Положения сбыта, менеджеров по продажам и закупкам. Благочестивая торговля

Положения сбыта, менеджеров по продажам и закупкам. Благочестивая торговля

Примечание: Далее по тексту Шейх Мансур ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди указан как «Шейх».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Да приветствует вас Аллах и обрадует дорогие зрители в новом выпуске программы «Благочестивая торговля», в которой мы обсуждаем современные имущественные отношения.

Мы рады обсудить с вами сегодняшним вечером вопрос «Положения сбыта, менеджеров по продажам и закупкам» с нашим постоянным гостем Мансуром ибн ‘Абдур-Рахман аль-Гамиди.

От вашего имени мы приветствуем его, да приветствует вас Аллах, доктор Мансур!

Шейх: Да приветствует вас Аллах и обрадует!

Ведущий: Мы хотим вам напомнить также вопрос для участия в передаче:

«Что вы думаете о менеджерах по продажам, который получает комиссионные с обеих сторон сделки?»

Вы можете принять участие в выпуске ответив на этот вопрос на страницах канала «Заад» в Фейсбуке и Твиттере.

Доктор Мансур, да приветствует вас Аллах!

Сегодня у нас примерно три темы, касающиеся сбыта.

Мы хотим затронуть тему комиссионных, так же хотим поговорить о положениях интернет маркетинга. Так же мы хотим коснуться темы накопительных бонусных карт.

Комиссионные, которые берут менеджеры по продажам и закупкам.

Давайте начнем с темы комиссионных, которые берут менеджеры по продажам и закупкам. Есть ли какие-то Шариатские нормы, регулирующие эти комиссионные, которые берет себе менеджер по продажам и менеджер по закупкам?

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. О Аллах, веди нас прямым путем и облегчи этот путь для нас и сделай нас следующими по нему, не заблудшими и не заблуждающими.

Когда мы хотим поговорить о комиссионных, менеджерах по продажам или закупкам, или торговых агентах или бонусах, или зарплате, то нужно знать, что любой вид вознаграждения, который берёт себе за свою работу сотрудник является в основе дозволенным. Это общее правило, касающееся продаж и менеджеров по продажам и закупкам.

Ведущий: Это общее правило?

Шейх: Это общее положение — дозволенность. Когда мы говорим о дозволенности, то вознаграждение это может быть разным.

Когда я обращаюсь к человеку, который займется сбытом, то я говорю ему: «Я буду давать тебе зарплату за продажи, размер которой составляет 3 000 риялов или 3 000 евро в месяц». Обратите внимание, что вознаграждение здесь привязано к срокам работы. Либо я, например говорю тебе, что в неделю я буду платить тебе 500 евро. Эту зарплату мы привязали к промежутку времени. Ты будешь работать неделю, каждый день с 8 утра до 5 вечера.

Иногда зарплата определяется проделанной работой. Я говорю например: «Если ты поедешь в такой-то район и станешь продавать товар моим клиентам, находящимся в том районе или в том городе, то ты заработаешь столько-то». Обратите внимание, что здесь зарплата определена работой с несколькими людьми или магазинами.

Иногда зарплата зависит от результата. Я говорю: «Если ты продашь товара на 100 000 долларов, то тебе полагается 2 процента или 3 процента от продаж».

Ведущий: Теперь мы затронули тему бонусов.

Шейх: К пример бонусы.

Иногда я могу назначить тебе зарплату в виде части прибыли: «Всё что ты продал прибавляется к остальным продажам, и ты будешь иметь 5 или 10 процентов от чистой прибыли этого предприятия». Это зависит от рода деятельности компании.

Таким образом вознаграждение:

  • может зависеть от времени работы,
  • может зависеть от самой работы,
  • может быть процентом от объёмов продаж,
  • иногда это может быть процент от прибыли.

Всё это, по воле Аллаха, разрешено.

Разрешается так же сочетать несколько видов в одном. Я могу сказать: «Вместо того, чтобы давать тебе ежемесячную зарплату в 5 000, я буду давать тебе в месяц 3 000 и 1% процент от объема продаж». Это объединяет в себе 3 и 1 вид. Это так же разрешается по воле Аллаха.

Ведущий: Значит это основа в любой заработной плате?

Шейх: Всё верно, основой в ней является дозволенность.

Всё зависит от того, о чём договорятся обе стороны. Компания и работник или компания и менеджер. Это основа.

Необходимо придерживаться некоторых Шариатских границ, которые касаются работы менеджеров по продажам, менеджеров по закупкам, торговых агентов и всех, кто занимается сбытом любого продукта. Неважно называется ли человек сейлс-менеджером или нет. Тот, кто занимается продажами не обязательно имеет такое название.

Ведущий: Человек даже может быть не в штате компании.

Шейх: Человек может даже быть не из штата компании, вы правы. Это так же имеет место быть. Основная проблема, которую должны иметь в виду работники и клиенты компании, менеджеры по продажам или торговые представители — они должны остерегаться обмана. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится:

ومَن غَشَّنا فليسَ مِنَّا

«… и тот, кто обманывает нас, тот не имеет к нам отношения».

