Бумажные банкноты. Часть 2

Бумажные банкноты. Часть 2

Благочестивая торговля

Тема: «Бумажные банкноты». Продолжение

Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Мир вам дорогие зрители, милость и благословение Аллаха! И добро пожаловать на новый выпуск программы «Благочестивая сделка», которая проливает свет на положения Шариата в современных имущественных взаимоотношениях и обсуждает их существующие формы, дабы мы могли отличить дозволенное от запретного в этих взаимоотношениях.

Сегодня мы продолжим то, что начали в прошлом выпуске, а именно разъяснение Шариатских положений бумажных валют и это важная тема, в которой нуждается каждый мусульманин и по ней часто задаются вопросы.

Сначала мы поприветствуем постоянного гостя программы, уважаемого Шейха, доктора наук Мансура ибн Абд ар-Рахмана аль-Гамиди, который является специалистом по фикху. Добро пожаловать, уважаемый доктор!

Шейх: Да приветствует вас Аллах и обрадует!

Ведущий: Дорогие зрители, мы будем рады услышать ваши вопросы и участие по номерам телефонов, которые будут показаны вскоре на экране.

Уважаемый Доктор, на прошлом уроке мы говорили с вами об исторических этапах становления денег, а также о различных эпохах обмена между людьми.

Вы рассказали про бартер, про металлическую валюту и другие виды денег. Пожалуйста, вкратце напомните об этом.

Краткое содержание прошлого урока

Шейх: Хорошо.

С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. О Аллах, научи нас тому, что принесёт пользу и принеси пользу тем, чему ты уже научил и добавь нам знаний, о Господь миров.

А после:

Мы упомянули, что деньги отличаются от других товаров и услуг тем, что они являются посредником в обмене и человек продает что-либо за эти деньги и покупает что-либо за эти деньги. Они являются посредником при обмене, а также мерой стоимости, с помощью которой оцениваются вещи, они также являются средством накопления состояния и остаются с человеком, и он хранит в них свои сбережения. Это вкратце функции денег.

Предметы исполняющие эти функции прошли несколько этапов и были разных видов на протяжении истории человечества.

Мы говорили, что люди избирали множество разных вещей, которые исполняли эти функции. Они могли использовать некоторые виды шкур или некоторые виды пшеницы, ячменя. Они также использовали рис, который отличался долгими сроками хранения. Почему? Потому что валюта не может храниться всего лишь день или два, а после испортится. Холодильников и других средств хранения не было.

Хорошо, мы упомянули, что люди условились на использовании золота и серебра в качестве денег и тогда начался оборот золота и серебра в качестве валюты, однако эти два металла отличались некоторыми особенностями от других товаров и услуг, которые мы в кавычках называем деньгами, что сделало стабильным использование этих двух металлов в качестве денег. Поэтому использование золота и серебра в качестве денег стало массовым и эти две валюты вытеснили все остальные: шкуры, рис, пшеницу, ячмень. Почему?

Во-первых: они являются драгоценными металлами, которые стремятся заполучить люди. Желание людей заполучить эти металлы сделало их принятие массовым. К важнейшим критериям денег относится их всеобщее принятие. Поэтому все люди сегодня принимают золото и серебро. Во всех магазинах это есть и на всём протяжении истории.

Второе свойство: возможность сохраняться долгое время в целости. Эти два металла не портятся, не испаряются и не исчезают. Они могут храниться в целости долгое время. Они отличаются от железа тем, что железо подвержено коррозии, а золото не ржавеет. Эти отличительные особенности, которые связаны с возможностью долгого хранения.

В-третьих: возможность придания этим металлам разнообразных форм. Можно из золота сделать небольшой слиток, можно большой и так далее.

Четвертое: редкость, однако эта редкость умеренна. Золото не настолько редко, как например платина, которая слишком дефицитна для её использования в качестве денег. Золото также не слишком распространено, что лишило бы его функций денег, рис например распространен и он в избытке. Золото распространено, но с умеренной редкостью. Золото и серебро умеренно редки, что позволяет их использовать в качестве денег.

По причине этих особенностей люди на протяжении целых исторических эпох использовали золото в качестве денег. Люди условились на том, что золотым будет динар, а серебряным дирхем и стали использовать их. Их эксплуатация в качестве денег прошло несколько этапов. Среди них есть период, когда в динаре присутствовало исключительно чистое золото. Среди них есть период, когда динар чеканился и сплавлялся с серебром, также возможно к золоту добавлялись серебро и медь.

Люди также условились использовать помимо золота и серебра вспомогательные валюты, которые бы позволяли покупать различные мелочи. К этим валютам относятся медные или железные монеты. Люди называли их «фильсами». На эти вспомогательные валюты покупались различные мелочи, которые не стоили ни золотого динара, ни серебряного дирхема.

Здесь важно упомянуть, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан в те времена, когда валюта из золота и серебра уже стабильно использовалась.

Поэтому динар и дирхем, которые использовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были изготовлены из золота и серебра. Они были той валютой, которую использовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует. Мы находим множество хадисов, упоминающих динар или дирхем, упоминающих золото или серебро, как это приходит в разделах посвящённых ростовщичеству или закяту, расходам и других разделах человеческой истории. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил в те времена.

