Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.
Да приветствует вас Аллах, дорогие зрители в новом выпуске программы «Благочестивая торговля».
Мы рады обсудить с вами этим вечером тему «Положения состязаний и соревнований» с нашим постоянным гостем доктором Мансуром ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди.
От вашего имени я приветствую его, да приветствует вас Аллах, доктор Мансур. Добро пожаловать.
Шейх: Пусть даст Вам Аллах благополучие!
Ведущий: Мы так же хотим напомнить вам, дорогие зрители о вопросе для участия в передаче:
«Упомяни форму состязания или соревнования, в которой ты принимал участие».
Вы можете принять участие в опросе на страницах канала «Зад» в Твиттере и Фейсбуке.
Доктор Мансур, добро пожаловать ещё раз. Когда мы говорим о состязаниях и конкурсах от внимания людей может ускользнуть тот факт, что существуют определенные Шариатские положения, относящиеся к этой форме людских взаимоотношений. Поэтому, вначале мы хотели бы поговорить в общем о Шариатских положениях, которые регулируют совернования и конкурсы, которые проводятся между людьми.
Шариатские положения по данному вопросу
Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах дай нам понимание в религии, научи нас тому, что принесёт пользу и сделай полезным то, чему Ты нас научил и прибавь нам знаний, о Господь миров.
А затем.
Соревнования и конкурсы занимают определённое место в жизни людей и, несомненно, сегодня они занимают большее место, чем то, которое занимали раньше по причине распространения этих соревнований и конкурсов среди людей, а также из-за их разнообразия.
Без сомнений изучение Шариатских положений, связанных с состязаниями, является важным, дабы мусульманин знал, что из них дозволено, а что запретно и что необходимо соблюдать по отношению к соревнованиям.
Что такое соревнования?
Это вид борьбы и соперничества между людьми. Они могут принимать разнообразные формы. Например, состязаться могут два человека или две команды, или даже несколько команд. Соревнования могут проводиться в виде турнира, матча по какой-то игре или же быть первенством, как это в конных скачках или же это чемпионат по футболу, или же это конкурс поэтов, литературный конкурс или же конкурс красоты среди коней или лошадей. Видов состязаний множество. Это вид вызова, который бросают люди или же это вид соперничества и борьбы. Все эти определения вращаются вокруг одного и того же — это соревнования и конкурсы, проводимые между людьми.
Категории соревнований
Эти состязания и олимпиады, которые имеют место среди людей в общем, делятся на три категории.
- Либо это соревнуются два или более в том, что запретил Аллах, Велик Он и Славен.
Ведущий: Например?
Шейх: Примером является конкурс по игре на музыкальных инструментах. Это пример. Или же, например, если женщины соревнуются в выставлении своей красы напоказ и демонстрации тела, да убережёт Аллах от этого. Это касается и всех других конкурсов, которые изначально построены на действиях, запрещенных Шариатом.
Ведущий: Значит это первая категория, когда соревнования строятся вокруг запрещенной деятельности?
Шейх: Да, на запрещенной деятельности.
- Вторая категория: когда соревнования проводятся по дозволенному виду деятельности.
Как например если группа людей состязаются в красоте коней или верблюдов. Кто из них владеет наиболее красивым конем, кто из них владеет лучшим верблюдом. Или же, например, когда они соревнуются друг с другом в теннисе или же проводят турнир по футболу. Эти виды соревнований основаны на дозволенном виде деятельности, которые дозволил Шариат. Шариат разрешает человеку играть в теннис, например, или же когда человек играет в волейбол. Шариат дозволил читать стихи, владеть лошадьми и тому подобное. Эти соревнования будут основаны на разрешенном виде деятельности.
Ведущий: А этих видов деятельности не сосчитать?
Шейх: Они являются основой в любой человеческой деятельности.
- Третий вид соревнований — это состязания в узаконенных Шариатом и желательных видах деятельности, которые являются предпочтительными в религии Всевышнего Аллаха.
К примеру, когда двое состязаются в знании Курана наизусть или требовании Шариатского знания, когда состязаются в заучивании Сунны Пророка, да благословите его Аллах и приветствует, наизусть или когда две команды соревнуются в доведении вести Ислама и призыве к Аллаху.
Так же соревнование может быть устроено между двумя центрами призыва к Аллаху и состязаться в том, как много неверующих примет Ислам в каждом центре.
Это является соревнованием в деятельности, которая узаконена Шариатом и к которой Шариат побуждает.
Таким образом деятельность вокруг которой строятся соревнования бывает трех видов.
Ведущий: Соревнования делятся в зависимости от деятельности. Среди них есть те, которые проводятся вокруг запретного, среди них есть те, которые строятся на разрешенном, среди них есть те, которые строятся на разрешенном и есть среди них то, что устраивается вокруг желательного.
Каковы же Шариатские положения у каждой из этих категории?
Шейх: Если мы хотим поговорить о первой категории: «Запретных соревнованиях», то это те, состязания, которые проводятся вокруг запретного вида деятельности, как это мы упоминали в примере про конкурсы красоты и демонстрации прелестей или же музыкальные конкурсы, где пение, музыкальные инструменты и т. д. Эта деятельность является запретной, а соревнования по этому роду занятий ещё более запретно, так как изначально он был запретен ещё до соревнований и соответственно соревнования являются ещё более запретными, потому что они представляют собой взаимопомощь в грехе и ослушании.
