О положениях долга. Благочестивая торговля

О положениях долга. Благочестивая торговля

Примечание: Далее по тексту Шейх Мансур ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди указан как «Шейх».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего. Да приветствует вас Аллах и обрадует в новом выпуске программы «Благочестивая торговля».

Мы встречаем вместе в вами нашего постоянного гостя, уважаемого доктора наук Мансура ибн ‘Абдур-Рахмана аль-Гамиди.

Мы будем рады вместе с вами сегодня обсудить тему долгов и их положения.

От вашего имени приветствуем доктора Мансура: Да приветствует вас Аллах и обрадует, доктор Мансур!

Шейх: Да приветствует он и вас и обрадует!

Ведущий: Нас почтил доктор Мансур, мы просим, чтобы Аллах записал вам за это награду.

Мы так же рады объявить дорогим зрителям вопрос для обсуждения:

«Для чего ты берешь в долг и какие причины ведут тебя к долгам?»

Вы можете принять участие в этом опросе на страницах канала «Заад» в Твиттере и Фейсбуке.

Доктор Мансур, говоря о долгах нужно сказать, что Шариат уделил им внимание и самый длинный аят, ниспосланный Аллахом в Его Книге говорит о положениях долга.

Вопрос, который приходит в голову: Имеется ли в виду под этим тот долг, который понимается большинством людей, а именно то обязательство, которое берет на себя должник перед лицом заимодателя по возврату.

Это и есть долг?

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.

Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах дай мне понимание в религии и научи нас толкованию. Научи нас тому, что принесет пользу и сделай полезным то, чему мы научились и прибавь нам знаний, о Господь миров.

Как вы уже упомянули, сущностью долга является обязательство, которое берет на себя человек, которое остается на его совести и которое он обязан выполнить по отношению к займодателю. Это обязательство, которое появляется на совести человека называется долгом. Долг появляется по нескольким причинам.

Он может появиться по причине займа. Предположим, я одолжил тебе 100 евро как благой займ, который ты мне вернешь через месяц-два, год-два. Это значит, что на твоей совести лежит долг в 100 евро, который ты должен вернуть тому, кто тебе дал взаймы.

Ведущий: Значит это не отличается от того понятия, которое сразу же приходит в голову?

Шейх: Да, он имеет то же значение, которое сразу приходит в голову, однако появиться он может по нескольким причинам. В голову сразу же приходит долг как следствие займа, но это лишь одна из причин появления долга.

Долг может так же появиться по причине сделки купли-продажи. Я продаю, например тебе этот товар за 100 евро в долг, которые ты отдашь через год. Теперь на твоей совести появился долг размеров в 100 евро, которые ты должен отдать через год. Таким образом это вторая причина появления долгов.

Я могу дать тебе в аренду машину, и ты должен будешь заплатить мне арендную плату в 100 евро через год. В этом случае долг появился у тебя по причине договора аренды.

Долг может появиться у тебя так же по причине договора предоплаты. Я, например даю тебе 100 евро, чтобы ты через год мне привез 100 кг пшеницы. Теперь на тебе есть долг в виде 100 кг пшеницы, которые ты должен мне отдать через год.

Ведущий: Значит долг — это обязательство, которое лежит на тебе по отношению к кому-то другому, однако причин этого обязательства несколько.

Шейх: Да, причин появления этого обязательства может быть несколько.

Ведущий: Другой вопрос, уважаемый доктор, когда и как долг закрепляется на человеке?

Шейх: Как мы уже сказали, он может закрепляться путем договора.

Ведущий: Извините, но когда?

Шейх: Это происходит непосредственно при заключении договора.

Если был заключен договор купли-продажи или договор займа, тогда за человеком начинает числиться долг.

Иногда долг может появиться за человеком не по причине договора, а по другой причине, не связанной с договорами, как например при порче имущества. Если человек привел в негодность чужое имущество, то за этим человеком начинает числиться долг, потому что он должен либо предоставить подобного рода предмет, либо возместить его стоимость. Значит долг может появиться по причине порчи имущества.

Иногда по причине, покупки, продажи, предоплаты, займа.

Так же долг может появиться по причине гарантий. Ты дал в долг какому-то Зейду, а Са’aд сказал тебе: «Я буду поручителем для Зейда». В этом случае долг появляется теперь у Са’aда.

Ведущий: Если Зейд отказался?

Шейх: Если Зейд отказался погашать долг, то теперь Са’aд должен отдать долг за него. На нём этот долг появился по причине поручительства. Он выступил поручителем для Зейда.

Таким образом долг появляется по нескольким причинам, мы можем в общем их упомянуть:

  • по причине порчи имущества;
  • по причине договора обмена, как в случае с продажей или арендой, или сделки по предоплате;
  • по причине займа или поручительства.

Все эти причины закрепляют за человеком обязательство. Это обязательство среди прочего подразумевается под словами Аллаха:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَىٰ أَهْلِهَا

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам …»
[Сура «Ан-Ниса», аят 58]

Это обязательство на тебе. Ты должен его исполнить в свое время, как сказал Аллах: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам …».

Так же Аллах сказал в начале суры Трапеза:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ ۚ

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам.»
[Сура «Аль-Маида», аят 1]

Если человек заключил договор. К примеру, он купил вещь за 100 евро в долг на год. На нём лежит обязанность с точки зрения Шариата отдать этот долг через год, и сумма должна составлять 100 евро, без просрочки. В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаваемом в Сахихе говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مطلُّ الغني ظلمٌّ

«Неуплата (затягивание выплаты) долга тем, кто имеет на это возможность (богатым) является несправедливостью.»

— Аль-Бухари (2288) и Муслим (1564).

Ведущий: Что же это значит?

Шейх: Это значит, что человек, имеющий возможность исполнить свои обязательства, если оттягивает это действие, то есть у него требует, а он оттягивает, то это является несправедливостью.