— Муслим (101)[1].

Есть несколько форм мошенничества, которые совершают менеджеры по продажам или по закупкам, или торговые представители и т. д.

Ведущий: Каковы же формы этого обмана?

Шейх: Есть несколько форм на самом деле, и я приведу лишь примеры для них.

К примеру, когда у менеджера по продажам, который продает продукт компании есть с этой продажи своя личная выгода, помимо той, что имеет компания. Приведу пример: У компании есть продукт, например это часы. Она хочет их продать. Или, например компания производит стройматериалы, и она хочет реализовывать их. Она отправляет своего менеджера по продажам в школы и магазины, которые строятся, и он предлагает эти стройматериалы. Отправившись к хозяину здания, менеджер предлагает ему эти стройматериалы. Предположим, что компания захотела продать их по 100, а этот менеджер продает их за 110 и эти 10 он забирает себе в карман, а 100 отдает компании. Это пример. Покупатель заплатит 110, или же, например заплатит 100, менеджер по продажам отдаст компании 90, а 10 заберет себе в карман, не оповестив об этом компанию и не оповестив супервайзера, который поручил ему продажи.

Дело даже не в наличии компании. Если я сказал человеку: «Возьми машину и продай её на авторынке», и он поехал её продавать. Затем он приехал ко мне и сказал: «Всё, я продал её за 100», а на самом деле он взял с покупателя 110. Эти 10 он забрал себе, а 100 отдал мне. Нет сомнении, что это обман.

Ведущий: Хорошо. А если ему сказали продать этот товар за 100 или за 1 000, или за миллион, а этот человек своей смышлёностью продал товар за большую цену. Да, он скрыл это от хозяина товара, но он же отдал ему назначенную цену.

Шейх: Хорошо, здесь вопрос, и он заключается в обмане другой стороны. Как это происходит? У нас есть два вида обмана, которых необходимо сторониться менеджеру по продажам и торговому представителю.

Виды обмана

  1. Первый вид – это обман того, кто ему доверил продажи и этот обман происходит тогда, когда менеджер имеет с продажи ещё и собственную выгоду, которую он утаивает от своего руководителя.
  2. Второй вид обмана – когда у него имеется собственная выгода, которую он утаивает от того, кому он продает.

Как это происходит?

Он не представляется потенциальному покупателю как менеджер по продажам или торговый представитель. Он выдает себя за советчика и говорит покупателю: «А что ты думаешь о том, чтобы купить такой-то продукт? Я советую тебе такой-то продукт, потому что он отличный».

Потенциальный покупатель не знает правды, и он не думает, что человек, который перед ним является менеджером по продажам и не воспринимает его как представителя продающей компании. Он смотрит на него, как на того, кто просто советует и хочет рассказать о хорошей и полезной вещи, а тот человек скрывает от него свой интерес в этой покупке. Если человек скрывает от другого, что у него есть в сделке интерес и выдает себя просто за дающего совет, то это обман контрагента и поэтому человеку, который советует потенциальному покупателю и говорит: «Я рекомендую тебе такой-то продукт», необходимо оповестить о том, что у него имеется своя выгода в сделке, если так и есть на самом деле.

Ведущий: Хорошо, а если этот менеджер, который давал совет на самом деле убежден в том, что продукт является высокого качества и на рынке нет ничего подобного ему и поэтому его советует.

Шейх: Даже если это так. Даже если он просто советует хорошую вещь, в качестве которой он убежден, он должен объяснить тому, кому он советует и тому, кто консультируется у него, что у него есть от этого выгода. Дабы другая сторона смотрела на тебя как на участника рынка, как на владельца товара, который ты хочешь продать. Если же он воспримет тебя как дающего совет, когда ты на деле имеешь свою скрытую выгоду, то это является большой проблемой. Я приведу другие примеры, дабы стало понятно, что я имею в виду.

Если придет какой-то человек посоветоваться к Зейду и спросит, знает ли он хорошего адвоката? Зейд ответит: «Да, я знаю такого-то адвоката, он хороший специалист, сходи к нему». Представь, что этот Зейд, который подсказал адвоката имеет свою выгоду с этого. Например, он до этого сказал адвокату: «За каждого клиента, который придет с моей стороны ты будешь платить мне 1 000 или 2 000. 1% процент или 2% процента». Теперь же Зейд тому, кто попросил у него совета и спросил: «Знаешь ли ты хорошего адвоката?», ответил: «Да, ступай к такому-то».

Мы говорим этому Зейду: Ты обязан открыто заявить человеку, которому ты дал совет, что ты имеешь свою выгоду и ты не должен скрывать эту выгоду и тот факт, что ты связан с этим адвокатом, когда даешь совет. Ты должен сказать человеку, попросившему совет: «Я тебе советую такого-то, но имей в виду, что у меня с этого своя выгода и мы связаны».

