بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Перебитие чужой сделки
Ислам стремится посеять любовь и дружбу между мусульманами и удалить ненависть и злобу между ними.
К му’амалатам, которые сеют ненависть между мусульманами, относится перебитие мусульманином сделки продажи своего брата или перебитие сделки купли своего брата. Поэтому Посланник Аллах ﷺ, запретил это. Он сказал:
«Пусть никто из вас не перебивает сделку продажи своего брата».
— Аль-Бухари (2140 и 2727) и Муслим (1413, 1414 и 1515).
И купля подобна продаже, поэтому запрещено мусульманину перебивать сделку купли своего брата.
Пример перебития сделки продажи:
Зейд купил у ‘Амра автомобиль за 10 тысяч, а другой человек отправился к Зейду и сказал ему: «Я дам тебе такой же автомобиль за 9 тысяч или дам тебе автомобиль лучше этого за 10 тысяч или продам тебе такой же за 10 тысяч». Это перебитие сделки продажи мусульманина, которое запрещено.
Пример перебития сделки купли:
Зейд продал ‘Амру товар за 9, а другой пришёл и сказал покупателю: «Ты продал это такому-то за девять?». Он сказал: «Да». Тот сказал: «Я дам тебе за него 10 или продай мне его за 9».
Наиболее предпочтительным является мнение, что перебитие торговли запрещено. Независимо от того, происходит ли это во время наличия выбора, или после завершение сделки. Потому что это сеет ненависть и злобу между мусульманами.
Безработица
«Поистине, для любого из вас взять верёвку, пойти в горы, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его (от необходимости просить), лучше, чем обращаться с просьбами к людям , которые могут дать ему (что-нибудь), а могут и отказать».
— Аль-Бухари (1471), Ибн Маджах (1836) и др.
Это пророческий совет, для искоренения одной из самых опасных экономических и общественных проблем в сегодняшнем нашем обществе, а именно, безработицы.
У этого явления несколько причин: пренебрежительное отношение или отказ от некоторых профессий, апеллируя это тем, что они не подходят; то, что некоторые молодые люди полагаются на своих родителей; низкие показатели роста экономики; технологический прогресс, который исключает потребность в рабочих; слабость институтов воспитания и обучения. Опасность этого явления становится больше из-за последствий, которые исходят из этого: человек разочаровывается и становится неуверенным, что порождает беспокойство, депрессию, упадок духа; распространение в обществе разложения и преступлений, таких как наркотики, кражи и экстремизм; растрата производственной энергии; обилие свободного времени, которое ведёт к порицаемым последствиям.
Лечение этого явления заключается в воспитании молодёжи в любви к работе и позитивности, в представлении им серьёзных и успешных примеров для подражания, в обеспечении подходящими рабочими местами, организация учебных курсов, подготавливающих к участию на рынке труда, предоставление средств в долг для небольших проектов и индивидуальных работ и предоставлении отсрочки тем, которые являются неплатёжеспособными.
Посланник Аллаха ﷺ, сказал:
«Никто не ел лучшей пищи, чем та, которую он заработал своими собственными руками, и пророк Аллаха Давуд, мир ему, ел то, что заработал своими собственными руками».
— Аль-Бухари (2072).
Ведущий: Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего. Дорогие зрители, я снова приветствую вас на нашей благословенной программе «Благочестивая торговля». Прежде чем мы продолжим разговор про риба и про запрещающие правила, мне хотелось бы сообщить о том, что желающие принять участие в этой передаче и задать вопрос шейху, могут позвонить по номерам, которые появились на экране.
Уважаемый доктор Мансур, мы говорили про риба и запрещающие правила в му’амалатах, мы также упомянули влияние риба на участников подобных сделок, также мы упомянули и его влиянии на общество в целом.
Есть некоторые виды му’амалат, которые запрещены Шариатом, такие как гарар, къимар (القمار), майсир, ихтикар (الإحتكار), гишш (الغش), тадлис (تدليس). Давайте, поговорим в общих чертах об этих запрещённых действиях.
