Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Да приветствует вас Аллах и обрадует, дорогие зрители в новом выпуске передачи «Благочестивая сделка».
Мы обсудим этим вечером тему «Вакуфное имущество» с нашим постоянным гостем, уважаемым доктором Мансуром ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди.
Да приветствует вас Аллах и добро пожаловать, доктор Мансур!
Шейх: Да приветствует тебя Аллах!
Ведущий: Мы так же рады напомнить вам, дорогие зрители о вопросе для участия:
«Какая лучшая из форм вакфов на твой взгляд?»
Вы можете поучаствовать, ответив на вопрос на страницах канала «Заад» в Твиттере и Фейсбуке.
Доктор Мансур, да приветствует вас Аллах ещё раз!
Когда заводится разговор о вакуфах затрагиваются некоторые термины, среди которых «садака» — милостыня, «хиба» — подарок, «татаввуъ» — добровольное пожертвование.
Мы бы хотели узнать в чём заключается суть вакфа, что это такое и какая разница между вакфом и милостыней, подарком и другими видами безвозмездной передачи имущества.
Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Мы просим Аллаха научить нас полезному, принести нам пользу тем, чему Он уже научил и добавить нам знаний.
Вакф является видом пожертвований, однако он отличается от других видов милостыни долговечностью и непрерывностью. Он является милостыней.
Если мы захотим дать ему определение, то скажем, что это долговечная непрерываемая милостыня. В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им, приходит что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
إِذَا مَاتَ ابْنُ آدمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثٍ: صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ, أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ,أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ.
«Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх – действующей милостыни, полезного знания и когда праведный ребёнок молится за него».
— Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (38), Муслим (1631)[1].
Что такое вакф?
Это действующая, непрерываемая милостыня. Факихи говорят о вакфе, что это завещание основы имущества для благих целей и раздача в качестве милостыни то, что оно приносит.
Ведущий: Например?
Шейх: Например, у человека есть какое-то имущество, предположим, что у него есть 1000 динаров или дирхемов и он хочет их пожертвовать. Мы говорим, что у тебя есть два варианта. Либо ты отдашь их как одномоментную милостыню. Ты жертвуешь ими в пользу нуждающегося или родственника, или кого бы то ни было. Второй же вариант — это долговечная милостыня. Например, ты вкладываешь эту тысячу во что-то стабильное, что приносит доход и этот доход расходуется на благородные и благотворительные цели.
Ведущий: Значит это является мерилом, с помощью которого мы можем отличить вакф от милостыни. То есть долговечность?
Шейх: Долговечность на самом деле не разделяет между ними, потому что вакф является видом милостыни. Это её вид, однако он отличается долговечностью и непрерывностью и остается действующим в пользу человека, даже после его смерти.
Виды вакуфного имущества
Ведущий: Хорошо, есть ли у этого переданного в качестве вакфа имущества какие-то разновидности, есть ли какие-то определенные формы?
Шейх: В реальности то, что может иметь свойство долговечности и непрерывности, то и может быть вакфом и может быть пожертвовано.
Приведём пример: у человека есть недвижимость, он может пожертвовать эту недвижимость какому-то бедному человеку или нуждающемуся и передать им этот объект в собственность. Эта милостыня уже считается израсходованной на этого малоимущего. Бедный человек проживает там сколько хочет, затем продаёт этот объект, если он ему больше не нужен и покупает новое жильё и так далее. Обратите внимание, что эта недвижимость была израсходована на милостыню. Второй вариант, как мы сказали представляет собой вакф, когда человек жертвует объект в виде вакфа и говорит: «Эта недвижимость становится вакфом ради Аллаха для того, чтобы в ней проживали бедные». Этот малоимущий живет в этом объекте и, если он ему больше не требуется, покидает его, а на его место приходит другой малоимущий и так продолжается на постоянной основе. Обрати внимание, что недвижимость здесь имеет свойство долговечности и постоянства.
Под долговечностью и постоянством не имеется в виду что объект не пропадет до Судного дня. Это значит, что можно продолжать получать от него доход и основа этого объекта остается нести доход, а также он может приносить пользу, производить полезные вещи. Это и есть долговечность и постоянство, а не существование объекта до Судного Дня. Нет. Это означает долгосрочность по времени.
Долговечность на самом деле отличается. Если мы хотим поговорить, например о недвижимости или видах недвижимого имущества. Земельный участок в основе может просуществовать, до тех пор, до которых захочет Аллах.
Это земля, но вот постройки, которые находятся на этой земле менее долговечны. Если, например это строение состоит из цемента, то его срок существования, например 40 лет. Если постройка не цементная, а например глиняная, то может быть она будет стоять 5 -10 лет и так далее. Долговечность меньше. Мебель, которая в этой постройке существует еще меньше, 2-3 года.
Долговечность отличается.
Ведущий: Значит у каждого объекта своя долговечность.
Шейх: Да.
Ведущий: Мы упомянули один из видов имущества, оставляемого в качестве вакуфов первый вид: то, что связано с недвижимостью. Это одна из форм имущества, оставляемого в качестве вакуфов.
Существуют ли иные формы?
Шейх: Да, можно жертвовать в качестве вакуфов множество объектов, помимо недвижимости. Например, автомобиль, как можно пожертвовать его в качестве вакфа?
Человек, например может пожертвовать автобус для школы или мечети, в которой заучивают Священный Куран. Этот автомобиль считается пожертвованным в качестве вакфа для перевозки студентов для заучивания Курана, обратите внимание, что этот автомобиль отдан в качестве вакуфа для призыва к Аллаху, Пречист Он и Всевышен. Существуют вакфы и помимо автомобилей, например, из современных вакфов – предоставление сайта. Человек собирает материалы на тему Шариата, Курана, толкования Курана, призыва к Аллаху и оформляет их в виде упорядоченной странички в Фейсбуке или Твиттере или канала Ютуба или СМИ, сайта в интернете.