Если ещё в этом конкурсе будет установлен приз для победителя, то это ещё более запретно и всё это превращается в мрак над мраком.
Ведущий: Соответственно, если действие запретно, то запретно и соревнования, проводимые по нему, и запретно так же устанавливать приз для этого конкурса?
Шейх: Да!
Почему? Потому что соревнование – это способ укрепить это действие, приблизить и призвать людей к нему. Они являются своеобразным видом призыва к заблуждению, видом призыва к греху. Если же на это ещё будут потрачены деньги и установлены призы, то этот призыв станет более мотивирующим и будет ещё эффективнее побуждать людей заняться этим видом деятельности и поэтому его запрет становится ещё сильнее.
Ведущий: Это то, что связано с первым видом состязаний — запретными, которые представляют собой соревнования по запретному виду занятий.
Вторая категория?
Шейх: Вторая категория — это разрешенные в основе занятия. Разрешенные изначально виды деятельности. Им разрешается заниматься и разрешается проводить соревнования по нему, как например двое решили бросить друг другу вызов в том, кто из них лучший поэт или, кто из них владеет лучшим конём или верблюдом.
Ведущий: Или, например соревнуются в скорости бега (или скорости лошади?).
Шейх: Соревнования в скорости бега придут к нам в третьей категории, хотя некоторые люди соревнуются в ней полагая, что бег относится ко второму типу, то есть разрешенных действий.
Этот вид, то есть разрешенных действий имеет Шариатское правило. Оно заключается том, что соревнования, которые касаются этих разрешенных действий узаконены Шариатом, но с условием, что в них не присутствуют денежные затраты и призы.
Не разрешается устанавливать приз, который в Шариате называется «ас-сабак». Не разрешается по Шариату устанавливать приз в этого рода соревнованиях.
Ведущий: То есть если соревнования проводятся по разрешенным видам занятий, но в них платятся деньги и есть призы, то они становятся запретными?
Шейх: Они становятся запретными.
Ведущий: В связи с чем?
Шейх: В связи с выплатами и призами, которые в них участвуют. Таким образом они являются разрешенными в основе и соревнования по этим занятиям будут дозволены, однако запретна выплата какого-либо денежного вознаграждения.
Ведущий: Что же препятствует этому?
Шейх: К нам придёт хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
لا سَبَقَ إلَّا في نَصلٍ أو خُفٍّ أو حافِرٍ
«Нет ас-сабакъа (вознаграждения), кроме как за стрельбу из лука, за соревнования на верблюдах и лошадях».
— Ат-Тирмизи (1700), ан-Насаи (3588), абу Дауд (2574).
И этот хадис приходит в «ас-Сунан» …
Ведущий: Что значит «Нет ас-сабакъа»?
Шейх: Это означает, что нет вознаграждения.
Ведущий: То есть нет материальной награды?
Шейх: То есть она не платится.
«Нет ас-сабакъа, кроме как в стрельбе из лука (ан-насль), верблюжьих скачках (аль-хуфф) и лошадиных скачках (аль-хафир)».
Что такое «ан-насль»? — Это стрельба из лука.
«Аль-Хуфф» — это соревнования на верблюдах.
«Аль-Хафир» — это соревнования на лошадях.
И мы, надеюсь, разберем этот хадис, подробное его значение и его мудрость, но прежде этого мы упомянем третий вид соревнований.
Ведущий: Мы сказали, что третий вид — это соревнования проводимые по желательному виду деятельности.
Шейх: Желательный вид деятельности в основе узаконен, а соревнования по нему добавляет желательности и это занятие получает силу и помощь. Как например если двое соревнуются в заучивании Священного Курана или соревнуются в заучивании Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Нет сомнений, что эти соревнования узаконены, потому что в основе Аллах, Пречист Он и Всевышен, побуждает к чтению Его Писания и побуждает нас к получению Шариатского знания и побуждает нас призывать немусульман. Эти действия узаконены и соревнования в них добавляет им законнности.
В-третьих, в этой категории есть свои Шариатские положения, на которые я хотел бы обратить внимание.
Из Шариатских правил, которые связаны с этой категорией:
«Разрешено давать вознаграждение за то, что помогает в послушании Аллаху».
Какой же довод указывает на дозволенность выплаты вознаграждения в этом?
Хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который мы упоминали:
لا سَبَقَ إلَّا في نَصلٍ أو خُفٍّ أو حافِرٍ
«Нет вознаграждения, кроме как за стрельбу из лука, соревнования на верблюдах и соревнования на лошадях».
— Ат-Тирмизи (1700), ан-Насаи (3588), абу Дауд (2574).
Почему было разрешено материальное вознаграждение за эти три действия? Потому что они помогают в священной борьбе на пути Аллаха.
Если соревнования узаконены, то они отличаются от обычных разрешенных соревнований. Дозволенные соревнования разрешены, но нельзя в них выплачивать вознаграждения, однако если соревнования узаконены и желательны, и помогают в борьбе на пути Аллаха или в том, что подобно ей, как распространение знаний и призыва, тогда эти соревнования представляют исключение, которое упомянуто в этом хадисе: «Стрельба из лука, соревнования на верблюдах и лошадях».
Сюда относится и то, что подобно этим состязаниям из тех, что помогают в борьбе на пути Аллаха или, помогает в требовании знаний, или помогает доносить весть Ислама и тому подобное.
