Торговые партнерства. Благочестивая торговля

Торговые партнерства. Благочестивая торговля

Торговые партнерства

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Да приветствует вас Аллах, дорогие зрители в новом выпуске программы: «Благочестивая торговля», в которой мы обсуждаем некоторые современные вопросы, связанные с финансами.

Мы рады этим вечером обсудить с вами тему «Торговые партнерства» с нашим постоянным гостем, уважаемым доктором наук Мансуром ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди.

Мы от вашего имени приветствуем его: добро пожаловать!

Шейх: Да приветствует вас Аллах и обрадует!

Ведущий: Мы благодарны за ваше присутствие.

Мы так же рады напомнить вам, дорогие зрители, о вопросе для участия в передаче, который звучит как: «Каковы на твой взгляд причины разногласии партнеров и почему?»

Вы сможете принять участие в беседе через страницы этого канала в Твиттере и Фейсбуке.

Доктор Мансур, сегодня вечером мы обсуждаем положения торговых партнерств. Мы поговорим с вами об их формах и положениях, однако, прежде чем затронуть их положения давайте поговорим о современных формах этих партнерств. Давайте начнем с этого наше обсуждение — о видах и положениях торговых партнерств.

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах веди нас прямым путем, облегчи его для нас и сделай нас следующими по нему и ведущими других.

Партнерства существуют с давних пор. Они образуются из людей, и они были известны ещё до миссии посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они принимали несколько форм.

Земледельцы образовывали партнерства, торговцы так же становились партнерами в их известных торговых путешествиях зимой и летом, которые были у курайшитов перед миссией Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда вышел ради выгоды Хадиджы, да будет доволен ею Аллах, имел с ней одну из форм партнерства.

Партнерства известны с давних пор и это вид распределения рисков и прибыли между двумя или тремя, или четырьмя людьми. Риски распределяются по ним, как и прибыль. Это вид взаимопомощи.

Например, человек не хочет заниматься чем-то самостоятельно и так как он по своей природе стремится к социальным связям, он стремится найти другого человека, который бы его поддержал и стимулировал бы его к этой предпринимательской деятельности. Он находит такого человека и встречаются два стремления, и они берут на себя риски и оба занимаются этой деятельностью. Продажами, закупками, арендой и делят это всё. Это в общем и есть идея партнерства. Этот вид взаимоотношений возник очень давно.

Ведущий: Доктор, формы партнерства имеют ограниченное число? Или же они видоизменяются с течением времени?

Шейх: В реальности они видоизменяются и отличаются. Иногда партнерство может быть весьма долговременным. Оно всегда основывается на доверии между людьми. Почему? Потому что в партнерстве всегда участвует человеческий фактор. Например, человек с двоюродными братьями, соседями и друзьями образовали некоторый вид партнерства. Они помогают друг другу в покупке недвижимости и её продаже, в простых торговых операциях. Сегодня понятие партнерство эволюционировало. Среди примеров партнерства: Инвестиционные компании. Партнеры не знают друг друга, как например в акционерных обществах. Акционеров может быть 1 000 000 человек, никто из них не знает друг друга, однако они владеют частью компании в соответствии с определенными правилами, есть совет директоров, которые управляют компанией. Понятие партнерства изменилось, как и формы.

Составные части партнерства изменились. Это может быть партнерство по обработке сельхозугодий. Один принимает участие своим трудом, другой своей землей, третий машиной, четвертый генерирует идеи и занимается реализацией. Еще один разбирается с законодательством и защищает компанию юридически. Еще один человек занимается экспортом. Таким образом составные части партнерства отличаются друг от друга.

Ведущий: Т.е. партнерство теперь не означает лишь участие деньгами?

Шейх: Это может быть участие, деньгами, трудом, идеями, усилиями и т. д. Множество форм участия. Торговая марка и бренд так же может быть формой участия в партнерстве. Один человек может участвовать финансово, второй трудом, третий своим местом, четвертый заниматься развозом, пятый же участвует своей торговой маркой и брендом, который давно на слуху, которой 10 лет, 20, 100 лет. Таким образом форм участия много и составных частей капитала тоже может быть несколько разных.

Ведущий: Значит форм партнерств может быть бесконечное количество, и они не ограничены теми существующими 7-8 формами, которые прописаны в списке организационно-правовых форм предприятий? Ограничены ли формы партнерства этими 7ю-8ю организационными формами?

Шейх: На самом деле большинство стран мира имеют законы о предприятиях, которые ограничивают количество форм этих предприятии и подчиняют их определенным правилам. Среди распространенных форм предприятий: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы. Эти формы организации существуют в большинстве стран мира их регламентируют законы каждой страны.

Так же существуют другие виды партнерства в их обыденной жизни. Мы можем сказать, что закон регулирует те организационно-правовые формы, которые прописаны в законе. Однако существуют партнерства, которые не прописаны в законе. К примеру, я становлюсь партнером своего брата в покупке машины и её продаже.

Или, например я думаю, что такая-то недвижимость станет дороже и я становлюсь партнером своего соседа в покупке недвижимости и затем в её продаже.

Я могу стать партнером своих двоюродных братьев в покупке земли, и мы бы по очереди использовали её. Один использует неделю, другой использует неделю. При этих формах партнерства если человек умрет, то его имущество перейдет к его наследникам. Представим, что его наследники это 4 сына и когда имущество к ним перейдет, то они станут партнерами в нём. Они стали партнерами, потому что человек умер и оставил им в наследство это имущество.

Таким образом существует много форм партнерств, которые могут быть не прописаны. Существуют так же прописанные формы партнерства.

