Ведущий: Да приветствует вас Аллах и обрадует, дорогие зрители в новом выпуске программы «Благочестивая сделка» в которой мы обсуждаем некоторые современные имущественные взаимоотношения.
Мы рады этим вечером обсудить вместе с вами положения закята с нашим постоянным гостем, уважаемым доктором наук Мансуром ибн Абдур-Рахманом аль-Гамиди. От вашего имени мы приветствуем его.
Добро пожаловать и да приветствует вас Аллах!
Мы так же хотим напомнить вам, дорогие зрители о вопросе для участия (в передаче):
«Каким образом ты выплачиваешь закят из своего имущества каждый год?»
Вы можете принять участие в этом опросе на страничках канала «Зад» в Твиттере и Фейсбуке.
Доктор Мансур, раз мы говорим о закяте, то хотелось бы начать разговор с определения значения слова закят. Что такое закят и какова его важность в исламском Шариате?
Что такое закят и какова его важность в исламском Шариате?
Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего! Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах, дай нам понимание в религии, научи нас полезному и принеси пользу тем, чему Ты уже научил и добавь нам знаний, о Господь миров.
Закят является обязательством, которое возложил Аллах на своих рабов. Это обязательство связанное с имуществом и касается определенной доли имущества людей и это выделение определенной доли их имущества для просящих и обездоленных, как об этом сказал Аллах, Велико Его Величие в Его Священной Книге:
وَفِيٓ أَمۡوَٰلِهِمۡ حَقّٞ لِّلسَّآئِلِ وَٱلۡمَحۡرُومِ ١٩
«Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных.»
[Сура «Аз-Зарийат», аят 19]
Это обязательство Аллах возложил для очищения имущества и для избавления души от скупости и скряжничества, а также для её очищения и для помощи частей общества друг другу. Аллах сделал закят обязательным в своей религии, которую установил для своих Пророков и посланников и закят был известен ещё до миссии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах говорит в Священном Куране про Исмаиля:
وَكَانَ يَأۡمُرُ أَهۡلَهُۥ بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱلزَّكَوٰةِ وَكَانَ عِندَ رَبِّهِۦ مَرۡضِيّٗا ٥٥
«Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят, а его Господь был доволен им.»
[Сура «Марьям», аят 55]
Ведущий: Соответственно закят относится не только к исламскому Шариату?
Шейх: Закят является особенностью религии Аллаха, которую он послал своим Пророкам и посланникам и не относится лишь к миссии Мухаммада, закят присутствует во всей религии, которую Аллах установил для своих Пророков и посланников.
Так же закят был возложен и на Мессию (Иисуса), сына Марии и он говорил о нём: «о молитве и закяте», как это приходит в суре «Марьям» (Мария). Аллах упомянул так же других Пророков и посланников, которые выплачивали закят.
Сказал Аллах, Пречист Он и Всевышен, об обязательности закята:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ
«Выстаивайте молитву и выплачивайте закят».
[Сура «Аль-Бакара», аят 43]
Закят всегда упоминается в Книге Аллаха совместно с молитвой. Он является вторым практическим столпом, на котором зиждется Ислам.
Это на самом деле указывает на великую важность закята.
Более того, Аллах, Пречист Он и Всевышен, сказал:
فَإِن تَابُوا وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ فَإِخْوَانُكُمْ فِي الدِّينِ ۗ
«А если они покаются, будут выстаивать молитвы и выплачивать закят то они будут вашими братьями по вере.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 11]
Аллах, Велико Его Величие, сделал закят условием для братства по вере.
В хадисе ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
بُنِىَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ
«Ислам был построен на 5 столпах»
— Аль-Бухари (8), Муслим (16)[1].
…и среди них выплата закята.
Таким образом совместное упоминание закята и молитвы в Книге Аллаха, в Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Даже Ас-Сыддык сказал:
وَاللَّهِ لأُقَاتِلَنَّ مَنْ فَرَّقَ بين الصَّلاَةِ وَالزَّكَاةِ،
«Клянусь Аллахом я непременно буду сражаться с теми, кто разделил между молитвой и закятом»
— Аль-Бухари (1399), Муслим (20).
Относительно этого все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имели одно мнение.
Всё это является доказательством на…
Ведущий: На важность закята.
Шейх: Несомненно.
Ведущий: Однако если кто-то спросит: «Что означает слово закят? Известна его важность и обязательность, но какого точное определение слова закят?
Шейх: Это часть имущества, которую мусульманин выплачивает из своего имущества и раздает его бедным, нищим и другим категориям, которые упоминает Аллах в Его Священной Книге.
Обязательность выплаты закята
Ведущий: Наверно это вторая тема, о которой мы бы хотели поговорить.
Когда я выплачиваю это имущество как закят, то кто те люди, которые его получают? Это может быть любой человек или же это определенные категории?
Шейх: Нет сомнений, что категории, которым выдается закят строго определены. Однако прежде этого, почему, с точки зрения языка эта выплачиваемая доля имущества была названа закятом.
Эта форма слова происходит от корня «зака», то есть происходит от слова чистота, это производная форма от слова, означающего чистоту и увеличение.
Все эти значения присутствуют в этой доле выплачиваемого имущества. Так как закят является очищением для имущества он был так назван, потому что он очищает его и очищает душу.
Исходя из этих значений и было названо данное обязательство закятом.
Ведущий: Наверное это и разделяет между закятом и налогом?
Шейх: Несомненно, это является разницей между закятом и налогом. Закят является видом поклонения и вид очищения души. Закят очищает душу. Поэтому Аллах, Пречист Он и Всевышен, говорит:
خُذۡ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡ صَدَقَةٗ تُطَهِّرُهُمۡ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيۡهِمۡۖ إِنَّ صَلَوٰتَكَ سَكَنٞ لَّهُمۡۗ وَٱللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ١٠٣
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 103]
Это отличает закят от всего остального. Например, налоги — это определенное финансовое обязательство, которое выполняет определенную общественную функцию. Закят же выполняет функцию поклонения Аллаху, Пречист Он и Всевышен. Поэтому мусульманин должен выплачивать закят, несмотря на то, существует ли имам, который собирает закят с него или же нет никакого имама.