За каждого, кто посетит эту страничку и получит пользу от неё человек получит награду и ему запишется вознаграждение, даже если этот человек уже умер.
Ведущий: Значит вакуфы не ограничиваются лишь недвижимостью, ведь во многих случаях, когда говорится о передачи человеком имущества в качестве вакфа первым в голову приходит именно передача недвижимости, строения, дома, квартиры или постройка мечети.
Значит вакф может представлять собой любую форму благотворительности?
Шейх: Он может представлять собой любую форму имущества.
Ведущий: Да, любую форму имущества.
Шейх: Самое главное, чтобы человек не расходовал это имущество одномоментно, а сделал так, чтобы оно приносило пользу постоянно.
Мы привели пример в виде сайта. Это является облегчением для людей участвовать в вакуфах. Кто сегодня не может завести страничку? Каждый может завести себе электронную страничку, однако большая часть людей используют свои профили для социальных связей. Ты можешь использовать эту страничку, как вакуф, который будет приносить тебе награду даже после твоей смерти. Я приведу пример для этого. Если человек мотивирует людей к вакуфам и призывает к пожертвованиям, консультирует их по вопросам вакуфов, то за каждого, кто зайдет на эту электронную страничку запишется награда тому, кто её основал.
Ведущий: Значит формы вакуфов неисчислимы?
Шейх: На самом деле их очень много.
Ведущий: Что касается денег, доктор Мансур, если у меня есть наличность могу ли я как-то их пожертвовать в форме вакфа?
Шейх: Предположим, что у человека есть 1 миллион риялов, может ли он превратить их в вакф?
Мы говорим, что при миллионе риялов у тебя есть два выбора.
Во-первых, ты можешь их израсходовать на благие цели, это не вакф, а обыкновенная милостыня. Как мне сделать их постоянными? Мы говорим, что есть два пути. Как мне сделать этот миллион вакфом? Мы говорим, что есть два пути.
Первый путь: Ты делаешь их вакфом в виде займа и возврата займа. Этот миллион риялов является милостыней и становится резервом для займов. Я говорю, что это резерв для займов, и я даю займ….
Ведущий: Например какому-то банку.
Шейх: Необязательно банку, потому что большая часть банков занимают ради прибыли. Нет, ты говоришь, что это резерв для выдачи благих займов. Для регуляции может быть уполномочен какой–то фонд, центр, друзья, родные, коллеги. Их ставят управлять этим имуществом. Ставятся некоторые условия, например:
Тот, кто берёт эти деньги должен возвращать их равными частями на протяжении 10 месяцев, 20 месяцев. Должен быть поручитель, должны быть определенные гарантии по возврату. Например, человек должен иметь намерение женитьбы, потому что я делаю эти деньги вакфом для тех, кто намерен жениться. Человек должен желать начать какой-то проект от которого будет получать пользу или у него должна быть семья… Ты определяешь условия.
Ведущий: Получается это займ, но в то же время человек получает за него награду?
Шейх: Займ сам по себе заслуживает награды, потому что займ является половиной милостыни, как это приходит в хадисе. Обратите внимание теперь, что этот миллион на деле, вместо того, чтобы быть израсходованным одномоментно был дан взаймы 10 людям, они его возвращают, затем он даётся новым 10 людям, они возвращают его затем он снова даётся 10 новым людям и так далее. Таким образом этот миллион риялов становится вакфом в виде займа с последующим погашением, который может быть существовать на постоянной основе даже после смерти человека.
Здесь есть важный момент и возможно это даже отдельная тема для разговора: каким образом смотрителю организовать вакф так, чтобы было гарантировано его длительное использование?
Ведущий: Кто такой смотритель?
Шейх: Это управляющий этим вакфом. Давайте поговорим о второй форме предоставления денег в качестве вакуфа.
Первая форма — это когда из них делается вакф в виде займа с последующим возвратом средств, это будет существовать на постоянной основе и каждый, кто берёт займ из этих денег будет молиться за оставившего вакф и таким образом он получит за этот займ награду. На самом деле это великая возможность для благодетелей. Благой займ является дверью к большому благу несмотря на то, что он стал редок по причине алчности и материализма. Сфера благого займа:
وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً فَرَّجَ اللَّهُ عَنْهُ بِهَا كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ
«Тот, кто избавит верующего от одной из печалей этой жизни, Аллах избавит того от одной из печалей Судного дня».
— Аль-Бухари (2442), Муслим (2580)[2].
Второй формой превращение денег в вакф является их инвестирование для получения дохода и прибыли, которые впоследствии расходуются на благие и благородные цели.
К примеру, человек инвестирует этот миллион риялов в какую-то компанию или превращает их в акции какой-либо компании или же долю в магазине, гостинице и тому подобное для того, чтобы иметь с этого долю прибыли. Каждый год, когда будет приходить прибыль он будет отдавать эту прибыль на благотворительность, а этот миллион риялов остается задействованным на постоянной основе.
Ведущий: Что если человек захотел сделать имущество вакуфом на время?
Например, он решил использовать этот миллион для займов нуждающимся и решил оставить его для этого на 10 лет. Действительна ли подобная временная форма вакуфа?