Если ты скажешь это ему, если Зейд это скажет, то, что сделает человек, который попросил совета? Он будет воспринимать его, как участника рынка, а следовательно, будет сравнивать между этим человеком, на которого указал Зейд и между другими. Однако если Зейд не поставит в известность и не оповестит о том, о чём должен, то что сделает человек спросивший совета? Он последует его совету и склонится к его варианту, ведь он думает, что Зейд на его стороне и дает искренний совет и что у него нет собственного интереса. Здесь и появляется проблема. Это называется конфликтом интересов. У тебя есть выгода, но ты о ней не говоришь тому, кто попросил у тебя совета. Таким образом это является формой обмана, хоть ты и не обманываешь того, кто уполномочил тебя продавать услуги. Этим лицом является офис адвоката, однако ты обманываешь того человека, которому даешь совет.

Ведущий: Так же и в случае с врачами?

Например, врач использует два вида лекарств. Одно из них представлено компанией, которая платит врачу определенный процент, если тот посоветует пациентам это лекарство, но при этом все лекарства аналогичны.

Шейх: Даже если это так. Врач, который берет комиссионные от фармацевтических компаний и выдает себя за дающего совет больному, не раскрывая ему связь с компанией и свою выгоду, обманывает его таким образом. Некоторые врачи могут посоветовать определенное лекарство, но даже если это лучшее лекарство, то мы говорим: «Оповести о своей связи и о своей выгоде». Он вообще не должен иметь никакой выгоды, потому что тебе платит этот клиент или тебе платит страна, назначившая тебя лечащим врачом для этого больного. У тебя изначально не должно быть личной выгоды, однако если она всё же есть, то ты должен оповестить о ней этого пациента, дабы он воспринимал тебя, как имеющего интерес сторону и сравнивал твои советы с советами других. Ты, когда говоришь, что это лучшее лекарство, таким образом преследуешь выгоду, о которой ты должен оповестить.

Иногда некоторые врачи назначают пациентам рентгенологическое исследование или анализы, и у врача есть с этого выгода либо как процент, либо как комиссионные. В существовании самой этой реалии уже есть проблема, а в её сокрытии другая проблема. Потому что не следует торговать здоровьем людей и их жизнями.

Иногда это принимает другие обличия. Например, человек работает, как человек собирающий пожертвования. Он приходит к кому-то из обеспеченных людей и говорит ему: «Почему бы вам ни пожертвовать денег такому-то фонду?», или «Я советую вам отдать свои пожертвования туда-то». Этот богатый человек отдает пожертвования, но не знает, что тот человек, который советовал и которому он доверял, имеет свой процент с этого пожертвования. Человек должен оповестить о своей выгоде сторонам, с которыми он работает. Он может не раскрывать размер комиссии, однако он оповещает о том, что у него есть личная выгода с этого, дабы другая сторона воспринимала его как контрагента, а не как того, кто на её стороне и к кому можно прислушаться.

Ведущий: Доктор Мансур, это положения, которые касаются менеджеров. Существует проблема, с которой сталкиваются компании. Компания говорит: «Если я не дам менеджеру по закупкам какой-то процент, то он может оставить меня и уйти в другую компанию».

Второе: Весь рынок платит процент менеджерам по закупкам, и поэтому если не давать ему процент, то он уйдет к конкуренту. Поэтому если я не буду платить проценты менеджерам, то на второй же день я закроюсь и ко мне не придет ни один менеджер закупаться, потому что я не предлагаю ему процент.

Что если я назначу определенный процент своим клиентам? Я назначу, например, скидку в 20% процентов — 10% процентов для предприятия, а 10% процентов для менеджера. Первые 10% процентов я напишу в чеке, а 10 других я не стану записывать.

Шейх: На самом деле то, о чем ты спрашиваешь это зло, которое мы должны общими усилиями предотвращать. Это вид обмана, который мы должны остановить, даже несмотря на то, что он распространен.

Надежный продавец, который основывает свою торговлю на честности и надежности принимает участие в проектах с честностью и надежностью, он должен продавать свой товар честно.

Да, может быть он будет в минусе при сделке или двух, или трех, или в десятых. Однако его правдивость и надежность спасет его перед ликом Аллаха, а во-вторых его правдивость и надежность будет его отличительной особенностью, которая будет выделять его среди тех, кто лжет, обманывает, платит комиссию не тем, кто её заслуживает, потому что на правдивого и надежного человека всегда указывают люди и люди заинтересованы в том, чтобы работать с ним.

На самом деле стимулом для правдивости и надежности не должно быть желание сделать больше продаж.

Ведь, во-первых, это взаимоотношения с Аллахом, но я вместе с тем говорю, что на западе и востоке считают, что правильная методика для продаж твоего товара — это продажа с правдивостью и надежностью без обмана. И в итоге это только и остается, и это то, что способно быть продолжительным.

Ведущий: Значит распространенность действия не оправдывает его?

