Мудрость в установлении очищения. Ханафитский фикх

Мудрость в установлении очищения. Ханафитский фикх

Урок 6

Первая глава: Тахарат (очищение, чистота).

  • Забота Ислама о чистоте во всех ее проявлениях ( аяты и хидисы  ) продолжение;
  • Мудрость в установлении тахарата в качестве условия действительности различных видов поклонения.

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
 أَمَّا بَعْدُ

[Зачитывается матн на арабском.]

Автор приводит такой хадис, говоря, что религия, то есть Всевышний Аллах, сделал чистоту «тахарат» в его таком общем понимании языковом, чистоту, телесную, духовную, моральную, нравственную, половиной веры. Потому что посланник Аллаха ﷺ сказал:

الطهور شطر الإيمان

«Чистота — это половина Имана.»

— Сахих Муслима, хадис №223.

Но здесь имеется в виду именно телесная чистота. Это более такое узкое понимание. В языке «тахара» понятие такое емкое, собирательное. Оно включает в себя все виды, возможные чистоты. Моральной и физической, духовной и телесной, и так далее. Но в этом хадисе подразумевается именно телесная чистота. А также может быть именно терминологическое его значение, потому что дальше он приводит комментарии ученых к этому хадису.

[Зачитывается матн на арабском.]

Смысл заключается в том, что, то, что достигается путем чистоты ритуальной, именно ритуального тахарата. Есть просто «тахара» в языковом понимании как чистота в целом, а есть тахарат ритуальный, в котором подразумевается большое и малое омовение, а также как мы говорили об устранение всякого рода нечистот «наджаса» с тела, одежды, с места. Так вот посредством этого тахарата достигается награда, которая может достигнуть половины награды за Иман.

 [Зачитывается матн на арабском.]

Дальше поясняется комментарий ученых к этому хадису, что чистота в этом хадисе подразумевается именно в узком понимании тахарат именно терминологическое его значение, что это — половина Имана. Ученые толкуют это тем, что награда, которая может достигаться за соответствие этому тахарату в действиях, она может достигать половины награды за вообще Иман в целом, за веру человека.

Автор поясняет:

«это потому, что тахарат является условием действительности большого перечня ритуальных обрядов поклонения».

Допустим, в частности, наличие большого омовения и малого, если мы говорим малое, то оно включает в себя и большое естественно, потому что нет пользы от малого омовения, если у человека нет большого омовения. Поэтому наличие большого и малого омовения является условием действительности молитвы. Так же наличие большого омовения является условием для чтения Курана, чтобы заходить в мечеть, а также чистота от хайда у женщины, что тоже подразумевается, как тахарат. То есть, когда у неё нет месячного цикла.

Хайд – это кровь, которая физиологически периодически случается у женщины.

Так вот, её отсутствие в тот период, когда кровь отсутствует, называется период тахарата. Именно наличие такого периода является условием для женщины, чтобы она постилась и так далее. А также наличие двух омовений является желательным для того, чтобы читать всякого рода зикры, читать Куран. Чистота от всякого рода скверны является условием действительности молитвы и тавафа, также. То есть, чтобы человек, который совершает молитву или делает таваф, мало того, что он должен быть с омовением, с большим и с малым, так же его одежда, тело и место, на котором он совершает молитву, должны быть чистыми от всякого рода скверы, от «наджасы» именно и так далее.

Этим самым автор хотел показать, что действительно наличие тахарата во всех его терминологических значениях, как мы видим, оно очень глубоко, очень довольно-таки емко охватывает такую область жизнедеятельности верующего как поклонение, называется «’ибадат». Обряды поклонения, которые в свою очередь является составляющей Имана, ибо невозможно представить себе Иман без «’ибадата».

‘Ибадат — включает в себя слова, действия, вероубеждение тоже конечно, но, в частности, это именно действие и слова, без которых не может быть Имана.

И ввиду того, что чистота является условием действительности этого поклонения, которое является частью Имана, ученные сказали, что: «чистота является половиной веры», толкуя слова посланника Аллаха ﷺ. То есть они так это объясняли.

Дальше автор говорит: 

[Зачитывается матн на арабском.]

«Мудрость установления тахарата»

Почему Всевышний Аллах его узаконил? Установил его как условие, как что-то необходимое. Ведь Он мог этого не сделать, потому что в других конфессиях нет такого строгого отношения. Может быть наоборот, где то есть, но, допустим, может быть, у иудеев это было строже в каких-то отдельных моментах, в каких-то нет, но в Исламе это имеет именно такой статус. Почему Всевышний Аллах возвел тахарат именно в такой вот статус? Да, мы к этому привыкли и на сегодняшний день мы к этому относимся как к само собой разумеющееся. Мы по-другому не можем себе представить. Но ведь Всевышний Аллах мог бы этого не делать. Так в чем же заключается мудрость?