Шейх: На самом деле суть временной милостыни…
Например, у человека имеется миллион риялов и ему он не будет нужен на протяжении года и он отдал его человеку сказав: «Не расходуй его на одномоментные милостыни, пусть он существует на постоянной основе, но выдавай его взаймы, а по возвращению снова давай взаймы на протяжении года или 5 лет, а затем верни мне эти деньги».
Некоторые факихи, например маликиты называют это временным вакфом. У большинства ученых эта форма является видом милостыни. Никто не говорит из факихов, что подобная форма запрещена. Все ученые считают, что подобная форма является видом добродетели, блага и милостыни.
Но называется ли она вакфом или же не подпадает под это определение? Это уже предмет разбора со стороны фикха. Называется ли эта форма вакфом или же нет? Но нас не беспокоят сейчас названия, называется ли эта форма вакфом или нет, однако всё же мы говорим, что временное жертвование денег — это вид вакфа, за который человек получает вознаграждение на протяжении того периода, пока он жертвует деньги на благо и добро. Когда же деньги возвращаются к нему, то это будет окончанием действия его милостыни. Таким образом, чем дольше человек держит имущество в виде вауфа, чем продолжительнее будет его действие, тем большей будет награда.
Что такое вакуф? Это милостыня на постоянной основе. Даже если человек ограничил её 10 годами мы говорим, что это благое пожертвование и просим Аллаха принять его.
Ведущий: Неважно справедливо ли называть это вакфом или нет?
Шейх: Несмотря на то, называется ли это вакфом или нет, это является милостыней, и мы просим Аллаха, чтобы она была принята и за неё последовала награда и в ней всё равно присутствует какая-то часть продолжительного действия.
Приведу пример: Если у человека есть недвижимость, и он хочет построить на этой земле квартиру или здание, он начинает копить деньги для того, чтобы построить это здание. Для того чтобы собрать деньги ему нужно 5 лет. Мы говорим ему: «Почему бы тебе не пожертвовать пользу от этой земли на благие цели, даже если не навсегда? Сделай её вакфом.» Хорошо, как ему сделать эту землю вакфом?
Мы говорим: например, если в районе нет мечети, то ты возводишь временную постройку из металла или дерева, дабы в ней проводились молитвы до тех пор, пока не появится мечеть в районе.
Значит ли это что эта земля выходит из моей собственности? Мы говорим нет. Если ты построил временное строение и имел намерение, что оно будет временным, на 5 лет, пока не построится мечеть в районе. Если после этого люди перейдут в мечеть района и ты снесёшь эту металлическую или деревянную постройку, то этому ничто не мешает.
Другой пример. Мы можем сказать: «Сдай землю в аренду, на 5 лет, а доход пусть будет расходоваться на благие цели». Через 5 лет срок аренды закончится и ты будешь строить что-либо на этой земле.
Ведущий: Хорошо, доктор Мансур, что делать с закятом с имущества вакфа? Обязательно ли с него уплачивать закят тому человеку, кто сделал его вакфом?
Шейх: На самом деле что такое вакф? Он означает выход объекта из собственности человека, который превратил его в вакф. Что подразумевает под собой этот выход? Выход из собственности означает что закят с этого имущества не может быть обязательным. Разговор сейчас о благотворительном вакфе, посвященном благим целям.
С него не нужно уплачивать закят, почему? Потому что он выходит из собственности.
В хадисе Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах говорится:
‘Умар ибн Аль-Хаттаба, отец ‘Абдуллы ибн ‘Умара, получил землю в Хайбаре и пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
«О посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, я не получал из имущества ничего более ценного чем эта земля, так что же ты мне прикажешь с ней делать?»
— Аль-Бухари (2737, 2772), Муслим (1632), Абу Дауд (2878), ибн Маджах (1955).
Он пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, спросить совета: «Что ты мне прикажешь делать с этой землей?».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал ему, сказав:
“Если хочешь, завещай её основу в качестве вакфа и давай милостыню из того, что она будет тебе приносить”.
— Аль-Бухари (2737, 2772), Муслим (1632), Абу Дауд (2878), ибн Маджах (1955).
Умар, да будет доволен им Аллах, сделал её вакфом, и форма его вакфа подразумевала, что его уже нельзя продать, нельзя подарить и нельзя унаследовать.
Что значит нельзя унаследовать? Это значит, что объект вышел из собственности человека и не является имуществом наследующего, то есть выходит из его собственности.
Умар сказал, чтобы она не продавалась, не дарилась и не передавалась по наследству.
Доход с недвижимости или возможность проживания в ней жертвуется на пути Аллаха для путников, бедняков, сирот, родственников, гостей.
«Тот, кто управляет ею может использовать то, что она приносит для пропитания и нет на нём ничего предосудительного в том, чтобы он использовал это для пропитания, если он ничего не присваивает». Хадис в двух Сахихах, согласован.
Управление вакфом
Ведущий: Это является предисловием к вопросам, касающимся управляющих.
Шейх: В хадисе Ибн ‘Умара говорится:
«Если же управляющий таким имуществом будет питаться тем, что оно приносит, в пределах разумного, ничего не присваивая, в этом не будет ничего дурного».
— Аль-Бухари (2737, 2772), Муслим (1632), Абу Дауд (2878), ибн Маджах (1955).
У этого есть множество подробностей и значений, а также есть множество вопросов, связанных с управлением и положениями управления.
Ведущий: Что касается передающего в качестве вакфа имущество есть ли какие-то обозначенные формы передачи имущества в вакф, есть ли какие-то Шариатские требования к самому этому человеку?
Шейх: Каждый человек, чьё пожертвование считается действительным может превращать имущество в вакф.
