Омывание лица и рук. Ханафитский фикх

Омывание лица и рук. Ханафитский фикх

Урок 10

Темы:

  • Структурные составляющие (обязательные действия (фард), крайне желательные (сунна) и этикеты (адаб)).
  • Что входит в малое омовение и форма его выполнения. Аргументация:
  • Омовение лица.
  • Мытье рук.

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
 أَمَّا بَعْد

Мы говорили на прошлом уроке, что автор будет подробно пояснять, что же такое «фард удуъ» -, обязательные действия в малом омовении, без которых оно будет не действительно. Потом «сунна» — крайне желательное, затем «адаб» — этикет. Все это входит в структурный состав малого омовения, как мы уже сказали.

Что входит в малое омовение и форма его выполнения.

Малое омовение состоит из трех групп действий:

  1. «Фард» — без которого будет омовение недействительным, обязательно нужно.
  2. «Сунна» — крайне желательное, без которого омовение действительно, но крайне желательно, чтобы получить награду и соответствовать сунне.
  3. «Этикеты» — это то, что желательно. Тоже можно квалифицировать как сунна.

Обязательные части омовения

Разберем первое, что же входит в фард?

  1. Помыть лицо (один раз). Именно омыть лицо водой, один раз — этого достаточно, чтобы выполнить фард.

[Зачитывается матн на арабском.]

Нам дается определение, что такое лицо. Нам сказано: «мойте лицо», значит, мы должны знать границы лица. Сначала автор дает общее понимание лица:

«Лицо – это то, что мы видим, встретившись с человеком лицом к лицу».

[Зачитывается матн на арабском.]

Дальше дается более подробное пояснение: границы лица сверху вниз — это границы роста волос лобовой части и вниз до границы нижней части челюсти и посередине до подбородка. Это то, что границы лица сверху вниз. Теперь сбоку, слева-направо или справа-налево — это от уха до уха.

[Зачитывается матн на арабском.]

Допустим, если у человека нет волос, он облысел или совсем лысый, нет у него границы волос. В таком случае берется среднестатистическая граница наличия этих волос и оттуда будет считаться началом лицо. В подобных случаях применяется среднестатистические параметры. Не только в установлении границ лица, а вообще в целом это правило применимо во всех подобного рода случаях, когда у нас что-то не соответствует общепринятым нормам, мы применяем среднестатистические нормы, которые имеют место в жизни.

[Зачитывается матн на арабском.]

Теперь наоборот, человек, у которого волосы очень низко растут. Допустим, волосы растут на лбу или растут очень низко. В таком случае опять-таки это не обозначает, что его лицо начинается с того места, докуда они растут. Нет, снова применяется среднестатистический параметр, потому что такое состояние роста волос выходит за пределы нормального физиологического явления. Получается, что он должен мыть выше границы волос.

Если в первом случае у кого границы роста волос нет, мы его должны были остановить, чтобы он не мыл больше, то во втором случае нам, наоборот, нужно знать эту границу, чтобы он не мыл ниже границы.

[Зачитывается матн на арабском.]

Основа (далиль)

Когда мы говорим основа, мы подразумеваем аргумент.

Какой же аргумент в пользу того, что это обязательное действие (то, что лицо нужно мыть, когда мы берем омовение?

Основой являются слова Всевышнего Аллаха или часть слов Всевышнего Аллаха, в ранее приведённом аяте 6 суры «Аль-Маида». Как мы говорили, это вообще основополагающее базовый аргумент в пользу обязательности малого омовения. Из этого аята мы понимаем, что само малое омовение является условием действительности молитвы, а также понимаем обязательные действия самого малого омовения, без которых оно будет недействительно. То есть мы понимает то, для чего само малое омовение является условием действительности и понимаем условие его действительности.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ۚ

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз (и у вас нет омовения), то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ноги до щиколоток.»
[Сура «Аль-Маида», аят 6]

В частности, основой касательно лица является часть аята, где сказано:

فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ

«то умойте ваши лица …»

А также говорят хадисы, которые будут пояснять форму омовения.

Итак, первый фард – это один раз помыть лицо.

[Зачитывается матн на арабском.]

  1. Помыть руки до локтей включительно.

Это важный момент. Не все ученные даже среди ханафитов считали, что это обязательно. То есть такой ученный как Зуфар, один из крупнейших ученых в мазхабе, он считал, что локти не входят, но более сильное мнение – это то, что локоть входит в ту область, которую нужно омывать обязательно, один раз. Обе руки естественно.