Шейх: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Запреты, которые приходят в вопросах, основой в которых является дозволенность, Шариат ограничил их, объяснил и разъяснил их. Есть запреты, которые запрещают какой-то вид договора, это запреты, которые препятствуют согласию одной из сторон, это касается формы договора между ними. Есть запреты, касающиеся товара, который продаётся. Всё продаваемое разрешено, только если это не используется для ослушания Аллаха, Пречист Он и Возвышен, как спиртное, например, падаль, свинина или идолы.
Ведущий: Если позволите доктор Мансур. Не могли бы вы привести нам пример запрета формы договора?
Шейх: Основным принципом в формах договора является дозволенность, как например, если человек скажет: «Я продал это, а я купил это», или, к примеру договор через интернет, или, например через размещение заказов на рынок, это всё формы договоров.
Ведущий: Независимо от того, заключаются ли они словами или действиями?
Шейх: Будь то словами, действиями, будь то через телефон или интернет, всё, что указывает на взаимное согласие между сторонами договора, осуществляет то, что подразумевается под формой договора между сторонами сделки.
Есть вещи, которые нарушают эти формы и запрещают их, например вещи, которые нарушают согласие. Как? Например, если одна из сторон договора принуждена к этой сделке, или если одна из сторон не знает о цене, или не осведомлена об условиях заключение сделки, или цена товара подверглась какому-то вмешательству, которое оказало на неё влияние, вследствие чего цена перестала быть действительной, истинной и превратилась в несуществующую цену, как например, тадлис (تدليس), гишш (الغش), наджаш (النجش), наджаш – это практика обмана и подстрекания потенциального покупателя в целях получения завышенной стоимости; например ихтикар (الإحتكار), ихтикар — это придерживание товара, один из факторов влияющих на нормальную справедливую цену. Почему? Потому что этот придерживающий товар, как пришло в хадисе:
«Только грешник придерживает товар до подорожания».
— Муслим (1605).
Этот монополист, который придерживает товар, влияет на его цену для собственной выгоды. Он влияет на общую цену товара, для всех людей, для того чтобы получить выгоды только для себя.
Ведущий: Прошу прощения доктор. Например, если придерживающий товар говорит: «Я не делаю ничего запретного, я просто придержал этот товар у себя, пока его цена не поднялась, это часть операций купли-продажи, метод заработка и умение заниматься бизнесом. Как это действие влияет и почему Шариат запретил это?».
Шейх: Это вопрос, от которого мы изначально отталкиваемся, а именно, является ли только лишь согласие… или скажем договорённость сторон сделки, является ли это предметом, из-за которого дозволяются му’амалаты, как это происходит в современных земных законах, или Шариат имеет более общий взгляд на это? Если достигнуто согласие между сторонами сделки, продавцом и покупателем, или если один человек совершает какое-то действия, которое он считает дозволенным, как например придерживает товар на определённое время, являются ли только лишь эти действия, которые влияют на общество, влияют на общую пользу, влияют на пользу для отдельной группы людей, нанося общий вред, или для группы торговцев, являются ли эти действия дозволенными в Шариате? На самом деле нет. Почему? Потому что Шариат, как я уже упомянул имеет общий, универсальный взгляд, есть общие цели, которые Шариат желает осуществить, ради которых установлены эти запреты в му’амалатах. Приведём в пример вопрос риба.
Иногда обе стороны рибавской сделки могут сказать: «Мы достигли согласия в этом вопросе», то есть тот, кто не может выплатить долг желает отсрочить срок выплаты, а тот, кто дал в долг желает получить больше денег, чем он отдал и получить пользу от этой отсрочки. И они достигли соглашения на том, что в джахилийи называлось так: «добавь, и я дам тебе отсрочку». Когда для должника наступало время выплачивать долг, а он не мог сделать это, если к примеру он взял у него 100 тысяч, и он не может выплатить этот долг, тогда займодатель говорит должнику, я дам тебе отсрочку с условием, что ты добавишь сумму, или сам должник говорит ему: «дай мне отсрочку, с условием, что я верну больше», будь это инициатива должника или займодателя, и он даёт отсрочку этому должнику, а добавляет конечную сумму, например, он даёт отсрочку на год, с условием, что он вернёт 150 тысяч, или 110, или 120 или другую сумму, и этот долг постоянно увеличивается для этого должника, пока не выбивает его из сил.
