Разбор сделки «Мурабаха»

Разбор сделки «Мурабаха»

Разбор сделки «Мурабаха»

Глава 1

Определение акта торговли «Мурабаха» с языковой и терминологической точки зрения

С точки зрения арабского языка слово «мурабаха» — происходит от породы глагола «مفاعلة» . Своё происхождение берёт от слова «ар-рибх», «ар-рабх», «ар-рабаах», что означает развитие и увеличение.

Например:

«Я сделал продажу его товара прибыльной», – то есть, увеличил результат его торговли.

«Его торговля получилась прибыльной», – если хозяин товара хорошо заработал.

«Я увеличил продажу его продукции», – я сделал ему торговлю, что помог уйти его товару, и он смог много заработать.

«Он дал ему денег с выгодой», – то есть, с прибылью для них обоих/разделив прибыль друг между другом.

«Я продал товар с дополнительной прибылью».

«Я продал товар, получив к каждым десяти дирхамам один дирхам в виде прибыли», – то же самое можно сказать о том, кто купил что-то с такой же прибылью.

С точки зрения терминологии «мурабаха» – это купля товара по его изначальной цене и получение с него дополнительной прибыли.

Глава 2

Положение сделки «Мурабаха»

Первый вид: Продажа по сделке «мурабаха» на основе капитала и по известной общей прибыли.

[Под общей прибылью имеется в виду, как если человек скажет, что купил товар за десять динаров и заработал с этого один динар. Вместе с этим упоминает чистую прибыль во всех подробностях. О чём будет сказано в следующем вопросе, как если человек скажет: «За каждый заработанный динар я получаю прибыль в виде дирхама».

Мурабаха – это, когда продавец сообщает покупателю о том, за какую цену он купил его изначально, и берёт свою прибыль с него либо в общем, как: «Я купил это за десять дирхамов и получил с этого прибыль в размере одного или двух динаров». Либо в подробностях: «Каждый дирхам приносит мне прибыль в размере одного динара». И прочие формулировки.][1]

На этом сошлись все четыре правовые исламские школы: ханафитская[2], маликитская[3], шафиитская[4], ханбалитская[5], и на дозволенность этого передается единогласие[6].

Ибн Кудама сказал: «Тот, кто продает что-то на основе сделки «мурабаха» и при этом известно, что размер его капитала увеличится, этот прирост остается ему и вычитается из прибыли. Смысл продажи по сделке «мурабаха» – это заключение сделки на основе капитала и известной прибыли, при условии, что они оба знают о размере капитала. Это звучит так: «Мой капитал такой суммы или он мне должен сто (дирхамов), я продал тебе за эту сумму и получил десять дирхам прибыли. Это дозволено и нет разногласий в подлинности такого договора, и мы не знаем, чтобы он кому-нибудь возражал относительно его достоверности»[7].

Доказательства:

1. В первую очередь из Корана. Всевышний Аллах сказал:

وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ

«Но Аллах дозволил торговлю».
[Сура «Аль-Бакара», аят 275]

Аллах дозволил в этом аяте торговлю, и сделка по форме «мурабаха» также входит в общее постановление о дозволенности торговли[8].

2. Есть большая нужда в этом виде торговли, потому что глупый человек, не умеющий торговать нуждается в опыте умного. В результате чего он будет доволен тем, что купил, и увеличением прибыли. Это всё обязывает признать данный вид торговли дозволенным. Именно поэтому основа этого вида торговли построена на доверии, страховании от вероломства/предательства и сомнений/мутных действий[9].

3. Цена и прибыль известны[10].

Второй вид: Договор по сделке «мурабаха» на основе капитала с условием прибыли на каждые десять дирхам в размере одного дирхама.

[Разница между этим вопросом и предыдущим заключается в том, что в этом вопросе прибыль упоминается подробно и конкретно, например: «Вы принесете мне прибыль за каждый динар по одному дирхаму». Ибн Джузаи сказал: «Что касается сделки «мурабаха», то это сделка, при которой владелец товара информирует покупателя о цене товара, по которой он его купил. Он получает прибыль либо от общей суммы, например: «Я купил это за десять и получу прибыль в размере одного или двух динаров», либо говорит в подробностях: «За каждый динар я заработаю один дирхам, или что-то еще».][11]

Доказательства:

1. Дозволено, по единогласному мнению, всех четырех мазхабов: ханафитский[12], маликитский[13], шафиитский[14], ханбалитский[15], и таково мнение некоторых праведных предшественников[16].

2. Сумма капитала (изначальная) известна/определена, и прибыль (ожидаемая) тоже определена. Это всё равно, что сказать, что прибыль – десять дирхам[17].

Третий вид: Договор по сделке «мурабаха» по изменчивой цене.

[Заключение торговой сделки по виду «мурабаха» – это продажа по установленной цене, разделённой на части. Прибыль, полагающаяся за первый взнос, определяется во время заключения акта договора. Прибыль остальных частей регулируется по условиям, обозначенным в договоре. Прибыль за вторую часть рассрочки рассчитывается после оплаты первой части. А прибыль с третьей части рассчитывается после оплаты второй части и так до конца окончания срока рассрочки.][18]

Договор по сделке «мурабаха» по изменчивой цене не дозволен. Такое решение установлено советом исламского фикха Всемирной Исламской Лиги[19], управлением бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых операций* и шариатским наблюдательным советом саудовского банка AlBilad*.

