Протирание головы и омывание ног. Ханафитский фикх

Протирание головы и омывание ног. Ханафитский фикх

Урок 11

Темы:

Фарды (обязательные части) малого омовения (продолжение):

  • Протирание головы;
  • Мытьё ног.

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
 أَمَّا بَعْد

Автор продолжает перечислять перечень тех фардов, которые входят в малое омовение, то есть тех действий, без которых малое омовение будет недействительным.

Приводит аргумент в пользу того, что именно это действие входит в перечень обязательных действий малого омовения, а также объясняет форму выполнения этого действия.

До этого мы взяли два фарда — это мыть лицо один раз и мыть руки до локтей тоже один раз. Разберем третий фард.

Обязательные части малого омовения

3. Протереть часть головы.

[Зачитывается матн на арабском.]

Ханафиты предъявляют к такому параметру как часть, именно чтобы это было в размере четвертой части головы, чтобы было протерто не менее четвертой части головы.

[Зачитывается матн на арабском.]

Как это делается?

Влажной рукой проводится по голове. Влажной рукой нужно покрыть четвертую часть головы, чтобы осуществить этот фард.

[Зачитывается матн на арабском.]

Довод

Аргументом в пользу того, что часть должна быть протерта, являются слова Всевышнего из того аята, который мы уже затрагивали ранее, аят 6 из суры «Аль-Маида», в котором сказано:

وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ

«…и оботрите ваши головы …»
[Сура «Аль-Маида», аят 6].

Здесь языковой анализ этого аята с точки зрения арабского языка нам дает понимание, что подразумевается «вытирать часть головы», потому что употребляется сильный предлог «би» (بِ).

Для тех, кто знает арабский язык, это будет понятно. Те, кто знакомы с грамматикой арабского языка нет сомнений, что они знакомы с таким понятием как «сильные предлоги», так называемые падеже-образующие предлоги. Один из таких предлогов является предлог «ба»онобозначает «часть». Одним из значений этого предлога является указание на часть того существительного, к которому оно присоединяется.

«Би-руъусикум», то есть если перевести, учитывая значение этого предлога, то мы бы сказали: «протирайте часть ваших голов». Это языковая аргументация в пользу того, что нужно протирать как минимум часть головы, без уточнения площади,  не всю голову, а часть. Аргументом в пользу этого является аят, не просто аят, а именно его языковой анализ. Это мнение и других имамов, в частности Имамам Шафи’и тоже также видел в этом предлоге такое значение как «часть», у этого предлога могут быть и другие значения, но он увидел именно «часть».

Установление площади (части) для протирания

Раз мы говорим «часть», то должны точно установить эту площадь, размер этой части. Потому что речь идет об условиях действительности омовения, которая в свою очередь, является условием действительности молитвы и других обрядов, которым предъявляется наличие малого омовения. Если мы точно не установим размер части, то в таком случае будет большая вероятность, что мы этот фард малого омовения не выполним. То есть, если мы не будем знать точно, то может получиться так, что мы можем сделать меньше. Нужно знать точные границы, потому что речь идет об обязательном условии, а все, что является таковым, должно быть точно, четко обозначенным. Если мы не будем знать эти границы, то есть вероятность, что мы, допустим, протрем меньше. В результате этого такой фард малого омовения, как протирание головы будет недействительным, ввиду чего может привести к тому, что и молитва будет недействительной. Такие могут быть последствия.

Как мы видим, последствия довольно-таки тяжелые, поэтому, конечно же, ученные путем иджтихада (авторитетного анализа) пытались установить эту «часть».

Довод

Так вот ученные ханафитского толка пришли к выводу, что этой частью является четверть, четвертая часть минимум. Аргументом в пользу этому является хадис, который передается от аль-Мугъиры ибн Шу’уба, да будет доволен им Аллах, что:

«Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, взял омовение и протер «насыя»».

— Муслим (274).

Протер челку, скажем так, то есть ту часть волос, которая находится от границы роста волос и чуть сверху — называется «насыя».

[Зачитывается матн на арабском.]

Автор говорит в принципе то, что мы разобрали выше. Место на голове, которое называется «насыя», она занимает примерно четвертую часть волосяного покрова на голове. Из этого хадиса, который передал аль-Мугъира ибн Шу’уба, да будет доволен им Аллах, хадис достоверный, приводит его имам Муслим, да помилует его Аллах, мы увидели, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ограничился протиранием такого места, которое называется «насыя», больше он ничего не протер, а насыя — это четвертая часть. Из него мы можем сделать вывод, что минимальная площадь, которую должно покрывать протирание, должно быть не менее этой части.

