Урок 17
Темы:
- Сунны малого омовения:
- Прочесывание пальцами густой бороды;
- Пробирать между пальцами рук и ног;
- Трехкратное омовение лица, рук и ног;
- Приоритетность правой стороны.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! И да пребудет мир и благословение Аллаха над господином пророков и посланников, нашим пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
А затем.
Шестая Сунна – пробирать бороду
Если у мужчины густая борода, критерием густоты бороды является, чтобы не было видно кожу. Когда мусульманин стоит перед зеркалом, смотрит на себя и сквозь бороду не видит кожу, то есть борода настолько густая, что не видно кожу на том месте, где растет борода. В таком случаи борода считается густой и уаджибом является омывать внешнею часть. Пробирать бороду пальцами является Сунной, делается это следующим образом:
- Он берет воду в руки и пробирает снизу бороду, прочесывает её пальцами.
[Зачитывается матн на арабском.]
Передает имам Абу-Дауд от Анаса, да будет доволен им Аллах:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – كَانَ إِذَا تَوَضَّأَ أَخَذَ كَفًّا مِنْ مَاءٍ فَأَدْخَلَهُ تَحْتَ حَنَكِهِ فَخَلَّلَ بِهِ لِحْيَتَهُ وَقَالَ: «هَكَذَا أَمَرَنِى رَبِّى عَزَّ وَجَلَّ».
«Обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, он брал горстку воды, подносил её под подбородок и прочёсывал ею свою бороду, и он сказал: «Так поступать мне велел мой Всемогущий и Великий Господь»».
— Абу Дауд (145), аль-Байхакъи (1/54) и аль-Хаким (1/250)[1].
[Зачитывается матн на арабском.]
Также передают имамы ат-Тирмизи, Ибн Маджа от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُخَلِّلُ لِحْيَتَهُ
«(Во время омовения) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочёсывал бороду (пальцами)».
— Сунан ат-Тирмизи «Книга об очищении» (23/31). Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис (сахих)».
[Зачитывается матн на арабском.]
Также имамы ат-Тирмизи, Ибн Маджа передают от ‘Аммара Ибн Ясира, да будет доволен ими Аллах, что ‘Аммар, в частности сказал:
ولقد رأَيتُ رسولَ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ يخلِّلُ لحيتَهُ
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пробирает бороду пальцами во время малого омовения».
— Ат-Тирмизи (29), ибн Маджах (429).
[Зачитывается матн на арабском.]
Имам ибн Маджах передает подобное действие от таких сподвижников как Анас, Абу Айюб аль-Ансари, Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступал также. Мы видим, что это довольно таки крепкая Сунна.
[Зачитывается матн на арабском.]
Всё, что мы до этого сказали, является Сунной.
То есть, если у человека густая борода, то уаджибом является, чтобы вода коснулась внешней поверхности волосяного покрова, который находится в приделах лица — это будет тем, что входит в омовение лица. Не обязательно, чтобы вода коснулась кожи под бородой. Что касается прочесывания бороды, чтобы вода дошла до кожи, то это является Сунной.
Если же у человека борода редкая, то есть через неё видно кожу, тогда уаджибом является, чтобы вода коснулась именно кожи под бородой.
Седьмая Сунна – пробирать (мыть) между пальцами рук и ноги
[Зачитывается матн на арабском.]
Аргументом в пользу этогоявляется хадис, который мы приводили до этого от Лякъита Ибн Сабира, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, повелев взять омовение, он говорил:
«Пробирай (промывай места) между пальцами…».
— Абу Дауд (142)[2].
[Зачитывается матн на арабском.]
Также хадис, который передают имамы ат-Тирмизи, Ибн Маджах[3] от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, в этом хадисе передается, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا توضَّأتَ فخلِّل بينَ أصابعِ يديكَ ورجليكَ
«Когда ты будешь совершать малое омовение, то промывай между пальцами своих рук и ног».
