Электронные платформы для торговли валютами, «Forex»

Электронные платформы для торговли валютами, «Forex»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Примечание: Далее по тексту Ведущий указан как «В» Шейх Мансур ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди указан как «Шейх».

Ведущий: Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего. Приветствую вас, дорогие зрители, в очередной серии нашей благословенной программы «Благочестивая торговля», в который мы освещаем некоторые современные имущественные вопросы, обсуждая их в свете исламского фикха.

Сегодня мы обсудим тему, о которой говорят, что это путь, начало которого — любопытство, середина которого — пристрастие, а конец которого — убыток, мы говорим про электронные платформы для торговли валютами, или как их ещё называют Forex.

Мы вместе будем обсуждать это с нашим постоянным гостем, уважаемым доктором Мансуром ибн ‘Абдур-Рахманом аль-Гамиди. От имени всех вас я приветствую уважаемого доктора Мансура: — Приветствую вас доктор.

Шейх: Я тоже вас приветствую.

Ведущий: Мы напоминаем вам, дорогие зрители, что вы можете ответить на вопрос на наших страницах. И сегодняшний вопрос звучит таким образом: «Можно ли быстро разбогатеть на электронных платформах “Форекс”?».

Доктор Мансур, часто, когда мы просматриваем интернет-сайты, мы видим рекламные окна, зазывающие нас к быстрому заработку, призывающие нас к так называемому “Форекс” трейдингу.

Прежде чем приступить к разговору об этом и разъяснению Шариатских ахкамов, связанных с этим, мы хотели бы ознакомиться с сутью этих электронных платформ и характеру трейдинга на этих платформах.

Шейх: Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудут мир и благословение Аллаха над нашим пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.

О Аллах, даруй нам понимание в религии, наставь нас и наставь других посредством нас и облегчи для нас прямой путь, о Господь миров.

Электронные платформы “Форекс”, как вы уже упомянули, они появляются при просмотре страниц в интернете и человек постоянно видит эти рекламы справа и слева или когда открывает свою почту, когда открывает свою страницу в соцсетях. Эти платформы вызывают у человека желание быстро разбогатеть, сделать миллионы, миллиарды сидя перед монитором и постепенное занимаясь трейдингом.

Реальны ли обещания этих платформ, происходит ли так, как они говорят?

Об этом мы хотим поговорить. Также механизм их действия, это тоже важная тема, о которой стоит поговорить.

Прежде чем приступить к разъяснению Шариатского хукма любой вещи и решить дозволено ли это или запрещено, мусульманину обязательно необходимо сформировать полное представление об этой вещи. Поскольку решение, принимаемое, не имея полного представления, будет считаться необдуманным и недобросовестным. Порой человек может запретить что-то, что разрешил Аллах или разрешить что-то, что запретил Аллах из-за того, что он не имеет полного, правильного и реального представления того, как то или иное происходит, после чего он применяет хукм Аллаха на это явление. Получение полного представления, затем уже вынесение хукма — это научная методология Шариата, которую применяли наши праведные предшественники и наши ранние учёные в исследовании вопросов и в выдаче фетв. Если представление неправильное, то естественно, и хукм исходящий из такого представления будет неверным. Как, вообще, правильный Шариатский хукм, может быть построен на неправильном представлении? Ияс ибн Му’авия, да смилуется над ним Аллах, — один из мудрецов из числа табиинов, сказал:

«Если что-то построено на кривой основе, оно не может стать ровным».

И поэтому, когда ты строишь своё представление, ты должен строить его правильным образом.

Что такое эти электронные платформы?

Это, конечно же программа, интернет сайт, на который заходит пользователь или трейдер, переводит не него свои деньги, переводя их на определённый банковский счёт или используя банковскую карту, платёжный терминал или платёжные системы, такие как PayPal, таким образом он пополняет свой электронный кошелёк на этой платформе и у него появляется электронный счёт…

В: Эта платформа может быть тем, что обманет человека, чтобы он пополнил кошелёк или это платформы, которые создаются правительствами или банками, или компаниями?

Шейх: Эти электронные платформы свободно открываются в нашем широком интернет пространстве. Их открытие не требует определённых разрешений, их обладателям нужно открыть банковский счёт в какой-нибудь из стран, чтобы принимать денежные переводы. Но сами эти электронные платформы не нуждаются в разрешении и в большинстве своём они создаются на открытом программном обеспечении, которое называется «Open source», любой человек может сделать это через интернет, вот прямо после этой программы, любой человек может забронировать себе сайт, открыть электронную платформу, открыть банковский счёт, начать принимать платежи и работать в этом направлении. Это не находится под руководством центрального банка, в какой-то из стран, которые регулирует торговлю этими валютами, нет. На самом деле это электронная платформа, которая находится на широких просторах интернета и человек может купить для себя домен и начать работу этой платформы…

В: То есть опасность в этом очень велика, если, в принципе, любой может создать её?

Шейх: Да, верно, опасность в нём очень высока.

Каков механизм его действия?

После того, как пользователь переведёт деньги, для него заводится кошелёк на этой платформе, счёт или кошелёк для торговли. У него появляется возможность торговать многими валютами, иногда их число доходит до сорока, пятидесяти, семидесяти валют. На некоторых из них можно торговать металлами: золото, серебро, медь, основные металлы, которые торгуются на биржах, у других появляется доступ к торговле акций, акций каких-то определённых мировых компаний, у других можно заниматься трейдингом индексов мировых рынков через эту электронную платформу.

В: Прошу прощения доктор, кто даёт ему эту возможность, хозяин этой платформы?

Шейх: Хозяин этой платформы даёт эту возможность.