Мусульманин, даже если живёт в немусульманской стране, которая не собирает закят.
Предположим, что он живет в местности, где не собирается закят. Мы говорим, что в этом случае нет ничего страшного, однако тебе всё равно обязательно его выплачивать. Почему? Потому что, выплачивая эту долю имущества ты очищаешь себя и в нём преследуешь цель поклонения Аллаху, Пречист Он и Всевышен, и закят не связан с наличием какого-то имама, который будет его собирать.
Ведущий: Соответственно это обязательство вменяется человеку напрямую.
Шейх: Это вид поклонения, который вменяется в обязанность мусульманину и человек должен помнить, что Аллах следит за ним в этом поклонении. Он должен очиститься от скупости и скряжничества.
Кому выплачивается закят?
Ведущий: Когда мы говорим о категориях, которым выплачивается закят мы упоминаем, что это несколько определенных категорий. Что же это за категории?
Шейх: Аллах упомянул категории, которым предназначен закят, в своей Книге.
Сказал Аллах, Пречист Он и Всевышен, в суре «Тауба»:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ ۖ
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 60]
Этим восьми категориям людей Аллах дал право на получение закята.
Ведущий: Значит для неимущих?
Шейх: Для неимущих и бедных.
Это две близкие друг к другу категории получают закят в соответствии с их потребностями.
Доходов неимущих и бедных не хватает на то, чтобы оплатить их жизненные потребности и поэтому их нужды покрываются за счет закята. Это неимущие и бедные.
Неимущие имеют большую нужду, чем бедные, однако обе эти категории имеют одно происхождение.
Какова же та потребность, которая принимается за мерило для бедности и нищеты?
Мы говорим, что существуют основные жизненные потребности для человека.
Во-первых: Еда, питье, одежда и жильё.
То есть у человека должно быть место для жизни, у него должна быть еда, питьё.
Существуют дополнительные потребности, однако они всё ещё называются потребностями. Например, женитьба и основное образование. Общее образование считается одной из основных потребностей. Общее образование, которое учит чтению, письму. Мы не говорим о высшем образовании. Мы говорим об общем образовании и тех основах, в которых нуждается человек. Это вид основных потребностей, который следует за потребностью в еде и питье, одежде и жилье.
Общее образование, женитьба и книги, в которых он нуждается для учебы.
Ведущий: Хорошо, это то, что связано с бедными и неимущими. Что же положено тем, кто занимается сбором закята?
Шейх: Это те, кто занимаются сбором закята. У этой категории есть сила и они могут побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. У них есть власть и сила, с помощью которых они собирают закят.
Эта категория может быть представлена министерствами при исламских правительствах, министерствами, которые были основаны с целью сбора закята. Это форма тех, кто занимается сбором закята.
Ведущий: Хорошо, это была вторая категория. Рассмотрим тех, чьи сердца хотят завоевать.
Шейх: Те, чьи сердца хотят завоевать. Выплаты этой категории является видом защиты Ислама, предотвращения козней против него и способом склонения сердец в пользу Ислама. В этой категории закят выплачивается даже неверующему для получения лояльности его сердца и предотвращения зла с его стороны и козней.
Что касается этой категории, то, когда Ислам окреп и возвысился ‘Умар ибн Аль-Хаттаб прекратил выплаты этой категории и сказал: «Нет нужды теперь в том, чтобы мы кого-то склоняли в свою сторону».
Почему? Потому что сила Ислама стала видна воочию и произошло множество исламских завоеваний и, по-видимому, он посчитал, что уже нет нужды в том, чтобы склонять на сторону Ислама посредством имущества.
Ведущий: Хорошо, что касается пятой категории, рабов?
Шейх: Под рабами имеется в виду их освобождение.
Из-за их отсутствия сегодня, мы переходим ко второму типу невольников — освобождению пленных.
Они освобождаются и за них дают выкуп из денег закята.
Ведущий: Принимают ли они положение рабов в вопросах, связанных с возмездием за убийство?
Шейх: Это не очевидно, но Аллаху лучше знать.
Ведущий: Шестой категорией упомянуты должники, кто имеется в виду под ними?
Шейх: Должники это те, у кого есть задолженности. Это те, кто занял для собственных целей или для нужд других.
Ведущий: Они не смогли отдать?
Шейх: Имеется в виду должник, который берёт в долг для своих нужд и не может вернуть долг, потому что многие люди могут быть должниками, однако они могут вернуть долг. Такие люди не получают закят.
Должник, который получает закят это тот, который занял и не может отдать долг. Если же он имеет возможность вернуть, он взял на время и каждый месяц стабильно отдает то, что за ним числится и это не вызывает трудностей, то этот должник не тот, кому полагается закят.
Ведущий: Влияет ли вид долга? Потому что некоторые люди могут занимать для вещей, которые не являются необходимыми.
Шейх: Даже если он занял, то мы задаемся вопросом, какова причина его нужды?
Если человек занял сверх своих потребностей и знал, что не сможет отдать долг, такой вид займа запрещён. Многие из обладателей знания считают, что этот вид займа не входит в значения этого аята и соответственно не погашается за счёт закята.
Однако предположим, что человек взял в долг средства для масштабирования бизнеса. По его предположениям он способен погасить задолженность. Однако что-то случается с ним: либо постигают значительные убытки, либо что-то уничтожает его имущество или стихийное бедствие обрушивается на его имущество или настигают другие непредсказуемые явления, которые случаются у предпринимателей в их бизнесе и у обеспеченных людей. Таким образом он становится должником (которому полагается закят).
Когда же он брал взаймы его займ был разрешенным, а не запретным.
Поэтому тот, кто берёт взаймы и знает, что он не сможет отдать долг и хочет погасить задолженность с помощью закята, то изначально брать этот займ запрещено, потому что он берёт в долг, когда ему нечем отдавать.