Шейх: Она не может быть его оправданием, и я на самом деле иногда узнаю, что происходит со многими нашими братьями, которые стремятся соблюдать Шариатские нормы и не прибегать к обману, лжи и хитростям. Они встречают трудности на своём пути, в частности если это происходит на рынке, где распространены эти явления. Однако нам необходимо вести дела правильно, поклоняясь Аллаху и распространяя правильный подход. И в итоге не разрешается ничего, кроме разрешенного Аллахом.

Ведущий: Некоторые братья, которые работают в сфере туризма спрашивают:

Гид приводит туристов к какому-то магазину, дабы они купили что-то в этом магазине, однако владелец магазина завышает цены, а гид берет свои комиссионные за то, что он привел к продавцу туристов. Какое положение у этой платы, которую берет гид?

Шейх: Мы говорим, что когда гид указывает на какой-то магазин, он выступает в роли советчика, а поэтому он должен оповестить их о том, что у него есть с этого выгода, однако когда он говорит людям и ведет их к этому магазину, а сам на деле имеет с этого скрытую выгоду, то это является формой обмана туристов. Поэтому мы повторяемся, что человек должен оповестить сторону, с которой он работает, что у него есть выгода, если он дает совет работать с кем-то.

На самом деле есть обобщающий хадис, который поясняет тебе все подробности этого вопроса.

Ведущий: С вашего позволения мы возьмем небольшую паузу, а после вернёмся к разговору о Шариатском правиле, которое регламентирует действия менеджеров по продажам и закупкам.

Дорогие зрители мы с вашего позволения прервёмся на небольшую паузу, а затем вернемся к вопросам сбыта, а также комиссиям менеджеров по продажам и закупкам.


Что вы думаете о менеджерах по продажам, который получает комиссионные с обеих сторон сделки?

«Я думаю, что в комиссионных, которые получает менеджер по продажам со стороны поставщика, нет ничего такого. Однако в тех комиссионных, которые он берет у покупателя, то я думаю в этом может быть обман. Потому что поставщик может сказать менеджеру по продажам: «Тебе полагаются комиссионные в зависимости от продаж, которые ты сделал». Если менеджер будет общаться с покупателем, то он может сказать: «Купи у меня такой-то объём, я возьму свои комиссионные, и мы разделим их»».

— первый опрашиваемый

«Брать комиссионные с обеих сторон можно, а брать только с одной нельзя».

— второй опрашиваемый

«Мое мнение, о менеджере по продажам, который берет процент с обеих сторон, что если он заключает большие сделки и есть согласие со всех трех сторон, то я считаю, что в этом нет проблем и он может брать комиссионные с обеих сторон. Однако, основа, которая принята у людей: что он берет процент за клиента. Однако в итоге я считаю, что и в другом нет проблем».

— третий опрашиваемый:

«Что касается менеджеров, то они отличаются в ценах. Некоторые менеджеры приходят, и ты покупаешь у них и у него оказывается цена не та, что была у первого. Иногда люди, которые не хотят покупать у менеджеров по продажам говорят: «Это сложно для меня, у меня трудности и т. д». Он говорит это для того, чтобы самому пойти и купить в определенном магазине».

— четвёртый опрашиваемый

«Я думаю, что лучше брать комиссионные с тех, с кем ты работаешь, чтобы это не было посредничеством. Т.е. брать можно только с одной стороны».

пятый опрашиваемый:

«Я не вижу в этом ничего плохого, с моей точки зрения. С продавца или с покупателя менеджер всё равно должен брать комиссионные, но если он смог взять комиссионные сразу с двух сторон, то это уже по хитрости своей, но я не думаю, что в этом есть что-то плохое. Если бы я был менеджером и взял комиссионные с обеих сторон, то я не думаю, что я бы сделал что-то плохое. Это мое мнение».

— шестой опрашиваемый

Ведущий: Да приветствует вас Аллах снова, дорогие зрители.

Как мы видели в этом опросе зрители наши почти единогласны в приемлемости комиссионных, которые берут менеджеры. Некоторые же из них не работают с агентами. Есть ли у вас комментарии относительно этих заявлений?

Шейх: На самом деле, мы просим Аллаха воздать благом нашим братьям, участвовавшим в опросе.

Основой в получении комиссионных с обеих сторон сделки или с одной стороны является открытость и прозрачность.

Нет проблем в том, что менеджер по продажам берет от своей компании комиссионные, а когда к нему приходит покупатель они договариваются о комиссионных, но при этом оповещая об этом компанию. В этом нет никаких проблем. Однако проблема появляется, когда они договариваются о комиссионных, не оповещая об этом компанию.

Т.е. он говорит: «Тебе товар будет продан по такой-то цене, а мне будут полагаться комиссионные, не фигурирующие в сделке и негласные для компании». В этом проблема.

Поэтому мы говорим, что посредник может брать комиссионные с продавца и с покупателя, но с условием, что он оповещает об этом, а не скрывает, потому что в этом есть своего рода обман. Как мы уже сказали, обман может касаться того, кто поручил ему продажи и обман может затронуть ту сторону, которой он продает.