Любые товары, подверженные волатильности, и через волатильность которых можно получить выгоду и ущерб, и если на этом сайте есть и другие пользователи, то ничего не мешает вступать в эту платформу для трейдинга, азартных игр, торговли и так далее.

В: Какие товары подвержены волатильности? Поскольку, судя по всему, торговля ведётся по разнице цен.

Шейх: Верно. Это торговля и заработок через разницу цен, через волатильность цен.

Идея подобной платформы такова: когда человек открывает на нём счёт, в большинстве своём счёт на нём открывается долларами, а иногда другой валютой, и когда человек открывает счёт на этой платформе, предположим, долларами, то у него есть список сделок торговли, в которых он может торговать: он может покупать евро, он может покупать йены, он может покупать фунты, он может покупать золото, серебро и другое из того, что представлено ему на этой платформе. Затем, после того, как купил это, он наблюдает за его ценой на мировых рынках, поднялась ли цена золота, серебра, евро, которые он купил, если цена поднялась он получает прибыль, если цена того, что он купил опустилась, то в этом случае он терпит убыток. И так по многу раз его активы проходят через прибыль и убыток. И в зависимости от объёмов купленного им, увеличивается его убыток и увеличивается его заработок. Так вкратце устроена работа этой электронной платформы или трейдинг на электронных платформах “Форекс”.

И здесь возникает вопрос: каков его хукм в Шариате, является ли эта купля-продажа действительной?

Мы говорим: прежде чем начать разговор про Шариатские ахкамы этого, нам необходимо сформировать правильное, полноценное представление. Тот трейдинг, который происходит на этих платформах, правильнее будет сказать: «то, что называется купле-продажей», является ли всё это куплей и продажей на самом деле, в котором человек отдаёт доллар и принимает йены, отдаёт доллар и берёт золото, отдаёт доллар и берёт серебро? Есть ли там доллары, золото, серебро, йены, евро, фунты, медь или пользователи этой платформы заходят на эту платформу, люди которые участвуют в этом, их может быть тысяча, две, три, десять, сто, участники заходят на эту платформу и между ними заключаются чисто электронные сделки, через электронные кошельки, с помощью них заключаются электронные, цифровые сделки, без существования в действительности, чего-либо из того, что продаётся и покупается на этой платформе. Это важный вопрос…

В: Тогда каковы эти операции купли-продажи, которые заключаются участниками этого рынка?

Вот я кликнул на кнопку «покупка», а человек, с другой стороны, сидит и кликает на кнопку «продажа».

Шейх: И вас интересует, является ли это, на самом деле, купле-продажей?

Когда какой-то человек заходит на эту платформу, он, например, хочет купить евро, или золото или что-то другое, и на этой платформе есть другая сторона, которая предлагает покупку евро или предлагает покупку золота или предлагает покупку серебра, они договариваются об условиях цены и количества, на которых будет заключена эта сделка. И тут возникает вопрос: если там евро, есть ли там золото, есть ли там серебро или это всего лишь цифры, напротив которых написано «евро» и напротив которых написано «золото»?

На самом деле, при уточнении этого вопроса мы видим, что эти электронные платформы “Форекс”, которые позволяют заниматься трейдингом валют через интернет, а в некоторых случаях и другими товарами, на самом деле это всего лишь торговля цифрами, которые не олицетворяют ничего из этих товаров или валют, которые там торгуются. Это чисто электронные цифры, как на файле Excel, например, на котором есть столбцы. На одном написано «доллар», на другом написано «евро» и человек перемещает эти цифры с одного места на другое в зависимости от цен, существующих на рынках, без существования того, что олицетворяет эти цифры. И на самом деле, эти люди, занимающиеся трейдингом, заходят на эту платформу и занимаются «къимаром» (القمار) [то есть заключают пари] на прогнозе повышения определённой цены или снижения определённой цены. Эти пари лишь называются купле-продажей без наличия тех товаров, которыми они обмениваются.

В: Прошу прощения, доктор Мансур.

Возьмём простой пример: Если я сейчас зайду на эту электронную платформу, одним из условий будет то, что я должен открыть счёт и пополнить его, к примеру, на сумму 100 долларов. И я кладу на свой счёт или на свой кошелёк на этой платформе 100 долларов. Это значит, что каждый, кто заходит на эту платформу имеет средства, имеет доллары и я могу купить доллары за другую валюту, однако, я, как зритель, не знаю, есть ли там другие валюты или нет…

Шейх: Да, так работают эти платформы.

Давайте предположим, чтобы привести какой-нибудь пример, который даст нам более лучшее представление.

Предположим, что есть электронная платформа, в которой участвуют четыре человека. Каждый из них участвует со 100 долларами. Когда человек заходит на эту платформу, он видит на ней некоторое число представленных сделок.

В: Что вы подразумеваете под сделками?

Шейх: Представленные сделки, которые вы можете заключить. Например, написано «евро» напротив «доллар», и мы предположим, что один из этих четырёх участников спрогнозировал повышение курса евро и снижение курса доллара по отношению к нему. Есть другая сторона, которая даёт противоположный прогноз, что курс евро снизится и поднимется курс доллара…

В: Но все они не владеют евро. Каждый из них заходит только лишь с одной валютой…

Шейх: Да, все заходят с долларами. И как это на самом деле происходит? В действительности [это означает, что] сторона, которая прогнозирует повышение курса евро, купит, или заключит пари с другой стороной и они лишь сделают ставки на это пари. Он говорит ему: «Я заключаю с тобой пари, что цена евро, например, поднимется до двух долларов или к полутора долларам. Я заключаю с тобой пари, что цена евро поднимется, и каждый раз, когда она будет подниматься на один пункт, я возьму у тебя один доллар». Вторая сторона говорит: «Я ставлю на то, что евро опустится, а доллар поднимется, и в случае падения курса евро и поднятия курса доллара на один пункт, я получу от тебя один доллар» …

В: В этом и заключается предложение и спрос?