Ведущий: Несправедливость, то есть грех?

Шейх: Да, человек впадает в грех. Человек попадает в грех по причине оттягивания погашения долга, который числится за ним несмотря на то, что у него просят погасить его. На нем есть долг и у него просят погасить его, и он имеет на это возможность, но при этом он оттягивает погашение долга. Такой человек подразумевается хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Неуплата долга тем, кто имеет на это возможность является несправедливостью, которая делает дозволенной его честь, и которая оправдывает его наказание».[1]

Это отличается от положения человека не имеющего возможность погасить долги. Такого судить будет лишь Аллах, как это мы упомянем, возможно подробно.

Ответственность

Ведущий: Уважаемый доктор, что имеется в виду под совестью? Мы сказали, что долг будет на совести человека. Что же имеется в виду под совестью и на ком будет долг если я займу от имени компании. Будет ли этот долг на мне или же на компании? Какой смысл этого обязательства?

Шейх: Если мы говорим об ответственности, то ответственность — это современный термин права и фикха. Он использовался в исламском праве на протяжении веков его истории. Сегодня, в современных законах он так же используется.

Что имеется в виду под ответственностью?

Это грубо говоря сосуд, который служит для того, чтобы набирать обязательства. Это условное понятие и у человека нет специального органа, который называется ответственностью, однако она подобна сосуду, который говорит: «Ты взял столько и столько из долгов», — и говорят: «Взял на себя ответственность?»«Взял на свою совесть».

Таким образом это условное понятие, которое представляет собой сосуд с обязательствами, которые взял на себя человек. Когда говорится: «На твоей совести есть то-то», то это значит за человеком числится что-то. Значит есть обязательство, которое он должен исполнить.

Ведущий: А что если долг становится ответственностью компании?

Шейх: Когда говорят, что у компании есть долг — это значит, что она должка выплатить долг и те обязательства, которые несут отдельные люди может нести и компания. Компании должны погашать долги, которые у них имеются в сроки, если имеют на это возможности.

Положения долга, должника и займодателя

Ведущий: Доктор Мансур, какого общее положение долга и какова его опасность для должника и какого положение того, кому должны или займодателя?

Шейх: На самом деле причины долга могут быть разными. Иногда это может быть сделка купли-продажи, это может быть следствием займа. Это может быть следствием сделки с предоплатой или договора аренды. Мы говорим в целом, что в общем брать в долг разрешено. Этому положению препятствуют некоторые обстоятельства, которые переводят долг в положение нежелательности или запретности. Однако основой является разрешенность.

Если ты спросишь: «Если я возьму этот стакан и отдам его стоимость завтра или послезавтра, или через месяц», основой будет дозволенность.

В хадисе Айши, да будет доволен ею Аллах, приходит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил у иудея еду с отсрочкой платежа и оставил в залог один дирхем[2]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует купил с отсрочкой.

В другом хадисе, хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который пришел в Сахихе говорится что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин, который потребовал от него возврата верблюда, взятого в долг[3]. Значит Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в этом довод.

Таким образом основа долга — дозволенность, однако это не значит, что человек должен безмерно набирать себе много долгов без всякого ограничения. Нет.

Почему? Потому что долг – это обязательство на совести человека и предположим, я взял на себя обязательство в виде вещи за 100 долларов. Каждый раз, когда этих обязательств будет становиться больше это добавляет мне трудностей. Каждый раз, когда их становится больше это добавляет мне новых проблем. Поэтому любая вещь, когда вышла за границы нормы, становится вредоносной для её обладателя. Если человек ест досыта — это разрешено, однако если он добавит к этому и в итоге заболеет – это уже будет ему во вред. Так же и долги.

Ведущий: Ведь иногда человек вообще не может их отдать.

Шейх: Если человек берет в долг, то мы сказали, что основой является разрешенность. Если он берет в долг то, что он сможет отдать и уверен, что он сможет погасить этот долг и занимает до зарплаты или до конца месяца, до конца года, когда придет прибыль компании или платежи за аренду или он будет работать, чтобы отдать долг – это всё разрешено. Однако если человек нагружает себя долгами одним за другим, то это входит в понятие запретного.

Ведущий: Здесь вопрос: может ли просьба о займе стать запретной?

Шейх: Да, в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَن أخَذَ أمْوالَ النَّاسِ يُرِيدُ أداءَها أدَّى اللَّهُ عنْه، ومَن أخَذَ يُرِيدُ إتْلافَها أتْلَفَهُ اللَّهُ.

«Кто берет в долг у людей с намерением вернуть, Аллах поможет ему вернуть, а кто занимает деньги, чтобы лишь потратить, Аллах погубит его.»

— Аль-Бухари (2387).

Если человек дошел до того количества долгов, при которых он знает или предполагает, что он не сможет их выплатить, то в этом случае вступает в силу запрет, потому что он берет в долг и он предполагает, что он не сможет погасить долг.

Хорошо.

Как он будет это отдавать? Он говорит, что будет оттягивать, просрочит и т. д. Если такой возьмет деньги, и он не желает погасить долг и знает или предполагает, что не будет отдавать, то такой взял деньги чтобы просто их потратить.

Ведущий: Неважно у кого он берет, у какой-то компании частной или отдельного лица?

Шейх: Неважно, у компании или у отдельного человека, или у кого-то другого.

«Тот, кто берет в долг у людей и желает их только потратить, Аллах погубит его».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как это приходит в хадисе Аиши, да будет довлен ею Аллах, который приводится в Сахих что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как говорит Аиша, просил у Аллаха защиты от грехов и долгов. Один из людей сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Почему ты так часто просишь защиты от долгов?».

Грехи понятны, а долги они будто ущерб.

Человек сказал (спросил):

«Почему ты так часто просишь защиты от долгов?» В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда человек обременён долгами, то говоря, он лжёт, а когда даёт обещания, нарушает их».