И этот вид сделки… Джа’фар ас-Садикъ был спрошен, да смилуется над ним Всевышний Аллах:
«Почему Аллах запретил риба?». Он сказал: «Для того, чтобы люди не лишали друг друга блага».
Ведущий: Как это понять?
Шейх: Он как-бы направляет нас к одной из мудростей запрещения риба, на которую есть намёк в благородном Коране, Джа’фар ас-Садикъ указывает нам на неё, да будет доволен им Аллах: «Чтобы люди не лишали друг друга блага». В конце суры аль-Бакара Аллах упомянул разные категории людей, Он сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلَانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ٤٧٢
«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 274]
Затем Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 275]
Аллах привёл нам две противоположных группы людей, богатый человек, дающий своё имущество бедняку, и ростовщик, которые пытается нажиться предоставлением отсрочки для должника. Два противоположный качества. Далее Аллах сообщает нам:
يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ
«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 276]
Это человечная и нравственная мудрость в исламском обществе, мешает душе поддаваться алчности, жадности, попыткам воспользоваться слабостью противоположной стороны и принести себе прибыль, ведь на самом деле, должник оказавшийся в таком положении, он не имеет большого выбора и он согласится на отсрочку какие бы кредитор не выставил условия, поэтому Аллах (‘Азза ва Джалла) описал, что подобная отсрочка — это несправедливость. И этот запрет преследует благо для должника, но также в этом есть и мудрость, имеющая отношение к заимодателю.
Что это за мудрость, связанная с займодателем?
Это очищение его души от жадности и алчности. Если душа проявляет алчность даже в подобных случаях, то, несомненно, эта душа зашла слишком далеко в любви к этому миру и в поклонении динару и дирхему, если она желает нажиться на таких случаях, то, несомненно, эта душа находится в очень плачевном состоянии, которое Шариате доходит до запрета. То есть есть определённый уровень добродетели, благодеяния и щедрости, обязательный в исламском Шариате.
Ведущий: Прошу прощения, доктор Мансур, если человек говорит: «Подобное действие может совершаться для того, чтобы дать урок должнику, который тянет с выплатой долга, ведь не каждый должник является неплатёжеспособным, некоторые должники просто злостно тянут с долгом, и как следствие займодатель поднимает сумму выплаты каждый раз, когда тот просит дать отсрочку, это больше походит на штраф за задержку», как Шариат регулирует действия с должниками, которые тянут с выплатой, Шариат обязывает нас давать отсрочку должнику, у которого нет средств для выплаты и не добавлять ничего, но если должник затягивает с выплатой…
Шейх: Хотя имеет возможность, но тянет с выплатой… в таком случае Шариат пришёл с другим хукмом, который разъяснён благородным Пророком ﷺ. Он сказал:
«Задержка платежа состоятельным человеком — несправедливый поступок, который делает дозволенным его честь и наказание».
— Ат-Тирмизи (1309), Ахмад (5395), Ибн Маджа (2404)[1].
Следовательно, в подобном случае, если должник является состоятельным, он обязан выплатить долг, и если он задерживает выплату, то дозволяется его честь и наказание его за это, в подобном случае дозволено сообщить о нём людям и дозволено наказать его, наказание несомненно, является карательным и судебным, и если его обязывают выплатить штраф, то, по решению суда этот штраф отправляется на благотворительность, а не становится дозволенной для заимодателя. А что касается неплатёжеспособного должника, то, как сказал Аллах, Велик Он и Славен:
وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيْسَرَةٍ ۚ وَأَن تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَّكُمْ ۖ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ٠٨٢
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!»
[Сура «Аль-Бакара», аят 280]
Это материальное решение, очень важно чтобы мы поняли её. Что в таком случае теряет исламское общество, то есть наличие риба с согласия сторон? Оно теряет очень важное качество — ихсан [благодеяние].
Ведущий: То есть в Шариате есть полноценное решение вопросов, связанных с задержкой выплаты долга по тому или иному сценарию, в нём есть решение в отношении неплатёжеспособного должника, так и в отношении затягивающего с выплатой долга?
Если позволите, шейх Мансур, у нас звонок, на линии Абу Му’аз из Франции.
