Сунны малого омовения. Ханафитский фикх

Сунны малого омовения. Ханафитский фикх

Урок 13

Темы:

  • Сунны (крайне желательные действия) малого омовения:
    • Намерение.

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
 أَمَّا بَعْد

Сунны

Мы дошли до слов автора, где говорится, что Сунны (крайне желательные действия) – это действия, которые связаны с малым омовением и входят в его состав, но без которых оно будет действительным.

В результате выполнения Сунн мусульманин имеет право рассчитывать на большую награду, потому что он будет соответствовать Сунне. Потому что Сунна у ханафитов — это то, что часто выполнял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но иногда оставлял.

Сунна – это то, за выполнение чего мусульманин имеет возможность получить награду, за оставление чего он не подвергается наказанию, но заслуживает порицание.

[Зачитывается матн на арабском.]

Первая Сунна: «Ан-Нийя» (намерение)

С языковой точки зрения «Ан-Нийя» – это «устремление», а в терминологическом значении под «намерением» подразумевается «устремление к совершению чего-то с выполнением этого».

То есть я вознамерился сделать что-то, и когда мое намерение совпадает хронологически с выполнением этого действия, с самого первого момента выполнения этого действия, вот это и есть шариатское намерение.

Как мы видим языковое значение, оно имеет обобщенное значение, а в шариатском оно более узкое, потому что оно привязывается именно к самому выполнению действий.

[Зачитывается матн на арабском.]

Форма шариатского намерения, чтобы человек, в нашем случае, который хочет совершить малое омовение, взял намерение устранить с себя малые ритуальные осквернения, потому что он берет малое омовение, а малое омовение может удалить только малое ритуальное осквернение.

[Зачитывается матн на арабском.]

В ханафитском мазхабе намерение для малого омовения является Сунной, не фардом, в отличии от других мазхабов. Допустим в шафийском мазхабе это является уаджибом, без намерения омовение будет недействительным. То есть в шафийском мазхабе намерение входит в обязательный состав действий малого омовения, как мытье лица, рук, головы, ног, то есть без которых омовение будет недействительно.

В ханафитском мазхабе мы видим, что намерение не является обязательным. Если человек без намерения сделал малое омовение, его омовение будет действительным перед Аллахом. Разница только в том, что это не будет считаться поклонением, потому что намерение все-таки является условием того, чтобы действие стало поклонением. Но то, чтобы оно было поклонением, не является условием действительности омовения.

[Зачитывается матн на арабском.]

Аргументом ханафитов в пользу того, что намерение не является фардом, является то, что омовение само по себе не является актом поклонения.

У нас есть действия, которые выполняет человек, которые сами по себе уже являются поклонением. Допусти молитва — это уже поклонение, а омовение само по себе это не поклонение, но это средство достижения поклонения, потому что условием действительности молитвы или средством достижения её действительности является наличие малого омовения. Поэтому малое омовение — это лишь средство, а средство само по себе не может быть поклонением, но оно может таковым стать, если у нас будет намерение.

Получается, что намерение не обязательно, но ты не получишь за него возможно награду, как за поклонение, потому что у тебя не было намерения. То есть здесь можно прировнять малое омовение к обычным действиям, к таким , как есть, пить, спать. Потому что все эти действия они сами по себе не являются поклонением, это обычные действия, которые являются средством достижения каких-то целей. Это всё является средством. Такого рода действия, которые сами по себе средство, а не цели, они не нуждаются в намерении как таковом. Это просто действия, которые мы выполняем, чтобы достичь каких-то целей, результатов, но это не сама цель, в отличии от молитвы. Целью молитвы является достижение довольства Всевышнего, но она сама по себе, по своей форме, это поклонение и здесь уже мы будем нуждаться в намерении, но для омовения мы не будем нуждаться в нем, потому что это средство достижения цели.

[Зачитывается матн на арабском.]

Аргументом в пользу того, что намерение всё же должно иметь место быть, приводится хадис, который передает Умар Ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и который приводят Аль-Бухари и Муслим. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إنّمَا الأَعْمَالُ بالنِّيّاتِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امرِىءٍ مَا نَوَى،

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести».

— Аль-Бухари (1) и Муслим (1907).

[Зачитывается матн на арабском.]

Поясняя этот хадис, говорится, что деяния, которые мы совершаем, т.е. плоды этих деяний, будут ли они приняты или не приняты, или будут ли они иметь силу в Шариате, зависит от того, было ли у этого деяния соответствующее намерение или нет.

