Бумажные банкноты

Бумажные банкноты

Благочестивая торговля

Тема: «Бумажные банкноты».

Ведущий: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Мир вам, милость и благословение Аллаха, дорогие зрители!

Добро пожаловать на новый выпуск программы «Благочестивая сделка».

От своего и от вашего имени приветствую постоянного гостя программы: уважаемого доктора наук Мансура ибн ‘Абдур-Рахмана аль-Гамиди. Добро пожаловать!

Шейх: Да приветствует вас Аллах!

Пусть Аллах даст вам мир и благословение, а также всем остальным зрителям.

Ведущий: Уважаемые зрители мы будем рады вашему участию и будем рады услышать ваши вопросы по номерам телефонов, которые будут показаны на экране, по воле Аллаха.

Уважаемый доктор, в этом выпуске мы, с дозволения Аллаха, обсудим тему, которую уже долго изучают учёные и исследователи.

Эта тема важна, так как всегда сопровождает людей в их жизни, в дороге или дома, в богатстве или бедности, в здравии и в болезни. Она всегда живет рядом с людьми.

Темой сегодняшнего выпуска является — бумажные банкноты.

Было бы прекрасно, если вы бы рассказали в начале этого выпуска о важности этого предмета, его особенностях, функциях и целях.

Шейх: С именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, Его семье и всем сподвижникам. О Аллах, дай нам понимание религии, научи нас полезному и принеси нам пользу тем, чему Ты уже научил и добавь нам знаний, о Господь Миров.

А после:

Тема бумажных банкнот связана с деньгами. Деньги, с давних времён и на сегодняшний день являлись объектом стремлений людей, как сказал Аллах, Пречист Он и Всевышен:

وَتُحِبُّونَ ٱلۡمَالَ حُبّٗا جَمّٗا ٢٠

«и любите богатство любовью упорной [очень сильно].»
[Сура «Аль-Фаджр», аят 20]

Нет сомнений, что любовь человека к богатству сильна.

وَإِنَّهُۥ لِحُبِّ ٱلۡخَيۡرِ لَشَدِيدٌ ٨

«Воистину, он страстно любит блага.»
[Сура «Аль-Адийат», аят 8]

Нет сомнений, что эта тема живёт вместе с людьми, а именно: тема денег.

Эта тема вызывает многочисленные обсуждения, потому что всегда развивается и прогрессирует, как это было в прошлом и настоящем. Деньги прошли множество ступеней развития. К последним ступеням относится то, что мы сегодня слышим о криптовалютах, биткойне например, который кажется валютой, но не является ею.

Это лишь примеры инноваций и развития, которые разбираются в теме денег с точки зрения Шариата.

Несомненно, тема денег является важной для требующего знания и учёного, потому что с этим предметом, как вы упомянули, люди сталкиваются каждый день, а также потому что с этой темой связаны крайне важные положения Шариата, касающиеся ростовщичества, займов, и капиталов компаний.

В основном все эти вопросы связаны с деньгами: вопросы оценки стоимости, определения цен, вопросы купли-продажи. Средством оплаты при покупке и продаже в основном являются деньги, поэтому уточнение положений, касающихся денег крайне важно для получающего знания, дабы для него стали понятными многие разделы Шариатского знания. Возможно, вышеупомянутое частично раскрывает важность этой темы, но Аллах знает лучше.

Ведущий: Что мы имеем в виду под деньгами? Подразумеваем ли мы золото и серебро или мы относим к ним бумажные банкноты?

Шейх: Когда мы говорим о сути денег, их определении и об их формах это побуждает нас знать, какие функции они имеют. Это является определением предмета беседы путём определения его функций. Почему это важно? Потому что форма денег, на самом деле, может быть разной. Иногда ими может выступать золото и серебро, иногда товар, иногда банкноты или электронная валюта. Формы денег могут быть разными.

Ведущий: Однако то, что принимается большей массой людей становится деньгами.

Шейх: Да, поэтому мы даём определение не с точки зрения формы и материала, а с точки зрения функций. Поэтому мы говорим, что существует несколько функций, которые выполняют деньги. Сами же предметы, исполняющие эти функции могут быть разными. Главной функцией денег является то, что они выступают средством обмена, посредником при обмене между людьми.

Функции денег

  • Деньги-посредник при обмене.

Что значит посредник?

Мы видим, что в большинстве случаев при договорах купли-продажи одна из сторон выставляет для обмена деньги, поэтому этот человек продаёт этот стакан за деньги, новый владелец этих денег после этого покупает на них стол или ручку, или книгу. Тот, кто продал эту книгу берёт эти деньги и покупает на них другую книгу или одежду. Тот, кто продал эту одежду копит деньги и покупает на них что-либо и так далее. Таким образом мы видим, что деньги являются посредником при операциях людей, почему? Потому что желания покупателя и продавца не всегда совпадают с теми товарами, которые имеются у каждого из них. Ты видишь, как врач предоставляет услугу, например в виде медосмотра, инженер предоставляет услугу, например строительство домов, бизнесмен предоставляет товар, гостиница предоставляет услугу найма жилья, перевозчик предоставляет услуги по перевозкам, владелец товара выставляет товар. Обратите внимание, что каждый член общества владеет товаром или предоставляет услугу и если тот, кто продает товар или услугу не принимает ничего, кроме товара и сделки проходят без использования денег, то он сможет продать свой товар только тому человеку, у которого есть товар, который хочет продавец. Крайне сложно и почти невозможно, чтобы человек предоставлял свой товар или услугу лишь тому, у кого есть желаемый им товар или услуга.