[Зачитывается матн на арабском.]

Основа

Опять-таки аргументом в пользу этого является ранее приведенный аят, в частности слова Всевышнего:

وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ

«… и ваши руки до локтей,»

[Зачитывается матн на арабском.]

Здесь автор дает языковую подоплеку, чтобы пояснить, что локоть входит в омовение рук. То есть это сустав, где у нас соединяется предплечье с плечевым суставом. В аяте сказано до локтей, но этот предлог до إلى «иля» понимается как «вместе». И у этого тоже есть то, чем это аргументируется, подкрепляется и доказывается. В частности, хадисы, как мы увидим, которые поясняют ту форму, в соответствии с которой берется омовение. То есть оттуда мы черпаем знания, понимание того, что «до» локтей обозначает «вместе с» локтями. А также и языковое понимание тоже уместно, что «до» (إلى) может употребляться как مَعَ «вместе».

[Зачитывается матн на арабском.]

Как мы уже сказали, что этот момент — то, что локти входят в омовение рук -, поясняют именно действия самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые передавали от него сподвижники, и везде (упоминалось, что) локоть входил в омовение рук. Какой мы делаем вывод? Что локоть тоже входит в обязательное действие малого омовения.

[Зачитывается матн на арабском.]

Одна из функций Сунны — это пояснение из Курана, так и сказано:

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«А тебе Мы ниспослали Напоминание [Куран] для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались.»
[Сура «Ан-Нахль», аят 44]

То есть одна из функций Сунны — это разъяснение таких моментов, которые без пояснения останутся довольно-таки обобщёнными, которые нужно конкретизировать, нужно детализировать и пояснить. Это одна из важнейших функций Сунны. Согласно этой функции мы понимаем в чем она заключается.

Допустим, в случае, где нам сказано: «Мойте эти части тела», «протирайте эти части тела». Но, это можно сделать по-разному. Все это можно назвать «помыл и протер» с языковой точки зрения. Получается, что до тех пор, пока это можно сделать по-разному и все это будет пониматься как «помыл» и «протер», то это будет разница от человека к человеку. Потому что каждый может понять, что значит «мыть» и что значит «протирать». Скажем так, в объёме. Наиболее характерно это видно в протирании волос и поэтому там больше разногласий, чем с другими органами тела, которые входят в омовение. Протер всю голову или часть, все это можно назвать «протер». Поэтому остается возвращаться к Сунне, потому что Сунна, поясняет, она устанавливает эти границы и указывает на объём выполнения действий.

Вот что значит — «Поясняет Сунна». Она поясняет форму, как это делать. Потому что в аяте приводится всё в обобщённом контексте.

[Зачитывается матн на арабском.]

В качестве примера из Сунны, шейх приводит хадис, в котором один из сподвижников передает омовение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Хадис приводится у имама Муслима от Ну’айм аль-Муджмир, который сказал:

«Однажды, я видел, как совершал омовение Абу Хурайра. (Сначала) он должным образом омыл лицо, потом — правую руку и не только по локоть, но даже выше, потом — левую руку и не только локоть, но даже выше, потом протёр голову, потом омыл правую ногу, захватив не только щиколотки, но и часть голени, а потом — левую ногу, захватив не только щиколотки, но и часть голени..»

— Муслим (246).

[Зачитывается матн на арабском.]

Это хадис приведен шейхом для того, чтобы доказать (аргументировать), что локоть входит в ту часть, которую нужно омывать обязательно.

То есть, если мы омоем руку до локтя, то наше омовение руки будет недействительным. Омовение руки является обязательной структурной частью омовения. Если этой обязательной структурной части не будет, то не будет и малого омовения.

[Зачитывается матн на арабском.]

Шейх приводит еще один хадис в пользу того, что локоть входит в обязательную часть омовения.

Хадис, который приводит имам ад-Даракутни и имам аль-Байхакъи от Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, который сказал:

كان إذا توضَّأَ أدارَ الماءَ على مِرْفَقَيْهِ

«Всякий раз, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал малое омовение, он круговыми движениями мыл свой локоть».

— Ад-Даракутни (1/83), аль-Байхакъи (259), ибн аль-Джаузий в «Тахкык» (130) и аль-Альбани в «Сахих Джами’и» (4698).

Это значит, что локоть входит в обязательную область, которую нужно омывать.

А Аллаху известно об этом лучше.

И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.

Новое на сайте