Ты можешь быть компаньоном другого человека в простом магазинчике или бакалее. Необязательно, чтобы она была прописана как акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

Ведущий: Уважаемый доктор, если мы скажем что формы партнерства не ограничены определенными организационными формами и что форм участия в партнерстве так же неограниченное количество, то какое общее мнение Шариата относительно торговых партнерств, которые есть среди людей?

Шейх: Торговые партнерства, которые есть среди людей являются дозволенными. Основой в них является дозволенность. Это же положение у всех видов деловых взаимоотношении между людьми. Основой в договорах является дозволенность. Участвую ли я своими деньгами или же трудом — всё в основе является разрешенным. Принимать ли участие в партнерстве или нет — это в основе разрешено. Некоторые люди любят быть чьим-то партнером и не хотят в одиночку основывать новые проекты.

Некоторые люди любят работать в одиночку и не любят принимать участие в чьем-то проекте. Таким образом человеческая природа может разниться, и эта разница может проявляться в любви или нелюбви к партнерству, в том, хочет ли он рисковать сам или же хочет с кем-то разделить риски, ведь торговля — это вид рискованного дела. Основой в ней является дозволенность. Шариат пришел возвысить эту дозволенность, и он подчинил партнерство нескольким правилам, однако какая общая основа? Общей основой является дозволенность.

Правила партнерства

Ведущий: Однако у этой основы есть свои правила?

Шейх: У этой основы есть правила.

Ведущий: Хорошо, какие же есть среди них?

Обман

Шейх: Например, среди правил с которыми пришел Шариат: Не обманывать партнера.

Ведущий: Как это например?

Шейх: Обман случается между партнерами, обман сам по себе запретен, а между партнерами уж тем более.

Ведущий: Каковы формы обмана партнеров?

Шейх: Например один из партнеров обманывает другого в стоимости того имущества, с которым он входит в партнерство.

Предположим, что есть два человека, которые договорились о партнерстве и один из них будет участвовать в нём своим трудом и говорит: «Я буду стоять в магазине с утра до вечера и продавать». Второй сказал: «Я буду участвовать деньгами, на которые мы будем закупать товар». Третий сказал, что примет участие своей недвижимостью или транспортом. Представь, эти задачи распределены и ясны, и это участие должно оцениваться, дабы знать, сколько каждому полагается от этого партнерства.

К примеру, эта работа оценивается в 1 000 долларов. Второй сказал: «Я буду платить 1 000 долларов». Третий называет стоимость тех объектов, которыми он будет участвовать, как например магазин или автомобиль, которые стоят 10 000 долларов, и он говорит, что они стоят 15 000 долларов, но на деле они стоят лишь 10 000 долларов.

Ведущий: Хорошо.

Шейх: Мы говорим, что на самом деле ты увеличил свою долю в предприятии. Потому что последствие этого обмана – получение более высокой прибыли.

Поэтому партнеры должны чётко и ясно знать, что эта машина или этот магазин, которым ты участвуешь в партнерстве стоят 15 000 и что это больше их рыночной стоимости. Однако представь, что этот третий партнер сказал, что рыночная стоимость этого автомобиля 15 000. Мы говорим, что это вид обмана своих партнеров. Почему? Потому что раз ты говоришь, что рыночная стоимость этого объекта является 15 000 долларов хотя на деле их стоимость ниже этой, то это значит, что ты взял долю прибыли, которую заслуживали твои партнеры и ты взял больше того, что ты заслуживаешь. Значит это один из видов обмана.

Ведущий: Значит первое правило: отсутствие обмана.

Шейх: Представим, что человек участвует в партнерстве своим трудом. Может ли он обмануть? Может.

Ведущий: Как же?

Шейх: Например он не выполняет своих обязанностей так как должен и так как этого ожидают от него партнеры.

Ведущий: То есть неполное исполнение обязанностей считается обманом?

Шейх: Да, раз он делает не полностью свою работу и получает за неё часть прибыли, однако не делает это требуемым от него образом.

Предположим, от него требуется открывать магазин с 8 утра до 12 часов дня, однако он всегда открывается лишь в 9, а закрывается за полчаса до конца положенного времени и таким образом пропускает клиентов. Это вид обмана партнеров, которые ожидают от него работу со всей серьезностью старанием и искренностью. Предположим, что он использует этот магазин для своей собственной выгоды. Партнеры условились на том, что эта машина, например используется для сбыта товаров магазина, однако мы видим, что этот партнер использует её для сбыта товара, но также и для семейных поездок или личных, без оповещения об этом своих партнеров. Нет сомнений, что это вид обмана партнеров.

Ведущий: Это касается и работника, который не является партнером?

Шейх: Да это касается и работника, который не является партнером.

Если подобное исходит от работника, то мы говорим, что это нарушение трудового договора. Есть общее правило:

«Тот, кто имеет дело с правами других людей должен стремиться к пользе для того, с кем он имеет дело».

Если я наемный работник, работаю за чьи–то деньги, то это значит, что я должен стремиться к выгоде для тех, кто платит деньги.

Ведущий: Однако если партнер не дает мне мою долю?

Шейх: Да, твоё партнер использует твои деньги, однако ты имеешь долю, а другие доли – это уже результат использования чужих денег.

Поэтому, когда ты используешь машину, то на деле машина принадлежит тебе лишь на треть, однако две трети принадлежат партнерам. Поэтому ты используешь эту машину ради выгоды вашей компании. Если ты хочешь использовать её для личных нужд или нужд семьи ты должен спросить разрешения у своих партнеров. Почему? Потому что ты используешь их деньги не по назначению. Это всё виды обмана, которые могут случиться между партнерами.

Ведущий: Значит это первое правило: Отсутствие обмана со стороны любого из партнеров. Существуют ли еще какие-то правила?

