до Центральной Африки. Пречист Аллах! Он присоединил всю Андалусию и освободил город Саракосту.
В 500 году по Хиджре, Юсуф ибн Тышфин умирает в возрасте 100 лет. Юсуф ибн Тышфин ни на секунду не впал в искушение этим ближним миром до самого конца, хотя он являлся правителем огромных территорий. Он одевал только жёсткую, шерстяную одежду, ел только хлеб из ячменя, и пил только молоко верблюдицы, т.е. это было его пищей. В 100 лет человек умирает и ни разу этот мир не вызвал у него никакого интереса. Юсуф ибн Тышфин провёл у власти 47 лет. И после него стал наместником, правителем его сын, которого звали ‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин.
Прежде чем продолжить эту тему, некоторые спрашивают про берберов, кто такие берберы? – Берберы — это племена, которые жили на территории Северной Африки, и многие истории относят берберов к европейцам. На самом деле, это были европейские племена, которые пришли в Северную Африку из Европы, но не надо на это смотреть. 1 млрд. 300 млн. мусульман в мире, и из них арабов всего 200 миллионов. Т.е. 1 млрд. и 100 млн. это не арабы. Мусульмане, живущие в России, пакистанцы, индийцы, индонезийцы – огромное количество мусульман не арабы. И мы знаем, что самые близкие люди перед Аллахом – самые богобоязненные, не важно, кем бы они ни были.
И второй вопрос: один человек сказал, что это были победы прошлых лет, а сейчас такой победы добиться просто невозможно, потому что, очень большое превосходство неверующих стран над мусульманами в техническом плане. И видимо человек, который задал этот вопрос, не понял двух вещей:
Закон Аллаха, Всемогущ Он и Велик, который не меняется со временем. Он остаётся на протяжении всей истории вплоть до самого Судного дня. Это, то, что Исламская Умма никогда не закончится, и всегда, когда есть падение Исламской Уммы, обязательно после этого будет и подъём – и это закон Аллаха, Всемогущ Он и Велик, на земле. Как Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:
لَا يَغُرَّنَّكَ تَقَلُّبُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ فِي ٱلۡبِلَٰدِ ١٩٦ مَتَٰعٞ قَلِيلٞ ثُمَّ مَأۡوَىٰهُمۡ جَهَنَّمُۖ وَبِئۡسَ ٱلۡمِهَادُ ١٩٧
«Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это — всего лишь недолгое (или небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!».
[Сура «аль-Имран», аяты 196-197].
Основа этой битвы – между истиной и между ложью, между друзьями Аллаха и между друзьями шайтана. Приведём небольшой пример из Исламской истории. Даже по тем временам, мусульмане делали невозможное:
- Битва «Аль-Кадисийя» – большая битва еще во время сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульман было – 32 тысячи бойцов, персов – 240 тысячи бойцов, причём это было на территории Персии, т.е. они знали эту территорию, они полностью были подготовлены. Мусульмане победили.
- Битва Ярмук – огромная битва между мусульманами и византийцами. 39 тысяч мусульман против 200 тысяч византийцев. По всем параметрам, военных тактик и т.д. – это невозможно, даже по тем временам. Тем не менее, мусульмане это совершили.
- Битва Туртус — 30 тысяч мусульман против 150 тысяч персов. Причём эта битва продолжалась где-то полтора года, и бои происходили где-то 80 раз, и в каждой из них, побеждали мусульмане. Эти вещи, даже сейчас невозможно объяснить, как это произошло.
- И наконец, возьмём историю, которую мы проходим – историю Андалусии. 12 тысяч мусульман открыли полуостров в Испании, они вышли в битве Уадый Бадбад, против 100 тысяч местных племён готов. И тоже победили, Пречист Аллах. Это на самом деле, можно понять только одним способом:
То, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал в Куране:
وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ رَمَىٰ
«Не ты бросил, когда бросал, а Аллах бросил…».
[Сура «аль-Анфаль», аят 17].
Т.е. всё это с помощью Аллаха, Всемогущ Он и Велик. И Аллах говорит в другой суре, суре Мухаммад:
وَلَوۡ يَشَآءُ ٱللَّهُ لَٱنتَصَرَ مِنۡهُمۡ وَلَٰكِن لِّيَبۡلُوَاْ بَعۡضَكُم بِبَعۡضٖۗ
«Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других».
