Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.
Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милующему. Властителю дня воздаяния. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Один Он и нет у Него сотоварища. Он сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَٰتِ مَا رَزَقۡنَٰكُمۡ وَٱشۡكُرُواْ لِلَّهِ إِن كُنتُمۡ إِيَّاهُ تَعۡبُدُونَ ١٧٢
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 172]
Я свидетельствую, что Мухаммад, раб Аллаха и Его посланник, который разъяснил, что такое благой заработок сказав: «Это всё, что человек зарабатывает своими руками или честной торговлей». Да благословит его Аллах и приветствует, а также его семью, сподвижников и тех, кто последовали за ними в благом до Судного дня.
В начале этого нашего выпуска я бы хотел поприветствовать вас, дорогие зрители и от своего и вашего имени поприветствовать уважаемого постоянного гостя программы, Шейха, доктора наук Мансура ибн Абдур-Рахмана аль-Гамиди. Добро пожаловать, уважаемый Шейх на эту программу и на этот выпуск.
Кратко о золоте и серебре
Шейх: Да приветствует вас всех Аллах, прошу Аллаха дать нам и вам понимание в благом.
Ведущий: Наш разговор в этом выпуске, по воле Аллаха, будет о важной теме, которая с давних времен стала родом человеческой деятельности и это золото. Мы хотели бы услышать от вас Шариатские положения касающиеся операции с золотом и серебром, с разрешения Всевышнего Аллаха в соответствии с теми разделами, которые упомянем в этом выпуске, по воле Всевышнего Аллаха.
Вначале мы бы хотели, чтобы вы рассказали вкратце о золоте, серебре и их использовании.
Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах веди нас прямым путем, облегчи его для нас и сделай нас идущими по нему и ведущими за собой других, не заблудшими и не заблуждающими.
Начиная, я прошу у Аллаха перед началом этого выпуска, чтобы Он в конце этого года по Хиджре принял наши благие дела и сделал новый год по Хиджре годом блага и благодати для нас, и чтобы в нём Он сделал нас ещё ближе к Себе.
А после: Мы говорим о золоте.
Говорят, что причина такого названия «аз-Захаб» (корень: уводить) в том, что оно лишает людей разума. Люди становятся безрассудными при виде этого желтого металла. И это соответствует словам Аллаха, Пречист Он и Всевышен:
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلۡبَنِينَ وَٱلۡقَنَٰطِيرِ ٱلۡمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلۡفِضَّةِ وَٱلۡخَيۡلِ ٱلۡمُسَوَّمَةِ وَٱلۡأَنۡعَٰمِ وَٱلۡحَرۡثِۗ ذَٰلِكَ مَتَٰعُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَاۖ وَٱللَّهُ عِندَهُۥ حُسۡنُ ٱلۡمَـَٔابِ ١٤
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения.»
[Сура «Али Имран», аят 14]
Аллах указал на то, что души любят этот металл.
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами».
Души склонны к этому металлу и любят его. Затем, в конце этого аята Аллах указывает на то, что выше и лучше и величественнее. Он сказал: «Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения».
Золото и серебро использовалось на протяжении времён для различных целей.
Они использовались в качестве валюты в виде динара и дирхема. В большинстве случаев слово динар используется для золотой монеты, а дирхем для серебряной. Динары и дирхемы чеканились, но люди пользовали кусками руду золота и серебра так же, как монетами. То есть если у человека было 100 граммов золота, то даже если самородок не был превращен в монету он использовался как валюта. Таким образом золото по своей природе, неважно будь то самородки…
Что имеется в виду под самородками? — Это необработанное золото.
Что такое обработанное золото? Как пришло в хадисе:
«Золото после чеканки и в самородках равнозначно».
Самородки — это необработанный материал перед тем, как из него чеканились монеты.
Обработанное же золото — это то, которое было превращено в монеты, то есть если из него были отчеканены динары или дирхемы.
Ведущий: То есть золотые слитки считаются?
Шейх: Необработанные золотые слитки считаются самородками, и золотая руда и обработанное золото использовались в качестве валюты. Даже если у человека было необработанное золото, то он мог покупать и продавать с помощью него, потому что в основе, какая польза от чеканки? Что это? Это значит, что чеканится монета с помощью какого-то станка, в него подаётся золото в жидком виде, затем закрывается и чеканится монета определенного номинала и определенного веса и на ней появляются определённые слова или рисунки.
Ведущий: Как печать?
Шейх: Да, как будто это печать, оставляемая на золоте. Таким образом оно становится валютой. Смысл этой чеканки в том, чтобы показать, что вес этой монеты столько-то граммов или её вес 1 унция и она используется в качестве валюты. Даже если золото не обработано, оно так же может быть использовано в качестве валюты, но его уже необходимо взвешивать, потому что на нём уже не написан его вес. Говорят, что использование золота в качестве валюты началось за 600 лет до рождения Иисуса. Если сегодня мы уже перешагнули второе тысячелетие с рождения Мессии, мир ему, то это значит, что золото используется в качестве валюты уже 2600 лет. Это очень долгий срок использования.
Ведущий: То есть за 10 веков до пророчества?
Шейх: Примерно. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан люди уже использовали динары и дирхемы, которые чеканили римляне и персы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует не чеканил собственных монет.