После этих эпох, в прошлом и позапрошлом веке настала новая эпоха — эпоха использования кредитных денег.

Что такое кредитные деньги?

Нам важно пояснить их значение, потому что они представляют собой ту эпоху, в которой мы живем сегодня. Мы можем сказать, что деньги, существовавшие перед этой эпохой и которые были золотом, серебром, медью, рисом, пшеницей могут называться товарными. Это значит, что золото и серебро имеют ценность сами по себе.

Если я дам тебе динар или дирхем из золота и серебра ты можешь использовать их как динар или дирхем, но ты также можешь пойти к мастеру и использовать их в качестве украшений. Мастер переплавит золото и превратит в украшение. Почему? Потому что оба эти металла принимаются людьми. Если же деньги представлены пшеницей или ячменем, то ты можешь использовать их как валюту, но ты также можешь пойти домой и приготовить из них еду и поесть. Таким образом у этих денег есть иные полезные свойства, а не только их способность быть деньгами.

Кредитные деньги…

Ведущий: Шейх, по поводу динара и дирхема. Если они будут использоваться в первоначальной форме, но в качестве украшений выводит ли их это из разряда денег?

Шейх: Если динар или дирхем были отчеканены, то в них остается свойство денег, если же из них были выплавлены украшения…

Ведущий: К ним присоединяют петлю и они подвешиваются.

Шейх: Судя по всему они остаются деньгами.

Ведущий: Даже если используются в качестве украшений?

Шейх: Даже если используются в качестве украшений, так как у них форма денег и оттиск как у денег и они могут быть использованы в качестве денег в любой момент.

Мы говорим, что сегодня использование золота и серебра в качестве денег менее распространено и уже почти не встречается среди людей, однако они не были лишены свойств денег полностью, как это мы упомянули в прошлом выпуске, потому что золото и серебро используются в качестве банковских резервов и гаранта при кризисах.

Что же такое кредитные деньги?

Это деньги, которые являются предметом согласия и не имеют никаких функций сами по себе.

Нельзя получить ничего полезного от листка бумаги или электронного счета помимо их функции денег. То есть кредитные деньги не подобны золоту и серебру. Золото и серебро используются в качестве украшений, в качестве протезов, но вместе с этим они используются в качестве денег.

Эпоха кредитных денег, как мы уже сказали — началась в позапрошлом веке и люди согласились использовать эти деньги, которые не имеют никаких других функций, кроме денег. Впервые это было реализовано в бумажных банкнотах. Бумажная банкнота. Когда я продаю этот стакан, к примеру за 5 долларов, то эта банкнота, на которой написано 5 долларов с точки зрения ценности ничего не стоит. Откуда же она приобрела свою силу, которая позволяет мне купить с помощью неё этот стакан или эту книгу? Откуда сотни долларов приобрели силу, с помощью которой я могу приобрести машину, дом и т.д? Откуда они её взяли? Они приобрели её с согласия людей, но у них нет никакой другой функции помимо их использования в качестве денег. То есть человек не может их использовать в качестве еды или питья. Он может лишь купить на них еду и питье, и купить на них что-либо другое. Хорошо.

Людям сложно отказаться от своего золота, серебра, домов и коней в обмен на бумажку…

Ведущий: Верно!

Шейх: Человек скажет тебе: «Чего же стоит эта бумажка? Она ничего не стоит, так как же я могу отказаться от этого золота и серебра в обмен на бумажку?!» Поэтому эти деньги перед тем, как стать полноценными деньгами должны были пройти этап, когда они играли роль расписок.

Что значит расписки?

Это значит, что этот листок бумаги считался эквивалентом того золота, который на нём записан.

Например, эта бумага эквивалентна такому-то количеству золота. Эта бумага равна 100 граммам золота, а эта 500 граммам или 10 граммам серебра, или 100 граммам.

На этой бумаге было написано 10 граммов серебра.

Ведущий: Она была распиской для его получения?

Шейх: Да, она была распиской для него. Распиской от кого?

Ведущий: От того учреждения, которое её издало.

Шейх: От того правительства, которое её издало.

Как будто бы это правительство говорит: «Вместо того, чтобы приносить золото или серебро возьми эту бумагу, и она будет заменять золото и серебро. И когда ты захочешь золота и серебра, то ты можешь постучаться в дверь Центрального Банка, который выпустил эту бумагу и потребоваать своё золото и серебро, и тебе сразу же его выдадут».

Люди начали склоняться к этим бумагам.

Ведущий: И доверять им.

Шейх: И доверять им.

Я думаю, что в самом начале их оборота, хоть я и не жил в то время, но представляю, что люди поначалу каждый день стучались в дверь Центрального Банка со словами: «Мы хотим убедиться, поэтому выдайте нам золото», — и им выдавали золото. Через год они уже не стучали в дверь каждый день, они приходили уже раз в неделю. Через два года они стучались в двери уже каждый месяц.

