Нежелательные действия при совершении малого омовения

Нежелательные действия при совершении малого омовения

Урок 21

Темы:

  • Нежелательные действия при совершении малого омовения:
    • Чрезмерное использование воды.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! И да пребудет мир и благословение Аллаха над господином пророков и посланников, нашим пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками. А затем.

Следующий подраздел «макрухату аль-вуду» — нежелательные действия, которые связаны с малым омовением.

Макрух – это нежелательные действия (макрухат — это множественное число).

[Зачитывается матн на арабском.]

Автор дает определение «карохатун танзихия», его можно сформулировать на русском языке как «нежелательное действие». Суть его заключается в том, что это действие, за совершение которого человек не впадает в грех, не несёт на себе бремени греха, но за отстранение от которого, с соответствующим намерением (потому что это не очень угодное дело ради Всевышнего Аллаха, т.к.  Всевышний Аллах хочет, чтобы мусульманин от него отстранился), он (мусульманин) имеет право рассчитывать на награду.

[Зачитывается матн на арабском.]

Первое — это чрезмерное использование воды.

Хадис, который передаёт имам Абу Дауд от ‘Абдулла ибн Мугъаффаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — يَقُولُ: «إِنَّهُ سَيَكُونُ فِى هَذِهِ الأُمَّةِ قَوْمٌ يَعْتَدُونَ فِى الطُّهُورِ وَالدُّعَاءِ».

«Я слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «В этой общине появятся некоторые люди, которые будут преступать границы при очищении и (обращении) с мольбой /ду’а/».

— Абу Дауд (96), Ахмад (4/86)[1].

Из текста мы видим, что ключевым моментом, который касается нас здесь, в качестве аргумента, это слова посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует:

«В этой общине появятся некоторые люди, которые будут преступать границы (чрезмерны) в очищении и в мольбе».

То есть они будут чрезмерны в очищении, и под «тухур» здесь понимается именно ритуальное очищение. Каким образом это может происходить? Это может происходить только посредством того, что человек чрезмерно использует воду, это то, что касается нас.

Тухур — это очищение, в целом, когда человек очищается, моется, купается и так далее. Как средство личной гигиены, действие, с которым это связано. Это в общем понимании. А малое омовение оно является более узким пониманием понятия «тухур». То есть оно входит в малое омовение и в большое омовение, являясь ритуальными действиями.

Некоторые люди чрезмерно чистоплотны. Есть умеренность и этого достаточно, а есть крайности.

Есть две крайности во всем и в чистоте тоже. Одна крайность — это быть совсем грязным и неопрятным, а другая крайность — это когда у человека чистота доходит до фобии, до навязчивой идеи. То есть, когда человек переходит рамки естественного — это уже больше похоже на какую-то болезнь, когда человек настолько пытается быть чистым, что любая пылинка, которую он видит, она приводит его в ужас или доставляет дискомфорт. Это тоже крайность. То есть везде должна быть умеренность.

Понятие умеренности тоже довольно относительное. Оно может возвращаться к традиционному пониманию. Поэтому достаточно всегда идти в лоне с традиционным пониманием. То есть человек не должен жить в грязи, естественно, но при этом это не должно достигать уровня фобии, должна быть умеренность. И это касается вообще чистоплотности человека, тут человек тоже может доходить до крайностей к требованиям собственной чистоты. Это даже может привести к болезни, потому что при чрезмерности это может испортить естественную флору человека, которая должна у него быть. Поэтому говорится об умеренности. Конечно, нет сомнения, что человек должен быть чистым, но не переступать рамки.

Если мы вернёмся к более узкому пониманию слов в хадисе — «Будут в этой общине люди, которые будут чрезмерны в очищении и в мольбе», нас интересуют именно малое омовение. Так вот, чрезмерность в малом омовении будет то, что человек будет использовать больше воды, чем требуется.

[Зачитывается матн на арабском.]

Имам ибн Маджах в своем сборнике передает хадис от ‘Абдула Ибн ‘Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды, проходя мимо Са’ада ибн Абу Ваккъаса, который брал омовение, сказал:

ما هذا السَّرفُ يا سعدُ قال أفي الوضوءِ سرفٌ قال نعم وإن كنتَ على نهَرِ جارٍ

«Что это о Са’д, излишество (исраф)?!» Са’д спросил: «А разве в омовении есть исраф?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, даже если ты возле протекающей реки!».

— Ахмад (2/221), Ибн Маджах (425). Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3292).

Автор здесь отмечает, что его цепочка передатчиков является слабой, в ней есть передатчики, которые были уличены в каких-то действиях, которые как-то их компрометировали, в виду чего цепочка становится слабой. Но есть другие тексты, хадисы с подобными смыслами, вместе с которыми хадис приобретает силу. То есть мы можем быть уверены, довольно-таки в большой степени, что этот хадис, как минимум его смысл, является достоверным. А смысл хадиса заключается в чем? В том чтобы человек не излишествовал при совершении малого омовения, т.е. не использовал много воды.

[Зачитывается матн на арабском.]

