Положение касающееся золота и серебра в вопросах торговых отношений. Часть 2

Положение касающееся золота и серебра в вопросах торговых отношений. Часть 2

Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Аллаху Пророку, рабу Аллаха, его семье и всем сподвижникам.

Дорогие зрители, мы приветствуем вас в новом выпуске передачи «Благочестивая торговля» и гостем в нашем выпуске будет Мансур ибн Абд ар-Рахман аль-Гамиди.

Добро пожаловать, уважаемый Шейх!

Шейх: Да приветствует вас Аллах и обрадует!

Ведущий: С дозволения Всевышнего Аллаха, в этом выпуске мы разберем некоторые вопросы и темы, которые касаются операций с золотом и серебром, что станет продолжением нашего прошлого выпуска. Перед тем, как начать беседу, уважаемый Шейх, напомните коротко о том, что было упомянуто в прошлом выпуске.

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах, научи нас полезному, принеси нам пользу тем, чему Ты нас уже научил и добавь нам знаний, о Господь миров.

Нам не хватило времени в прошлом выпуске для разбора положений, касающихся золота и серебра. Мы упомянули, что золото и серебро — два драгоценных металла, которые знакомы людям. Они имеют ценность и используются для разных целей. Они могут выступать средством оплаты, являться деньгами или валютой, как это было раньше, так их и использовали люди. До сих пор в них остается что-то от функции денег. Их используют в качестве украшений и во многих других сферах. Они используются как способ сохранения и приумножения капитала. Мы также упомянули, что для них предусмотрены определенные положения в Писании и в Сунне. Они упоминаются в Куране и Сунне, как например в словах Всевышнего Аллаха:

زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلۡبَنِينَ وَٱلۡقَنَٰطِيرِ ٱلۡمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلۡفِضَّةِ

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра…»
[Сура «Али Имран», аят 14]

Также о них говорится в словах Аллаха:

وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями».
[Сура «Ат-Тауба», аят 34]

В Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они также упомянуты, в частности в хадисах от Абу Са’ида и Убады, приводимых в двух сборниках Сахих:

«Золото на золото обменивается равноценно и передается из рук в руки. Серебро на серебро обменивается равноценно и передается из рук в руки».

Также приходит в Сахихе хадис от ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах:

«Не продавайте дирхем за два и не продавайте динар за два».

— Муслим (1585).

Также есть и другие достоверные хадисы, которые запрещают ростовщичество в золоте и серебре.

К главным положениям, о которых мы упомянули и о которых важно напомнить нашим братьям и сестрам, которые нас смотрят относится положение обмена золота на золото и золота на серебро. Мы упомянули, что при обмене золота на золото должно соблюдаться два условия: равнозначность и передача золота из рук в руки.

Первое условие означает, что обе стороны сделки должны иметь одно и то же количество золота и мы упомянули, что разница в пробе должна учитываться. Должно быть одинаковое количество именно чистого золота. Это в том случае, если золото обменивается на золото. При обмене золота на серебро или деньги необходимо передавать предметы договора из рук в руки во время самой сделки и запрещается продажа в долг или любая запоздалая передача ценностей.

Это были основные положения, о которых мы поговорили в прошлом выпуске и важно то, что это построило некоторый фундамент для нашего сегодняшнего выпуска.

Условия хранение золота и серебра

Ведущий: По воле Аллаха. К современным вопросам и операциям с золотом и серебром относится скупка золота и серебра для последующего хранения в банках, либо люди сами покупают золото, либо доверяют банку сделать это за них и кладут его на счёт, называемый золотым.

Каковы же положения Шариата, связанные с использованием таких счетов?

Шейх: Как мы уже упомянули, золото является инвестиционным инструментом, известным с давних времен. Люди вкладывают в золото свои деньги и получают выгоду от владения им. Почему? Потому что золото — драгоценный металл и в большинстве случаев имеет стабильную стоимость, если сравнивать её с потребностями людей. При сравнении цен на золото и цен различных валют мы видим, что, несомненно стоимость валют повышается и понижается и волатильность валют крайне высока в отличии от волатильности цен на золото и серебро. Колебание цен на золото и серебро близко к колебанию цен на основные товары. Поэтому многие инвесторы предпочитают хранить свои деньги в золоте и серебре. Некоторые из них предпочитают инвестировать деньги в торговлю золотом и серебром. Основой сохранения капитала в золоте и серебре и его приумножения за счёт них является дозволенность, если соблюдаются Шариатские условия.

  • Важнейшим таким условием является выплата закята.

Инвестиции в золото и серебро, владение ими и их хранение должны сопровождаться выплатой закята. Тот, кто выплачивает закят, тот выходит из понятия накопительства, упомянутого в словах Аллаха:

وَٱلَّذِينَ يَكۡنِزُونَ ٱلذَّهَبَ وَٱلۡفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَبَشِّرۡهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٖ ٣٤ يَوۡمَ يُحۡمَىٰ عَلَيۡهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكۡوَىٰ بِهَا جِبَاهُهُمۡ وَجُنُوبُهُمۡ وَظُهُورُهُمۡۖ هَٰذَا مَا كَنَزۡتُمۡ لِأَنفُسِكُمۡ فَذُوقُواْ مَا كُنتُمۡ تَكۡنِزُونَ ٣٥

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”»
[Сура «Ат-Тауба», аяты 34-35]

Сказали сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует о значении этого аята:

«То, с чего выплачен закят не подпадает под накопление такого рода»[1].