Я делаю акцент на том, что вакф — это добровольное пожертвование. Поэтому вакф человека, пожертвование которого считается действительным, считается действительным. Однако это пожертвование происходит особым способом и на постоянной основе, как будто это пожертвование особой формы. Но пока человек имеет право делать пожертвования, он имеет право превращать имущество в вакф.
Ведущий: Доктор Мансур, если позволите мы прервёмся с вами на короткую паузу, во время которой мы бы хотели показать опрос. С вашего позволения, дорогие зрители мы прерываемся на короткую паузу в котором покажем опрос, проведенный по теме выпуска.
«Какая лучшая из форм вакуфов на твой взгляд?»
«По поему мнению это возведение дома для сирот, для помощи нуждающимся.»
— Респондент 1
«Лучшим вакфом по-моему является постройка мечетей, колодцев. Это лучше всего и с моей точки зрения это две основные нужды, по мне лучше строить мечети в отдаленных регионах, бедных странах, далеких странах, как например на юге Африки. Это моё мнение.»
— Респондент 2
«Лучше, чтобы это был источник воды.»
— Респондент 3
«Лучшим вакфом, по моему мнению, является фонд помощи сиротам, когда кто-то основывает вакф для сирот.»
— Респондент 4
«Вакуфов много, однако я предпочел бы печать мусхафов.»
— Респондент 5
«Лучшим вакфом являются колодцы с водой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что лучшей милостыней является напоить водой.»
— Респондент 6
«Есть множество путей, в которых ты можешь сделать вакф. Мне понравилось бы сделать вакф в виде гостиниц и пашень и тому подобное.»
— Респондент 7
Ведущий: Да приветствует вас Аллах снова, дорогие зрители! Мы хотели бы напомнить вам о возможности связаться с передачей через телефоны, которые вы увидите на экране.
Доктор Мансур, мы видели, что в опросе говорилось о некоторых формах вакуфных пожертвований и о том какая из них являлась самой лучшей? Есть ли у вас какой-то комментарий к этому.
Шейх: Как мы уже сказали вакф является видом милостыни на пути Аллаха и нет сомнений, что путей для милостыни на пути Всевышнего Аллаха великое множество, они очень многочисленны. Каждая благодетель и каждое добро, и каждое одобряемое дело является видом милостыни. На самом деле существуют приоритетные формы вакфа, которым отдавалось предпочтение во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
После жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? мусульмане изобрели новые формы вакфа.
Из этого, к примеру один из первых вакфов в Исламе, а именно мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Без сомнения это очень давний вакф. От Анаса передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда приехал в Медину…
Эта земля, на которой построена мечеть принадлежала людям племени Бану Наджар. Анас, да будет доволен им Аллах, приводит нам рассказ, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину сказал:
«О Бану Наджар назначьте мне цену за эту вашу землю за стеной».
— Аль-Бухари (428).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил выкупить у них эту землю для того, чтобы построить на ней мечеть.
Они ответили:
«Клянемся Аллахом, мы потребуем вознаграждение за неё только от Аллаха».
— Аль-Бухари (428).
Это был вакф. Таким образом мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является вакфом, каждая мечеть является вакфом. В хадисе от Усмана, да будет доволен им Аллах, говорится:
«Тот, кто построит мечеть даже размером с гнездо куропатки, тому Аллах построит дом в Раю»[3].
Таким образом это является одним из видов вакфа. Нет сомнений, что вакф является великим делом, как на это указали братья, участвовавшие в опросе, да воздаст Аллах им лучшим воздаянием.
Строительство мечети является великим вакфом и на самом деле является тем делом, которое отличает мечети от других вакуфов.
Мечети отличаются почтением среди мусульман и любое мусульманское сообщество пытаются сохранить этот вакф, и они узнают об этом вакфе.
Среди проблем, которые имеются с вакфами это, что они могут простоять 100, 200, 300 лет, но затем по причине частой смены управляющих или их халатности из-за неполноценной заботы этот вакф пропадает и исчезает. Он так же может быть украден, нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха. Человек может посягнуть на него и украсть. Это из тех проблем, которые появляются со стороны тех, кто не боится Аллаха и посягает на это вакуфное имущество.
Среди причин так же слабость управляющего или слабость его наблюдения или недостаток способностей, или иногда обман с его стороны. Это, к сожалению, присутствует, у человека могут быть такие качества.
Мечети же отличаются особым почтением. Мы не слышим, и я надеюсь, что и не услышим, что кто-то посягнул на мечеть и она перешла в собственность и стала чем-нибудь другим. Нет такого.
Ведущий: В большинстве случаев мечети почитаемы.
Шейх: Они пребывают в сохранности и нет сомнений в том, что вакф в виде мечетей является самыми большими вратами благодетели и добра.
Иногда, как указали на это мои братья…
Ведущий: Извините, доктор Мансур, нам звонит брат Абу Юсуф, давайте ответим, чтобы линия не прервалась.
Брат Абу Юсуф из Египта, пожалуйста.
— Абу Юсуф: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха, да приветствует тебя Аллах!
— Абу Юсуф: Да воздаст вам Аллах благом!
У меня был вопрос.
Ведущий: Задавай.
— Абу Юсуф: Могут ли немусульмане получать пользу от исламских вакфов?
Ведущий: Хорошо, понятно.
Абу Юсуф спрашивает о пользе вакфа или доходе этого вакфа, может ли он расходоваться на немусульман?
Шейх: В основе, как мы уже упомянули, вакф должен использоваться в соответствии с условиями, которые поставил человек основавший этот вакф.
Предположим, что этот человек пожертвовал этот вакф для бедных, для всех бедных. В основе мы говорим, что туда обращаются за помощью мусульмане, но ничего не мешает обращаться туда немусульманам.