Шейх: Так происходит предложение и спрос на этих платформах на самом деле. Один человек зашёл со 100 долларами, второй тоже зашёл со 100 долларами, этот прогнозирует повышение курса евро по отношению к доллару, а этот прогнозирует снижение курса евро по отношению к доллару. Они электронно играют в азартную игру и делают ставки, не зная друг друга, через этот инструмент азартной игры, через эту платформу. И если курс евро поднимается на один пункт, этот зарабатывает один доллар, его баланс составит 101 доллар, а баланс этого 99 долларов. Если он поднимется ещё на один пункт, то баланс этого составит 102 доллара, а баланс этого уменьшиться до 98 долларов. Если он поднимется ещё на один пункт, баланс этого составит 103 доллара, и таким образом, каждый раз, когда курс евро будет подниматься, этот будет зарабатывать дополнительный доллар, в зависимости от количества, с которым ведется это пари и ставки, и также наоборот…

В: Получается, что, когда я получаю евро, или другую валюту, я снимаю её с его баланса, который состоит из долларов…

Шейх: Верно.

Если человек, например, в конце дня купил евро, как они утверждают, хотя на самом деле он выиграл в азартную игру в евро, и в конце дня он хочет получить этот свой евро, он захотел вывести деньги со своего кошелька и говорит: «Дайте мне заработанные мной евро, я собираюсь в европу и мне они нужны». Ему скажут: «Евро нет, а есть доллары, и ты выводишь свои средства через доллары, той валютой, которой ты открыл счёт, ты должен закрыть этим свой счёт и выйти с этой платформы». В таком случае, если человек заработал три доллара в процессе этой азартной игры, он выведет 103 доллара. Если он потеряет три доллара, в случае выигрыша противоположной стороны, то он сможет выйти с 97-ю долларами, изначально зайдя на него со 100 долларами.

В: Какой тогда смысл в предложении, которое я делаю? Какой смысл в моём предложении, если я говорю, например: «Я продаю десять евро», ведь я не предлагаю евро, на самом деле, я предлагаю «то, чего нету».

Шейх: Верно, ты предлагаешь «то, чего нету» …

В: Это то, что вы называете «къимаром» (القمار) [азартной игрой], ставками. Сторона сделки как бы говорит: «Я заключаю пари, что его курс поднимется на десять пунктов», например.

Шейх: Верно.

На самом деле, тот, кто продаёт 10 евро за 15 долларов, этот человек, который продаёт 10 евро, на самом деле, он не продаёт десят евро, поскольку нет у него десяти евро. Он не может получить их на этом рынке, и не может отдать их противоположной стороне, а противоположная сторона не может принять их и взять их, и нет, в своей основе, на этой платформе, что-то, чем можно владеть, кроме валюты, с помощью которой открыт счёт, то есть доллары. И когда одна сторона говорит: «Я продал 10 евро и взял у тебя 15 долларов», этот человек, который говорит: «Я продал тебе 10 евро», на самом деле, он как будто говорит: «Я заключаю с тобой пари, что курс евро упадёт по отношению к доллару». А другая сторона говорит: «Я купил у тебя евро и продал тебе доллары», он как будто говорит: «Я играю с тобой на то, что курс евро поднимется, и каждый раз, когда он поднимется на один пункт, я получу от тебя столько-то и столько-то, и заключаю с тобой пари на то, что курс доллара опустится».

В: Если сказать проще: у вас 100 долларов и у меня 100 долларов, и я говорю вам: «давайте заключим пари на определённый расклад, если я выиграю пари, я возьму у вас 10 долларов, а если выиграете вы, то возьмёте у меня 10 долларов». Такова его суть, но мы не сидим и не заключаем сделки купли продажи и у нас нет этих валют, вы это хотите сказать?

Шейх: Истинная суть этого му’амала, когда на этой платформе есть две стороны, которые взаимодействуют друг с другом, этот продаёт 10 евро за 15 долларов, а этот продаёт 15 долларов за 10 евро, вот здесь желание их обоих сошлись, но сошлись ли они в том, что они владеют этими евро, которые они могут отдавать и принимать или они сошлись лишь на «къимаре» (القمار) и пари. Этот заключает пари на повышение цены, а этот на понижение цены. Вы привели пример со ста долларами, в котором стороны заключают пари на повышение или понижение курса евро, и один говорит: «если курс евро поднимется, я дам тебе 10 долларов, а если понизится, то ты дашь мне 10 долларов», но этот заработок не ограничен десятью долларами, нет. Каждый раз, как поднимается курс, ты зарабатываешь больше, и каждый раз как цена снижается, твой убыток становится больше…

В: Согласно рыночной цене…?

Шейх: Согласно рыночной цене.

Эти две стороны, которые заключили пари, они сидят и наблюдают за ценами на рынке. Но это также зависит и от суммы сделки. Иногда сумма сделки может быть 100 долларов, иногда сумма сделки может быть 1000 долларов, а иногда 10 тысяч долларов. Чем больше сумма сделки, то несомненно, прибыль и ущерб увеличатся. И если курс евро поднимется на один пункт, соответственно прибыль того, кто заключил пари на поднятие курса евро, увеличится. И противоположно этому увеличится убыток заключившего пари на повышение курса доллара. И таким образом, это два совпавших желания…

В: Тогда получается, что этот образ торговли валютой, то, что называется “Форекс”, на самом деле это азартная игра, пари, между сторонами, участвующими на этой платформе, на то, что, если кто-то из них выиграет, он заработает, а другой потеряет.