Таким образом первое, о чём мы говорим тем, кто хранит свои накопления, неважно в валюте или в золоте и серебре: Первым условием этого хранения является выплата закята с этого имущества в начале каждого года. Четверть десятины, то есть 2.5 процента. Подсчитай стоимость имеющегося у тебя золота и серебра или денег и подели её на 40. Полученное значение и будет размером закята.

Ведущий: Как отсчитывать год?

Шейх: Человек, выплачивающий закят должен определить для себя дату, по которой он определит прошествие одного года. Потому что некоторые люди ошибочно полагают, что год начинает идти со времени получения золота в собственность.

К примеру, у человека есть деньги, к примеру он их унаследовал в начале года 1-го числа месяца Мухаррам.

Ведущий: Естественно деньги достигли нисаба?

Шейх: Да, деньги достигли нисаба, и он получил их в наследство 1-го числа месяца Мухаррам. На них он купил золото 1-го числа месяца Раджаб. Некоторые люди ошибочно полагают, что год для него начинается с 1-го числа месяца Раджаб. Это ошибка. Потому что золото появилось у него благодаря тем деньгам, которые у него были. Поэтому прошествие года будет связано с теми деньгами, которые у него были вначале.

Человек может сказать: «У меня постоянная зарплата и я не знаю, когда ко мне пришли деньги, на которые я купил это золото, я не знаю, что я потратил и не слежу за расходами».

Поэтому каждый человек должен выбрать для себя день выплаты закята, в который он будет подсчитывать своё имущество. Этому имеется основа в действиях предшественников и сподвижников. В передаваемом предании от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, он говорит:

«Это — месяц выплаты вашего закята».

Имея в виду Рамадан.

Аргумент заключается в том, что люди выплачивали свой закят в этот месяц.

То есть должен быть день, по которому люди будут определять прошествие года для того, чтобы выплатить закят.

Нет сомнений, что человек, который стал владельцем имущества, которое пролежало год должен выплатить с него закят, вне зависимости от того в Рамадане ли он это сделает или после него. Однако тот, у кого много разного имущества должен определить для себя день, по которому он определит прошествие года и в который он будет подсчитывать все свои деньги. Это пришло в предании от Ибрахима ан-Нахагьи, да будет доволен им Аллах, за этим последовала группа ученых и на этой основе сегодня выдаются фетвы, а именно:

«Человек должен выбрать для себя день в году, в который он будет подсчитывать всё имущество и выплачивать с него закят.»

Почему? Потому что он не способен точно определить время прихода каждой отдельной части имущества.

Предположим, что выбранный для закята день находится в середине Рамадана или приходится на 20-е или 27 число месяца Рамадан или первое число, какой угодно день. Если наступает этот день человек смотрит, что у него есть из золота, серебра или денег и выплачивает с этого имущества четверть десятины, то есть он делит их стоимость на 40 и выплачивает получившуюся сумму, обязательную для него.

Суть в том, что главным Шариатским условием является выплата закята.

Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Аббас и Ибн Мас’уд и другие говорили о толковании вышеупомянутого аята: «То, с чего выплачен закят не считается накопительством».

Наказание, постигшее тех, кто не выплачивает закят будет страшным.

يَوۡمَ يُحۡمَىٰ عَلَيۡهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكۡوَىٰ بِهَا جِبَاهُهُمۡ وَجُنُوبُهُمۡ وَظُهُورُهُمۡۖ هَٰذَا مَا كَنَزۡتُمۡ لِأَنفُسِكُمۡ فَذُوقُواْ مَا كُنتُمۡ تَكۡنِزُونَ ٣٥

«В тот день они (накопленные богатства) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”»
[Сура «Ат-Тауба», аят 35]

Человек будет наказываться своим собственным имуществом. Почему? Потому что его скупость и любовь к деньгам помешала ему в этой жизни выплачивать закят и это имущество, которое он взлюбил и которое помешало ему повиноваться своему Господу и выплатить закят будет использовано для того, чтобы наказать этого человека. Да защитит нас Аллах.

Это было первое условие операций с золотом и серебром.

  • Второе условие операций с золотом и серебром и инвестиций в них: соблюдение запретов, касающихся ростовщичества.

Если человек покупает за валюту золото или серебро, то он должен передать предметы сделки из рук в руки во время сделки и сторониться продажи в долг или какой-либо задержки в оплате.

Если же человек покупает золото за золото, то он должен передать предметы сделки из рук в руки, и удостовериться, что оба предмета сделки равнозначны по содержанию чистого золота в них. Обычно те, кто инвестирует в золото и серебро не покупают золото за золото и не покупают золото за серебро, обычно люди покупают золото за деньги, то есть за какую-то другую ценность, дабы получить прибыль от своих вложений или сбережений. Поэтому мы здесь должны уделить внимание принципу передачи предметов сделки из рук в руки, потому что это условие должно соблюдаться в вопросах, связанных с ростовщичеством.