[Сура «Мухаммад», аят 4].
Всевышний Аллах сам может справиться, и всё это в качестве испытаний. И эта милость Аллаха на тебе. То, что Аллах выбрал тебя в качестве защитника своей религии, чтобы ты помогал Его религии, хотя Аллаху, Всемогущ Он и Велик, ты не нужен. Как и не нужны все миры, которые он создал.
Раньше, как всё было? – Раньше посылался Пророк, кто-то шёл за Пророком, кто-то ослушался Пророка. И затем, Аллах, Всемогущ Он и Велик, уничтожал тех, которые ослушиваются Пророков. Но, когда пришёл Ислам, когда пришёл Муса, мир ему, появилось такое понятие, что люди сами уже защищали свою религию. И вот одни люди сказали: «Тем самым, вы скрываете могущество Аллаха, Всемогущ Он и Велик». Т.е. Аллах мог бы и сам всё это уничтожить, но дело в том, что теперь это всё на вас, вы сами будете защищать свою религию. Тем самым вы, делаете так, что Аллах, Пречист Он и Возвышен, полностью не показывает своё могущество как раньше. Теперь никак раньше: не посылает наводнение, землетрясение и т.д. Сейчас Аллах Своё могущество скрыл, но помогает воинам, которые защищают религию.
И те цифры, которые мы привели, казалось бы, невозможные, но действительно всё так и произошло. Поэтому, человек, который сейчас говорит, что это невозможно, как будто бы сомневается в могуществе Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Что Аллах, Пречист Он и Возвышен, мог справиться с племенем Ад и Самуд и не мог справиться с Америкой, Францией, к примеру — это уже получается сомнение в могуществе Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
Аллах в Куране сказал:
فَأَمَّا عَادٌ فَاسْتَكْبَرُوا فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَقَالُوا مَنْ أَشَدُّ مِنَّا قُوَّةً ۖ أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّ اللَّهَ الَّذِي خَلَقَهُمْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُمْ قُوَّةً ۖ وَكَانُوا بِآيَاتِنَا يَجْحَدُونَ
«Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: «Кто может превзойти нас силой?». Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения».
[Сура «Фусиллат», аят 15].
اسْتِكْبَارًا فِي الْأَرْضِ وَمَكْرَ السَّيِّئِ ۚ وَلَا يَحِيقُ الْمَكْرُ السَّيِّئُ إِلَّا بِأَهْلِهِ ۚ فَهَلْ يَنْظُرُونَ إِلَّا سُنَّتَ الْأَوَّلِينَ ۚ فَلَنْ تَجِدَ لِسُنَّتِ اللَّهِ تَبْدِيلًا ۖ وَلَنْ تَجِدَ لِسُنَّتِ اللَّهِ تَحْوِيلًا
«Это произошло потому, что они превозносились на земле и замышляли зло. Но злое ухищрение окружает (или поражает) только тех, кто творит зло. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме участи первых поколений? Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не найдешь возможности уклониться от установления Аллаха».
[Сура «Фатыр», аят 43].
أَوَلَمْ يَسِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَيَنْظُرُوا كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ وَكَانُوا أَشَدَّ مِنْهُمْ قُوَّةً ۚ وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعْجِزَهُ مِنْ شَيْءٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ ۚ إِنَّهُ كَانَ عَلِيمًا قَدِيرًا
«Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они были сильнее их, но ничто не способно сбежать от Аллаха ни на небесах, ни на земле. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий».
[Сура «Фатыр», аят 44].
Основной вопрос: — Где наша роль в поднятии Ислама?
Клянусь Аллахом, есть человек, который старается, как шейх ‘АбдуЛлах ибн Ясин. Он старался, он не видел всего этого государства, которое появилось после его смерти, но он проявил участие и вся награда за все открытия в Африке, за всех тех, кто принял Ислам в Африке, всё это будет на его чаше весов. Есть человек, который живёт в то время, когда идёт подъём и он не принимает в нём участие – ему нет никакой награды, даже если он живёт в этом государстве палаточников.
Продолжение истории
Альфонсо VI после этой битвы смог выйти из окружения с отрубленной ногой. Он умер спустя 2-3 месяца после битвы. И после этого, на трон сел его сын, но ещё в течении 20 лет христиане не могли собраться силами. Настолько сильнейшее поражение было, что они начали выходить на какие-то стычки против мусульман только после 500 года по Хиджре.