Первые монеты были отчеканены в исламском государстве Абдуль-Маликом ибн Марваном, да смилуется над ним Аллах.
Это показывает, что золото использовалось в качестве валюты.
Почему же люди использовали его в качестве валюты?
Валюте свойственны некоторые особенности:
- Во-первых, она должна быть пригодной для долгого хранения.
Люди не могут использовать, например фрукты в качестве валюты, потому что если я совершил обмен сегодня и положил их на хранение у себя дома, то они испортятся. Поэтому валюта должна быть пригодной для долгого хранения, не подвергаясь при этом порче.
Это одна из особенностей золота.
- Во-вторых, валюта должна быть редкой.
Мы не можем использовать камушки в качестве валюты, потому что люди пойдут в горы и мигом станут богатыми. Поэтому потенциальная валюта должна быть редким материалом.
- Также, она должна отличаться любовью и принятием со стороны людей.
Все эти качества присутствуют в золоте. Поэтому люди сделали его валютой.
Кто-то может сказать, почему платина не использовалась в качестве валюты или палладий? Они слишком редкие. Их чрезвычайная редкость не позволила их использовать. Чрезвычайная доступность, как у пшеницы или соли или камней или шкур препятствует использованию в качестве валюты. Чрезвычайная доступность препятствует так же, как и чрезвычайная редкость. Редкость золота умеренная. Добыча его сложна, но не настолько, чтобы оно было совсем недоступно. Эти особенности позволили использовать золото в качестве валюты.
Среди известных, на протяжении истории, целей для которых использовалось золото – это использование его в качестве украшений. Из самого прекрасного, чем могут украшать себя женщины — это золото.
Существуют множество украшений, которые используют люди. Среди них есть украшения из золота, серебра. Сегодня люди используют алмазы и драгоценные камни и другое, но у золота есть свойственное ему великолепие и гордость испытывает тот, кто украшает себя им. На самом деле это причина, по которой люди предрасположены к золоту.
Существуют так же другие цели использования золота. Оно используется для сохранения капитала. Некоторые люди если имеют много имущества (денег), и человек опасается за него, то он сохраняет свои сбережения в виде золота. Он использует золото для сохранения капитала, передает его по наследству и это то, что приходит в словах Всевышнего Аллаха:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 34]
Накопление так же вид использования золота, то есть как вид сбережений.
Раз уж мы упомянули этот священный аят, то скажу, что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует говорили, поясняя этот аят:
«То, с чего выплачен закят не считается накоплением»[1].
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями».
[Сура «Ат-Тауба», аят 34]
То, с чего был уплачен закят исключается из этого аята.
То же с чего не был уплачен закят, подпадает под благородный хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует в котором он сказал, что человек будет прижигаться этим золотом[2].
Использование золота в качестве инвестиций
Ведущий: Входит ли инвестирование в вопрос накопления?
Шейх: Несомненно инвестиции относятся, но под накоплением имеется в виду сбережение. Что касается инвестиций в золото, то это некоторый вид оборота золота и его движения, а накопление — это сохранение. Человек копит и хранит золото и серебро.
Обязательство, которое лежит на обладателях золота и серебра: выплата закята с них. Это минимальное требование, которое спасет от огня.
يَوۡمَ يُحۡمَىٰ عَلَيۡهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكۡوَىٰ بِهَا جِبَاهُهُمۡ وَجُنُوبُهُمۡ وَظُهُورُهُمۡۖ هَٰذَا مَا كَنَزۡتُمۡ لِأَنفُسِكُمۡ فَذُوقُواْ مَا كُنتُمۡ تَكۡنِزُونَ ٣٥
«В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”»
[Сура «Ат-Тауба», аят 35]
Мусульманин обязан при обороте золота или инвестициях в него или его накоплении выплачивать закят с него размеров в 2.5 процента.
Да сделает Аллах нас и вас из тех, кто выплачивает закят, и чтобы на нас не распространялся Аят:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
“Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями.”
[Сура «Ат-Тауба», аят 34]
Ведущий: Мы напоминаем нашим дорогим зрителям, что мы будем рады принять звонки от вас по номерам, указанным на экране.
Уважаемый Шейх, да благословит вас Аллах за это полезное предисловие. Вы упомянули, что золото используется в качестве валюты и в качестве украшений, так же используется для накопления. Мы видим, что Шариат уделяет внимание золоту и серебру больше, чем любым другим металлам и больше, чем драгоценным камням несмотря на то, что некоторые из этих металлов и камней могут быть в несколько раз дороже золота. Заключается ли секрет в том, что его используют в качестве денег или есть что-то другое?
Шейх: На самом деле мы должны упомянуть хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые приходят в благородной Сунне, но перед этим упомянуть священные аяты.
Мы уже упомянули слова Аллаха:
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلۡبَنِينَ وَٱلۡقَنَٰطِيرِ ٱلۡمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلۡفِضَّةِ
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра…»
[Сура «Али Имран», аят 14]
Так же существуют слова Аллаха:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями.»
[Сура «Ат-Тауба», аят 34]
Что касается благородной Сунны, то в благородных хадисах прямым текстом говорится о положениях Шариата, связанных с золотом и серебром.
Среди них хадис Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует говорит:
«Продавайте золото за золото только из рук в руки и не обменивайте большее количество на меньшее. Продавайте серебро за серебро только из рук в руки и не обменивайте большее количество на меньшее и не продавайте имеющееся в наличии золото и серебро за отсутствующее».