Формы ивестиций

Что касается форм инвестиций в золото и серебро, то они многочисленны.

При самой простой форме инвестиций, человек идёт в магазин золота, который рядом с его домом, даёт деньги и покупает золотую цепочку или что-то золотое.

Какие условия здесь должны быть соблюдены? Передача предметов сделки в данном случае должна произойти во время самой сделки. Человек не должен покупать это золото в долг. Он должен передавать сумму во время сделки. Это простая инвестиция, которую могут себе позволить многие люди.

Существуют более сложные формы вложений.

Мы видим, что некоторые банки открывают счета для золота и это на самом деле нуждается в подробном разборе, который мы проведём по воле Аллаха.

Существуют также золотые инвестиционные фонды, по-другому называемые Gold ETF.

Аббревиатура ETF означает — Exchange Traded Fund. То есть фонды, торгуемые на бирже.

Они также представляют собой одну из форм инвестиций.

Это были наиболее известные способы инвестирования в золото.

Золотые счета

Ведущий: Хорошо, теперь расскажите пожалуйста про золотые счета, да облагодетельствует вас Аллах. Существуют операции с золотыми счетами. Существует определенное золото, которое человек покупает у банка, оно находится в слитках, каждый из которых отмечен номером, который указывается в договоре купли-продажи и банк сам определяет его для клиента.

Мы сказали, что при покупке золота за деньги предметы сделки должны передаваться во время сделки из рук в руки и они не обязательно должны быть равны по количеству.

Должен ли клиент получить золото, а лишь затем положить его на свой счёт или поступление золота на золотой счет считается его передачей?

Шейх: Вы на самом деле затронули важную тему, которая называется золотые счета. В мировых банках такая услуга называется «gold accounts». Как вы уже сказали, в целом во всех банках эти счета делятся на два типа, независимо от того исламским ли является банк или нет. Золотые счета делятся на два вида.

  • Первый тип называется личным, на английском он зовется «allocated» (зарезервированный), то есть золото на нём является строго определенным и заклеплённым за конкретным человеком.
  • Второй вид золотых счетов этих мировых банков: Обезличенные золотые счета или долговой золотой счёт. На английском этот вид называется «non allocated gold account». То есть золото на нём не представлено строго определёнными слитками, а является просто долговым обязательством, которое лежит на банке.

Эти два вида счетов имеют большую разницу.

Прежде чем погрузиться в Шариатские положения этих счетов мы должны представлять суть этих двух типов счетов, ведь суждение о предмете — есть следствие представлений о нём. После этого мы разберём их Шариатские положения.

Личный золотой счет, если я на него положу 10 000 долларов или если унция золота сегодня стоит 1200 долларов, то если я положу на этот личный («allocated» зарезервированный) счёт 1200 долларов, то это значит, что я купил одну унцию, потому что я положил 1200 долларов, это значит что я купил унцию определенного золота и выделенного лично для меня и хранимого в этом банке на условиях ответственного хранения.

Банк хранит его и является ответственным за эту унцию, и он не может распоряжаться ею, и она не считается долгом, который числится на банке. Таким образом эта унция хранится в банке на условиях ответственного хранения.

Ведущий: То есть оно может лежать на этом золотом счету также, как в ячейке безопасного хранения?

Шейх: Мы говорим, что личный золотой счёт, который называется «allocated» — это счёт с определённым золотом, которое хранится у банка на условиях ответственного хранения.

Поэтому эти счета называются счетами ответственного хранения, то есть банк хранит золото. Это золото принадлежит кому? Владельцу счета, а не банку.

Какого положение у банка? Он считается доверенным лицом, хранящим золото.

Обычно банки берут плату за хранение, так как они несут расходы на киберзащиту, на охрану, на закупку оборудования для хранения.

Владелец счёта оплачивает расходы банка на эти нужды.

Второй вид счетов: Обезличенные золотые счета или «non allocated gold accounts».

Суть их в том, что золото, которое должен хранить банк числится на нём как долг. Больше всего эти счета похожи на банковские вклады в долларах или фунтах. Эти доллары и фунты, переданные банку, считаются долгом банка перед владельцем счёта. Владелец счёта даёт их в долг банку. В ситуации с золотыми депозитами ответственного хранения владелец счёта является непосредственным владельцем, а банк хранит то, что ему доверили. Обезличенные золотые счета являются подобием банковских вкладов, и владелец золота даёт золото банку в долг, а банк в этом случае является заёмщиком этого золота.

Каковы же последствия различия между этими счетами с точки зрения теории?

Банк является доверенным лицом, если речь идёт о счетах ответственного хранения и он несёт ответственность только тогда, когда проявляет халатность или покушается на имущество сам и банк не считается владельцем этого имущества и лишь владелец счета является хозяином этого имущества, а банк — ответственен за его сохранность.

При ситуации с обезличенными золотыми счетами банк несёт ответственность за депозит в любом случае, проявил ли он халатность или нет, покушался ли он на имущество или нет. Почему? Потому что он занял это имущество, а раз он занял его — значит оно становится его собственностью, а передо мной он будет иметь долговое обязательство, как будто бы банк занял у меня унцию золота.

Что касается личных золотых счетов, то банк хранит для меня унцию золота.

