Урок 16
Темы:
- Сунны малого омовения:
- Использование сивака (продолжение);
- Полоскание рта (мадмада) и носа (истиншак).
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! И да пребудет мир и благословение Аллаха над господином пророков и посланников, нашим пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
А затем.
На прошлом уроке мы затронули четвертую Сунну малого омовения.
Четвертая Сунна — это использование сивака
Мы перечислили моменты, когда крайне желательно использовать сивак — перед омовением, перед молитвой, после пробуждения ото сна и перед вхождением в дом.
[Зачитывается матн на арабском.]
Так же к этому относится — когда человек относительно на долгий период оставляет еду, питье или речь.
Потому что оставление этих трех вещей на долгий период способствует возникновению неприятного запаха.
[Зачитывается матн на арабском.]
Как мы уже говорили, пришло довольно много хадисов, в которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, непосредственно, словесно побуждал к использованию сивака, а также показал своим действием. То есть пришла словесная Сунна в виде побуждения (словами), а также Сунна в виде действий. Известно, что у нас есть «Сунна каулийя» и «Сунна ‘амалийя». Мы черпаем важность использования сивака посредством этих двух Сунн. Это самая сильная форма утверждения, то есть посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к этому и делал это сам очень часто. В частности, хадис, который передает имам Ан-Насаи от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
قد أَكثَرْتُ عليكم في السِّواكِ.
«Я очень много говорил (побуждал) вам использовать сивак».
— Ахмад (3/143), аль-Бухари (888), ан-Насаи (1/11).
Это указывает на крайнюю желательность его использования в тех случаях, которые мы перечислили. И в целом, когда мусульманин чувствует, что это место или обстоятельства, в которых он находится, требует использование сивака, то можно отнести его также к тому моменту, когда крайне желательно его использовать.
Что можно использовать в качестве средства очищения?
[Зачитывается матн на арабском.]
Как средство очищения ротовой полости, можно использовать шершавую поверхность, но, естественно, не сильно, то есть имеющею шероховатость, потому что это больше способствует очищению зубов. Даже палец можно использовать, если он не находит ничего другого.
[Зачитывается матн на арабском.]
Также можно отнести сюда зубную щетку, которую мы используем сегодня.То есть посредством её использования осуществляется Сунна. Но использовать сивак лучше, если есть такая возможность, у кого он не вызывает аллергии.
[Зачитывается матн на арабском.]
Аргументом в пользу того, что лучше использовать сивак является хадис, который передает имам Ат-Табарани, а также имам Аль-Бухари, но не в своем сборнике, а в другой книге «Аль-Тарихуль-кабир». Книга носит больше исторический характер, то есть книга, в которой больше рассказывается о передатчиках хадисов. У имам Аль-Бухари не только этот сборник, у него и другие книги были, так вот в одной из таких книг передавал этот хадис.
Хадис от Абу Хайры ас-Субахи, что когда он прибыл в числе делегации племени Абдуль Каис, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел им использовать растение (дерево) «аракь» и сказал им:
«Используйте вот это в качестве сивака».
[Зачитывается матн на арабском.]
Форма использования
Желательно использовать его поперек зубов (горизонтально), то есть слева направо — справа налево.
[Зачитывается матн на арабском.]
Как использовать, снизу вверх или в разные стороны?
Критерием тут является способ, который меньше всего вредит деснам, потому что есть люди, у которых они очень чувствительные и могут кровоточить. Какой из способов использования будет наиболее безопасным, тот способ и надо использовать. Но начинать с правой стороны считается лучше, потому что процесс использования сивака это очищение. Очищение является благим действием, во-первых. Во-вторых — это Сунна, а всё что является токовым, начинать с правой стороны является лучше.
[Зачитывается матн на арабском.]
Аргументом, почему начинать с правой стороны лучше, является хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:
«Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нравилось отдавать предпочтение правой стороне во всём, (что бы он ни делал, совершал ли) омовение, причёсывался или надевал обувь».
— Аль-Бухари (168), Муслим (268)[1].
[Зачитывается матн на арабском.]
Пятая Сунна – полоскание ротовой полости
Аргументом в пользу того, что это Сунна является то, что посланник Аллаха, благословит его Аллах и приветствует, никогда не оставлял это, когда брал малое омовение, как это пришло во многих хадисах, которые передали сподвижники.
[Зачитывается матн на арабском.]
Форма выполнения
- Полоскание ротовой полости три раза, используя каждый раз новую воду;
- затем полоскание носовой полости. Также, каждый раз используя новую горсть воды.
Как это пришло в хадисах, в которых передавалась форма малого омовения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
- Делать это (полоскать рот и нос) глубоко, насколько это возможно.
Это является Сунной, крайне желательным действием. Исключением является, когда человек поститься, то есть, когда он поститься наоборот не должен делать это глубоко. Нужно прополоскать рот и нос в легкой форме, не затягивая воду глубоко.
