Урок 12
Темы:
Фарды (обязательные части) малого омовения (продолжение):
- Смежные фарды:
- мыть один раз;
- полное покрытие участка тела водой.
- Омовение отсутствующих частей тела
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
أَمَّا بَعْد
Смежные фарды
Мы дошли до слов автора, где говорится о перечне обязательных действий в малом омовении. До этого мы поговорили о том, что смежным обязательным действием в омовении тех частей тела, которые перечислены в 6 аяте суры «Аль-Маида» — протирание головы, в частности, является омывать части тела один раз. Это минимум.
То есть, те части тела, которые омываются, их нужно омыть минимум один раз — это у нас лицо, руки до локтей и ноги до щиколоток. Обязательным действием является помыть их один раз. Этого достаточно, чтобы осуществить фард (то есть мыть эти части тела фард (обязательно)).
И стоит вопрос: сколько раз их мыть, чтобы этот фард, мытьё, осуществился? Мы должны знать количество, и этим количеством является один раз.
Следующий, смежный фард — это полное покрытие участка тела водой.
Это не отдельный фард, потому что всего у на четыре фарда — это помыть лицо, помыть руки, протереть голову и помыть ноги. Дополнительно к ним ещё есть смежные фарды — это:
- Мыть один раз.
- Полное покрытие участка тела водой.
[Зачитывается матн на арабском]
Как мы и сказали, это является обязательным, чтобы площадь, участок органа или той части тела, которую нужно омывать, полностью была покрыта водой. Аргументом в пользу этого является хадис, согласованный между двумя имамами (аль-Бухари и Муслим).
`Абдуллах ибн `Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:
رَجَعْنا مع رَسولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وسلَّمَ مِن مَكَّةَ إلى المَدِينَةِ حتَّى إذا كُنَّا بماءٍ بالطَّرِيقِ تَعَجَّلَ قَوْمٌ عِنْدَ العَصْرِ، فَتَوَضَّؤُوا وهُمْ عِجالٌ فانْتَهَيْنا إليهِم وأَعْقابُهُمْ تَلُوحُ لَمْ يَمَسَّها الماءُ فقالَ رَسولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وسلَّمَ: ويْلٌ لِلأَعْقابِ مِنَ النَّارِ أسْبِغُوا الوُضُوءَ.
«Однажды, когда мы возвращались с посланником Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину, мы дошли до какого-то источника воды и некоторые из числа сподвижников поторопились взять омовение. [Было время асра, они поторопились, взяли омовение в спешке]. После того, как они взяли омовение, мы увидели, что пятки некоторых из них не тронула вода [на них не попала вода] и посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Горе пяткам от огня! Делайте малое омовение должным образом.»».
— Муслим (241), Ибн Маджах, (450)[1].
То есть совершайте омовение должным образом, чтобы на все части тела, которые необходимо мыть, попала вода.
[Зачитывается матн на арабском]
Слова посланника Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует: «Горе пяткам от огня! Делайте омовение должным образом», указывают на то, что необходимо тщательным образом брать (совершать) малое омовение. Совершать его таким образом, чтобы участок тела, который нужно омывать был покрыт водой полностью. Потому что, во-первых, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в такой форме говорит: «Горе пяткам от огня!», что указывает на важность того, что за это будет наказание. А то, что является условием избегания наказания, становится обязательным. Естественно, идет прямое повеление: «Берите омовение тщательным образом».
Любое повеление оно обозначает уаджиб (обязательность).
Тщательность в омовении обозначает в свою очередь, что полностью участок тела будет покрыт водой. Потому что это была причина того, что сказал посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует. Он увидел, что вода не коснулась пяток у некоторых сподвижников, потому что они торопились[2].
Поэтому мы понимаем, что вода полностью должна покрывать тело и это касается не только пяток. Это касается всех частей тела, которые нужно омывать. Да, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, здесь упомянул о пятках, потому что он увидел именно их, но потом он сказал в обобщенной форме: «Берите омовение должным образом».
Также доводом является другой хадис, который передает имам Муслим от Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал:
أخبرني عُمرَ بن الخطَّاب رَضِيَ اللهُ عنه: «أنَّ رجلًا توضَّأ فتَرَك موضِعَ ظُفرٍ على قدَمِه، فأبصَرَه النبيُّ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم، فقال: ارجعْ فأَحْسِن وضوءَك، فرجَعَ، ثمَّ صلَّى»
«Оповестил меня однажды Умар ибн Аль–Хаттаб, да будет доволен им Аллах, что мужчина, однажды, взяв омовение, оставил участок размером с ноготь на своей стопе, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел это, он сказал: «Вернись и сделай омовение должным образом». Затем он вернулся, взял омовение только после этого помолился».
— Муслим (243).
