Урок 5
Первая глава: Тахарат (очищение, чистота).
- Забота Ислама о чистоте во всех ее проявлениях (аяты и хадисы).
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
أَمَّا بَعْدُ
Раздел первый: Тахарат.
Глава, которая посвящена очищению в общем понимании.
Тахара — это очищение. Автор будет разбирать смысл, который несет в себе это понятие.
[Зачитывается матн на арабском.]
Автор дает его языковое значение «тахара», а потом уже терминологическое значение. (не ошибка)
Практически у всех терминов в Фикхе есть два значения:
- Языковое — значение в языке;
- Терминологическое — смысл этого слова как термина, что оно обозначает именно в науке Фикх.
Именно по той причине, что у каждого термина есть основа, сначала дается языковое значение. Потому что все термины истекают именно из арабского языка и поэтому у них есть основное языковое значение до того, как эти слова были использованы как термины. Как их использовали арабы, что они понимали, когда слышали это слово? Так вот автор объясняет, что они понимали под словом тахара. Они понимали под словом тахара собственно чистоту, очищение, отсутствие всякого рода нечистот. Будь то нечистоты, которые имеют физические параметры значения. Допустим, как наджаса (продукты жизнедеятельности человека, выделения, моча и так далее) или будь то смысловыми нечистотами, как болезни сердца, души. То есть нечистоты, которые есть в сердце, такие как зависть, жадность и так далее. Под словом тахара понималась чистота как телесная, так и духовная. Все это понималось под словом тахара (чистота).
[Зачитывается матн на арабском.]
Автор приводит пример употребления этого слова в арабском языке — однокоренной глагол, который употребляется:
تطهر بالماء
«очистился водой».
То есть получается, именно вот этот однокоренной глагол слова «тахара» употребляет здесь «تطهر». Значит «تطهر بالماء» так говорилось, то есть «очистился водой», «сделал тахару водой». И это обозначало бы, что он очистился именно телесно.
«و تطهر من الحسد» тоже можно было сказать, «очистился от зависти». Опять-таки употреблялось это слово. То есть автор нам показывает, что оно применялось для указания на чистоту телесную, а также духовную, сердечную, душевную.
[Зачитывается матн на арабском.]
Автор продолжает приводить пример универсального использования слова «тахара» как для телесной, так и духовной чистоты. И говорит:
طاهر ثياب
«Человек, у которого чистая одежда.»
Это однокоренное причастие. «Тохир» образовано от слова «тахара», «тохир», то есть «чистый». Это как пример для чистоты внешней и физической. В качестве примера то, как это слово употреблялось для чистоты духовной, моральной, нравственной, автор приводит аят из Курана:
إِنَّهُمْ أُنَاسٌ يَتَطَهَّرُونَ
«Воистину, эти люди хотят очиститься»
[Сура «Аль-Араф», аят 82]
Это то, что говорили соплеменники Люта. Мы знаем, что народ Люта, то есть чем они занимались, та мерзкая практика, которая царила среди них, мужеложство. Про Люта и тех, кто уверовал вместе с ним, они говорили:
إِنَّهُمْ أُنَاسٌ يَتَطَهَّرُونَ
«Воистину, эти люди хотят очиститься»
[Сура «Аль-Араф», аят 82]
И автор, толкуя этот аят, конечно, в лоне того толкования которое распространено в такой ноте, как тафсир. Он говорил, что здесь подразумевается то, что народ Люта, имел в виду, что Лют и те, кто вместе с ним, они люди чистые морально, нравственно. Они отстраняются от этих мерзостей, которые мы делаем. То есть они, в принципе признавали то, что они делали, является отклонением, таким серьёзным отклонением от нормы.
Дальше автор дает именно терминологическое значение слова тахара.
[Зачитывается матн на арабском.]
«Тахара — это действие, посредством которого или в результате выполнения, которого становится возможным совершать молитву или все то, что приравнивается к ней с точки зрения условия наличия омовения.»
Потому здесь под тахаратом подразумевается омовение. Если сказать просто, малое и большое.
