Урок 18
Темы:
- Сунны малого омовения.
- Протирание всей поверхности головы вместе с ушами, один раз;
- Заходить (омывать) за пределы предплечья, лица и ног.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! И да пребудет мир и благословение Аллаха над господином пророков и посланников, нашим пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
А затем.
Десятая Сунна – протирание всей поверхности головы вместе с ушами, один раз.
Мы уже говорили про фарды, связанные с малым омовением, без которых оно будет недействительно. Мы также упомянули протирание головы, но мы обусловили действительность этого обязательного действия площадью протирания головы. Равнялась она четвертой части волосяного покрова головы среднестатистического человека. В любом месте — снизу, сверху, то есть сначала волосяного покрова головы (с лобовой части), затем с конца, с затылочной части (или теменная доля, или чуть выше затылочной доли). Суть в том — чтобы четвертая часть волосяного покрова была протёрта влажной рукой, это минимум. Без этого омовение будет недействительным.
Сейчас же мы говорим о Сунне, и Сунной является протереть всю голову (всю область волосяного покрова) один раз вместе с ушами включительно.
[Зачитывается матн на арабском.]
Передаётся от ‘Абдулла ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, который, описывая малое омовение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ بيَدَيْهِ، فأقْبَلَ بهِما وأَدْبَرَ، بَدَأَ بمُقَدَّمِ رَأْسِهِ حتَّى ذَهَبَ بهِما إلى قَفَاهُ، ثُمَّ رَدَّهُما إلى المَكَانِ الذي بَدَأَ منه
«…потом протёр руками голову, проведя ими ото лба до затылка и вернув обратно к тому месту, откуда начал,».
— Аль-Бухари (185)[1].
Как мы видим, проводить руками до затылка и обратно — это, получается, один раз двумя руками.
[Зачитывается матн на арабском.]
Поверхность ушей протирается до тех мест, куда могут достать пальцы с внутренней и с внешней стороны. Протирание производится тем же количеством воды, которое осталось после протирания головы. То есть, для этого не нужно мочить руки заново. Делается это сразу после того, как человек протёр свою голову, без пауз (без промежутков во времени) — протёр голову и сразу же протёр уши.
Уши относятся к голове, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе, который передали такие имамы, как Абу-Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджах:
«Уши относятся к голове».
— Абу Дауд (134), ибн Маджах (444, и 443 в Сунан ибн Маджах), ат-Тирмизи (37).
Но здесь под словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понимается положение ушей не как физиологическая принадлежность голове, а именно Шариатское положение. Поясняется, что при протирании головы протираются и уши. Поэтому, достаточно той влаги (количества воды), которая осталась на руке после протирания головы, потому что уши — это часть головы.
Если встанет вопрос: «Уши — это часть головы, почему же тогда их протирание не входит в фард?» Потому что мы обусловили фард четвертой частью головы и поэтому если мусульманин протрёт любую четвертую часть, то фард выполнится.
Теоретически, площадь, которую занимают уши, она входит в состав головы. Поэтому если мусульманин протрёт ухо или уши, то вместе с этим он должен протереть ещё ровно столько, чтобы в совокупности всего того, что он протер была четвертая часть. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что уши входят в состав головы, то есть уши — это часть головы. Всевышний Аллах говорит в Куране:
وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ
«И протирайте ваши головы».
[Сура «Аль-Маида», аят 6]
Четвертая часть — это четыре ладони среднестатистического человека. Если положить, допустим, кисть руки ладонью на нижнюю часть, начиная от границы роста волос среднестатистического человека, затем приложить ладонь четыре раза, то есть получается четыре ладони. Получается, ладонь среднестатистического человека занимает четвертую часть его волосяного покрова, то есть головы, которую нужно протирать. Вот это и есть примерно четвертая часть.
Так вот, если человек теоретически решил этим ограничиться, конечно, он не будет протирать уши, он будет, скорее всего, протирать лобную часть головы или же заднюю часть или сверху, но никак не уши.
[Зачитывается матн на арабском.]
Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
مسح برأسِه وأُذُنَيه: ظاهرَهما وباطنَهما
«Протирая голову, протёр внешнюю и внутреннюю часть уха».
— Ат-Тирмиза в «Сунан ат-Тирмизи» (36)[2].
- Внешняя часть уха — это та поверхность уха, которую видно.
- Внутренняя часть уха – это часть за ухом.
Отсюда поясняется как протирать уши.
[Зачитывается матн на арабском.]
Одиннадцатая Сунна – заходить за пределы предплечья, лица и ног.
Заходить за пределы предплечья при омовении, также лица и ног, то есть за щиколотки — это является желательным.
[Зачитывается матн на арабском.]
Хадис, который передали имамы Аль-Бухари и Муслим, согласованный хадис.
Что значит согласованный хадис? Когда приходит один хадис у этих двух имамов (Аль-Бухари и Муслим), то это считается высшей степенью достоверности.
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِنَّ أُمَّتِي يُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرًّا مُحَجَّلِينَ مِنْ آثارِ الْوُضُوءِ، فَمَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرَّتَهُ فَلْيَفْعَلْ.
«Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гъурран мухаджжалина” (отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах) из-за следов омовения [имеется в виду, что эти места будут сиять.], так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это».
— Аль-Бухари (136) и Муслим (246).
Приводится аналогия, то есть те части, которые нужно именно мыть — это у нас руки до локтей, ноги до щиколоток и лицо. Так вот, заходить за их пределы — является желательным. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, понял это из этого хадиса, так он и делал, когда совершал малое омовения. Когда он совершал омовение, он заходил за пределы предплечья и омывал до плеча, и то же самое, когда он омывал ноги, он выходил за пределы щиколоток и доходил до голени. Он понял желательность этого действия из хадиса, в котором пришло указание на это, в довольно-таки прямой форме.
[Зачитывается матн на арабском.]
Придел того, насколько можно увеличить, мы видим из примера Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который, когда совершал омовение, омывая руки дошел практически до плечевого сустава. Поэтому автор говорит, что приделом этого или формой такого омовения является, когда мы моем руки до плеча, а ноги практически до колен.
Вообще эти понятия «гъурра» и «тахджиль» взято из внешних параметров лошади.
- Гъурра – это белое пятно на лбу лошади.
- Тахджиль – это, когда у лошади белые ноги до колен (спереди и сзади).
Поэтому тут, в принципе и аналогию не нужно приводить на лицо, потому что есть такое понятие как «гъурра». То есть, верующие в Судный день будут подобны таким лошадям. Допустим черная лошадь и у неё белый лоб и белые конечности. Верующие будут похожи в своих параметрах на вот эти особенности у лошади, они будут с белыми руками и ногами, и с белым лицом. Потому что это место омовения, это те участки тела, которые покрывают малое омовение и тот, кто может увеличить этот участок, то пусть увеличивает. Абу Хурайра, ад убдет доволен им Аллах, услышав это, мыл таким образом руки практически до плеча, а ноги до колен. И естественно, когда мыл лицо, старался максимально захватить участки, которые к нему прилагают.
[Зачитывается матн на арабском.]
В версии хадиса, который передает имам Аль-Бухари, сказано, что Абу Хурайра, взяв омовение, помыл свои руки так что практически достиг подмышек[3], а также имам Ибн Хаджар в своей книге, которая является комментарием к сборнику хадисов имама Аль-Бухари добавляет к этому хадису:
«И помыл свои ноги так, что достиг колена».
Когда один из присутствующих из его учеников спросил:
«О Абу Хурайра, то, что ты делаешь, ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? На что он ответил: «Это относится к украшению (или это высшая степень украшения)».
Он имел в виду, другой хадис, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
تَبْلُغُ الحِلْيَةُ مِنَ المُؤْمِنِ، حَيْثُ يَبْلُغُ الوَضُوءُ
«(В Раю) украшения верующего покроют те места, которые он омывал».
— Муслим (250).
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.