Ведущий: Мы бы хотели вернуться ко второй категории, которая связана с разрешенными занятиями, по которым проводятся конкурсы, в которых присутствуют выплаты и призы.
Мы сказали, что денежное вознаграждение влияет на положение этих соревнований.
Мы говорили о факторах и упомянули хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Нет вознаграждения, кроме как в трех».
Существуют ли еще какие-то основания для запретности получения вознаграждения в разрешенных соревнованиях?
Шейх: Этот благородный хадис, хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который упоминают авторы Сунан, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
لا سَبَقَ إلَّا في نَصلٍ أو خُفٍّ أو حافِرٍ
«Нет вознаграждения, кроме как за стрельбу из лука, соревнования на верблюдах и соревнования на лошадях».
— Ат-Тирмизи (1700), ан-Насаи (3588), абу Дауд (2574).
Это указывает нам на Шариатскую мудрость, и основа этого хадиса лежит в словах Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ٩٠ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ٩١
«О те, которые уверовали! Поистине опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, -быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»
[Сура «Аль-Маида», аяты 90-91]
На самом деле выплата вознаграждения в любом виде соревнований исчерпывает силы духа соперничества. Это известно из природы людей, что соперничество активирует полную силу в душе. Поэтому человек иногда может быть ленивым в чем-то, однако если он находит другого, с кем он соревнуется и кто ему помогает, то он становится более активным. Шариат решил, чтобы это природное свойство человека было задействовано в покорности Аллаху и поэтому он направил это природное свойство для служения целям мусульманина в этой жизни, которые заключаются в достижении довольства Аллаха, Пречист Он и Всевышен, и покорности Ему.
Что касается истощения этих сил в разрешённых видах деятельности через материальные стимулы, то оно запрещено. Почему? Потому что они не достойны того, чтобы в них вкладывались этим духом соперничества и, чтобы в них вкладывали такие силы, потому что они менее приоритетны, чем то, что узаконил Аллах в качестве состязаний. Мы можем сократить наш ответ до нескольких мудростей:
Соперничество и дух состязания является природной составляющей души, которая активизирует все её возможности и силы и заставляет её прилагать все возможные усилия и она должна быть направлена на покорность Аллаху, а не на мирскую жизнь, её сладости, развлечения и забавы.
Это обязательно по Шариату. Развлечения, сладости и забавы в этой жизни разрешены, однако они не являются желательными и приоритетными для того, чтобы можно было выдавать ради них вознаграждения.
Ведущий: Значит это одно из оснований для запрета, потому что один человек спрашивает:
«Каково Шариатское основание для запрета получения вознаграждения за подобные состязания?»
Разве соревнования не являются разрешёнными, ведь они не отвлекают от поминания Аллаха, и они могут насладиться ими в своей мирской жизни. Какое Шариатское основание упорядочит соревнования по чему-то разрешенному?
Шейх: Всё, верно, мы можем подытожить и с этой стороны — эти соревнования и эти их три категории.
Ведущий: Основано ли это на сохранении имущества?
Шейх: Это так же одна из сторон. Они так же построены по принципу сохранения времени и энергии мусульманина, её направление и расходование на то, что узаконил Аллах, Пречист Он и Всевышен.
Как на самом деле это всё понять?
Мы поймём это если поймём великую цель Шариата, когда узнаем, откуда Шариат взял это положение и откуда пришло к нам это положение. Это положение пришло из понимания Шариата этой жизни. Шариат видит эту жизнь, как место, через которое проходят дальше, а не остаются в нём и развлечения и забавы в этом месте, даже если и являются разрешёнными, то их большое количество и трата энергии и сил на них является порицаемым.
Мусульманину приказано стремиться к покорности Аллаху и на это расходовать свою энергию и силы, и использовать различные мотиваторы для побуждения своей природы к покорности Аллаху, Велик Он и Славен.
Такое видение нашей жизни является основой, отталкиваясь от которой Шариат установил это положение и другие, которые связаны с соревнованиями и состязаниями. Подумай, вместе со мной над словами Аллаха:
فَأَمَّا مَن طَغَىٰ ٣٧ وَآثَرَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا ٣٨ فَإِنَّ الْجَحِيمَ هِيَ الْمَأْوَىٰ ٣٩ وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَىٰ ٤٠ فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَىٰ ٤١
«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай.»
[Сура «Ан-Назиат», аяты 37-41]
Аллах сказал:
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاءِ وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالْأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ۗ ذَٰلِكَ مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا ۖ وَاللَّهُ عِندَهُ حُسْنُ الْمَآبِ ١٤ ۞ قُلْ أَؤُنَبِّئُكُم بِخَيْرٍ مِّن ذَٰلِكُمْ ۚ لِلَّذِينَ اتَّقَوْا عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَأَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَرِضْوَانٌ مِّنَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ ١٥
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха. Аллах видит рабов,»
[Сура «Али Имран», аяты 14-15]
Таким образом, эта жизнь является лишь местом, через которое проходят дальше, а не остаются в нём. Значит мусульманин, верующий в Последний День, верящий в награду Аллаха и Его наказание, расходует свою энергию и силы, и весь его внутренний потенциал на цель, ради которой он был создан. Его восприятие этих развлечений и забав заключается в том, что он даёт отдых себе различными видами отдыха для того, чтобы дальше идти к своей цели и предназначению, которое заключается в покорности Аллаху. Развлечения и забавы не являются его прямой целью в этой жизни чтобы он тратил на них биения своего сердца и расходовал на это свои силы и стремление.