Палаточники так и не смогли взять город Тулейтула, потому что это был очень укреплённый город, как сказали, со всех сторон горы, кроме Южной части, а на Юге огромная крепость. И после 500 года, в 501 году по Хиджре была снова битва между крестоносцами и между сыном Юсуфа ибн Тышфина – ‘Али, эта битва называется «Клиш». Мусульмане снова победили в этой битве, 23 тысячи христиан погибло в этой битве.
В 509 году по Хиджре, мусульмане заново взяли Балеарские острова, которые в какое-то время потеряли. И Пречист Аллах, в 512 году происходит бунт и восстание в государстве палаточников в Северной Африке. И как следствие этого, идёт два поражения подряд мусульман Андалусии от рук крестоносцев.
Теперь вопрос: — Почему бунты? Почему восстания? Т.е. такое государство было создано и тем не менее два поражения в местечке «Катанда» и «Кулейа», два поражения от крестоносцев в Андалусии.
Как мы сказали, в 440 году началось это поднятие – шейх ‘АбдуЛлах ибн Ясин приехал в Африку, в пустыню Мавритании, потом начал своё движение, постепенный подъём, потом начал набирать обороты после захода со своим племенем, предводителем племени «лянтуна» – Абу Бакр ибн ‘Умар, затем после этого потихоньку распространение, потом сильное распространение по всей территории Северной и Центральной Африки и затем до 509 года всё это только набирало силу и шёл очень резкий подъём, и после смерти Юсуфа ибн Тышфина, через какое-то время начинается спад. Т.е. вы удивляетесь, что это случилось после смерти Юсуфа ибн Тышфина, хотя это произошло после смерти человека, лучшего чем Юсуф ибн Тышфин – это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сразу после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что произошло? – Весь Аравийский полуостров вышел из Ислама, кроме трёх городов – Мекка, Медина, Тогир. Это тоже идёт закон Аллаха, Всемогущ Он и Велик, на земле.
По какой причине это произошло у палаточников?
- Государство палаточников впало в искушение, впало в смуту – огромное количество богатств этого мира хлынуло им в руки, Пречист Аллах, несмотря на то, что они продолжали военные действия, продолжали эту борьбу.
- Распространение большого количества грехов, несмотря на присутствие большого количества учёных.
Снова вопрос, как это произошло? Люди выходят на битву, казалось бы, ради Аллаха, но тем не менее они искушены этим миром и совершают огромное количество грехов, несмотря на большое количество учёных. Как это возможно?
Основная ошибка — это то, что они делали упор на одну часть Ислама и оставили другую его часть. Основной упор был на военные действия, оставив всё остальное. Оставили воспитание людей, оставили образование людей в Исламе. Т.е. люди сами по себе, по природе, лентяи. Все, кто занимаются воспитательной работой среди детей, даже среди взрослых, знают, что чтобы обучить чему-то людей требуется огромное усилие. Посмотрите на шейха ‘АбдуЛлаха ибн Ясина, сколько усилий он потратил, чтобы воспитать какое-то простое село – целых 11 лет. Целых 11 лет – и из его рук вышло 14 тысяч, которые действительно смогли перевернуть мир. Или вспомните ‘Абдуррахман ан-Насыра – он построил сбалансированное государство во всём, гармоничное – там были и походы военные, очень сильно была развита экономика, были постройки. Со всех сторон построил великолепное государство, построил флот. Т.е. где надо было прилагать какое-то усилие, он обязательно прилагал. И также шейх ‘АбдуЛлах ибн Ясин.
Теперь по поводу большого количества грехов. Это обычное дело, когда есть деньги, т.е. идут трофеи, идут богатства. Бедному человеку в принципе тяжело сделать грех. Прелюбодеяние требует деньги – вино, азартные игры и т.д. Нет денег – нет грехов. Но, когда появляется богатство этого мира – начинаются грехи, Пречист Аллах! Что сказал народ Нуха, мир ему?
وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِيَ الرَّأْيِ
«Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив».
[Сура «Худ», аят 27]
Но где же были учёные? Огромное количество учёных, которые были в то время. Пречист Аллах, они начали заниматься побочными вещами и оставили основные вещи:
- дискуссии того, как нужно класть руку во время намаза: сверху, снизу, над пупком, под пупком или же необходимо руки держать по швам;
- как поднимать палец: вертикально, горизонтально;
- какое движение должно быть: быстрое, медленное, в начале ташшахуда, в конце ташшахуда.