Их решение гласит[20]:

  1. Незнание цены на момент заключения договора/контракта.
    А это большое невежество, ведущее к спорам и влекущее за собой обман и риск, и это нелегкое и непростительное невежество.
  2. Отсрочка цены делает её задолженностью покупателя, а увеличение стоимости означает увеличение задолженности после наступления срока ее погашения. А это делает сделку похожей на ростовщичество (риба).

* [В шариатском стандарте № 8 относительно сделки «мурабаха», установленный управлением бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых учреждений Бахрейна, указано следующее: «Цена товара при продаже по сделке «мурабаха» должна быть точно определена и известна обеим сторонам при подписании договора купли-продажи. Не допускается ни при каких обстоятельствах оставлять определение цены или прибыли неизвестными до неопределённых изменений или точных установлений их в будущем. Это всё равно, что совершить продажу и поставить прибыль в зависимость от цены от уровня ЛИБОР, который произойдёт в будущем. Нет никаких препятствий в упоминании одного из известных показателей ещё на этапе обещания. Это делается для того, чтобы заложить основу определения процентного соотношения прибыли при условии, что она определена в договоре для лица, заказывающего покупку, исходя из известного процента стоимости, а привязанной к ставке ЛИБОР или к времени».][21]

* [В шариатских правилах ШНС саудовского банка Аль-Билад, являющегося исламским, говорится следующее: «Банк должен открыто показывать цену товара и свою прибыль от продажи заказчику с условием, что при подписании договора общая цена товара указана и известна обеим сторонам. И ни при каких обстоятельствах недопустимо откладывать обозначение цены или прибыли на потом, ставить под зависимость таких показателей, как Libor или Sibor».]


Глава 3

Условия заключения сделки «Мурабаха»

1. Одним из условий заключения сделки «мурабаха» – знание первой (изначальной) цены вторым покупателем.

При продаже «мурабаха» второй покупатель должен быть проинформирован о первой цене по единогласию четырёх мазхабов: ханафитскому[22], маликитскому[23], шафиитскому[24] и ханбалитскому[25].

Незнание цены делает продажу недействительной[26]. Знание цены является условием действительности сделки, отсутствие знания которой делает её недействительной.

2. Второе из условий заключения сделки «мурабаха» – знание размера прибыли.

При продаже по этой сделке требуется знание размера прибыли согласно четырем мазхабам: ханафитскому[27], маликитскому[28], шафиитскому[29] и ханбалитскому[30], так как прибыль является частью цены товара, а знание цены является условием действительности продажи[31].

3. Требование, чтобы капитал имел эквивалент на рынке.

При заключении сделки «мурабаха» не является условием, чтобы изначальный капитал был какого-то определённого эквивалента* (обязательно измерялся, например, в деньгах — прим. редактора), потому что цена может быть и количественной. Это мнение шафиитов*, ханбалитов[32] и в некоторых случаях маликитов*, также это выбор аш-Шаукани*.


* [Имеющий эквивалент – это товар, имеющий аналог на рынке без какого-то преимущества, которым бы он отличался от других. Как товары, измеряемые в мерах, килограммах, монетах или числах.

Ценность – это то, чему нет эквивалента на рынке, или есть, но со значительным отличием в стоимости, как эквивалент, смешанный с пшеницей, например, ячменем или кукурузой. Также это могут быть лошади, ослы, овцы, коровы, арбузы и многие другие вещи, имеющие между собой большие существенные различия в цене.][33]

* [Если человек купил по какой-то причине и захотел продать в рассрочку «мурабаха», то его действие законно, если он сказал при этом: «Я продал за ту сумму, за которую купил», или «Продал за ту сумму, которую она мне попалась». В этом случае обязательно сообщить покупателю, за какую сумму он купил ее и не ограничиваться на упоминании только на виде объема товара.][34]

* [По маликитскому мазхабу продажа в рассрочку по ценности дозволена. У них есть несколько ситуаций, при которых это дозволено:

  1. Когда цена точно описана для покупателя – это дозволено у них единогласно;
  2. Когда цена точно определена для покупателя – эта форма также единогласно дозволена у них;
  3. Когда цена точно определена для другого человека – эта форма единогласно запрещена у них;
  4. Когда цена точно не описана для покупателя, и он не может узнать о ней – эта форма единогласно запрещена у них;
  5. Когда цена скрыта от покупателя, но он может о ней узнать – относительно этой формы есть разногласия у маликитов.