— Муслим (1584), аль-Бахари (2177).
Хадис приводится в двух «Сахихах» и в «Муватте» имама Малика. Хадис запрещает продавать золото за золото кроме как…
Ведущий: Что значит: не продавайте меньшее за большее?
Шейх: То есть не делайте одну из частей сделки больше другой.
В этих словах присутствует запрет на «Риба аль-фадль». То есть человеку нельзя продавать один грамм золота за два. Что касается обмена золота на серебро, то это разрешено.
Ведущий: Это и есть требуемая равнозначность?
Шейх: Да, это и есть требуемая равнозначность.
Ведущий: Хорошо, а что, если обменивается старое золото на новое?
Шейх: Здесь так же должен соблюдаться равный вес.
Ведущий: Справедливо ли это для обмена золота одной пробы на другую, как например при обмене 21 каратного золота на 18 каратное?
Шейх: Это важный вопрос. В 24 каратной, 21 каратной и 18 каратной пробе чистота золота отличается.
Ведущий: Как же соблюсти при их обмене равный вес?
Шейх: Хорошо, вес будет отличаться. Когда мы говорим про 24 каратное золото, то имеем в виду чистое золото. Однако, когда мы говорим про 21 каратную пробу, то это значит, что существует определенная доля примесей серебра и это золото не является чистым.
Каков же критерий равнозначности?
Это равенство количества чистого золота. За содержащееся же серебро должно быть уплачена сумма эквивалентная ему. Давайте поясним это.
Ведущий: То есть мы рассчитываем, каков вес серебра?
Шейх: И за него уплачивается эквивалентная сумма.
Поэтому, когда золото продаётся за золото обе части должны быть равнозначны по критериям Шариата. Если продается 18 каратное золото за 18 каратное, то они должны быть равны в весе. Если продается 18 каратное за 24 каратное, то мы говорим, что они не должны на весах быть одного веса, однако количество чистого золота в 18 каратной пробе должно соответствовать количеству чистого золота в 24 каратной пробе. И так далее.
Хадис Абу Саида, да будет доволен им Аллах, имеет два запрета.
- Во-первых, он запрещает разницу в количестве, если что-то обменивается на подобное ему. Если золото продается за золото, то обе части должны быть равными по весу.
- Второй запрет, который пришел в хадисе Абу Саида…
Ведущий: Равными по весу и чистоте?
Шейх: Да, то есть чистое золото должно быть равно по весу другому чистому золоту.
- Второй запрет, который есть в хадисе Абу Саида: «Продажа в долг. Если золото продается за золото, то запрещается продажа с отсрочкой платежа».
Ведущий: С отсрочкой имеется в виду в долг?
Шейх: Да, имеется в виду продажа в долг. В благородном хадисе пришло:
“…из рук в руки…”
В хадисе Абу Саида пришло:
«И не продавайте имеющееся в наличие золото и серебро за отсутствующее».
В другом хадисе, который так же приходит в Сахихе от Малика ибн Ауса, что он слышал, как Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах говорит:
«Продажа золота за золото является риба, кроме как если: “Держи” и “Давай”».
— Ахмад (1/24, 35, 45), аль-Бухари (2134), Муслим (1586).
Это и есть «из рук в руки». Это значение пришло в хадисе Убады ибн Самита, где он сказал:
«Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует говорил: «(Меняйте) Золото – на золото, серебро – на серебро, пшеница – на пшеницу, ячмень – на ячмень, финики – на финики, соль – на соль равноценно и из рук в руки. А тот, кто добавил или потребовал добавления, совершил ростовщичество, если же эти категории будут отличаться, то продавайте как вы хотите, но из рук в руки».
— Абу Дауд (3349), Ан-Насаи (4564), Муслим (1587). Аль-Альбани в «Сахих джами’» (3443).
В хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и в хадисе ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
لا تبيعوا الدينارَ بالديناريْنِ ولا الدرهمَ بالدرهميْنِ
«Не продавайте дирхем за два и динар за два».
— Муслим (1585).
Все эти хадисы указывают нам на то, что мы упомянули, а именно, что золото и серебро имеют Шариатские особенности. Причина этих особенности в том, что они используются в качестве денег. Это очевиднее всего. И надеюсь, что по воле Аллаха мы поговорим об этом в следующем выпуске, а именно про смысл золота и серебра, про мудрость заложенную в них, а также причину запрета риба в них, даже если это не тема сегодняшнего разговора. Сегодня мы говорим о самом золоте и серебре.
Ведущий: Мы уделим деньгам отдельный выпуск по воле Аллаха.
Однако Шейх, сегодня мы видим, что люди оставили использование золота и серебра в качестве денег. Они стали использовать банкноты. Может ли золото в будущем вернуться в качестве денег или же его использование в качестве денег закончено?
Шейх: Золото не лишилось функции денег даже сегодня. Золото использовалось в качестве денег с давних времен, но и сегодня в нём ощущается некоторый дух денег, даже если оно не используется в покупке и продаже. Давайте приведем для этого несколько примеров.
