Урок 15
Темы:
- Сунны (крайне желательные действия) малого омовения:
- Использование сивака (мисвак).
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! И да пребудет мир и благословение Аллаха над господином пророков и посланников, нашим пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
А затем.
Мы дошли до следующей Сунны.
Четвертая Сунна – это использование сивака
[Зачитывается матн на арабском.]
«Ас-сиваку» – в арабском языке это слово означает как само средство очищения, так и действо. Как действие, оно входит в перечень тех деяний, которые мы называли «фитра». Мы перечисляли десять действий, которые относятся к фитре, так вот, одним из этих действий был именно сивак — очищение ротовой полости, в частности чистка зубов.
[Зачитывается матн на арабском.]
Эта Сунна достигается посредством применения любого предмета, который так или иначе пригоден для чистки зубов, но использование сивака лучше. Его применение является желательным в любое время.
[Зачитывается матн на арабском.]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал сивак очень часто, даже в самое последнее мгновение своей жизни.
[Зачитывается матн на арабском.]
Пришло довольно-таки много текстов, которые указывают на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто использовал его сам и побуждал к этому мусульман.
[Зачитывается матн на арабском.]
В частности, хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:
دَخَلَ عبدُ الرَّحْمَنِ بنُ أبِي بَكْرٍ علَى النبيِّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ وأنا مُسْنِدَتُهُ إلى صَدْرِي، ومع عبدِ الرَّحْمَنِ سِواكٌ رَطْبٌ يَسْتَنُّ به، فأبَدَّهُ رَسولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ بَصَرَهُ، فأخَذْتُ السِّواكَ فَقَصَمْتُهُ، ونَفَضْتُهُ وطَيَّبْتُهُ، ثُمَّ دَفَعْتُهُ إلى النبيِّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ فاسْتَنَّ به، فَما رَأَيْتُ رَسولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ اسْتَنَّ اسْتِنانًا قَطُّ أحْسَنَ منه، فَما عَدا أنْ فَرَغَ رَسولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ رَفَعَ يَدَهُ أوْ إصْبَعَهُ ثُمَّ قالَ في الرَّفِيقِ الأعْلَى. ثَلاثًا، ثُمَّ قَضَى، وكانَتْ تَقُولُ: ماتَ بيْنَ حاقِنَتي وذاقِنَتِي.
«Однажды, [когда посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, находился уже при смерти], к нему зашел ‘Абдуррахман ибн Абу Бакр (родной брат ‘Аиши), в то время как посланник Аллаха благословит его Аллах и приветствует, лежал у нее на груди, и в это время ‘Абдуррахман использовал сивак. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пристально остановил свой взор на сиваке, и тогда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, [поняла в чем дело и] взяла сивак у своего брата. Затем она почистила, разжевала и помыла его (то есть подготовила для использования посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал так хорошо сивак, как в этот раз. И когда он закончил использовать его, он поднял свою руку [или свой палец], и три раза сказал: «к высочайшему обществу [или: в высочайшее общество]» затем он скончался.
После этого ‘Аиша говорила, что – «Он скончался у меня на груди (то есть очень близко к шее).»
— Аль-Бухари (4438).
Что мы видим из этого хадиса? Мы видим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последний момент своей жизни использовал сивак, это последнее действие, которое он сделал. То есть в этот момент, который его отделяет от встречи с его Господом какие-то мгновения, и он понимает это, он использует сивак. Что может делать посланник в последнее мгновение своей жизни? Всю свою посланническую деятельность он делал только одно, он осуществлял ту функцию, которая была на него возложена — это донесение послания до людей, чем он выполнял свой долг, свою главнейшую функцию, что в свою очередь обозначало, что он готовился к встрече со своим Господом. Это ничто иное, как подготовка к встрече со своим Господом, потому что выполнение функции, которая возложена на тебя Господом, есть ничто иное, как подготовка к встрече. Потому что ты будешь отвечать за то, что ты должен был делать и что он может делать в последние мгновения своей жизни -больше всего подготавливаться к встрече. И в этот момент он заботился о чистоте, в частности, о свежести своего дыхания, что естественно указывает на достоинство этого.
[Зачитывается матн на арабском.]
Также передает имам Ан-Насаи и другие имамы. Имам Аль-Бухари тоже передает этот хадис, что посланник Аллаха, благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Сивак служит для очищения рта и является угодной Господу [помогает снискать довольство Господа]».
— Ан-Насаи (1/10), Ибн Хузайма в своём «Сахихе» (135). Ахмад (6/47)[1].
То есть это то (действие), посредством чего достигается довольство Всевышнего Аллаха, при соответствующем намерение. Даже само по себе это действие является поклонением, потому что поклонение — это всё то, что любит Всевышний Аллах и то, чем он доволен. Но в тоже время — действия, которые можно трактовать как обычные действия и поэтому при соответствующем намерение, мусульманин может получить за него большую награду. Потому что посланник, Аллаха благословит его Аллах и приветствует, указал то, что это действие, само по себе, несёт в себе такой потенциал. Мало того, что оно является средством очищения ротовой полости, оно ещё и несёт в себе потенциал обеспечить верующему довольство Всевышнего Аллаха.
[Зачитывается матн на арабском.]
Во время омовения и перед молитвой использование сивака является наиболее приоритетным, наиболее уместным. Лучше всего его использовать во время омовения и перед молитвой. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины (или: …для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой».
— Аль-Бухари (887) и Муслим (252).