Поэтому это восприятие мусульманина сильно отличается от восприятия неверующего, которые не верит в следующую жизнь. Он смотрит на эту жизнь как на место окончательного пребывания и полагает, что конец этой жизни и его кончина является концом его наслаждений и что не существует другой жизни и соответственно он хочет потратить все свои силы и потенциал на забавы игры и развлечения, и оставить то, для чего он был создан из покорства Аллаху. На это, на самом деле, указал Аллах в суре «Аль-Хадид (Железо)» в аяте, в котором Он говорит:
اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ ۖ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا ۖ وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ ۚ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ ٢٠ سَابِقُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ ۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ ۚ وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ ٢١
«Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения. Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью».
[Сура «Аль-Хадид», аяты 20-21]
Ведущий: Значит это понимание сути мирской жизни и необходимо, чтобы эти соревнования и конкурсы не выходили за разумные рамки, дабы не сделать так, что вся жизнь мусульманина погрязла в этих состязаниях и конкурсах?
Шейх: Да, чтобы жизнь его не была потрачена на это, и чтобы он не забыл то, для чего был создан.
Ведущий: Если позволите, доктор Мансур мы возьмем короткую паузу и хотелось бы вернуться к разговору о современных формах применения правил, касающихся соревнований и конкурсов, так как множество братьев спрашивают о них.
Однако перед этим разрешите прерваться на небольшую паузу.
Мы с вашего позволения, дорогие зрители прервёмся на небольшую паузу, а затем вернёмся к нашему разговору о состязаниях и конкурсах.
Слабость личности, упование на других в деле соблюдения обязательств, снижение уверенности в себе, согласие с неудачами, обостренная восприимчивость к критике: Все эти отрицательные явления являются болезненными и проистекают из чрезмерного балования ребенка родителями, принятия ими ответственности за него и их проникновения во все сферы его жизни, а так же их препятствие на пути к самостоятельному построению личности.
Психологические исследования утверждают, что зависимость от других и страх перед самостоятельностью в зрелом возрасте имеет прямую связь с зависимостью от других в детстве. Общепринятый факт гласит, что зависимость ребенка от других должна постепенно уменьшаться с каждой новой вехой детства., однако если эта зависимость остается на протяжении всего взросления ребенка, то это грозит бедами и большой опасностью.
Родители должны соблюдать основные принципы воспитания, которые гарантируют самостоятельность личности их детей. Среди этих принципов: уважение их решений и их реализация если они правильные и не являются вредоносными для детей, а так же не нужно их отменять или игнорировать, нужно обсуждать эти решения объясняя их недостатки, если они являются неправильными.
Ребенок должен чувствовать, что его мнение имеет ценность.
Принятие решений лишь родителями и использование прямых форм приказа уничтожает личность ребенка. Предоставление со стороны родителей свободы выбора в том, что соответствует возрасту детей, как например — выбор одежды, еды и игр, а так же их приучение к последствиям их выбора, мотивирование к полноценному исполнению дел, которые соответствуют их возрасту и возможностям, побуждение их к самовыражению и внимание к ним, а так же выказывание заинтересованности в том, что они говорят. Уважение ребенка и его взглядов, какими бы простыми или глубокими они не были, вырастит из него человека, который будет чувствовать себя уверенно и будет способен говорить смело о своих взглядах, не страшась критики других.
Позволение им участвовать в планировании будущего семьи, в частности в тех вопросах, которые их волнуют.
Их нужно научить иметь дело с успехом и неудачами и дать понять, что в жизни есть прибыль и убытки и что трудности, неудачи и провалы не являются концом пути.
Ведущий: Да приветствует вас Аллах ещё раз, дорогие зрители. Мы возвращаемся к разговору о конкурсах и состязаниях.
Доктор Мансур, да приветствует вас Аллах еще раз. В нашем разговоре перед паузой мы говорили о современных формах положений соревнований и конкурсах. Есть несколько вопросов, которые пришли, и мы бы хотели привести их.
Несколько зрителей спрашивают о телепередачах посвященных конкурсам и людям предлагается поучаствовать в них отправив смс этой передаче. Каково положение подобного участия в этих передачах через отправку смс?
Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Эти смс, которые посылаются на определенный номер мобильного или любой номер, или совершается звонок являются видом выплаты вознаграждения в этих конкурсах. Поэтому мы говорим, если этот конкурс проводится по тому виду занятий, который разрешён в основе, то нельзя в них выплачивать вознаграждение.
Ведущий: Но каким образом это будет выплатой вознаграждения через смс?
Шейх: Этот человек, который звонит или посылает смс он на самом деле платит определенную сумму организаторам для того, чтобы эту сумму взял победитель. Как будто бы у двух участников конкурса образуются команды, которые их поддерживают и помогают. Одна команда платит вознаграждение, и другая платит. Как они платят это вознаграждение? Они платят его через звонок на этот номер. Сотовая компания организует выплату денег и поэтому если человек звонит по этому номеру, то он будто платит 1, 2, 3 доллара за этот звонок или же он отправляет смс и как будто бы он платит 1, 2, 3 доллара. Эта сумма может быть больше или меньше.
Ведущий: Значит то списание со счета, которое происходит после звонка является этим вознаграждением?