Поэтому деньги стали посредником в обмене людей.

  • Мера стоимости.

Ведущий: Также они используются для оценки.

Шейх: Это уже вторая функция денег: функция меры стоимости.

Первой является функция посредничества в обмене. Я сначала избавляюсь от своего товара или услуги в обмен на деньги, а затем трачу их на что пожелаю.

Второй функцией денег является то, что вы упомянули: функция меры стоимости.

У некоего человека есть товар, к примеру книги, и он хочет продать их продавцу одежды. Если он хочет задать цену своему товару, то если денег бы не существовало как посредника при обмене и меры стоимости, то продавец одежды, захотев продать свой товар был бы вынужден сказать продавцу книг: «Эта одежда стоит 1.5 книги этого вида книг или стоит 2 книги этого вида книг или стоит полкниги, или четверть».

Это сложно реализовать на практике. Если продавец одежды захочет продать товар уже другому человеку, продавцу ручек, то скажет: «Эта одежда стоит 3 ручки, а эта ручка равна одному одеянию, эта ручка стоит четверть одеяния». Это очень сложно.

Поэтому деньги стали посредником людей при обмене и мерой стоимости, и каждый человек, у которого есть товар может задать цену своему товару деньгами и сказать: «Это стоит доллар, это стоит риял, это-стоит фунт».

Таким образом, пока он оценивает стоимость товара деньгами мы можем сравнить цены на товары и услуги, предоставляемые другими участниками рынка.

Этот человек продает товар за столько-то риялов, а этот предоставляет услугу за столько-то риялов, и мы не нуждаемся в том, чтобы сравнивать эти товары и услуги между собой.

Это указывает нам на то, что потребность в деньгах является массовой для людей и они не могут без них обойтись. Почему? Потому что люди нуждаются в оценке своих товаров или услуг. Они нуждаются в том, чтобы оценивать ущерб, если кто-то что-то испортил, сколько он должен заплатить? Тогда ему отвечают: «Эта вещь стоит столько-то».

Люди нуждаются в сравнении цен, в знании что дорого, а что дешево. Всё это вынуждает использовать деньги.

  • Средство накопления богатства.

Третья функция, которую выполняют деньги: они выступают средством накопления богатства. То есть вещь, если ты продашь её за деньги, то эти деньги сохраняют ценность и не превращаются в пар.

Представь, что у нас нет бумажных банкнот, а вместо них мы используем лёд в качестве валюты. Я, в обмен на эту кружку даю тебе лёд. Лёд не является средством накопления богаства, так как мы видим, что через мгновения он растает и деньги пропадут.

Ведущий: Давайте примем звонок от брата Абу Ахмада из Саудии.

Да приветствует вас Аллах!

— Абу Ахмад: Да приветствует вас Аллах! Мир вам, милость и благословение Аллаха! Во-первых, я люблю вас ради Аллаха.

Ведущий: Да полюбит вас Аллах и воздаст благом!

— Абу Ахмад: Я хочу задать два вопроса.

Шейх: Пожалуйста.

— Абу Ахмад: Какова разница между деньгами и материальными благами? Мы всегда слышим деньги, деньги, материальные блага. Какова разница между ними?

Второй вопрос: Может ли электронная валюта выступать заменой бумажным банкнотам?

Ведущий: Сейчас вы услышите ответ, по воле Аллаха.

Шейх: Мы вернемся к твоему вопросу, брат Абу Ахмад.

Эти функции, которые выполняют деньги, они являются средством накопления состояния, то есть твоё состояние не пропадёт если ты будешь хранить его в деньгах. Если бы деньги, например были фруктами, то ведь фрукты являются скоропортящимся продуктом, и они должны храниться в определенных условиях и не хранятся долгое время, поэтому они не могут быть средством накопления состояния и не могут быть деньгами.

Главным условием для выполнения всех трёх функции: для посредничества при обмене; для оценки стоимости и для накопления состояния, является массовое принятие обществом этих денег. Поэтому, если общество не принимает их, то они не могут выполнить эти функции.

К примеру, я продал тебе что-то не за риялы и доллары, а за стаканы. Я сказал тебе что эта вещь стоит 3 стакана. Ты говоришь, что ты не принимаешь такой способ оценки и тебе он не знаком и не знаешь стоимость стаканов. То, что ты желаешь использовать в качестве денег должно массово приниматься людьми и тогда люди будут знать об их ценности, стоимости и об использовании их в обмене, так как деньги будут посредником в их обмене. Почему я не возьму эти стаканы у тебя? Потому что я не знаю примет ли их от меня другая сторона, если я их возьму. Однако если я у тебя возьму риялы, доллары или фунты, то я точно знаю, что другие люди примут их. Поэтому это всеобщее принятие заставляет продавца принимать оплату этими деньгами. Почему? Потому что он знает, что они везде принимаются к оплате и что какой-то покупатель купит на них что-то после этого, а другой продавец продаст товар или услуги за эти деньги. Этот оборот денег внутри общества невозможен без основы всех функций денег, а именно массового принятия их обществом.