— Аль-Бухари (832), Муслим (589), Абу Дауд (880), ан-Насаи (3/57).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Если человек взял в долг, то, когда он говорит то лжет, а обещая не выполняет обещании», — это значит, что он не может отдать и здесь мы уже переступаем границы дозволенного Шариатом.

Кто-то может сказать: «Как вы говорите, что основой долгов является дозволенность при том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует просил защиты от них?»

Ведущий: Верно.

Шейх: Как же мы согласуем между этими хадисами?

Мы говорим, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал в долг и это доказательство основы дозволенности. Что касается просьбы о защите, то это касалось тех долгов, которые приводят к тому, что человек начинает лгать при беседе и нарушать обещание и брать на себя то, что он не сможет выполнить.

Ведущий: Значит долги могут отражаться даже на нравах должника?

Шейх: Да, конечно, долги отражаются на нравах должника и на обществе и это может приводить к социальным кризисам.

Все помнят кризис 2008 года связанный с ипотечными долгами. По причине многочисленности долгов они стали представлять собой пузырь из долгов жителей Америки, что привело к кризису несколько банков и инвестиционных компаний. Более того, это привело к кризису банки и инвесткомпании за пределами США, как в европейских, азиатских и других странах. Причиной всего стал пузырь из долгов, который в итоге лопнул, ведь постоянный их рост и увеличение приводит к серьезным последствиям.

Соответственно, долги оставляют след на отдельном человеке, на его нравах и на обществе в целом. Это след остается и на материальной составляющей жизни общества в виде экономических кризисов и множества долгов.

Поэтому мы говорим всегда:

«Шариат пришел с золотой серединой».

Если полностью запретить долги, то жизнь людей будет сложной и не сможет протекать спокойно.

Ведущий: Дело в том, что у долгов есть и положительные эффекты для отдельного человека и общества.

Шейх: Это правда! Ведь не каждый человек способен оплатить все свои покупки, аренду и т.д. тем, что у него есть. Не каждый человек может купить себе недвижимость сразу. Поэтому в долгах есть и положительное.

Если человек купит дом и будет жить в нем и будет отдавать за него сумму с каждой зарплаты каждый месяц на протяжении 10 лет или 15 лет, то это будет пользой.

С другой стороны, есть те, кто берет на себя и обременяет себя долгами, которые он не сможет отдать. В этом случае мы уже пересекаем границы нежелательного или запретного. Поэтому мы говорим, что основой долгов является дозволенность. Иногда могут возникнуть обстоятельства, которые делают долг полезным для человека, но бывают обстоятельства, которые могут сделать его вредоносным и спровоцировать нравственное и социальное разложение в человеке. Какого же правило?

Правило заключено в словах Аллаха:

وَلَا تُؤْتُوا السُّفَهَاءَ أَمْوَالَكُمُ

«И не давайте неразумным вашего имущества,»
[Сура «Ан-Ниса», аят 58]

В благородном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил губить имущество.

Благоразумие в отношении денег – это их использование для того, в чем есть благо и мудрость, а не их неразумное расточение, которое запретил Аллах.

وَلَا تُؤْتُوا السُّفَهَاءَ أَمْوَالَكُمُ

«И не давайте неразумным вашего имущества,»
[Сура «Ан-Ниса», аят 58]

Значит неразумность влечёт за собой последствия, как мы это можем наблюдать.

Иногда мы видим, что у человека скромная зарплата, однако он …

Ведущий: Однако он берёт на себя много долгов.

Шейх: Да, это видно. Он обременяет себя долгами и погашает их годами или месяцами по причине того, что он хотел себе туристическую путевку в одну из стран мира. Месяц он там живет наслаждается, а потом выплачивает долг год-два. Это не мудро.

Какое положение имеет одалживание для займодателя?

Ведущий: Это верно.

Доктор, мы говорили с вами о просьбе занять и сказали, что основой в этой просьбе является дозволенность. Какое положение имеет одалживание для займодателя?

Шейх: Тот, кто даёт в долг …

Ведущий: Извиняюсь, прежде чем перейти к паузе, которая будет через пару минут хотелось бы вкратце обсудить это положение.

Шейх: Предоставляющий благой займ получает награду, потому что он делает добро. Тот, кто даёт благой займ стремится к тому, что у Аллаха. И нет сомнений, что он получает награду и как приходит в некоторых преданиях и хадисах, такой займ считается половиной милостыни, а в некоторых говорится, что он равен милостыне. Почему?

Ведущий: Почему благой займ равен половине милостыни?

Шейх: Потому что тот, кто даст дирхем в долг два раза, тот будто бы один раз дал им милостыню.

Предоставление займа является желательным с точки зрения Шариата. Основой в нём является то, что упомянуто в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который пришел в Сахихе:

مَنْ نَفَّسَ عَنْ مُؤْمِنٍ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ الدُّنْيَا نَفَّسَ اللَّهُ عَنْهُ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَمَنْ يَسَّرَ عَلَى مُعْسِرٍ يَسَّرَ اللَّهُ عَلَيْهِ فِى الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ

«Тот, кто избавит верующего от какой-то печали в этой жизни, того Аллах избавит от одной из печалей Судного дня. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином.»

— Ахмад (2/202), Муслим (2699)[4].

Значит это один из видов благодеяний, который является желательным. Если общество лишится подобной добродетели, то его постигнет упадок и наказание в этой жизни и в иной.

Будут тяжелые последствия если общество лишится этой черты благодетели в виде взаимопомощи посредством одалживания. Это приведет к пагубному исходу в его мирской жизни, не говоря уже о том, чего оно лишится в будущей жизни из награды и записей благих дел.

Ведущий: Доктор, с вашего разрешения мы прервемся на небольшую паузу.

Дорогие зрители мы с вашего разрешения возьмем короткую паузу, а затем продолжим беседу по теме выпуска. Сейчас мы с вами увидим опрос, проведенный по теме нашей беседы.