[Зачитывается матн на арабском.]

Человек получает от своего действия только то, что он вознамерился сделать. Он может сделать большой объём действий, но воздаяние будет именно за то, что он намеревался (вознамерился) сделать посредством этого действия. И награду он получит только в том случае, если его устремления были искренними ради Всевышнего Аллаха.

[Зачитывается матн на арабском.]

Местом намерение является сердце, а если произнести вслух, это будет лучше.

Часто стоит вопрос в том, является это нововведением или нет?

Шейх Ибн Теймия считал, что это является нововведением, имам Малик тоже, но на самом деле подход других ученых, он другой. В этом вопросе есть разногласия. В частности, представители ханафитского мазхаба говорят, что это не является нововведением, аргументируя это тем, что произнесение намерения оно само по себе не является поклонением. А такую характеристику как нововведение мы можем дать только тому, что является поклонением.

Мы сказали, что омовение не является поклонением, но даже если бы оно было поклонением, как молитва, то даже в таком случае произнесение намерения не было бы нововведением, потому что человек не поклоняется произнесением намерения, он лишь помогает себе.

Если человек хочет, чтобы намерение было, оно должно быть сформулировано в сердце, оно должно иметь довольно конкретное значение. В нашем случае, если он хочет совершить малое омовение, он может взять намерение для его совершения или для устранения малого осквернения, как мы сказали. Это довольно-таки конкретное понятие и для кого-то сложно это понятие прочувствовать, пока он его не проговорит. Для кого-то это не сложно произнести про себя, а для кого-то это сложно. И тогда это не то, что нововведение, но произнесение намерения берет точно такое же положение, как и то действие ради которого он берет намерение.

Более точнее будет сказать, что произнесение намерения берет положение самого намерения.

Если само намерение обязательно, то значит и его произнесение становится обязательным для того, кому сложно прочувствовать намерение пока он не произнесет. Потому что есть правило:

Мы относимся к средствам, то есть средство получает такую же шариатскую характеристику, как и те цели, ради достижения которых они установлены.

Допустим, для молитвы намерение является обязательным, то есть без намерения молитва будет недействительной. И человек, у которого проблемы с намерением, то есть он не может прочувствовать чётко, и он не сможет успокоиться, пока он четко не сформулирует намерение, а четко он его не сформулирует до тех пор, пока не произнесет. Получается, что произнесение является условием того, что у него будет намерение и получается, что намерение становится обязательным. Или в нашем случае, намерение для малого омовения является желательным. Поэтому тот, кто хочет сформулировать намерение, но эта формулировка для него трудна, пока он её не произнесет, значит произнесение намерения становится для него обязательным ровно, как и само малое омовение.

Это правило можно объяснить проще. Допустим, у человека есть раб и он приказывает своему рабу, к примеру, залезть на крышу и починить там что-то. То есть теперь для раба залезть на крышу и починить её является обязательным, с точки зрения повеления его хозяина. Теперь всё то, посредством чего он может достигнуть выполнения этого задания, является обязательным — поставить лестницу, найти инструменты, это всё является обязательным. Вот что значит: «Средства берут такую же характеристику, как и сама цель, для которой эти средства установлены».

Это ответ на вопрос: «Как нам относиться к произнесению намерения, нововведение это или нет?». Есть мнение, что это нововведение, потому что те, кто так считал, посчитали, что это поклонение. Но есть и другое мнение, что это не поклонение, как минимум. Это мнение, заслуживающее внимания. Поэтому изучение Фикха прививает человеку лояльность. Оно лишает его категоричности и ограниченности, т.е. не зацикливаться на одном мнении

Произнесение намерение зависит от подхода.

Есть люди, которым сложно, пока они его не произнесут, и мы знаем, что есть такая проблема. И само по себе произнесение намерения можно квалифицировать не как поклонение. Да, намерение может входит в состав поклонения, как в молитве, потому что всё, что входит в молитву, тоже является поклонением.

Хорошо, намерение – это поклонение, условие его действительности, но я его произношу. Этим произнесением я разве поклоняюсь? Нет! Это средство достижения цели, а средство мы не описываем таким параметром, как поклонение. Это первое.

Второе, это необходимо учитывать наличие тех людей, которым сложно достичь цели (четкой формулировки) пока они не произнесут намерение. До тех пор, пока такие люди есть, для них произнесение намерения берет такое же положение, как и само намерение. Если оно обязательно, то и его произнесение (для человека) становится обязательным и т.п.

А Аллаху известно об этом лучше.

И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.

Новое на сайте