Торговцы вместо того, чтобы говорить: «Обменяй эту бумагу на золото и принеси мне его». Стали говорить: «Нет нужды в этом обмене, дай мне свою бумагу и я потом сам обменяю», — и когда он хотел обменять её, оптовый продавец уже говорил ему: «Нет нужды в её обмене на золото, ты дай мне эту бумагу, а я буду использовать её».

Торговцы стали принимать эту бумагу и люди стали принимать эту бумагу. Мало-помалу эта бумага стала терять своё предназначение как расписка, которое она несла в себе все эти годы. Через 5-10 лет, мы не знаем сколько точно, уже никто не стучался в дверь Центрального Банка и не говорил: «Выдайте мне золото эквивалентное этим долларам, фунтам или риялам». Какая бы ни была валюта, никто не стучался и не просил выдать золото и серебро. Почему? Потому что эти бумаги стали приниматься сами по себе и с этого момента они стали считаться деньгами отдельно от их использования в роли расписок. То есть эти бумаги стали приниматься сами по себе, как посредник в обмене. Это главная мысль, которая связана с бумажными деньгами и показывает, как они заполучили оборот среди людей.

Ведущий: Да облагодетельствует вас Аллах!

Теперь по поводу обмена этих денег.

Люди обменивают эти бумажные валюты. Я, например хочу купить доллар за риял или продать доллары и купить риялы. Приобретают ли эти операции положение обмена золота и серебра?

Шейх: Мы разберем этот вопрос, но разрешите мне ответить на вопрос, который может возникнуть в голове некоторых зрителей, и он спросит:

«Если эта бумага уже не привязана к золоту и серебру то, что заставляет людей принимать её и покупать на них золото и серебро, дом и машину, книгу и ручку. Откуда она берёт свою покупательную способность?»

Мы говорим, что свою покупательную способность она приобретает от взаимного согласия людей использующих её, от принятия её теми, кто её использует.

Я приведу для этого пример. Представьте, что в комнате находятся 20 человек. Один из них врач; второй – инженер; третий – предприниматель; четвертый – студент; пятый – оператор; шестой – рабочий; седьмой – повар и так далее.

У этого торговца есть товар, у того торговца есть машины. У всех из двадцати есть что-то для продажи. Как они могут обменивать свои товары и услуги? Врач хочет продавать свои навыки в обмен на плату. Инженер хочет предоставлять свои услуги. Другой продавец хочет продавать стаканы. Кто-то хочет обменять книги, кто-то хочет продать свою машину. Как им совершать обмен друг с другом, если нет ни золота, ни серебра? Мы сейчас пропускаем этап золота и серебра. Люди достигают согласия и говорят: «Мы будем использовать эту бумагу. На каждой из них мы напишем 10 долларов, фунтов или риялов. Мы напишем на каждой бумаге 10. Если врач решил продать свои услуги и оценивает свой приём за две консультации инженера, то это значит, что он продаёт свои услуги за 2 бумаги, одну из них он отдаёт инженеру для получения консультации». Так эти бумаги становятся средством обмена, как будто бы они оценивают наши товары и услуги, но сами по себе не несут никакой ценности. Почём ты хочешь продать этот стакан? Я хочу продать его за 2 бумаги, то есть за 20. Если ты продал эти стаканы и взял эти 20, то сколько ты готов отдать этому повару за его готовку? Я дам ему 10, 20, 40 или 50. Люди согласились принимать эти бумаги для того, чтобы они выполняли функции денег.

Условия успешного функционирования денег

Каковы условия успешного выполнения данных функции?

Есть несколько условий, но самые главные из них два.

— Чтобы ни у кого не было тетради, с помощью которой он бы выпускал эти бумаги. Эти бумаги должны быть редки, и никто не должен иметь возможность выпускать эти бумаги, кроме как по всеобщему согласию, дабы использование этих бумаг было успешным. Почему? Потому что мы договорились использовать эту бумагу, на которой написано 10 для исполнения функции 10. Если у кого-то будет скрытая от всех тетрадь из таких же листков бумаги, то он испортит всю денежную систему, которую мы приняли. Почему? Потому что он сможет издавать деньги, скупит все наши товары и услуги, и вся система рухнет.

Таким образом главное условие этого соглашения — это чтобы никто не мог издавать эти листки бумаги, кроме как со всеобщего согласия.

Тогда этот выпуск валюты будет успешен, и я смогу продать свои услуги врача за два листка, а ты продашь услуги инженера за 3 листка. Этот человек будет продавать услуги за 10 листков и так далее.

Второе условие — чтобы мы все принимали эти листки. Почему? Потому что я если продаю свои услуги врача за два листка или 10 листков и затем хочу купить услуги инженера, а инженер говорит: «Я не принимаю эти листки». Я — тот врач, который продал свои услуги за 10 листков и буду ощущать подлог. Зачем я принял эти листки, когда ты их не принимаешь?

Таким образом дабы идея бумажных денег сработала и эти ничего не стоящие листки, на которых написано 10 были действительны необходимо два основных условия:

  • Во-первых, чтобы никто из присутствующих их не подделывал.