Например, сегодня при каком-то кризисе мы видим, как люди возвращаются к использованию золота и свои богатства стараются вложить в него и запастись им. Почему? Потому что ценность бумажной банкноты связана с той властью, которая её выпустила. Почему люди принимают банкноту, на которой написано 100 динаров или 100 дирхем или 100 риялов или 100 гиней при том, что сама банкнота не стоит ни цента?
Сегодня упаковку в 500 листков ты покупаешь за 3 доллара. Что дало банкноте ценность в 100 долларов?
Ведущий: Извиняемся, но у нас будет пауза через минуту.
Шейх: Что даёт банкноте ценность в 100 долларов? Американское правительство написало на банкноте 100 долларов и признало её, сделало её приемлемым способом оплаты и стало гарантом для неё. Эти бумажные банкноты получили свою силу от тех правительств, которые их выпустили. Поэтому мы видим, что в период кризиса правительства в любой стране мира, как это было, например в Советском Союзе, когда валюта моментально обесценилась.
Сегодня, например мы видим войны в некоторых странах, и их национальная валюта обесценивается и реже используется. На самом деле ценность бумажной банкноты зависит от правительства страны, которое её выпустило. Потому что государство, которое напечатало её и распространилось и является её обеспечителем. Ценность золота и серебра является их природой, поэтому люди предрасположены к ним, а человеческая природа любит золото и серебро. Отсюда и проистекает ценность этих металлов.
Давайте продолжим после паузы.
Ведущий: Шейх Мансур если позволите, мы прервёмся на небольшую паузу. Дорогие зрители мы берем небольшую паузу, а затем вернемся к вам с дозволения Аллаха.
✻✻✻
Из милости Аллаха к своим рабам: вменение им в обязанность закята, который собирается с богатых и является очищением для них и их имущества, а затем раздается бедным в качестве помощи. Закят является третьим столпом Ислама и одной из его великих основ. Закят является обязательным лишь для тех, кто владеет нисабом. Он равен 85 граммам золота. У каждого вида имущества есть свой определенный нисаб. Закят становится обязательным по прошествию одного лунного года владения нисабом, кроме случая с взращиваемыми культурами и плодами. Закят с них обязательно выдавать сразу после сбора урожая. Тот, кому должны люди не имеющие возможности погашения долга, выдает закят с данных в долг денег за один год тогда, когда их получит, независимо от того, сколько они находились у других людей.
Если же человеку должны люди, которые имеют возможность погасить долг в любое время, тогда человек выплачивает закят с этих денег каждый год. С того, что приобретено из имущества для личного пользования, как автомобиль, дом или мебель не выплачивается закят. То, что было приобретено для сдачи в найм, как автомобили, гостиницы или торговые площади, с того не нужно выплачивать закят с их стоимости. Закят обязательно выплачивать с арендной платы, если она достигла нисаба сама по себе или достигает нисаба в сумме с другими деньгами.
Выплачивай закят со своих денег и пусть твоя душа при этом будет спокойна. Знай, что Аллах возместит тебе это тем, что лучше в этом мире и в следующей жизни.
وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَيْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ ۖ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ
«Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел.»
[Сура «Саба», аят 39]
✻✻✻
Ведущий: Шейх Мансур, на самом деле ваш рассказ об использовании золота в качестве денег очень важен. Хорошо если бы вы продолжили рассказывать об этом и упомянули бы больше подробностей.
Шейх: Хорошо, использование золота и серебра как денег имело место в прошлом, как например во времена пророчества, до него и после него до недавнего времени, буквально до прошлого века люди использовали золотые и серебряные монеты. После этого, где-то 10 столетий назад или чуть меньше стали появляться медные монеты, которые люди называли фельсами, однако они больше напоминали вспомогательную валюту. Дорогие и ценные объекты всё равно покупались только за золото и серебро. Медные монеты, которые зовутся фельсами использовались, например, для покупки хлеба и простых вещей, не особо ценных. Такие деньги были в наличии в повседневной жизни людей. В сегодняшней реальности распространилось среди людей использование бумажных банкнот, которые выпускают правительства, однако, как я уже упоминал ценность и покупательная способность этих банкнот, которые мы используем зависит от правительств, которые их выпустили. Поэтому мы видим, что при кризисах эти банкноты переживают гиперинфляцию, как это происходит в странах, где ведутся войны или в которых экономический крах. Так же положение этих банкнот напрямую зависит от силы и слабости власти правительства. Мы, например обнаруживаем, что некоторые правительства выпускают слишком много валюты и соответственно покупная способность этих банкнот снижается. Некоторые правительства ограничивают выпуск и соответственно ценность банкнот растёт. Так же ценность валюты повышается и понижается в зависимости от использования их в торговле массами, потому что они зависят от предложения и спроса на них.
Ведущий: Это зависит так же от экономики страны?
Шейх: Несомненно, всё это связано с экономическим положением страны. Это так же важно.