В хадисе говорится:
مَنْ أَخَذَ أَمْوَالَ النَّاسِ يُرِيدُ أَدَاءَهَا أَدَّى اللَّهُ عَنْهُ، وَمَنْ أَخَذَ يُرِيدُ إِتْلاَفَهَا أَتْلَفَهُ اللَّهُ
«Аллах отдает долг за того, кто берёт имущество у людей, желая потом вернуть его. Того же, кто берёт в долг, желая растратить Аллах погубит.»
— Аль-Бухари (2387).
Поэтому займ, который берёт человек должен быть разрешенным. Если вдруг что-то случилось и человек не может погасить долг, то в этом случае он относится к должникам (упомянутых в аяте).
Если же он не может погасить задолженность за определенный срок…
Некоторые люди берут средства у какой-то компании взаймы с ежемесячным погашением.
Мы говорим, что он в этом случае не относится к категории должников, которые получают деньги с закята.
У человека есть ежемесячная зарплата и он с неё погашает задолженность. Такие люди не являются теми, кому разрешено выплачивать закят.
Ведь те, кому это разрешено это должники, которые не могут отдать долг: то есть если его погасить, то его жизненные обстоятельства усугубятся.
Его ежемесячный доход хватает ему на жизнь, но его не хватает на погашение долга. В этом случае мы говорим, что нет ничего зазорного в том, чтобы помочь ему избавиться от долга, который за ним числится.
Ведущий: В категории «На пути Аллаха», что подразумевается под путём Аллаха?
Шейх: Под путём Аллаха изначально подразумевалась борьба на пути Аллаха с помощью меча и стрел. Это является основой. Исходя из аналогии, а также обобщающего смысла текстов сюда можно отнести и борьбу с помощью Курана, языка, призыва к Аллаху и опровержения сомнений многобожников, атеистов и сторонников нововведений путем диспутов, книг и другого. Это так же вид борьбы.
В Священном Куране в суре «аль-Фуркан» Аллах говорит:
وَجَاهِدْهُم بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا
«и веди с ними посредством него (Курана) великую борьбу.»
[Сура «Аль-Фуркан», аят 52]
Аллах назвал диспут на основе Священного Курана…
Ведущий: Одним из видов борьбы?
Шейх: Одним из видов борьбы.
Ведущий: Что можно сказать о восьмой категории: «путниках»?
Шейх: Это те, которые держат путь, но вынуждены были прервать его.
Эта категория имела актуальность в прошлом, до возникновения революции в сфере коммуникации, в которой мы живем сегодня. Мы сегодня переживаем революцию в сфере технологий, связи, денежных переводов, мобильных устройств, пассажирских перевозок, кредитных карт Visa.
Все эти обстоятельства заменяют собой выплату закята этой категории. Однако в прошлом, до этой технологической революции, человек будучи богачом в своём городе мог сделать вынужденную остановку посреди своего пути. Он держал путь, но деньги, имевшиеся у него, были украдены, и он не был способен, как сейчас, получить доступ к своим средствам через телефон или банковскую карточку и другими способами. Такому человека выдается из закята столько, сколько хватит ему, чтобы добраться туда, куда ему нужно или чтобы добраться до своих денег.
Как я уже упомянул эта категория сегодня уже почти, мы говорим почти, но не полностью, перестала существовать.
Ведущий: У нас есть несколько тем для беседы, которые мы бы хотел затронуть. Как например виды закята и условия обязательности закята. Но прежде, мы бы хотели с вашего разрешения взять небольшую паузу.
С вашего разрешения, дорогие зрители мы прервёмся на небольшую паузу во время которой покажем вам опрос по теме положений закята, а затем вернемся к вам.
«Каким образом ты выплачиваешь закят из своего имущества каждый год?»
Я выплачиваю закят в соответствии с Шариатом. Мы выдаем рисом в целом, однако, по моему мнению, если я выплатил бы деньгами, то это было бы лучше, потому что некоторые люди нуждаются в деньгах больше, чем в рисе. Рис все раздают, но вот деньги все же более необходимы.
— Респондент 1.
Я выдаю закят продуктами питания, рисом или чем-то подобным.
— Респондент 2.
Я думаю, что лучше человеку передавать закят каким-то компетентным организациям, как например фондам, которые занимаются закятом. Хорошо, когда человек передает средства закята компетентным организациям. Это лучше.
— Респондент 3.
Я убежден, что лучше всего выдавать едой. То, что можно употребить в пищу является лучшим способом выплаты закята.
— Респондент 4.
Я выдаю его в виде определенной суммы денег.
— Респондент 5.
Я выдаю деньгами. Мы идем в фонд и даем им средства, а там сотрудники уже знают тех, кому они необходимы.
— Респондент 6.
Ведущий: Да приветствует вас Аллах, снова! Мы хотели бы напомнить вам номера для связи (с нами). Они будут видны на экране.
Доктор Мансур, как мы слышали в этом опросе люди путают между закятом аль-фитр и закятом, о котором мы сегодня говорим. Есть ли между ними сходство? Если можно коротко, так как у нас осталось ещё несколько тем для обсуждения.
Шейх: По воле Аллаха мы не станем углубляться в разговор об этом.
Закят аль-Фитр является видом закята, который отличается от закята выдаваемого с имущества.
Существует много видов закята. Закят аль-Фитр это тот закят, который выдается в праздничную ночь, после окончания поста благословенного месяца Рамадан. Это то, что факихи называют подушным закятом, потому что на каждом человеке лежит обязательство выплатить определенное количество, несмотря на достаток. Такой закят обязателен и тем, у кого он большой и тем, у кого оно небольшой и тем, у кого он средний. Все они равны. Это закят аль-Фитр и называется подушным закятом. То есть за каждого человека, которая проживает в доме, обязательно выплатить закят, размер которого равен одному саъ.
Этот вид отличается от закята, выплачиваемого с богатства.
Под закятом, выплачиваемым с имущества подразумевается закят с богатства. Тот, кто считается богатым должен выплачивать больше, чем бедный. Объем выплат по закяту разнится в зависимости от количества средств.
К этому относится закят, выплачиваемый с денег, с товара, со скота, с того, что было выращено на земле и других видов имущества.