Ведущий: Существует также особенность, не знаю справедлива ли она, которая заключается в том, что деньги имеют дальнейшую жизнь, а товар изнашивается.

Шейх: Всё верно. Деньги являются средством накопления богатства, а это значит, что они способны оставаться в целости долгое время и хранить в себе для тебя твоё состояние. Это то, что мы называем функцией средства накопления.

Ведущий: Мы можем ответить на вопрос нашего брата Абу Ахмада?

Какова разница между деньгами и материальными благами?

Шейх: Хорошо. Материальные блага — это любая вещь, которая имеет функцию, дозволенную Шариатом.

Этот стол считается материальным благом. Почему? Потому что он исполняет определенную функцию. Этот стакан считается материальным благом, фрукт считается материальным благом. Эта одежда, этот платок. Всё, что имеет полезную функцию, дозволенную Шариатом, считается материальным благом.

Вещи, которые имеют запрещённую функцию не считаются материальными благами по Шариату и не имеют материальной ценности. Вещь, которая не имеет полезных функций, поощряемых Шариатом, не считается материальным благом.

Например, человек говорит: «Я продам тебе москита или муху». У этого в основе нет никакой материальной ценности.

Ведущий: Или, например если продает мертвечину.

Шейх: У мертвечины нет дозволенной по Шариату функции, потому что её нельзя употреблять в пищу, поэтому она считается лишенной ценности.

Однако есть вещи, которые бесполезны.

Ведущий: Например песок.

Шейх: Например. Если у такого предмета появилась какая-то полезная функция, например если человек говорит: «Я продам насекомых предприятиям, которые получат из них какие-то химические соединения». Мы в этом случае говорим, что у этого предмета появилась ценность и польза.

Или, например если человек говорит: «Я соберу этот песок и продам его тому, кто хочет построить дом чтобы он использовал этот песок для строительства».

Материальное благо — это всё, что имеет полезную функцию.

Это может быть товар, услуга, польза, права, такие как торговая марка. Все эти вещи обладают ценностью.

Материальное благо — это то понятие, которое видоизменялось на протяжении веков. Как? Раньше у некоторых вещей не было ценности, например сегодня…

Ведущий: Покупка и продажа собак.

Шейх: Я уже сказал ранее, что некоторые предметы лишены ценности, так как в их функциях есть проблема.

Ведущий: Однако они стали использоваться в поисках.

Шейх: В охране.

Ведущий: В сфере безопасности.

Шейх: Да, у них появилась полезная функция.

Однако я хочу поговорить о том, у чего совсем не было полезных функций.

Например, солнечные лучи. Если бы кто-то сказал нашим дедам: «Я хочу купить у тебя лучи солнца, которые светят тебе на крышу», то ему бы ответили: «Что ты имеешь в виду под солнцем? Солнце же есть везде.», — и человек, который захотел купить солнечные лучи станет предметом насмешек, потому что его просьба была бы принята за шутку нашими дедами.

Если сегодня к нам придёт компания, специализирующаяся на солнечной энергетике, и скажет: «Послушай, у тебя большие землевладения, от которых ты не получаешь пользы, мы хотим их арендовать у тебя ежегодно чтобы установить там солнечные панели для того, чтобы использовать те солнечные лучи, которые падают на твои большие землевладения и за использование этих лучей мы будем платить 1000 долларов в месяц».

Ведущий: В данной вопросе что является предметом аренды? Территория для установки панелей или же солнечные лучи.

Шейх: Человек может отказаться и сказать: «Я не буду сдавать в аренду это место, я буду его использовать, но вы можете установить свои панели и использовать солнечную энергию».

Ведущий: У нас звонок, затем продолжим.

Шейх: Хорошо.

Ведущий: Брат Бу Мильки из Алжира.

— Бу Мильки: Мир вам!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!

— Бу Мильки: С вами брат Бу Мильки из Алжира.

Ведущий: Добро пожаловать!

— Бу Мильки: У меня вопрос. Какого положение евро, если …. Динар.

Ведущий: Евро что?

— Бу Мильки: Положение обмена евро на динар.

Ведущий: Ты попросил их в виде динаров или же обменял их на динары.

— Бу Мильки: Я попросил их в виде динаров…

Ценности имеют свое значение

Шейх: Давайте вернёмся к разговору.

Ценности имеют свое значение.

Если раньше человек сказал бы кому-то: «Я хочу купить у тебя твоё имя», то другой бы только посмеялся и сказал: «Разве имена продаются или номера? Это удивительно».