Уважаемый доктор, давайте тогда прервёмся на паузу, и после этого обсудим вопросы законности в Шариате этой истинной картины, то есть законность того, чем на самом деле является эта торговля.

Дорогие зрители, сейчас мы прервёмся на короткую паузу, а затем обсудим вопросы законности в Шариате электронной платформы “Форекс”. 


Хукм торговли валютой

Электронные платформы для торговли валютами, "Forex"

Золото и серебро в древности были ценами товаров в операциях купли-продажи и в них может произойти риба. Если человек продаёт золотую валюту за золотую валюту, и серебряную за такую же, то запрещено увеличение и необходимо взять эту валюту сразу же.

Электронные платформы для торговли валютами, "Forex"

Затем люди стали пользоваться бумажной валютой, поэтому в ней может произойти риба также, как это может произойти с золотом и серебром. И каждая валюта считается отдельным видом. Поэтому, если мы меняем какую-то валюту с такой же, как например если мы обмениваем банкноту в 100 риялов на две банкноты по 50 риялов, то необходимо чтобы обе стороны взяли эти банкноты сразу же и запрещена добавка. Если человек обменивая или разменивая банкноту в 100 риялов, например, взял 80 риялов и оставил 20 риялов на какое-то время, то он впал в риба.

Если человек продал одну валюту за другую, как например риялы за доллары, то обе валюты должны быть взяты сразу же, и запрещено откладывать это. Поэтому нельзя торговать валютами в долг или в рассрочку, однако, нет условий, что их цена должна быть одинаковой, поэтому дозволено увеличение цены.

Разрешено продавать старую банкноту, которая вышла из пользования за цену, которая больше её самой, поскольку она уже не считается денежным средством, а является одним из товаров.

Электронные платформы для торговли валютами, "Forex"

Разрешено конвертировать одну национальную валюту, такую как риял, чтобы осуществить её получение в другой стране, в национальной валюте другой страны, такой как доллар, с условием немедленного получения. Это происходит получением денежных средств, или чека или документ перевода.

Изучение ахкамов обмена денежных средств, защищает мусульманина, по воле Аллаха, от впадение в великий грех риба. Всевышний сказал:

يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ ٦٧٢

«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных грешников.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 276].


В: Приветствую вас вновь, дорогие зрители и прежде, чем мы возобновим наше обсуждение я хочу напомнить вам о возможности принять участие в нашей программе и задать свои вопросы доктору Мансуру по номерам, которые вы видите на экране.

Доктор Мансур, мы говорили о том, чем на самом деле являются эти электронные платформы и денежные валюты, которые торгуются на них, и что такая платформа, на самом деле, это что-то вроде азартной игры между участниками этой платформы. Если таковым является описание этих валют, тогда с какими Шариатскими сложностями сталкивается это описание?

Шейх: Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Данное описание, основанное на том, что на этой электронной платформе не может осуществляться наличие, не говоря уже о владении или получении или чего-то ещё, на этих платформах нет этих валют, которые там торгуются или этих товаров, которыми торгуют его участники. Это лишь пари заключаемые на повышение или снижение цен. Это считается одним из видов «къимара» [азартных игр], запрещённого в Шариате по иджма’у учёных, который подпадает под запрет «майсира» (الميسر), который запрещён Аллахом, Велик Он и Славен, в Своей книге, в Его словах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ٠٩ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ١٩

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»
[Сура «Аль-Маида», аяты 90-91].

Также, как это подпадает под поедание имущества без права, которое запрещено Аллахом, Велик Он и Славен:

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ

«Не поедайте между собой имущества [ваших братьев] незаконно…»
[Сура «Аль-Бакара», аят 188].

Потому что человек на этих платформах играет в азартную игру со второй стороной, на повышение или снижение цены, без реального обмена, без реального перехода во владение того, чем он [якобы] владеет, продаёт или покупает на этой платформе.

На самом деле это всего лишь азартная игра, зависящая от прогноза. И на этот хукм не влияет то, что стороны сделки ушли от термина «азартная игра, пари, майсир (الميسر)» и стали использовать слова «купля» и «продажа». Это исходит из одного Шариатского правила, которое гласит:

«Вещи рассматриваются, смотря на их истинную суть, а не названия».

Поэтому, то, что они стали называть это купле-продажей, или то, что эта платформа называет эти действия купле-продажей, никак не влияет на это и не делает этот вид му’амала дозволенным.  Потому что эта купля-продажа — это слова, скрывающие под собой «къимар» [азартную игру]. Потому что торговля — это обмен имущества на имущество. А здесь, это обмен цифровыми значениями, у которых нет истинной ценности.

И тут возникает вопрос: «Какая разница между этими цифровыми значениями, которые торгуются на этой платформе и цифровыми значениями, которые бывают у банков и находятся на определённом банковском счёте?».

В: То есть цифровое значение суммы, которая поступает на счёт?

Шейх: Да.

Предположим, что человек открыт в одном из банков счёт и пополнил его, и на его счёте появляются цифровые значения…

В: Прошу прощения доктор Мансур, прежде чем поговорить о разнице между этими видами, давайте, ответим на звонок, у нас на линии Мухаммад из Саудии. Прошу вас, брат Мухаммад, вы слышите нас?

Мухаммад: Ало, ассаламу алайкум!

В: Ва алайкум ассалам ва рахматуллах, приветствую вас шейх Мухаммад.

Мухаммад: Да будет благим ваш вечер.

В: Да заполнится нуром и ваш вечер, брат Мухаммад, доктор Мансур слушает вас, прошу задавайте вопрос.