Ведущий: В ситуации с обезличенными счетами, происходит ли передача золота?

Шейх: Это важный вопрос и он относится к теме применения Шариатских правил для обоих видов счетов.

Ведущий: То есть перед передачей золота банку в долг…

Шейх: Этот вопрос крайне важен и его обсуждала группа исследователей из «Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений», сокращенно AAOIFI. Также его обсуждал «Шариатский комитет Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений».

Ведущий: Разрешите Шейх, у нас звонок. Наш брат Анас из Саудии.

— Анас: Мир вам, Шейх Мансур аль-Гамиди! да хранит вас Аллах!

Ведущий: Добро пожаловать и да приветствует вас Аллах.

— Анас: Да воздаст вам Аллах благом. Шейх у меня вопрос о сделках по золоту, проводящихся в торговых центрах. Когда я покупаю, например продавец говорит: «Приходи через 2-3 дня рассчитаешься со мной». Иногда суммы достигают 30-40 тысяч риялов, и продавец говорит: «Приходи через два дня мы с тобой рассчитаемся». Является ли законным такой вид операций?

Второй вопрос, да облагодетельствует вас Аллах, касается установления фиксированной цены обмена в банках. Ты покупаешь, например какое-то количество золота и тебе говорят: «Я передам тебе его через 15 дней». Цена валюты меняется, в банке же она фиксирована и через 10 дней их хватает только на покупку перстня.

Ведущий: Спасибо, брат Анас.

Шейх: Твой вопрос понятен, да воздаст тебе Аллах благом.

Сейчас ответим на вопрос или закончим тему золотых счетов?

Давайте закончим тему счетов, потому что тема передачи предметов сделки крайне важна. Возможно, то, что мы упомянем о золотых счетах, частично ответит на вопрос нашего дорогого брата.

Шариатский совет «Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений» проведя несколько встреч со «Всемирным Золотым Советом» пришёл к выводу, что при использовании обезличенных, «non allocated» золотых счетов не происходит передачи ценностей в соответствии с Шариатом.

Они обсудили этот вопрос и заключили, что передачи ценностей не происходит в соответствии с Шариатом при покупке золота через золотые счета этого вида.

Что касается покупки золота путем внесения денежной суммы на личный — «allocated» — золотой счёт за которым закрепляются определённые номера слитков, то в этом случае передача ценностей происходит в соответствии с Шариатом.

Это заключение вывел Шариатский совет при изучении золотых счетов. Этот совет состоит из нескольких ученых с разных уголков исламского мира.

Таким образом вывод, следующий:

«При покупке золота через обезличенные золотые счета передачи предмета сделки не происходит в соответствии с Шариатом. Что касается покупки золота через личные золотые счета, называемые «allocated», то при ней передача золота происходит согласно Шариату».

Это важный вопрос.

Теперь по поводу вопроса нашего брата. Он спрашивает: может ли он при покупке золота вносить оплату через два–три дня?

Этот вопрос мы делим на две части: в первом случае речь пойдет о золотых украшениях, а во втором об ином золоте, например о золотых слитках или сырьевом золоте.

Большинство ученых не находят различий между этими двумя видами золота и как мы уже упоминали в прошлом выпуске Шейх аль-Ислам Ибн Теймия и его ученик Ибн аль-Каййим, да смилуется над ними Аллах, разделяют между этими двумя видами. Они видят послабления Шариата в отношении украшений из золота, так как они ближе к товару.

Нет сомнений, что более безопасное мнение — это мнение большинства, в частности в хадисе Фадаля ибн ‘Убейда приводимом в Сахихе Муслима говорится:

لا تُبَاعُ حتَّى تُفَصَّلَ

«Его нельзя продавать, не оценив все составляющие в отдельности.»

— Муслим (1591).

Какое здесь Шариатское правило?

Самое главное, чтобы предметы договора передавались во время сделки. Поэтому если оплата будет после сделки или передача золота будет после сделки это приводит к разнице в цене. Например, цена этого золота 150 риялов за грамм или 30 долларов. Однако если ты заплатишь позднее то, грамм золота может стоить 151 или 152. Соответственно эта острочка платежа будет влиять на цену, но независимо от того есть ли подобное влияние на цену или нет это всё равно не дозволено.

У нас остается вопрос.

Если человек договорится с продавцом из ювелирного салона и знает, что он не станет увеличивать цену а продавец готов дать в долг деньги и говорит: «Я дам тебе в долг денег, но цена останется той же 150 за грамм или 200 за грамм, а эти деньги даю тебе в долг от себя, и ты можешь отдать его позже и затем человек возвращает этот долг…».

Мы говорим, что дать деньги в долг ничего не мешает, но этот долг означает, что золото покупается за свою сегодняшнюю цену и в нём не преследовалась польза от займа на время.

Однако если продавец говорит: «Я даю тебе в долг на два дня или один два месяца и это значит, что цена будет 155 вместо 150», или же ставится условие, что «ты покупаешь только у меня» -, тогда эти условия делают этот долг приносящим пользу, это увеличение цены сделки является пользой, приносимой долгом. Поэтому мы говорим, что займ — это ситуация в которой есть некоторое сомнение, потому что в большинстве случаев он связан с увеличением основной цены из-за долга или иногда он связан с условием покупки именно у займодателя и так далее. Поэтому в нём есть проблема.