(Прим.: текcт будет ниже)
Шейх, вы хотите ответить прямо сейчас или сначала закончим вопрос долга?
Шейх: Давайте, сначала закончим тему, а затем перейдём к вопросу брата Валида, ин ша Аллах.
С точки зрения совершенства Шариата в разрешении вопросов долга в случае, если должник затягивает выплату долга или является неплатёжеспособным… что теряет общество, какой ущерб это наносит заимодателю и должнику, если они не станут соблюдать хукм риба?
Первое, что теряет заимодатель — это его сердце, его душа и его благой нрав, потому что он взаимодействует с этим миром и взаимодействует с этим имуществом как будто это есть всё, его алчность и жадность дошли до такого уровня, что он не готов давать отсрочку неплатёжеспособному должнику. А в противоположной ситуации, недобросовестный должник, затягивающий с долгом, его алчность и жадность дошли до такого уровня, что он затягивает с выполнением своих обязанностей для того, чтобы его имущество росло и становилось больше. Поэтому, несомненно, запрет риба разрешает оба этих вопроса.
Когда мы говорим: «Благодеяние [ихсан] исчезло» … Ихсан — это не что-то незначительное. Слова Джа’фара, да будет доволен им Аллаха: «Чтобы люди не лишали друг друга блага» — это великие слова.
Люди на западе, если мы посмотрим на уклад западной жизни, мы увидим, что их жизнь полностью материальна.
Ведущий: Поэтому, когда вы говорили про это, я как раз думал о том, что подобные вещи почти потеряны в некоторых обществах, ценность благодеяния, ценность предоставление отсрочки, это всё стало чем-то вроде дополнительных действий, то есть если ты сделал это, то хорошо, а если нет, то нет никаких проблем, нет такого, что ты на законодательном уровне обязан расходовать…
Шейх: На самом деле, часть этого ихсана [благодеяния] является обязательной, часть является желательной. Например, закят — это обязательная часть, а садакъа — это желательная часть.
Предоставление отсрочки неплатёжеспособному должнику — это обязательная часть, а садакъа, которую ты ему оказываешь путём уменьшения суммы долга — это желательная часть, и так далее.
У этого есть подобные уровни, а не так, что любой вид ихсана — это желательное действие, нет, есть желательный ихсан и есть обязательная часть этого ихсана, для сохранения исламского общества. И на самом деле это истина, исходящая из философии Шариата, что имущество, или деньги, или доллары не является абсолютно всем в нашей сегодняшней жизни. И, к сожалению, так называемое западное общество сегодня попало в когти этого явления. Это общество превратило в товар всё: благой нрав стал товаром, понятия материнства и отцовства, понятия детства, всё это превратилось в товар, который продаётся и покупается, родственные связи стали вознаграждаемыми, оплодотворяют яйцеклетку, из него выращивают ребёнка, ребёнка определяют в семью, всё это делается за деньги, теряется смысл отцовства, материнства, теряется смысл улыбки, благодеяния, благие нравы превратились в товар. Кто из них обязан улыбаться и быть вежливым? Торговый представитель, или человек, который работает на ресепшене, они обязаны улыбаться, чтобы получить какие-то бонусы…
Ведущий: Прошу прощения, доктор Мансур, это очень важный вопрос, на который вы обратили внимание, но у нас звонок из Франции, и мы боимся, что он снова прервётся…
(Прим.: текcт будет ниже)
Мы говорили про чрезмерную материальность западного образа жизни.
Шейх: Верно!
Если мы взглянем на жизнь западного общества, то мы увидим, что они сделали благие нравы товаром, понятия отцовства, смысл улыбки, милосердие, всё это превратилось в товар, который продаётся и покупается. Поэтому мы видим, что у них, к примеру, есть страхование рисков, помощь в понесении рисков выполняется в процессе коммерческого страхования, которое сделало риск товаром и взятие на себя этих рисков стало товаром, который продаётся и покупается, так, если ты платишь, то они берут на себя твой риск, а если ты не платишь, то они не берут на себя этот риск. Такая материализация многих понятий, — это один из важных и ярких аспектов жизни современного, материального, западного общества. Это исходит из их жизненной философии, которая гласит, что эта дунья — это и есть всё, что, не существует следующей жизни, что, счастье в этом мире достигается только посредством доллара, и, что, доллар даёт тебе счастье во всех направлениях, во всех областях и во всех местах, и, что, если у тебя нет этого доллара, ты не можешь иметь эти блага, эту духовность, эти благие нравы, которые даруют тебе счастье.