Потому что если кто-то подделывает и использует поддельные деньги, то он скупит все наши товары и услуги через подделку денег. Таким образом первое условие: дабы эта бумага обладала отличительными знаками, которые будут препятствовать подделке.

  • Второе условие – это чтобы эти деньги принимались остальными участниками.

Если эти два условия соблюдены, тогда ничто не мешает врачу продавать свои услуги за эти листки; хозяину земли свою землю за эти листки; автовладельцу продавать свой автомобиль за эти листки и так далее. Почему? Потому что мы договорились об их принятии.

Предмет этого соглашения и есть кредитные деньги, которые мы сегодня используем.

Ведущий: Уважаемый Шейх с вашего разрешения мы возьмём небольшую паузу.

Дорогие зрители, мы возьмём небольшую паузу затем вернёмся к вам, поэтому оставайтесь с нами.

✻✻✻

Бумажные банкноты. Часть 2

Ислам побуждает к тому, что взращивает любовь между мусульманами и препятствует тому, что селит между ними рознь и ненависть.

К тому, что сеет взаимную ненависть между мусульманами относится препятствование продажам своего брата или покупке своего брата через свою продажу или покупку.

Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует запретил это и сказал:

«Пусть никто из вас не мешает своей сделкой проведению сделки своего брата»[1].

Продажа подобна покупке и не дозволяется препятствовать покупке своего брата предлагая купить самому.

Примером препятствования продажи через продажу является случай, когда Зейд покупает у Амра машину за 10 тысяч и кто-то, обращаясь к Зейду говорит: «Я дам тебе такую же машину за 9 или продам тебе лучше неё за 10, или продам тебе такую же за 10».

В этом случае своей продажей мусульманин мешает продаже (торговле) своего брата.

Примером препятствования покупкам покупкой является следующая ситуация.

Амр продал Зейду товар за 9, приходит другой человек и говорит продавцу: «Ты продал тому-то за 9?».

Продавец отвечает: «Да».

И человек говорит: «Я дам тебе за эту вещь 10 или продай мне за 9».

Препятствовать продаже своей продажей запретно, неважно совершается ли это во время проведения сделки или после её заключения, так как это то, что селит рознь и ненависть между мусульманами.

✻✻✻

Обмен валюты

Ведущий: Приветствуем вас ещё раз, мои дорогие братья, зрители на этой передаче.

Возвращаемся к вам, уважаемый Шейх. Расскажите нам о причине… Или по-другому:

Есть обмен валюты, как обмен риялов на риялы или обмен одной валюты на другую, как например риялов на доллары. Применимы ли к этим видам положения обмена золота и серебра и должны ли в них соблюдаться равнозначность и передача предметов из рук в руки и так далее?

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Когда мы говорим о положениях обмена валют, взять в пример обмен риялов на доллары или фунтов стерлингов, или йен, евро и других валюты, то это значит, что эти валюты, когда продаются одна за другую подчиняются тем Шариатским правилам, которым подчинялся обмен динара и дирхема во времена пророчества.

Если кто-либо скажет: «Хадисы во времена пророчества касались лишь золотого динара и серебряного дирхема, так как же мы применим их к бумажному динару и дирхему?».

Мы говорим, что мы применяем эти хадисы к этим валютам из-за наличия обобщающего их фактора и этим фактором является тот факт, что все эти валюты либо являются мерой стоимости, либо непосредственными деньгами.

Вопрос: Почему для обмена золотого динара и серебряного дирхема были установлены определенные Шариатские положения?

Мы говорим, что эти положения были установлены, так как эти деньги представляли собой меру стоимости во времена пророчества. Если люди поменяли меру стоимости на другую валюту, которую они условились использовать, как например бумажные доллары, фунты, риялы, динары или дирхемы, то это значит, что мы применяем к их обмену те же положения, что применялись к обмену динара и дирхема во времена пророчества.

Что между ними общего?

Все они исполняли функции меры стоимости.

Одно использовалось как мера стоимости и другое используется как мера стоимости. Если что-то во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствовалось, считалось мерой стоимости и допускало вероятность лихвы, то это значит, что лихва может проявиться в любой мере стоимости, которая будет использоваться после времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Это важный вопрос, а именно проведение аналогии.

Аналогия является одним из важных доказательств Шариата, и учёные обращаются к ней в современных новых вопросах и относят предметы к наиболее подобному.

Таким образом те валюты, которые мы сегодня используем, а именно бумажные валюты, несомненно, не существовали во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Но что больше всего на них похоже? — Именно та валюта, которая использовалась во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

К хадисам, приводимым в вопросе обмена золотой и серебряной валюты, динара и дирхема относится то, что пришло в хадисе ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует говорил:

.لا تَبِيعُوا الدِّينارَ بالدِّينارَيْنِ، ولا الدِّرْهَمَ بالدِّرْهَمَيْنِ

«Не продавайте ни динар за два динара, ни дирхем —за два дирхема».

— Муслим (1585).