Однако, как мы уже упомянули, нет сомнений, что мнение большинства об обязательной передаче предметов договора во время сделки и займ при необходимости у кого-то помимо продавца больше защищает человека от сомнении и проблем относительно долга, приносящего пользу.

Ведущий: Шейх, разрешите взять небольшую паузу?

Шейх: Я не против, тогда ответим на второй вопрос после паузы.

Ведущий: По воле Аллаха.

Дорогие зрители, мы возьмем небольшую паузу, а затем вернёмся к вам с дозволения Аллаха. Оставайтесь с нами.

✻✻✻

Милостью Аллаха к Его рабам стало вменение в обязанность закята, который собирается с богатых как очищение их и их денег и раздается в помощь бедным.

Закят является третьим столпом и значимой основой Ислама. Он становится обязательным для тех, кто имеет нисаб. Он равен 85 граммам золота.

У каждого вида имущества есть свой собственный нисаб. Закят становится обязательным по прошествию года после достижения имуществом размера нисаба, исключением являются культуры и плоды и закят с них выдается сразу же после уборки.

Тот, кому должен человек, не способный отдать долг отдает закят с этих денег всего за один год, сколько бы времени не прошло с займа.

Если же долг числится за богатым, который может вернуть его в любое время, то человек выплачивает закят с данных в долг денег каждый год.

Что касется приобретенных для личного пользования вещей, таких как машина, дом или мебель то с них не выплачивается закят.

То, что сдается в аренду, как автомобили, гостиницы или торговые площади, то закят не выплачивается с их стоимости а выплачивается с их арендной платы, если она достигает нисаба сама по себе или вкупе с другими суммами.

Выплачивай закят со своего имущества с добродушием и знай, что Аллах заменит тебе это благом в этом мире и в следующей жизни.

وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَيْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ ۖ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ

«Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел.»
[Сура «Саба», аят 39]

✻✻✻

Ведущий: Дорогие зрители, добро пожаловать еще раз.

Уважаемый Шейх, у слушателя может возникнуть путаница с пониманием вопроса покупки золота через личные «allocated» счета и покупкой части золота.

В последнем случае покупатель если захочет получить золото, то это будет крайне сложно это сделать.

Шейх: Это важный вопрос.

Личные золотые счета, о которых мы говорим — это счета на которые человек кладет деньги и эти счета представляют собой реальное золото в виде слитков с номерами. Это определенное золото.

Обезличенные счета представляют собой долг банка и как я уже упомянул ранее: покупка золота через такие счета не передаёт золото так, как того требует Шариат.

Хорошо, у нас остается определенное золото. Имеет ли человек в нём какую-то часть или же обладает отдельным слитком — это не влияет на Шариатское положение.

Самое главное — это возможность получения золота. Это Шариатское условие.

К условиям торговой сделки относится возможность получения купленного.

Покупка той вещи, которую нельзя получить представляет собой Шариатскую проблему, потому что относится к сделкам с неизвестным составляющим («аль-гарар» الغرر).

Мы приведём примеры для того, что можно получить и что нельзя получить.

Ситуацией, когда золото нельзя получить к примеру: покупка золота через торговые платформы «Форекс» в интернете.

Существует множество платформ в интернете, реклама которых всегда всплывает при просмотре страниц слева или справа и обещает быстрое обогащение путем инвестиций через торговые платформы рынка «Форекс». Там говорится: «Инвестируй в золото, инвестируй в доллары, евро…» и так далее, «и получи миллионы через эти инвестиции».

Торговля на этих платформах не дозволена, потому что она не связана с реальным золотом, которое кому-то принадлежит, также она не связана с реальной валютой, как мы уже поясняли в прошлых выпусках.

Эти электронные платформы существуют для азартной игры и ставок между продавцами и покупателями, как будто бы они делают ставки на повышение или понижение цен.

Это важный вопрос, электронные площадки. Они не относятся к теме разговора, то есть к покупке золота через личные счета.

Площадки электронной торговли очень далеки от соблюдения Шариатских правил.

Личные золотые счета – «allocated» — имеют выраженные особенности, к которым относится возможность получения купленной ценности.

Хорошо, это основа. То есть если ты приобрел несколько унций, то они готовы тебе передать их по первому требованию. Почему? Потому что банк выступает лишь ответственным за хранение этих унций золота, а к обязанностям такого лица относится передача предмета договора по первому требованию. Иногда могут быть технические проблемы, не относящиеся к условиям договора. То есть человеку мешает получить купленное не само условие договора, а нечто другое. К примеру, ты купил не целую унцию, то есть ты не заплатил 1200 долларов, чтобы владеть унцией золота, а ты приобрел лишь часть этой унции. Ты купил за 120 долларов десятую часть унции и когда пришел в банк, дабы получить её тебе говорит банк, ответственный за её хранение: «Дорогой брат, ты владеешь лишь 10-й частью унции, но у меня есть лишь полная унция, а ты владеешь лишь её частью, поэтому купи остальные 9 десятых и получи полностью одну унцию или же разреши мне продать твою долю другому человеку и я верну тебе деньги и мне ничто не мешает передать тебе твое золото, когда ты будешь владеть минимальным количеством золота, требуемого для его получения». 10 граммов, 100 граммов или килограмм – всё что угодно.

