Урок 5
Темы:
- Клевета из больших грехов;
- Гъыйба: аяты и хадисы про запретность гъыйба;
- Воздержание от гъыйба — путь праведных предшественников;
- Причины гъыйба;
- Благородные люди избегают гъыйба;
- Гъыйба — качество тех, кто уверовал только на словах, но не сердцем;
- Степени гъыйба:
- Гъыйба на учёного из самых тяжких преступлений;
- 6 случаев, когда допускается гъыйба;
- Как научиться воздерживаться от гъыйба — советы учёных.
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху Господу миров! Восхваление и приветствие предводителю пророков и посланников, нашему пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам.
А затем:
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжаем чтение книги «Шариатские адабы», где автор начинает разъяснять то, что Ан-Назым, да помилует его Аллах, перечислил некоторые из запретных деяний, которые имеют распространение. И как мы видим он не говорит, что запретным (харамом) является ростовщичество или другие вещи, но приводит те деяния, которые являются большими грехами, и, к сожалению, многие допускают в этих грехах послабления, а также, они имеют большое распространение. Итак, он перечислил следующее.
Клевета
Автор разъясняет что:
«Клевета — это говорить на человека то, чего он не делал»
— и приводит хадис:
«Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى البِرِّ، وإنَّ البِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ، وإنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ صِدِّيقاً. وإنَّ الكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفُجُورِ، وإنَّ الفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وإنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ كَذَّاباً
«Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие приводит к Раю, и, поистине, человек будет (постоянно) говорить правду, пока не запишут его пред Аллахом как правдивейшего. И, поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к Огню, и, поистине, человек будет (постоянно) лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца». [Аль-Бухари №6094, Муслим №2607]
Когда спросили имама Ахмада: «Как ты узнаёшь лжецов?»
— т.к. мухаддис всегда должен знать от кого он берёт хадис, правдив ли передатчик, на что он ответил:
«Я узнаю их по нарушению обещания (т.е. они не сдерживают своих обещаний)».
Абу Зурр’а, да будет доволен им Аллах, говорит, я сказал имаму Ахмаду:
«Как ты спасся от меча аль-Му’тасыма и кнута Сауд аль-Уассыка?» (испытание, которое имам Ахмад прошёл с муаттазилитами). Имам Ахмад ответил: «Если правдивость положить на рану, то она заживёт».
Гъыйба (злословие)
Имам аль Куртуби в своём тафсире приводит единогласное мнение учёных о том, что гъыйба (злословие) из больших грехов.
Что такое злословие (гъыйба)? — Это поминание человека за спиной тем, что ему не понравится.
Аль-Джаухари, разъясняя смысл этого слова, говорит:
«Гъыйба – это, говорить о человеке то, что его расстроит, что ему не понравится, если он это услышит. И если сказанное окажется правдой то, это злословие (гъыйба), а если сказанное окажется ложью, то — это клевета (бухтан)».
Как мы сказали, гъыйба является большим грехом, по единогласному мнению ученых. Что же говорить о бухтане, который является ещё хуже?!
В довод к этому автор приводит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ؟» قَالُوا: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: «ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ». قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: «إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ، فَقَدِ اغْتَبْتَهُ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ»
«Известно ли вам, что такое гъыйба?” Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это когда упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему”. Его спросили: “Скажи, а если присуще брату моему то, о чём я скажу?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём (гъыйба), а если этого в нём нет, значит, ты возведёшь на него клевету (бухтан)”».
— Муслим (2589), Ахмад (2/384), Абу Дауд (4874), ат-Тирмизи (1934). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (86), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2844), «Мишкатуль-масабих» (4828).