Шейх: Да, это списание со счёта является вознаграждением. Это отличается от голосования, которое не подразумевает выплату денег организаторам. Например, если людям предлагают проголосовать в этом конкурсе, однако без выплаты вознаграждения, без звонков, через которые передаются деньги организаторам конкурса, а посредством обычных телефонных звонков, от которых получают выгоду лишь сотовые компании, без передачи денег организаторам. Это обычный телефонный звонок и обычное голосование и в этот конкурс уже не входит выплата вознаграждения. В отличии от звонка, который совершается по определенному номеру и который подразумевает выплаты организаторам, потому что смысл этого номера, по которому звонят или шлют смс: выплата денежного вознаграждения организаторам конкурса. Мы говорим, что в этом случае это считается вознаграждением, которое не должно быть в этих конкурсах. Если же конкурс проводится по запретному пению или запретной игре на музыкальных инструментах, то в этом случае эти действия будут еще более запретны.
Ведущий: Потому что действие в основе запрещено?
Шейх: Потому что в основе действие запрещено и потому что это является взаимопомощью в этом действии и выплата вознаграждений в нем запретно.
Ведущий: Доктор Мансур в первом случае, если действие является дозволенным и был проведен конкурс и были в нём вознаграждения, то влияет ли на ситуацию размер выплат? Если кто-то пришёл и сказал: «Размер выплат конкурсу не разглашается?» Это может быть полрияла или четверть рияла, один риял, два рияла, 10 риялов. Эта сумма в основе не влияет на финансовое состояние и если мы говорим, что причина запрета: сохранение денег, то в этом случае этой причины почти нет. Влияет ли разница в сумме денег на положение или нет?
Шейх: Благородный хадис запрещает это, говоря, что нет вознаграждения в соревнованиях, кроме тех, которые проводятся в стрельбе из лука, скачках на верблюдах и лошадях.
Мы упомянули, что в этом есть своя мудрость. Самая же великая мудрость в том, чтобы эти конкурсы не отвлекали человека и в том, чтобы человек использовал свою энергию и дух соперничества в покорности Аллаху. Данное состязание в дозволенных занятиях не должно выходить за рамки и подниматься до уровня, в котором расходуются энергия, они должны оставаться на уровне отдыха для души, дабы дать ей передышку и вернуть её к покорности Аллаху. Таким образом это центральная мудрость. Поэтому если ты поразмыслишь над положением этих состязаний и конкурсов, то, как говорит Шейх Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-Фурусийя», которую он посвятил положениям соревнований и состязаний. Он говорит:
«Я поразмыслил над этими состязаниями и нашёл в них сходство с опьяняющими напитками: малое их количество ведёт к большому количеству, а их большое количество уводит от поминания Аллаха и молитвы».
Поэтому, на самом деле, когда человек принимает участие в этих соревнованиях и конкурсах и это забирает его энергию и время, то он почти не может оторваться от них. Поэтому мы говорим, что выплата вознаграждений в этих соревнованиях, которые разрешены в основе. Однако они становятся запретными, при наличии в них вознаграждения и не разрешается мусульманину звонить по этому номеру, потому что он выплачивает таким образом вознаграждение.
Ведущий: И размер выплат не имеет значения?
Шейх: Размер суммы не имеет значения.
Это нам напоминает государственную лотерею, которая распространена во многих странах. Каждый человек из граждан страны платит 1-2 доллара или часть этой суммы и в этой лотерее участвуют 1 000 000 человек, например. Эти деньги будут использованы ради одного двух человек, которые выиграют случайным образом. Некоторые люди называют это лотереей или гослотереей.
Ведущий: Эта лотерея…
Шейх: В лотереях, азартные игры или мейсире и запретных ставках человек платит 1 доллар или даже часть доллара. Больше или меньше этого и таким образом собирается миллион долларов. Какова вероятность выигрыша?
Если в гослотерее, например участвует 1 миллион человек, то вероятность выигрыша этого человека 1 к миллиону. В конце недели или месяца проводится розыгрыш, который определяет победителя, с ним проводятся интервью в СМИ, люди в изумлении, освещаются события вокруг человека и то, как он жил до победы в этой гослотерее, был ли он бедным или нуждающимся и как изменилась его жизнь после того, как он выйграл 1 миллион долларов. Как он их будет тратить на машины, дворцы и т. д. Всё это мотивирует людей принять участие в лотерее на следующей неделе, на третей, на четвертой неделе. Более того, иногда ты можешь найти человека преклонного возраста, который в молодости стал учатсвовать в этих лотереях и не отчаиваясь продолжал играть, надеясь на призрачную победу. Он думает, что он выиграет, но это ему лишь кажется. Он погружается в этот мираж и мечту и его сложно вывести из этого психологического состояния, в котором он живет.
Ведущий: Здесь есть вопрос, доктор Мансур. Запреты Шариата пришли относительно сделок с неизвестным исходом или азартных игр. Присутствуют ли их формы в формах состязаний? Присутствует ли «аль-гарар» (الغرر) в них и в какой форме?