Ашхаб запрещает такой вид сделки, потому что она больше похожа на сделку «ас-Саллям аль-Халь», а это недозволенный вид сделки у маликитов. По мнению ибн аль-Касима это дозволено.][35]

* [Аш-Шаукани сказал: «Ещё слабее чем это, то условие, когда цена должна иметь эквивалент или иметь определенную сущность, в результате становится собственностью покупателя и он зарабатывает на ней, в то время как это всё не имеет значения. Если человеку рассказали о том, как сумма изначально, и какая прибыль исполнителя рассрочки, то этого достаточно. Даже, если эти данные меняются со временем и местом, потому что в учет берутся, те данные о капитале и прибыли, которые продавец упомянул во время сделки. Если продавец упомянул цену, то в договоре уже нет ни подлоги, ни риска».][36]


Есть следующие мнения:

Первое: Цена должна быть определённой и понятной для покупателя, пусть даже вид ценности не будет в деньгах (не обязательно должен быть куплен за рубли/доллары, а может быть куплено, например за золотое кольцо или что-то другое. — прим. редактора). Потому что человек уже знает о виде и качествах продукта.

Второе: Стоимость продуктов определяется при заключении сделки, но изначальная цена не в деньгах (в рублях, например. — прим. редактора) этому не мешает, потому что покупателю известны свойства и вид продукта[37].

4. Условием действительности сделки «мурабаха» (рассрочки) является то, чтобы первый договор был составлен правильно.

Обязательным условием сделки «мурабаха» (рассрочки) является наличие верно составленного первого договора. На этом правиле единогласно сошлись все четыре мазхаба: ханафитский[38], маликитский[39], шафиитский[40], ханбалитский[41].

Это условие основано на том, что договор рассрочки – это продажа по первой цене с надбавкой, а неправильная торговля не даёт права собственности, и проданный товар нужно обязательно вернуть.

Глава 4

Происхождение недостатков/порчи в сделке «мурабаха»

Если в товаре в процессе заключения сделки рассрочки «мурабаха» обнаружилась порча, то, по единогласному мнению, всех правовых школ первый покупать (предоставляющий услугу рассрочки) обязан рассказать/показать место этой порчи. Это подтверждается ханафитской[42], маликитской[43], шафиитской[44], ханбалитской[45] правовыми школами.

Доказательства:

  1. Из Cунны:

المسلمُ أخو المسلمِ ولاَ يحلُّ لمسلمٍ باعَ من أخيهِ بيعًا فيهِ عيبٌ إلاَّ بيَّنَهُ لَه

«Мусульманин — брат мусульманина. Не дозволено брату продавать своему брату вещь с недостатком, кроме как указав на этот недостаток»[46].

  1. Когда происходит продажа без выяснения недостатков в товаре, то это может посеять мысли о мошенничестве. Потому что, если бы покупатель знал о появившихся минусах, то не купил бы у него;
  2. Когда продавец продаёт товар после появления в нём порчи (недостатка), то часть товара удерживается у него. А оставшуюся часть товара ему уже нельзя продавать, не показав этот недостаток. Как если бы удержал своим действием или посторонней рукой;
  3. При возникновении недостатков в товаре меняется сама цель торговли, потому что наличие дефекта лишает тех свойств, которыми обладал товар при изначальной сделке.
  4. Когда продавец сообщает покупателю о наличии дефекта, покупатель уже избавляется от обмана.

Глава 5

Происхождение нехватки/увеличения в сделке «мурабаха»

Первый раздел: Сообщение /отчет/, извещение об отдельных приростах/увеличениях, как плоды и потомство, в сделке «мурабаха».

Согласно шафиитскому, ханбалитскому мазхабам на продавце нет обязательства сообщать об отдельных приростах/увеличениях, как плоды и потомство.

На это указывают следующие причины:

  1. Сумма цены товара, которую покупатель заплатил, была за единицу товара, а не за увеличения, которые появились в дальнейшем;
  2. На момент продажи, покупатель был правдив, сообщая о качествах товара без преувеличения. В этом нет искушения для покупателя;
  3. Потомство и плоды – это отдельные виды прироста товара/увеличения. Нет никаких препятствий в продаже без упоминания их, как, например, продажа урожая;
  4. Этот прирост происходит в его владении и становится имуществом покупателя.

Второй раздел: Уведомление о дефекте в продукте в процессе сделки «мурабаха».

Продавец, осуществляющий сделку «мурабаха», должен обязательно сообщить о дефекте в продукте. Это мнение большинства мазхабов: маликитского, шафиитского, ханбалитского, некоторые мнения ханафитского мазхаба. Их мнение основано на том, что повреждённая часть товара является неотъемлемой частью цены товара, а потому первому покупателю обязательно известить об этом дефекте второго покупателя, дабы исполнить тем самым условия исламской рассрочки[47].

Глава 6

Положение того, когда в сделке выявлена ложь

Первый раздел: Положение того, когда в ценообразовании есть мошенничество (ложь).

Если продавец не был правдив в стоимости (настоящей) товара, то покупатель имеет право оставить, либо вернуть его. Это мазхаб ханафитов[48], более правильное мнение шафиитов[49], передача от имама Ахмада[50], мнение шейха ибн Усаймина*. Причиной этому является то, что покупатель не захотел продолжать покупку (сделку), кроме как с названной (установленной), он не обязан продолжать сделку. Он может воспользоваться правом выбора, потому что у него нет уверенности в отсутствии мошенничества. Это такая же ситуация, как если покупатель потерял гарантию целостности товара[51].


