Урок 9
Темы:
Структурные составляющие «аль-уудуъ»:
- Фард (продолжение);
- Сунна: определение;
- Адаб: определение.
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
أَمَّا بَعْدُ
Фард (обязательные действия)
Мы ознакомились с таким понятием, как «фард», начали говорить о структурных составляющих «аль-уудуъ» (малого омовения). Сказали, что он состоит из обязательных вещей, из крайне желательных и из этикета.
[Зачитывается матн на арабском.]
Терминологическое определение, что такое «уаджиб» или «аль-фард», в принципе «уаджиб» и «аль-фард» являются у нас синонимами.
- Аль-фард — это совершение или выполнение того, что требует Шариат в обязательном порядке.
- Так же распространяет за это награду.
- Распространяет наказание за оставление.
То есть, за выполнение фарда мусульманин имеет право рассчитывать на награду, а также может быть подвергнут наказанию за его оставление. Конечно, для того чтобы мусульманин получил награду за выполнение фарда, он должен соответствовать всем нормам и требованиям, которые предъявляются к выполнению этого фарда. Также мы сказали, что фард является условием действительности.
Если рассматривать «аль-уудуъ» (малое омовение), то на примере этого мы видим, что омовение является условием действительности молитвы. Потому что «аль-уудуъ» у нас выполняется для того, чтобы человек совершал молитву, чтобы его молитва была действительна. Потому что Шариат сделал малое омовение, как и большое, условием действительности некоторых обрядов, в частности молитвы.
Всевышний Аллах в священном Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ۚ
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток.»
[Сура «Аль-Маида», аят 6]
Этот аят является аргументом в пользу того, что малое омовение является условием действительности молитвы. То есть она является фардом. Всевышний Аллах в этом аяте призывает к выполнению в виде повеления, что квалифицируется как нечто обязательное и делает это условием действительности.
Сунна (крайне желательные действия)
[Зачитывается матн на арабском.]
Сунна, в терминологическом значении – это выполнение того, что требует Шариат не в обязательном порядке, но действие крайне желательное.
То есть мы из текстов видим, что требует Шариат в такой форме. Во-первых, мы должны понимать, что это не обязательное, но вместе с этим Шариат указывает на крайнюю желательность выполнения этого.
Сходства и различия между фардом и сунной
Первое, что мы должны установить — это не является обязательным.
То есть с фардом в чем у нас тут сходство? Фард и сунна — это то, выполнение чего требует Шариат. Здесь они являются идентичными, но потом они расходятся в том моменте, что фард — это то, чего требует Шариат в обязательном порядке, а сунна требует, но не в обязательном порядке, но настаивает на крайнюю желательность.
Вот эти моменты обязательность и не обязательность ученные устанавливают либо путем прямых словесных указаний, либо косвенных. Это очень важный принципиальный момент. Потому что они в каких-то моментах могут быть абсолютно схожими и ученные занимаются классификацией различения, где фард, а где сунна. Порой возникают разногласия ввиду различного подхода, методологии в понимании того, где же этот момент, когда вещь перестает быть обязательной или же наоборот, где она становится обязательной.
Сунна – это то выполнение чего требует Шариат, но не в обязательном порядке. Но, действие крайне желательное.
Либо же посланник Аллаха ﷺ часто делал это действие, что так же является указанием в пользу того, что это является сунна, то есть крайне желательное действие. Оно не обязательное, но крайне желательное. То есть мы видим из текстов какое-то действие, оно не обязательное, но вместе с этим видим, что посланник Аллаха ﷺ часто это делал. Плюс ко всему Всевышний Аллах распространит награду за выполнение сунны.
Мусульманин, который выполняет сунну, имеет право рассчитывать на награду, но за её оставление он не подвергается наказанию. Это тоже разница между определением фарда и сунны.
Главное ключевое отличие, что фард — это то, что требуется в обязательном порядке, а сунна не в обязательном, хотя крайне желательная. Крайнюю желательность мы черпаем из других текстов, которые сами говорят о крайней желательности напрямую, либо косвенно. Либо из того, что посланник Аллаха ﷺ часто это делал.
Второй принципиально важный момент разницы между фардом и сунной заключается в том, что за оставление фарда мусульманин может подвергнуться наказанию. Почему мы говорим, не подвергается, а может подвергнуться? Потому что до тех пор, пока это не ширк и не куфр Всевышний Аллах может простить это даже без покаяния.
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُ ۚ
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает.»