Обман того, кто доверил человеку сбыт происходит тогда, когда он не действует в его интересах. Откуда мы это взяли?

Правило и основа гласит, что:

«Тот, кто исполняет функции для другого, должен преследовать выгоду для того, кто возложил на него эти функции».

У этого правила есть множество форм.

Представитель должен действовать в интересах того, кто его уполномочил представлять себя. Поэтому все споры должны вестись ради интереса того, кого он представляет.

Опекун сироты должен действовать в интересах сироты.

Правитель должен действовать в интересах народа, потому что он представляет других, а не действует сам по себе.

Ведущий: Получается, что менеджер по продажам – это представитель?

Шейх: Да, он является представителем. Менеджер по продажам является торговым представителем.

Ведущий: Поэтому он должен действовать в интересах компании?

Шейх: Он должен быть надежным и действовать в интересах того, кто его уполномочил продавать.

Так же и менеджер по закупкам является представителем своей компании при закупках и поэтому он должен действовать в интересах компании со всей открытостью и прозрачностью.

Ведущий: Мы затронули с вами, доктор, Шариатское правило и Шариатский текст, который регламентирует положения этих комиссионных.

Шейх: На самом деле форм комиссионных и проблем которых с ними связаны очень много. Однако я, по правде говоря, обнаружил хадис ан-Наууаса бин Сам’ана, да будет доволен им Аллах, в Сахихе Муслима. Он сказал:

عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ:

— البِرُّ حُسنُ الخُلُقِ ، والإِثْمُ ما حاكَ في صدْرِكَ ، وكرِهْتَ أنْ يَطلِعَ عليه الناسُ —

«Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Благочестие – это хороший нрав, а грех – это то, что мучает твою совесть, и то, о чем ты не хочешь, чтобы узнали люди”».

— Муслим (2553), Ахмад (17668).

В один из дней мне позвонил один человек, который попросить дать ему фетву и сказал, что у него есть связи с одним из магазинов. Эта связь подразумевала, что он будет получать комиссионные при привлечении какого-либо клиента размер которых составил, к примеру 500 долларов.

Один из соседей или родственников попросил совета и спросил: «Какой магазин ты бы мне посоветовал?» Человек ответил: «Такой-то».

Он позвонил мне и спросил об этих комиссионных, которые он взял, и я сказал:

«Эти комиссионные разрешены тебе при условии, если ты оповещаешь того человека, которому ты дал совет, что у тебя есть в этом интерес и что у тебя есть связь между тобой и магазином, которая выражена в процентах с продаж».

Он сказал, что не может оповестить этого человека, который спросил у него и я сказал ему: «Если ты не можешь и ты не хотел бы чтобы он об этом узнал, об этих комиссионных, и ты выдавал себя за советчика и не сказал ему, что ты продавец. Та сторона, которая у тебя попросила совета должна знать, что ты представляешь интересы продавца».

Ведущий: Значит это нежелание того, чтобы о действии узнали люди и это опасение того, что раскроется истинное положение этого менеджера это и есть грех? Это и есть признак греховности?

Шейх: Это признак обмана, потому что на самом деле он не хотел бы чтобы люди узнали и не хотел бы чтобы сторона, которой он продал узнала, что у него есть с этого выгода.

Менеджер по продажам, например не хочет, чтобы его компания узнала, что у него есть скрытые комиссионные. Менеджер по закупкам не хочет, чтобы его компания узнала, что у него есть скрытые комиссионные.

Человек, посоветовавший кому-то такое-то лекарство или рентгенологическое исследование не хочет, чтобы люди узнали о его скрытой выгоде. Почему? Потому что он на самом деле скрыл от них свою связь, о которой он должен был оповестить. Он выдал себя за советчика, но на деле оказался продавцом. В этом есть проблема.

Либо же он скрыл от того, кого он представляет, скрыл часть из того, что тот заслуживает и забрал это себе.

Положение коммиссионных

Ведущий: Доктор, теперь мы можем вкратце описать положения, связанные с комиссионными, которые берут себе менеджеры и другие:

Основой в них является дозволенность, при условии осведомленности об этом обоих сторон, будь то представляемое лицо или покупатель?

Шейх: Мы говорим: тому, кто тебя уполномочил ты объясняешь, что у тебя такая-то выгода, как в случае с менеджерами по продажам и закупкам, однако той стороне, которой ты непосредственно сбываешь ты не обязан раскрывать размер своих комиссионных. Ты объясняешь, что у тебя есть своя выгода, дабы эта сторона работала с тобой как с продавцом и нет никакой необходимости, чтобы они знали, какой размер твоих комиссионных в этой сделке.

Накопительные бонусы

Ведущий: Доктор Мансур, давайте перейдем к разговору о накопительных бонусных картах, которые выдаются магазинами или аптеками, как в аптеках «ан-Нахди» и других.

Недавно были разговоры об их положениях.