На запретность гъыйба (сплетен) Аллах указал нам в Священном Коране, и указал насколько это деяние является мерзким и отвратительным. В 12 аяте суры «Аль-Худжурат» Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱجۡتَنِبُواْ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلظَّنِّ إِنَّ بَعۡضَ ٱلظَّنِّ إِثۡمٞۖ وَلَا تَجَسَّسُواْ وَلَا يَغۡتَب بَّعۡضُكُم بَعۡضًاۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمۡ أَن يَأۡكُلَ لَحۡمَ أَخِيهِ مَيۡتٗا فَكَرِهۡتُمُوهُۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ تَوَّابٞ رَّحِيمٞ١٢
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный».
[Сура «Аль-Худжурат», 12 аят]
В этом аяте Аллах, Свят Он и Велик, разъясняет нам некоторые причины, которые приводят к гъыйба и как от этого избавиться. Так Аллах, Свят Он и Велик, запрещает мусульманам плохо думать о своих верующих братьях, потому что, многое из этих домыслов являются безосновательными, и дурные мысли неразрывно связаны с греховными речами и поступками. Потому что, когда человек плохо думает о своём брате, он начинает выискивать его некоторые недостатки, пытается найти подтверждения своим домыслам, начинает за ним шпионить. В этом аяте Аллах, Свят он и Велик, запрещает не только плохо думать о мусульманах, но и запрещает испытывать к ним вражду и ненависть.
Аллах, Свят он и Велик, обращается к нам: «О, те, которые уверовали! О правоверные! Не пытайтесь узнать о недостатках мусульман и не обнародуйте их. Старайтесь не замечать ошибок своих братьев, не говорите о своих братьях то, что им не понравится, даже если это правда».
Аллах, Свят он и Велик, чтобы отвратить Своих рабов от этого греха, уподобил человека, который злословит за спиной, тому, кто ест мясо своего мёртвого брата, подчёркивая этим насколько отвратителен подобный поступок, и вы ни за что не стали бы есть мясо своего брата, особенно если он испустил дух и умер. Посему, не отзывайтесь о нём плохо за его спиной, и не ешьте его мясо пока он жив. Бойтесь Аллаха, среди прекрасных имён которого — Принимающий покаяние и Милосердный.
Воздержание от гъыйба — путь саляфов
Почему иногда мы приводим высказывания наших праведных предшественников, в то время как у нас есть аяты и хадисы Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, указывающее на это качество, или указывающее на запретность этого деяния?
Из причин — это является примером, для нас. Во-первых, причина правильного понимания этого текста из Корана и Сунны, во-вторых, пример правильного понимания саляфов этого текста, и пример того, как они воплощали это в жизнь. Т.е. мы услышали этот аят, услышали этот хадис и, если мы посмотрим, как саляфы выполняли этот приказ и сторонились гъыйба.
Так, ‘Утейба бин Муслим, да помилует его Аллах, услышав мужчину, который делает гъыйба за другого человека, сказал:
«Поистине, ты жуёшь кусок мяса, от которого давно отказались благородные люди».
Са’ид бин Джубейр, да помилует его Аллах, не позволял никому делать гъыйба в своём присутствии. И это не только о нём. Это положение всех великих имамов. Так, Абу ‘Асым ан- Набиль, да помилует его Аллах, сказал:
«Я никогда не делал гъыйба за муслима, с тех пор как узнал, что Аллах сделал гъыйба запретной».
Также он сказал:
«Не поминают людей тем, что им не понравится, кроме подлого, у которого нет религии».
Вопрос гъыйба — один из самых проблемных вопросов, к сожалению, нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха, потому что этот грех имеет большое распространение. И в наше время мало кто сможет сказать подобные слова, как слова имама аль-Бухари:
«С тех пор, как я узнал, что гъыйба принесёт мне вред, я не делал её ни за одного верующего».
Затем он говорит, как приводит имам аз-Захаби в его биографии, что:
«Я надеюсь предстать перед Аллахом и ни один человек не спросит с меня за гъыйба».