[Сура «Ан-Ниса», аят 48]
Поэтому мы говорим о том, что может быть подвергнут наказанию за оставление фарда, а за оставление сунны он не подвергнется наказанию. Но в обоих случаях в фарде и в сунне имеет право рассчитывать на награду.
Аль-мукаллаф
Если мусульманин «мукаллаф», разберем термин кто такой «аль-мукаллаф».
Аль-мукаллаф — это такое состояние мусульманина или мусульманки, в котором он является ответственным за соблюдение всех норм и требований Шариата. То есть на него распространяется ответственность за соответствие требований норм Шариата.
Когда это случается?
- Во-первых, необходимо достижение половой зрелости обязательно.
- Во—вторых, это дееспособность.
Половая зрелость плюс дееспособность. Не все, кто достигли половой зрелости, они являются дееспособными.
Понятие дееспособный, онj так же включает в себя два главных параметра, это:
- Физическая дееспособность.
Человек реально является здоровым, полноценным, у него нет каких-то серьезных физических отклонений, которые являются помехой тех или иных действий, которые требует Шариат.
- Психологическое состояние.
То есть, чтобы он был психологически полноценным.
При стечении всех этих обстоятельств мусульманин квалифицируется как «мукаллаф».
Если «мукаллаф» не сделает сунну, то действия всё равно будет действительным, потому что сунна не является условием действительности поклонения, в отличии от фарда.
Допустим, на примере малого омовения есть сунны, которые входят в структурный состав малого омовения, то есть желательные действия, но если их мусульманин не сделает, то его омовение будет действительным. «Фарду уудуъ», обязательное действие, которое входит в структурный состав «уудуъ», является условием действительности самого малого омовения, это его главный структурный элемент.
«Уудуъ» само по себе является фард, является условием действительности молитвы, но не входит в структурный состав молитвы, ибо оно за её пределами (человек берет омовение до того, как будет молиться), но является условием действительности молитвы. А у самого «уудуъ» (малого омовения) тоже есть обязательные действия, есть свои фарды, но уже они входят в структурный внутренний состав малого омовения.
В малое омовение входят сунны и этикет. Без фарда, «уудуъ» будет недействительное, но без сунн «уудуъ» оно будет действительное.
Так же сунна может называться «нафиля». Это синонимы, сунна и «нафиля», а также «нафиля» называется, потому что в переводе с арабского языка это означает «какое-то дополнение».
Адабы (этикеты)
[Зачитывается матн на арабском.]
Что такое адабы?
Этикеты, связанные с малым омовением, тоже входят во внутренний состав малого омовения, но меньшей степени, чем сунна. Они так же могут называться «мандуб» и «фадыля», это тоже синонимы.
«Адаб», «мандуб» и «фадыля» смысл у них одинаковый.
Он (адаб) с таким же смыслам, как сунна, то есть это то, выполнение чего требует наша религия, но не в обязательном порядке. Но вместе с этим нет указаний на крайнюю желательность этого. Другими словами, он меньшей степенью, чем сунна. Можно даже сказать, что это сунна, но немного меньшей степенью.
Определение сунны — это то, выполнение чего требует Шариат, но не в обязательном порядке, за совершение чего он может рассчитывать на награду и за оставление чего он не понесет наказание. Тоже самое распространяется на адаб.
Разница между сунной и адабом в терминологическом значении в том, что сунна — это крайне желательное. Крайнюю желательность мы черпаем из текстов, прямых или косвенных, или из того, что посланник Аллаха ﷺ делал это часто. А адаб — это желательное, но не крайне желательное. Эту не крайнюю нежелательность опять-таки мы черпаем из текстов или из того, что посланник Аллаха ﷺ делал это, но не часто.
Эти три структурные составляющие вещи «аль-уудуъ» входят не только в «уудуъ», но в принципе это касается и других вещей.
[Зачитывается матн на арабском.]
Основой или главным аргументом в пользу того, что малое омовение является фардом, оно узаконено. А потом пояснение уже его же фардов. Мы уже сказали, что малое омовение — фард по отношению к молитве и само малое омовение имеет свои фарды тоже, свои обязательные структурные элементы, без которых само малое омовение будет недействительным. Так вот, этот аят (аят 6 из суры «Аль-Маида») является главным аргументом в пользу того, что малое омовение – это фард, а также пояснении того, что является фардом самого малого омовения. Также доводом являются хадисы, которые будут приведены в соответствующих главах и параграфах.
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.