Мухаммад: Добрый вечер, доктор Мансур, как у вас дела?

Шейх: Альхамдулиллах, да сохранит вас Аллах.

Мухаммад: Баракаллаху фика, я хотел задать вопрос: «Какая разница между акциями и этими электронными платформами».

В: Прекрасно, прекрасно, ваш вопрос понятен, шейх Мухаммад.

Можно ответить на этот вопрос сразу или отложить его…

Шейх: Вопрос нашего брата Мухаммада — это на самом деле очень важный вопрос: какая разница между акциями и этими электронными платформами?

Акции, на самом деле…, когда человек покупает акции какой-нибудь компании, то он считается владельцем какой-то общественной части в этой компании. И владение этой общественной частью в этой компании наделяет его правом получать прибыль, правом обладать какой-то частью этой компании, он терпит убыток, когда компания терпит убыток, он может получить прибыль, он имеет право голоса на общем собрании компании, право участвовать в выборах члена совета директоров, право спрашивать с членов совета директоров. Это открытая компания, и, если человек покупает акции компании, он получает право голоса, право получать прибыль, ущерб и так далее.

В: То есть владение этими акциями наделяет их владельцев некоторыми правами?

Шейх: В этом случае существует владение чем-либо, то есть человек чем-то владеет.

В: А плодами этого владения являются: право голоса, право продажи…

Шейх: Верно, это права, вытекающие из владения ими. Однако он владеет чем-то, он владеет имуществом.

Имущество — это то, чем можно получить какую-то пользу.

Он владеет имуществом, от которого он может получить пользу, поэтому эти компании — это большие и ценные компании, да, есть небольшие компании и средние компании, у этих акций есть такие проблемы как завышенная цена или слишком низкая цена, но в любом случае ты покупаешь что-то. Среди вещей, которые торгуются на этих электронных платформах “Форекс”, иногда на этих платформах торгуются контракты на акции компаний, но на самом деле, эти две стороны сделки, играют в азартную игру на поднятие цены этих акций или на снижение их цены, без наличия ни у кого из них этих акций. На этих электронных платформах “Форекс” иногда среди представленных на них сделках есть фондовые индексы, иногда мировые индексы, мировых рынков, иногда индексы металлов и других вещей…

В: То есть торговля на них не ограничена валютой?

Шейх: Иногда на них торгуются только валюты, а в иных случаях ещё и другие вещи.

Какая разница в том, чтобы покупать акции на этих электронных платформах “Форекс” и в том, чтобы покупать акции на регулируемом рынке какой-то страны для торговли акциями компаний?

Здесь ты становишься владельцем акций и следовательно получаешь право голоса, право выбора членов совета директоров, право получить прибыль, право получить акции, а первый случай — это лишь азартная игра на повышение и понижение курса, и если бы ты действительно владел этими акциями, то ты мог бы посетить собрание акционеров, пользуясь правом владельца акций, но здесь тебе скажут: «Ты не владеешь акциями, потому что акций, которые выпустила компания, один миллион, и их владельцы такой-то, такой-то и такой-то, а эти акции, которые, по твоему утверждению, ты купил, это на самом деле азартная игра с кем-то из людей, и эта азартная игра лишь называется купле-продажей».

И возвращаемся к вопросу брата Мухаммада: в чём разница между этим и этим? На самом деле, когда ты покупаешь что-то, становишься её собственником.

Предположим, что я купил у вас евро, вы передали в мои руки 100 евро — это торговля, узаконенная и дозволенная, поскольку соблюдены её Шариатские правила. Но когда я говорю вам: «продай мне, или сыграй со мной в азартную игру, или заключи со мной пари на 200 евро, если цена поднимется, то тебе столько-то, а если снизится, то мне столько-то», без существования реального получения этих акций или компаний, или евро, или чего-то ещё, то это значит, что это лишь «мукъамара» (المقامرة), «мурахана» (المراهنة), «мугалаба» (المغالبة) [то есть азартная игра], а не что-то, что является купле-продажей. Следовательно, их разделяет существование торгуемой вещи, возможность взять и получить торгуемую вещь. Таковым в Шариате должна быть торговля.

В: Получается, правильный вид торговли долларов за евро или за йену возможен, если соблюдать её Шариатские правила?

Шейх: Верно.

Дозволенный вид купли-продажи валюты осуществляется путём покупки и получения той или иной валюты прямо в руки, как это происходит в обменных пунктах: человек отдаёт 100 долларов и получает 75 евро, к примеру. В этом случае они получают валюту в руки. Либо он покупает их у банка, у которого они есть и соответственно, он требует от банка открыть ему счёт в евро.

Что это даёт, в чём разница, если банк откроет тебе счёт и между этими электронными платформами?

Разница в том, что если ты в конце дня захочешь получить евро, то ты сможешь получить их и взять их, а на электронных платформах “Форекс” тебе скажут: «Нет никаких евро, ты должен снять средства со своего счёта в долларах, поскольку цель этой платформы не предоставление вам евро для вашего путешествия или для вашей поездки, или для других вещей. Цель этого лишь азартная игра на курсах валют, и поэтому нельзя получить…».

В: Хотя на моём кошёльке есть 100 евро?

Шейх: Нет, у вас есть лишь цифровое значение.

