Предисловие автора.
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى أَشْرَفِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ سَيِّدِنَا و نَبِيِّنَا مُحَمَّد و وَعَلَى أله وَأَصْحَابِهِ أجمعين
أَمَّا بَعْدُ
Приступим к чтению нашей книги. С начала прочитаем предисловие книги.
Уроки будут небольшие. Потому что эти уроки они рассчитаны на среднестатистического человека, не для студентов, а для людей. Для простых обывателей, чтобы они могли просветиться в вопросах фикха. Ввиду того, что это фикх. То есть, тут будет вопрос такого научного характера, где может нужно будет что-то законспектировать. Если нет, то хотя бы что-то запомнить. Знать нужно будет в любом случае. Потому что польза от знаний будет тогда, когда есть остаточная информация, что-то в голове остается. Нужно запоминать.
Тем более мы будем говорить про фикх и фикх, конечно, связан с теми вопросами, с которыми сталкивается мусульманин в своей жизнедеятельности. И суть заключается в том, чтобы он знал, как себя вести в тех случаях, когда у него нет возможности спросить. В частности, в вопросах, связанных с омовением, намазом, с постом. Те виды поклонения, которые мы совершаем чаще всего. И, конечно, суть этих знаний заключается в том, чтобы он знал, как это сделать. А для этого нужно будет что-то запоминать.
И вот ввиду того, что это такая всё-таки научная сфера, больше для среднестатистического человека много информации тяжело бывает воспринимать. Да, если это какое-то наставление, какая-то лекция, связанная с вопросами Имана, богобоязненности, страха перед Аллахом, любви к Аллаху, то, что в виде назидания может сделать. Там, может быть, наоборот приветствуется, чтобы это было больше по времени. Суть заключается в том, чтоб человек получил назидание от этого.
Здесь же суть заключается в том, чтобы человек понял какие-то вопросы научного характера. Поэтому тут уроки у нас будут покороче.
(Зачитывается матн на арабском)
Автор у нас доктор Мустафа Диб аль-Буга — сирийский ученный, который специализируется в области фикха и его основ. Довольно-таки крупный ученный в этой сфере, из современных ученых. Он говорит:
«Я эту книгу написал Ханафитском фихке, не обойдя стороной наиболее важные вопросы, самые главные. Все важные вопросы, которые есть я затрону здесь. Чтобы познакомить их с учащимися, со студентом, который хочет специализироваться в этой науке. И я, позаботился о том, чтобы подкрепить каждое положение шариатское».
Под положением мы будем понимать в дальнейшем одно из пяти Шариатских характеристик, то есть, когда я говорю шариатское положение я подразумеваю либо халяль, либо харам, либо уаджиб, либо мустахаб, либо макрух, либо мубах.
Вот эти пять вещей будет подразумеваться как Шариатское положение.
Положение – Хукм, называется по-арабски.
Если слышим хукм, значит подразумеваем одно из пяти характеристик, Шариатских положений.
Автор говорит:
«Одной из целей книги — было подкрепить те Шариатские положения, о которых я буду говорить аргументами, доводами».
Это одна из целей написания этой книги.
Вторая:
«я ее написал легким языком».
Что очень важно для нас как для простых обывателей. В основном это та целевая аудитория, на которую нацелены эти уроки. Это не студенты, которые могут выехать где-то учиться. У них в принципе нужды нет в этих лекциях. А именно те, кто не может сделать этого. Но все-таки решили взять в основу Ханафитский мазхаб и у них должен быть источник. Может быть, он есть, но может быть есть какие-то сомнения в преподавателе, в переубеждении или еще что-то. Поэтому это альтернативные уроки, они как раз-таки, их целевой аудиторией являются простые мусульмане. У которых есть определённая степень религиозной ответственности и они не лишают себя возможности просвещаться. Что очень замечательно на самом деле.
Поэтому он говорит:
«я постарался максимально легко объяснить эти самые положения. И аргументы привести. Объяснить, как все это работает. Я постарался это сделать понятным даже не тем, кто хочет специализироваться».
Потому что тот, кто-то хочет специализироваться, подразумевает, что у него уже какая-то база есть. Но в принципе:
«я постарался сделать так чтобы это было понятно всем, даже не подготовленному».
В чем заключается особенность этой книги? почему она была выбрана в качестве основ этих лекций?
(Зачитывается матн на арабском)
«Главной причиной написания этой книги — было то, что меня часто просили мои студенты, те, кто меня знает, чтобы я написал книгу. Таким образом, чтобы я написал книгу похожую по своей структуре методологии, вообще пояснении в раскрытии темы в прояснении вопросов на книгу под названием «Аль-Фикху-ль Манхаджи» в Шафиитском фикхе. Где я был одним из ее авторов. В числе трех».
Книга, она в Шафиитском масхабе. Она получилась очень удачной и очень широко распространена в арабском мире, в частности. И даже была взята в качестве методического материала в некоторых университетах. Хотя она не писалась как методический материал.
Целью было вот именно книги в Шафиитском фикхе, которая называется «Аль-Фикху-ль Манхаджи». Так вот:
«Целью написания этой книги — была облегчить понимание некоторых сложных моментов в мазхабе, а также подкрепить все аргументами. И книга эта действительно имеет широкий успех. И студенты попросили меня, чтобы я написал по такой же схеме нечто подобное в Ханафитском фикхе. Но те, кто меня знает, они знают, что я больше шафиит.»
Автор книги известен как шафиит, но пусть это никого не пугает и не настораживает. Автор всё объяснит.