Автор и говорит:
«Малое омовение (для того, кто его не имел) или большое омовение (в отношении того, кто находится в состоянии, в котором он квалифицируется как человек, который потерял большое омовение)».
А также под тахаратом в Шариате, в науке Фикх, подразумевается «удаление всякого рода нечистот с одежды, тела и места».
Когда мы говорим нечистоты, мы будем подразумевать именно «наджаса», не грязь. Потому что в русском языке это тоже нечистота. Здесь более такое узкое понимание — это именно «наджаса».
Получается, что у нас под тахаратом подразумеваются две вещи в Шариате:
- омовение, малое и большое;
- удаление нечистот («наджасы») с тела, одежды и места.
[Зачитывается матн на арабском.]
«Забота Ислама о чистоте»
Ислам уделяет очень большое внимание чистоте. Можно без преувеличения сказать, что это та забота, внимание Ислама к чистоте является наиболее совершенной формой внимания к чистоте. Это видно из следующих текстов.
[Зачитывается матн на арабском.]
Во-первых, проявляется это в том, что Ислам повелевает человеку совершать омовение, малое для каждой молитвы, каждый день, несколько раз. Сказал Всевышний:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ۚ
«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву (и вы не в состоянии омовения), то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (влажными ладонями) голову и (мойте) ноги до щиколоток.»
[Сура «Аль-Маида» аят 6]
[Зачитывается матн на арабском.]
А также забота Ислама о чистоте проявляется в том, что Ислам призывает и побуждает человека, мусульманина очищаться, быть чистым. Всевышний Аллах говорит:
وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا ۚ
«А если вы (оказались) (в состоянии) большого осквернения, то очищайтесь [совершите большое омовение].»
[Сура «Аль-Маида» аят 6]
[Зачитывается матн на арабском.]
لِلَّهِ تَعَالَى عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ حَقٌّ أَنْ يَغْتَسِلَ فِى كُلِّ سَبْعَةِ أَيَّامٍ يَوْمًا
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Каждый мусульманин обязан пред Всевышним Аллахом совершать один раз в каждые семь дней полное омовение».
— Аль-Бухари (898) и Муслим (849). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (3154).
В другой версии этого хадиса еще добавляется: «ему следует вымыть голову и тело»[1], то есть имеется виду, чтобы он купался. Чтобы он купался хотя бы один раз за семь дней.
Здесь подразумевается не шариатская тахара, а именно тахара в его общем языковом понимании. Он может быть в состоянии малой и большой ритуальной чистоты. То есть у него может быть омовение. Он может быть в состоянии гъусля. На протяжении семи дней человек может оставаться в таком состоянии. Может быть даже с малым омовением в этот момент на протяжении этих семи дней, в различные периоды. В таком состоянии он может оставаться долгий период, больше, чем семь дней. В состоянии гъусля и с омовением в те или иные периоды. Этого недостаточно. Гъусль можно взять и человек может на протяжении месяца и больше не впадать в то состояние, в котором он должен будет брать гъусль. Не будет происходить с ним того, что будет вынуждать его брать полное омовение. Будет перед молитвами брать малое омовение. Но этого недостаточно.
Это все говорится к тому, что здесь в этом хадисе идет побуждение мусульман в такой вот форме, довольно-таки категоричной. Потому что посланник Аллаха ﷺ не сказал: «О, верующие! Купайтесь раз в семь дней». Нет. Именно в такой форме, что Аллах закрепил за собой право. Это право Аллаха на вас. В такой форме приходит, чтобы вы купались. Именно купались от выделений, таких как пот и так далее.
Конечно же, это является действительно довольно-таки серьезным аргументом в пользу того, что Ислам призывает к чистоте. И при этом учитывает еще такой момент, как различные обстоятельства человека. Но все-таки очищать себя (мыться) меньше, чем один раз в неделю или реже этого, вот с этого человек будет квалифицироваться как грязный. То есть этим Всевышний Аллах устанавливает вот эту границу — тот, кто получается не купается хотя бы раз в неделю, значит он квалифицируется как нечистый человек.
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.