Шейх: Да, существуют и другие правила, например касательно вероломства в отношении партнеров. Это очень опасно. Человеческая душа создана жадной.

إِنَّ الْإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا

«Воистину, человек создан нетерпеливым,»
[Сура «Аль-Мааридж», аят 19]

Душа человека создана спешащей. Ей внушена любовь к богатству.

وَإِنَّهُ لِحُبِّ الْخَيْرِ لَشَدِيدٌ

«Воистину, он страстно любит блага.»
[Сура «Аль-‘Адийат», аят 8]

Иногда любовь к благам ведет человека к вероломству в отношении своих партнеров и оставлению справедливости в отношении них.

Вероломство

На эту проблему указывает Священный Куран:

قَالَ لَقَدْ ظَلَمَكَ بِسُؤَالِ نَعْجَتِكَ إِلَىٰ نِعَاجِهِ ۖ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ الْخُلَطَاءِ لَيَبْغِي بَعْضُهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَقَلِيلٌ مَّا هُمْ ۗ

«Дауд сказал: «Он поступил по отношению к тебе несправедливо, когда попросил присоединить твою овцу к своим. Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало.»»
[Сура «Сад», аят 24]

Это касается вероломства между партнерами.

Ведущий: Так что же это такое?

Шейх: Под вероломством имеется в виду нарушение обязательств, когда забирается больше положенного и это нарушение границ.

Партнерство строится на доверии. Почему? Потому что партнеры будто стоят в одном ряду и в одном положении и говорят как бы голосом одного человека, в отличии от тех, кто заключает сделку. Контрагенты в сделке производят обмен. Этот покупает этот продает. Моя выгода состоит в приобретении товара, а его в цене. Я стремлюсь к лучшему товару за меньшие деньги, а он стремится к большей цене. В этом случае наши выгоды противолежат друг другу. Однако бизнес партнеры не являются контрагентами друг другу, они выступают как одна сторона на переговорах с покупателем. Эти три, четыре, пять человек образуют одну сторону и поэтому связь между ними должна быть крепкой и надежной.

Ведущий: Каковы формы вероломства в партнерстве?

Шейх Мансур: Существует несколько форм вероломства и нарушения прав партнеров.

Например, когда один из партнеров обуславливает для остальных партнеров возврат своих вложении капитала.

К примеру, 3 или 4 человека объединились и каждый скинулся по 1 000 долларов. Теперь у них есть 4 000 долларов и каждому принадлежит четверть компании. Однако мы видим, что один из партнеров говорит: «Вы должны гарантировать мне возврат моего вложенного капитала».

Ведущий: В чем же заключается вероломство?

Шейх: Вероломство в том, что компания строится на получение совместной прибыли и на несении совместных убытков. Если кто-то из партнеров выходит за это понятие и говорит: «Я не должен нести убытки. Если предприятие будет убыточно, то я первый получаю свои вложенные деньги, а вы уже сами несете убытки».

Это один из видов вероломства и нарушения прав других партнеров. Как будто он добавил себе прав и привилегии над другими партнерами.

Ведущий: Означает ли эта форма, что должно быть равенство в долях между этими 4 партнерами?

Шейх: Это важный вопрос. Обязательно ли равенство в долях?

Нет, это не обязательно. Разница в долях может быть, однако эта разница объяснима.

Предположим, что каждый из этих четырех партнеров заплатили 1 000 долларов, однако один из них добавил к этим 1 000 долларам свою работу в магазине и сказал, что хочет иметь за эту работу что-то. Вместо того, чтобы делить прибыль ровно на 4 части прибыль будет делиться на пополам, и вторая половина будет распределяться между 3-мя оставшимися партнерами. Мы говорим, что ничто не мешает этому. Почему? Потому что у человека есть причина для увеличения его доли в бизнесе и это его труд. Представим, что компания терпит убытки и капитал каждой доли стал равен уже не 1 000 долларам, а 500. Они попросили у людей, чтобы они вложили свои деньги и стали партнерами этого предприятия для того, чтобы спасти её от банкротства и кризиса. Приходит новый партнер и вкладывает 500 долларов и ему в таком случае полагается равная доля, как и всем остальным. Мы говорим, что этот расчет допустим. В настоящее время доли партнеров стали составлять по 500 долларов. Значит партнёрство строится на самом деле на справедливости, а не на равенстве.

Ведущий: Справедливость заключается в том, что человек несет часть убытков?

Шейх: Все партнеры несут совместные убытки. Справедливость между ними означает разницу долей людей в зависимости от разницы прилагаемых ими усилий и равенство долей между ними в том, в чём они равны.

Мы не говорим, что компания должна делить прибыль пополам или всем уделяться треть. Нет, прибыль делится по справедливости, даже если доли не будут равны.

Ведущий: Доктор Мансур, мы всё ещё разбираем с вами второе правило, касаемое партнерств, которое говорит о недопустимости вероломства в отношении партнеров. Но мы с вашего разрешения и разрешения зрителей прервёмся на небольшую паузу во время которой продемонстрируем вам ответы на вопрос сегодняшнего выпуска.


«Каковы на твой взгляд причины разногласии партнеров и почему?»

«Существует множество причин для этого. Можно сказать, что одной из них является отсутствие доверия между партнерами и партнер может почувствовать, что он занимает меньшую долю в компании. Есть множество причин. Например, партнеры – это братья и старший взял себе большую часть прибыли, а младший взял меньшую и поэтому происходят разногласия между ними в этих делах.»

— Респондент 1

«Возможно, что причиной является отсутствие благодарности и отсутствие соблюдения договоренностей.»