У всех этих видов есть свои подробности. Есть то, с чего выплачивается четверть десятины, есть то, с чего выплачивается половина десятины, есть то с чего выплачивается десятина.
Всем этим видам отведены главы, которые мусульманин должен изучить и понять. Мусульманин обязательно должен знать о том, как выплачивать закят с имущества. Закят упоминается вместе с молитвой в Книге Аллаха, Пречист Он и Всевышен.
Ведущий: Значит этот закят отличается от закят аль-Фитр?
Шейх: Оба из них являются видами закята. Закят с имущества и закят аль-фитр. Мусульманину обязательно получать знания об этом.
Виды закята
Ведущий: Мы начали разбирать положения закята. Давайте затронем первый вид. Это закят выплачиваемый с украшений. Выплачивается ли закят с украшений, сделанных из золота и серебра?
Шейх: Во-первых, мы говорим, что в основе с золота и серебра обязательно выплачивать закят. Это основа. Перед тем как говорить об украшениях скажем, что с золота и серебра, которые находятся в слитках или в форме монет мусульманину обязательно выплачивать закят.
Закят с них равен четверти десятины, то есть 2.5 процента. Минимальным количеством с которого становится обязательным выплачивать закят (нисаб) является 85 граммов золота и 595 граммов серебра.
Ведущий: То есть, если мои слитки достигли веса 85 граммов, то мне обязательно выплачивать с них закят, который равен 2.5 процентам?
Шейх: Всё верно.
У нас остается вопрос украшений. Обязательно ли выплачивать закят с женских украшений?
Судя по всему, закят с них не выплачивается и это мнение большинства ученых. Закят не обязателен с них, потому что украшения были сделаны для личного пользования.
У нас есть правило, касающееся тех видов имущества с которых выплачивается закят. Мы говорим, что основой в имуществе: выплата с него закята.
Потому что Аллах, Пречист Он и Всевышен, сказал:
وَفِيٓ أَمۡوَٰلِهِمۡ حَقّٞ لِّلسَّآئِلِ وَٱلۡمَحۡرُومِ ١٩
«Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных.»
[Сура «Аз-Зарийат», аят 19]
В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? говорится что он, посылая Му’аза в Йемен сказал:
فَأعْلِمْهُمْ أنَّ اللهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ صَدَقَةً تُؤخَذُ مِنْ أغْنِيَائِهِمْ ، وتُرَدُّ عَلَى فُقَرَائِهِمْ
«…уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать обязательную милостыню (закят), которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа.»
— Аль-Бухари (1395) и Муслим (19).
Исключением является используемое имущество. В хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в Сахихе Аль-Бухари приходит:
لَيْسَ عَلَى المُسْلِمِ في عَبْدِهِ وَلاَ في فَرَسِهِ صَدَقَةٌ
«Мусульманин не обязан выплачивать закят ни со своих рабов, ни со своего коня.»
— Ахмад (2/242), аль-Бухари (1463), Муслим (982), Абу Дауд (1595)[2].
Ведущий: Что именно означает используемое имущество?
Шейх: Это то имущество, которое приобретаются человеком для личного пользования, с него не нужно выплачивать закят.
Примером является квартира, в которой живёт человек, вилла в которой он живёт, мебель, которой он владеет, поле или сад, в котором он проводит время, машина, на которой он ездит или одежда, которую носит.
За средство передвижения человека, мебель, одежду не нужно выплачивать закят.
К этому виду имущества так же относятся женские украшения из золота и серебра.
Ведущий: Это потому что они приобретаются для личного пользования?
Шейх: Да, потому что они приобретаются для личного пользования.
Такое их использование отличается от коммерческого.
Ведущий: Мы упомянем использование украшений в коммерческих целях, но после того, как ответим брату Абу Хусаму из Алжира.
Брат Абу Хусам, слышишь ли ты нас? Ты с нами брат Абу Хусам? Абу Хусам?
— Абу Хусам: Алло, мир вам!
Ведущий: И тебе мир и милость Аллаха!
— Абу Хусам: У меня есть коровы, которые производят молоко. Должен ли я выплачивать закят с произведенного молока или же я выплачиваю закят только за коров? Да воздаст вам Аллах благом!
Ведущий: Да облагодетельствует тебя Аллах!
Брат спрашивает о закяте за коров и за то, что они производят из молока.
Шейх: Мы говорим да, за коров нужно выплачивать закят. Это закят со скота. Минимальным количеством, с которого нужно выплачивать закят: 30 коров (возраст, которых 1 год — однолетки).
Однако, как упомянул наш брат, это молоко. Если оно используется в коммерческих целях, то есть существует разница между молоком, получаемым для собственного потребления, для семьи, друзей или родственников и тем молоком, которое является продуктом для продажи. Если это молоко предназначено для последующей продажи, тогда, судя по всему, с него выплачивается закят так же, как и с товара, выставленного на продажу.
Ведущий: Размер его будет составлять…
Шейх: Размер закята будет равен 2.5 процентам со стоимости товара.
Ведущий: Получается, что человек выплачивает закят и с молока, и с коров?
Шейх: Всё верно. Это в том случае если молоко предназначено для последующей продажи.
Ведущий: С нами на связи сестра Умм Мухана из Саудии.
Пожалуйста, сестра Умм Мухана.
— Умм Мухана: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!
— Умм Мухана: …мы выплатили закят за мать, у нее было 450 тысяч.
Ведущий: Повторите пожалуйста.
— Умм Мухана: Мы выплатили закят за мать с суммы в 450 тысяч.
Теперь сумма увеличилась и стала 600 тысяч, но год ещё эта сумма не пролежала. После этого она уменьшилась на 150 тысяч в 5 месяце…, 3 месяца назад приблизительно…
Шейх: Дорогая сестра, будьте добры повторите вопрос.
— Умм Мухана: У матери была сумма 450 тысяч.
Шейх: Риялов?
— Умм Мухана: Да…заплатили в Шаабане. После этого сумма увеличилась и стала 600 тысяч.