Для чего ты берешь в долг и какие причины ведут тебя к долгам?

«Не знаю, я думаю, что это зависит от обстоятельств. Испытываешь ли ты крайнюю необходимость в этом или же живешь обычной жизнью. Ты можешь занимать для каких-то ежедневных нужд. Например, ты занимаешь ради дополнительного комфорта или же ты должен занять для обеспечения основных потребностей в жизни».

— первый опрашиваемый

«Я вижу это как вынужденную меру, не больше. Ты можешь нуждаться в этом при сложных особых жизненных обстоятельствах. Если же занимать для путешествия или же для чего-то не вызванного необходимостью, то я думаю это ошибка».

— второй опрашиваемый

«Я вообще не люблю долги. Это мне не нравится. Доходит до того, что если я беру 1-2 рияла, то сразу иду отдавать, потому что это не нравится мне. Человек может умереть и на нем будет долг – это тяжкое положение и неприятное».

— третий опрашиваемый

«Что касается меня, то я беру в долг на необходимые вещи, как например операция, которую не можешь оплатить сам, учёба. Это так же может быть ради прибыльного вложения. Я сам например реально беру для выгодного вложения, потому что от этого будет польза и прибыль.»

— четвертый опрашиваемый

«Некоторые люди берут в долг, чтобы жениться, по необходимости. Некоторые люди имеют долг за дом и занимают чтобы избавиться от него, дабы он не приносил проблем. Я считаю, что в целом никому не стоит брать в долг без какой-то конкретной пользы. Ты берешь, но только для чего-то конкретного. Некоторые молодые люди берут в долг большие суммы, которые не может потом отдать, но ведь у тебя изначально не было возможности погашать долг, который от тебя требуют. Я советую братьям не залезать в долги. Некоторые берут в долг и потом краснеют, потому что у них есть и займы и долги. Пусть Аллах поможет всем.»

— пятый прашиваемый

Ведущий: Приветствуем вас снова дорогие зрители!

Доктор Мансур, мы наблюдали в ролике, что многие, с кем была проведена встреча испытывают страх перед долгами и ставят для этого несколько условий. Есть ли у вас комментарии к этому?

Шейх: На самом деле я поддерживаю этих братьев, которые участвовали в опросе. Когда человек не нагружает свою ответственность, кроме как при необходимости, как например жильё, которое он хочет взять для жизни или заплатить аренду за месяц или год, и он влазит в долги ради этого, то это неплохо, если он правильно будет управлять своими тратами. Если он стал вносить вместо арендной платы платежи для того, чтобы приобрести жильё. Или же как было упомянуто для операции или чего-то подобного, да убережет нас Аллах от этого. Всё это, без сомнений, нужды. Как упомянули мои братья в опросе, да воздаст им Аллах благом, если человек занимает ради развлекательных поездок или игр, то на деле это не является должной причиной для того, чтобы брать в долг. Он берет на себя долг и не знает, может быть он умрёт и эти долги останутся на нём. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что даже:

«Мученику, который был убит на пути Аллаха прощается всё, кроме долга.».

— Муслим (1886).

Долг остаётся на его совести, потому что долги связаны с правами творений, поэтому без сомнений долги являются очень опасными.

Ведущий: Доктор Мансур, вы говорили о том, что довольно сложно жить человеку, не прибегая к займам.

Вопрос: существует реальная форма взаимодействия между людьми — это фонды, которые организовываются работниками. Является ли это формой взаимопомощи друг другу?

Шейх: Я упоминал, что если взаимопомощи в обществе будет больше, то при этом будут удовлетворяться религиозные и мирские потребности. Среди примеров взаимопомощи в обществе – «Ежемесячные сборы для коллег».

Например, собираются 10 коллег и каждый из них участвует в этом сборе и каждый платит, например 1 000 риялов или определенную сумму и в одном месяце всю сумму забирает один в другом другой, третий в третьем месяце и так далее, пока не закончится круг. Это вид благого займа среди этих работников, без какой-либо лихвы или надбавок. Это желательно по Шариату и человек давший в долг братьям, которые до него в очереди получает награду. В этом есть форма взаимопомощи без особых денежных затрат. Если этого не делать, то, что придёт на замену? Займы под процент, таваррук, который требует значительные финансовые вложения. Однако, когда эти работники делают таким образом добро друг другу, добродетели становится больше среди людей и каждый раз они удовлетворяют свои религиозные и мирские потребности.

Я приведу еще один пример добродетели среди людей. К примеру, помощь в женитьбе. Это присутствует у многих народов. В начале супружеской жизни молодой человек сталкивается с затратами. Свадебный подарок, налаживание быта. У многих народов принято помогать этому молодожену в день свадьбы или перед этим при помолвке или после неё. Эта помощь от тех людей, кто рядом с ним. Мало-помалу помощь становится значительной и Аллах даёт в ней благо.

Ведущий: Значит это является делом желательным?

Шейх: Да, это является желательным.

Какова альтернатива, если мы, мусульманское сообщество не будем помогать нашему брату мусульманину, который женился? Какова альтернатива, если мы этого делать не будем?

Ведущий: Он обратится к Банкам.

Шейх: Да, этот молодой человек обратится к Банкам и возьмёт в долг либо правильно по Шариату, либо под процент и как бы там не было он возьмет на себя множество финансовых обязательств, которые он будет выполнять год, два или три.

Способы (виды) фиксирования долга

Ведущий: Доктор Мансур, прежде чем продолжить мы хотим напомнить нашим уважаемым братьям, что они могут участвовать в беседе, ответив на вопрос этого выпуска позвонив по следующим номерам.

Доктор Мансур, расскажите о способах фиксирования долга, регламентирует ли Шариат какие-то способы из них?