Автор поясняет причину, почему это является «исрафом» — потому что использование большого количества воды в малом омовении это является признаком того, что у человека есть наущения от шайтана. Человек действительно может сидеть и полчаса брать омовение, какие-то места промывать слишком тщательно, при этом вода течет, и он не всё это использует. Даже если и использует, у него есть наущения, что он недостаточно помыл, сидит и промывает это место. Это наущение от шайтана, человек должен отстраняться от такого рода наущений. То есть шайтан наущает человеку, что он не должным образом взял омовение, что он не помыл, как следует и так далее. У человека появляется наущение, и это сомнение, которое у человека закралось в сердце, заставляет его заново брать омовение. То, что такие наущения есть, это точно, в этом сомнения нет. Они не больше, чем наущения, за ними ровным счетом ничего нет. Поэтому мусульманин должен очень внимательно относиться к этому моменту.

[Зачитывается матн на арабском.]

Но вместе с этим не является желательным использовать слишком мало воды, использовать такое количество воды, вместе с которой невозможно говорить о тщательности малого омовения. Передается от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, (хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим) который сказал:

كَانَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — يَغْسِلُ — أَوْ كَانَ يَغْتَسِلُ — بِالصَّاعِ إِلَى خَمْسَةِ أَمْدَادٍ، وَيَتَوَضَّأُ بِالْمُدِّ.

«Обычно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купался (или: совершал полное омовение), расходуя на это от одного са’ до пяти муддов (воды), на частичное же омовение он обычно расходовал (один) мудд (воды)»

— Аль-Бухари (201) и Муслим (325).

Это меры объема, которые использовались во времена посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует.

Мудд – это маленькая емкость. В ней около десяти кубических сантиметров — от 1,053 до 1,055 литра.

Са’ – это четыре мудда (4,212 литра).

Вот таким объемом воды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выполнял малое и большое омовение.

[Зачитывается матн на арабском.]

Автор поясняет этот хадис, что в этом хадисе упоминается объем с помощью «муддаля» не для того, чтобы показать, что именно так надо совершать омовение (ни больше, ни меньше), нет. Это указывает на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал «исрафа». Он не излишествовал в использовании воды, но при этом воды не было настолько мало, чтобы этого было недостаточно для тщательности. То есть это то самое идеальное количество воды, которого достаточно, чтобы взять омовение тщательным образом, но при этом не излишествовать, а для большого омовение использовалось четыре «мудд».

Представьте, как мы совершаем большое омовение, когда вода льётся без остановки или при малом омовение. Кто-то открывает полностью кран, и вода течет, когда мы её не используем — это исраф. Даже если ты находишься возле реки нужно использовать ровно столько, сколько тебе необходимо, не больше. К использованию воды нужно относиться внимательно. То есть если мы берем малое омовение, то включать кран тогда, когда нам нужно что-то омыть. Допустим человек протирает руку, в этот момент отключил кран, затем притирает голову и отключил, затем, допустим хочет снять носки, если он их не снял до этого, тоже отключил кран. То есть каждый раз, когда человек делает какую-то паузу, чтобы совершить какое-то действие для которого не требуется вода, будет лучше воду отключить. И тогда он действительно, если он будет делать с соответствующим намерением — чтобы не было «исрафа», то он и будет иметь возможность получить за это награду, следуя повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом ещё следовало бы, чтобы струя воды не была сильной (для этого не нужен сильный напор).

Мы избалованы наличием воды, если бы кто-нибудь из нас пожил в пустыне, он бы очень уважительно относился к воде. Но мусульманину не нужно жить в пустыне, чтобы понять, как ему жить правильно. Для этого есть руководство — тексты, в которых сказано, как нам правильно делать что-то и как нам жить. Поэтому использовать нужно ровно столько, сколько необходимо. В этом есть польза для нас и материальная, с какой- то точки зрения, и религиозная, потому что мы будем следовать повелению — не излишествовать.

Допустим, человек знает какое количество воды ему достаточно для того, чтобы совершить малое омовение. Он может набрать это количество в ёмкость, поставить её рядом с собой и оттуда черпать воду и омывать себя.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в другом хадисе, хотя спорно, что это именно хадис, но приходит такой текст.

[Зачитывается матн на арабском.]

«Готовьтесь к трудностям, потому что милости Аллаха не прибудут с вами вечно».

Неплохо было бы приучить себя к умеренности в использовании воды, в частности, то есть научить контролировать, то, как мы используем воду в нашей повседневной жизни, и мы увидим, что мы используем очень большое количество воды, намного больше, чем нам достаточно. Стоит хотя бы начать с того, что мы начнем обращать на это внимание.

А Аллаху известно об этом лучше.

И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.

©Подробнее (в аудио формате) на
"Исламское право"
  • [1]

    Также Ибн Маджах (3864), Ибн Хиббан (6763), аль-Хаким (1/267). Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/» См. «Ирвауль-гъалиль» (1/172), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2396). Также достоверность хадиса подтвердили имам ан-Навави и хафиз Ибн Касир.

Новое на сайте