Шейх: Былая сумма принесла доход?
— Умм Мухана: Нет нет, просто пришло наследство.
Шейх: Хорошо, пришло наследство, и сумма стала равна 600 тысячам.
— Умм Мухана: Да, но за 5 месяц она уменьшилась на 150 тысяч.
Шейх: Хорошо, как уменьшилась?
— Умм Мухана: Мы взяли.
Шейх: У вас, то есть были расходы?
— Умм Мухана: Мы взяли 150 тысяч. После этого осталась сумма в 500 тысяч. Хорошо?
Два дня назад мой брат взял 200 тысяч и осталось 300. Теперь у меня вопрос: Мне выплачивать закят как с 400 или как с 600 тысяч? Как мне теперь выплачивать закят. Сумма в 600 тысяч не пролежала год.
Ведущий: То теперь у вас есть лишь 300 тысяч?
— Умм Мухана: Да, мы взяли 200 тысяч из 500.
Ведущий: Вопрос понятен.
— Умм Мухана: Как мне теперь выплачивать закят?
Ведущий: Вопрос понятен.
Шейх: Дорогая сестра, и все те, кто спрашивает о закяте с их имущества: Закят с денег является важным вопросом, которому мы хотели бы уделить внимание и тому, как он рассчитывается, так как вопрос является актуальным и распространенным среди людей.
Как считать закят? Человек должен определить для себя день в году, который будет обозначать прошествии одного года.
Предположим, что человек будет выплачивать закят со своего имущества в начале Шаабана или начале Рамадана. Этот день будет означать, что прошёл год как у него лежит денежная сумма.
Предположим, что этот день является первым числом Рамадана. Человек готовится к тому, чтобы выплатить закят и подсчитывает своё имущество. Мы говорим, считай то, что есть у тебя из денег и имущества, вне зависимости от того, пролежали ли эти деньги у тебя год полностью или же некоторые из них не долежали полный год. Эти деньги прибавляются к другому имуществу в этот день и в этот день, то есть первого числа месяца Рамадан, ты смотришь сколько у тебя всего денег? Предположим, что у человека 300 тысяч. После этого к ним прибавляется то, что есть из золота и серебра, исключая украшения. Мы упомянули, что украшения не относятся к имуществу с которого выплачивается закят. Человек смотрит, что есть у него из золота и серебра. Стоимость золота и стоимость серебра он прибавляет к сумме всего имущества, с которого выплачивает закят.
Предположим, что у человека золота и серебра на 50 тысяч. В этом случае у него становится 350 тысяч. После этого он смотрит на деньги данные в долг людям.
Поэтому мы дорогой сестре говорим: Она дала 200 тысяч одному из сыновей. Дала ли она ему на время, чтобы он вернул или же она дала ему деньги чтобы он их истратил. Если она дала ему на расходы, то они уже не участвуют.
Если же она дала ему деньги с условием, что он вернёт их, тогда это считается долгом и как мы позже упомянем подробнее, если заёмщик имеет возможность погасить долг в любое время, как только от него это потребуют, то с заёмных средств нужно выплачивать закят.
Если же должник не имеет возможности вернуть средства по требованию, то в этом случае закят с этих средств не выплачивается. Это так же справедливо, когда заёмщик является тем, кто тянет с погашением долга и не отдаёт его. В этом случае не нужно выплачивать с этих средств закят.
Мы говорим: во-первых, посчитай свои деньги, у нашей дорогой сестры, как она говорит сейчас 300 тысяч.
Ведущий: Получается не влияет, что эта сумма менялась и сначала была 600 тысяч, после этого стала меньше, после этого увеличилась?
Шейх: Мы сейчас говорим о закяте, который выдаётся в день, который означает собой прошествие года.
Ведущий: Он считает имеющиеся у него деньги, вне зависимости от того, что эта сумма увеличивалась или уменьшалась?
Шейх: В течении всего периода, да.
Поэтому мы говорим сейчас. Когда придёт первое число Рамадана ты посмотри на это имущество. Какого его состояние?
Кто-то может сказать: «Есть среди этих средств деньги, которые ещё не пролежали год». Это уже вопрос.
Существуют ученые, которые говорят, что год для этих денег считается отдельно, однако на деле это очень сложно. В добавок к этому ханафитское мнение, которое является сильным и правильным говорит, что все деньги, даже если они не были прибылью от торговли суммируются в тот день, когда проходит год. Деньги суммируются все вместе в день обозначающий прошествии года. Это мнение на самом деле находится посередине, между двумя мнениями:
Первое мнение говорит, что как только было получено имущество с него сразу же нужно выплачивать закят.
Второе мнение говорит, что для каждой части имущества, для которой проходит год отсчитывается отдельно от других частей.
Мнение ханафитов имеет силу. Если человек заработал за год что-то, то это добавляется к тому, что у него уже есть из имущества, даже если это не является доходом с того, что было и не было прибылью от торговли. Он получил за этот год имущество и это имущество прибавляется к тому, что у него уже было.
Поэтому мы говорим, что первого числа месяца Рамадан ты считаешь свой закят по следующему уравнению:
Посмотри на то, сколько у тебя есть денег, затем на то, сколько у тебя золото или серебро, а затем на то сколько ты дал в долг тем, кто может тебе его вернуть. Ты, например дал 100 тысяч в долг тому, кто способен вернуть его. Посмотри на товар, который у тебя имеется. У тебя есть, например квартира или вилла, у тебя есть недвижимость или жилье, которые выставлены на продажу, у тебя есть какой-то товар. Суммируй эти четыре категории, а после этого вычти долг, который висит на тебе. Мы вскоре поясним как вычитать долг, который имеется у человека. Ты вычитаешь свои долги, а затем выплачиваешь закят с того, что остаётся.
Ведущий: Если позволите, Шейх, с нами на связи брат Абу Мухаммад из Египта.
Брат Абу Мухаммад, пожалуйста.
— Абу Мухаммад: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Извиняемся мы поздно вам ответили.