— Респондент 2

«Что касается причин разногласий, то их много, однако если назвать главную, то это жадность. Жадность — это самая главная причина раздоров. Так же любовь к власти. Кто-то хочет всем управлять и возможно это так же является причиной разногласии.»

— Респондент 3

«Если предприятие не было успешным, тогда появляются разногласия между двумя партнерами. Либо же отсутствие доверия между ними.»

— Респондент 4

«Я думаю, что отсутствие доверия между двумя партнерами. Доверие самое главное. Если его нет случается раздоры между партнерами.»

— Респондент 5

Ведущий: Да приветствует вас Аллах еще раз.

Доктор Мансур, как мы видели в опросе многие из зрителей видят причинами раздоров между партнерами неудачи в деле, кто-то считает, что причиной является жадность. Каким образом можно избежать этих распрей, которые случаются между партнерами?

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, благословение его нашему Пророку Мухаммаду.

Да вознаградит Аллах благом наших братьев, участвовавших в опросе. Их комментарии являются благими, понятными и хорошо передают смысл.

Как избежать раздоров, которые случаются между партнерами?

На самом деле это очень важный вопрос.

Один из важных аспектов — чтобы отношения между партнерами строились на открытости и прозрачности, осведомленности. Если партнеры скрывают друг от друга что-то и есть какие-то плохие намерения или один из них хочет завладеть деньгами или использовать это предприятие для своих собственных нужд. Либо один из них хочет в дальнейшем выйти из бизнеса и завладеть брендом. Таким образом важна открытость. В благородном хадисе говорится:

أنا ثالثُ الشريكينِ ما لم يخنْ أحدهما صاحبهُ

«Я буду третьим для двух партнеров, пока один из них не обманет другого».

— Абу Дауд (3383), Ад-Даракутни (3/35), Хаким (2322)[1].

Таким образом взаимная открытость между компаньонами является основой, на которой зиждется совместное дело. Поэтому мы всегда говорим….

Ведущий: Открытость, касающаяся дел предприятия?

Шейх: Да, в границах предприятия.

Я должен сказать своему бизнес партнеру: «Извини, я воспользовался автомобилем в один из дней и быть может я должен буду использовать его в каких-то своих личных делах, однако поверь я не буду использовать его чаще 1 раза в неделю».

Это пример. Об этом я должен буду оповестить. Если один из партнеров, который работает с кассой в магазине берёт эти деньги и расходует на своих детей, то даже если он возвращает потом эту сумму, но как он может использовать эти деньги на личные нужды? Нет сомнения, что это спровоцирует зависть и проблемы во взаимоотношениях.

Нуввас ибн Сам’ан в хадисе говорит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

البِرّ: حُسْنُ الخُلُقِ، وَالإِثْمُ: مَا حَاكَ فِي نَفْسِكَ، وَكَرِهْتَ أنْ يَطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُ

«Грех — это то, что не дает покоя душе и то, что ты не желаешь раскрывать людям».

— Муслим (2553), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (295).

Если кто-то из партнеров скрывает что-то для того, чтобы об этом не узнали остальные партнеры, потому что если они узнают, то быть может будут гневаться. Быть может они не будут довольны и т. д. это означает что ты не должен этого делать. Если ты что-то делаешь и опасаешься, что люди узнают, то это значит ты должен остановиться.

Ведущий: Значит прозрачность в отношениях требуется для того, чтобы избежать конфликтов между партнерами?

Шейх: Еще требуется чтобы все договоренности документировались и ничто не мешает это закрепить в письменной форме.

Прописываются доли партнеров, начальные капиталы каждого, сколько полагается от прибыли каждому, каковы обязанности у каждого из них, за что каждый ответственен, что разрешается каждому делать и какие вещи нельзя делать. Если эти вещи прописываются, то это делает вероятность конфликта минимальной.

Ведущий: Однако ведь многие люди могут пропускать эти формальности, в частности, когда это семейное дело. Влияет ли документальное оформление на доверие между партнерами? Ты, например если скажешь кому-то: давай всё пропишем он скажет: «Ты во мне сомневаешься?».

Является ли закрепление в письменном виде обычной природой деловых взаимоотношении или же оно проистекает из сомнений?

Шейх: Священный Куран на самом деле побуждает к письменному оформлению договоров, в частности договоров займа. Партнерство не является займом, но имеет тот же смысл. Священный Куран говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيۡنٍ إِلَىٰٓ أَجَلٖ مُّسَمّٗى فَٱكۡتُبُوهُۚ

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его,»
[Сура «Аль-Бакара», аят 282]

Это вид обязательства. По какой причине договор должен оформляться в письменном виде? Потому что он является обязательством и права других должны быть закреплены.

В партнерстве так же есть обязательства партнеров друг к другу, у них так же есть права, которые должны соблюдаться. Поэтому то, что стало причиной для документирования долговых обязательств является так же причиной для письменного оформления договора партнеров, потому что он фиксирует права всех партнеров.

Ведущий: Значит он не влияет на уровень доверия?

Шейх: Он, наоборот, укрепляет уверенность и регламентирует права и дает людям чувствовать себя спокойно по отношению друг к другу.

Ведущий: Если позволите, доктор с нами на связи брат Мухаммад из Ирака. Брат Мухаммад? Да приветствует тебя Аллах!

— Мухаммад: Мир вам!

Ведущий: И тебе мир, милость и благословение Аллаха, да приветствует тебя Аллах, Шейх Мухаммад. Пожалуйста.

— Мухаммад: Как у вас дела, Шейх?

Шейх: Добро пожаловать! Да приветствует тебя Аллах и обрадует!

— Мухаммад: Да наделит вас Аллах благодатью!

У нас с компаньоном есть машина. Я хочу продать автомобиль, но он не хочет этого.