Это называется техническими проблемами, связанными с размером твоей покупки. Если ты владеешь тем количеством, которого не хватает для получения цельного слитка золота, то значит ты владеешь им вместе с кем-то и ты не можешь получить эту унцию, килограмм или 10 граммов если есть ещё владельцы помимо тебя. Должна быть договоренность между совладельцами. Однако, если придёшь ты и все остальные совладельцы: ты владеешь десятой долей унции, я владею такой же долей, а все остальные будут иметь право на восемь десятых унции, то если все мы попросим у банка выдать нам унцию, то банк должен это сделать. Это значит, что правило Шариата, касающееся получения купленной ценности, соблюдается.

Здесь на самом деле важно предостеречь от платформ «Форекс», на которых происходит заключение фиктивных сделок, у которых нет Шариатской основы и вообще какой-либо реальной основы.

Там перед тобой сделки: Евро — доллар, доллар – золото, но ни долларов, ни евро, ни золота там нет. Это лишь ставки, проводимые на этих электронных платформах и нет сомнения, что это относится к запрещенным в Шариате пари и азартным играм.

Вернёмся к последнему вопросу нашего брата, который спросил про установление фиксированных цен обмена.

В основе, дорогой брат, обмен денег должен сопровождаться передачей валюты во время сделки. Это основа. Иногда человек нуждается в фиксации цен на золото при его покупке на некоторое время. Почему? Потому что он хочет обработать золото за определенное время, а затем продать его. Он хочет зафиксиновать его цену в будущем.

Судя по всему, а Аллах знает лучше, и об этом вынесло своё решение: ничто не мешает устанавливать фиксированную цену на золото в виде обещания, которое даёт продавец или покупатель.

Делать же это обязательным условием для какой-либо стороны договора является проблемой.

Ведущий: Проблема кроется в покупке в долг?

Шейх: Покупка в долг является проблемой. Если же это решение является обещанием с какой-либо стороны сделки, то он подобен договоренности, при которой продавец говорит: «Когда ты придешь, чтобы купить это у меня, то я готов продать тебе за такую-то цену». В этом, по воле Аллаха нет ничего страшного.

Если же на этом основывается договор о покупке золота в долг или обмена валюты в долг, то в этом есть проблема и противоречие Шариатским правилам.

Ведущий: Это обещание также может подразумеваеть что за него человек возьмет определенную плату.

Шейх: Об этом должны договариваться обе стороны сделки.

Инвестиционные фонды

Ведущий: Да облагодетельствует вас Аллах!

В вашем разговоре вы затронули инвестиции в золотые инвестиционные фонды, торгуемые на бирже. Хорошо, если бы вы пояснили их значение.

Шейх: Золотые инвестиционные фонды существуют двух видов.

  • Существуют золотые фонды, которые представляют из себя золото, находящееся в собственности и которое имеется в этих фондах и хранится в хранилищах и сейфах.

Нет предосудительного в том, чтобы покупать паи этих фондов, потому что владелец пая считается владельцем части золота, имеющегося у этого фонда и нет ничего предосудительного в инвестировании в эти фонды, если они действительно владеют этим золотом, и оно имеется в наличии в хранилищах и представляет собой реальное золото.

  • Второй тип таких фондов: это фонды для торговли золотом на бирже.

Сами они не владеют им, они торгуют им с банками или владеют обезличенными электронными счетами. Мы сказали, что AAOIFI или «Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов» вынесла постановление о запретности покупки золота через обезличенные золотые счета, так как при этом не соблюдается передача ценностей в соответствии с Шариатом.

Если фонды получают прибыль таким путем, то мы говорим, что владелец пая этого фонда причастен к деятельности такого рода, которая не дозволена Шариатом, соответственно нельзя быть частью этого фонда. Если фонды торгуют фьючерсами на золото…

Существует несколько бирж, которые допускают торговлю фьючерсами на золото, например Чикагская биржа или Лондонская биржа. Они допускают торговлю фьючерсами на золото, что не разрешено Шариатом, так как этот вид договоров предусматривает некоторую отсрочку, которая противоречит условию Шариата по передаче золота во время сделки.

Поэтому мы говорим:

«В золотых инвестиционных фондах ты имеешь определенную долю и этот фонд, если инвестирует в золото разрешенным путем, при котором происходит передача ценностей, соответствующая Шариату, то нет ничего предосудительного в том, чтобы инвестировать в эти фонды. Если же этот фонд инвестирует в золото запретным путем, то приобретение паев этого фонда является запретным».

Здесь нужно заметить, что владельцы паев этих фондов должны выплачивать с них закят каждый год. Человек смотрит, сколько стоит его пай в этом году и выплачивает с него 2.5 процента.

Ведущий: То есть делит его стоимость на 40 и выплачивает.

Шейх: Это обязательно в этой ситуации.

Покупка золота под реализацию

Ведущий: Теперь поговорим о покупке золота с разрешением его возврата.

Шейх: Среди некоторых точек продажи золота и серебра, в частности оптовых, но также и розничных получила распространение продажа под реализацию.