— Абу Мухаммад: У меня уже два года имеется участок земли, и я хочу построить на нём несколько домов. Один из домов будем использовать мы сами. Всё ли вам понятно?
Ведущий: Да понятно!
— Абу Мухаммад: Один дом будем использовать мы, а остальные два дома…
Ведущий: Будете использовать в коммерческих целях?
— Абу Мухаммад: Три остальных дома мы хотим продать с передачей в собственность.
Ведущий: Хорошо.
— Абу Мухаммад: Какое положение их с точки зрения закята если знать, что каждый дом займет определенную долю участка.
Например, общая площадь 120 метров, а дом займет 20 метров.
Ведущий: Абу Мухаммад спрашивает: у него есть недвижимость, и он думает над тем, как получить от неё выгоду.
Шейх: Дорогой брат. Переход в собственность бывает двух видов:
- В первом случае квартирам не присваивается ничего из земли;
- Во втором случае квартирам принадлежит часть земли.
Если им принадлежит часть земли, то если ты начнёшь этот свои бизнес проект, то это значит, что эта часть земли становится товаром, выставленным на продажу. Однако теперь вопрос, да хранит тебя Аллах.
Они выставлены на продажу уже сегодня или будут выставлены по завершению строительства?
— Абу Мухаммад: По завершению строительства, по воле Аллаха.
Шейх: Хорошо, по завершению строительства, по воле Аллаха, когда ты выставишь их на продажу, то это значит, что начинается отсчитываться год для того, чтобы нужно было потом выплатить закят.
Перед выставлением их на продажу они не входят в то имущество, с которого нужно уплачивать закят. Это понятно?
— Абу Мухаммад: То есть как я завершу строительство и выставлю их на продажу я должен выплатить закят?
Шейх: Как только ты достроишь и выставишь на продажу начинается год после которого нужно выплачивать закят.
— Абу Мухаммад: Хорошо, да воздаст вам Аллах благом, Шейх!
Шейх: Да воздаст вам Аллах благом!
Ведущий: Мы говорили о видах закята, затронули с вами закят с украшений.
Шейх: Есть один момент, которому нужно уделить внимание, на него указала группа сподвижников и некоторые обладатели знаний.
Да, женщинам не обязательно выплачивать закят с украшений, однако группа сподвижников, среди которых ‘Аиша, ‘Абдуллах ибн ‘Умар и другие обратили внимание и сказали: «Поистине закят с украшений это передача их в пользование».
Ведущий: Что это значит?
Шейх: Это значит, что женщина должна давать пользоваться украшениями тем, кто в них нуждается, если не опасается причинения вреда.
Например, эти украшения попросила её сестра или соседка, подруга для того, чтобы украсить себя ими на своём празднике или чём–то подобном.
Судя по всему, а Аллах знает лучше, что это то, что женщина должна давать в пользование, потому что это вид «мелочи», отказ в котором ввергает в грех.
Как это пришло в словах Аллаха:
وَيَمۡنَعُونَ ٱلۡمَاعُونَ ٧
«И отказывают даже в мелочи!»
[Сура «Аль-Ма’ун», аят 7]
Ведущий: Хорошо, доктор Мансур. Что касается закята с товара, выставленного на продажу, что имеется под ним в виду?
Шейх: Выставленное на продажу — это вещи, которые подготовлены для продажи. Наш дорогой брат спрашивал о квартирах. Он построит квартиры и выставит их на продажу для получения прибыли. Это понимается под выставленным на продажу. Мы говорим, когда начинается для них отсчитываться год? Когда он выставляет на продажу тогда и начинает идти год (начинается отсчёт года).
Ведущий: Владельцы недвижимости и строений у которых есть арендаторы, которым они сдают помещения в аренду должны ли выплачивать закят?
Шейх: Существует разница между выставленным на продажу и объектами, сдаваемыми в аренду, Иджара — это найм, а не Тиджара (продажа), без буквы «т».
Существует разница между сдачей в аренду и куплей-продажей. Мы говорим, что эти квартиры если были подготовлены для купли-продажи, то нужно выплачивать закят с их стоимости. Со стоимости квартиры, выставленной на продажу, со стоимости земли, выставленной на продажу если она стоит год.
Что касается объектов, предназначенных для аренды, зданий и площадей, то, судя по всему, а Аллаху знать лучше, что закятом с их аренды является четверть десятины в момент получения арендной платы.
Если у человека есть объект под аренду, например здание квартиры, которую он сдаёт, то мы говорим: «Как только ты забрал арендную плату выплати закят в виде 2.5 процентов с неё». Это будет очищением данных денег, даже если с момента заключения договора не прошёл год или с момента получения не прошёл год. Из этих денег выплачивается закят в момент получения. Это то, что более очевидно в вопросе закята со сданных в аренду объектов.
Закят с аренды, если мы возьмем это мнение, подобен плодам, закят с которых выплачивается в день их сбора.
Как сказал Аллах, Пречист Он и Всевышен:
وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ ۖ
«и отдавайте должное в день уборки,»
[Сура «Аль-Ан’ам», аят 141]
Это мнение на самом деле сильное — мнение о том, что закят с арендной платы выдается тогда, когда она получается. Из этой суммы выделяется 2.5 процента, а остальное забирает человек.
Ведущий: С нами на связи брат Хусейн из Эмиратов. Брат Хусейн?
— Хусейн: Мир вам!
Ведущий: И тебе мир и милость Аллаха! Пожалуйста, брат Хусейн.
— Хусейн: Да благословит вас Аллах!
…У нас есть так называемая премия по окончанию контракта. У меня на счету есть 45 тысяч в виде премии по окончанию контракта. Разрешено ли мне или должен ли я давать закят с этих денег?
Ведущий: Он спрашивает о премиях по окончанию контракта.
Шейх: Дорогой брат, премия по окончанию действия трудового договора связана с двумя факторами.
Во-первых, она может быть долгом, который лежит на организации с которого нужно выплачивать закят. Во-вторых, существуют факторы, влияющие на обязательность этого долга.
То есть этот долг не является полностью утверждённым, так как существуют факторы, которые могут помешать стать владельцем этих денег.