Именно поэтому мы остановимся на этой теме и уделим ей некоторое внимание, ввиду её важности. Потому что человек может быть щедрым на пути Аллаха, может совершать поклонение, может поститься и быть усердным в поклонении, но стать банкротом в Судный День по причине того, что он делал гъыйба на верующих. Потому что, человек, который делал гъыйба и не рассчитался в этом мире, в Судный День будет рассчитываться своими благими деяниями.
‘Абдуррахман бин Махди, сказал:
«Если бы не то, что ненавистно чтобы ослушались Аллаха (имея в виду, что, совершая гъыйба люди совершают грех), то меня обрадовало бы, если все жители моей страны делали гъыйба на меня. И что может быть более приятнее, чем благодеяния, которые человек найдёт в Судный День на своих весах, и он их не совершал?».
– указывая на то, что тот, кто будет делать на него гъыйба, будет расплачиваться в Судный день с ним своими благодеяниями (хасанат).
Один человек сказал Хасану аль-Басрий: «До меня дошло то, что ты делал на меня гъыйба?» На что он ответил:
«Ты не достиг ещё в моих глазах такой высокой степени, чтобы я доверил тебе распоряжаться моими благодеяниями!».
‘Абдуллах ибн Мубарак, да помилует его Аллах, говорит:
«Я сказал Суфьяну ас-Саури: «Насколько Абу Ханифа далёк от гъыйба! Я никогда не слышал, чтобы он делал гъыйба даже на врага!» И тогда Суфьян сказал: «Клянусь Аллахом, он разумнее того, чтобы кому-то дать власть над своими благодеяниями (чтобы тот забрал его благодеяния)».
Фудейль Бин Йяд, да помилует его Аллах, сказал:
«Если распространится гъыйба среди мусульман, то пропадёт братство в Исламе. Поистине вы подобны вещи, которая снаружи покрыта золотом и серебром, но деревянное внутри».
— указывая этими словами на то, что внешне придерживающиеся норм Ислама, а внутри нет настоящего братства. А ведь братство — из религии, это то, что нам приказал Аллах, Свят Он и Велик. Поэтому если Фудейль Бин Йяд говорил это в его время, время лучших поколений, что можно говорить о нас?! Нет силы и мощи ни у кого, помимо Аллаха!
Здесь можно привести очень много высказываний и как мы сказали, цель высказываний этих ученых — чтобы мы брали эти вопросы на вооружение и с сегодняшнего дня занялись лечением этой болезни сообща, вместе, помогая друг другу в лечении данной болезни, иначе человек рискует оказаться в Судный День банкротом, если так правильно сказать. Поэтому Фудейль Бин Йяд, да помилует его Аллах, даёт нам рецепт, как избавиться от гъыйба. Этот рецепт он не берёт от себя, а приводит понимание из аятов Корана. Он говорит:
«Тот, который хочет избавиться от гъыйба, пусть закроет дверь домыслов, пусть не думает плохо о верующих».
Потому что если человек спасётся от домыслов, то он спасётся от выискивания и выслеживания недостатков своего брата. Каждый раз, когда ты хочешь сделать гъыйба о человеке, вспоминай слова Аллаха, Свят Он и Велик:
إِذۡ يَتَلَقَّى ٱلۡمُتَلَقِّيَانِ عَنِ ٱلۡيَمِينِ وَعَنِ ٱلشِّمَالِ قَعِيدٞ ١٧ مَّا يَلۡفِظُ مِن قَوۡلٍ إِلَّا لَدَيۡهِ رَقِيبٌ عَتِيدٞ ١٨
«Двое ангелов сидят справа и слева, и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель.»
[Сура «Каф», аяты 17-18]
Помни, что эти ангелы приставлены к тебе и ко всем людям, и чтобы ты не сказал они записывают это. И твои слова, и твои деяния — это то, за что ты будешь нести ответ в Судный День, и тебя не спросят за слова и дела того человека, чьи недостатки ты выискиваешь и распространяешь. Его слова и дела записывают его ангелы, и каждый понесёт своё собственное бремя.