Шейхр: Основа тех состязаний, в которых есть вознаграждение, «аль-гарара» или азартных игр одна. Всё это является разновидностью азартной игры и мейсира. То есть, как будто бы они являются производным и подвидами этого типа. В основе у них один тип — это азартная игра, мейсир и опьяняющие напитки. В этом типе есть подвиды для отвлечения человека от того, ради чего он был создан для того, чтобы он проявлял беспечность в своей жизни. Некоторые из них заставляют потерять голову и полностью отвлекает человека, как например опьяняющие напитки или азартные игры. Это самые последние степени увлечений, которые уводят человек от цели его создания. Хорошо. Затем эти степени ослабевают одна за другой. Среди этих степеней данные соревнования и конкурсы за вознаграждение, среди них некоторые виды аль-гарара. Среди них так же то, что называется гослотереей или ставками, или лотереей. Среди форм лотерей, например, следующее: Какой-то группе людей компания предлагает купить билет за 10 долларов, а в конце недели производится розыгрыш. Победитель, чей номер выходит получает приз в размере 1 000 000 долларов. Откуда берется этот миллион долларов? Из денег участников. Один потратил 10 долларов, другой 10 долларов и третий. Затем предположим, что есть 100 000 участников. Сто тысяч участников вложили 10 долларов, получился миллион долларов. Этому победителю выплачивается миллион долларов или меньше по причине того, что организация требует вложений и соответственно из этого азартной игры и мейсира и получился такой приз. Существует множество разновидностей конкурсов и состязаний, азартных игр и мейсира, которые занимают определенное место в жизни людей.
Ведущий: Существует форма, о которой я хотел спросить вас. Но перед этим хочу напомнить, что номера для связи с доктором показаны на экране.
Форма, о которой я хотел поговорить следующая:
Иногда продаются некоторые товары, и они связаны с каким-то конкурсом и эти товары имеют какую-то цену, например 10, 20, 50 риялов. Люди говорят: «Если ты хочешь поучаствовать в розыгрыше, хочешь принять участие в конкурсе, то ты должен заплатить сверху два рияла». Входят ли эти два реала в запрет или попадают под понятие лотереи?
Шейх: Да, верно, они попадают под запрет. Эта надбавка к цене товара или эта плата в обмен на участие в розыгрыше является выплатой запретного вознаграждения и относится к запретным лотереям, которые строятся на случайностях.
Ведущий: То же положение и у розыгрышей, проводимых компаниями?
Шейх: Да!
Ведущий: Как они проводятся?
Шейх: Например компания разыгрывает автомобиль. Чтобы поучаствовать в этом розыгрыше ты должен, например заплатить 10 реалов или 10 долларов. После розыгрыша этот автомобиль передаётся победителю, а участие в этом розыгрыше стоит 10 долларов или 10 реалов. Таким образом это лишь различные виды участия в этих лотереях. Если у розыгрышей компаний есть определенная сумма для участия, например 10 долларов, то это и есть запретная лотерея.
Хорошо. Если не надо ничего платить для участия? То есть, если товар покупается за обычную рыночную цену, и ты просто участвуешь в этом розыгрыше и не должен платить что–то сверху, то это не считается запретной лотереей. Это такой вид подарков или призов поощрающих покупки в этом магазине. Это подобие бонусных скидок.
Ведущий: Это если цена находится в границах самого продукта и не выходит за его пределы?
Шейх: Да если она держится в рамках самого продукта.
Отсюда мы получаем, что эта азартная игра и запретный мейсир, то есть запретная лотерея на самом деле является вознаграждением, которое платится за участие в розыгрыше. Тот, кто выигрывает в нем, тот и получает этот приз. Это вознаграждение может выплачиваться путем покупки лотерейного билета или карточки розыгрыша. Это является формой выплаты вознаграждения. Эта форма может быть и другой. Например, это может быть звонок по определенному номеру. Как будто бы я через этот звонок плачу несколько долларов. Отправка мобильного сообщения на определенный номер, как будто я плачу определенному номеру. Так же выплата вознаграждения может быть скрытной.
Ведущий: Как это?
Шейх: Например цена товара может увеличиваться из-за участия в этом розыгрыше. Цена товара увеличивается из-за участия в этой лотерее или розыгрыше.
Предположим, что цена товара 5 дирхемов. Она увеличивается до 7 дирхемов по причине участия в розыгрыше. Известная людям цена увеличилась из-за чего?
Ведущий: Из-за конкурса.
Шейх: Для участия в розыгрыше и человеку говорится: «Тебе нельзя участвовать в этой лотерее, кроме как если ты приобретёшь этого товар». Как будто бы тебе сказали: «Заплати эти 2 дирхема для того, чтобы поучаствовать в этом розыгрыше», однако на деле тебе говорят: «Ты можешь поучаствовать в лотерее только приобретя товар, цена которого 5 дирхемов, но сейчас он продается за 7 и эти 2 дирхема взносятся в счет лотереи».
Ведущий: Значит формы выплаты денег для участия в этих конкурсах могут быть разными?
Шейх: В итоге это выплата денег.
Ведущий: То есть в итоге это всё сводится к денежным взносам?
Шейх: Да, это выплата денег, но как мы упомянули иногда она может быть прямой, как при покупке лотерейного билета; иногда она может проводиться путем звонка с мобильного или через смс; иногда она может осуществляться увеличением цены товара, однако всё это в итоге для проведения лотереи, которая зависит от случая.
Ведущий: Доктор Мансур мы затронули несколько вопросов, которые касаются конкурсов, давайте их вкратце подытожим для наших зрителей.
Конкурсы делятся на три категории.