Золото и серебро не зависят ни от каких правительств. Это, на самом деле одна из отличительных особенностей золота и серебра. Поэтому некоторые люди предпочитают держать сбережения в золоте и серебре, а не в бумажной валюте. Почему? Потому что бумажные деньги подвержены ежегодной инфляции и обесцениваются. Поэтому тот, кто сегодня их покупает за доллар или риял или дирхем или динар, или гинею… Наши отцы раньше, 40 лет назад покупали тот же товар за 10 часть сегодняшней суммы. То, что сегодня продается за 50 гиней, если мы спросим наших отцов, то они скажут, что мы покупали это за 1 гинею. То, что мы покупаем за 100 риялов или 500 риялов продавалось раньше за 1-2 рияла. Почему? Потому что бумажные деньги подвержены ежегодной инфляции. Процент инфляции может быть высоким или небольшим, это уже зависит от самих стран. В некоторых странах инфляция составляет 3-4 процента. В некоторых странах она составляет 10 процентов, в некоторых 17-20 процентов. К сожалению, в некоторых странах инфляция очень высокая. На самом деле ценность золота, как денег не зависит от стран. Эта ценность вложена в души. На самом деле эта отличительная черта побуждает людей к накоплению золота и серебра, а не бумажных денег. Поэтому мы видим, что люди во время кризисов снова возвращаются к золоту. Более того, страны, в большинстве случаев, имеют золотые резервы, которые считаются страховкой для бумажных денег. Страны запасают часть (мирового) золота и отличаются друг от друга в его количестве.
Если мы посмотрим на сильные государства, как Америка сегодня, то её золотые резервы превышают 8 тысяч тонн. То есть больше 74 процентов валютного резерва является золотом.
После этого идут другие страны, страны Европы, как например Германия, Франция, Италия. Их золотые запасы составляют 40-50 процентов резерва.
После них идут другие страны, страны Среднего Востока. Их золотой запас составляет 3, 4, 5 процентов от общего резерва. Процентная доля отличается в зависимости от внимания страны к этому ресурсу. Почему страны владеют золотыми резервами?
Ведущий: Разрешите Шейх, у нас звонок от одного из зрителей. Пожалуйста, брат Салах.
— Салах: Мир вам!
Ведущий: И вам мир, милость и благословение Аллаха. Добро пожаловать. Да благословит вас Аллах.
— Салах: У меня вопрос… У меня есть плоды виноградника, как мне выплачивать с них закят?
Ведущий: У вас виноград?
— Салах: Да. Выплачивать ли мне с них закят, или выплачивать десятину, я не знаю.
Ведущий: Поливались ли они тобой?
— Салах: Нет, они поливались дождем.
Ведущий: Хорошо, спасибо брат Салах, да приветствует тебя Аллах.
Шейх: Наш дорогой брат Салах, что касается закята с винограда, то большинство ученых не считают закят с винограда обязательным, за исключением ханафитов, которые считают обязательным выплачивать закят со всего, что выросло на земле. Закят с плодов и культур равен десятой части, если они поливались дождями. С того, что поливалось усилиями человека выплачивается половина десятины. То, что относится и к первому и второму, то есть иногда поливалось дождями, а иногда усилиями человека, то с этого выплачивается 3 четверти десятины (7.5%) или в соответствии с тем, какой вид полива преобладал. Если преобладал полив дождем, то выплачивается десятина. Если же полив осуществлялся из колодцев, то выплачивается половина десятины. Однако, как я уже упоминал, большинство ученых не считают обязательным выплату закята с овощей и фруктов и лишь ханафиты обязуют выплачивать с этого закят, так как они делают закят обязательным для всего, что выросло на земле.
Ведущий: Хорошо, когда ему выплачивать закят?
Шейх: Он выплачивает закят, когда они созревают. То есть, когда они созрели закят, становится обязательством, а выплачивается после их сбора.
Давайте вернемся к теме ценности золота и серебра как денег. Их ценность для обывателей становится очевидной при кризисах, однако страны всегда её видят и поэтому они выделяют долю в резервах для золота. Почему? Потому что как мы уже сказали золото даёт силу в виде этих резервов, в частности при нестабильности национальной валюты. Сегодня, по правде говоря, некоторые экономисты предполагают господство доллара сменится в какой-то момент господством золота. На это обращают внимание некоторые экономисты. Эти опасения крепчают каждый раз, когда политические полюса Земли становятся более могущественными. Когда такое происходит, становятся актуальными призывы вернуться к золоту. Поэтому, да, мы говорим, что мы не используем динары и дирхемы в наших повседневных покупках, однако их ценность как денег остается в душах и остро ощущается при кризисах, а страны создают из них свои резервы. Аллаху знать лучше.
Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом. Шейх наш, большая часть золота сегодня используется в качестве украшений. Рядовые граждане используют его в качестве украшений. Какие существуют исламские положения, касающиеся использования украшений.
Шейх: Что касается украшений из золота и серебра, то, во-первых, использование золота в качестве украшений запретно для мужчин. Золотом украшать себя могут лишь женщины. Что касается мужчин, то им разрешается использовать для украшения серебро. У нас остается вопрос продажи украшений. Если украшения продаются в обмен на бумажные деньги, то большинство ученых считают, что обмен должен осуществляться в момент сделки и не разрешается продажа в долг. По мнению большинства обладателей знаний, мне не разрешается покупать золото за доллары, риялы, фунты если при совершении сделки одна из обмениваемых ценностей отсутствует. При покупке обе ценности должны быть в наличии… Это по мнению большинства ученых. Почему? Потому что они следуют тем хадисам, которые прямым текстом говорят о том, что при обмене золота на золото обе части должны быть равными и не продавать имеющееся в наличие за отсутствующее. Раз количеством бумажных денег можно задать цену, так же, как и золотом, то это значит, что нельзя продавать то, что в наличии за то, что отсутствует. Таково мнение большинства современных ученых. Здесь есть несколько вопросов, которым нужно уделить внимание.