Ведущий: Ты кому являешся компаньоном? Своему отцу? Или кому?

— Мухаммад: Нет, своему другу.

Ведущий: И ты хочешь продать машину?

— Мухаммад: ….

Ведущий: Вопрос понятен.

Брат Мухаммад спрашивает о машине купленной на двоих, и он хочет продать свою долю в ней, однако его партнер не хочет этого.

Шейх: Выход из партнерства имеет несколько форм. Мы говорим, что выход из партнерства…

Ты со своим партнером или другом владеете машиной на двоих. Ты владеешь половиной машины и твои друг владеет половиной.

Как же можно выйти? Есть на выбор три варианта:

  • Либо этот брат Мухаммад выкупает долю своего партнера.
  • Либо второй партнер выкупает долю первого.

Т.е. один из партнеров выкупает долю другого. Если оба откажутся от покупки доли, то мы говорим, что тогда машина продается на рынке и вырученная сумма делится между ними в зависимости от их долей.

Это способ выхода из партнерского соглашения.

Ведущий: Этому не мешает отказ одного из партнеров?

Шейх: Деловой партнер считается более приоритетным при продаже доли кому-то.

Как же определяются доли между партнерами, ведь разногласие может случиться даже при их определении?

  • Либо они определяются с помощью эксперта по данному рынку. Он оценивает автомобиль и говорит, что стоимость у нее 5 000 или 10 000 долларов. Это значит, что эта цена делится в зависимости от долей и один партнер выкупает у другого исходя из оценки, которую произвел эксперт рынка.

Ведущий: Или же если они оба достигли согласия относительно цены?

Шейх: Или же они обоюдно согласовали стоимость выкупа.

Некоторые люди иногда требуют от партнера и говорят ему следующее: «Дай мне оценить стоимость и если цена меня удовлетворит, то я куплю твою долю, а если не удовлетворит продам тебе свою».

Вторая сторона не знает, кем она будет: покупателем или продавцом, пока не будет проведена справедливая оценка, ведь если оценка будет завышена, то это значит, что партнер заставит купить его долю, если же оценка будет занижена, то другая сторона купит по этой цене.

Это способы людей оценивать, однако если твои партнер не согласен, чтобы ты продавал машину и не согласен выйти из партнерства путем обоюдного соглашения, то это значит, что дело должно быть передано в суд, дабы суд нашел путь для выхода из партнерства обязав одну из сторон купить долю другой или обязав обе стороны продать предмет партнерства.

Ведущий: К слову о выходе из партнерства, разрешается ли ставить условие, которое запрещает выходить из союза одному из партнеров или которое запрещает прекратить сотрудничество или учувствовать в определенных партнерствах?

Шейх: Основой в торговых объединениях – дозволенность. Что это значит?

Это значит, что разрешается одному из двух партнеров выйти из своей части договора. Разрешается так же, чтобы партнерство было обязательным на определенное время.

Например, я говорю: «Срок партнерства составляет 10 лет и ни одному из партнеров забирать свою долю капитала из компании». Это основа в объединении: разрешенность и необязательность. Это значит, что разрешается одному из партнеров выходить из договора или же партнерство может быть обязательным на протяжении ограниченного времени.

Обычно, когда срок партнерства неограничен они являются добровольными, а не обязательными. Это значит, что каждой из сторон партнеров допустимо выходить из союза.

Если же срок партнерства ограничен, то ничто не мешает быть этому партнерству обязательным на всем протяжении этого срока.

Важно отметить, что благими и хорошими договорами о партнерстве являются те, которые предоставляют возможность выйти из договора. Как это?

Если мы сделаем партнерство обязательным на 10 лет, то я должен предоставить партнерам возможность выйти из него. Если партнерство стало обязательным, а один из компаньонов захотел выйти из него через год, то я должен предоставить ему возможность продать его долю третьей стороне или одному из партнеров или кому-то на стороне. Я должен ему предоставить возможность выйти из компании. Мы не хотим, чтобы партнерство вынуждало его оставаться в нём без его желания. Почему? Потому что, как мы уже сказали, совместные предприятия строятся на доверии, взаимопомощи и искренности. Если один из компаньонов вынужден оставаться в компании, то это значит, что скоро он испортит компанию отсутствием своего стремления. Он будет предлагать плохие идеи, возможно он не будет искренен или правдив, поэтому договора о совместных предприятиях должны предоставлять возможность для выхода из договора, либо путем деления капитала. Если компания не хочет делить основной капитал, как это бывает в некоторых компаниях. Компания не хочет, чтобы её капитализация стала меньше определенного числа. Почему? Потому что если он заберет свою долю, то…

Как же можно выйти? Мы говорим, что этому человеку предоставляется возможность продать свою долю кому-то из партнеров или третьей стороне по согласованной цене.

Ведущий: Отлично! Прежде чем начать разбирать новый вопрос мы хотим напомнить дорогим зрителям что телефонные номера для звонков изображены на экране.

Раздел прибыли и убытков

Доктор Мансур, если два партнера не договорились о прибыли, о доле прибыли и доле убытков, то каким образом делится прибыль и убытки?

Шейх: В основе, убытки делятся в зависимости от долей партнеров в первоначальном капитале. Убытки делятся между участниками в зависимости от их первоначальных вложений. Это основа. Прибыль в основе делится между партнерами в зависимости от их соглашения в договоре партнерства.

Ведущий: Получается, что при убытках доли ответственности участников не могут разниться?

Шейх: Основой является то, что убытки распределяются в соответствии с долями участников в первоначальном капитале.

Ведущий: То есть?

Шейх: Например, этот человек имеет долю в 70 процентов, то значит он берет на себя 70 процентов убытков. Этот человек имел долю в 30 процентов, поэтому он берет на себя 30 процентов.