То, что пришло хадисе Убады ибн Самита и Абу Са’ида аль-Худри, да будет Аллах доволен ими обоими, а также то, что пришло в хадисе Абу Хурайры и хадисе ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Тальхи ибн Убейдуллаха. Есть несколько хадисов. Хадис Зейда ибн Аркама об обмене.

Все эти хадисы прямым текстом запрещают лихву в золоте и серебре, и в некоторых хадисах прямо указывается на запрет лихвы в динаре и дирхеме, как это пришло в хадисе ‘Усмана, да будет доволен им Аллах.

Хадис ‘Усмана — один из тех хадисов, которые указывают на причину запрета риба в золоте и серебре. Прямое упоминание дирхема и динара указывает на то, что роль золота и серебра как меры стоимости учитываются в золоте и серебре. По этой причине и была запрещена лихва в золоте и серебре.

Аргументом, подкрепляющим эту аналогию являетсся тот факт, что когда мы привязываем существование в них лихвы к тому, что они оба являются мерой стоимости, то мы связываем этот запрет с осмысливаемым фактором, мудрость которого очевидна.

Такой подход отличается от наших попыток связать запрет с тем, что эти два металла оцениваются по весу или по объему, ведь это уже будет фактором, мудрость которого не выявлена.

В отличии от ситуациии с мерой стоимости, ведь мера стоимости отличается от других вещей, потому что она задаёт цену любой вещи, а значит не всё подобно ей, ведь эта вещь становится мерилом всего, а всё остальное не является для неё мерилом.

Таким образом мера стоимости обладает некоторыми особенностями, посредством которых заслуживает особое положение, в отличии от обоснования положений золота и серебра тем, что они могут быть украшениями или оцениваются по весу или объему. У всего этого нет тех особенностей, которые бы показали мудрость, связанную с запретом. Поэтому мы видим, что учёные маликиты и шафииты прямым текстом сказали, что фактором появления лихвы в золотом динаре и серебряном дирхеме является их функция меры стоимости. Несмотря на то, что существуют разногласия между маликитами и шафиитами присутствует ли этот фактор лишь в них или же он может присутствовать и в чем-то другом, однако они признают, что фактором является их функция меры стоимости. Внутреннее разногласие всё равно сужает круг поиска, однако почему этот фактор признан? Потому что он является подходящим и обладает подходящими свойствами. Поэтому мы говорим, что аналогия подразумевает, что это новое явление — бумажные деньги -, которые хоть и появились столетие назад, но появились уже после времён пророчества, приравниваются к динару и дирхему.

Положения и условия обмена и передачи денежных средст

Каковы же выводы такой аналогии?

Эта аналогия несёт в себе несколько положений.

Во-первых: Нельзя продавать одну валюту за другую в долг. Оба предмета сделки должны быть переданы во время сделки и не разрешается, например, продавать доллары за фунт стерлингов в долг. Это вопрос обмена валют с отсрочкой. Обмен валют должен производиться сразу же.

Второй вопрос: Если доллар разменивается на доллары или динар на динары, или риялы на риялы, тогда номиналы обеих сторон обмена должен быть одинаковым и нельзя обменивать большее по номиналу на меньшее. Это положения риба ан-насиа, когда запрещается продажа в долг при обмене валюты на валюту: долларов на динар.

Также при обмене банкнот одной и той же валюты не разрешается менять больший номинал на меньший, ведь это будет уже риба аль-фадль, однако Аллах знает лучше.

Это главное, о чём мы хотели сказать. Перейдем к чему-то ещё?

Ведущий: Хорошо, что касается видов обмена на биржах и т.п.

Существуют (валютные) сделки, которые называются спот, но получение купленного как минимум возможно спустя два дня после сделки. Какого положение данной сделки?

Шейх: Важно обозначить одну Шариатскую основу:

При обмене одной валюты на другую предметы обмена должны быть переданы непосредственно во время сделки.

Это Шариатская основа и не разрешается передавать их позже. Из-за расстояния между странами на финансовых рынках появились такие операции, которые называются наличными или кассовыми сделками, а по английский, как вы сказали, называются спот. Спот значит — наличный.

При тонком разборе данного термина с точки зрения Шариата мы видим, что ему не свойственны те свойства наличных сделок, которые приняты у факихов, потому что наличные сделки это те, которые полностью завершаются во время самой сделки. Однако в среде финансовых рынков они проводятся за два рабочих дня, то есть где-то за 48 часов. Если эти два дня разделили выходные, то сделка длится дольше. Хорошо.

Разрешается ли такой вид торгов между странами?

При размышлении над этим вопросом наиболее очевидным становится, а Аллах знает лучше, что основой в таких сделках является запрет, однако они могут быть разрешены при соблюдении определенных условий.

Почему мы взяли за основу запрет? — Потому что передача обмениваемых средств не производится в соответствии с Шариатом.

Почему же мы решили, что такие сделки могут быть разрешены при определенных условиях? — Мы упомянем эти условия.