Первая категория касается запретного рода занятий, и мы сказали, что всё что на них строится так же будет запретно, соответственно и конкурсы являются запретными и выплата вознаграждении за них является ещё более запретным.
Есть категория, касающаяся разрешенных видов занятий. Состязания в них являются разрешенными, однако запрещается в них брать приз, кроме трех исключительных случаев.
Шейх: Эти три исключения относятся к третьей категории, которая касается желательных видов занятий. Как мы уже сказали мудрость Шариата в этом очевидна, и она проистекает из восприятия этой жизни и разрешенных занятий. Они разрешены как отдых для души, а не для того, чтобы на них тратилась вся энергия. Редкое участие в этих соревнованиях провоцирует частое, а частое отвлекает от поминания Аллаха и от молитвы.
Ведущий: Вопрос, доктор Мансур. Существует разница между восприятием этой жизни мусульманином и немусульманином, отражается ли эта разница в вопросе развлечений мусульманина и немусульманина?
Шейх: Без сомнений. Аллах, Пречист Он и Всевышен описал это, сказав:
وَالَّذِينَ كَفَرُوا يَتَمَتَّعُونَ وَيَأْكُلُونَ كَمَا تَأْكُلُ الْأَنْعَامُ وَالنَّارُ مَثْوًى لَّهُمْ
«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту, а пристанищем их будет Огонь.»
[Сура «Мухаммад», аят 47]
У них есть эта жизнь, поэтому они прилагают максимум усилий, для получения наслаждения в этой мирской жизни, потому что они проявляют беспечность по отношению к Аллаху и последней жизни. Они забыли об Аллахе и Аллах забыл о них. Поэтому они считают себя созданными для получения удовольствия и развлечений в этом мире и поэтому он делает это максимально часто. Поэтому ты видишь его с утра до вечера в наушниках, он играет, развлекается, пьёт спиртное, участвует в азартных играх и конкурсах, потому что он думает, что создан для этого и полагает, что его конец придёт с концом земной жизни. Опираясь на это предположение и убеждения он тратит свое время энергию и деньги на это. Что касается мусульманина, то у него другой подход. Мусульманин, верующий в Аллаха, который считает, что он создан для поклонения Аллаху и убежден в существовании следующей жизни и смотрит на эту жизнь, как на место, которое нужно пройти, а не остаться в нём.
В этой жизни он берёт нужное для покорности Аллаху. Он постоянно поминает Аллаха и вспоминает про поклонение Ему, но даёт своей душе отдых в виде того, что разрешил Аллах. Аллах, Пречист Он и Всевышен говорит своей Священной книге:
أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ ١ حَتَّىٰ زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ٢
«Увлекла вас страсть к приумножению до тех пор, пока не окажетесь в могилах»
[Сура «Ат-Такасур», аяты 1-2]
Эта страсть к приумножению является видом соперничества и оно увлекает человека до тех пор, пока он не очнётся из-за своего посещения могилы, то есть пока он не очнётся мёртвым.
Его внезапно настигнет смерть, а он будет занят в этот момент развлечениями и играми. Аллах говорит своему благородному посланнику.
وَذَرِ الَّذِينَ اتَّخَذُوا دِينَهُمْ لَعِبًا وَلَهْوًا وَغَرَّتْهُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا ۚ
«Покинь тех, которые считают свою религию забавой и потехой и обольщаются мирской жизнью.»
[Сура «Аль-Ан’ам», аят 70]
Таким образом видов обольщения души этой жизнью и умиротворения этой жизнью и само это умиротворение является признаком неверующего человека. Они успокоились на ней и довольны ей и думают, что она является целью их действий в отличии от мусульманина, который взаимодействует с этой жизнью так, как об этом сказал Аллах:
وَلَا تَمُدَّنَّ عَيۡنَيۡكَ إِلَىٰ مَا مَتَّعۡنَا بِهِۦٓ أَزۡوَٰجٗا مِّنۡهُمۡ زَهۡرَةَ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا لِنَفۡتِنَهُمۡ فِيهِۚ وَرِزۡقُ رَبِّكَ خَيۡرٞ وَأَبۡقَىٰ ١٣١
«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее.»
[Сура «Та Ха», аят 131]
Таким образом взгляд мусульманина на игры забавы и развлечения отличается от взглядов немусульманина и на основании этой разницы и пришли эти положения, которые удерживают человека от того, чтобы погрязнуть в них и обрати внимание, что выплата вознаграждений в соревнованиях всегда стимулирует души. Если человек, что-то делает без состязания, то предположим, что уровень мотивации у него 10 баллов. Если к этому добавится соперничество, то этот уровень мотивации повысится и вместо 10 становится 20. Если же ещё будет выдаваться вознаграждение победителю и будет какое-то голосование или стимуляция и т.д., то уровень мотивации поднимется до 30. Она вырастет. Таким образом малое соперничество, как сказал Шейх Ибн аль-Каййим, ведёт к большему соперничеству, а большое соперничество забирает энергию душ, которая должна быть потрачена на покорность Аллаху и на взаимопомощь в добре, благочестии и богобоязаненности.
Ведущий: Доктор Мансур, если кто-то задаст общий вопрос:
Какого мнение Шариата об играх и забавах?
Запрещает ли Шариат их или же регламентирует правила, регулирующие эти действия?