Ведущий: Этому есть пример в народном творчестве: «Дирхемы — это целебный бальзам», в том смысле, что они решают все душевные проблемы, но, судя по всему, эта пословица возникла как итог ошибочного видения.
Шейх: Верно!
Западное видение таково, что доллар — это то, чем можно получить абсолютно всё. На самом же деле, счастье не ограничивается в долларе, или в дирхеме, или в динаре. Пророк ﷺ, сказал в хадисе:
«Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб рубахи, несчастен раб убранства. Да пребудет он в проигрыше и не найдет того, кто поможет ему снять колючку, если он укололся ею».
— аль-Бухари (2886, 2887, 6435) и Ибн Маджах (4135).
Пророк ﷺ сделал против него дуа о несчастии.
Человек, который полагает, что главной целью его жизни является заполучение этих долларов, и, что, он может покупать людей за эти доллары, купить материнство, отцовство, семью, детство, что, всё это можно купить за доллары, что эти доллары могут обезопасить его от рисков, и что он может обойтись без помощи общества, и тот, кто думает, что абсолютно всё продаётся и покупается, несомненно, такой человек живёт в великом заблуждении, несомненно, он живёт в тяготах, он счастлив только лишь в моменты, когда он тратит эти деньги, однако, его душа и его фитра пусты, в них нет веры в Аллаха. В последующих сериях, ин ша Аллах, мы будем возвращаться к этим вопросам…
Ведущий: Давайте тогда, доктор Мансур, ответим на эти вопросы, прежде чем наша программа закончится.
Шейх: Верно…
Вопросы
Ведущий: У нас звонок, на линии Абу Му’аз из Франции.
Приветствую вас, брат Абу Муаз, брат Абу Муаз… Тогда, следующий, Валид из Алжира… Валид, вы слышите меня?
Валид: Да, ассаламу алайкум.
Ведущий: Ва алайкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатуху, вас слушает доктор Мансур, прошу задавайте свой вопрос…
Валид: Ассаламу алайкум, доктор Мансур.
Шейх: Ва алайкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатуху.
Валид: Доктор, я занимаюсь продажей одежды для детей, которым меньше десяти лет. Эта одежда европейской формы. Некоторые сказали мне, что я должен прекратить продажу этой одежды, поскольку дети привыкают к европейскому, западному стилю одежды, правильно ли это, доктор, или нет?
Ведущий: Извините, шейха Валид, вы продаёте одежду, которая имеет европейскую форму, европейский дизайн?
Валид: Да.
Ведущий: И вы хотите разъяснить хукм этой торговли?
Валид: Да, поскольку мне сказали, что дети привыкают к европейскому стилю, к европейскому дизайну.
Ведущий: Прекрасно, прекрасно, ваш вопрос понятен, джазакаллаху хайран.
(Звонок из Франции) Приветствую вас Абу Муаз из Франции… Абу Муаз, вы слышите меня?
Абу Муаз: Ало.
Ведущий: Ассаламу алайкум… Абу Муаз, приветствую вас. Шейх слышит вас Абу Муаз, прошу…
Абу Муаз: Ва алайкум ассалам ва рахматуллах.
Ведущий: Добро пожаловать, Абу Муаз, прошу…
Абу Муаз: Уважаемый шейх, вопрос касательно покупки нового автомобиля… то есть…
Ведущий: Вы хотите купить новый автомобиль?
Абу Муаз: Вы знаете, что такое лизинг? То есть договор частями…
Ведущий: Да.
Абу Муаз: Но ты не владеешь этим автомобилем, он не становится вашим имуществом, в конце, когда подходит к концу выплата частей, вы обязаны выплатить небольшую сумму, чтобы этот автомобиль стал вашим имуществом. Это разрешено или нет?