— Ат-Тирмизи (39) и аль-Хаким (648 и 1/291).
[Зачитывается матн на арабском.]
Форма выполнения
- Делается это мизинцем.
Аргументом в пользу этого является хадис, который передает имам Ибн Маджах от аль-Мустаурид, да будет доволен им Аллах, который сказал:
رأيتُ رسولَ اللَّهِ صلَّى اللَّه عليهِ وسلَّمَ توضَّأَ , فخلَّلَ أصابعَ رجليهِ بخنصرِهِ.
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение и (при этом) он пробирал (промывал) между пальцами своей ноги мизинцем».
— Ибн Маджах (446), Абу Дауд (148), Ат-Тирмизи (40). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным (Сахих ибн Маджах 365).
[Зачитывается матн на арабском.]
Делается это мизинцем снизу, чтобы рука была под стопой, то есть каким образом это сделать, левой рукой под правой ногой провести, справа на лево и правой рукой под левой ногой провести. Мы говорили, что справа начинать Сунна.
Восьмая Сунна – омывать три раза (лицо, руки и ноги)
[Зачитывается матн на арабском.]
Аргументом в пользу этого является хадис, который мы уже передавали от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, когда он попросил принести воду для омовения. Затем он налил воды на руку из сосуда и трижды помыл руки. Затем он опустил правую руку (в сосуд) с водой и прополоснул рот и нос, высморкался, затем трижды помыл лицо, и трижды помыл руки до локтей, после чего обтер голову. Затем он трижды помыл каждую ногу, после чего сказал::
«Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил такое же омовение, как это сделал я и сказал: «Тому, кто совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак’атов, в которой не станет беседовать с самим собой, Аллах простит предыдущие грехи»».
— Аль-Бухари (164), Муслим (226)[4].
[Зачитывается матн на арабском.]
Также аргументом в пользу этого является хадис, который передает имам Ибн Маджах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял омовение три раза (таким же способом), и сказал:
«Это моё омовение и омовение посланников, которые были до меня».
— Ибн Маджах (419). Шейх Альбани назвал его «даиф». Также его приводит ад-Даракутни (383).
Также передается от ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, (повторяя каждое действие) по три раза[5].
[Зачитывается матн на арабском.]
Также эти два имама передают[6] от Джабира, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, брал омовение по одному разу, по два раза и по три раза.
Мы из этого делаем вывод, что это Сунна.
Девятая Сунна – начинать с правой стороны
[Зачитывается матн на арабском.]
Также Сунной является – начинать с правой стороны. То есть сначала мыть правую руку, затем левую; правую ногу, затем левую.
[Зачитывается матн на арабском.]
Аргументом в пользу этого является хадис, который приводит имам аль-Бухари от ибн ‘Абасса, да будет доволен Аллах ими обоими, который совершал омовение следующим образом:
«Затем он зачерпнул воду и помыл правую руку, затем опять зачерпнул правую руку и помыл левую руку. Затем протер (провёл влажными руками) голову, затем зачерпнул воду и помыл правую ногу, затем снова зачерпнул воду и помыл левую ногу. Затем сказал: “Я видел, что таким образом совершал омовение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.“».
— Аль-Бухари (140)[7].
[Зачитывается матн на арабском.]
Хадис, который передали имам аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:
كان النَّبيُّ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ يُحِبُّ التَّيمُّنَ ما استطاعَ في شأنِه كلِّه؛ في طُهورِه، وترَجُّلِه، وتَنعُّلِه
«Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нравилось отдавать предпочтение правой стороне во всём, (что бы он ни делал, совершал ли) омовение, причёсывался или надевал обувь.»
— Аль-Бухари (168), Муслим (268)[8].
[Зачитывается матн на арабском.]
Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا توضَّأتُم فابدَءوا بأيمانِكم
«Когда вы берете малое омовение, то берите с правой стороны».
— Абу Дауд (4141) и Ахмад (8637).
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.