Бакр ибн ‘Абдиллях, да помилует его Аллах, сказал:
«Если вы увидите человека, который занят недостатками других людей, забыв про свои недостатки, то знайте, что он в ловушке».
Ар-Раби’ Бин Хайсам, да помилует его Аллах, когда его спросили и сказали: «Мы никогда не слышали, чтобы ты совершал гъыйба?» На что он ответил:
«Я не настолько доволен собой, чтобы оставить порицание своей души и себя, и заняться обсуждением людей и их недостатков!».
Шейх Мухаммад аль-Амин Аш-Шынкъыти — великий муфассыр (толкователь), факъых (правовед), имам своего времени, который умер примерно 40 лет назад. Его сын говорил, что: «Отец никогда не позволял никому делать гъыйба при нём».
Однажды он находился в собрании учёных людей и один из присутствующих читал книгу и разъяснял её. Рядом с шейхом сидел человек, который заметил, что читающий недостаточно хорошо выступает. После, он процитировал слова в стихотворной форме, что: «Является не желательным писать книгу, тому у кого недостаточно знаний для этого». Услышав это, шейх повернулся и заплакав ответил:
«Что я сделал тебе плохого? Я пожилой мусульманин, несущий Коран в сердце. Что я сделал тебе плохого, что ты портишь мои благодеяния?»
— т.е. он просто услышал эти слова (если молчаливо слушать гъыйба — это говорит о соучастии в этом греховном деянии), и поэтому он порицал и никому не позволял делать за кого-то гъыйба.
Также его сын – шейх ‘Абдуллах аль-Амин аш-Шынкъыти, рассказывая это о своём отце, сказал:
«Пусть тот, кто хочет спастись от гъыйба, не поминает отсутствующих людей».
И для меня это было удивительным. Ведь что касается упоминания плохого о человеке плохо, то это понятно. Но, что касается упоминания благого и хорошего о своём брате или узнать, как его дела, для меня было до конца не понятным.
В скором времени приехали некоторые паломники, и я спросил об одном из братьев, которого я люблю ради Аллаха и давно его не видел. Спросив у людей, как дела у такого-то брата, мне ответили не совсем хорошо. Возможно, между ним и отвечающим был какой-то конфликт или недопонимание. Он сказал мне о нём не совсем хорошие вещи, поэтому мой вопрос, в котором я подразумевал услышать благое о своём брате стал причиной того, что отвечающий сделал на него гъыйба. Поэтому самая выгодная торговля — это поминание Аллаха, а самая убыточная торговля — это поминание людей.
Ибн аль Джаузи, да помилует его Аллах, описывая своего шейха ‘Абдуль Уахаба аль-Матый, да помилует его Аллах, сказал:
«Он жил по законам саляфов и в его собраниях нельзя было услышать гъыйба».
В этом и есть суть вопроса и все мы знаем о греховности гъыйба, о её запретности, но, мы должны именно научиться практиковать этот закон саляфов, что в собраниях, где ты присутствуешь гъыйба не должна иметь места. Вновь научиться чувствовать мерзость этого деяния — если при тебе кого-то поминают из верующих плохим, чтобы у вас был страх, что ваши благодеяния уйдут за то, что вы предоставили свои уши и будете соучастниками этого деяния. Благородные люди сторонятся гъыйба и мужественные люди, сильные люди используют эту силу для порицания порицаемого, и не позволяют гъыйба, и не позволяют в своём присутствии порочить честь верующих.
В хадисе от Абу Барзы аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, передаётся что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
يَا مَعْشَرَ مَنْ آمَنَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يَدْخُلِ الإِيمَانُ قَلْبَهُ لاَ تَغْتَابُوا الْمُسْلِمِينَ وَلاَ تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ فَإِنَّهُ مَنِ اتَّبَعَ عَوْرَاتِهِمْ يَتَّبِعِ اللَّهُ عَوْرَتَهُ وَمَنْ يَتَّبِعِ اللَّهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ فِى بَيْتِهِ
«О те, которые уверовали только своим языком, но не вошла в его сердце вера! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо, поистине, Аллах будет следить за недостатками того, кто будет следить за их недостатками, а того, за недостатками которого будет следить Аллах, Он покроет позором в его собственном доме!».