[Зачитывается матн на арабском.]

Автор говорит:

«Мудрость, она здесь многогранна».

Мудрость в установлении тахарата как условие действительности, как нечто обязательное и желательное во многих вопросах.

[Зачитывается матн на арабском.]

Первая мудрость или причина, можно сказать, почему это установлено, потому что тахарат является следствием фитры, проявлением фитры. Тахарат — это ничто иное, как мы видели, посланник Аллаха ﷺ перечислил нам десять атрибутов внешнего проявления фитры и относятся они именно к телесной чистоте, к телесному облику, к виду человека. Это ничто иное как составляющая тахарата. Поэтому это первая причина, потому что тахарат соответствует фитре. Чистота соответствует фитре. То есть тот, у кого здоровая фитра он будет чистым.

Ислам призывает, то есть он не оставляет человека один на один с его фитрой, потому что эта фитра может заглушаться. Из хадиса, в котором посланник Аллаха ﷺ перечислил десять атрибутов, мы понимаем, что это есть в каждом человеке, потому что фитра у каждого человека есть до тех пор, пока он здравомыслящий, находится в здравом уме. Даже если он уже находится в том возрасте, когда он понимает суть вещей, допустим, старший дошкольный возраст и уже дальше. То есть в принципе у каждого человека эта фитра есть и у неё есть свои проявления. Получается, если наличие одной фитры было бы достаточно, а мы из этого хадиса видим, что у этой фитры есть проявления в чистоте, то получается, что человек должен был бы сам к этому придти. Но, Всевышний Аллах не оставил человека один на один с фитрой, потому что фитра может искажаться, заглушаться, как мы видим. Мы видим людей, которые не соответствуют внешней фитре, которые могут быть грязные, неопрятные и скажем так, чего-то из этих десяти вещей могут не выполнять, а может и все вместе. Что получается, у них нет фитры? Фитра у каждого есть, просто она в них заглохла. Потому что это может искажаться обществом. Как мы знаем из хадиса:

[Зачитывается матн на арабском.]

كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الفِطْرَةِ ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ ، أَوْ يُنَصِّرَانِهِ ، أَوْ يُمَجِّسَانِهِ

«Каждый человек рождается на фитре (на единобожии) и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».

— Аль-Бухари (6599), Муслим (2658).

То есть эта фитра не только содержит в себе информацию на генетическом уровне, она содержит в себе информацию не только о чистоте, а также о единобожии, о том, что Всевышний Аллах — во-первых есть (т.е. Бог есть), во-вторых, Он один. Это заложено в человеке. Но это настолько тонкое понятие, что оно очень легко искажается. Мы видим из этого хадиса, во всех ее формах. Она может исказиться в форме понимания того, что Бог – один. Общество, в котором человек живет, начиная с родителей, может превратить его в многобожника. Так и со стороны чистоты это может исказиться и поэтому Ислам не оставляет человека один на один со своей фитрой, ибо это понятие очень тонкое. Человек по своей «природной натуре» (фитре) склонен к чистоте и отстраняется от нечистот, от грязи. И в виду того, что Ислам — это религия фитры, это та единственная религия, которая соответствует фитре. Конечно же, естественно, что она призывает человека к чистоте, к тому, что соответствует этой фитре.

[Зачитывается матн на арабском.]

Вторая причина заключается в том, что Ислам заботится о статусе мусульманина, о его благородстве среди людей, о его имидже. Как о внешнем имидже, так и моральном имидже. То есть, что люди о нем скажут? Что говорят люди? То есть люди могут говорить либо о внешних каких-то качествах человека, либо чаще говорят о том, какой он. Ислам заботится об этом.

Ислам дает человеку руководство, как быть благородным. Во всех проявлениях благородства, потому что может проявляться и внешне так же. Так вот чистота является одной из составляющей внешнего благородства. Сложно себе представить благородного человека грязным, неопрятным, от которого неприятно пахнет и так далее. Поэтому это составляющая внешнего благородства, которая, в  свою очередь, является составляющей целостного благородства человека, потому что благородство  — это корона. Это такое многогранное понятие. Поэтому Ислам, естественно, призывает человека к чистоте, потому что людям будет более приятно находиться в обществе чистого человека, опрятного человека. Ислам, заботясь о статусе человека, верующего в целом, призывает его к чистоте, чтобы людям было приятно с ним находиться, чтобы в их глазах он выглядел вот таким приятным, благородным, тем, с кем им хотелось бы общаться.  Ислам, конечно, дает руководство, чтобы и внутреннею составляющую сделать такой, чтобы людям было приятно. Но мы сейчас говорим именно о внешнем, потому что мы говорим о чистоте. Ислам повелевает человеку, мусульманину, быть чистым, потому что он заботится о его статусе среди людей, а люди склоняются именно к чистым людям.

А Аллаху известно об этом лучше.

И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками. Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.

Новое на сайте