Шейх: Самый длинный аят Курана — это «аят долга», который пришел в конце суры «Аль-Бакара». Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيْنٍ إِلَىٰ أَجَلٍ مُّسَمًّى فَاكْتُبُوهُ ۚ

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его,»
[Сура «Аль-Бакара», аят 282].

Аллах в этом благородном аяте побуждает своих рабов к тому, чтобы записывать долг. Это один из видов его подкрепления, потому что человек иногда может забыть. Этот долг так же может отрицаться, либо намеренно, либо по ошибке, либо потому что человек подумал, что отдал долг, а он не отдавал. Есть множество причин, поэтому, когда человек записывает долг. Если займодатель пишет расписку, заёмщик пишет и подписывает, то таким образом они сохраняют множество прав, однако расписка со стороны должника важнее.

وَلْيُمْلِلِ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ

«… и пусть берущий взаймы диктует …»
[Сура «Аль-Бакара», аят 282].

Поэтому расписка с его стороны важнее, так как именно на нём лежит обязательство и с него требуют, чтобы он погасил.

Из способов фиксирования долга:

  • призвание свидетелей.

Аллах говорит в Куране:

وَأَشْهِدُوا إِذَا تَبَايَعْتُمْ ۚ

«… призывайте свидетелей, если вы заключаете сделку …»
[Сура «Аль-Бакара», аят 282]

Наличие свидетелей, в частности при крупных займах …

Простые же долги, как несколько долларов, которые занимаются для еды и питья уже привычны людям и их занимают без свидетелей. Однако крупные займы и даже средние должны проводиться в присутствии свидетелей, так же необходимо его записывать и подкреплять, дабы гарантировать права займодателя.

  • залог.

Аллах сказал:

وَإِن كُنتُمْ عَلَىٰ سَفَرٍ وَلَمْ تَجِدُوا كَاتِبًا فَرِهَانٌ مَّقْبُوضَةٌ ۖ

«Если вы окажетесь в поездке и не найдете писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 283]

Человек может брать залог и это то, что разрешено Шариатом, дабы гарантировать свои права и это один из способов фиксирования долга, который разрешает Шариат.

Ведущий: Дабы сохранить свои права.

Шейх: Чтобы сохранить свои права.

  • Так же из способов фиксирования долга, которые используются людьми: поручительство.

Когда займодатель требует у поручителя должника погасить его долг, это так же разрешено, как сказал Аллах о том, кто поручился отдать верблюжий вьюк:

وَأَنَا بِهِ زَعِيمٌ

«Я отвечаю за это.»
[Сура «Йусуф», аят 72]

Т.е. я являюсь поручителем и несут ответственность за это.


Примечание редакции: Вынесем все виды в одном месте для лучшего понимания.

Способы (виды) фиксирования долга:

  • записывать долг;
  • призвание свидетелей;
  • залог;
  • поручительство.

Это виды фиксирования долга.

Нет ничего плохого в том, чтобы люди использовали их. Я часто наблюдаю у продавцов книги учёта, в которых они записывают долги, которые были выданы и которые были взяты, доход-расход. Это так же один из видов фиксирования, дабы в итоге знать его расходы и знать то, что полагается ему и то, что лежит на нём. Это один из видов фиксирования. Это то, что называют книгами учёта. Это современный способ фиксирования договоров между людьми.

Сроки погашения долга и советы для займодателя

Ведущий: Доктор Мансур, существуют некоторые положения, которые связаны со сроками погашения долга со стороны должника. Так же существуют советы Шариата для займодателя при наступлении времени выплат.

Шейх: Да, из важных вещей и Шариатских положений, связанных с должником это то, что мы говорим ему:

«Тебе обязательно погасить свой долг в установленных срок, без опоздания и оттягивания. Если же ты, должник, будешь в затруднительном положении, то ты должен оповестить об этом займодателя и попросить у него отсрочки до облегчения положения».

Если же должник опаздывает с погашением долга, при этом имея имущество и богатство, которое он не хочет продавать и лишаться, то это будет видом оттягивания, потому что он опаздывает с погашением долга тех, кто дал ему взаймы просто так, без выгоды. Это вид оттягивания, порицаемого Шариатом.

«Неуплата (оттягивание выплаты) долга тем, кто имеет на это возможность является несправедливостью, которая делает дозволенной его честь, и которая оправдывает его наказание».[5]

Мы так же говорим должнику: «Тебе желательно, если ты берешь в долг у человека и наступил срок погашения, погасить долг и проявить добродетель при этом».

Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин взыскивать с него верблюда, и Пророк сказал: «Дайте ему верблюда». Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: «Есть лишь верблюд, который лучше его возрастом». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дайте его ему, потому что лучшие из людей это те, кто лучше всех выполняют обязательства перед другими»[6].

В одной из версии хадиса говорится: «Ты полностью отдал должное, пусть Аллах полностью воздаст тебе должным»[7].

Ведущий: Значит это было добродетелью, которую совершил должник по отношению к займодателю?

Шейх: Да, это вид одобряемого, однако входит ли это в ростовщичество?

Ведущий: Это уже вопрос.

Шейх: Мы говорим, если эта надбавка была обусловлена со стороны займодателя, то это ростовщичество. Если же должник заплатил это от себя, то это разрешается. Этот подарок не делается в период займа, а преподносится при погашении, потому что в период займа этот подарок составляет проблему, так как он похож на просьбу о продлении сроков или же походит на подарок, который делается для того, чтобы дали в долг, а также подобен надбавке к долгу.

Ведущий: Это касается и других привилегии, которые получает займодатель со стороны должника в период займа?

Шейх: По Шариату обязательно, чтобы все эти привилегии либо возвращались обратно, либо шли в счет долга.

Займодатель не должен принимать подарков со стороны должника в период займа. При погашении же долга желательно погашать долг с некоторой надбавкой, как это приходит в хадисе, в котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

«Лучшие из людей это те, кто лучше других исполняют свои обязательства перед другими».