Хорошо, разрешается ли жертвовать вакф немусульманам? Мы говорим нет, такой вакф недействителен. Мы говорим, что в основе вакф должен быть пожертвован на благие цели и добродетель.
Ведущий: Значит это связано со свойством? Если было сказано, чтобы человек был бедным, то немусульманин может сюда относиться, но нельзя связывать вакф с конкретной личностью?
Шейх: Хорошо, то есть я не должен говорить: «Этот вакф для немусульман», однако я говорю, что «этот вакф для бедняков» и тогда нет проблем в том, чтобы им пользовался немусульмане.
Ведущий: Какая проблема в том, чтобы делать вакф для немусульман?
Шейх: Мы упоминали, что вакф должен быть посвящен благочестию, благодетели, добру. Поэтому, когда вакф жертвуется для неверующих, мы говорим: «Нет, вакф должен быть предназначен людям, исповедующим ислам, либо обуславливающим качества людей, которым можно делать добро, как например бедность, нужда и другое». В таком случае к ним относятся и мусульманин и немусульманин, однако мы не говорим, что этот вакф сделан для неверующих.
Ведущий: Хорошо, с нами на связи сестра Фатима из Ливии.
Сестра Фатима? Сестра Фатима из Ливии.
— Фатима: Алло!
Ведущий: Да, пожалуйста сестра Фатима, вы слышите нас?
— Фатима: Какого вознаграждение за вакф?
Ведущий: Хорошо, если вы повторите вопрос?
— Фатима: Какого вознаграждение за вакф?
Ведущий: Хорошо, понятно.
Какого вознаграждение за вакф?
Шейх: Вознаграждением за вакф является великая награда от Аллаха. В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِذَا مَاتَ ابْنُ آدمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثٍ: صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ, أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ,أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ.
«Когда умирает сын Адама, то прекращаются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, праведный сын, который будет молиться за него».
— Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (38), Муслим (1631)[4].
В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
مَنِ احْتَبَسَ فَرَسًا فِي سَبِيلِ اللَّهِ إِيمَانًا بِاللَّهِ وَتَصْدِيقًا بِوَعْدِهِ، فَإِنَّ شِبَعَهُ وَرِيَّهُ وَرَوْثَهُ وَبَوْلَهُ فِي مِيزَانِهِ يَوْمَ القِيَامَةِ
«В День воскрешения на весы того, кто держал лошадей на пути Аллаха, веруя в Аллаха и полагаясь на обещанное Им, (будет положено всё то, что) они съедят и выпьют, (а также) их навоз и моча».
— Аль-Бухари (2853)[5].
Когда эта лошадь содержится ради пути Аллаха, то есть для борьбы на пути Аллаха, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорит, что её корм питье, навоз и моча будут засчитаны как благодеяния в Судный день.
Таким образом награда велика. Почему? Потому что эта награда продолжает поступать.
Человек должен быть искренним в намерении основать этот вакф ради Аллаха и искать причины для того, чтобы направить этот вакф на благие и добрые цели, на полезные виды добродетели, которые будут существовать как можно дольше, дабы человек получал награду каждый раз, как какой-либо человек получает пользу от его вакфа.
В хадисе от Усмана говорится:
«Тот, кто построит ради Аллаха мечеть, тому Аллах построит дом в Раю».
В хадисе Усмана передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
«Тому, кто выкопает или выкупит колодец Рума, будет Рай».
— Аль-Бухари (2778).
Нет сомнений, что это вакф и это виды вакуфного имущества.
Если человек выкопал колодец или подвел воду людям, то за каждого человека, который пользуется этим колодцем записывается награда.
За каждого человека, который молится в мечети, которую ты построил или построила наша дорогая сестра тебе пишется награда. Каждый раз, когда там читается Куран или произносится Азан и каждый раз, когда поминается в нём Аллах, тому кто построил эту мечеть пишется награда.
Ведущий: Разрешите доктор Мансур, с нами на связи брат Мунсыф из Алжира. Брат Мунсыф?
— Мунсыф: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Пожалуйста, брат Мунсыф.
— Мунсыф: У меня есть два вопроса.
Ведущий: Пожалуйста.
— Мунсыф: Первый вопрос: на прошлом уроке Шейх объяснял разницу между мурабахой и ростовщическим займом. Он упомянул, что первая разница между ними в сути, что мурабаха это купля-продажа, а не займ. Вторая же разница была в последствиях, но это не было понятным для меня.
Ведущий: Извини брат Мунсыф, разница в чём?
— Мунсыф: В последствиях.
Ведущий: Хорошо, второй вопрос.
— Мунсыф: Мне не было понятно, какова разница между ними в этом и хотелось бы лучше прояснить это.
Второй вопрос: Может ли человек сам быть вакфом? Может ли он выражать собой свой вакф?
Может быть так, что человек делает себя вакфом для какой-то благотворительной организации. Может ли этот обычный человек быть вакфом?
Ведущий: Давайте начнем с вопроса брата Мунсыфа, который связан с вакфом, так как это наша тема.
Может ли человек делать себя вакфом?
Шейх: Мы, на самом деле, не хотим погружаться в риторику с вопросом считается ли человек вакфом или не считается? Однако мы говорим, что милостыня человека в виде своих действий, идей, знаний, советов для какой-то благотворительной организации или благородному направлению является одной из величайших дверей блага. Называется ли это вакфом или нет: это уже чисто языковой вопрос. Однако если человек дает милостыню своими делами и усердием, то нет сомнения, что это одни из величайших врат блага, добра и благочестия. Я хочу воспользоваться случаем для того, чтобы дать совет братьям, которые владеют заводами и пашнями, чтобы они давали милостыню своим временем, опытом и делами.