Хотя это действительно так, но это не проблема, на самом, деле чтобы написать книгу в Ханафитском фикхе, ее может сделать и шафиит, скажем так. Это ни в коем случае не мешает ему. Даже напротив, шафииты, крупные ученные в этом фикхе, они хорошо знакомы с Ханафитским масхабом. Потому что очень часто Шафиитский мазхаб противопоставлялся именно Ханафитскому мазхабу. Есть не мало моментов разногласий. Поэтому, в вопросах разногласий шафиит уже, будучи шафиитом уже многое знает о Ханафитском фикхе. Те, кто изучает его углубленно довольно-таки много и знает многие из вещей, которые не известны ханафитам. Те, кто причисляет себя этому мазхабу, но углублённо его не изучал. Но плюс ко всему шейх говорит, что да:
«я больше область моей работы, она связана с Шафиитским мазхабам. Но, тем не менее, я учил Ханафитский фикх у крупных ученых этого мазхаба в мое время, когда занимался обучением».
То есть он хочет сказать, что он довольно хорошо знаком с этим мазхабам. И потом он же говорит, что его попросили написать книгу. Очевидно, что просили его студенты и не только студенты. Которые учат ханафитский мазхаб. И почему бы они пришли к шафииту просить его написать книгу в Ханафитском мазхабе? Значит, они ему доверяют, а доверие в среде студентов оно не рождается. В среде студентов, оно рождается за пределами среды студентов. То есть, значит, автор этой книги считался в научной среде одной из частью, которой является студенческая среда, настолько авторитетным, что ему можно доверить написать книгу в Ханафитском мазхабе. Ибо его бы не попросили. И то, что его попросили студенты — говорит, что ученные, они были согласны с таким решением. То есть, мы же хорошо думаем о мусульманах, тем более о тех, кто как-то связан с наукой. Мы должны понимать, что, если студенты так решили — значит, они советовались с учеными ханафитами,своими учителями. Потому что это именно студенты ханафиты пришли к автору книги просить написать вот такую книгу. Значит, они советовались со своими учителями, шейхами, преподавателями ханафитами и которые одобрили. Сказали, что да это было бы неплохо.
То есть они ему доверили сделать это. Они не пошли к кому-то из ханафитов, а пришли именно к шейху. Получается, что они его считали наиболее подходящим для того, чтобы написать вот такую книгу, как «Аль-Фикху-ль Манхаджи», упомянутую немножко раньше. И сделать эту книгу таким марджа, может быть, настольная книга. Такой как источник, к которому они будут возвращаться. Которая в легкой форме с аргументами разъяснен Ханафитский мазхаб. Без этих сложных моментов и так далее.
То есть суть всего этого сводится к тому, что автору доверили ханафиты написать книгу. И он даже говорит, что это доверие, оно действительно было оправдано. Потому что он говорит, перечисляет имена ученых, шейхов, у кого он учил Ханафитский мазхаб и говорит, что они были крупными учеными в свое время. Перечисляет их звания, их должности. Он действительно учился у крупнейших ханафитов своего времени. Что в принципе и делает любой ханафит. То есть это значит, что он знал Ханафитский фикх не хуже, чем ханафиты. Просто со временем его боле узкой специализацией стал именно Шафиитский фикх. В котором он достиг какой-то степени иджтихата. Допустим, давать фетву.
И дальше он уже перечисляет свои должности, на которых он побывал. И можно сказать, что он действительно заслужил это доверие. И одна из должностей, которую он занимал долгие годы в различных странах, в различных университетах исламских, причем крупнейших университетах — это «аль-Фикх аль-мукаран». Это «Сравнительное фикховеденье», если можно так сказать.
«Аль-Фикх аль-мукаран» — это, когда сравниваются мазхабы в тех или иных вопросах. То есть получается, что у него очень широкие, обширные познания в этой области наук, в фикхе и его основах.
В конце он говорит:
(Зачитывается матн на арабском)
На основании всего того, что он объяснил, что я не стал резюмировать, что он все-таки знает Ханафитский мазхаб. То есть суть этого заключается в том, что он знает Ханафитский мазхаб и знает его настолько, что он имеет право писать книгу об этом мазхабе. Знает его настолько, что он заслужил доверие от ученных Ханафитского мазхаба. Хотя они известны своей такой принципиальностью. И тем не менее они доверили ему это. Что является таким весомым аргументом в пользу того, что он это заслуживает.
Он говорит:
«На основании всего этого, я не считаю себя человеком, который взял на себя какую-то непосильную ношу или взял на себя то, что я не смогу сделать или осуществления того, чем я не обладаю потенциально. Нет, наоборот, потенциал есть, и я могу это сделать. Потому что я жил с этим фикхом (мазхабом) очень долгое время. В качестве книг по Ханафитскому фикху писал методические материалы для средних школ, для лицеев».
Что так же довольно-таки говорит о серьезном уровне. То есть ему доверяли писать методический материал, учебный пособие в Ханафитском мазхабе. Что опять-таки указывает на его познание в этом мазхабе. И говорит:
«Поэтому я не считаю, что не по праву приступил к написанию этой книги и ответил на просьбу студентов написать эту книгу, и назвал ее; «Аль-фикх Ханафи би адилляти». То есть «Ханафитский фикх с доводами и аргументами».
А Аллаху известно об этом лучше.
И да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом ﷺ, над его семьёй и всеми его сподвижниками. Слава Тебе, о, Аллах, и хвала Тебе! Нет бога, достойного поклонения кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе свое покаяние.