* [Если продавец намеренно соврал в цене. Шейх ибн Усаймин говорит: «Если человек продаёт мне вещь по себестоимости, я спрашиваю у него: «Сколько это стоит?» Он отвечает: «Сто». После этого выясняется, что этот товар на самом деле стоит 80. В таком случае у меня есть выбор, если захочу могу оставить эту вещь, а если не захочу, могу вернуть. Так приводится в передаче имама Ахмада. Но сам мазхаб (ханбалитский) указывает на то, что такого выбора нет. Ранее уже упоминали что если взять середину этого мнения, то есть, если установлено, что продавец намеренно соврал в цене, то нужно дать возможность покупателю вернуть товар, в целях воспитания и наказания продавца».][52]


Второй раздел: Положение того, когда ложь выявилась в описании цены в ходе сделки «мурабаха».

[Это, когда он купил товар в рассрочку (кредит), затем продал его по правилам «мурабаха», но не сказал клиенту, что купил в кредит.][53]

Если продавец соврал в описании цены, то у покупателя есть выбор между оставлением товара и его возвратом. Это мазхаб ханафитов[54], шафиитов[55], одно из мнений маликитов[56] и одно из мнений ханбалитов. А это по следующим причинам:

1. Сделка «мурабаха» строится на доверии. Покупатель полагается на совесть продавца и доверяется ему (относительно первоначальной цены). Наличие доверия обязательно в данной сделке. Обязательным условием является честность в цене. Отсутствие этого условия даёт право покупателю оставить товар или вернуть его, как если бы этот дефект был в самом товаре[57];

2. Эта сделка похожа на продажу. Вы видите, как цена увеличивается со временем? Эта схожесть близка к действительности, словно он купил две вещи. Одну из них продал в рассрочку, а заключение сделки «мурабаха» обязывает безопасность от такого рода мошенничества. А если такое мошенничество выявилось, то покупатель получает право оставить товар или вернуть его[58];

3. Продажа по сделке «мурабаха» основана на доверии, потому что покупатель опирается на мнение продавца, на своё довольство этим продуктом, как этим доволен сам продавец и ещё больше[59].

Глава 7

Продажа по сделке «мурабаха» для заказчика (с обещанием купить)

[Разница между продажей по сделке «мурабаха», которая дозволена по единогласию правоведов и продажей по сделке «мурабаха», для того, кто заказывает (тому, кто обещает) покупку в том, что дозволенная «мурабаха», представляет собой: владение предметом, проданным по той же цене, что и первоначальная цена, и увеличение прибыли, и это доверительная продажа (основанная на доверии), совершаемая между двумя сторонами.

Что касается продажи по сделке «мурабаха» тому, кто заказал (обещавшему) покупку, то это, когда приходит человек, который хочет определенный товар, но не имеет денег на его покупку, поэтому он идёт в банк, или в учреждение или к отдельному лицу и просит, чтобы для него купили этот товар. Затем он покупает его у того, кто купил его в рассрочку. Таким образом, эта сделка совершается между тремя сторонами: тот, кто хочет купить товар; банк, у которого нет товара и; поставщик, владеющий товаром.]

Первый раздел: Определение договора рассрочки для заказчика по обещанию купить.

Когда клиент (заказчик) и оплачивающее лицо договариваются о том, чтобы после того, как оплачивающее лицо купило продукт, клиент купил у него по известной (определённой) цене и по оплате в рассрочку, или чтобы клиент пообещал купить этот продукт по известной (определённой) цене, заключив сделку одним обещанием[60].

Второй раздел: Покупка оплачивающим лицом продукта по просьбе клиента с целью рассрочки «мурабаха», при обещании, которое не влечёт за собой обязанности.

[Это, как если бы покупатель скажет торговцу или банку: «Купи товар такой-то такой-то, и я куплю его у тебя и принесу тебе такую-то прибыль от него. Но он не принял цену и не передал ему задатка, его в таком случае обещание купить ни к чему не обязывает».]

На это указывает мазхаб ханафитов[61], шафиитов[62], это мнение ибн аль-Кайима*, некоторых праведных предшественников*. Об этом высказалась Академия Исламской Юриспруденции*, постоянный комитет больших учёных по фетвам*, дал фетву ибн Баз*. Это, потому что тот, у кого попросили купить продукт, продал этот продукт только по причине клиента, и это после того, как он купил его сам и овладел им[63].


* [Ибн аль-Кайим сказал: «Пример сотый, исчерпывающий: «Один мужчина сказал другому: «Купи мне этот дом — или этот товар у такого-то человека за такую-то сумму, а я помогу тебе заработать столько и столько». Тут торговец может испугаться, что заказчик откажется и не захочет покупать, но он не сможет отказаться. Тут уловка в том, чтобы он купил с правом выбора в течение трех и более дней. После этого торговец говорит заказчику: «Я купил то, что ты просил. Либо заказчик заберет у него, либо он может вернуть товар обратно продавцу. Если даже заказчик не ставил такого условия, то ему лучше поставить такое условие, либо уменьшить срок выбора, который взял продавец, чтобы у него появилось больше времени на возврат, если возможно вернуть».][64]