Её форма следующая: Какой-то завод или мастерская оставляет розничному магазину большое количество украшений, общим весом, например 10 килограмм и говорит магазину: «Возьми их под реализацию», и оставляет у него на 6 месяцев или год. То, что не было продано магазин возвращает мастерской за оговоренную в самом начале цену, то есть возврат происходит не по цене лома, нет, возврат происходит по цене, на основе которой и была заключена сделка.

Представим, что завод попросил у магазина продавать грамм золота за 170. Цена золота 150, а работа ювелира 20 и мастерская или завод говорит продавай грамм за 170. Этот магазин выставляет эти украшения на 6 месяцев или год и, к примеру, не продает их. Тогда оптовый дилер просит вернут ему украшения по начальной цене в 170, а не по цене лома, то есть 150.

Вопрос продажи под реализацию, обладатели знаний разделили на две ситуации.

  1. Первой ситуацией является представительсто.

Как будто оптовый дилер дал розничному продавцу это золото и сказал ему: «Продай его на рынке. То, что ты получишь за него с людей отдай мне, а то, что не сможешь продать верни мне».

Ведущий: Шейх, извините, у нас есть звонок.

Брат Абу Абдуллах из Палестины.

— Абу Абдуллах: Мир вам!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!

— Абу Абдуллах: Да приветствует вас Аллах, наш Шейх!

Ведущий: Добро пожаловать и да приветствует тебя Аллах!

— Абу Абдуллах: У меня есть вопрос по поводу покупки и продажи золота в рассрочку. Какого положение у этих действий? Да воздаст вам Аллах благом, о Шейх.

Ведущий: Спасибо.

Шейх: Хорошо, мы ответим на вопрос нашего брата Абу Абдуллаха, но давайте закончим начатый раздел.

Первая ситуация, которая связана с этим вопросом — это торговое представительство, как будто оптовый дилер дал розничному продавцу это золото и розничный становится представителем оптового.

Оптовый дилер говорит: «Я возьму 170». Розничный продавец не станет продавать за 170, он будет продавать за 180 или за 185, дабы иметь прибыль, и он отдает оптовому продавцу 170, а то, что сверху этой суммы берёт себе, а то, что не смог сбыть возвращает оптовому продавцу.

Такой вид представительства разрешен Шариатом и ничто этому не препятствует со стороны Шариата.

  1. Второе положение: Когда оптовый дилер продает розничному это золото и эта сделка будет предусматривать обусловленный возврат.

В ней также есть другая проблема — плата за приобретение поступит оптовому продавцу позже, после реализации золота. Об этом мы говорили в нашем прошлом выпуске и сказали, что большинство обладателей знания запрещают этот вид сделки, так как они применяют Шариатские правила передачи ценностей к золотым украшениям, нет сомнения, что это более безопасное мнение и лучше действовать по нему. Шейх аль-Ислам Ибн Теймия противоречит в этом вопросе большинству и разрешает продавать золотые украшения в долг или обуславливать их возврат, почему? Потому что украшения больше похожи на товар, а не на деньги и он использовал в качестве аргумента хадис ‘Усмана, который приводится в Сахихе:

«Не продавайте дирхем за два и динар за два».

— Муслим (1585).

Также он аргументировал хадисом Убады, в котором сказано:

«Слитки золота и золотые монеты равнозначны».

В этих двух хадисах ничего не говорится об украшениях и Шейх аль-Ислам — один из тех, кто считает приемлемыми послабления в этом вопросе. Мы упомянули, что более безопасно действовать в соответствии с мнением большинства и нет сомнения, что мнение Шейх аль-Ислама сильно и тот, кто следует за ним опирается на доводы и это является мазхабом сильного имама. Если человек следует за мнением большинства ученых, то это, несомненно безопаснее и лучше, и больше соответствует общим принципам, которые существуют в этом вопросе.

Ведущий: Это в случае если произошла продажа под реализацию?

Шейх: Да, это в случае, если произошла продажа. Что касается представительства, то оно, по воле Аллаха является дозволенным. Когда оптовый дилер говорит розничному: «Продай это золото и отдай мне 170, а то, что сверху возьмешь себе, а то, что не сможешь продать верни мне». Эта форма взаимодействия по воле Аллаха дозволена.

Теперь что касается вопроса нашего брата Абу Абдуллаха из Палестины о продаже золота в рассрочку.

Ведущий: Прежде чем услышать ответ давайте примем ещё один звонок. Брат Абу Хамид из Саудии.

— Абу Хамид: Мир вам!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!

— Абу Хамид: Да воздаст вам Аллах благом!

Ведущий: Добро пожаловать!

— Абу Хамид: Мой вопрос возможно не связан с вашей темой, но он всё равно о золоте.

Ведущий: Пожалуйста.

— Абу Хамид: Человек захотел жениться и договорился со своим дядей, что махр будет выплачиваться в соответствии с весом золота и они договорились, что этот вес будет равен 10 граммам. 10 граммов золота перед бракосочетанием и 10 после него.

Через короткий промежуток времени после бракосочетания цена золота изменилась и произошло также разногласие по поводу пробы золота: должно ли оно быть 24х каратным или 18 каратным.

В этой ситуации какая из цен должна учитываться старая или новая?