Открыли те двери, которые в жизни не открывал для них Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу школ (мазхабов), вероубеждения и т.д. Они построили огромную стену между собой и народом, так, что ни народ их не понимал, ни они не понимали народ. Т.е. учёные как отдельная каста, которая не пересекалась с народом абсолютно, кроме как в намазах возможно. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, его понимали и большие образованные сподвижники, и простые бедуины, также его понимали и женщины, и дети, и взрослые мужчины. Если видите учёного, которого никто не понимает, то Пречист Аллах, какой смысл тогда? – Необходимо, чтобы он был учёным, призывающим к Исламу, чтобы все абсолютно его понимали.
Учёные начали входить в эти побочные вопросы оставив народ, и что происходило в это время?
- в столице палаточников, в Марракеше были огромные налоги, которые взимались не по праву;
- вино не только продавали, но и делали сами, Пречист Аллах, т.е. были целые фабрики, где производили вино;
- женщины выходили без хиджаба;
- во время правления сына Юсуфа ибн Тышфина были танцовщицы, было несправедливое отношение со стороны правителей, и как следствие всего этого, произошёл огромный экономический кризис;
- не было дождя целыми годами, и это тоже не случайность, потому что это тоже есть в книге Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
Всевышний Аллах говорит в Куране:
وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَىٰ آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَفَتَحْنَا عَلَيْهِمْ بَرَكَاتٍ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ وَلَٰكِنْ كَذَّبُوا فَأَخَذْنَاهُمْ بِمَا كَانُوا يَكْسِبُونَ
«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали».
[Сура «Аль-Араф», аят 96]
И вспомните, как Нух, миру ему, сказал своему народу:
فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا
«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий».
Если вы будете так делать:
يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُمْ مِدْرَارًا
«Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди,»
وَيُمْدِدْكُمْ بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَلْ لَكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَلْ لَكُمْ أَنْهَارًا
«поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки».
مَا لَكُمْ لَا تَرْجُونَ لِلَّهِ وَقَارًا
«Почему вы не чтите величия Аллаха?»
[Сура «Нух», аяты 10-13].
Поэтому, если мы видим, что люди работают весь день, не поднимая головы и с этих средств не хватает даже на то, чтобы приобрести какие-то необходимые вещи для дома, это означает то, что у нас не достаточная связь с Аллахом, Всемогущ Он и Велик, и мы эту связь просто потеряли. Отсутствие блага — это только из-за того, что у нас нет связи с Аллахом, мы потеряли отношения с Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
И как следствие всего этого, в 514 году по Хиджре, в битве «Катанда», а также в битве «Куляйа» в 523 году по Хиджре, мусульмане потерпели поражение от рук крестоносцев. И была нужда в ком либо, кто смог бы исправить положение, кто бы приказывал добро, и запрещал зло. И Пречист Аллах, действительно такой человек появился, мудрость Аллаха, Всемогущ Он и Велик! Его звали Мухаммад ибн Тумирт, сам он был бербером из берберских племён, который назывался «Аль-Кобаль Масмуда» – масмудские берберские племена.
Этот человек организовал восстание в 512 году по Хиджре. Но, обратите внимание, что это совсем другой подход, нежели чем было у шейха ‘АбдуЛлах ибн Ясида. Мухаммад ибн Тумирт вырос в религиозной семье, родился в 473 году по Хиджре. В возрасте 27 лет, он был молодым человеком, которому нравилось получать знание по Исламу. И он действительно, в 500 году по Хиджре выехал сначала в Андалусию, в Испанию — город Кордова, получал знания там. Затем поехал в Египет – в Александрию, получал и там знания. Затем совершил Хадж в Мекку, остался там и получал знания у учёных. Затем поехал в Багдад, в Багдаде оставался целых 10 лет, получал знания у всех учёных, которые были там. Причём в то время, в Багдаде были учёные самых разных школ и разных течений и он брал знания у всех без разбора: как у учёных Сунны, так и у учёных заблудших течений. Затем поехал в Шам – Дамаск, брал уроки у имама Абу Хамида аль-Гъазали, затем обратно вернулся в Александрию, в Египет, и затем уже вернулся обратно к себе домой в Магриб, в Северно-Западную Африку. Т.е. он вернулся домой, когда был 512 год, когда ему было уже 39 лет.