Ведущий: А что если одна сторона, владеющая 70 процентами и вторая с 30 процентами, договорились о том, что убытки будут распределяться 50 на 50, а прибыль будет делиться по-другому?

Шейх: Основой является то, что убытки распределяются в зависимости от долей в первоначальном капитале, а не в зависимости от договоренностей между партнерами. Хорошо.

Ведущий: Но что если эти доли неизвестны? Доли в прибыли.

Шейх: Деление прибыли, если доли в прибыли не были оговорены, происходит в соответствии с соотношением сторон в первоначальном капитале.

Значит ли это, что доли в прибыли могут отличаться от долей в основном капитале? Мы говорим да. могут. Почему? Потому что человек может инвестировать дополнительные усилия, может войти в компанию в трудное для неё время, может прилагать большие усилия для расширения, он может принимать участие своей известностью или использовать более значимый бренд и поэтому доли прибыли могут отличаться.

Ведущий: То есть партнер, который имеет долю в основном капитале 30 процентов и берет на себя 30 процентов убытков может в итоге получать 50 процентов прибыли?

Шейх: Да, может. Ничто не препятствует этому.

Таким образом прибыль делится в соответствии с договоренностями между партнерами. Два человека могут принимать участие, каждый из которых вносит по 50 процентов, однако в полученной прибыли один из них будет брать больше другого. Какова причина этого? Причина этого кроется не в ущемлении прав, и недопустимо, чтобы оно или вероломство было причиной.

Основанием для этого являются дополнительные усилия, которые прикладывает тот, кто вложил половину. Это может быть, потому что он является владельцем многолетней торговой марки и люди идут покупать в этом магазине по причине наличия этого бренда и поэтому он хочет что-то брать взамен.

Ведущий: Или же опыт?

Шейх: Или если человек имеет опыт.

Предположим, что второй партнер является новичком на рынке или новичком в этом деле. Если даже они оба вложили одинаковую сумму средств, то их доли в прибыли могут быть разными. То же касается и партнерства в совместной работе. Предположим, что два человека объединились и захотели разделить прибыль, которая пришла от их совместной работы. Например, два врача. Первый консультирует, а второй проводит диагностику. Один врач узкого профиля, а другой является врачом общей практики. Нет сомнений, что доля прибыли, которую заслуживает этот врач больше, чем другой человек, потому что первый более опытнее более профессиональнее и т. д.

Ведущий: Мы сказали, что служит основанием для разницы между долями в прибыли. Что же служит основанием для запрета договоренностей относительно убытков?

Шейх: Имеется в виду разное претерпевание убытков?

Ведущий: Какова причина запрета разницы при распределении убытков между сторонами?

Шейх: Как мы уже сказали в основе распределение убытков основывается на долях в первоначальном капитале. Почему мы запрещаем распределять убытки по договоренности? Потому что разница в этом случае является гарантией со стороны одного партнера для возможных убытков в доли другого партнера. Убытки должен претерпевать весь капитал, по причине хадиса ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

الخَرَاجُ بِالضَّمَانِ

«Прибыль принадлежит тому, кто несёт ответственность».

— Абу Давуд (3508)[2].

Факихи взяли из этого правило: «награда за убытки».

Если доли, к примеру составляют 50 и 50 процентов и один из партнеров сказал другому: «Я буду брать на себя 90 процентов убытков, а ты берешь на себя 10 процентов из них». В этом случае он будто бы застраховал его капитал.

Если, например человек говорит: «Я беру на себя 100 процентов всех убытков, а тебе не придется их нести», то в этом случае он страхует капитал второго. При 99 процентах он страхует часть капитала и так далее и поэтому страхование капитала и отсутствие ответственности каждого за сохранность их денег противоречит Шариатскому правилу: «Награда в обмен на убытки». Тебе разрешает брать прибыль тот факт, что ты несёшь ответственность при убытках.

Прибыль принадлежит тому, кто несёт ответственность, и награда принадлежит тому, кто берёт на себя убытки. Поэтому человек должен быть готов претерпевать убыточность в соответствии с его долей в первоначальном капитале и не должен принимать участие в предприятии, где один партнер страхует капитал другого.

Ведущий: Что если один из партнеров поставил условие другому, что у его доли в бизнесе будет некоторая привилегия, заключающаяся в том, чтобы, например получать прибыль первым из всех партнеров?

Шейх: Привилегии в совместном предприятии, как мы упомянули делятся на несколько видов.

Если эта привилегия приводит к страхованию капитала, то это запрещено. Из разновидностей подобных условии те, которые встречаются в некоторых привилегированных акциях, которые торгуются на некоторых мировых рынках. Условия гласят, что при банкротстве компании владелец привилегированных акций получит свою долю раньше, пока не погасит свои капиталовложения и после этого уже остатки будут распределены между другими партнерами.

Т.е. как будто бы остальные участники гарантировали ему сохранность его капитала.

Мы говорим, что этот вид привилегированных акций, который даёт их обладателю гарантию возмещения его капитала при банкротстве является запрещенным.

Ведущий: Из-за хадиса: «Прибыль достается тому, кто возмещает»?

Шейх: Да, из-за хадиса ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Прибыль достаётся тому, кто возмещает».

Существуют так же другие виды привилегии.

Например, привилегия, подразумевающая большую долю прибыли. Мы говорим, что этому ничто не препятствует. Что же позволило человеку получить привилегию в виде большей доли прибыли? Например, он стал частью компании при непростых для неё обстоятельствах, таких как банкротство. Она захотела укрепить свои позиции и разместила дополнительные акции. Тем инвесторам, которые вкладываются в эти дополнительные акции говорится: «Вы будете иметь привилегии в прибыли, например будете получать прибыль в разы больше. Вместо того, чтобы получать 10 процентов прибыли мы будем давать вам 15 процентов». Эта привилегия в виде дополнительной прибыли имеет свои причины.