* [Мнения разошлись относительно человека, который говорит другому: «Купи такой-то товар, чтобы помог тебе получить такую-то прибыль». Люди (учёные) не одобрили это и запретили. Против этого высказались ибн Умар, ибн аль-Мусайиб, ибн Сирин, аль-Хасан, на-Нахаи, Катада, УбайдуЛлах ибн аль-Хасан, Ахмад и Исхак. Но аль-Касим ибн Мухаммад и Хумайд ат-Тавиль, не видели в этом ничего плохого. Аш-Шафии дозволял этот вид торговли при условии, что договор составлен правильно без условий.][65]

* [Академия Исламской Юриспруденции. Постановление № 2, 3 относительно выполнения обещания и сделки «мурабаха» лицу, заказывающему покупку: Совет Исламской Академии Фикха, провёл свою пятую конференцию в Кувейте с 1 по 6 Джумада аль-Авваля 1409 г. по хиджре / 10-15 декабря 1988 г. Изучив исследования, представленные членами и экспертами по двум темам (выполнение обещания и получение прибыли для покупателя), и выслушав дискуссии, которые велись вокруг них, он решил:

«Во-первых: продажа по сделке «мурабаха» производится лицу, заказывающему покупку, если он подписывает товар после того, как он поступает в собственность заказчика положенным по шариату способом. Продажа разрешена при условии, что на покупателе ответственность за ущерб вплоть до доставки, включая возврат со скрытым дефектом или тому подобных явлений, в случае появления после доставки. А также если условия продажи были соблюдены и отсутствуют какие-либо препятствия на пути к этому».][66]

* [В фетве Постоянного комитета было сказано: «Если человек просит другого купить конкретную машину – например – или ту, которая точно описана, и он обещает купить её у него, и человек, у которого это попросили, покупает её и держит в собственности, то первому позволительно после этого купить её у него за наличные, или в рассрочку с (известной) прибылью. И это не называется продать то, чем не владеешь. Потому что человек, у которого был запрошен товар, продал его запрашивающему лицу после того, как он купил его и получил, и он не имеет права продать его своему другу — например — до того, как он его купит, или после того, как он его купит и получит».][67]

* [Был спрошен шейх ибн Баз о положении сделки по обещанной купли, будет ли это расцениваться как риба? Он ответил: «Обещание купить ещё не является фактом продажи, это только обещание купить. Если человек хочет купить какую-то вещь, просит своего брата купить это и продать ему её, то это дозволено при условии, что покупка совершена полностью и товар получен. После этого он может продать заказчику этого товара. Согласно хадису Хакима ибн Хизама, который сказал: «Как-то я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, иногда ко мне приходит человек и просит меня о том, чтобы я продал ему то, чем я не владею. Я продаю ему, а после покупаю ему это на рынке». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет». Это указывает на то, что если человек продаёт своему брату товар после того, как сам купил его и получил в собственность, то в этом нет ничего плохого».][68]


Третий раздел: Покупка оплачивающим лицом продукта по просьбе клиента с целью рассрочки «мурабаха», при обещании, которое вменяет обязательства на обе стороны.

[Как, например, заказчик говорит торговцу или банку: «Купи для меня такой-то такой-то товар, а куплю его у тебя и дам тебе такую-то прибыль с него», но при этом не знает его цены, то обещание купить становится обязательным для обеих сторон.]

Не дозволено осуществлять продажу по сделке «мурабаха» по просьбе клиента с целью рассрочки, если между ними заключено обязательство, вменяемое обеим сторонам.

Такое же решение вынесла Академия Исламской Юриспруденции*, также выдал фетву постоянный комитет больших учёных по фетвам*, шейх ибн Баз*. Это то, на что указывают слова ханафитов[69], маликитов[70], шафиитов[71], ханбалитов[72].


* [Академия Исламской Юриспруденции. Постановление № 2, 3 относительно выполнения обещания и получения прибыли лицу, заказывающему покупку. Совет Исламской Академии Фикха провёл свою пятую конференцию в Кувейте 1-6 Джумада аль-Авваль 1409 г.по хиджре / с 10-15 декабрь 1988 г. после ознакомления с исследованиями, предоставленными исследователями и экспертами относительно темы «исполнение обещания по оплате и продажи «мурабаха» по просьбе заказчика» и прослушивания дискуссий на эту тему, постановил: «Третье: Обещание (которое дают обе стороны) допустимо при продаже по сделке «мурабаха» при условии, что две стороны контракта имеют право выбора: обе или одна из них. Если выбора нет, то не допустимо. Потому что обязательное соглашение при продаже по сделке «мурабаха» аналогично самой продаже. В этом случае требуется, чтобы продавец был владельцем продаваемого товара. Чтобы не было нарушения запрета пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о продаже человеку того, чего у него нет».][73]

* [Постоянный комитет больших учёных. В фетве сказано: «Если человек продаёт автомобиль до того, как станет его владельцем и будет иметь в собственности, то такая сделка недействительна. Вне зависимости продал он ее за наличные или на определенный срок (или в рассрочку — пр. пр.); была ли прибыль частичной в процентом соотношении, как треть, или фиксированной; независимо от того, заплатил он часть цены или не заплатил ничего. Потому, что он продал ее до того, как получил или до того, как сам стал собственником. А, если он договорился с заказчиком на продажу после того, как станет владельцем и автомобиль будет в собственности, то такой договор дозволен (действителен), потому что это обещание о купле, а не договор о купле-продаже. После покупки автомобиля они могут договориться об исполнении обещания о купле-продаже, также он может продать ее другому человеку, равно как другой человек может купить такой автомобиль у другого человека».][74]