Например, из условий получения таких премий:
Они не полагаются тем сотрудникам, которые были уволены со своей работы. Для таких премий могут быть поставлены определённые условия.
Это отсутствие определенности в премиях по окончанию трудового контракта делают этот долг не утвержденным. Это влияет на восприятие вопроса с точки зрения фикха: должен ли выплачиваться закят с этих денег? Мы упомянули прежде, что с утвержденных долгов нужно выплачивать закят, в этом нет проблем, если должник имеет возможность погасить его.
Долг по премии за окончание срока трудового контракта не является утвержденным, потому что существуют факторы, влияющие на её получение, как например увольнение сотрудника или какие-то дисциплинарные взыскания, которые препятствуют в получении этих денег сотрудником.
Поэтому на самом деле вопрос премий по окончанию контракта, должен ли выплачиваться с неё закят или нет, я воздерживаюсь от суждении по данному вопросу и не стану давать фетву по нему и надеюсь, что наш дорогой брат спросит об этом кого-то другого, да поможет тебе Аллах в благом.
Ведущий: Доктор Мансур, сестра Умм Мухана вернулась к нам возможно спрашивает о каком-то пояснении.
Сестра Умм Мухана вы всё ещё с нами?
— Умм Муханна: Да, мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Пожалуйста.
— Умм Муханна: У меня был вопрос про закят. Должна ли я выплачивать его с 650 тысяч? Потому что я взяла в долг 150 тысяч, а мой брат взял в долг 200 тысяч. У меня сегодня в общем есть 450 тысяч. Должна ли я выплачивать со всех денег вместе взятых?
Шейх: Да выплачивается закят с имеющихся сейчас денег и тех, которые были даны в долг владельцем денег.
Предположим, что это твоя мать. Она выдает закят с этих денег, и мы говорим, что тот долг, который взял твой брат и долг, который взяла ты. Если вы взяли эти деньги и при этом имеете возможность отдать долг в то время, когда потребуется его погашение. То есть если этот долг является долгом для того, кто имеет возможность его отдать, то мы говорим, что твоей матери обязательно выплачивать закят с этих денег.
— Умм Муханна: То есть со всех денег, которые у нас имеются сейчас мы выплачиваем закят?
Шейх: Да, но если ты или твой брат не имеете возможности погасить долг, когда его у вас потребуют, то есть если твоя мать попросить у тебя вернуть эти деньги и ты скажешь: «Я не могу сейчас тебе их вернуть», или твой брат, если эти деньги будут потребованы у него сейчас, то он скажет: «Я не могу сейчас их вернуть», то есть он не способен вернуть долг, то мы говорим, что мать не должна выдавать закят, кроме как с имеющихся денег, а с того долга, который лежит на тебе или твоём брате она не должна выплачивать закят.
— Умм Муханна: Мать болеет, и мы занимаем её место и если к нам приходит доход, то мы берём и будучи уполномоченными кладем эти деньги в банк.
Шейх: Уполномоченны в чём?
— Умм Муханна: Да?
Шейх: Уполномочены в чём?
— Умм Муханна: Например к нам приходят деньги откуда-то или с аренды, или приходят от наследства, то мы кладём их в банк.
Ведущий: Они кладут деньги матери в банк.
— Умм Муханна: Да, я уполномочена по управлению деньгами. Мать не способна выплачивать закят, потому что её разум покинул её, и мы уполномочены сами выплачивать закят.
Шейх: Мы говорим, что несмотря на то, пребывает ли хозяин этих денег в своем уме или его разум покинул его. Нет проблем в том, чтобы выплачивать закят с этих денег.
Ты, дорогая сестра должна выплачивать закят из денег своей матери. Это подразумевает твой статус уполномоченной по управлению деньгами твоей матери.
Остается у нас вопрос. С этих имеющихся 300 тысяч обязательно выплачивать закят? Долг в 200 тысяч, который был взят твоим братом если способен отдать их в тот момент, когда у него их потребуют, то в этом случае с них выплачивается закят.
Если у него нет возможности отдать долг, когда у него его потребуют, то с них не выплачивается закят. Таким же образом мы поступаем с долгом, который числится за тобой.
Если ты имеешь возможность отдать долг своей матери в любое время, то это значит, что с него выплачивается закят и ты считаешь эти деньги как часть тех, с которых выплачивают закят, даже если они фактически ими не являются. Однако Аллах знает лучше.
Ведущий: Хорошо, да воздаст вам Аллах благополучием!
С нами брат Аль-Ашур из Алжира.
— Аль-Ашур: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!
— Аль-Ашур: У меня был ребенок и он умер в 5 лет…
Ведущий: Ты спрашиваешь, есть ли на нём закят или просто просишь для него милости Аллаха?
— Аль-Ашур: Что есть, то есть.
Ведущий: У него был ребенок, который умер, да смилуется над ним Аллах. Он спрашивает: есть ли на нём закят, который должен заплатить или же он просто должен просить для него милости Аллаха?
Шейх: Конечно ты просишь для него милости Аллаха. Если ты спрашиваешь можешь ли ты давать за него милостыню, то в этом нет ничего предосудительного. Однако после смерти уже закят для человека не обязателен и за него он не выдается, кроме того случая, когда он должен был выплатить его при земной жизни, но скончался так и не выплатив его. В этом случае мы говорим, что за него закят выплачивают его наследники.
Ведущий: Мы говорили о товарах, выставленных на продажу и о квартирах, сдаваемых в аренду.
Шейх: Мы говорим, что если квартиры сданы в аренду, то, как только будет получена арендная плата с неё выплачивается закят в 2.5 процента. Остальные же деньги остаются. Однако с квартир, которые выставлены на продажу закят составляет 2.5 процента от их стоимости, так как они являются товаром выставленным на продажу.
На самом деле закят выплачивается будь то с виллы или квартиры, которые выставлены на продажу. Владельцам же магазинов нужно выплачивать закят с того товара, который имеется в у них в магазине.