[Зачитывается матн на арабском.]
Что значит глубоко полоскать?
Понятно, что когда мы поласкаем рот, то это максимально глубоко завести воду в глотку. Для этого наклонить голову (чуть опрокинуть назад). Суть заключается в том, чтобы он максимально глубоко прополоскал рот.
[Зачитывается матн на арабском.]
Носовую полость, точно также. Максимально глубоко, с вдохом завести воду в носовую полость. Не так сильно, чтобы стало больно или чтобы вода проникла в глотку.
[Зачитывается матн на арабском.]
Аргументом в пользу того, что является крайне желательным глубоко полоскать рот и нос, является хадис, который передает имам Абу-Дауд, Тирмизи, Ан-Насаи от Лякъита ибн Сабира, да будет доволен им Аллах, который сказал:
أخبرني عن الوضوءِ، قال: أسْبِغ الوضوءَ، وخلّلْ بين الأصابعِ، وبالِغْ في الاستِنْشاقِ إلا أن تكونَ صائما
«(Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, расскажи мне о (том, как следует совершать) омовение”, – и он сказал: “Совершай омовение должным образом [ничего не упуская], промывай места между пальцами и тщательно (глубоко) промывай нос, если только ты не постишься”».
— Абу Дауд (142), Ахмад (17846)[2].
То есть тут идет «истиншак» — это омовение носовой полости. Затем проводится аналогия носовой полости на ротовую полость, потому что в хадисе о ротовой полости ничего не было сказано.
Мадмада – это омовение ротовой полости.
Истиншак – это омовение носовой полости.
В хадисе был приведён именно «истиншак», но ученые приводят аналогию одного на другое. То есть приводится аналогия того, что не пришло в хадисе на то, что пришло. Вообще суждение по аналогии довольно-таки важная роль в формировании Фикха, без этого никуда, без аналогии невозможно было бы построить фикх, выстроить право, так или иначе.
[Зачитывается матн на арабском.]
Почему стало возможным проведение аналогии? Что такое вообще аналогия? Как мы проводим аналогию?
Аналогия в фикхе делится на четыре фактора. Чтобы провести аналогию, мы должны иметь четыре вещи.
Условия проведения аналогии — это наличие озвученного положения в Куране или Сунне. Озвученного шариатского положения, что это халяль или харам, или уаджиб и так далее. Приходит конкретное указание в одном из шариатских текстов на конкретное положение какого-то действия.
Допустим, приводится пример со спиртным. Пришёл хадис, что «хамр» запрещен. Его положение в Шариате проговорено, озвучено, что это является харам. Под «хамр» понималось тогда вино. Затем озвучивались причины, почему это запрещено? Потому что он опьяняющий.
Теперь наличие того, положение чего мы хотим узнать, то есть та вещь, в которой мы сомневаемся. У нас должна быть вещь (действие), которая описана положением как халяль или харам. У нас должно быть само положение, должна быть причина, почему запрещено и должен быть то действие или вещь, положение которого мы хотим узнать. Если четыре вещи есть, то можем провести аналогию. И, допустим, любой опьяняющий напиток, даже если это не вино становится запретным. Именно ввиду этой аналогии, потому что та причина из-за которой была запрещена какая-то вещь, допустим, хамр, если она есть в другой вещи, то эта вещь становится автоматически запретной в виду наличии той же причины. Так происходит аналогия.
Тоже самое здесь, допустим, как мы можем провести аналогию полоскания ротовой полости на полоскание носовой полости. Потому что мы знаем причину, почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал делать истинщак? Потому что это средство очищения носовой полости. Рот тоже точно также, должен быть чистым. И ввиду того, что эта причина актуальна и для ротовой полости, мы нашли всё то, что приводит к последствию очищения.
Во-первых, эти полости — нос и рот. Между ними есть общее — то, что обе эти полости должны быть чистыми. Но одно проговорено в тексте, а другое нет. Ввиду наличия этих схожестей мы проводим аналогию. Это если бы у нас не было других аргументов. В действенной Сунне (то, что делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) всегда приходит омовение ротовой полости, поэтому в принципе, мы в аналогии не нуждаемся. Это уже есть в Сунне. Да в словесной Сунне (то, что он сказал), может быть не пришло, если ограничится этим хадисом, но пришло указание в том, что он делал так и делали подобное сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах. Этого достаточно, чтобы понять, что омовение ротовой полости также является Сунной.
Также аналогия здесь проводится с точки зрения того, что не нужно это делать (прополаскивать рот) глубоко. Потому что есть вероятность того, что вода попадет внутрь, если человек постящийся. В результате чего аннулируется пост.
Также является Сунной «истинсар» — это высмаркивание воды из носа.
Передают имам Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَن تَوَضَّأَ فَلْيَسْتَنْثِرْ
«Тот, кто делает малое омовение, пусть выводит воду из носа».
— Аль-Бухари (161), Муслим (237)..
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.