* [Был спрошен шейх ибн Баз о положении сделки по обещанной купли, будет ли это расцениваться как риба? Он ответил: «Обещание купить ещё не является фактом продажи, это только обещание купить. Если человек хочет купить какую-то вещь, просит своего брата купить это и продать ему её, то это дозволено при условии, что покупка совершена полностью и товар получен. После этого он может продать заказчику этого товара. Согласно хадису Хакима ибн Хизама, который сказал: «Как-то я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, иногда ко мне приходит человек и просит меня о том, чтобы я продал ему то, чем я не владею. Я продаю ему, а после покупаю ему это на рынке». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет»». Это указывает на то, что если человек продаёт своему брату товар после того, как сам купил его и получил в собственность, то в этом нет ничего плохого. Такого же смысла есть хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать товар, пока он не будет в вашей собственности. И другие хадисы, в которых упомянуто, что если кто-то хочет взять что-то у Зайда, например, или ‘Амра, как автомобиль, или зерновые культуры, или одежду, или посуду, и другие вещи, то он может купить их, если эти люди осуществили все процедуры купли-продажи и этот предмет находится в их собственности. Но второй покупатель не может продать этот предмет, пока не переместит его в другое место, к себе домой, на рынок. То есть, выводит из места продажи на свое место. После этого может продать по своему желанию согласно упомянутым хадисам. Как это приводится от ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который рассказал: «Во времена пророка нам запрещали продавать продукты (еду) на месте купли, пока мы не переносили их в другое место». В другой передаче: «Пока мы не переносили их с верхней части рынка на нижнюю, с нижней части на верхнюю».][75]


Доказательства:

Хаким ибн Хизам сказал: «Как-то я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, иногда ко мне приходит человек и просит меня о том, чтобы я продал ему то, чем я не владею. Я продаю ему, а после покупаю ему это на рынке». На это посланник Аллаха сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет»»[76].

Точка аргументации:

1. Дело в том, что включённые (оговорённые) обязательства при заключении рассрочки приобретают вид самой сделки продажи. Ведь для полноценной продажи обязательно, чтобы продукт/товар был в собственности продавца, а в данной ситуации товар ещё не находится в его владении. Таким образом, получается, что он продаёт то, что ему ещё не принадлежит[77].

2. Также это содержит в себе некий вид риска. Когда человек продаёт то, что ему не принадлежит, а потом он хочет пойти купить это, чтобы дать другому человеку, ещё даже не зная точно, сможет ли передать клиенту или нет. В таком случае этот риск похож на азартную игру, что является запрещенным[78].

Вся хвала Аллаху Господу миров!

Перевод: Абу Хамза

Предоставил: Ахмад Макеев

©Научно-исследовательский портал
Ад-Дурар ас-Сания
  • [1]

    См. «аль-Каванин аль-Фикхия» стр.176.

  • [2]

    «Аль-Хидая аль-Маргияни» 3/56; «Табийн аль-Хакаик», «аз-Зиль’ий» 4/73.

  • [3]

    Маликиты прямо указали на дозволенность этого, но больше высказывались о разногласии в этом. (См. «Ат-Тадж уа ль-Иклиль аль-Муваффак» 4/488; «Мавахиб аль-Джалиль аль-Хаттаби» 6/432).

  • [4]

    «Фатх аль-Азиз ар-Рифаги» 5/9; «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/528.

  • [5]

    «Аль-Мубадда’», Бурхан ад-Дин ибн Муфлих 3/441; «Кишяф аль-Кина’, аль-Бухути 3/229.

  • [6]

    Ат-Табари сказал: «Учёные единогласно согласились, что продажа по сделке «мурабаха» дозволена». (См. «Ихтиляф аль-Фукаха, ибн Джарира 75).

  • [7]

    См. «Аль-Мугни» 4/136.

  • [8]

    «Тухфат аль-Мухтадж», ибн Хаджар аль-Хайтами 4/427.

  • [9]

    «Аль-Хидая аль-Маргияни» 3/56.

  • [10]

    «Бурхан ад-Дин», ибн Муфлих 3/441.

  • [11]

    См. «Аль-Каванин аль-Фикхия» 174.

  • [12]

    Ханафиты обсуловили тем, что цена должна быть аналогичной, чтобы прибыль была из того же вида, что и капитал. (См. «Аль-Хидая аль-Маргияни» 3/56; «аль-Бинаяту» аль-Айни 8/231).

  • [13]

    «Ат-Тадж уа ль-Иклиль», аль-Муваффак 4/490; «Минах аль-Джалиль», Алиш 5/267.

  • [14]

    «Фатх аль-Азиз», ар-Рифаги 9/5; «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/528.