Сегодня имеет ценность следующее, когда ты приходишь в компанию электронного сбыта тебе говорят: «Вот база из имён и номеров. Мы продаём 10 000 номеров за 1000 долларов, 100 или 200 долларов». Всего лишь список имен.

То есть за то, что ты сказал свое имя номер и почту — у этого уже появилась ценность.

Ведущий: То же касается и известных личностей.

Шейх: У неосязаемых понятий также появилась ценность. Поэтому ценности — это не только деньги.

Материальные благо означает, что предмет обладает ценностью и разрешенной полезной функцией. Это и есть материальное благо.

Деньги же, средства оплаты представляют собой не то же, что и материальные блага. Товар, этот стакан — материальное благо, однако он не является деньгами. Что такое деньги? Это валюта, которой мы оцениваем вещи и говорим: «Эта вещь стоит 3 доллара».

Это значит, что доллар — это деньги, валюта. Если я говорю: «Эта вещь стоит 3 рияла».

Если предмет является посредником при сделках людей, мерой стоимости ценностей, средством накопления состояния, то он исполняет функции денег.

Что является деньгами сегодня?

Мы говорим, что бумажные банкноты являются сегодня деньгами, вне зависимости от разновидности валюты: доллары, фунты, евро, что угодно, риялы, динары, дирхемы. Все эти валюты — всё это деньги. Материальные блага же имеют больший охват и включают в себя товары и услуги.

Ведущий: Перед тем, как перейти ко второму вопросу, является ли отношение денег к материальным благам? Отношением частного к общему?

Шейх: Материальные ценности имеют больший охват. Они охватывают товар, услуги, деньги.

Деньги же – это нечто конкретное. К примеру, бумажные банкноты, которые мы используем.

Ведущий: Они считаются разновидностью материальных ценностей?

Шейх: Да.

Ведущий: Второй вопрос: Заменяют ли электронные валюты бумажные?

Шейх: Что касается вопроса нашего брата, то ответ на его вопрос слишком длинный и у нас был целый выпуск этой передачи, посвященный биткойну и я советую задавшему вопрос посмотреть этот выпуск, он занял где-то час, но итогом этого выпуска стало то, что операции с электронными валютами, имеющимися сегодня, в наше время, мы так говорим потому что обстоятельства и их положения могут измениться.

Мы можем заключить и сказать, что фетва, которая выдаётся сегодня в 1440 году следующая:

Использование биткойна или другой криптовалюты для инвестиций и заработка на спекуляциях с ними, а также ставки на изменение их стоимости являются запретными, так как считаются незаконным поеданием имущества и входит в разряд азартных игр, запрещенных Шариатом.

Что касается использования этих валют, таких как биткойн и т.д. для покупки товаров и услуг через интернет, для покупки программ в интернете, покупки машины, покупки чего-бы там ни было — это разрешено Шариатом, так как в данном случае они используются в качестве посредника при обмене.

Что касается инвестиций в биткойн, спекуляций с ним для получения прибыли при повышении цены и убытков при понижении, то это является видом азартных игр и незаконным поеданием чужого имущества.

Это итог нашего выпуска, в котором мы говорили о биткойне и подобных валютах.

Ведущий: Если человек хочет узнать больше, то этот выпуск выложен в Ютубе.

Шейх: Да, выпуск размещён на Ютубе, и наш дорогой брат может вернуться к нему.

Ведущий: Мы возьмём небольшую пауза, а затем вернёмся, с дозволения Аллаха.

✻✻✻

Золото и серебро раньше были средством оплаты товаров при покупке и продаже и в операциях с ними может проявиться ростовщичество. Тот, кто продаёт золото за золото, а серебро за серебро, тот должен сторониться разницы в количестве (чистого золота) и должен передавать предметы сделки сразу же. Затем для покупки и продажи стала использоваться бумажная валюта, поэтому ростовщичество может проявиться и при её использовании.

Каждая валюта считается отдельным видом.

Если мы меняем валюту на банкноты её вида, как например 100 риялов на две банкноты по 50 риялов, то оба предмета обмена должны быть переданы сразу же и не дозволено добавлять к одной из сторон. Тот, кто обменивает 100 риялов на 80, а 20 оставляет на потом, тот совершает ростовщичество.

Если продаётся одна валюта за другую, как пример риялы за доллары, то обе валюты должны быть переданы во время сделки и не разрешается отсрочка.

Нельзя продавать валюту в долг или в рассрочку, однако обмениваемые банкноты разных валют не обязательно должны быть равными по номиналу, они могут быть разными.

Нет ничего предосудительного в том, чтобы продавать старую, вышедшую из оборота валюту за большую стоимость, потому что она уже не будет считаться деньгами, а становится одним из товаров.

Разрешается переводить валюту одного государства, например риялов для её получения в другой стране в виде другой валюты, например в долларах, при условии, что передача денег будет осуществляться сразу же. Это реализуется за счет получения денег, чека или бумаги о переводе.