Мы сказали, что привилегии, касающиеся прибыли разрешены, потому что в основе прибыль делится между участниками в соответствии с договоренностями, не в соответствии с их долями в первоначальном капитале.

Ведущий: А что насчет привилегий, связанных с приоритетностью в получении прибыли?

Шейх: Привилегия подразумевающая первостепенность в получении прибыли имеет свою форму. Какая разница между привилегией связанной с большим процентом прибыли и привилегией, связанной с приоритетностью в её получении?

Больший процент прибыли означает, что всё равно прибыль делится между партнерами. Вместо того, чтобы получать 10 человек получает 15 процентов или 20 процентов, однако она всё равно делится между партнерами, и никто не получает её раньше других.

Приоритетность в получении прибыли означает, что человек первым получает свою прибыль, которая ему полагается, а остальная прибыль делится между оставшимися партнерами.

На самом деле первоочередность в получении прибыли представляет собой нечто среднее между гарантией по компенсированию вложений. В этом же случае человеку не гарантируется компенсация капитала, однако при получении прибыли ему гарантируется его часть прибыли. Если была заработана лишь сумма, которую он должен получить в качестве прибыли, то она отдается ему, а остальным ничего.

В этом есть проблема, потому что большинство факихов четырех мазхабов открытым текстом говорят, что прибыль должна делиться между всеми компаньонами и чтобы в компании не было условия, которое может привести к лишению прибыли остальных партнеров. То есть ни один из участников не должен присваивать себе всю прибыль, исключая остальных соучастников.


Вопросы

Ведущий: Хорошо. С вашего позволения мы примем звонок от брата Мухаммада из Саудовской Аравии.

Брат Мухаммад, да приветствует тебя Аллах!

— Мухаммад: Мир вам!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!

— Мухаммад: Как поживаете?

Шейх: Да приветствует тебя Аллах брат Мухаммад!

Ведущий: Шейх слушает тебя.

— Мухаммад: У меня очень простой вопрос. В случае, когда приходит новый партнер в убыточную компанию, то, что он берёт на себя из убытков?

Шейх: Всё понятно.

Ведущий: Мухаммад, ты еще с нами?

— Мухаммад: Да.

Ведущий: Поставил ли новый компаньон условие, что он не ответственен за убытки?

— Мухаммад: Нет, он пришел в убыточную компанию, какова его доля убытков?

Ведущий: Хорошо, понятно.

Новый партнер стал участником убыточного предприятия, берёт ли он на себя часть его убытков?

Шейх: Этот участник, который стал деловым партнером в этой убыточной компании, стал её частью уже после того, как она превратилась в убыточную. Мы говорим, что этот новый участник не берёт на себя те убытки, которые понесла компания перед его приходом, однако он берёт на себя те убытки, которые компания потерпела после его появления.

Таким образом те убытки, которые понесла компания перед приходом нового партнера не ложатся на него.

Сейчас мы объясним суть вопроса.

Существует, например 4 партнера, каждый из которых вложил 100 риялов. Они сотрудничали 5 лет. Первоначальный капитал их составил 400 риялов, так как их 4 человека, и они внесли по 100 риялов. Через 5 лет работы они оказались в убытке и их общий капитал уменьшился до 200 риялов. Значит убыток составил 50 процентов. Каждый человек имеет 50 риялов. Теперь появляется новый партнер, который войдет с той же суммой в 50 риялов. Почему? Потому что стоимость их компании сейчас ….

Ведущий: Потому что каждая доля равна 50 риялам?

Шейх: Каждая доля равна 50 риялам и этот человек так же зайдет с 50 риялами, и общая сумма долей составит 250. Он не несёт убытков, которые случились до его прихода.

Теперь представим, что снова появились убытки. Если после его прихода появились новые убытки, то он несёт их совместно с другими, а те убытки, которые были до него он не берёт на себя, но они отразятся на той сумме с которой он будет заключать партнерство.

Ведущий: Надеюсь, что брат Мухаммад не прервал с нами связь. Брат Мухаммад ты слышишь нас?

— Мухаммад: Да.

Ведущий: Есть ли у тебя ещё дополнения?

— Мухаммад: Нет, да воздаст вам Аллах благом, благодарю!

Ведущий: И мы благодарим тебя, наш брат Мухаммад.

Доктор Мансур, один человек задает вопрос: он является партнером в компании, его компаньон имеет проекты, которые подразумевают государственные тендеры. Это компания-подрядчик, которая получает некоторые государственные тендеры. Он говорит, что его партнер иногда выигрывает тендеры незаконными способами, путем взяток и иными путями и он осведомлен об этом. Какое положение у этого партнерства и получения прибыли с этих проектов и какого положение участия в совместном деле подобного рода?

Шейх: Основа в партнерстве заключается в том, что оно должно строиться на узаконенных Шариатом, дозволенных финансовых взаимоотношениях. Человеку нельзя приносить своим партнерам запретную прибыль, и все компаньоны должны страшиться Аллаха, Велик Он и Всевышен, и оставить обман, ростовщичество и дистанцироваться от запретных денег, и эта компания должна основываться на богобоязненности, покорности Аллаху и оставлении запретного.

Не разрешается человеку выигрывать для своих партнеров тендеры через взятку и этим партнерам необходимо делать ему наставление и запрещать ему совершать предосудительное.