Разрешается покупать украшения из золота и серебра через банковскую карточку. Через банковскую карточку, которую выпускает банк, и которая списывает со счёта разрешается покупать золото и серебро. Почему? Потому что если карточку провести через терминал, то несмотря на отсутствие наличности, деньги сразу переводятся на счет владельца терминала.
Ведущий: Списывается со счёта покупателя…
Шейх: Списывается со счета покупателя и переводятся на счёт владельца терминала. Таким образом обмен ценностями происходит сразу же. Наличных денег нет на руках, но они участвуют в обмене сразу перечисляясь на счет продавца.
Ведущий: Разрешите Шейх, у нас есть звонок.
Брат Муджахид из Иордании?
— Муджахид: Да приветствует вас Аллах!
Ведущий: Добро пожаловать, пожалуйста, ваш вопрос.
— Муджахид: У меня вопрос по поводу золота. Можно ли продавать его в долг или в рассрочку.
Ещё один вопрос у меня по поводу продажи…
Шейх: Повтори вопрос брат пожалуйста.
Ведущий: Спасибо, брат Муджахид, твои вопросы были поняты по воле Аллаха и на них ответит Шейх.
Давайте начнем Шейх с его последнего вопроса, который говорит, что он отдаёт килограмм 21 каратного золота в виде украшений, а ему даётся килограмм 24 каратного золота. Разрешается ли это?
Шейх: Или ему, например дают так же килограмм и накидывают ещё за работу. Если он дает 1 килограмм готовых золотых украшений и просит за него 1 кг 100 граммов золотого лома.
Ведущий: То есть использованного уже?
Шейх: Да, это то, из чего заново будут производиться украшения, то есть как будто это сырье, и он воспринимается как необработанное золото. Эту надбавку он требует за свою работу.
По мнению большинства ученых если золото продаётся за золото, то предметы сделки должны быть одного веса. Если ты берешь лом 21 каратного золота и отдаешь 21 каратное золото в виде готовых украшений, то и лом, и готовые украшения должны быть одного веса. Это мнение большинств ученых.
Мы советуем нашим братьям, которым приходится проводить такие сделки в мастерских или на заводах, которые поставляют украшения в ювелирные салоны, чтобы они продавали готовые украшения за наличные деньги или за серебро, или что-то другое, а не продавали золото за золото.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллаха, в отличии от большинства ученых основываясь на мнения некоторых сподвижников, среди которых Муавия, да будет доволен им Аллах, что разница в весе возможна, если речь идёт об оплате обработки золота. По его мнению, если продается 1 кг обработанного золота в виде украшении за 1.01кг. или 1.1кг. сырья или лома и этими 10 граммами оплачивается производство, то это разрешается. Об этом вынес фетву Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, и его ученик Ибн Аль-Кайим. Он привёл несколько аргументов, которые упомянул Шейх аль-Ислам Ибн Таймия в одной из своих последних книг «Тафсир аятин ащкалят…». Также Ибн аль-Кайим упомянул это в своей известной книге «И’лям аль-Муваккыын». Это мнение на самом деле сильное. Они опираются на то, что производство тоже имеет цену и на то, что приводимые хадисы указывают на то, что причина риба в золоте — это использование его в качестве денег, а украшения уже не являются деньгами. Они опирались так же на хадис ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавайте дирхем за два и динар за два». В хадисе Убады говорится что «Самородки и монеты равнозначны».
То же из чего были отлиты украшения не входят ни в понятие самородка, ни в понятие монет. Потому что в первом случае это необработанное золото, а во втором это золото из которого отлили динары и дирхемы.
Что касается украшений, то относительно них не было никаких хадисов. Это то, на что опирался Шейх аль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн Аль-Кайим.
На самом деле я советую своим братьям если они хотят для себя более безопасного мнения, то это мнение большинства, потому что они опираются на хадис «Золото на золото…» а это обобщает и самородки, и украшения, и монеты.
Ведущий: Они могут так же привести хадис Фудаля.
Шейх: Это так же аргумент большинства ученых. Когда одни украшения были проданы за другие он сказал: «Нельзя продавать пока не…».
Этот хадис приходит в Сунан Абу Дауда, однако относительно его достоверности есть разногласия.
Поэтому тот, кто выбирает более безопасное для себя, тот не продаёт украшения за большее количество украшений, а продаёт украшения за деньги, а после этого покупает то, что он желает из украшений или чего угодно у этого продавца или у другого. Это мнение большинства. Если же следовать за Шейх аль-Исламом в том, что мы упомянули, то нет ничего предосудительного в продаже украшений за большее количество украшений беря таким обрабом плату за производство.
То, что упомянул наш дорогой брат о продаже в долг или в рассрочку. Оба вопроса и первый и второй из одного раздела, потому что рассрочка вид продажи в долг. Долг может погашаться разом или частями. Однако оба случая называются продажей в отсрочкой платежа или продажей в долг, так как оплата не была получена во время сделки. Оплата была отсрочена, неважно разбита ли она на несколько платежей или же будет погашаться сразу. Это продажа золота в долг.
Продажа украшений в долг, как мы упомянули, по мнению большинства учёных запретно, большинство современных ученых запрещают это, так как обе ценности служат для оценки имущества.