Изучение положений обмена защищает мусульманина, по воле Аллаха от попадания в большой грех ростовщичества. Сказал Всевышний:

يَمۡحَقُ ٱللَّهُ ٱلرِّبَوٰاْ وَيُرۡبِي ٱلصَّدَقَٰتِۗ وَٱللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ ٢٧٦

«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных грешников.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 276]

✻✻✻

Ведущий: Дорогие зрители, мы ещё раз приветствуем вас на программе «Благочестивая сделка» и сегодняшний наш выпуск посвящен бумажным банкнотам.

Шейх продолжит отвечать на вопрос брата Бу Мильки, который спросил о положении привязки евро к алжирскому динару.

Шейх: Я надеюсь, что понял вопрос.

Ведущий: Он привязал динары к евро, возможно, потому что он оставил деньги на хранение.

Шейх: Я не знаю, если он имел в виду хранение в банке, то у этого есть своё положение. Я предлагаю поговорить об этом при обсуждении банковских депозитов.

Если же он говорил про обмен евро на динар или евро на любую другую валюту.

Ведущий: Покупка при этом может проводиться через биржу, когда производится обмен двух валют, однако сама сделка является отложенной и человек покупает, к примеру, сейчас сентябрь, а он покупает по ценам октября или января.

Шейх: Честно говоря мне не совсем понятен вопрос нашего брата, однако, если он говорит об обмене этих двух валют, то мы говорим: Шариатским условием при обмене двух валют является обязательная передача предметов сделки во время сделки и не дозволен тот обмен в котором один или оба предмета обмена передаются после сделки.

Это общее правило обмена валют.

Что касается выгоды от продажи, которая больше обычной или меньше обычной, то она разрешается. Самое главное — это передача предметов сделки во время неё и не разрешается покидать место сделки, не получив предмета обмена, отсрочив таким образом его получение.

Ведущий: Расскажите об этапах становления денег. Сначала использовался бартер товаров, потом он получил дальнейшее развитие.

Перед этим давайте примем звонок.

Брат Мифтах из Ливии.

— Мифтах: Мир вам!

Ведущий: И тебе мир и милость Аллаха!

— Мифтах: У меня есть вопрос к Шейху.

Ведущий: Пожалуйста, Шейх слышит тебя.

— Мифтах: Как дела Шейх?

Шейх: Да благословит тебя Аллах!

— Мифтах: Шейх я из Ливии и у нас в Ливии нет ликвидности банков, и я хочу перевести ливийский динар в доллары с помощью чека, подтверждённого чека, с которым я приду к торговцу и возьму у него доллары. Однако у нас проблема в том, что когда ты хочешь дать чек цена обмена ещё не известна, а торговец не хочет идти с тобой в банк…

Ведущий: Чек в ливийских динарах или в другой валюте?

— Мифтах: Он в ливийских динарах, но для получения долларов.

Ведущий: Чек в долларах или в той валюте, которую ты переводишь в динары?

— Мифтах: Я приведу простой пример: У меня есть чек на мое имя Мифтах.

Ведущий: Чек в какой валюте?

Шейх: Какая валюта написана на чеке?

— Мифтах: Валюта — ливийский динар. 5000 ливийских динаров, например и я хочу отдать его торговцу для того, чтобы он получил 1000 долларов.

Ведущий: А сам ты что даёшь банку, когда хочешь перевести, ты даёшь доллары?

— Мифтах: Нет я не даю его банку, я даю его продавцу.

Ведущий: Когда ты берёшь чек, этот чек даётся тебе за что? За доллары или ливийский динар?

— Мифтах: Я хочу отдать этот чек продавцу.

Шейх: Вопрос понятен.

Он говорит, что этот чек, как я понял и пусть брат меня поправит, к примеру на 5000 ливийских динаров. Ты идёшь с ним в банк и обменивает его на доллары.

— Мифтах: Нет, я иду в банк для подтверждения чека на имя торговца для того, чтобы забрать у него доллары.

Шейх: Этот чек обменивается на доллары, однако, ты передаёшь его продавцу в обмен на товары и услуги, ты, к примеру купил у него машину и даёшь ему этот чек. Продавец берёт этот чек и обменивает его на доллары.

— Мифтах: Да.

Шейх: В банке?

— Мифтах: Не в банке, Шейх.

Шейх: А где?

— Мифтах: У меня есть деньги, динары в банке, но у нас нет ликвидности банков, и я хочу получить доллары через банк. Я иду в банк и говорю ему: «Подтверди мне сумму 5000 динаров на имя такого-то продавца, к примеру Ахмада, затем я иду с этим чеком к этому продавцу и говорю ему: Вот у меня есть 5000 ливийских динаров дай мне на них доллары». Какого положение этой операции?

Ведущий: Вопрос понятен.

— Мифтах: Цена доллара повышается и понижается, так какое положение того, что я отдаю 5000 динаров и хочу взять доллары, но я при этом не знаю цены, а чек уже выписан на имя продавца?

Ведущий: Ты когда получал подтверждённый чек от банка он списал ту сумму, которая указана в чеке, не так ли? Он списал их с твоего счёта?

— Мифтах: Да, он списал со счёта, однако я могу отказаться от сделки.

Ведущий: Но если ты откажешься, то он купит у тебя доллары по той цене, которая будет на то время?