— Аль-Бухари (2392), Муслим (1600).

Это то, что касается должника.

Что же касается займодателя, то мы говорим ему:

«Если этот должник имеет возможность отдать долг, то потребуй это от него в вежливой форме. Это желательно. Если же он не имеет возможности, то перед тобой лежит выбор одного из трех».

Ты можешь дать ему отсрочку, но с надбавкой к долгу. Это – ростовщичество, запрещенное Шариатом. Аллах запретил его в своей Священной Книге, а Пророк, да благослови его Аллах и приветствует, отменил его в своей Сунне (т.е. запретил). Он сказал:

وَكُلُّ رِبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ تَحْتَ قَدَمَيَ هَاتَيْنِ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ، رِبَا الْعَبَّاس

«Каждое ростовщичество времен Джахилии сложено под моими ногами»[8].

Пророк, да благослови его Аллах и приветствует, отменил его, а значит самых худший выбор – требование надбавки в обмен на отсрочку. Мы говорим, что это и есть ростовщичество времен Джахилии.

Аллах сказал:

يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ

«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 276]

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا الرِّبَا أَضْعَافًا مُّضَاعَفَةً ۖ

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере …»
[Сура «Али Имран», аят 130]

Да защитит нас и вас Аллах от этого выбора.

Второй вариант для выбора.

Ведущий: Даже если это преподносится другими словами, как: «Я опоздал с погашением долга дай мне возместить это опоздание»?

Шейх: То, что называется возмещением – всё это является надбавкой к долгу этого должника, находящегося в трудном положении, штраф ли это или ещё что-то.

Ведущий: Значит второй вариант?

Шейх: Мы говорим, что второй вариант – это дать ему отсрочку без выгоды.

Это обязательно для того, кто дал в долг. Займодателю, если он знает или предполагает, что должник в затруднительном положении должника, обязательно предоставить ему бесплатную отсрочку и нельзя назначать надбавки.

Сказал Аллах:

وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيْسَرَةٍ ۚ

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 280]

Ведущий: Что это значит?

Шейх: Это значит предоставление времени до облегчения его положения.

Хорошо.

Есть еще третий вариант, желательный и одобряемый – это прощение долга или его части.

Аллах сказал:

وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيْسَرَةٍ ۚ

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 280]

Затем Аллах сказал:

وَأَن تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَّكُمْ ۖ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!»
[Сура «Аль-Бакара», аят 280]

Милостыня по отношению к должнику в трудном положении — это простить ему часть долга или долг полностью.

Таким образом у нас есть три варианта на выбор:

  1. Запретный вариант — надбавка взамен отсрочки;
  2. Желательный вариант — прощение долга;
  3. Справедливый вариант — предоставление безвозмездной отсрочки.

Обратите внимание на эти противоположности.

Аллах говорит:

يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ

«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 276]

Человек, который требует надбавки к долгу исходя из своих расчетов думает, что его денег стало больше, однако на реальных счетах, которые находятся у Аллаха — Аллах уничтожает эти надбавки. Они уничтожаются в этом мире и в мире будущем.

Ведущий: Между тем в прощении долга Аллах приумножает.

Шейх: Прощение долга в книгах учета выглядит как убыток. У человека было 10 стало 5. Однако Аллах даёт благословение в этих 5. Аллах воздаст тем, что лучше этого и в этой жизни и так же в будущей.


Ведущий: Прошу прощение доктор Мансур, с нами брат Рушди на связи.

Брат Рушди, да приветствует тебя Аллах!

— Рушди: Пусть Аллах поддерживает в вас жизнь!

Ведущий: Добро пожаловать, пожалуйста брат Рушди.

— Рушди: Мир вам, доктор Мансур! Я у вас студент в академии. Пусть Аллах благословит вас!

Ведущий: Да приветствует тебя Аллах, брат Рушди!

— Рушди: Я купил землю у старшего брата, который живет в Каире. Он так же принимает участие в фонде. Мы договорились, что он мне передает участок земли за определенную сумму и я дам ему некоторую часть сразу, однако мы не записали наш договор. Действительна ли такая продажа или в ней есть сомнение?

Шейх: Извини пожалуйста, ты купил землю с отсрочкой платежа или же купил с оплатой на месте?

— Рушди: Нет, я купил её с рассрочкой на 4 месяца, в которые я выплачу всю сумму.

Шейх: Ты участвовал в фонде для того, чтобы выплатить?

— Рушди: Нет, я не участвую в фонде. Это личный его участок земли.

Ведущий: Он дал задаток. Ты ведь заплатил какую-то сумму?

— Рушди: Да?

Ведущий: Ты дал часть суммы брату?

— Рушди: Да, я дал ему часть суммы.

Ведущий: Какой вопрос?

— Рушди: Мои вопрос следующий. Договор не был подписан, я отправил часть денег, однако мы не подписали договора. Считается ли наша сделка действительной?

Ведущий: Хорошо, понятно брат Рушди.

Брат Рушди спрашивает об обязательности документального оформления договора. Влияет ли его отсутствие на сделку?

Шейх: Сделка считается заключенной, а договор вступает в силу с момента договоренности между двумя сторонами о покупке этой земли и продажи её в рассрочку. С этого момента договор вступил в силу.

Ведущий: Т.е. он не обязательно подразумевает оформление документа?

Шейх: Т.е. происходит переход права владения участком или жильем другой стороне.

Однако мы говорим, что запись сделки и привлечение свидетелей является желательными действиями. Почему мы говорим, что это желательно? Для того, чтобы не были нарушены права.

Я на самом деле наставляю себя и даю совет брату Рушди и всем мусульманам, чтобы они документировали эти договоренности. Потому что человек не знает, может он живет сегодня, а завтра умрёт и фиксирование этих прав устраняет спор между наследниками и не провоцирует проблемы внутри семьи и т.д. Поэтому всегда нужно подтверждать документом сделки.