Ибн Хальдун, один из историков Ислама, говорит:
«Он стал бушующим морем знаний, он был как звезда в знании и религии».
Представляете, мало у кого были такие знания. Т.е. раньше не было такого, что едешь в университет и обучаешься, раньше люди ездили за учёными по всему миру.
И на обратном пути, Мухаммад ибн Тумирт, на какое-то время остаётся в Александрии для окончания обучения. И он начал приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Но, есть у него одно качество – он был очень жёстким в этом вопросе, т.е. слишком жёстко ко всему подходил, такая жёсткость, которая отпугивала людей. Люди терпели его в Александрии, а затем прогнали его, посадив на судно, которое плыло как раз на Северную Африку в Тунис, в районе Магриба. Он начал приказывать одобряемое и запрещать порицаемое уже на судне: запретил пить вино на корабле, приказал всем читать Куран. Те взяли и выбросили его в море, но затем они сжалились и сказали, что возьмут его обратно с условием, если он будет молчать всю дорогу, до самого Туниса. И действительно, они его взяли, и когда они доехали до Туниса, до местечка, которое называется Махдия, там он начинает приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Но, Пречист Аллах, он хочет всё это делать быстро, он хочет моментально изменить всё положение, которое есть. Вспомните Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке. В Мекке ещё не было ни одного запрета основного, т.е. вино ещё не было запрещено, все 13 лет, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провёл в Мекке, всё, что касается запрета вина – было постепенно. Даже аяты из Курана о запрете вина ниспосылались постепенно. Запрет на прелюбодеяние, расточительство – всё было постепенно, даже борьба на пути Аллаха. Всё было постепенно – это закон Аллаха, Всемогущ Он и Велик, на земле. Аллах мог бы создать 7 небес и землю за секунду, тем не менее это было сделано за 6 дней для того, чтобы научить, что всё в этом мире должно идти постепенно.
Вспомните пятого праведного халифа ‘Умар ибн ‘Абудуль-‘Азиза. У него был сын, который также был очень жёсткий, он хотел всё очень быстро исправить. И сын говорит своему отцу:
«О мой отец! Разве ты не видишь, что происходит на улицах, что происходит в Дамаске? Почему ты не приказываешь добро и не запрещаешь зло?».
И отец, ‘Умар ибн ‘Абудуль-‘Азиз сказал:
«О мой сын! Если я им всем сейчас прикажу принять всю истину, они её полностью отвергнут».
– т.е. это закон. Даже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был посланником, и самым лучшим из людей и которого Аллах поддерживал своим откровением, Аллах говорит ему:
وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ
«А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя.»
[Сура «Аль-Имран», аят 159].
А Мухаммад ибн Тумирт, не был пророком, и даже сподвижником и поэтому он продолжал очень резко призывать к добру и запрещать зло, пока не встретил в местечке Махдия человека, которого звали ‘Абдуль-Му’мин ибн ‘Али. Он пришёл к нему, и сказал: «О ‘Абдуль-Му’мин! Что ты здесь делаешь?», тот ответил: «Ищу знания и ищу религию». Тогда Мухаммад ибн Тумирт сказал: «У меня есть и знание, у меня есть и религия», и он начал обучать его. Они оставались вместе до самой смерти Мухаммада ибн Тумирта. Но, Пречист Аллах, Мухаммад ибн Тумирт обучил его такому же подходу, т.е. такой же резкости в приказе добра и в запрете зла. И к ним, через какое-то время примкнули еще пять человек.
Что происходит в это время в государстве палаточников, в Андалусии?
Даже в столице Марракеш, который основал Юсуф ибн Тышфин, в Марокко, было кучу грехов. Один раз, Мухаммад ибн Тумирт увидел там женщину, которая шла без хиджаба и с ней было куча охраны. Когда он спросил про неё, ему сказали, что это дочь ‘Али ибн Юсуфа ибн Тышфина, т.е. внучка Юсуфа ибн Тышфина. Тогда Мухаммад ибн Тумирт не выдержал, он собрал всех своих людей, на тот момент их было всего 7 человек, сказал, что необходимо действовать, и он предложил план. Посмотрите на план шейха ‘АбдуЛлаха ибн Ясина и на план Мухаммада ибн Тумирта:
Мухаммад ибн Тумирт говорит:
«Надо убрать правителей, эти правители не подходят. Начнём с ‘Али ибн Юсуфа ибн Тышфина, потом наместника, затем армию, а когда встанем у власти, будем внедрять законы Аллаха, Всемогущ Он и Велик».