  • Первое условие: Академия Исламского Фикха заключила, что банковская запись считается передачей средств. Когда два банка записали друг для друга деньги, которые они купили и продали друг другу. Академия Исламского Фикха посчитала, что эта банковская отметка считается передачей средств, даже если фактический перевод средств осуществляется позже в течении двух рабочих дней.
  • Во-вторых: Присутствие необходимости в этом обмене, потому что страны находятся вдали друг от друга. Также официальный рабочий день в стране Среднего Востока отличается от рабочего дня страны Дальнего Востока и отличается от рабочего дня стран Ближнего Востока и не похож рабочий день в Европе, Африке, Америке или Японии. Иногда разница рабочих часов может составлять 6, 10, 12 часов. Это подразумевает некоторое запоздание по причине сообщения между этими странами.
  • Третье: Нужда требует такого обмена, дабы люди могли совершать свои переводы.

Поэтому прощается получение средств в течении двух дней, если сделка между банками была оформлена и есть необходимость в этой операции, по причине разницы стран. Если же эта операция проводится в спекулятивных целях и нет необходимости в ней, то это уже представляет собой проблему, ведь нет в этой операции необходимости, которую вызывает потребность в денежных переводах.

Аллах знает лучше, но если соблюдены эти условия, то операция становится дозволенной. Если есть нужда в этом переводе, который ограничен двумя рабочими днями и есть банковская запись при этой сделке.

Ведущий: То есть, пауза в два рабочих дня между самой сделкой и переводом средств в этом случае может быть связана с техническими, организационными вопросами или формальностями и нам становятся нужны эти два дня, и если эти два дня требуются, то ничего страшного.

Шейх: Всё верно.

Ведущий: Возможно деньги могут быть переведены в тот же день однако от тебя продавец валюты потребует дополнительной оплаты или увеличит цену обмена.

Шейх: Мы должны знать, что запоздание является исключением. Почему это исключение? Это выход за границы основы по причине удаленности стран друг от друга и по упомянутым вами причинам: из-за формальностей, организационных или технических вопросов, или количества рабочих часов в каждой стране.

Люди нуждаются в этом обмене, и эта сделка оформляется во время её заключения до того, как средства будут получены за два рабочих дня. Это банковское оформление влияет на сделку, как и потребность людей в ней.

Кто-то может сказать: «Какого положение обмена с отсрочкой?».

Мы говорим, что такой обмен запрещён и это основа. Послабление в отношении одного или двух рабочих дней здесь допустимо по причине потребности в сделке и невозможности проведения другой. Если же есть возможность провести перевод средств сразу же, не ожидая один или два рабочих дня, то необходимо пользоваться такими переводами. Таким образом исключение не означает, что мы должны сделать исключение правилом. Исключение остается исключением, и мы стремимся избежать этойпотребности и вернуться к основе, которой является незамедлительная передача средств во время сделки.

Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом!

Вы упомянули, что условием таких сделок является отсутствие спекулятивного интереса.

Можете пояснить, что же такое спекуляция? Ведь есть Шариатский термин мудараба, который обозначает дозволенную сделку.

Шейх: Спекуляция валютой — это их купля-продажа с целью получения прибыли.

Ведущий: Это разрешено?

Шейх: Основой в торговле валютой с целью получения прибыли является дозволенность, ничто ей не препятствует, однако если передача средств не осуществляется во время сделки, то это значит, что такая сделка не дозволена, потому что передача средств не произведена.

Является ли эта спекуляция той самой необходимостью, которая позволяет разрешить передавать средства позже?

В этом вопросе есть проблема, в отличии от ситуации с потребностями людей в денежных переводах и других операциях. Почему? Потому что на денежных переводах строится международная торговля. Импорт товаров строится на этом. Поэтому эти денежные переводы могут осуществляться чуть позже и этот временной разрыв при переводе средств прощается при соблюдении тех условий, которые я вам упомянул.

Однако торговля валютой с целью получения прибыли…

Ведущий: Является ли это ставками или как мы это называем?

Шейх: Мы говорим, что если при такой торговле оба обмениваемых средства передаются во время сделки, то такая сделка дозволена, если же средства не передаются во время сделки и передаются с паузой в один или два рабочих дня, то в этом есть проблема, так как в сделке нет той необходимости, которая бы могла её разрешить. А Аллах знает лучше.

Ведущий: Хорошо, а сделки с постоплатой?

Шейх: У нас не должно быть никаких проблем с их запретностью Почему? Потомуу что в них не соблюдены эти условия, а также потому что задержка обуславливается сама по себе, а не потому, что во время него ожидается получение средств.

Мы имеем два вида задержки:

  • Первый вид существует между приёмом и передачей средств из-за удаленности стран. Когда мы с тобой совершаем обмен, то пока деньги дойдут от меня до тебя по причине разницы в рабочих днях и по техническим причинам они могут идти несколько часов или день. Эта задержка является частью процесса, организационная для скорейшего проведения моей операции. Как мы уже сказали такая задержка прощается при соблюдении условий, которые мы упомянули. Хорошо.
  • Когда я говорю: «Давай совершим обмен, при котором получение валют будет через месяц или два месяца, или три». Такая задержка перевода средств, обуславливаемая двумя участниками сделки запрещена Шариатом и относится к запрету на продажу золота в долг, потому что эта задержка передачи средств преследуется обоими участниками сделки, а не является задержкой при скорейшем проведении операции.