Ведущий: То есть неважно, какая из ценностей будет передана позже?
Шейх: Да, и это и то может быть передано позже.
Если одно из них передаётся позднее времени заключения сделки, то большинство современных ученых запрещают это так как у обоих из них присутствует одна общая черта: ими может быть задана цена и потому что ученые смотрят на украшения как на золото, которое упоминается в хадисах о запрете на разность количества золота при обмене о запрете его продажи в долг.
Ведущий: Хорошо, Шейх, есть ли какая-то Шариатская хитрость для тех, у кого нет с собой наличных для покупки золота?
То есть, например он находится в таком месте, где он ни у кого не может занять. Может ли он занять у продавца и купить у него золото?
Шейх: Если он берет в долг деньги у продавца или кого-то другого и купил на них (золото), то в этом нет ничего страшного. Однако проблема будет в том случае если оплата покупки будет позже времени сделки. Если же он занял деньги и купил на них, не связывая между этим займом и сделкой, то в этом нет ничего страшного.
Ведущий: Что значит, не связывая между займом и сделкой?
Шейх: То есть продавец не должен давать в долг с условием, чтобы человек купил у него (золото). Однако если он просто дает взаймы без условия покупки из этого магазина, то в этом нет ничего страшно.
На что опирался Ибн Таймия в своём мнении о дозволенности продажи украшений в долг?
Шейх ибн Таймия запрещает разницу в количестве золота и отсрочку платежа при обмене золотых самородков и золоте, из которого сделали динары и дирхемы. Шейх Ибн Таймия говорит, что, когда золото становится украшением оно становится товаром и соответственно выходит из понятия денег или того, чем задают цену. Большинство же считают, что украшения не выходят из понятия того, чем задают цену, потому что если их расплавить, то они станут теми же золотом, что и до этого. Опора Ибн Таймии достаточно крепка, так же, как и у большинства ученых, поэтому мы говорим, что более безопасно человеку следовать за мнением большинства.
Ведущий: У нас новый звонок. Брат Мухаммад из Саудии. Да приветствует тебя Аллах, брат Мухаммад!
— Мухаммад: Мир вам!
Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!
— Мухаммад: Доброго зворовья вам от Аллаха, Шейх.
Ведущий: Да приветствует тебя Аллах, Шейх слышит тебя.
— Мухаммад: Шейх, я работаю в магазине, который продает часы. Некоторые из них позолочены или полностью сделаны из золота. Каково положение их покупки и продажи клиентам, независимо от того, золотые они или позолоченые.
Ведущий: Благодарим тебя брат Мухаммад, да приветствует тебя Аллах.
Шейх: Дорогой брат, продавать их мужчинам не дозволен.
Осталось упомянуть случай, когда мужчина покупает эти часы для своей жены, в этом случае ничто не мешает продать часы из золота, если они считаются женскими.
Если же продавец знает, что это мужские часы и мужчина покупает для того, чтобы надевать их, то в этом случае не дозволено продавать ему, так как это вид помощи в грехе и преступлениях. Нельзя продавать их мужчинам для того, чтобы они их надевали. Что касается женских часов, которые носят женщины, то это вид украшений, которыми украшает себя женщина и они дозволены. Что касается мужчин, то им не разрешается украшать себя золотом, будь то часы или что-то другое, например перстни, ручки, очки и подобное, что бывает позолоченным или золотым.
Давайте вернемся к методике Шейх аль-Ислама Ибн Таймии в вопросе взаимодействия с украшениями из золота и серебра.
Украшения из золота и серебра выставляются и становятся товаром, поэтому он разрешает покупать их в долг и разрешает платить за них большим объёмом золота. Большинство ученых взяли более безопасное мнение, на которое указывают обобщающие значения хадисов — «Золото на золото» — в них входят так же и украшения. Мы советуем нашим братьям, работающим в магазинах и ювелирных мастерских, при их желании купить золото и серебро покупать их не за золото и серебро, а покупать их за риялы, доллары и другую валюту, дабы получить плату за свою работу, ведь если придерживаться мнения большинства, то при обмене золоа на золото он никак не сможет получить плату за свою работу.
Это самые важные положения, касающиеся продажи золота в долг.
Есть ещё один важный вопрос, возникающий у некоторых людей, в частности у работающих с людьми. Иногда люди хотят поменять золото, старое золото на новое.
Возможно, у женщины есть украшения, и она хочет обменять это старое золото на новое. Обычно, ювелирные салоны если скупают золото у женщин или агентов скупают его по цене слитков или лома и не смотрят на стоимость производства, то есть не покупают их как ювелирные изделия. Они просто смотрят сколько стоит грамм чистого золота и покупают у людей основываясь на это. Почему? Потому что этот магазин доставит это золото в мастерские, которые его расплавят и изготовят из него новые изделия. Поэтому эти лавки скупают золото по цене лома и не смотрят на то, что оно обработано. Хорошо. Если эти лавки хотят продать золото, то они прибавляют к цене лома ещё и стоимость работы, поэтому, если женщина хочет заменить украшения, то она приносит старое кольцо, браслет или цепочку, которые весят, к примеру 10 граммов или 20 граммов. Если она отдаёт их в лавку, то оттуда она возьмёт новое золото на 15 граммов. Почему? Потому что старое золото скупается не взирая на работу ювелира, а новое золото продается с учетом работы ювелира. Поэтому вес будет разниться.