— Мифтах: Да, но чек всё ещё у меня на руках. Я могу пойти к продавцу и договориться с ним насчёт сегодняшних цен на доллар. Если договоримся, то я возьму доллары, а если нет, то я возьму чек и пойду в банк и скажу им: «Верни мне сумму на счет».

Ведущий: Хорошо, понятно. Благодарим тебя, брат Мифтах.

Шейх: Я надеюсь, что я понял вопрос.

Ведущий: Перед этим. У клиента есть счёт в банке в виде ливийских динаров, он не может взять деньги из-за проблем с безопасностью вокруг, и он заказывает чек в банке на ту сумму, которую он хочет дать торговцу. Затем он договаривается с продавцом относительно цены товара, например машины, которая будет стоить 1000 долларов. Он идёт в банк, получает у них чек с этой суммой и банк списывает с его счета то, что равно 1000 долларам и выдают ему чек с 1000 долларов. Он идёт и даёт продавцу чек.

Шейх: Дорогой брат Мифтах, если я правильно понял картину вопроса, то она следующая:

У человека есть счёт в виде ливийских динаров в банке. Он заказал взамен денег на его счёте чек в американских долларах.

Выполняется ли в этой первой операции Шариатское условие обмена валюты?

Академия исламского фикха постановило, что передача предмета сделки может осуществляться в нескольких формах. Среди них: незамедлительное списание средств с банковского счета; среди них также: подтверждённый чек, который выпускает банк.

Это постановление вынесла Академия исламского фикха и соответственно эти ливийские динары если списываются с твоего счёта в момент операции, то это значит, что банк забрал себе первый предмет обмена. Когда же банк даёт тебе чек в долларах, то это значит, что ты себе взял второй предмет обмена. Таким образом выполняется Шариатское условие обмена, когда происходит списание со счета с выдачей чека. Если ты взял этот чек в одном из ливийских банков и передал его кому-то из продавцов в обмен на товар, например ты хочешь купить машину или дом и ты даёшь ему этот подтвержденный чек, то в этом случае ничто не мешает проводить такую сделку так как здесь уже идёт обмен товара на этот чек.

Если то, что я понял из вопроса соответствует действительности, то это дозволено по воле Аллаха и в этом нет проблем, и это согласуется с постановлением академии исламского фикха, который признаёт соответствующим Шариату обмен средств счёта в банке на подтверждённый чек, а покупка товаров за этот чек не требует неотложной передачи предметов сделки, за исключением покупки товаров из золота и серебра. Если же происходит покупка золота или серебра и чек передается во время сделки, то таким образом передача предметов сделки уже произошла.

Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом! У нас звонок от Умм Хамзы. Умм Хамза из Алжира.

Линия оборвалась, звонок прервался.

Давайте Шейх продолжим тему этапов становления денег.

Этапы становления денег

Шейх: Мы говорим, что понятие денег и разновидности их форм проходили, на протяжении истории, разные этапы.

В истории денег упоминается, что в давние времена люди пользовались бартером. То есть, денег, как посредника в обмене и меры стоимости просто не существовало. Это то, что упоминают историки.

Затем в следствии экономического развития у людей появляются деньги как посредник в обмене. Эти деньги были разных форм. Некоторые люди, как упоминается, использовали слоновую кость в качестве денег. Возможно, это было в странах, где есть тропические леса или в африканских странах. Они использовали слоновую кость.

Возможно также они использовали некоторые особенные шкуры, которые были редки.

Хорошо, эти вещи использовались. Для того, чтобы вещь использовалась в качестве денег в ней должны присутствовать некоторые особенности, которые давали бы возможность выполнять функции денег.

Среди главных особенностей — вещь должна иметь возможность сохраняться в целостности долгое время. Люди не могут использовать для обмена скоропортящийся товар. Почему? Потому что если он испортится, то он уже не сможет накапливать в себе состояние. Деньги должны иметь возможность храниться долгое время и не должны быстро портиться. Поэтому невозможно использовать бананы в качестве денег, так как они портятся за день или два. Также и яблоки не могут быть использованы в качестве денег.

Ведущий: У нас звонок. Умм Хамза вернулась к нам. Умм Хамза из Алжира. Умм Хамза пожалуйста.

— Умм Хамза: Я Умм Хамза из Алжира, мир вам!

Ведущий: И вам мир и милость Аллаха!

— Умм Хамза: У меня есть сумма денег, моя мать дала их мне и я не спросив мужа выдала с них закят. Я выдала закят, но мой муж не знал, что у меня есть эта сумма денег.

Ведущий: Вы спрашиваете о закяте с этого имущества?

Шейх: Сестра, повторите.

— Умм Хамза: Я выдала закят, но муж не разрешал мне это…

Ведущий: Вы спрашиваете можете ли вы платить закят своему мужу?

— Умм Хамза: Нет нет. Я выдала закят…

Шейх: Она не сказала ему. Дорогая сестра Умм Хамза, если этими деньгами владеешь ты…

Ведущий: Можем принять ещё один звонок?

Брат Мифтах из Ливии пожалуйста.