Необходимо ли, чтобы это было только лишь «насыя», то есть там, где у нас идет граница роста волос или любую четвертую часть головы?

Сзади, получается, осталось три части, если эта четвертая часть. В середине, на макушке и сзади, допустим, четыре части, если разделить условно, получается, что «насыя» — это первая, условно говоря.

В мазхабе говорится, что любую часть головы если протереть то, этого будет достаточно, главное, чтобы это было не менее четвертой части.

Довод

Что является аргументом в пользу того, что можно протирать любую четвертую часть?

Это действия других сподвижников, в частности, от Салямата Ибн Аква, да будет доволен им Аллах, передается, что он протирал тоже спереди, там, где насыя. А вот Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, передается, что он протирал такое место, которое называется «яфух» (яфух – это темя). Получается, что это уже дальше, скажем так, вторая четверть. Если насыя — это первая четверть головы, то яфух — это вторая.

То есть мы видим, что в принципе не является условием протирать только переднюю часть, можно протирать любую четвертую часть головы. Теоретически можно протереть даже волосы с задней части, главное, чтобы площадь, которая покрывает это протирание, была четвертью головы.

Конечно, крайне желательно, как мы видим, в Сунне, протирать всю голову, но как говорили ученные: «Функция ученных давать четкие параметры». Потому что мы говорим об условиях действительности, но мало ли кто-то допустим, подумает, что достаточно вытереть совсем малую часть, и чтобы не было разночтений и разного понимания, чтобы каждый не оставался один на один с пониманием, что такое «часть», ученные занимались установлением этих самых границ.

Это не говорит о том, что нужно этим ограничиваться. Да, крайне желательно протирать всю голову, но мы должны знать минимальные границы, чтобы понимать: «Протирание какой области выполняет фард?» Желательно с точностью, чтобы знать этот параметр и гарантировать себе правильное полноценное выполнение фарда.

[Зачитывается матн на арабском.]

4. Мыть ноги до щиколоток включительно.

[Зачитывается матн на арабском.]

Довод

Доводом является тот же 6 аят суры «Аль-Маида», в частности слова Всевышнего Аллаха:

وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ

«И мойте ваши ноги до щиколоток».

[Зачитывается матн на арабском.]

Здесь автор поясняет, что щиколотки тоже входят в омовение ног.

В языковом анализе этого аята употребляется тот же предлог, что и с локтями «иля» (إلى), который может трактоваться как «с (вместе)» и плюс ко всему те же хадисы, в которых сподвижники передавали форму выполнения малого омовения посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и всегда локти входили в часть омовения. Тоже самое касается и щиколоток.

Естественно, из этого мы делаем вывод, что щиколотки входят в обязательную площадь омовения ног, без которой омовение ног будет недействительно.

[Зачитывается матн на арабском.]        

Автор не ограничивает высказыванием в общей форме, что пришли хадисы, из которых мы видим или из которых мы делаем выводы, что щиколотки входят. Он приводит хадис в частном порядке. Тот же хадис, что мы приводили ранее об Абу Хурайре, да будет доволен им Аллахкоторый передал имам Муслим, в котором сказано, как он совершал омовение:

«… потом омыл правую ногу, захватив не только щиколотки, но и часть голени, а потом — левую ногу, захватив не только щиколотки, но и часть голени. Потом он сказал мне: «Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» …».

— Муслим (246).

[Зачитывается матн на арабском.]

Мыть эти части тела один раз – является фардом (обязательным).

Мыть один раз перечисленные выше органы – лицо, обе руки, голову (протереть) и обе ноги — это является фардом.

Довод

Аргументом в пользу того, что достаточно помыть один раз, приводится хадис, который передал имам Ахмад от Ибн ‘Умара, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто взял один раз, то он выполнил функцию малого омовения. Тот, кто взял два раза, то ему две награды, а тот, кто взял три раза, то это мое омовение и омовение пророков, которые были до меня».

— Ахмад в «Муснад» (8/86 и 5735) оценен как «слабый».

А Аллаху известно об этом лучше.

И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.

Новое на сайте