Шейх: Существуют бонусы, подарки и многие другие формы так называемых программ лояльности, которые поддерживают постоянство клиента в работе с этой компанией и мотивируют его к повторной работе с ней. К таким способам часто прибегают авиакомпании, гостиницы, аптеки, каршеринговые компании и другие. Иногда несколько таких компании объединяются в одну программу, дабы усилить программу и спрос на товары компаний.

Как мы уже сказали основой в этом всём является дозволенность, потому что даётся скидка на товар в виде бонусов, с помощью которых человек может купить товар в этом магазине или другом.

Как даётся скидка?

Когда я покупаю, например, авиабилеты или же покупаю услуги связи на 100 долларов или же я арендую машину или же снимаю гостиницу, продавец говорит мне: «За то, что ты купил на 100 долларов тебе начисляется 1 балл».

Эта компания установила, что 1 балл даёт право на скидку в 1 доллар при повторной покупке. Я на самом деле, когда покупаю за 100 долларов и мне дают 1 балл — этот 1 балл предоставляет мне возможность получить скидку в 1 доллар. Как будто бы мне дали доллар и как будто бы я купил за 99 долларов, а они сказали мне: «Вот тебе доллар, который ты потом обменяешь на товары и услуги этого магазина или же других магазинов, которые участвуют в этой программе лояльности».

Ведущий: Позвольте, доктор Мансур напомнить нашим дорогим зрителям о телефонах для связи, для тех, кто хочет позвонить нам в эфире этой передачи, дабы задать вопрос уважаемому доктору.

Шейх: Как мы упомянули, основой является дозволенность.

Чего же стоит остерегаться?

Ведущий: Основой в этом является дозволенность, потому что основой во взаимоотношениях между людьми является дозволенность?

Шейх: Да, потому что основой является дозволенность, а также потому что это всего-лишь скидка, предоставляемая клиенту, который покупает в этом магазине. Это основа.

Чего необходимо остерегаться?

Мы предостерегаем компании, которые проводят такие программы от того, что называется незаконной конкуренцией и в большинстве случаев во многих странах мира для неё были установлены законы для сохранения здоровой конкуренции между компаниями, дабы в этой стране была здоровое и справедливое соперничество между компаниями.

Незаконная конкуренция происходит тогда, когда одна из компании монополизирует большую часть рынка услуги или же полностью захватывает рынок, прогоняя конкурентов с рынка или же когда прибегает к тем инструментам сбыта и демпинга, целью которых является избавление от конкурентов, которые работают в той же нише и изгнание их с рынка.

Если же конкуренция имеет цель увеличение прибыли до разумных пределов и является законным соперничеством с конкурентами, то это будет разрешено, однако если это выходит за рамки законной конкуренции и становится вредоносным, то такая конкуренция уже будет запрещена.

Поэтому на контролирующих органах и министерствах торговли лежит большая ответственность и они должны обращать внимание на незаконную конкуренцию и должны привлекать к ответственности таких предпринимателей и запрещать причинять им вред других участникам рынка.

Ведущий: Доктор Мансур, один человек спрашивает о том, что при использовании карты Visa банк начисляет баллы и эти бонусы превращаются в реальные деньги, которые могут быть использованы при аренде гостиниц или же обменять их на туристическую карту.

Какого положение Шариата у бонусов, которые даются за карты Visa?

Шейх: Кредитные карты, которые подразумевают начисление процентов и штрафы при несвоевременном пополнении являются запретными и их нельзя брать в основе.

Кредитные карты Visa, которые представляют собой большую часть банковских карт в мире, начисляют проценты, которые нужно уплатить. Поэтому я советую, чтобы спрашивающий этот вопрос оставил карты Visa.

В основе карты Visa начисляют штрафы за несвоевременное погашение, и проблема заключается даже в том, чтобы брать их. Эти штрафы за просрочку входят в понятие ростовщичества времен Джахилии и человеку необходимо избегать этого. Если же карту Visa выдал исламский банк, и она является правильной с точки зрения Шариата и она не начисляет штрафы за просрочку или же проценты по долгу…

Ведущий: Сюда относятся, например, дебетовые карты?

Шейх: Как пример, дебетовые карты или же это кредитная карта с безвозмездным кредитом. В таком случае эта карта и быть может эти карты нуждаются в подробном разборе, однако сейчас не время подробного разбора банковских карт. Если эта карта правильная по Шариату, то ничто не мешает использовать эти баллы и бонусы, которые тебе начисляются за твои покупки. Основой в них является дозволенность, как мы сказали и это такая форма скидки, которую заслуживает клиент.


Ведущий: Если позволите, мы примем звонок от нашего брата Абу Халида из Алжира.

Брат Абу Халид?

— Абу Халид: Алло? Ассаляму ‘аляйкум!

Ведущий: уа ‘аляйкум ассалям ва рахматуЛЛахи ва баракатух! Да приветствует тебя Аллах, Абу Халид.!

— Абу Халид: У меня два вопроса к Шейху Мансуру.

Первый вопрос: Какое положение имеет продажа живых животных живым весом — коз, овец, коров?