— Ахмад (4/420) и Абу Дауд (4880). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса.
В этом хадисе видно, что гъыйба — это качество тех, кто уверовал лишь на словах, но в сердца их вера ещё не вошла. И это качество таких людей. Что касается благородных верующих, которые знают, что Аллах слышит их, они сторонятся таких дел и гъыйба. Верующие должны вспоминать слова Аллаха, Свят Он и Велик:
وَلَا تَقۡفُ مَا لَيۡسَ لَكَ بِهِۦ عِلۡمٌۚ إِنَّ ٱلسَّمۡعَ وَٱلۡبَصَرَ وَٱلۡفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَٰٓئِكَ كَانَ عَنۡهُ مَسۡـُٔولٗا ٣٦
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу».
[Сура «Аль-Исра», аят 36]
В достоверном хадисе, который приводит Абу Дауд от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в ночь ночного переноса и вознесения:
«Я проходил мимо людей, у которых были медные когти, которыми они царапали свои лица и разрывали свои груди. И я спросил: «Кто эти люди, о, Джибриль?». И он ответил: «Это те, кто поедает мясо людей, те, кто порочат людей и задевают их честь!!!».
Ещё один хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
وَمَنْ كانَ يُؤْمِنُ بِالله وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْراً أَوْ لِيَسْكُتْ
«И пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День говорит благое или молчит!».
— Аль-Бухари (6018) и в «аль-Адабуль-муфрад» (102, 741, 743), Муслим (47, 48), Малик (1660)[1].
В хадисе, который привёл имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, у кого есть несправедливость перед своим братом (какое-то право нарушено или вещь твоего брата), пусть освободится от этого до наступления того дня, когда не будет ни динаров, ни дирхемов. Т.к. в этот день если у него были праведные деяния, то будет взято с него благих дел в соответствии с его несправедливостью и возвращено обладателю этого права. А если у него не останется благодеяний, то возьмут из грехов того, с кем он поступил несправедливо и кинут на этого человека»[2].
Поэтому надо всегда помнить слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
إِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مَا يَتَبَيَّنُ فِيهَا، يَزِلُّ بِهَا فِى النَّارِ أَبْعَدَ مِمَّا بَيْنَ الْمَشْرِقِ
«Поистине, раб Аллаха может произнести всего одно слово, не придавая значения, за что он опустится в Аду на расстояние подобное расстоянию между Востоком и Западом».
— Аль-Бухари (6477) и Муслим (2988).
Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал слова, которые очень правдиво описывает положение многих верующих в наши дни. Он сказал:
«Удивительно, что человеку легко удаётся оберегать себя от употребления запретного, совершения несправедливости, прелюбодеяния, кражи, употребления спиртного, от взгляда на запретное и многих грехов, но ему тяжело удерживать свой язык.
Бывает видишь человека, на которого указывают как на религиозного, аскетичного, занятого поклонением человека, но он произносит слова, вызывающие гнев Аллаха, не обращая внимания на это.
Сколь много видим мы людей, которые страшатся совершения непристойного и допущения несправедливости… Язык же их пускается в злословие о чести живых и мертвых и не обращают внимания на то, что говорят».
Это очень точно описывает положение мусульман в наше время, которые оправдывают себя тем, что предостерегают от такого или делают насыха (наставление) задевая честь верующих, выискивая их недостатки, распространяя недостатки верующих.
Абу Синан аль-Малики, да помилует его Аллах Всемогущий, о таких людях сказал:
«Если требующий знания, прежде чем выучить что-либо из вопросов религии, учится порочить честь людей, когда он преуспеет?!»