Почему Шариат не обязал документирования каждой сделки? Мы говорим: «Потому что в этом есть сложность».

Представь, что, если я хочу купить бутылку воды я должен подписывать бумагу и приводить свидетелей. Когда мне надо купить ручку, я должен буду подписать бумагу и привести свидетелей. Если я хочу продать небольшую книгу, я должен просить засвидетельствовать. Это сложно и Шариат не может прийти с этим. Однако мы говорим о желательности свидетелей. Какова реальность жизни людей? При продаже дома, машины или земли они призывают свидетелей и подписывают договор. Что касается незначительных вещей, которые продаются за несколько гиней, за 3, 5, 10, в этом случае у тебя нет потребности в свидетелях. Документирование сделки желательно.

Мы возвращаемся к вопросу прощения долга.

Ведущий: У меня есть вопрос по поводу прощения долга.

Сегодня существует один из видов прощения долгов, который есть в банках. Банк ставит тебе условие, что при раннем погашении долга часть его прощается. Какое положение у этой формы? Является ли он таким же прощением долга?

Однако перед ответом мы хотели бы принять звонок от брата Мухаммада.

Брат Мухаммад, пожалуйста.

— Мухаммад: Ас-Саляму ‘алейкум!

Ведущий: Уа ‘алейкум ассалям Уа рахматуЛЛахи ва баракатух!

Пожалуйста, Шейх Мухаммад.

— Мухаммад: У меня вопрос, я купил у одного человека землю и после заключения сделки оставалось отдать какую-то сумму денег. Я дал ему часть и на мне оставалась ещё часть. Мы договорились что я отдам её ему в определенное время. Однако в назначенный срок я не имел возможности отдать ему эту часть. Получаю ли я грех за это? Ответьте, да воздаст вам Аллах благом.

Шейх: Да воздаст вам Аллах благом!

Ведущий: Брат Мухаммад, кажется, столкнулся с трудностями в вопросе погашения долга, и он спрашивает есть ли грех в этом затруднительном положении.

Шейх: Мы говорим: «Да воздаст Аллах благом нашему брату за этот вопрос!» Мы говорим: «Если человек имеет возможность отдать долг, однако он оттягивает этот процесс, то в этом случае он получает грех. Если же человек не находит чем отдать и испытывает трудности и не имеет материальных средств для погашения долга, то в этом случае он, по воле Аллаха не получает греха». Однако мы говорим, что ты как можно быстрее должен его погасить и очистить совесть от этого долга. Доказательством этому является хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводимый в Сахихе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оттягивание погашения долга тем, кто имеет на это возможность является несправедливостью».

Тот, кто имеет возможность-тот, кто находит средства.

Ведущий: Оттягивание — это отлагательство.

Шейх: Оттягивание — это отлагательство.

В другой версии приходит слово «избегание». «Избегание», то есть запоздание в погашение долга, когда его просят отдать долг, а он избегает этого. Мы говорим, что пока он имеет возможность, ему обязательно отдавать долг. Если же человек испытывает трудности и не имеет возможности отдать долг, такой человек имеет уважительную причину, а Аллах не возлагает на душу того, чего она не может.

Поэтому мы говорим: «Постарайся, насколько сможешь, через работу, торговлю и т.д. отдать свой долг, который есть на тебе, дабы очистить свою совесть. Запиши этот долг, который висит на тебе, чтобы если, не дай Аллах, постигнет человека смерть, этот долг был известен и записан, и как минимум из его наследства будет что-то продано, дабы отдать долги».

Ведущий: Прошу прощения, с нами на связи брат Хамза из Ливии.

Брат Хамза? Пожалуйста.

— Хамза: Ассаляму ‘алейкум!

Шейх: Уа ‘алейкум ассалям!

— Хамза: Да благословит вас Аллах и воздаст благом!

Мои вопрос, Шейх, о продаже с отсрочкой и продаже с оплатой на месте. Иногда бывает так, что товар продаётся за одну цену с оплатой сразу, а при продаже с отсрочкой платежа цена увеличивается. Например, товар стоит 100 динаров, но если ты хочешь заплатить позже, то товар будет уже за 150.

Так же интересуют операции с чеками. В нашей стране сейчас мало потока наличности. У тебя может быть какая-то сумма на счету, однако ты не можешь вывести её со счета. Если я приду купить, например, что-то то мне говорят: «Ты будешь платить наличными или чеком?» Если я покупаю за наличные, то сумма будет 100 динар, а если же чеком, то цена будет 150, то есть примерно 30-35 процентов. Являются ли подобные операции дозволенными?

В-третьих, иногда человек умирает и на нём есть долги и его родственники говорят мы берём на себя его долг, однако они не выплачивают долг определенное время и иногда у них нет возможности для этого. Поэтому выплата долга откладывается…

Да благословит вас Аллах и воздаст благом!

Ведущий: Вопрос понятен, Шейх Хамза, да воздаст тебе Аллах благом.

В первом вопросе брат Хамза спрашивает о продаже с отсрочкой платежа и о разнице между ценой товара при оплате на месте и при отсрочке платежа. Есть ли проблема в этой разнице?

Шейх: Разрешается, чтобы цена продажи с оплатой на месте отличалась от цены продажи с отсрочкой платежа. Обе эти сделки подразумеваются среди прочего в словах Аллаха:

وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ

«Аллах дозволил торговлю …»
[Сура «Аль-Бакара», аят 275]

В Шариате нет запрета на продажу с постоплатой по более высокой цене. Это разрешается. Факихи четырех мазхабов говорили об разрешенности этого действия прямым текстом. Мы говорим, что это основа и Шариат указывает на то, что эта наценка является разрешенной.