Ведущий: Продажа живых животных как?

— Абу Халид: Живых, они продаются, а затем они закалываются и разделываются, но они продаются со всеми своими жидкостями и внутренними органами. Взвешиваются и продаются.

Шейх: Какое положение продажи животных, что?

— Абу Халид: Да?

Шейх: Продажа живых животных, а потом они закалываются?

— Абу Халид: Живых животных, живым весом.

Ведущий: Второй вопрос, Абу Халид.

— Абу Халид: Второй вопрос: У нас есть беспроцентные займы, однако они ставят определенный срок. Если ты за этот срок не погашаешь долг, то к долгу начисляются пени, как их называют люди.

Ведущий: Вопрос ясен, Абу Халид. Мы благодарим тебя.

— Абу Халид: Понятен? Мир вам и пусть Аллах поможет вам!

Ведущий: Брат Абу Халид задает первый вопрос, касающийся продажи животных живым весом.

Шейх: Нет проблем в том, чтобы продавать животных живым весом, т.е., когда они взвешиваются, будучи живыми и продаются после этого. Нет запрета на это. Продажа животных живым весом непривычна, потому что они включают в себя те вещи, которые несъедобны, как содержимое внутренних органов или кровь, однако, если продавец взвесил животное и определил цену согласно весам, и продавец и покупатель договорились о цене, то, судя по всему, этому ничто не препятствует с точки зрения Шариата.

Ведущий: Во втором вопросе он спрашивает о займе, в котором нет процентов, однако при несвоевременном его погашении начисляются пени.

Шейх: В основе нельзя для займов устанавливать пени за просрочку погашения. Это не разрешается. Это основа, которую мы упомянули.

Мусульманин изначально не заключает договор, подразумевающий пени. Однако мы упомянули исключение из этой основы. Разрешается заключать подобный договор при необходимости и когда человек уверен, что человек вовремя погасит задолженность и на нём не станут копится пени, т.е. он предполагает и уверен, что он не опоздает с погашением долга. И, в-третьих, если в его местности нет исламского банка, который бы предоставил исламские займы без пеней. Таким образом, при этих условиях разрешается, в качестве исключения, заключать такие договора, т.е. договора безвозмездных займов, но которые используют пени. При соблюдении этих трех условии разрешается заключать подобные договоры.

  1. Когда есть необходимость
  2. Когда в стране нет других компании, которые бы смогли выдать исламский займ.
  3. Чтобы человек знал или предполагал, что он не просрочит погашение.

Почему мы разрешаем в этом случае?

Потому что участие в ростовщичестве в данном случае представляется лишь вероятным исходом. Мы не разрешаем человеку участвовать в договоре, прямо подразумевающем ростовщичество. Здесь же ростовщичество лишь имеет вероятность и поэтому мы говорим, что если у человека есть уверенность, что ростовщичества не случится и нет другой, более безопасной схемы, а также есть необходимость заключить эти договора займа, купли-продажи или же аренды, которые подразумевают пени, то в этом случае прощается заключение этих договоров при соблюдении этих трех условии. Однако человеку нельзя заключать договор, посредством которого точно попадаешь в ростовщичество, т.е., когда в нём изначально прописываются проценты по займу.

В данном же случае займ безвозмездный, однако если бы он подразумевал какую-то выгоду от займа, то мы бы сказали, что он не разрешен. Если ты уверен, что ты погасишь долг вовремя или предполагаешь, что погасишь долг вовремя и все остальные условия выполнены, тогда ничто не мешает заключать эти договоры.

Этот же вопрос задают нам касательно договоров покупки и продажи.

Человек, например говорит: «Я куплю машину, однако в рассрочку».

Здесь мы говорим, что в основе эта сделка дозволена.

Если же человек говорит: «Договор диктует условие, что я буду платить пени, если просрочу погашение».

Мы говорим, что в основе эта сделка дозволена, но выплата пеней является запретным условием и тебе не разрешается проводить эту сделку. Это основа.

Исключением же является случай, когда человек говорит, что нет другой возможности, кроме как через этот договор и знает, что вряд ли опоздает с выплатами. В этом случае мы говорим, что ничто не мешает заключить эту сделку. Почему? Потому что пени имеют лишь вероятность начисления.

Ведущий: С вашего разрешения примем звонок от брата Зали из Судана. Извиняемся, возможно он совершает повторный вызов.


Пирамиды и сетевой маркетинг

Доктор Мансур, некоторые компании предлагают совместные продукты в своих маркетинговых компаниях, они увеличивают прибыль давая комиссионные людям за счет тех, кому они сбыли товар и последующих уровней покупателей.

Каково положение этой формы сбыта?

Шейх: Когда человек участвует в маркетинговой компании какой-то фирмы и получает комиссионные за счет тех, кому он продал товар, и тех, кому продается товар после них, и тех, кто идет за вторыми, это то, что называется пирамидой или сетевым маркетингом и необходимо остерегаться подобного.