Шейх: Наша сестра Умм Хамза: если это твоё имущество, которое подарил тебе твой муж или твой ребенок.

Ведущий: Её мать.

Шейх: Или твоя мать подарила тебе, и оно стало твоим, тогда закят лежит обязанностью на тебе, если оно достигло нисаба и прошёл один год. Если же оно является имуществом мужа, тогда выплачивать закят должен твой муж и он должен об этом знать. Либо он предоставляет кому-то полномочия выплачивать закят, либо ты оповещаешь его о выплате этого закята и он соглашается с этим, потому что закят является поклонением и требует намерения от того, на ком он лежит обязательством. Ведь дела оцениваются по намерениям и каждому полагается то, что он намеревался приобрести, но Аллах знает лучше.

Ведущий: Да воздаст вам Аллах благом!

Вернёмся ещё раз к теме.

Шейх: Мы говорим, что на протяжении истории сначала люди использовали бартер, а затем придумали разные виды валют. Самой главной особенностью валюты или необходимым условием является её предрасположенность к долгому хранению и поэтому фрукты не могут использоваться для этого. Используется то, что может сохраняться в целости долгое время.

Кто-то может сказать: «Пшеница или рис могут храниться долго, так как они сухие и не портятся». Однако в них не выполняется другое условие, а именно: редкость и идентичность разных частей. Видов пшеницы много, некоторые из них дорогие, а некоторые дешевые, также видов риса много. К важным требованиям, выдвигаемым для вещей использующихся в качестве денег, относится идентичность разных частей.

К примеру, золото. Если оно 24-х каратное, то золото не отличается от золота или серебро, если одной и той же пробы, то оно не отличается, поэтому эта валюта стала мерой, ведь она можете долго храниться с целости.

Эти критерии, на самом деле сделали золото и серебро главенствующей валютой и позволили вытеснить другие валюты, слоновую кость, пшеницу или рис и люди стали использовать в качестве денег золото и серебро, потому что в них реализованы все критерии валюты. Они обладают редкостью, которая не позволяет им быть повсеместно, что удешевило бы их. Потому что если что-либо находится в большом профиците, то оно становится дешёвым и не принимается как валюта. С другой стороны, если вещь крайне редкая, то она также не может стать валютой. Поэтому потенциальная валюта должна быть умеренно редкой, что позволит ей распространиться, но в то же время это распространение не удешевит её, а предоставит её людям столько, сколько им её потребуется. Этим критериям соответствуют золото и серебро.

Ведущий: Некоторые ученые говорят, что золото и серебро являются деньгами по своей природе.

Шейх: Пусть мы и не согласны с этим выражением, однако многие обладатели знаний, такие как аль-Газали и аль-Джувейни или аль-Микризи, да смилуется над ними Аллах говорили, что золото и серебро были созданы чтобы быть деньгами, потому что многие века они обладали функциями денег и подходили под критерии денег.

К слову, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан в это время — а именно в эпоху использования золота и серебра в качестве денег. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился, стал Пророком и умер в те времена, когда люди использовали золотой динар и серебряный дирхем.

Ведущий: Это был стабильный оборот золота и серебра.

Шейх: Да, в эту долгую историческую эпоху золото и серебро использовались в качестве денег.

Поэтому мы видим, что в хадисах о ростовщичестве часто говорится про динары и дирхемы.

«Не продавайте дирхем за два»,

— Муслим (1585).

Приходит в хадисе ‘Усмана, да будет доволен им Аллах.

В хадисе от Абу Саида говорится: «Слитки золота и золотые монеты равнозначны».

В хадисе Убады ибн Самита, да будет доволен им Аллах говорится о золоте и серебре.

В хадисе ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, говорится, что, когда Тальха совершал обмен с другим человеком он сказал:

«До тех пор, пока мой счетовод не вернётся». Умар же сказал тогда: «Не покидай его пока не получишь размен».

— Аль-Бухари (2174), Муслим (1586).

В этих хадисах употребляются слова золото и серебро, динар и дирхем, однако на самом деле основным фактором для положений является исполнение роли денег и меры стоимости.

Этот факт мы будем использовать, когда будет говорить о факторе, который допускает вероятность ростовщичества. Этим фактором является способность предмета задавать цену и использоваться в качестве денег, и он будет существовать пока люди используют деньги и оценивают ими стоимость.

Если люди перешли от использования золотого динара и серебряного дирхема к бумажным банкнотам, то ростовщичество может появиться и в них.

Если люди после этой эпохи в будущем перейдут на электронные валюты, то в них также может появиться ростовщичество, так как они станут валютой, которую используют люди.

Использование золота и серебра продолжалось много веков. После этого к ним добавилась так называемая вспомогательная валюта, а именно — медные деньги. На эти деньги покупались какие-то малые товары. В 19-20-м веках от рождества Христова (в 14 веке по Хиджре), в конце 13-го века стали появляться сделки с участием бумажной валюты. Что такое бумажная валюта? Это то, что называется кредитными деньгами.

Мы поясним это понятие, но чуть позже.