Предположим, что есть некий владелец супермаркета имеет товар для продажи. Что это значит? Это значит, что сегодня у него этот товар, через час у него деньги, затем они превращаются в товар, затем снова в деньги и так далее.
Если приходит день, означающий прошествии года, о котором мы говорили: «Определи день, который будет означать прошествии года».
Предположим, что это первый день Рамадана или второй, или третий, любой день в году. Когда наступает первое число Рамадана, то ты смотришь что у тебя есть в магазине из товара. Ты оцениваешь этот товар. Что это за товар, выставленный на продажу? Этот тот, который участвует в обороте. То есть не учитывается декор самого магазина, потому что он не продается и не покупается.
Ведущий: Относится к этому лишь товар, который продается?
Шейх: Товар, который покупается и продается. Предположим, что человек является портным.
Мы говорим, что если придет 1 день Рамадана, то ты смотришь на то, что у тебя есть из тканей, готовых изделий и что у тебя есть в кассе из наличных и то, что у тебя на счету в банке. Ты выплачиваешь с этого закят.
Что касается швейной машинки, декора салона, машины, которая используется для доставки товара, то с этого не уплачивается закят.
Ведущий: С вашего разрешения, с нами на связи брат Имад из Алжира.
— Имад: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха! Пожалуйста.
— Имад: Шейх, я арендую магазин и коплю для владельца площадей арендную плату. Учитывать ли мне эти деньги при подсчете закята, если я выплачиваю закят за два месяца до выплат по аренде.
Ведущий: Хорошо, если ты повторишь вопрос.
— Имад: Я коплю деньги для владельца магазина, потому что я арендую площадь у него.
Ведущий: Хорошо.
— Имад: Но перед этим расчетом я выплачиваю закят. Учитывать ли мне эти собранные средства при подсчете закята или же я не прибавляю их к тем средствам с которых выплачиваю закят?
Ведущий: Брат спрашивает об арендной плате, которую он даёт арендодателю. Он копит её и спрашивает нужно ли ему выплачивать с неё закят.
Шейх: Мой дорогой брат. Предположим, что прошёл год, как ты торгуешь и предположим, что наступило 1 число Рамадана. Исходя из того, как я понял вопрос я повторю его и буду давать ответ на этот вопрос.
Как я понял, срок арендной платы, которую ты платишь владельцу помещения приходит в Шаввале или Зуль-Ка’ада. Ты копишь деньги для того, чтобы уплатить эту аренду, как придёт назначенный срок.
Мы говорим, что, во-первых, те деньги, которые у тебя имеются с них нужно уплатить закят, а эта арендная плата, срок которой подойдет через два месяца может быть лишь одним из двух:
— Если это плата за тот срок, который уже прошёл, то это значит, что данная арендная плата является долгом, который лежит на тебе. Из общей суммы, приготовленной для расчета закята, ты вычитаешь ту арендную плату, которую ты должен уплатить до того дня, в который ты будешь выплачивать закят.
— Если же арендная плата, которую ты заплатишь через два месяца будет предоплатой за последующий срок аренды, то в этом случае ты ничего не вычитаешь и выплачиваешь закят со всех денег, которые у тебя имеются.
Если ты уплатишь арендную плату через два месяца для последующего срока аренды, то в этом случае эта сумма не вычитается из общей суммы, предназначенной для расчета закята, то есть ты выплачиваешь закят со всех имеющихся у тебя средств. Если же ты имеешь долг в виде этой арендной платы, то есть ты эксплуатировал помещение и должен отдать через два месяца плату за прошедший период эксплуатации, то это значит, что за этот период до дня выплаты закята на тебе числится долг и в этом случае ты вычитаешь сумму арендной платы за период до дня выплаты закята, так как это долг, который лежит на тебе.
Ведущий: Доктор Мансур, что если человек что-то откладывает для зарплат своим работникам и личных расходов или налогов?
Шейх: Это тот же вопрос, который упомянул наш дорогой брат и к нему применимо то же положение. Если человек откладывает для будущих расходов, то, судя по всему, это не вычитается из общей суммы, предназначенной для расчета закята. Если же у него есть какие-то обязательства, которые он должен оплатить, то эта сумма вычитается из закята так как это является долговым обязательством, лежащим на нём, потому что он уже воспользовался тем, за что должен заплатить.
Кто должен выплачивать закят?
Ведущий: Возможно этот вопрос будет задан с опозданием, но какие есть условия обязательности закята? Кто должен выплачивать закят?
Шейх: Закят становится обязательным для каждого мусульманина, который владеет нисабом — минимальным размером средств, с которых выплачивается закят. Если же этот мусульманин не будет разумным, как это произошло в случае нашей дорогой сестры, когда её мать заболела или её постигла старость и она потеряла разум, то мы говорим, что несмотря на это обязательно выплачивать закят, потому что она является мусульманкой, которая владеет нисабом. Соответственно обязательно выплачивать закят, даже если человек состарился и перестал разуметь.
Ведущий: Соответственно он связан с самим имуществом, а не с человеком?
Шейх: Закят привязан к владению нисабом. Если человек владеет нисабом…
Что такое нисаб?
Это размер имущества, который определил Шариат как планку для обязательности закята.
Мы упоминали, что в золоте это 85 граммов чистого 24 каратного золота. В серебре нисаб равен 595 граммам чистого серебра. Нисаб верблюдов — 5 голов, нисаб коров -30 голов. Нисаб овец — 40 голов. Нисаб плодовых и зерновых культур — 5 васков. Это всё нисабы, то есть тот, у кого имущество превышает эти границы, тому становится обязательным выплата закята.
Ведущий: Доктор Мансур — это интересная беседа и есть множество тем, однако мы ограничены во времени. В конце этих выпусков нам осталось лишь поблагодарить вас.
Мы так же благодарим вас, дорогие зрители за ваше внимание и участие. К сожалению, это был последний выпуск передачи «Благочестивая сделка». Мы надеемся, что послания этой передачи дошли до вас, а положения были вам понятны. Мы прощаемся с вами до новых встреч и до новых передач, в которых будем рады увидеть вас.
Мир вам, милость и благословение Аллаха!