Как обещают эти компании человек очень быстро богатеет и получает большую прибыль через сетевой или пирамидальный маркетинг в которых предшественник получает прибыль от последующего участника. Каждый уровень берёт прибыль с тех, кто приходит после них и т.д., пока эта конструкция в виде пирамиды не дойдет до её основания и в этом случае пузырь увеличится, а основание пирамиды потеряет свои деньги. Почему? Потому что они вошли в систему предполагая, что они смогут продать товар другим, однако этот план провалится и люди будут в убытке.

Ведущий: В чём же проблематичность этого с точки зрения Шариата?

Шейх: Проблема с точки зрения Шариата в том, что это вид неправомерного пожирания чужого имущества.

Почему? Потому что каждый уровень этой пирамиды платит деньги тому уровню, который выше него в обмен на что? В обмен на то, чтобы войти в эту систему, в которой он сможет получать деньги от тех, кто будет ниже его по уровню. Человек платит деньги тем, кто выше его по уровню для того, чтобы войти в эту систему и получать комиссионные уже с тех, кто придет после него и так далее. Он платит 100 для того, чтобы получить сотни от тех, кто будет ниже его по уровню.

Ведущий: Это то, что называют маркетингом пирамид и сетевым маркетингом?

Шейх: Да, это пирамида или сетевой маркетинг, или «схема Понци»[2], которая основывается на неправомерном пожирании чужого имущества.

Какой же товар используется для распространения путем сетевого маркетинга?

Ведущий: Некоторые люди, которые занимаются этим приводят в довод то, что деньги платятся в обмен на товар.

Шейх: Да, это проблема с которой сталкиваются люди при попытке разграничения между реальной покупкой товара и сетевым маркетингом.

Мы говорим:

Если человек платит деньги за товар и этот товар действительно стоит тех денег, то продавец, получивший комиссионные с этой продажи, не представляет проблему, однако, что же такое сетевой маркетинг?

Сетевой маркетинг – это вид маркетинга, в котором деньги людей пожираются неправомерно от уровня к уровню.

Иногда к этой схеме добавляют какой-то товар, который служит маслом, движущим зубья этой компании.

Берётся товар и объявляется, что это программа лояльности или программа скидок, или что это определенная услуга или это торгуется на бирже и этот товар продается людям, но для чего? Для того, чтобы они тоже вошли в эту компанию и стали получать комиссионные от тех, кто придёт после них.

Поэтому мы говорим: те, кто входит в эту компанию для того, чтобы иметь комиссионные от людей, пришедших после них, те платят деньги для того, чтобы войти в запретную структуру. Если же человек платит деньги для того, чтобы купить товар и товар заслуживает этой цены и продавец этого товара имеет с этого комиссионные, то этот способ реализации товара является дозволенным по Шариату и не является запретным.

Запретный маркетинг это такой, где намерение стать участником компании больше, чем намерение приобретение товара и человек становится частью пирамиды, в которой получает деньги от тех, кто пришел после него.

Ведущий: Значит фактором дозволенности по Шариату для этой формы является намерение покупателя?

Шейх: Да, существует множество признаков, которые отличают сетевой маркетинг или пирамиду.

Среди этих признаков — завышение цен на товар. Иногда среди признаков, которые отличают эту форму сбыта — товару придаётся ореол редкости и он описывается как исключительный или говорится что его нет, кроме как в определенных местах или его нет ни у кого, кроме такой-то компании. То есть предпринимаются попытки оправдать ту завышенную цену, которую назначают за товар или же предпринимаются попытки оправдать спрос именно на этот товар, а не на другой. Этот товар наделяется признаками исключительности, якобы он отличается особыми свойствами и как следствие его становится легче сбыть другим. Почему? Потому что он кажется редким.

Таким образом предмету накручивается цена, ведь вопрос логичный: откуда браться комиссионным для участников этой программы? Они берутся из денег, которые платят последующие участники. Зачем мне покупать тот же товар, но за большую цену? Этим вопросом человек способен отличить сетевой маркетинг и пирамиду от других компании.

Иногда люди вносят в сетевой маркетинг различные махинации и обман и торгуют несуществующим товаром, которого нет на самом деле. Каждый участник продает этот товар тем, кто приходит после него и платит деньги предшествующим участникам из денег последующих участников.

Ведущий: Доктор Мансур, мы затронули несколько тем, касающихся сбыта товара, комиссий, которые получают менеджеры, а также те, что связаны с пирамидами и сетевым маркетингом.

Мы так же затронули тему положении накопительных бонусных карт и в заключении нам остается лишь поблагодарить вас, Доктор Мансур, за то, что вы приготовили для беседы о Шариатских положениях этих явлений.

Мы так же рады поблагодарить вас, дорогие зрители за ваше внимание и до новых выпусков.

Мир вам милость и благословение Аллаха!

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    В другой версии говорится: «مَن غَشَّ فليسَ مِنِّي» - «Кто обманывает, тот не имеет отношения ко мне.» Муслим (102).

Новое на сайте