Операции с бумажными банкнотами новы для людей, они существуют один век, а в некоторых странах ещё меньше.

Если мы говорим о Королевстве Саудовская Аравия, то операции с бумажными банкнотами появились в 70-х годах прошлого века по Хиджре. То есть они существуют примерно 70 лет. В других странах они существуют дольше. Когда мы говорим об Америке, то там они появились ещё раньше и так далее. Этот оборот бумажной валюты стал распространяться среди людей и люди склонны к нему, потому что листки бумаги носить легче, чем динары и дирхемы.

То есть вместо того, чтобы носить мешочки с динарами и дирхемами они стали носить кошельки с банкнотами.

Сегодня в некоторых странах люди уже считают неудобным для себя использование бумажных денег и заменяют их электронной картой, и человек даже не хочет носить уже бумажные деньги. Люди используют мобильные телефоны для оплаты и электронные кошельки, потому что посчитали неудобным использование даже бумажных денег, которые они раньше использовали.

Суть в том, что 70 лет назад люди посчитали неудобным использование мешочков с золотыми динарам и серебряными дирхемами и перешли к использованию бумажных денег, однако этот переход не был легким. Почему?

Если я к тебе приду и скажу: «Я хочу купить у тебя дом, — которым ты владеешь или унаследовал от своих родителей, — и взамен хочу дать тебе бумажки. На этих бумажках написано 100, 200 500, 1000, 2000». Если это событие происходит в самом начале становления бумажной валюты, то продавец скажет: «Ты издеваешься?! Что я буду делать с этими бумажками, которые ничего не стоят? Как я оставлю свой дом в обмен на эти бумажки?»

Поэтому у оборота бумажных денег есть свой период становления. Сначала они появились как замена золоту, то есть на них было написано сколько золота или серебра они заменяют. Правительство страны гарантировала каждому, кто придёт с этой банкнотой выдачу того количества золота и серебра, которое было написано на ней.

Я тебе даю банкноту, на которой написано 200 — эти 200 означают, что ты можешь пойти с этой банкнотой в Центральный банк, напечатавший её, отдать её и тебе выдадут 200 граммов золота или серебра и т. д. Всё в зависимости от номинала этой банкноты.

Это то, что вселило в людей уверенность в самом начале и побудило их продавать свои дома и недвижимость в обмен на бумагу. Они продавали свои товар за бумагу. Почему? Потому что люди верили, что эти Центральные банки страны и правительства смогут выплатить столько золота и серебра, сколько написано на этих банкнотах. Поэтому люди стали использовать эти деньги. Когда появился оборот таких денег, я думаю, что когда человеку вручались эти деньги, то он сразу шёл в Центральный банк и говорил: «Дайте мне золото, чтоб я был спокоен». Он отдавал бумагу получал золото и успокаивался. Торговцы стали принимать эти банкноты. По-другому: у тебя есть эта бумага и тебе говорит торговец: «О мой брат, покупатель, ты можешь не ходить в этот центральный банк и не приносить своё золото мне, мне хватит чтоб ты отдал мне всего-лишь этот листок бумаги и этого достаточно, а я верю, что на этой бумаге написано столько золота сколько действительно ей соответствует».

Ведущий: Поэтому на ней писалось: «Обладателю этой расписки положено столько-то золота». И человек мог обратиться с этой бумагой к Центральному банку.

Шейх: Всё верно. Раньше на купюрах было написано, что обладателю этой банкноты положено столько-то золота.

Торговец, с которым имел дело покупатель мог пойти в центральный банк и получить сколько-то золота или серебра. Когда этот торговец хотел оставить расписку другим торговцам те говорили: «Ты можешь не приносить золото, дай нам лишь эту бумагу». Другие торговцы и продавцы, когда имели дело с этим говорили: «Не приноси золото, отдай лишь эту бумагу».

Эта бумага получала распространение и принималась. Возможно, в первый год существования этой бумаги половина жителей отправлялась в Центральный банк для получения золота. Во второй год доверия стало к ней больше и лишь четверть отправлялась за золотом. В третий год появлялось ещё больше доверия и за золотом отправлялась лишь десятая часть населения. Через 5, 10, 15 лет Центральные банки заметили, что эта бумага стала приниматься людьми и на 10, 11, 20-й год никто уже не приходил в Центральный банк за золотом или серебром. Были напечатаны новые банкноты, которые уже перестали быть долговыми обязательствами, и мы перешли к кредитным деньгам, которые стали считаться деньгами сами по себе и стали приниматься людьми без необходимости их обмена на золото или серебро. Это было началом того, что называется кредитными деньгами и они нуждаются в подробном разборе.

Ведущий: Большое спасибо, уважаемый Шейх. Это обширная тема, которая нуждается в более подробном разъяснении и возможно мы продолжим объяснять и разъяснять эту тему в следующем выпуске по воле Аллаха. Я также премного благодарен нашим дорогим зрителям за внимание и в конце этого выпуска мы говорим: До встречи в новых выпусках, с дозволения Аллаха. Вверяем вас Аллаху! До встречи.

Мир вам милость и благословение Аллаха!

Новое на сайте