Поэтому задержка в час-два, день-два при проведении сделки — это задержка, которая присутствует при исполнении сделки. Если же участники договорились о преднамеренной отсрочке передачи средств, то это запрещено Шариатом, но Аллах знает лучше.

Ведущий: Если позволите, мы примем звонок от брата Ахмада.

Брат Ахмад из Турции, да приветствует тебя Аллах!

— Ахмад: Да приветствует вас Аллах и воздаст благом!

Ведущий: Добро пожаловать, Шейх слышит тебя.

— Ахмад: Да благословит вас Аллах и воздаст благом! Я люблю вас ради Аллаха.

Ведущий: Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил нас.

— Ахмад: Шейх, я работаю столяром в Турции и кредитные карты распространены в Турции и в 95 процентах случаев используются ростовщические кредитные карты. У нас светская страна и мы работаем за наличные, потому что у большинства работников здесь кредитные карты.

Я столяр и делаю спальные и кухонные гарнитуры. Когда мы выполняем работы, когда ко мне приходит клиет и у него нет денег, я беру у него кредитную карту и иду к главному поставщику для того, чтобы взять у него плату. Я даю ему кредитную карту, а он берёт сумму с рассрочкой. Являюсь ли я участником греха или нет?

Ведущий: Кредитная карта твоя или клиента?

— Ахмад: Кредитная карта клиента. Я делаю для него кухню или спальню, и он не может расплатиться наличными, тогда я беру его кредитку и иду к поставщику, у которого я беру материал и даю ему кредитку для того, чтобы он взял сумму с клиента в рассрочку через банк. Участвую ли я в грехе или нет, или мне найти другую работу? Оставить ли мне основную работу или же мне можно продолжать работать?

Ведущий: Шейх ответит тебе по воле Аллаха.

Вопрос ясен?

Шейх: Вопрос понятен.

Ведущий: Брат Ахмад работает столяром и большинство клиентов, которые к нему приходят используют кредитки и у них нет наличных. Он берёт эту карту у клиента и покупает с помощью неё инструменты или то, что ему требуется, а также списывает с неё сумму оплаты своей работы. Разрешается ли совершать это, зная, что это возлагает кредит на клиента, за который он платит проценты.

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Дорогой брат, это касается тебя и других мусульман. Если кто-то продаёт дозволенный товар и покупатель оплачивает его через кредитную карту, то вне зависимости от того, соответствует ли она Шариату, то есть не начисляет проценты, или же это карта с лихвой и начисляет проценты по кредиту, продавец, который продал товар и принимает оплату этой картой не получает греха по воле Аллаха. Почему? Потому что он получает ту плату, на которую у него есть право, как на стоимость товара, который он продал.

Наш дорогой брат столяр из Турции мы говорим: ничто не препятствует продавать тебе спальные или кухонные гарнитуры другим людям и принимать оплату через карты напрямую. То есть ничто с точки зрения Шариата не мешает тебе иметь терминал, принимающий оплату этими картами и брать с твоего клиента сумму за товар, который ты ему продаёшь.

Почему мы вывели такое положение? Потому что ты забираешь сумму денег в обмен на дозволенный товар. Этот клиент получил эти деньги в форме запретного кредита, который имеет условия лихвы. Грех за этот запретный кредит, который имеет условия лихвы получает тот, кто берёт этот кредит и грех не распространяется на тех, кто продаёт ему или торгует с ним. Основой этому заключению служит тот факт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует совершал сделки купли-продажи с иудеями Медины, а они в свою очередь могли работать с лихвой и зарабатывать на ней деньги. Аллах, Пречист Он и Всевышен, сказал в Своем Писании, что они едят лихву.

وَأَخۡذِهِمُ ٱلرِّبَوٰاْ وَقَدۡ نُهُواْ عَنۡهُ

«А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им,»
[Сура «Ан-Ниса», аят 161]

Как это сказано в священном аяте суры «Женщины».

Если человек имеет сделку с тем, кто зарабатывает на лихве, то, судя по всему, эта сделка дозволена и законна. Нет разницы в этом случае между приобретением терминала, который принимает оплату через карты и между тем, чтобы взять эту карту и провести её через терминал оптового поставщика, который даёт тебе доски, например или другие товары. Почему? Потому что оптовый поставщик, который продаёт тебе товар и требует с тебя оплату, как будто бы ты свой долг перед ним перевёл на этого клиента, который будет использовать эту карту, а этот клиент перевёл этот долг на банк, который выпустил эту карту. Таким образом эта операция, а именно принятие в оплату кредитных карт любого вида, судя по всему, а Аллах знает лучше, не является предосудительным.

Некоторые люди и предприниматели могут спросить: «Последствием наличия этого терминала у меня выявляется уплата комиссии за каждую операцию, проводимую через терминал».

Например, к продавцу пришёл клиент и заплатил 100 лир, тогда банк, который предоставил тебе этот терминал, который принимает карты, может брать с тебя, возможно 1%, 2 или 3. Более очевидно, а Аллах знает лучше, что эти комиссионные, которые уплачиваются за наличие этого терминала у тебя, не являются запретными по Шариату. Академия Исламского Фикха отнесла их к комиссионным торгового агента, которые являются дозволенными по Шариату и у них нет связи с лихвой.