Шейх: Мы говорим, что общий взгляд Шариата на развлечения, игры, забавы, соревнования и состязания заключается в том, что они являются средством, а не целью. Это очень важно. Шариат смотрит на них, как на средства, а не цели. Неверующие же смотрят на них как на цель. Почему? Потому что он думает, что его конец наступит с концом земной жизни, поэтому его целью в этом мире является наслаждение, игра и забава.
Что же до мусульманина, то он смотрит на забавы, игры и развлечения, соренования и конкурсы как на средства, а не как на цели.
Ведущий: Значит, что первым взглядом Шариата является ограничение значимости соревновании и развлечений в жизни мусульманина?
Шейх: Да, потому что они являются средством, а не целью.
Во-вторых, они разрешены. Основой в них является дозволенность. Однако если же они будут связаны с вознаграждением…
Ведущий: То есть с деньгами?
Шейх: Мы говорим, что соревнования бывают двух видов.
Есть соревнования, смысл которых соперничество. Однако есть соревнования серьезные, масштабные, высокого уровня, которые связаны с деньгами.
Обрати внимание, что их два вида.
Если соревнования связаны с деньгами, то здесь разрешается только то, что связано с покорностью Аллаху. Однако если они проводятся вокруг разрешенного вида занятости, то они остаются в рамках развлечения и забавы.
В хадисе Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, приводится что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Каждое развлечение бессмысленно…».
Что значит бессмысленно? Это значит, что нет в ней пользы.
Бессмысленное (батыль) это то, в чём нет пользы.
«Каждое развлечение бессмысленно, кроме стрельбы из лука, игр со своей семьей и воспитания своего коня».
Обратите внимание, что это уже выходит за рамки бессмысленного и попадает под категорию узаконенного. Таким образом это третья тема, которой мы хотели уделить внимание, а именно, что эти соревнования, игры, состязания и развлечения могут быть узаконены для мусульманина, если они помогают в покорности Аллаху, если они соответствуют Шариатским целям. То есть если человек развлекает себя для того, чтобы использовать это для покорности Аллаху, для того чтобы снова вернуться к покорности Аллаху с ещё большим желанием. Если семья выезжает для отдыха и сближения, укрепления семейных уз, то это то, что упомянуто в хадисе словами: «игр со своей семьей».
Ведущий: Это вид отдыха и законного развлечения.
Шейх: В этом случае узы семьи становятся крепче. Это желательно.
Ведущий: Доктор Мансур, брат Мухаммад из Ирака звонит нам.
Брат Мухаммад, да приветствует тебя Аллах! Ты слышишь меня?
— Мухаммад: Мир вам!
Ведущий: И тебе мир!
— Мухаммад: Я бы хотел спросить о работе на фармацевтические компании. Я бы хотел подробного ответа, потому что это распространено в Ираке.
Работа имеет отношение к конкуренции между компаниями. Иногда она подразумевает подарки врачам и фармацевтам для того, чтобы получить разрешение на продажу лекарств. Не преследуется благополучие больных в плане здоровья или финансов. Но также нет и Шариатских нарушений, которые бы были в этой работе.
Ведущий: Хорошо, мы благодарны тебе брат Мухаммад.
Брат Мухаммад, работающий в сфере сбыта продукции фармацевтических компаний, спрашивает о сбыте лекарств и о положениях, связанных со сбытом, а также о подарках, которые даются врачам для того, чтобы реализовывать этот товар. У нас есть три минуты.
Шейх: Мы сократим ответ. На самом деле в ответе брату Мухаммаду я сделаю отсылку на наш предыдущий выпуск и сегодняшний.
Правила, которые связаны со сбытом лекарств, которые имеют отношения к прошлому выпуску, следующие:
Врачу нельзя брать подарки, комиссионные и т. за те лекарства, которые он прописывает больному, потому что он является доверенным. Ему нельзя обманывать этого больного, который пришёл к нему. Обман может быть выражен в назначении тех лекарств, которые ему не подходят, либо же в назначении тех лекарств, которые ему подходят, но без оповещения о наличии личной выгоды у этого врача.
Ведущий: А что касается торговых агентов?
Шейх: Торговым представителям нельзя давать этому врачу комиссионные за сбыт этих лекарств, если они знают, что врач не раскрывает больным свои интерес в этом.
Ведущий: Почему?
Шейх: Потому что как мы сказали это является обманом больного, либо назначением неподходящего лекарства, либо сокрытие личной выгоды и это то, что называется конфликтом интересов того человека, который должен быть далек от личных выгод и направить свое внимание больному. Это пример.
Среди правил Шариата, связанных с сегодняшним выпуском:
Сбыт товара не должен сопровождаться запретными лотереями, то есть, когда цена увеличивается и проводятся розыгрыши и выдаются призы тем, кто выиграл эти призы из покупателей этих лекарств. Этот вид считается запретным видом лотерей и входит в понятие азартных игр и мейсира. Предыдущее же правило связано с обманом доверителя, о котором мы говорили в прошлом выпуске.
Ведущий: Соответственно запрет касается того врача, который берёт это лекарство и запрет касается торгового представителя.
Доктор Мансур нам осталось лишь в конце этого выпуска поблагодарить вас за присутствие и ваше участие в разъяснении положении, связанных с соревнованиями и конкурсами. Мы так же хотим поблагодарить вас, дорогие зрители за ваше внимание и до встречи в следующих выпусках.
Мир вам, милость и благословение Аллаха!