Описывая Абу Синана аль-Малики говорится, что на его уроках никому не позволялось делать гъыйба на верующих, а если кто-то поминал плохое о верующих, он запрещал делать это и приказывал замолчать.
Гъыйба на учёного — из самых тяжких преступлений
Необходимо знать, что гъыйба тоже различается в степенях. Гъыйба может касаться внешности человека, его происхождения, его характера, его религии и слов, его имущества, его дом, одежда. Не сравнится тот, кто сказал: «Его машина не красивая, его машина старая», — со словами того, кто порочит его религию, обвиняя его в заблуждении необоснованно. Поэтому нужно знать, что самая опасная гъыйба — это порочить и обсуждать религию человека и его честь. Потому что самое дорогое, что есть у человека — это его религия, его честь. Поэтому тот, кто посягает на это, посягает на великое и находится в большой опасности.
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, в комментариях к своей книге, разъясняя вопрос о требовании знания у нововведенцев, говорит:
«Здесь очень важен каждый момент, тех, которые порочат учёных и обвиняют их в нововведениях и задевают честь учёных, они должны знать, что задевание чести учёных от внушений шайтана!»
Потому что человек, порочащий учёных — несправедливый преступник. Гъыйба на учёных, не подобна гъыйбе простых людей. Ведь гъыйба на учёных несёт в себе две большие опасности:
- первое зло — это касается лично этого человека, учёного. Его личная честь. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
فَإِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ بَيْنَكُمْ حَرَامٌ
«Поистине, ваша кровь, имущество и честь запретны для вас»[3].
— Аль-Бухари (67, 105), Муслим (1679), Ахмад (4/4 и 5/37), Ибн Маджах (233) и Ибн Хиббан (5974, 5975).
- второе зло — общее. Если ты станешь поносить учёного, и люди станут остерегаться его, перестанут принимать от него знания и пользу, в которой они нуждаются в наши дни. Когда в нашей Умме так не хватает знаний и учёных, и ты отдаляешь людей от источника знаний, то значит ты уже задеваешь всю религию.
Поэтому Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, говорит:
«Те, которые порочат учёных, требующих знания — они совершают преступление против их личностей и против тех знаний, которые они несут».
И далее он говорит:
«Является обязательным уважительное и почтительное отношение к учёным, особенно к тем учёным, кто известен своим стремлением к истине и любви к Корану и Сунне. Любой из них может ошибиться».
И никто не сохранен от ошибок, кроме Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Начиная от сподвижников, все могли ошибиться, но они исправляли друг друга без гъыйба, мудростью и научными спорами.
Дальше шейх говорит:
«Обязательным для людей, требующих знания, является сторониться таких людей и предостерегать других, потому что это является губительной болезнью».
Как мы уже сказали, если ты будешь выслушивать оскорбления на учёных, то ты становишься соучастником и расплатишься своими благими делами в Судный день.
Далее он говорит:
«Если шайтан знает, что человек наслаждается поеданием мяса учёных, то он будет толкать его на это, до тех пор, пока он не будет видеть наслаждения только в этом».
Далее он говорит:
«Не дозволяется выискивать недостатки людей и выискивание недостатков верующих является аура».
— т.е. это является постыдным деянием и тот, кто этим занят, он занят позорным делом.
На этом мы закончим цитаты шейха из его книги.