Что касается комиссии, которую платит владелец карты банку, который выпустил карту в обмен на предоставление денежных средств, то это уже комиссия лихвы, запрещенная Шариатом.

Таким образом существует разница между комиссией, которую платит владелец карты за кредит банку, и которая является лихвой, так как является надбавкой к долгу и между комиссионными, которые платит владелец терминала банку, который предоставил ему этот терминал, и ничто не препятствует этим комиссионным. Почему? Потому что в этой операции в основе нет долга, и владелец терминала ничего не брал в долг, чтобы эти комиссионные были в обмен на займ. Поэтому та комиссия, которую ты платишь за каждую операцию, проводимую через терминал на деле, не является лихвой или комиссией за риба. Почему? Потому что ты в основе не занимал средства. Это комиссионные торгового агента, потому что этот терминал даёт тебе возможность обслуживать большее количество покупателей и клиентов.

Ведущий: Да облагодетельствует вас Аллах! Давайте примем звонок от нашего брата Махмуда.

Брат Махмуд из Саудии?

— Махмуд: Мир вам!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!

— Махмуд: У меня вопрос, Шейх.

Ведущий: Пожалуйста.

— Махмуд: Шейх, я дал в долг одному человеку сумму в долларах — 3000 долларов, и через время валюта упала в цене. Возвращает ли он мне долг в той валюте, в которой получил от меня?

Ведущий: Ты имеешь в виду, что доллары упали в цене или как?

— Махмуд: Да, они упали в цене по отношению к нашей валюте в Сирии.

Ведущий: Поняли ли вы вопрос, Шейх?

Шейх: Да, всё понятно.

Ведущий: Хорошо, Шейх ответит тебе по воле Аллаха.

Шейх: Наш дорогой брат Махмуд, мы говорим:

Если ты даёшь в долг другому человеку 3000 долларов, то ему обязательно вернуть 3000 долларов. Здесь есть две ситуации:

  • Первая ситуация: это когда доллар несильно подорожал или подешевел, то есть в обычной манере для него и других валют. Здесь мы говорим, что это несильное повышение и понижение цены не влияет, с точки зрения Шариата на обязательное возвращение долга в той же валюте. Человек должен вернуть 3000 долларов, как это требуется от него, даже при незначительном понижении и повышении цены.
  • Вторая ситуация: представим, что человек дал в долг 3000 лир, а лира пережила сильное падение цены, по причине войны, например или экономического краха, или чего бы там ни было. Обязательно ли в этом случае возвращать 3000 лир или же возвращается эквивалент их стоимости в день займа? Возвращаются ли 3000 лир или же обязательно вернуть сумму, эквивалентную их ценности в день займа? То есть человек говорит: «На те 3000 лир, которые я тебе дал в долг» — Год назад можно было купить, например овцу, а сегодня на них не купить даже килограма мяса — «И ты должен вернуть мне деньги, на которые я смогу купить овцу». Что же обязательно в этом случае? Мы говорим, что более очевидным является то, что если валюта потерпела сильную потерю в цене, то обязательно в таком случае скорректировать возвращаемую сумму.

Возвращаемся ли мы к той покупательной способности, которая была при займе или же мы возвращаемся к сумме? То есть говорим ли мы: вместо 3000 лир, которые ты занял ты должен вернуть 10 000 или 20 000 лир? Здесь возникает вопрос.

Более очевидным является то, что мы не говорим, что сумма при возврате будет 3000 и не говорим, что 20 000. Человек возвращает что-то среднее между ними, и коррекция производится в соответствии с покупательной способностью валюты с учётом понижения цены валюты. Это то, что называется обязательным соглашением между заёмщиком и кредитором. Они приходят к соглашению. Если же они не достигают согласия, то обращаются в суд или арбитражную комиссию для разрешения спора. То есть мы не говорим, что он должен вернуть полный эквивалент и не говорим, что он возвращает полную сумму, а основой этого положения является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как это пришло в сборнике Сахих от Джабира, да будет доволен им Аллах, приказал освобождать покупателя от ответственности за случившиеся стихийные бедствия.

Здесь мы видим стихийное бедствие, которое постигло валюту и теперь обязательно рассмотреть коррекцию суммы долга с помощью соглашения между людьми. Аллах знает лучше.

Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом!

В конце, мы благодарим вас, уважаемый Шейх. Мы благодарим также наших братьев-зрителей за их внимание и до встречи в следующем выпуске передачи «Благочестивая сделка». Вверяем вас Аллаху!

Мир вам милость и благословение Аллаха!

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Хадис с таким текстом не найден, но есть версии, которые приводят Муслим (1412, 2564) и аль-Бухари (2139, 2150, 6064), где упоминается следующее: لا يَبِعْ بَعْضُكُمْ علَى بَيْعِ بَعْضٍ - «…не перебивайте торговли друг другу».

Новое на сайте