 Ведущий: Касался ли их договор именно 10 граммов золота или, к примеру были упомянуты 10 тысяч на которые человек покупает 10 граммов?

— Абу Хамид: Они договорились о том количестве денег, на которые можно купить 10 граммов золота. Также изменилась страна проживания. Они жили в Иордании, а затем переехали в Турцию и цены немного изменились.

Ведущий: Вам сейчас Шейх ответит. Сначала ответим на вопрос брата Абу Абдуллаха из Палестины. Положение покупки золота в рассрочку.

Шейх: Это на самом деле хороший вопрос.

Мы говорим, что золото может быть лишь в виде украшений, либо в виде слитков и сырья.

Сырьевое золото или слитки нельзя продавать в рассрочку.

Что касается золотых украшений, то, как мы уже упоминали, большинство ученых считают недозволенным их продажу в рассрочку. Мы сказали, что это мнение безопаснее и лучше для следования. Шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, и его ученик Ибн аль-Каййим избрали иное мнение и посчитали дозволенным продажу золотых украшений в рассрочку, так как в процессе производства — это золото стало больше похоже на товар и его продажа стала подобна продаже автомобиля в рассрочку или продаже книг или стола. Мы упомянули, что более безопасно следовать мнению большинства. Это важный вопрос.

На вопрос нашего брата Абу Хамида из Саудии мы отвечаем так:

Если в брачном договоре прописано, что махром является 10 граммов золота до бракосочетания и 10 граммов после, то есть если прописано, что махр — 20 граммов золота, половина до, половина после, если это и есть махр, то он должен быть выплачен граммами золота, независимо от стоимости валюты. Почему? Потому что обязательно выплатить 10 граммов золота. Если же в брачном договоре прописано 10 000 динаров или лир, то после этого не обращают внимания на повышение или понижение курса лиры или динара, также, как и на повышение и понижение цены золота. Человек должен будет отдать 10 тысяч лир. Таким образом обязательно выплачивать то, что оговорено в брачном договоре.

Что упомянуто в брачном договоре? Если 10 граммов золота, то их необходимо выплатить, подорожало ли оно или подешевело.

Здесь есть вопрос на самом деле. Если люди оценивают свои долги в золоте, то золотом они и должны отдавать.

То есть если мы с тобой договорились и моя зарплата составила 1 грамм золота или же я дал тебе в долг 1 грамм золота чтобы ты вернул мне грамм золота или если я продал тебе сок в обмен на 1 грамм золота или же я продал тебе этот стол за 1 грамм золота, то во всех этих случаях за тебой числится долг в 1 грамм золота, неважно повысилась ли его цена или понизилась. Это не учитывается.

Хорошо, если за человеком числится долг в валюте, то мы говорим, что человек должен отдать столько валюты сколько должен. К примеру, я дал тебе в долг или был назначен махр в 10 тысяч лир. Тогда мы говорим, что обязательно отдать 10 000 лир. Если 10 000 динаров, то 10 000 динаров.

Здесь есть вопрос, которому я хочу уделить внимание: в основе погашать долг нужно тем, что указано в договоре. Например, если были указаны 10 тысяч турецких лир или 10 тысяч иорданских динаров или 10 тысяч саудовских риялов 10 тыссяч долларов, то во всех этих случаях долг нужно отдавать оговоренной валютой.

Исключение составляет лишь одна ситуация, когда можно эту сумму заменить другой. Если произошла проблема с оговоренной валютой, которая привела к её гиперинфляции. Нет сомнения, что у каждой валюты есть природное изменение цены, однако оно не берётся в расчет и не влияет на ситуацию. Сильные же изменения цены, которые стали следствием войн похожи на стихийные бедствия. В этом случае мы смотрим: если человек, например, дал в долг другому перед войной в Сирии и долг составлял 10 тысяч сирийских лир. Война идёт уже 7 лет, и мы просим Аллаха, чтобы Он избавил от бед и зла этой войны наших братьев в Сирии. Сирийская валюта упала в цене по причине этой войны. Должник пришёл отдавать долг в 10 000 лир. Теперь эти 10 тысяч лир ничего не стоят. Они не равны тем 10 000 лир, которые были до этих событий. Мы говорим, что в этом случае необходимо учитывать стоимость валюты на тот момент, потому что валюту затронуло это стихийное бедствие, которое обесценило её. Поэтому нужно определить сегодняшний размер долга с помощью соглашения между обеими сторонами, учитывая интересы обеих сторон и нет предосудительного в том, чтобы избрать для себя судьей третью сторону.

Если же повышение и понижение цен валют обычные, ведь все валюты дорожают и дешевеют в течении года, но это не влияет и долг должен отдаваться оговоренной валютой в оговоренном количестве, но Аллах знает лучше.

Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом!

У нас на самом деле осталась всего минута до конца выпуска, но осталось много вопросов, поэтому мы, наверно отложим их до следующего выпуска.

Мы благодарим вас, уважаемый Шейх. Мы также благодарим наших зрителей за внимание и до новых встреч.

Мир вам, милость и благословение Аллаха!

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    См. подробнее в «Сахих аль-Бахари» «Книга закята: 4. Глава: То, с чего закят был выплачен, не является (скрываемым) богатством».

Новое на сайте