Аллах, Пречист Он и Всевышен дал это тебе.
Например, ты врач, Аллах тебе дал это знание, и ты достиг этих высоких степеней. Нет сомнений, что из полноценной благодарности Аллаху за его блага является милостыня в форме части твоих знаний, усилий в лечении больных, бедных, которые не могут заплатить или выделения в своей приёмной бесплатных часов для тех, кто не может себе позволить платить деньги за консультации.
Если ты инженер, то ты можешь уделять время и знания жертвуя их для благотворительной организации или мечети, чертя для них проекты и руководя постройкой мечети. Ты тратишь свое время, знания, опыт ради Аллаха.
Если ты директор ты можешь руководить и принимать участие в совете управляющих какой-то благотворительной организации.
Если ты финансовый менеджер, бухгалтер, адвокат или любой другой из тех, кто владеет ремеслом, без сомнений, когда ты тратишь своё знание, усердие, опыт, которые дал тебе Аллах… Мы должны знать, что это вид блага, который тебе дал Аллах. Если ты знаешь, что Аллах тот, кто даёт милости и блага, то расходуя что-то из своего опыта, усилий, интеллекта и знаний ты даёшь, несомненно, один из видов милостыни и я советую в первую очередь себе, а затем моим братьям, чтобы мы посвящали часть наших знаний Аллаху, Пречист Он и Всевышен.
Ведущий: Получается, что это относится к первому вопросу, которым мы задались в начале выпуска, а именно «виды вакуфного имущества».
Это может быть и нечто интеллектуальное, как идеи, мысли или опыт.
Шейх: В этом нет сомнений. На самом деле это облегчено для многих из людей. Совет, который человек даёт людям, предоставленная им услуга является причиной для благословения дела человека и его профессии.
Врач, инженер, адвокат, бухгалтер, финансист, продавец: каждый может что-то пожертвовать из своей профессии ради Аллаха. Нет сомнения что по причине этого Аллах даёт благословение этому делу.
Ведущий: Первый вопрос был о разнице между мурабахой и займом под процент.
Шейх: Мы сказали, что в первом случае это продажа товара, а во втором займ в виде денег.
Что касается последствий, то есть итога, то в итоге ростовщический займ увеличивается до бесконечности. Каждый раз, когда человек просрочил выплаты его долг увеличивается. Если прошёл ещё один промежуток времени и он не отдал долг снова начисляются пени и растёт сумма долга.
Если проходит ещё один срок и он не отдает долг, то штрафы увеличиваются и так далее. В это время в Шариатских сделках и Шариатских долгах, будь то от мурабахи или благого займа, или долг от сделки с постоплатой или продажи в долг или долг от заказа на производство или долги по аренде. Я ясно заявляю, что, если должник опаздывает с погашением долгов, нельзя увеличивать сумму его долга.
Если он находится в трудном положении, то он должен получить отсрочку, а если же он имеет возможности, то должен погасить долг без опозданий.
Ведущий: С нами на связи сестра Сара из Туниса.
Сестра Сара, надеюсь слышит нас.
— Сара: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Пожалуйста, сестра Сара.
— Сара: Да приветствует вас Аллах, Шейх!
Ведущий: Пожалуйста.
— Сара: Как у вас дела, Шейх?
Ведущий: Шейх слышит тебя, сестра Сара, пожалуйста.
— Сара: Моя мать больна и хотела бы попросить вас помолиться за неё…
Ведущий: Хорошо, у вас есть ещё вопрос сестра Сара?
Хорошо, сестра просит вас сделать дуа за её больную мать.
Шейх: Мы просим Аллаха, Пречист Он и Всевышен, чтобы Он излечил вашу мать. О Аллах! О Дающий исцеление! О Господь миров и Избавляющий от горестей! О Аллах мы просим, чтобы Ты забрал от ее матери печали и дал ей избавление.
Дорогая сестра, одно из великих дел, которое ты можешь сделать по воле Аллаха это попросить у Аллаха, велико Его Величие, напрямую и использовать для этого благоприятные возможности, в частности мы сейчас приближаемся к благословенному месяцу Рамадану и нет сомнения, что твоя прямая мольба, обращенная к Аллаху лучше всего и это самый эффективный вид мольбы. Это лучше, чем просить кого-то об этом. Даже если ты думаешь, что в человеке есть благо, то всё равно твоя мольба, обращенная к Аллаху напрямую величественнее и лучше. Мольба является видом поклонения Аллаху, Пречист Он и Всевышен. Мольба является видом поклонения Аллаху. Если ты будешь поклоняться Аллаху посредством мольбы, то это будет лучше для тебя с точки зрения твоей награды и ближе к Аллаху, Велико его Величие.
Поэтому Аллах сказал в Своей Священной Книге:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».
[Сура «Аль-Бакара», аят 186]
Поэтому я советую тебе много просить дуа за свою мать во мраке ночи и перед зарей, между азаном и икамой, когда идёт дождь.
Это благословенные времена для того, чтобы ты обращалась с мольбой к Аллаху за свою мать. В земном поклоне. Поистине раб бывает ближе всего к своему Господу во время земного поклона. Перед своей мольбой ты должна восхвалить Аллаха, упомянуть свою слабость, немощность, бедность и нужду в Аллахе, а также приблизиться к Нему посредством Его имён и великих атрибутов, милости и благоволения. Если ты будешь приближаться к Аллаху посредством этого, то Аллах близок и отвечает на зов молящегося, когда тот взывает к Нему.