  • [15]

    Ханбалиты считают это верным, но нежелательным. «аль-Мубаддаг», Бурхан ад-Дин ибн Муфлих 3/441; «Кишаф аль-Кина», аль-Бухути, 3/230.

  • [16]

    Ибн Кудама сказал: «Послабление в этом вопросе сделал только Саид ибн аль-Мусайиб, ибн Сирин, Шурайх, ас-Саври, аш-Шафии, приверженцы мнений (ханафиты) и ибн аль-Мунзир». (См. «Аль-Мугни 4/136).

  • [17]

    «Аль-Мугни, ибн Кудама 4/136.

  • [18]

    См. Решение Совета исламского фикха, входящей во Всемирную Исламскую лигу на его двадцать второй сессии, по теме : «Продажа или аренда по переменной цене», состоявшейся в Бласловенной Мекке, 21-25 месяца Раджаб 1436 г. по хиджре (10-14 мая 2015 г.))

  • [19]

    Решение Совета исламского фикха, входящей во Всемирную Исламскую лигу на его двадцать второй сессии, по теме : «Продажа или аренда по переменной цене», состоявшейся в Бласловенной Мекке, 21-25 месяца Раджаб 1436 г. по хиджре (10-14 мая 2015 г.).

  • [20]

    Учтено решение СИФ относительно ВИЛ на его двадцать второй сессии, состоявшейся в Благословенной Мекке в период с 21-25 месяца Раджаб, 1436 г. по хиджре (10-14 мая 2015г.) Предмет обсуждения: «Продажа или аренда по переменной цене».

  • [21]

    См. Стандарты Шариата 213. ЛИБОР – процентная ставка по межбанковскому кредитованию на лондонском рынке.

  • [22]

    «Табийн аль-Хакаик», аз-Зильгий 4/75; «аль-Иная», аль-Барбарати 6/500; «аль-Фатава аль-Хиндия» 3/3.

  • [23]

    «Аль-Кяфи», ибн Абд аль-Барр 2/705; «Минах аль-Джалиль», Алиш 5/262.

  • [24]

    «Фатх аль-Азиз», ар-Рафиги 8/9; «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/531.

  • [25]

    «Аль-Фуруг», ибн Муфлих 6/258; «аль-Инсаф», аль-Мардави 4/321; «Кишяф аль-Кина», аль-Бухути 3/229; «аль-Мугни», ибн Кудама 4/136.

  • [26]

    «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/531; «Кишяф аль-Кина», аль-Бухути 3/229.

  • [27]

    «Табийн аль-Хакаик», аз-Зильгий 4/75; «аль-Иная», аль-Барбарати 6/500; «аль-Фатава аль-Хиндия» 3/3.

  • [28]

    «Аль-Кяфи», ибн Абд аль-Барр 2/705; «Минах аль-Джалиль», Алиш 5/262.

  • [29]

    «Фатх аль-Азиз», ар-Рафиги 8/9; «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/531; «Мугни аль-Мухтадж», аш-Ширбини 2/476.

  • [30]

    «Аль-Фуруг», ибн Муфлих 6/258; «аль-Инсаф», аль-Мардави 4/321; «Кишяф аль-Кина», аль-Бухути 3/229; «аль-Мугни», ибн Кудама, 4/136.

  • [31]

    «Бадаи ас-Санаиг» 5/221.

  • [32]

    «Кишяф аль-Кина», аль-Бухути 2/232, 233; «Маталиб ули ан-Нуха», ар-Рахибани, 3/131, 132.

  • [33]

    См. «Ад-Дурар аль-Мухтар аль-Хасфакий», хашия ибн Абидин 6/185; «Дурар аль-Хуккам шарх маджалляти аль-Ахкам», Али Хидр» 1/121.

  • [34]

    См. «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/532,533; «Хашията калюби уа амира» 2/277.

  • [35]

    См. «Хашия ад-Дусуки на аш-Шарх аль-Кабир» 3/160; «Минах аль-Джалиль», Алиш 5/263, 264.

  • [36]

    См. «ас-Сайл аль-Джарар» 546.

  • [37]

    «Нихаят аль-Мухтадж», ар-Рамли 4/115, 116.

  • [38]

    «Табийн аль-хакаик», аз-Зильгий 4/61; «аль-Иная», аль-Баритий 6/4459; «Бадаиг ас-Санаиг», аль-Касаний, 5/222.

  • [39]

    Неправильно составленный договор у маликитов не дает возможности пользоваться купленной вещью. Такими возможностями, как пользоваться проданной вещью в качестве продажи, подарка и т.п. (См. «Минах аль-Джалиль» 5/25).

  • [40]

    «Фатх аль-Азиз», ар-Рафиги8/214; «Тухфат аль-Мухтадж, ибн Хаджар аль-Хайтами 9/107; «аль-Гурар аль-Бахия» Закария аль-Ансарий 2/427.

  • [41]

    «Шарх мунтаха аль-Ирадат», аль-Бухути 3/28; «Маталиб ули ан-Нуха», ар-Рахбаний 3/455.

  • [42]

    «Аль-Иная», аль-Бабиртий 6/506, 507; “Бадаиг ас-Санаиг», аль-Кисаи 5/223.