Опять-таки в этом указание (потому что посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует,заставил вернуться этого человека и взять омовение должным образом лишь только потому, что был маленький участок тела, которого вода не коснулась) на необходимость того, что вода должна полностью покрывать тот орган, который нужно омывать с учетом тех границ, которые мы указывали.
Мы установили границы лица, рук и ног. Руки до локтей включительно и ноги до щиколоток включительно.
Эти участки тела полностью должны быть покрыты водой и поэтому мусульманин, когда берет омовение, должен за этим следить. Он не должен торопиться. Мы видим, что произошло в результате спешки сподвижников. Они спешили, чтобы не опоздать на молитву, они мотивировались такой хорошей и благой целью, но в результате произошло то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Горе пяткам от огня».
С другой стороны, всё должно быть без крайностей. Это не должно превратиться в паранойю, что человек будет бояться упустить что-то. Достаточно тщательно вымыть части тела особенно, которые не видны взору, не видны глазам. Нужно просто тщательно помыть область локтей, также те места на стопе, которые недоступны взору.
[Зачитывается матн на арабском]
Эти два хадиса указывают на то, что омовение не будет действительным, если остался какой-то участок тела не омытым. Даже если маленький участок тела остался не омытым, то омовение будет недействительным. Соответственно, все те обряды поклонения, условием которых является наличие малого омовения, будут недействительными.
Омовение отсутствующих частей тела
[Зачитывается матн на арабском]
Если отсутствует часть тела, которую нужно омывать — рука или нога, то нужно мыть оставшийся участок.
Предположим, что часть того участка тела, который нужно омывать, отсутствует, у человека ампутирована рука, не вся, а допустим кисть, то оставшийся участок тела нужно омывать обязательно.
[Зачитывается матн на арабском]
Существует правило, что необходимо совершать действие обязательно настолько, насколько представляется это возможным.
Допустим, человек потерял кисть или часть руки выше запястья до локтя, но какая-то часть осталась от этого органа тела, который нужно омывать. Что это значит?
Можно предположить, что руку мыть не нужно, потому что есть тот участок тела, которого у человека вообще нет, но который нужно мыть. Значит, можно предположить, что не нужно мыть руку. Но нет, это правило отвечает на этот вопрос. Оно искореняет и аннулирует такого рода предположение. Это правило универсально, оно касается не только омовения. Осталось то, что мы можем взять, то есть та часть, которая осталась её необходимо помыть, потому что её омовение не аннулируется из-за того, что потеряна другая часть этого органа тела. До тех пор, пока хоть что-то осталось из того органа тела, который нужно омывать – омовение этой оставшейся части является уаджибом (фардом) для человека.
Всевышний Аллах говорит:
فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ مَا ٱسۡتَطَعۡتُمۡ
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей,»
[Сура «Ат-Тагъабун», аят 16]
Здесь омовение можно квалифицировать как богобоязненность, потому что богобоязненность или проявление богобоязненности является соответствие требованиям и нормам без сомнения, а одним из пунктов соответствия требованиям и нормам является выполнение фарда. Поэтому выполнение фарда является одной из форм проявления богобоязненности, то есть, другими словами, если мы будем толковать аят посредством этого фарда, богобоязненность включает в себя выполнять обязательные действия. Это более узкое понятие, потому что бояться Аллаха — это более емкое понятие. В него входит много вещей.
Одной из тех вещей, в которую входит богобоязненность или признаком богобоязненности, является, как мы уже сказали выполнение фарда. Поэтому аят: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей», мы можем сформулировать по-другому с учетом такого вида богобоязненности, как выполнение обязательно. То есть «выполняйте обязательное настолько, насколько вы можете».
Насколько может выполнить фард человек, у которого отсутствует часть тела? Что это значит? Это будет значить, что он должен будет помыть тот участок тела, который остался. В таком случаи, он будет бояться Аллаха (выполнит фард) настолько, насколько он мог. Но если он этого не сделает, тогда он поступит вопреки этому повелению и в нашем случае — это будет значит, что фард не выполнен. Потому что он не боялся Аллаха настолько, насколько он мог или, другими словами, он не выполнил фард настолько, насколько он мог, подумав, что раз часть тела отсутствует, значит оставшеюся не нужно мыть.
Также слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
وإذَا أَمَرْتُكُمْ بِأَمْرٍ فَأْتُوا منه ما اسْتَطَعْتُمْ
«Если я повелел вам сделать что-то, то делайте столько из этого, сколько вы cможете (что вам по силам)».
— Аль-Бухари (7288) и Муслим (1337).
Есть хадисы, которые указывают на то, что омовение является обязательным, хотя главным источником (доводом) является аят, который мы привели из суры «Аль-Маида», но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тут тоже говорил и призывал к омовению.
В частности, это действенная Сунна, то есть — это Сунна посредством действий, которая проявляется в его деяниях. Получается, что он тоже повелел это в прямой форме либо в косвенном непосредственном действии. Теперь мы должны делать это настолько, насколько можем.
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.