В этой ситуации на самом деле я советую своим братьям, которые представляют совет директоров акционерных обществ, которые в целом участвуют в объединениях или управляют акционерными обществами, чтобы они проявляли богобоязненность и стремились избежать ростовщичества и стремились к оставлению запретных финансовых взаимоотношении и не приносили своим партнерам-акционерам деньги добытые запретным путем.

Мусульманин по природе своей стремится к чистоте своей пищи, еды и питья и стремится к моральной чистоте их пищи, еды и питья и стремится не примешивать к их имуществу запретное. Мы говорим этому человеку, который говорит, что его партнер прибегает в некоторых деловых отношениях к взятке. Сначала ты должен сделать ему наставление, выразить недовольство и запретить ему это и очистить деньги от (последствий) взятки. Если же это повторится с его стороны, то ты должен выйти из партнерства.

Ведущий: Как можно очистить эти деньги?

Шейх: Ты оставляешь запретную прибыль. Ты оставляешь ту прибыль, которая была получена запретным путем и берешь ту прибыль, которая была получена разрешенным путем. Если же это действие повторяется со стороны партнера 2-3 раза, больше одного и это стало его обычным дело, то ты должен выйти из этого партнерства и оставить его.

Ведущий: Здесь один человек задает вопрос: что, если он знает о том, что компания, в которую он вложился имеет уставной капитал, образованный путем займа под процент?

Шейх: Человеку не разрешается брать в долг под проценты для того, чтобы участвовать в бизнес-проектах или реализовывать собственные задумки или купить недвижимость и так далее.

В основе человек должен стремиться к моральной чистоте пищи, еды и питья. Это основа. Если человек берёт кредит под проценты дабы стать частью компании и приумножить свои деньги, то нет сомнения что это убыточная сделка. Как он хочет приумножить свои деньги, если он берет этот кредит под проценты?!

Поэтому, на самом деле…

Ведущий: А что же со вторым компаньоном?

Шейх: Если этот человек вкладывается своими деньгами… (Деньги не несут клеймо плохих или хороших сами по себе…)

Поэтому если человек имел дело с кредитом под проценты или занял под проценты или совершил что-то запретное, то этот статус не закрепляется именно за теми деньгами, которые он вкладывает в предприятие, поэтому о тех деньгах, которые он вложил нельзя сказать, что это деньги ростовщичества. Нет. Это деньги этого человека, а какие-то деньги он взял в долг под проценты, какие-то деньги стали его доходом от торговли или заработал на рабочем месте, поэтому о его деньгах нельзя сказать, что это деньги от ростовщичества. Почему? Потому что деньги и купюры не принимают какой-либо статус. Соответственно мы говорим, что такое партнерство разрешено и говорим, что этот человек, который взял в долг под проценты является грешным и он обязан погасить этот займ и по возможности выйти из этих отношений.

Ведущий: Если позволите, мы примем звонок от нашего брата Абу Салиха из Саудовской Аравии.

Абу Салих, ты слышишь нас?

— Абу Салих: Алло!

Ведущий: Да приветствует тебя Аллах, Абу Салих!

— Абу Салих: Мир вам и милость Аллаха!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха, пожалуйста, доктор тебя слышит.

— Абу Салих: Я хотел бы спросить у вас по поводу инвесторов, которые стали партнерами компании. Предполагалось, что они будут забирать какой-то процент прибыли, но компания столкнулась с убытками и её основатели решили, что они перекроют своими средствами убытки, которые должны были понести инвесторы. Считаются ли ростовщичеством выплата этих денег, перекрывающих убытки?

Ведущий: Благодарим тебя, Абу Салих.

Шейх: Мы говорим, что добровольное соглашение, заключаемое партнерами о возмещении убытков, которые понесли инвесторы или другие партнеры с точки зрения Шариата не находит для себя преград. Если же это соглашение является условием партнерства, то это не дозволено Шариатом.

Если при инвестировании было поставлено условие, предписывающее возврат средств инвесторов при убыточности предприятия, то мы говорим, что это условие недопустимо с точки зрения Шариата. Однако если так случилось, что некоторые партнеры или финансовые менеджеры решили перекрыть эти убытки, то мы говорим, что для этого нет помех со стороны Шариата.

Ведущий: Это считается благотворительностью?

Шейх: Да, это такой вид пожертвований, выраженный в возмещении убытков, однако здесь есть вопрос. Если от партнеров было замечено упущение и халатность, то в этом случае им обязательно перекрыть убытки. Однако если же…

Ведущий: Если же убытки были спровоцированы состоянием рынка?

Шейх: Если убыточность стала следствием состояния рынка или макроэкономических факторов страны без упущения и халатности со стороны партнеров, то мы говорим, что в этом случае они не обязаны перекрывать убытки инвесторов или других партнеров. Они могут делать это на добровольной основе, не ставя такого условия при договоре. Если они добровольно на это решились, то ничто этому не мешает.

Ведущий: Доктор Мансур, нам ничего не остается в этом выпуске, кроме как поблагодарить вас за то, что вы подготовили по теме положений торговых партнерств. Мы так же хотим поблагодарить вас, дорогие зрители за ваше внимание и надеемся встретиться с вами в следующих выпусках.

Мир вам милость и благословение Аллаха!

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Мухаммад Иман аш-Шанкытий сказал, что «иснад здоровый» (Адуауль-Байян, 4/69), Аль-Манзи в «ат-Таргиб уа тархиб» (3/42) сказал «его иснад достоверный или хороший, или то, что близко к этому»

  • [2]

    Также ат-Тирмизи (1285), который сказал «Достоверный» и ан-Насаи (4490). Шейх аль-Бухари и Абу Дауд сказали, что хадис слабый. Шейх аль-Альбани назвал его «хорошим».

Новое на сайте