Например 100, напротив которого написано, что это якобы представляет собой 100 евро, цена которой поднимается и опускается, но если ты потребуешь: «Дайте мне эти евро, которыми я владею», они скажут: «Нет никахи евро, ты «зашёл» долларами и если ты сейчас получил какую-то прибыль, то ты сможешь получить сумму превышающую твои 100 долларов, с которыми ты «зашёл», в зависимости от того, сколько ты выиграл, а если цена снизилась, то твои 100 долларов уменьшатся, а возможно ты потеряешь и всё, в зависимости от результата игры». Следовательно, нет возможности получить или отдать эти валюты. Это важный аспект в узаконенной Шариатской торговле, это должна быть истинная торговля, от которой можно получить реальную пользу, в процессе которой можно получить товар или деньги в руки, цель которой получение реальной пользы. А эти азартные игры и споры на деньги, они считаются за пределами реальных товаров.

У истинной торговли золотом есть рынок. Ты отдаёшь тысячи и за это ты берёшь килограмм золота, например из рудника или от продавца, или от кого-то другого. Это золото становится твоей собственностью, таким образом есть реальный рынок золота, а есть воображаемый рынок для игры на ценах золота; есть реальный рынок для получения и предоставления валюты, будь то через банки, будь то через компании перевода денег, будь то через обменные пункты, а есть воображаемый рынок для игры на ценах валют без их реального получения; есть реальный рынок где можно получить акции или предоставить их другому, вследствие чего человек получает все привилегии собственника этих акций, а есть воображаемый рынок, цель которой — азартная игра на повышение или снижение цен акций; есть реальный рынок металлов, таких как железо, медь, или основных продуктов, такие как соль, рис и другие, а есть воображаемый рынок для игры на повышении или снижении цен этих вещей, без обмена этими вещами. Поэтому одной из важнейших основ этих электронных платформ является то, чтобы ты не требовал валюты, которые ты купил, ни товары, которые ты купил, ты можешь вывести с этих платформ лишь доллары, с которыми ты открыл эту платформу. Ты начал трейдинг долларами? Так выводи доллары!

В: Прошу прощения, доктор Мансур. Что если человек спросит: «Что такое «къимар» [азартная игра]? Каковы границы «къимара», которые запрещены в Шариате?».

Шейх: Къимар — это один из видов «майсира»

В: Сейчас люди заменяют это слово словом «мурахана» (المراهنة), то есть спор на деньги. Я спорю с тобой на то, я спорю с тобой на это, давай заключим пари и так далее…

Шейх: Верно.

Мурахана (المراهنة) или мукъамара (المقامرة), майсир [азартная игра], которая запрещена Аллахом, Велик Он и Славен, — это спор между двумя сторонами. Имамы давали ему определения.

Имам Малик, к примеру сказал, что это мухатара [то, что содержит риск]. Он определил это как «рискованное предприятие между двумя и более сторонами», спор между ними.

Вот, к примеру ты споришь что завтра такая-то цена поднимется, такая-то цена снизится… В некоторых европейских странах существует му’амала торговли индекса тепла…

В: Что это значит?

Шейх: Например, сегодня температура 40 градусов тепла, два человека заключают спор. Один из них говорит: «Завтра температура поднимется до 41 градусов», вторая сторона говорит: «Нет, температура опустится и станет 39», и на что они спорят? На 1000 долларов или на 40 000 долларов. И эти два человека, которые спорят на повышение или понижение температуры не используют термин «азартная игра», они используют термин «купля-продажа» так, один говорит: «Я купил у тебя одну единицу индекса и если индекс поднимется до сорока одного, то я получу от тебя прибыль». Это одна единица, цена которой сорок тысяч стала единицей, цена которой сорок одна тысяча, поэтому. Если я выиграл сорок одну тысячу, получается я выиграл одну тысячу, а ты потерял тысячу.

В: Если позволите доктор, у нас звонок из Алжира. На связи сестра Кульсум.

Сестра Кульсум, приветствую вас.

Кульсум: Ассаламу алайкум.

В: Ва алайкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатуху. Прошу вас, сестра, шейх слушает вас.

Кульсум: Моя тётя (сестра моей матери умерла). Она оставила аману и просила не отдавать его её брату.

В: Она оставила оставила аману а вас?

Кульсум: Баракаллаху фикум…(неразборчиво)

В: Эта амана — это имущество или что-то другое?

Шейх: Кем вам приходится эта женщина, которая умерла?

Кульсум: Что?

Шейх: Кем вам приходится эта женщина, которая умерла, амана которой находится у вас?

Кульсум: Это моя тётя: сестра моей матери.

Шейх: Понятно.

Кульсум: И она просила не отдавать его своему брату.

Шейх: И она оставила её вам?

Кульсум: Да.

Шейх: У неё есть другие наследники, кроме её брата?

Кульсум: Её брат и сестра находятся в других странах, а она жила в Алжире… (неразборчиво).

В: Понятно, понятно, сестра Кульсум.

Брат Мухаммад из Ливии? Прошу вас, брат Мухаммад.

Мухаммад: Ассаламу алайкум.

В: Ва алайкум ассалам, приветствую вас.

Мухаммад: Шейх, у меня вопрос относительно приобретения автомобиля через банк. Это выглядит следующим образом. Банк взаимодействует со многими автосалонами, вы идёте в один из автосалонов и узнаете цену автомобиля, затем возвращаетесь в банк и отдаёте им документы с ценой автомобиля, через несколько дней банк даёт мне чек на цену автомобиля, затем я иду в автосалон, отдаю им чек, и они отдают мне авто. Каков хукм этих действий, шейх?

В: Понятно, понятно, брат Мухаммад.

Сестра Кульсум спрашивала об амана, которую её тётя оставила у неё.

Шейх: Да.