  • [43]

    «Хашияту ад-Дусуки» 3/164; «Минах аль-Джалиль», Алиш 5/270, 271.

  • [44]

    «Мугни аль-Мухтадж», аш-Ширбини 2/79; «Нихаят аль-Мухтадж», ар-Рамли 4/116.

  • [45]

    «Аль-Икна», аль-Хаджавий 2/105; «Кишаф аль-Кина», аль-Бухути, 3/233.

  • [46]

    Ибн Маджах (2246), Ахмад (17487).

  • [47]

    «Минах аль-Джалиль», Уаляйш 5/276.

  • [48]

    Мнение Абу Ханифы и Мухаммада. «Аль-Хидая», аль-Маргинани 3/56-57; «Бадаи ас-Санаиг», аль-Касани 5/226.

  • [49]

    «Равдат ат-Талибин», ан-Навави 3/535; «Бахр аль-Мухаззаб», ар-Руяний 4/572.

  • [50]

    «Кишаф аль-Кина’», аль-Бухути 3/231; «Маталиб ули ан-Нуха», ар-Рухбани 3/128.

  • [51]

    «Бадаи ас-Санаиг», аль-Касани 5/226.

  • [52]

    См. «Аш-Шарх аль-Мумти’» 8/333-334.

  • [53]

    См. «Бадаи’ ас-Санаи» 5/225.

  • [54]

    «Бидаят аль-мубтади», аль-Маргинани 138; «аль-Бахр ар-Раик», ибн Нуджайм 6/124; «Бадаи ас-Санаиг», аль-Касани 5/225.

  • [55]

    «Тухфат аль-Мухтадж», ибн Хаджар аль-Хайтами 4/432-433; «Мугни аль-Мухтадж», аш-Ширбини 2/79.

  • [56]

    «Мавахиб Аль-Джалиль», аль-Хаттаб 6/438; «Гранты Галилеи», Улайш 5/272.

  • [57]

    «Бадаи ас-Санаи», аль-Касани 5/225.

  • [58]

    «Аль-Бахр ар-Раик», ибн Нуджайм 6/124.

  • [59]

    «Мугни аль-Мухтадж», аш-Ширбини 2/79.

  • [60]

    Исследование Мухаммада аль-Ашкара «Продажи по сделке «мурабаха», проводимые исламскими банками», опубликованное в «Правовые исследования по современным экономическим проблемам» Мухаммадом аль-Ашкаром и другими учеными 1/71; исследование, связанное с темой «мурабаха» для заказчика, опубликованная в журнале академии исламской юриспруденции (пятого издания).

  • [61]

    «Аль-Мабсут», аль-Сархаси 30/204; «аль-Махаридж фи Аль-Хаил», Мухаммада бин аль-Хасана 40, 133.

  • [62]

    «Аль-Умм», аш-Шафии 3/39.

  • [63]

    Фетвы Постоянного комитета – Первая группа 13/153, «аль-Умм», аш-Шафии 3/39.

  • [64]

    См. «Илям аль-Муваккигин» 5/430.

  • [65]

    См. Аль-Ишраф 6/134.

  • [66]

    См. «Журнал Международной исламской академии фикха – Пятая сессия» 2/1599.

  • [67]

    См. Фетвы Постоянного комитета, 13/153.

  • [68]

    См. «Маджму аль-Фатава» 19/68.

  • [69]

    «Аль-Мабсут», аль-Сархаси 30/204.

  • [70]

    По мнению маликитов это категорически нельзя, даже если озвученное обещание ни к чему не обязывает. (См. «ат-Тадж уа аль-Иклиль», аль-Маввак 4/406; «Мавахиб аль-Джалиля», аль-Хаттаб 6/296).

  • [71]

    Такое понимание складывается со слов аш-Шафии. (См. «аль-Умм», аш-Шафии 3/39).

  • [72]

    Ханбалиты считают, что нельзя продавать то, чем человек не владеет, и обязанность обещания о купле до того, как продавец станет владельцем товара, включена в запрет на продажу того, чем человек не владеет. (См. «Кашшаф аль-Кина», аль-Бухути 3/157; «шарх Мунтаха аль-Ирадат», аль-Бахути 2/10).

  • [73]

    «Журнал Академии исламского правоведения», выпуск пятый.

  • [74]

    См. «Фетвы постоянного комитета» 13/237.

  • [75]

    См. Маджму аль-Фатава 19/68.

  • [76]

    Ан-Насаи, 4613; Абу Дауд 3503, ат-Тирмизи 1232; ан-Навави в «Аль-Маджму» 9/259; ибн Дакик в «аль-Иктира» 99 и ибн аль-Мулькин в «аль-Бадр аль-Мунир» 6/448; ибн Баз в «Маджму' аль-Фатава» 19/119; аль-Албани в сахих Сунан ибн Маджа 2187, ибн аль-Кайим сказал в «Зад аль-Маад» 5/716 и ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахдиб» 11/424.

  • [77]

    «Журнал Совета исламской юриспруденции» (Пятый выпуск) и «аль-Умм» аш-Шафии 3/39.

  • [78]

    «Зад аль-Маад», ибн аль-Кайим 5/716.

Новое на сайте