Шесть случаев, когда допускается гъыйба
Вернёмся к положению людей, о которых сказали: «внешне религиозный и богобоязнен, но язык его не обезопасен от гъыйба», и причинах такого положения, а Аллаху ведомо лучше, но причиной этого может быть не правильное понимание «исключений», которые сделали учёные в гъыйба, соблюдение рамок этих «исключений». Учёные разъяснили условия, в которых дозволяется сказать что-либо за спиной верующих. Существуют рамки дозволенности. Например, как аят из Корана, который мы приводили прежде, где Аллах говорит, что гъыйба подобна мертвечине. Однако, есть положение путника, который не нашёл в дороге совсем ничего кроме мертвечины, то Аллах дозволил съесть её, дабы сохранить свою жизнь, но не объедаться и не наслаждаться ею, а лишь утолить голод и выжить. Это и есть исключения и рамки. Когда человек вынужден сказать, упомянуть что-то об отсутствующем, но при этом он соблюдает рамки дозволенности. Теперь мы перечислим данные исключения:
- Аль-Мутаззаллим (притеснённый, обиженный). Когда человек, чьи права были нарушены, пришёл к правителю или судье (к кому-либо, кто сможет восстановить справедливость и вернуть его право или то, чего он лишился). Такой человек может сказать: «Такой-то и такой то, сделал это или то»;
- Когда человек обращается для исправления порицаемого. Когда человек видит, что он не сможет исправить порицаемое в другом человеке, но он знает того, кто сможет повлиять на человека или исправить его, или сделать ему наставление, которое он примет;
- Тот, кто обращается к учёному за фатвой (правовым решением), говоря: «Такой-то человек поступил так или так, и как я могу поступить я или ответить?» Например, как в торговле, или соблюдение договора, или нарушение правил, оговорённых между людьми;
- Это предостережение кого-то от зла или вреда другого человека. Например, дабы отец не выдал свою дочь за человека, в чьих делах есть открытые грехи или оставляет молитвы, или замечен лживым и т.д;
Автор здесь приводит как пример, вопрос, заданный имаму Ахмаду, да будет доволен им Аллах:
«Можно ли предостеречь от человека, который сватается, зная, что он плохой человек?»
Основываясь на хадисе, где Фатыма, да будет доволен ею Аллах, спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о тех, кто к ней сватался. И это были Муауия и Абу Джахм. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о Муауии, что он беден, а Абу Джахм: «Его палка не опускается с его плеч» (имея ввиду, что он очень жестко относится к своим женщинам). И спрашивающий имама Ахмада сказал:
«Не будет ли это гъыйбой?», на что имам ответил: «Тот, с кем советуются, является ответственным за доверие того, кто пришёл к нему за советом. Но будет лучше если он скажет: «Я не советую выдавать за него» или «Я не доволен им для тебя», не вдаваясь в подробности и обсуждения».
- Касается человека, в теле которого есть недостатки, при упоминании которых будет узнаваться именно он. Т.е. если его называют по этому изъяну или кличке, и все узнают его именно при упоминании этого изъяна;
- Это человек, который совершает большие грехи открыто и гордится этим и упоминает эти вещи не стыдясь. Например, в некоторых регионах есть люди, мужчины и женщины, которые рассказывают о прелюбодеяниях и гордятся этим. Нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха. Такие люди лишили сами себя того, чтобы о них думали или говорили хорошее.
Хабр передаёт от имама Ахмада, да помилует его им Аллах, что он сказал:
«Если человек открыто совершает греховные поступки, то на него нет гъыйба».
Касательно всех перечисленных категорий, человек должен помнить, что, говоря это, он не имеет права порочить честь человека, чувствовать презрение и издевательства. Должен иметь правильные цели и намерения, и даже к тому, кто открыто совершает грех. Верующий в первую очередь, должен думать о милости Аллаха, Который уберёг его от таких поступков, повёл тебя прямым путём. Не возноситься и не кичиться, не унижать его. Верующий должен быть далёк от таких вещей и качеств. Также необходимо помнить, что гъыйба может быть не только в словах, но она может быть и в движениях, жестах, рисунках и порой даже фразой — «не хочу ничего о нём говорить».
Призываю в первую очередь себя и тех, кто меня слышит, чтобы мы вместе сообща начали бороться с этим пороком и очищали наше общество от данного порока, потому что, как мы сказали — гъыйба из причин отсутствия братства и единства среди верующих.
Просим Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы Он сделал нас из тех, кто говорит благое или молчит, из тех, кто в Судный День не понесёт ответственность за гъыйба на верующих.
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Вся хвала принадлежит Аллаха Господу миров!