Вся история у нас повторяется, причём повторяется не так далеко. Возьмите Египет в наше время, Пречист Аллах, просто подумайте над тем, как Аллах Всемогущ Он и Велик, показывает свои аяты, свои знамения в истории, как она периодически повторяется. Что происходит в Египте? — Приходит человек к власти, хочет постепенно ввести Шариат и тем не менее, народ абсолютно не воспитан и абсолютно не принимает его. Т.е. та система, которую Шариат внедряет сверху, она изначально уже обречена на неудачу, потому что, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам начинал с низов, он начинал с воспитания своего народа.
Во время Мухаммада ибн Тумирта, необходимо было не выступать против, а помочь, сказать, что необходимо повелевать добро и запрещать зло. Но, это слишком долгий путь, как путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или как путь шейха ‘АбдуЛлаха ибн Ясина, необходимо воспитывать. Поэтому, Пречист Аллах, они действительно начали созывать восстания и бунт против правителя палаточников, которым был ‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин. Хотя ‘Али ибн Юсуф, был хорошим, благородным человеком. Он старался выполнять Шариат Аллаха, но у него были какие-то противоречия или его грехи, скажем так. Хотя Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мог бы сделать тоже самое, когда он был в Мекке. Приказать ‘Умару ибн аль-Хаттабу, Хамзе ибн аль-Мутталибу – таким рыцарям Ислама, приказать убить Абу Джахля и всех остальных за власть Мекки, и затем уже следить за тем, чтобы выполнялись законы Аллаха. Но это не закон Аллаха, это не то, как должно меняться общество, поэтому целых 13 лет в Мекке, а затем 10 лет в Медине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провёл, воспитывая это поколение, и так же шейх ‘АбдуЛлах ибн Ясин.
И, как мы сказали, у Мухаммада ибн Тумирта два основных качества:
- Слишком жёстко приказывал добро и запрещал зло.
- То, что он, хочет пойти по другой схеме, нежели Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и шейх ‘АбдуЛлах ибн Ясин.
‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин узнал об этом человеке, который призывал людей, для того, чтобы вышли против правителя. Он решил провести дискуссию и посмотреть. Даже это одно решение указывает на то, что ‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин был очень благородным человеком. Другой бы правитель посадил его в тюрьму, а он решил провести дискуссию с учёными. И действительно, собрали учёных, учёных палаточников, учёных из города Марракеш, Туниса, Магриба. Получается. С одной стороны был Мухаммад ибн Тумирт со своими шестью последователями и с другой стороны были учёные палаточников, учёные Марракеша, одним из которых был Малик ибн Уахиб. Он был одним из больших учёных, был судьёй всех судей, в основном судил государство палаточников. Эта дискуссия проходила во дворце ‘Али ибн Юсуфа ибн Тышфина. И, Пречист Аллах, Мухаммад ибн Тумирт превзошёл их абсолютно во всех параметрах, в этой дискуссии. Т.е., во-первых, Ибн Хальдун не просто так сказал о нём, у него были огромные знания, помимо этого, он получал знания по логике, по философии, как необходимо вести спор. Потому что, му‘тазилиты (секта), у которых он также брал знания, они в этих вопросах очень сильно углублялись, и они знали, что человек может побить спор, даже если был не прав.
‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин, как мы сказали, был очень благородным человеком. Он, Пречист Аллах, когда услышал слова Мухаммада ибн Тумирта на этой дискуссии, о том какое большое количество грехов распространилось по земле, ‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин заплакал. Т.е. это указывает на то, что правитель был не пропащий и он из-за страха перед своими грехами, перед тем, что он сам не смог всё взять под контроль, заплакал. Затем, учёный-судья Малик ибн Уахиб, который присутствовал, сказал ‘Али ибн Юсуфу ибн Тышфину:
«Ты должен посадить этого человека в тюрьму и каждый день тратить на него один золотой динар в тюрьме. Если ты его оставишь, будешь тратить всё своё богатство и ничего не сможешь сделать».