Второе, что указывает на её разрешенность – разум и сравнение. Тот, кто ожидает не похож на того, кто получил полагающееся ему сразу. Поэтому, как я уже упомянул это входит в обобщающий смысл слов Аллаха:

وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ

«Аллах дозволил торговлю …»
[Сура «Аль-Бакара», аят 275]

Так же это входит в обобщающий смысл дозволенности продажи в долг. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил у иудея еды в долг.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, приводит от Бариры что она сказала:

«[Члены] семьи, [которой я принадлежу], заключили со мной договор о самовыкупе за девять укий [серебра сроком] на девять лет [при условии, что я] ежегодно [буду выплачивать им] по одной укии,»

— Муслим (1504), аль-Бухари (2168, 2563 и 2729).

Это договор рассрочки, который приходит в Шариате, и он понятен.

Ведущий: Во втором вопросе он спрашивал о продаже в обмен на долговые расписки. Похожа ли эта форма на продажу в долг?

Шейх: В этом вопросе так же нет ничего запретного. Если человек говорит: «Если ты заплатишь наличными, то я продам тебе за 10. Если ты оплатишь чеком или распиской, то цена будет составлять 15, 13, 12».

Ведущий: Т.е. увеличу цену.

Шейх: Да, он увеличит цену. Однако мы говорим, что сделка должна считаться случившейся для одной из сторон.

Так же и в предыдущем вопросе, когда есть разница между ценой продажи с оплатой на месте и ценой продажи в долг. Сделка должна считаться случившейся хотя бы для одной из сторон.

Т.е. они должны выйти уже договорившись о товаре, договорившись о цене, договорившись о сроках и о способе оплаты. Если они достигли согласия, то ничто не мешает. Что касается обсуждения перед соглашением, то в этом нет проблем. Затем если они договариваются о чем-то одном, то ни одной стороне нельзя нарушать эти договоренности.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ ۚ

«О те, которые уверовали! Верно исполняйте договора [свои обязательства перед Аллахом и друг перед другом в том, что не противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Посланника].»
[Сура «Аль-Маида», аят 1]

Ведущий: В третьем вопросе он спрашивал о том, что наследники покойного иногда берут на себя его долги, однако не погашают их.

Шейх: Это пришло в хадисе от Абу Катады, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказали:

«Я обязуюсь выплатить эти динары.»

— Ахмад (14576), Абу Дауд (3343)[9]

Покойный освобождается от долга, если кто-то взял на себя его долг. Его совесть будет чиста.

Поэтому, если некоторые родственники или наследники возьмут на себя его долги, то в этом нет ничего плохого. Это если он ничего не оставил после себя. Если же он оставил имущество, то всё начинается с того, чтобы выплатить долги, а затем делится имущество между наследниками. Сначала начинается с погашения долгов, затем имущество делится между наследниками.

В Священном Куране о разделе наследства Аллах говорит:

مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ ۗ

«Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга.»
[Сура «Ан-Ниса», аят 11]

Значит долг сначала. Сначала долг, затем из трети имущества отдается то, что он завещал, а затем происходит деление между родственниками. Это порядок.

Если умер человек и не оставил имущества, то, как погашаются его долги?

Мы говорим, что это бремя остается на его совести. Он умер и не оставил имущества и в хадисе говорится, что прощается всё, кроме долга. Исключением является случай, когда кто-то берет на себя его долги в знак доброй воли. Приходит кто-то и говорит: «Я берусь погасить его долг». Тогда мы говорим, что долг переходит от одного к тому, кто взял на себя долг.

Ведущий: Становится обязательным ему уже погасить долг покойного?

Шейх: Да, ему становится обязательным отдать долг покойного.


Ведущий: С вашего разрешения мы рассмотрим несколько комментариев, которые пришли нам в Фейсбуке.

«[Причины брать в долг – это] во-первых, незнание положении имущественных отношении. Во-вторых, потребность, которая вынуждает людей обращаться к займам под проценты».

— сестра Майса

«Люди отдалились от религии и не различают между дозволенным и запретным. Так же займы под проценты стало обыденным делом у людей».

— сестра Малика

«В займах без процентов нет ничего страшного, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал в долг».

— брат Фуад Рибати

«По его мнению, он не прибегает к займам и не приближается к хараму, что бы ни случилось. Потому что он очень уверен в Аллахе, ведь Аллах сказал:

وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا ٢ وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ ۚ

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает.»
[Сура «Ат-Талак», аяты 2-3]»

— брат Рахаль

Шейх: Да воздаст Аллах благом всем братьям и сёстрам!

Я согласен со всеми братьями и сёстрами за эти комментарии. Я прошу у Аллаха, чтобы он воздал им благом. Я в конце этого выпуска предостерегаю от займов под проценты, потому что ростовщичество уничтожает имущество. Мы предостерегаем от того, чтобы давать в долг под проценты. Пусть этот человек, который дает под проценты не думает, что он в безопасности. Он лишен благословения в имуществе в соответствии со словами Аллаха. Что касается займов без процентов, правильных по Шариату, благой займ, то я говорю своим братьям:

«Давать в долг под благой займ является одобряемым и желательным, и является видом добродетели».

Брать же в долг дозволено, и мы говорим, как говорят братья и сёстры в комментариях:

«Человеку не следует занимать, кроме как если у него есть нужда. Он не должен играться с этим долгом. Если он берет деньги в долг, то он должен просить помощи у Аллаха отдать этот долг».

Я прошу у Аллаха, чтобы он очистил нашу совесть и дал нам благоденствие. Мы просим у Него защиты от греха и долгов. Просим у Него защиты от греха и долгов. Просим у Него защиты от греха и долгов.

Ведущий: В конце нашего выпуска нам остается лишь поблагодарить вас за то, что вы приготовили для этой беседы о положении долгов.

Мы так же благодарим вас, дорогие слушатели, за то, что вы нас слушаете. Мы прощаемся до следующих выпусков.

Мир вам, милость и благословение Аллаха!

Новое на сайте