По мнению большинства это запрещено. Более безопасно в этом случае тому, кто захотел купить новое золото продать его старое за риялы или доллары, или фунты, то есть за его региональную валюту. Когда же он получит национальную валюту, то он может купить новое золото в этом же магазине или другом и не связывать покупку нового с продажей старого.
Ведущий: То есть если человек сказал торговцу: «У меня есть старое использованое золото, и я хочу продать его и купить новое» связывает ли он эти сделки?
Шейх: Он спрашивает: «Сколько это (старое золото) стоит в лирах или фунтах?» Ему говорят: «Это стоит 1000 лир». Он забирает 1000 лир и сравнивает цены на новое золото в этой лавке и другой, и обладает свободой выбора места покупки, потому что он забрал себе 1000 лир, долларов или риялов, и он может купить в этой лавке или в другой, соблюдая положения о передаче товара из рук в руки. Мнение большинства, как мы упомянули более безопасно, но если человек выбрал мнение Шейх аль-Ислама Ибн Теймии, да будет доволен им Аллах, то оно предоставляет большую свободу в обмене старого на новое золото, даже при разнице в весе, потому что разница между ними обусловлена стоимостью работы ювелира и потому что украшения из-за своей формы выходят из положения слитков и золотых динаров и дирхемов, однако Аллаху знать лучше.
Положение слитков
Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом и облагодетельствует вас Аллах.
Шейх, расскажите пожалуйста об использовании золотых слитков. Они могут использоваться в большом количестве операций?
Шейх: Да, верно.
Ведущий: Расскажите о некоторых из них.
Шейх: Золотые слитки — это необработанное золото. По единогласному мнению ученых они входят в хадисы Пророка, которые приходят о положении золота, более того это упомянуто прямым текстом, как пришло в хадисе Убады: «Обработанное и необработанное золото равны».
Необработанное, как мы сказали — это просто сырье, а обработанное – это то золото которому придали форму динаров и дирхемов. Третий вид, помимо обработанного и необработанного золота — это украшения.
Эти слитки сырьевого золота отличаются по чистоте металла. Некоторые из них чистоты 99.9%, некоторые 99.5%, некоторые 95%. Они отличаются чистотой.
Как используются слитки? Мы упомянули, что в большинстве случаев они используются заводами по обработке золота и серебра, которые нуждаются в них для производства изделий из золота и серебра. Некоторые люди используют их для сохранения капитала. Они хотят сохранить сбережения и сохраняют их в этих слитках. Необходимо соблюдать положения, касающиеся этих слитков.
- Первым положением является закят. С них обязательно выплачивать закят по единогласному мнению ученых, так как Аллах сказал:
وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями».
[Сура «Ат-Тауба», аят 34]
Как мы уже упомянули, закятом их является четверть десятины.
Что касается закята с украшений, то маликитский шафиитский и ханбалитский мазхаб не обязывают выплачивать закят с украшений, в отличии от ханафитов, которые обязывают это делать. Что касается золотых слитков, то закят обязателен с них по единогласному мнению ученых. Значит это первое положение из положении золотых слитков или сырья.
- Во-вторых: нельзя продавать его за такое же золото с разницей в весе или в долг.
Не разрешается продавать его за доллары, риялы и бумажную валюту в долг, так как оба этих вида имущества являются средством оценки стоимости, даже по мнению Шейх аль-Ислама Ибн Теймии это запрещается. Почему? Потому что золотыми слитками можно оценить стоимость.
Шейх аль-Ислам исключает лишь украшения, так как они выходят из разряда обычного золота в разряд товаров. Что касается слитков, то они, по его мнению, подчиняются положениям о золоте и серебре. Потому что в хадисе Убады пришло: «Обработанное и необработанное золото равнозначны.»
Поэтому не разрешается продавать их в долг за валюту, доллары, лиры или динары. В этих сделках товар и стоимость должны быть переданы из рук в руки во время сделки.
Здесь есть вопрос, на который я не обратил внимание ранее и сейчас подходящее время для того, чтобы напомнить о нём.
Какого положение покупки золота через банковскую карту. Какова её суть? Это карта, через которую можно получить деньги в долг, то есть у человека сейчас нет долларов динаров или риялов и банк, который выдал человеку такую карту будто даёт человеку в долг. Некоторые виды таких карт запретны, а некоторые разрешены. По воле Аллаха мы поговорим о них подробнее в следующих выпусках. Однако, в целом разрешается ли покупать золото и серебро через такую карту? Если сумма сразу начисляется на счет продавца и покупатель забирает золото, то в этом случае товар и стоимость были переданы из рук в руки. Если же продавец не смог получить эти деньги, то в этом случае это условие не выполнено.
Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом. На самом деле тема объёмная, в частности если брать операции банков с золотом. То же касается и карточки займов, и покупка золота и серебра через неё. Есть множество тем, фактор запрета и т. д. всё это нуждается в целом выпуске, да воздаст вам Аллах благом.
В конце мы благодарим вас и да воздаст вам Аллах благом за ваши старания и за присутствие на этой передаче.
Мы благодарим братьев зрителей за внимание и увидимся.
Вверяем вас Аллаху до следующего выпуска, по воле Аллаха. До встречи!
Мир вам, милость и благословение Аллаха!