Если Аллах захочет оставить ответ на это дуа до следующей жизни, то нет сомнений в том, что это так же вид ответа. Если же Аллах соизволит ответить на него в этой жизни, то это так же вид ответа. Всё что выберет Аллах является благом и благословением.
Ведущий: Доктор Мансур, что касается вакфа и его замены, можно ли менять один вакф на другой?
Шейх: В основе вакф существует продолжительно и на постоянной основе. Основой в вакфе является постоянство и продолжительность. Это основа в вакфе. Мы не выходим за эту основу, кроме как если есть на то крайняя необходимость или нужда, или если в этом решении заключается наибольшая польза.
Иногда приходит вопрос: устанавливается вакф в виде здания исламского центра. Этот вопрос появлялся в некоторых европейских странах. Исламский центр является вакфом и вокруг него проживает группа мусульман. По определенный причинам мусульмане, которые были рядом переехали в другую страну или город и не осталось мусульман рядом с ним. Приходит вопрос: «Можно ли продать этот исламский центр?» Мы говорим, что нет нужды больше в его расположении в этом месте. Если есть мусульмане в этом месте, то он остается. Если же мусульмане переехали в другую страну или переселились в другое место и захотели забрать с собой этот вакф, тогда мы говорим, что раз нужда и крайняя необходимость вынуждает продать вакф, то нет ничего страшного в том, чтобы его продать с условием, что они заменят его другим. Нельзя продать вакф и затем растрачивать вырученные деньги.
Никто из обладателей знаний не говорит об этом.
Ведущий: Это вопрос только лишь замены?
Шейх: Это вопрос замены. Поэтому обладатели знаний говорят, что ничто не мешает продать этот вакф, а затем на вырученные деньги приобрести другое здание для исламского центра в том регионе, где есть мусульмане. О том, чтобы просто продать вакф и потратить деньги не говорит ни один из знающих.
Ведущий: Доктор Мансур, что если человек, сделавший своё имущество вакфом для определённых категории людей: бедных, нуждающихся, путников и других, после этого сам становится таким человеком и подпадает под категорию бедных, то полагается ли ему что-то с этого имущества? Может ли он что-то брать от вакфа?
Шейх: В основе человеку нежелательно питаться за счёт своей милостыни. Человек не должен питаться за счёт той милостыни, которую он выплатил. Хорошо, разрешается ли ему питаться за счёт этого если он является управляющим? Да…
…если же он не пояснил это и сделал его вакфом для бедняков или знатоков Курана, то в основе человек не берёт с этого ничего, потому что он вывел это из своей собственности и не должен это возвращать, однако он может питаться с этого как управляющий. Как это пришло в хадисе Ибн ‘Умара, в котором он привёл историю своего отца ‘Умара и сказал:
«Умар сделал её милостыней так, чтобы её не продавали и не дарили для бедняков, нищих, путников, для пути Аллаха и гостя. Нет предосудительного в том, чтобы тот, кто ею управляет питался тем, что она несет в разумных пределах, не присваивая ничего из этого».
— Аль-Бухари (2737, 2772), Муслим (1632), Абу Дауд (2878), ибн Маджах (1955).
Как человек питается за счёт управления?
Из гарантов продолжительности существования и постоянства вакфа — назначение управляющего для этого вакфа, который следит за его постоянством и продолжительной работой.
Предположим, что есть мечеть. Основатель вакфа ставит имама для этой мечети, муадзина или выбирает сам или для него люди выбирают имама и муадзина и тех, кто следит за делами мечети. Кто-то превращает здание в вакф и выбирает для него управляющего, который получает средства от аренды здания и распоряжается расходами на здание. Основатель вакфа ставит управляющего, который следит за делами вакфа, за доходами с него, занимается его ремонтом и обслуживанием. Это одна сторона. Вторая сторона: управление доходами с вакфа. Предположим, что вакф ориентирован на бедных, тогда управляющий расходует деньги на бедных.
Ведущий: Доктор Мансур, позвольте прежде, чем мы разберем положения, связанные с управляющими, ответим брату Набилю из Алжира. Брат Набиль из Алжира слышишь ли ты нас?
— Набиль: Алло?
Ведущий: Мир тебе!
— Набиль: Алло?
Ведущий: Да, мир тебе, пожалуйста.
— Набиль: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Мы слышим тебя.
— Набиль: Я Набиль из Алжира и у меня вопрос. Те пожертвования, которые делаются для строительства мечетей считаются милостыней или вакфом?
Ведущий: Хорошо, понятно.
Это напоминает наш разговор в начале выпуска о терминах. Брат Набиль спрашивает о пожертвованиях на строительство мечетей, считаются ли они милостыней или вакфом?
Шейх: Строительство мечетей является одним из лучших видов вакфа и предпочтительных перед Аллахом. Их строительство и оживление, духовное и физическое является одним из величайших средств приближения к Аллаху. Мы замечаем, что мечети являются наиболее долговременными вакфами. Человек, который жертвует на строительство мечети, дарит свою землю мечети или покупает землю и определяет её под мечеть. Мы замечаем, что мечети одни из самых долговечных вакфов и одни из лучших, по воле Аллаха.
Ведущий: Мы говорили с вами о положениях, связанных с управляющими. Иногда вакф нуждается в ремонте и расходах на обслуживание и платежах за него. Могут ли оплачиваться эти расходы и затраты из денег вакфа?
Шейх: Как сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «Если же управляющий будет питаться тем, что оно приносит, в пределах разумного, не присваивая это, то в этом не будет ничего дурного».
Ведущий: Что значит не присваивая?