Мы скажем сестре Кульсум следующее: Ваша тётя, которая умерла и оставила у вас аману, сказав: «Не отдавайте это моему брату», на самом деле, это имущество находится в собственности вашей умершей тёти, а когда она умирает, оно становится правом наследников. Если это имущество, если она отдала это имущества вам и приказала вам не отдавать это имущество своему брату после её смерти, если она выбрала вас и если размер этого имущество менее ⅓ всего её имущества, которое осталось после её смерти, то оно остаётся вам. То есть это завещание означает, что это имущество достанется вам после её смерти. Если это имущество — это всё её имущество или если оно больше ⅓, в этом случае вы обязаны не брать из этого больше ⅓ наследства, а остальное вернуть её наследникам: если у неё есть брат или сестра, или сын, или дочь, или муж, или другие родственники, то вы должны вернуть это имущество им. Следовательно, мы говорим: Если это завещание, которое она оставила у вас, сказав: «Оставь его у себя и возьми её себе, и не отдавай это моему брату после моей смерти», в этом случае мы говорим: если это завещание больше ⅓ её имущества, то вам следует вернуть то, что больше ⅓ наследникам, если же его меньше ⅓, например, предположим, что это амана составляет 100 долларов и после неё осталось наследство в эквиваленте 300 долларов, то мы говорим: оставьте эту аману себе, поскольку это обретает хукм имущества, которое она завещала вам после своей смерти, и это завещание вступает в силу, но если эта амана составляет 100 долларов и всё её имущество составляет лишь 100 или 200 долларов, то мы скажем, возьмите из этого ⅓, а остальное верните наследникам, если они пожелают оставить это вам, то оно останется вам, если же они не пожелают это, то это имущество является их правом, поскольку человек не может отдать больше ⅓ имущества кому-то после своей смерти.

В: Да воздаст вам Аллах благом.

Брат Мухаммад из Ливии задавал вопрос про покупку автомобиля.

Шейх: Что касается финансирования покупки автомобилей, которое происходит через банки, этот процесс бывает двух видов:

  • либо это происходит посредством денежного долга, которые выплачивается с процентами, рибавскими процентами, и это запрещено в Шариате. Если на твоё имя оформляется денежный долг, когда вы договариваетесь с банком, что банк даёт тебе денежный долг, который ты будешь выплачивать с процентами, то это запрещено в Шариате;
  • если это происходит в форме перепродажи или происходит в форме долгосрочной аренды, которая заканчивается переходом в собственность, при которых банк становится собственником этого автомобиля и затем продаёт её тебе, то это дозволенная сделка. Или если банк сдаёт вам её в аренду с последующим переходом в вашу собственность, то верным мнением является то, что эта форма дозволена.

Какова разница между двумя этими формами?

Разница между ними в том, кто продаёт вам этот автомобиль. Если автомобиль продаёт вам банк и выдаёт вам документы лишь для получения этого автомобиля в автосалоне, то это дозволено ин ша Аллах. Если автомобиль продаёт вам этот автосалон, а банк лишь финансирует это, то это считается финансированием, которое подпадает под долг, выплачиваемый с процентами, который запрещён в Шариате. Поэтому ты должен вернуться в этот банк и узнать, становится ли он собственником этого автомобиля, после чего продают его тебе, в этом случае это является дозволенной сделкой, или они лишь финансируют эту покупку.

В: Да воздаст вам Аллах благом.

Уважаемый доктор, мы говорили о форме къимара, который запрещён в Шариате. Вы упомянули о том, что это похоже на спор.

Шейх: Да. Это когда один говорит другому: «Ты обыграл меня (ты выиграл у меня спор)» или «Я обыграл тебя (я выиграл спор)». Это спор между двумя сторонами. Спорят, например на 100 долларов или что проигравший платит за ужин или за обед, или спорят на дом, или спорят на автомобиль. И о чём они спорят? Они спорят, что такой-то клуб выиграет или что такой-то клуб проиграет, что цена такой-то валюты поднимется или что цена такой-то валюты опустится, что температура воздуха поднимется или что температура воздуха опустится.

В: То есть, если два человека поспорят, сказав: «Если выиграет эта команда или этот клуб, то ты угощаешь нас ужином», это входит в къимар [в азартные игры]?

Шейх: Да, это входит в къимар.

Если человек скажет, например: «Если выиграет такой-то клуб, то ужин будет за Са’дом, а если этот клуб проиграет, то ужин будет за Са’идом» — это является къимаром, который запрещён Шариатом. Более того, это форма майсира, который был распространён во времена джахилийи. В те времена мукъамара (المقامرة) между членами их общества происходила именно таким образом, хотя они порицали это имущество и отдавали такой заработок на благотворительность…

В: Имущество, заработанное через такой спор?

Шейх: Да, имущество, заработанное на къимаре или майсире.

Самой яркой формой къимара во времена джахилийи был къимар на мясо животного, на мясо верблюда. Что они делали? Они делили мясо животного на 10 частей и между ними происходил къимар, например на семь участников и у каждого была стрела. Стрела одного называлась «фан», стрела второго называлась «тава», стрела третьего называется «ракъиб» и так далее, и если вытаскивается стрела первого, то ему достаётся одна часть, но также он становится должен одну часть, то есть он зарабатывает одну часть мяса этого животного и теряет одну часть, второй получает две части и теряет две части, пока очередь не дойдёт до седьмого — стрела, приносящая самый высокий выигрыш, он зарабатывает семь частей и теряет семь частей. Тот, кто вытащил свою стрелу, тот выигрывает, а остальные терпят убыток. И этот выигравший, что обычно он делал? Он кормил этим мясом людей. Это одна из мудростей того, что запрещенность майсира упомянута вместе с законностью пожертвования имуществом в словах Аллаха, Пречист Он и Возвышен, в суре аль-Бакара:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ۖ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا ۗ وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ ٩١٢

«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, — быть может, вы поразмыслите»
[Сура «Аль-Бакара», аят 219].