В версии этого хадиса у имама Ахмада сказано:
«Я бы повелел им использовать сивак во время каждого малого омовения».
— Ахмад (9928)[2].
То есть я бы повелел им делать это, в результате чего это стало бы обязательным действием, и такая трактовка показывает на крайнюю желательность. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел делать это, потому что он боялся, что в этом будет затруднение, что, как мы говорили, указывает на проявление его милости к верующим, милосердия, доброты. Что обозначает, что Всевышний Аллах в первую очередь посредством посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учитывает обстоятельства верующих. Если бы Он захотел, Он бы повелел, Он Господь, Он делает, что пожелает, но Он учитывал обстоятельства и Он знает, что для нас это будет сложно. В принципе, это не очень сложно, но какая-то степень затруднения есть и даже такая степень затруднения учитывается Всевышним. Всевышний Аллах наш Господь, Он учитывает наши обстоятельства и поэтому это не стало уаджибом, но осталось очень сильной, крайне желательной Сунной.
Также крайне желательно использовать сивак после пробуждения ото сна.
كَانَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — إِذَا قَامَ مِنَ اللَّيْلِ يَشُوصُ فَاهُ بِالسِّوَاكِ
Передают имам Аль-Бухари и Муслим хадис от Хузайфы, да будет доволен им Аллах:
«Когда пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался ото сна, он всегда очищал рот зубочисткой/сивак/».
— Аль-Бухари (245) и Муслим (255).
أنَّ النَّبيَّ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ كانَ لا يرقدُ من ليلٍ ولا نَهارٍ فيستيقظُ إلَّا تسوَّكَ قبلَ أن يتَوضَّأ
Передается со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:
«Не бывало так, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснувшись, не почистил зубы перед совершением омовения, будь то ночью или днем.»
— Ахмад (6/121 и 160)[3].
Из этого хадиса мы видим, что сивак использовался перед малым омовением, а не во время омовения.
قُلْتُ لعَائِشَةَ رَضِي اللهُ عَنْهَا: بِأَىِّ شَىْءٍ كَانَ يَبْدَأُ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — إِذَا دَخَلَ بَيْتَهُ؟ قَالَتْ: بِالسِّوَاكِ .
Передается от Шурейха, да будет доволен им Аллах:
«Однажды я спросил у Айши, да будет доволен ею Аллах: «С чего начинал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как приходил к себе домой?» Она сказала: «С сивака».»
— Муслим (253).
Непосредственное указание этого хадиса — это использование сивака, когда мусульманин заходит домой.
Тут перечисляется ситуации, в которых использование сивака является наиболее желательным:
- Перед омовением.
- Перед молитвой.
- После пробуждения ото сна, будь то днем или ночью.
- Когда мусульманин заходит домой.
Это ничто иное, как проявление заботы о своих домочадцах.
Сивак — это средство очищения, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заходил к себе домой, он приходил к своим женам, поэтому это, по сути, было для них. Мусульманин, мужчина и женщина, всякий раз, когда заходит в дом, должен заботиться о том, в каком виде он это делает. То есть он должен заботиться о своем внешнем имидже, о том каким его видит его супруга, он должен максимально в благоприятном виде, чистым, ухоженным, чтобы от него не исходили какие-то запахи. Он должен заботиться о том, каким видит его супруга, дети, но, в частности жена. Он должен об этом заботиться. Это одна из тех вещей, за которые он несёт ответственность, перед своей супругой также, то есть он не должен к этому относиться небрежно, он должен выглядеть перед своей женой максимально ухоженно, красиво, в подобающем виде. Не только жена для него [должна быть ухоженной], но и он для свой супруги тоже. Такие взаимные отношения призваны укреплять связь между супругами. Мусульманин должен нравиться своей жене даже после того, как она стала его женой. После брака всё должно быть сильнее, но к сожаление всё наоборот. После никяха все эти чувства сходят на нет, ослабевают, остаётся быт и рутина. Вот именно эти действия призваны к тому, чтобы эти чувства между супругами не угасали. Они всегда хотели выглядеть в глазах друг друга красивыми, и чтобы этот процесс им нравился, чтобы им нравилось украшаться друг для друга.
Здесь идет речь о сиваке, это средство достижения внешней чистоты, приятного запаха или удаления неприятного запаха.
Это касается не только сивака, но это касается всей внешности. Естественно, здесь речь шла о сиваке, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нет сомнения, что он заботился обо всём своём имидже, и мало того, что он заботился об этом — это первое с чего он начинал, заходя к себе домой. Значит это важно, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не может заботиться о том, что не важно. Это Сунна, нужно следовать этой Сунне. Речь не о том, чтобы стоять перед порогом и чистить сиваком свои зубы. Хотя, да, это тоже, но не только лишь это мы понимаем. Мы должны понимать это более обобщено. В целом, наш имидж должен быть соответствующим. И это, с другой стороны, указывает на то, чтобы мы заботились о том, что нравится супруге, чтобы выглядеть так, чтобы ей нравится. Даже в одежде и каких-то мелочах. До тех пор, пока это в рамках дозволенного, это будет замечательным. Это тоже будет Сунной. Мы можем провести аналогию причин, причина тут одна — чтобы выглядеть в благоприятном виде перед супругой, перед тем человеком, с которым ты разделяешь ложе, с которым ты живешь, с которым ты больше всего находишься и проводишь большую часть своего времени. Позаботься о том, как ты выглядишь перед ней, узнай, что ей нравится и старайся этому соответствовать.
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.