Ведущий: Похоже ли это на аренду, которая заканчивается переходом автомобиля во владение арендатора, или это что-то другое, брат Абу Муаз?
Абу Муаз: Ты платишь за автомобиль частями…
Ведущий: А затем, в конце этих выплат автомобиль переходит в вашу собственность?
Абу Муаз: Автомобиль не становится вашим, однако, если в конце вы пожелаете сделать его вашей собственностью, вы должны заплатить ещё…
Ведущий: Прекрасно.
Абу Муаз: Это лизинг, вы знакомы с этим термином?
Ведущий: Вопрос понятен, Абу Муаз. Джазакаллаху хайран. Благодарим вас за звонок.
У нас ещё один звонок, Хашим из Алжира.
Прошу вас, брат… Хашим из Алжира, вы слышите меня?
Хашим: Ассаламу алайкум, шейх.
Ведущий: Ва алайкум ассалам, ва рахматуллах. Доктор Мансур, слышит вас. Если у вас есть вопрос, то прошу вас…
Хашим: Шейх, у меня вопрос. У меня есть магазин, я продаю тот или иной товар, но иногда у меня не бывает того объёма товара, который необходим покупателю, вы слышите меня, шейх?
Ведущий: Да, понятно, продолжайте.
Хашим: Порой у меня не оказывается полного объёма товара, тогда я отдаю покупателю тот объём, который есть у меня, а затем привожу остальную часть товара, который ему необходим. Если в этом сомнение, можно ли так делать или нет?
Ведущий: Вы берёте плату за весь товар, шейх?
Хашим: Да, мы берём плату за весь товар.
Ведущий: Прекрасно, ваш вопрос понятен. Шейх ответит вам, брат.
Ответы
Ведущий: Уважаемые зрители, у нас есть много материала по этой теме, но время нас поджимает, и мы не можем как следует развернуть эти темы.
Брат Валид из Алжира сказал, он говорит, что он продаёт детскую одежду, и что некоторые одежды, которые он продаёт, судя по всему, имеют европейский дизайн, и он спрашивает о том, запрещено ли продавать подобную одежду и подпадает ли это под уподобление неверным или нет?
Шейх: К важнейшим Шариатским принципам относится гордость мусульманина своей исламской сущностью, своей культурой, своей одеждой, своей религией. Поэтому в благородном хадисе приводится, что Пророк ﷺ, сказал:
«Кто уподобился какому-либо народу, тот из них».
— Ахмад (2/50), Абу Дауд (4031)[2].
Поэтому мы скажем: если эта одежда указывает на что-то связанное с религией неверных, как например если человек носит крест, или на его одежде изображение креста, церкви и тому подобное, то это запрещено. Второе: если он продаёт что-то, что носят только они, в том смысле, что, если кто-то надел эту одежду, то это является признаком того, что этот человек, надевший это, является одним из них, из числа неверующих, то продажа такой одежды также является запрещенной. Но если он продаёт одежду, которую носят все общества, и которая не указывает на то, что носящий её является кафиром, или если она не является одеждой кафиров, то в этом нет проблем…
Ведущий: То есть есть два ограничения, да? Чтобы это не была религиозной одеждой…
Шейх: Чтобы это не была одежда, которая показывает знаки несостоятельных религий, как например изображение креста, и чтобы это не была одежда, которую носят исключительно неверующие.
Ведущий: У нас осталось пару минут, и давайте постараемся ответить на вопрос брата Абу Муаза из франции. Он спрашивал об аренде, которая заканчивается переходом арендуемого имущества во владение арендатора, он говорил о том, что автомобиль покупается в рассрочку, и что в конце выплачивается разница цены или дополнительная сумма в конце аренды, тем самым переводя автомобиль в своё владение. Он спрашивал про хукм этой сделки.
Шейх: Да! В своей основе, брат Абу Муаз, мы не хотим говорить про определённую сделку, в какой-то определённой стране, поскольку мы лично не сталкивались с этой сделкой, но мы ответим в общей форме.