Поэтому человек должен жертвовать из чистого и разрешённого имущества, а не из имущества добытого путём къимара и майсира.

В: Доктор, мы ещё вернёмся к разговору о мудрости запрещённости къимара, но сейчас у нас звонок, на связи брат Абдуль-Къадир из Франции. Брат Абдулькъадир, приветствую вас.

Абдулькъадир: Ассаламу алайкум.

В: Ва алайкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатуху. Прошу вас, шейх Абдулькъадир.

Абдулькъадир: Я хочу спросить про имущество… (неразборчиво)

В: Шейх Абдулькъадир… повторите вопрос, пожалуйста.

Абдулькъадир: Да?

В: Вы можете повторить ваш вопрос, ваш вопрос не понятен.

Абдулькъадир: (неразборчиво)

В: Вы спрашиваете про проценты, которые банк платит работнику?

Абдулькъадир: (неразборчиво)

Шейх: Было бы хорошо если бы кто-то в студии записал его вопрос в более точной форме, после чего сообщили бы нам об этом, чтобы мы не отвечали на этот вопрос не имея правильного понимания этого вопроса. Или если сам наш брат Абдулькъадир пришлет нам свой вопрос через твиттер в письменном виде, чтобы мы смогли понять его случай получше, а сейчас мы не можем ответить на его вопрос, поскольку он мне не понятен.

В: Доктор Мансур, мы говорили про Шариатскую мудрость запрещённости къимара.

Шейх: Да. В запрещённости къимара есть множество мудростей.

Одной из самый главных мудростей является то, что это поедание имущества без права, посредством пути, который не узаконил Аллах, Велик Он и Славен. Это одна из причин, что эти действия названы «майсир».

Некоторые сказали, что слово «майсир» использовано из-за того, что этим занимаются те, которые находятся в финансовом комфорте [«зави аль-ясар»]. И это верно, ведь когда у человека появляются лишние средства, он может позволить себе заключить пари на деньги. Также это слово говорит о том, что майсир может легко принести деньги и легко лишить их. И это одна из мудростей запрещённости майсира и къимара. И къимар — это то же самое, это спор на имущество, при котором человек может получить тысячи и миллионы без совершения действий, и может потерять тысячи и миллионы в мгновения, без совершения действий. Это подобно поеданию чужого имущества без права. На самом деле поедание имущества без права это одно из самых великих и важных Шариатских директив…

Когда один из сподвижников купил у другого урожай фиников, и их постигло стихийное бедствие, Пророк ﷺ приказал не брать у него ничего, он сказал:

«Почему один из вас несправедливо присваивает имущество своего брата?».

— Муслим (1554), Абу Дауд (3470), Ан-Насаи (4528), Ибн Маджах (2219).

Человек получает это имущество за реальное цену, за реальные деньги, за реальную пользу, за реальные действия, а получение этого имущество просто из-за спора, пари, азартной игры, так, если он окажется прав, то получит прибыль, а если окажется не прав, то терпит убыток, несомненно, это из того, что запретил Аллах. Это одна из мудростей данного закона.

Из мудростей данного закона также и то, помимо поедания имущества без права, что это препятствует людям поминать Аллаха. Как? Тот, кто начал заниматься этим къимаром предаётся этому и ему сложно выйти из этого. Это то, что мы наблюдаем у многих, кто занимается этими электронными платформами “Форекс”. Сегодня он чуть потерял, затем заработал, потом заработал ещё, затем потерял, затем он захотел возместить свой ущерб, затем он снова чуть заработал, затем желает заработать ещё больше и он не готов выйти из этого. Почему? Потому что его сердце заигралось с этим, и он не готов выйти из этих игр.

В: Доктор Мансур, нам прислали вопрос того брата Абдулькъадира из Франции. Он говорит, что у него есть имущество, которое он поместил в один из банков Франции и за это он получает проценты. Он спрашивает про эти проценты, может ли он кормить ими бедных и неимущих и как он должен распоряжаться ими?

Шейх: Мы скажем так: Если это имущество, которое он положил в банк, от которого он получает проценты, то, в принципе, человеку нельзя размещать своё имущество кроме как в банке, который соответствует Шариату, который не выплачивает подобные проценты, в котором он помогает этому банку в благом и не помогает в грехе. Если не существует подобного исламского банка, который использует эти деньги в соответствии с Шариатом, если есть только рибавские банки, которые выплачивают рибавские проценты, то в этом случае среди учёных есть те, которые утвердили, что вообще нельзя брать эти проценты, а также есть те, которые утвердили, что эти проценты берутся и тратятся на благие цели, не в качестве милостыни, а в качестве очищения от этого запретного имущества, поскольку Аллах, Пречист Он и Возвышен, чистый и принимает только чистое. Поэтому это имущество не считается милостыней, которые даётся из чистого имущества, а считается имуществом, от которого человек избавляется, как от запретного имущества. Несомненно, наиболее безопасным для человека, наиболее чистым для его религии, для его чести, наиболее далёким от сомнений и наиболее отдаляющим его от наущений будет то, что он постарается не брать эти проценты, поскольку, если он несколько раз возьмёт их, то, возможно, ему будет трудно избавится от них и он захочет использовать их для себя.

В: Доктор Мансур, у нас есть ещё много тем, которые мы бы хотели обсудить, но наше время заканчивается.

Дорогие зрители, в конце нам остаётся лишь поблагодарить уважаемого доктора Мансура ибн Абдуррахмана аль-Гамиди, также мы благодарим вас за просмотр. Мы встретимся в следующих выпусках.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Новое на сайте