Шейх: Не присваивает. Да, он питаться с этого, но не делает это своей собственностью. Он питается с доходов. Он тратит на себя что-то, но не присваивает это.
Что требуется от управляющего?
От него требуется забота о вакфе. Он должен бояться Аллаха, Велико Его Величие в делах заботы об этом имуществе, которое пожертвовано ради Аллаха. Он является заместителем основателя вакфа в делах заботы о нем.
Как мы уже упомянули благотворительные вакфы являются имуществом пожертвованным ради Аллаха, поэтому человек должен следить за ним и держать в голове, что он взял на себя ответственность управлять этим имуществом и поэтому все его распоряжения должны быть во благо и в пользу этого вакфа, а иначе он будет считаться посягнувшим на него.
Забота о вакфе подразумевает, что если к человеку придёт арендная плата в 10 тысяч, то он должен заплатить тысячу для обслуживания и ремонта здания, потому что если он не оплачивает эти расходы, то это здание со временем, и арендная плата станет меньше и доходов меньше. Вот почему он должен оплачивать расходы на вакф и заботу о нём, а не раздать все бедным, нищим и нуждающимся. Поэтому пока человек расходует деньги в пользу вакфа, вспоминая о наблюдении Аллаха за ним, и пока человек соблюдает те условия, которые поставил основатель вакфа он получает награду за эту работу.
Ведущий: Хорошо, доктор. Существуют несколько уровней менеджмента которые управляют расходами, однако их решения отражаются на недвижимости, иногда они оставляют существенный след на недвижимости, к примеру они занимаются качеством или стратегическими решениями, в частности если вакфом является инвестиционная компания. Имеют ли какие-то ограничения эти уровни менеджмента?
Шейх: Управление отличается и усилия, затрачиваемые для управления отличаются в зависимости от вакфа.
Если мы говорим об инвестиционной компании, то нет сомнений, что её расходов на менеджмент больше, чем у обычного здания, за которое берётся арендная плата.
Таким образом затраты на управление могут быть разными. Какое есть правило?
Правилом в этом вопросе является справедливость, стремление с золотой середине и приличие.
«Нет предосудительного в том, чтобы управляющий питался в разумных пределах тем, что она приносит».
Как достигается золотая середина?
Некоторые люди в своем вакфе пренебрегают грамотным управлением. Назначается такой-то управляющим здания или вакфа. Его задачи не обозначены, не назначен тот, кто будет управлять после него. Когда человек превращает что-то в вакф, то лучше пусть назначит управляющего, и того, кто будет следовать за ним и того, кто будет управлять после них. Он должен объяснить им эту последовательность. Он должен образовать совет из двух или трех человек, которые выберут управляющего после них. Это лучше, чем если будет один управлять всем и быть может не будет действовать в интересах вакфа, так же и те, кто будет после него. Лучше назначить двух трех четырех.
С другой стороны, плохим решением в управлении является тот случай, когда человек проявляет чрезмерность в расходах на менеджмент и теряет основную суть вакфа. Нанимается управляющий и его работа стоит, например 5000, а он берёт большую зарплату и берёт других сотрудников и расходы на управление становятся 10 тысяч — 20 тысяч, 100 тысяч. Это ошибка. Значит, что является мерилом?
Мерилом является приличие, справедливость и золотая середина. Нужно смотреть на пользу для этого вакфа, форму этого вакфа и что является общепринятым в управлении этим вакфом. То, что является общепринятым применяй без чрезмерности и упущения, ни больше ни меньше.
Ведущий: Так же то, что касается повышения квалификации работников и тех тренингов, которые для них проводятся…
Шейх: Мы говорим, что всё это должно проводиться умеренно и в соответствии с золотой серединой, без упущений и чрезмерности, дабы обеспечить этому вакфу долговечность и постоянство в соответствии с хорошими правильными умеренными рамками.
Ведущий: Доктор, последний вопрос. У нас осталась 1 минута.
Какое положение у вакфа в виде акций?
Шейх: Акции являются видом имущества. Разрешенные акции разрешается делать вакфом и сами акции компании будут завещаны как вакф, неважно будь то акции акционерного общество или акции обществ с ограниченной ответственностью. Вакфом будут являться эти акции или эта доля компании, а те дивиденты, которые будет приносить компания и будут тем доходом, который будет раздаваться на благотворительные цели.
Ведущий: С нами сестра Зубайда из Ливии. Это последний звонок и последний вопрос. Сестра Зубейда вы слышите нас?
— Зубайда: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Пожалуйста сестра Зубейда.
— Зубайда: Может ли считаться нематериальное имущество вакфом?
Ведущий: Хорошо. вопрос понятен.
Сестра спрашивает может ли быть нематериальное имущество вакфом?
Шейх: Да, ничто не мешает делать вакфом нематериальное имущество, как мы уже упомянули можно сделать вакфом сайт в интернете. Человек пишет книгу и вместо того, чтобы права на печать принадлежали лишь ему, и он получал с них прибыль, он жертвует эти права ради Аллаха и разрешает каждому мусульманину печатать эту книгу и распространять её. Это права на нематериальное имущество.
Ведущий: Или, например у его компании есть…
Шейх: Если человек хочет принести милостыню в виде высокого положения компании. Если кто-то получает пользу от пользования этими правами, то это так же будет считаться их жертвованием на благие цели.
Ведущий: В конце урока нам ничего не остается, кроме как поблагодарить вас, доктор Мансур за ваше присутствие. Мы так же благодарим вас, дорогие зрители, за ваше внимание и до новых выпусков.
Мир вам, милость и благословение Аллаха!