Порядок аренды, который наш брат назвал лизингом, это система аренды, которая заканчивается приобретением этого имущества в свое владение, ин ша Аллах, в своей основе, в общем, является дозволенной в Шариате, и человек может пользоваться этим. Это относится к новым му’амалатам, которые стали заменой покупки в рассрочку с залогом, когда человек арендует это имущество на весь этот период, затем в конце этого периода это имущество переходит в его владение, после того как он закончит выплачивать части цены. Мы, ин ша Аллах, подробно рассмотрим это в одной из наших серий. Но нужно учитывать, что в некоторых случаях это связано с запретными условиями, на которые нужно обращать внимание.
Я обращаю внимание брата Абу Муаза на этот вопрос, а именно, чтобы эта сделка не содержала рибавское условие, и чтобы он брал этот автомобиль в аренду от человека, который владеет им, а не просто от какого-то рибавского финансиста, поскольку в этом случае это не разрешено.
Ведущий: Однако в общем договор аренды, который заканчивается переходом имущества во владение арендатора разрешён, но необходимо смотреть на условия договора на предмет содержания риба или другие Шариатские запреты?
Брат Хашим из Алжира спрашивает о продаже того, чем он не владеет. У него есть половина товара, а остальной половины у него нет, и он должен гарантировать покупателю его поставку, затем он берёт цену за весь товар, за то, чем он владеет и то, чего у него нет, и он спрашивает про хукм этих действий.
Шейх: Это, на самом деле, важный вопрос, который задают многие торговцы, а именно: каков хукм продажи того, чем ты не владеешь?
Есть два важных вопроса касательно этого: это продажа какого-то определённого товара и продажа товара подходящего под описаниюе.
Если это продажа отпределённого товара, в том смысле, что он продает такой-то определённый, ограниченный товар, с таким-то и таким-то номером, как например если он продаёт автомобиль такого-то, то основа в том, что человек не может распоряжаться теми или иными определёнными вещами, только если он не владеем ими. Но если он продаёт вещь по описанию, как если он говорит: «Я продаю тебе такую-то вещь, которая имеет такое-то, такое-то и такое-то описание», или перед покупателем есть образец, и продавец говорит: «вот точно такой же», или есть определённое письменное описание, такое, которое не оставляет поводов для споров, то в этом случае мы скажем, что эта продажа действительна, если он в силах обеспечить покупателя этим товаром, это продажа действительна, если он в может обеспечить этим товаром. Человеку не разрешено продавать то, чем он не владеет и чем он не может обеспечить. Если же он владеет этим или может обеспечить товар с таким же описанием, то, судя по всему, это дозволено.
Ведущий: Получается, в случае нашего брата Хашима, если он сказал: «Я продаю тебе вот этот жакет, это у меня есть сейчас, и я могу поставить тебе еще один точно такой же», затем он взял цену за оба жакета, за то, что есть у него в наличии и что он собирается поставить позже, такой вариант является дозволенным?
Шейх: Если цена уплачена вперёд, то этот вид у факихов называется «бай’ ас-салям», если товар доставляется сразу-же, то это «бай’ ас-салям аль-халь», который дозволил имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, если же товар доставляется через какое-то время, то это дозволили четыре мазхаба и большинство факихов, если цена уплачена во время договора купли продажи.
Ведущий: Наша программа подошла к концу, и у нас осталось время лишь для того, чтобы поблагодарить уважаемого шейха, доктора Мансура аль-Гамиди, также мы хотим поблагодарить дорогих зрителей за просмотр этой серии. Мы также хотим сообщить вам, что эта программа выходит каждую неделю, и в последующих сериях мы обсудим некоторые современные имущественные вопросы, по одному вопросу в каждой серии. А сегодняшняя серия — это было вступление в главы му’амалат, в которой мы поговорили о природе шариастких ахкамов, о разнице между ахкамами ‘ибадатов и му’амалатов, затем мы поговорили о Шариатских запретах, таких как риба, гарар, зульм, тадлис (تدليس), гишш (الغش), наджаш (النجش), после чего мы поговорили о том, что ахкамы в му’амалатах преследуют цель сохранить благодеяние [ихсан] среди людей, также мы поговорили про материальный образ жизни и его влияние на взаимоотношения между людьми.
Мы ещё раз благодарим вас и прощаемся с вами до следующей серии, и да прибудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.