— это был совет главного судьи в этом государстве. Но тем не менее, один из министров сидящий рядом, услышал эти слова и сказал:
«Это будет противоречием. Только что ты плакал от его слов, а затем возьмешь и арестуешь его»,
— т.е. так не пойдёт. И ‘Али ибн Юсуф ибн Тышфин оставляет его, позволяет ему уйти, хотя знает, что он готовит против него восстание, но тем не менее оставляет его. Когда Мухаммад ибн Тумирт вышел из этого дворца, люди посоветовали ему пойти в деревушку, которая называется «Тайн уль-Маляль», которая находится в горах Марокко. Он пошёл туда и начал призывать там и люди пошли за ним. Сам Мухаммад ибн Тумирт был очень аскетичным, всегда одевал простую одежду, с собой брал только посох, ел только простую пищу. И действительно, люди начали собираться возле него. В дальнейшем деревушка «Тайн уль-Маляль» станет столицей государства, которое создал Мухаммад ибн Тумирт. Они назвали себя «Джама‘ат уль-Муваххидин» — группа единобожников. Они начали потихоньку своё распространение, влияние на людей и, Пречист Аллах, начали проявляться такие ошибки в убеждениях:
- Он сказал, что он безгрешен. (Те знания, которые он взял в Багдаде, всё-таки, дали знать, потому что он брал знания не только у суннитов, но и у шиитов, му‘тазилитов);
- Сказал, что мурабиты-палаточники уподобляют Аллаха, Всемогущ Он и Велик, Его созданиям;
- Он полностью объявил неверующими всех палаточников, которые были на то время. Любой, кто говорил, что у Аллаха есть качества, он обвинял их в неверии. Сказал, что любой, кто поддерживает это государство – неверующие. Учёные, все войска этого государства также неверующие, и обвинил в неверии ‘Али ибн Юсуфа ибн Тышфина;
- Сказал, что можно убивать палаточников, и их кровь дозволена. И затем, действительно приказал поднять восстание, и начать убивать палаточников. Сказал, что, за убийство палаточников будет огромная награда в Судный день. Ход был очень похож на хариджитов, потому что они легко проливали кровь. Мухаммад ибн Тумирт был очень жестоким человеком, убивал десятками даже из своей общины, тех, кто выходил против него;
- Он говорил, что есть какие-та чудеса и что он и есть Махди, которого ждут.
Опять же, во всём этом — то, что народ за ним последовал – это упущение учёных «Ахлю Сунна уаль Джама‘а». Где были учёные? Почему не объяснили народу такие простые вопросы вероубеждения (акиды)? – То, что нет безгрешных, кроме Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тем не менее, народ ему поверил, потому что они не видели своих учёных. Мухаммад ибн Тумирт пришёл и на себе начал подавать пример другим. Опасность даже была в самом названии – «Джама‘ат уль муваххидин» — община единобожников, т.е. получается, все, кто не в его общине являются не единобожниками.
И Пречист Аллах, произошло 9 больших битв, между «группой единобожников» и палаточников, в семи из них победил Мухаммад ибн Тумирт.
Посмотрите, просто для примера: одна битва произошла в 518 году – победил Мухаммад ибн Тумирт и убил из палаточников в этой битве где-то 15 тысяч человек; другая битва в 524 году по Хиджре, местечко Бухейра – уже победили палаточники, убили из «группы единобожников» 40 тысяч человек. Т.е. разве Аллах велел так нам поступать? Что мусульмане должны убивать мусульман, и таким образом на крови мусульман создаётся Исламское государство? – Нет конечно! В общей сложности, с 516 года по 540 год по Хиджре, было убито более 80-ти тысяч мусульман с обоих сторон. В 541 году уже было создано «государство единобожников» и «государство палаточников» рухнуло примерно через 100 лет после создания. Причём, Мухаммад ибн Тумирт умер ещё до этого – в 524 году. До конца жизни он призывал, чтобы быть аскетом в этом мире, не любить этот мир, стремиться к миру вечному. Он приказывал, чтобы следовали за Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поощрял людей за их борьбу за веру в его понимании, и затем умер, сказав, что после себя оставляет своего ученика ‘Абдуль-Му’мина ибн ‘Али, с которым они познакомились в Тунисе. С 524 года по Хиджре, ‘Абдуль-Му‘мин ибн ‘Али был предводителем этой общины, пока в 541 году он не стал полностью правителем Мараккеша, т.е. они взяли город Мараккеш и перебили всех палаточников, которые были в то время.